Боязнь отвечать на уроках

Страх отвечать у доски

Откуда берется страх отвечать у доски?

Начавшаяся школьная жизнь предъявляет ребенку новые требования, ставит перед ним новые задачи. Одно из таких новых испытаний — необходимость отвечать «у доски», демонстрировать всем уровень своих знаний и умений, подвергаться оцениванию не только со стороны учителя, но и одноклассников. Нередко это очень суровое испытание для ребенка, создающее благоприятную почву для возникновения особого страха — страха отвечать у доски.

Соображения престижа, стремление к уважению и авторитету в глазах одноклассников, родителей, учителей, желание получить хорошую оценку, оправдывающую затраченные на подготовку усилия, — все эти факторы могут усиливать тревожность, возникающую у ребенка, который слышит традиционное «Иванов, к доске».

По своей сути страх отвечать у доски — это страх ситуации публичной проверки знаний. То есть тяжелые переживания здесь вызывает и сама ситуация оценивания (проверки), и то, что это оценивание происходит публично: все видят, все смотрят, все не упустят случая посмеяться, если что-то пойдет не так!

К сожалению, как и в случаях других страхов, ситуация здесь начинает разворачиваться по принципу замкнутого круга: страх никак не способствует успешности ответа, а новые неудачи еще больше усиливают страх и ужас, испытываемый ребенком.

Боясь неудачно ответить, ребенок постоянно пытается контролировать себя (психологи называют это явление «тревожным гиперконтролем»), что приводит к повышению вероятности неудачи.

Очень часто такой страх проявляется в том, что ребенок получает очень разные оценки при разных формах контроля знаний в школе: письменные работы пишет хорошо, а у доски отвечает на «тройки» и «двойки».

Испытывая страх ситуации публичной проверки знаний, ребенок может стараться сделать свое участие в подобной ситуации как можно более незаметным. В итоге при ответе на вопрос учителя будет говорить очень тихо, почти не слышно (что, как правило, вызывает раздражение учителя и тем самым подкрепляет и усиливает страхи ребенка), либо просто отказываться отвечать, иногда сопровождая свой отказ бурной эмоциональной реакцией (слезами, агрессивными вспышками).

В особенно тяжелых случаях страх отвечать у доски может проявляться даже в серьезных нарушениях речи ребенка.

Мальчик Саша (11 лет) симпатизировал своей однокласснице, с которой сидел за одной партой. Однажды на классном часе педагог, славившаяся своим острым языком, высмеяла его дружбу с девочкой. После этого Саша стал бояться этой учительницы. При одной мысли о том, что ему придется отвечать на ее уроках, он краснел, покрывался потом, у него перехватывало дыхание и подкатывал комок к горлу. Стоило ей вызвать его к доске, как он буквально терял дар речи. Саша очень хотел ответить, он пытался говорить, но ничего не получалось. Когда мальчик возвращался за парту, страх исчезал, речь возвращалась.

Учительница продолжала его высмеивать: «За партой болтаешь, а у доски слова выдавить из себя не можешь. Значит, притворяешься!»

Как можно увидеть в этом примере, страх отвечать у доски нередко возникает в результате какого-то одного травмировавшего ребенка случая (высмеяла или резко раскритиковала учительница, поиздевались одноклассники). Проблема в том, что в дальнейшем этот страх может далеко распространиться за пределы изначально вызвавшей его ситуации. Как это произошло, например, с Сашей, который постепенно стал чувствовать ужас и неспособность говорить не только в присутствии своей классной руководительницы, но и других преподавателей.

Страх отвечать у доски вообще довольно тесно связан с тем, как с детьми в классе взаимодействует учитель. Даже не беря в расчет такие очевидные случаи, как применение учителем физического насилия, оскорблений детей, можно выделить особенности стиля педагогического взаимодействия, способствующего формированию таких школьных страхов. Так, по результатам исследований психологов, наиболее высокий уровень тревожности в ситуации проверки знаний демонстрируют дети из классов учителей, исповедующих так называемый «рассуждающе-методический» стиль педагогической деятельности. Этот стиль характеризуется одинаково высокой требовательностью учителя к «сильным» и «слабым» ученикам, нетерпимостью к нарушениям дисциплины, склонностью переходить от обсуждения конкретных ошибок к оценкам личности учащегося. Именно в таких условиях ученики особенно не стремятся выходить к доске, боятся ошибиться при устном ответе и т. д.

Естественно, что появление страха отвечать у доски может быть связано и с завышенными требованиями родителей: если ребенок знает, что дома его, мягко говоря, не похвалят за любую оценку, кроме «отлично», ситуация публичной проверки знаний будет вызывать гораздо больше внутреннего напряжения и страха.

Но даже если родители и не слишком сильно ругают ребенка за «двойки», страх получить плохую оценку все равно может присутствовать и проявляться в эмоциональном дискомфорте ребенка при устном ответе.

Мальчик Тема (8 лет), на переменах бойкий и веселый, при ответе у доски говорит очень тихо, медленно, почти заикаясь. Никогда не поднимает руку, если учитель говорит, что собирается вызвать кого-то к доске.

Когда Теме предложили нарисовать то, о чем он думает, стоя у доски, мальчик нарисовал огромную страшную «двойку»: на весь лист, кроваво-красного цвета и с огромными зубами.

Как видно из наших примеров, страх отвечать у доски часто сопровождается разнообразными телесными неприятностями: ребенок чувствует напряжение в теле, краснеет или бледнеет, его накрывает волна липкого пота, могут возникать ощущения дурноты или тошноты, дрожать руки или колени. И попробуй в таком состоянии сосредоточиться, взять себя в руки и вспомнить пусть даже и прекрасно подготовленный дома материал!

Выраженность страха отвечать у доски зависит и от индивидуальных особенностей ребенка. Этот страх выше у младших школьников, у которых преобладает так называемый вербальный интеллект (то есть умение оперировать понятиями, выражать свои мысли словами). Особенно легко страх ситуации публичной проверки знаний формируется у тех ребят, для которых тревожность является устойчивой
личностной особенностью.

Как побороть страх отвечать у доски?

Если страх отвечать у доски вызван боязнью определенного учителя, ваша помощь должна быть направлена именно на то, чтобы помочь ребенку справиться с этим страхом. Здесь можно использовать разные способы работы со страхами, о многих из которых вы уже знаете.

Можно нарисовать «страшного» учителя, а потом сделать с рисунком то, что захочет ребенок. Можно нарисовать два рисунка: один на тему «Как я боюсь Марь Иванну», а второй — «Как я ее не боюсь». Затем можно спросить ребенка, что же все-таки хорошего есть в учительнице, пусть ребенок постарается назвать хотя бы одно качество учителя, которое ему нравится. Если это получилось — ваша работа по снятию страха оказалась эффективной.

Бывает очень полезно поиграть с таким ребенком в школу. Причем вы можете взять на себя роль ученика, а ребенок — учителя. Чем более грозным и страшным будет учитель в исполнении вашего сына или дочки — тем лучше. А вам нужно подыграть собственному ребенку: от души дрожать, отвечая у доски, делать совсем уж нелепые ошибки при решении примеров и т. д. Можно специально предложить ребенку игру в «кошмарного учителя»: пусть ваш сын или дочка изобразит самого ужасного учителя, которого только может себе представить. Ваша задача — путаться.

Если ребенок уверенно чувствует себя в ситуации письменного контроля знаний, а трудности вызывает именно необходимость отвечать у доски, можно придумать, как сблизить ситуацию письменного и устного ответа.

Например, девочка Катя (10 лет) нашла для себя хороший способ бороться со страхом устного ответа: она мысленно представляла перед собой экран, на котором воображаемо «писала» ответ на поставленный учителем вопрос. А потом уже «считывала» свой ответ с этого мысленного экрана. Через пару недель ей уже не нужно было прибегать к этому приему: после нескольких удачных устных ответов страх стоять у доски ушел.

Если вы выяснили, что страх отвечать у доски вызван прежде всего боязнью получить плохую оценку, поговорите с ребенком о том, для чего вообще нужны оценки в школе. Можно для начала спросить ребенка, зачем люди ходят в школу. Чтобы получать оценки? Или чему-то научиться, что-то узнать, стать в будущем тем, кем захочешь? Затем можно рассказать сыну или дочке примерно следующее: «Понимаешь, учеба в школе — это как путешествие. Ты отправляешься в путь за новыми знаниями и умениями. Это дорога непростая и некороткая. Подумай, легко ли в путешествии без компаса и карты. Когда мы куда-то идем, нам нужны ориентиры, что мы двигаемся в правильном направлении, а иначе легко заблудиться. Оценки, которые ты получаешь, — это всего лишь такие дорожные знаки, метки для твоего пути. Если получил «пятерку» — значит, двигаешься туда, куда надо, а «двойка» просто сообщает, что ты немного запутался и заблудился».

Но, конечно же, такие разговоры с ребенком могут оказать нужное воздействие, только если вы сами сможете относиться к оценкам ребенка адекватно, а не как к какой-то высшей ценности, смыслу его пребывания в школе.

Конечно, в случае наличия страха отвечать у доски очень полезным было бы постепенно приучать ребенка более комфортно и спокойно чувствовать себя в этой ситуации. Для этого вы можете попытаться попросить, чтобы в школе вам разрешили немного позаниматься со своим сыном или дочкой в пустом классе. Пусть ребенок сначала просто освоится с доской, порисует на ней сколько захочет. Потом можно постепенно приучать вашего школьника спокойно переживать ситуацию ответа у доски. Сначала просто побеседуйте с ребенком на какие-то нейтральные темы. Затем можно продолжить разговор, но пусть ребенок останется у доски, а вы присядьте за парту. Когда эта ситуация перестанет вызывать дискомфорт, попробуйте приблизить ее к тому, что будет больше похоже на ответ на уроке: пусть ребенок расскажет, например, хорошо известное ему стихотворение. Потом попросите ребенка мысленно представить, что в классе находятся одноклассники. Через несколько подобных тренировок вашему сыну или дочке будет уже гораздо легче пережить ситуацию реального ответа у доски.

Поскольку страх отвечать у доски — это разновидность страха публичных выступлений, наличие в опыте ребенка успешного выступления перед публикой помогает справиться и с этим страхом. Если у ребенка уже имеется такой опыт, напомните об этом. «Помнишь, как тебе нравилось читать стихи в детском садике на утреннике? Представь, что, когда ты отвечаешь в школе, это примерно то же самое». Если у ребенка не было такого опыта, нужно попытаться его создать. Подробнее о том, как это сделать, мы уже рассказывали вам в статье «Страх выступлений». Помните о том, что умение выражать свои мысли публично, демонстрировать свои возможности — это очень важное качество, которое пригодится ребенку далеко не только в школе, но и в течение всей последующей жизни. Подумайте, как вы можете помочь сформировать это умение. Может быть, вашему ребенку понравится заниматься в школьном театральном кружке? Или петь в хоре? Или его вариант публичных выступлений — это участие в спортивных соревнованиях? В любом случае ваша задача — найти ситуации, в которых выступления на публике понравятся ребенку (хотя в них все равно придется преодолевать определенный страх), а затем показать, что эти ситуации в чем-то похожи на «стояние» у доски (там ведь тоже своеобразная сцена).

Также для вашего сына или дочери очень полезно обучиться навыкам телесной релаксации (то есть расслабления). Дело в том, что, как вы уже знаете, наши эмоциональные и телесные реакции очень тесно взаимосвязаны, и как тело реагирует на переживаемые чувства, так и эмоциональное состояние откликается на физические изменения.

Начинать подобные занятия лучше с последовательного напряжения и расслабления различных групп мышц. Вы можете сказать своему сыну или дочке примерно следующее: «Давай напряжем правую руку. Сильно-сильно. А теперь брось, расслабь ее, пусть она упадет. Теперь давай напряжем левую руку. А теперь расслабим» и т. д.

Также для обучения релаксации можно использовать специальные игры. Например, игру «Растение». Ребенок должен постепенно «вырастать» из семечка, а затем «сломаться». Эта игра обучит ребенка произвольно чередовать состояния мышечного напряжения и расслабления.

Научить расслабляться, снимать мышечные зажимы помогает и игра «Прогулка по сказочному лесу». Предложите ребенку представить, что он находится в сказочном лесу и ходит там по различной почве: по зеленой мягкой травке, по горячему песку, по холодному снегу, по шуршащим осенним листьям, по болоту и так далее. Ребенок будет меньше стесняться, если вы будете играть в эту игру вместе с ним.

Когда ребенок хорошо научится расслабляться, он сможет осознанно снимать мышечное напряжение, выходя к доске, что поможет чувствовать себя значительно увереннее при ответе.

Если у вас хороший контакт с учителем своего ребенка, вы можете поговорить с ним о его особенностях, рассказать о том, что ребенка, который испытывает страх отвечать у доски, лучше спрашивать в середине урока, а не в начале или конце. Считается, также, что боящиеся отвечать дети часто дольше думают при устном ответе. Им требуется больше времени, чтобы сформулировать свои мысли. Потому важно предоставлять мальчику или девочке это время, при этом не повторяя вопрос. Ребенок и так прекрасно помнит задание, а такое повторение приводит только к усилению страха.

Итак, для преодоления страха отвечать у доски может оказаться полезным:

  • помочь ребенку преодолеть страх определенного учителя;
  • сформировать более адекватное отношение к школьным оценкам;
  • обучать сына или дочку навыкам публичных выступлений; научить ребенка расслабляться, снимать мышечные зажимы в ситуации устного ответа;
  • постепенно снижать страх ответа у доски, понемногу приучая ребенка более спокойно чувствовать себя в этой ситуации;
  • поговорить с учителем об особенностях вашего ребенка, вместе искать способы снижения страха.
  • www.b17.ru

    10 способов развеять школьные страхи

    Тяжело привыкать к учебе после каникул, а впереди такая длинная третья четверть! Поневоле загрустишь. А у тревожных детей вновь появляются уснувшие было проблемы. И одна из них — школьные страхи, которые часто усиливаются из-за перемены жизненного ритма, нагрузки, болезней.

    Школа для детей — основной социум. С ней связана масса обязанностей и желаний. Неудивительно, что здесь концентрируется и большинство страхов. Один ученик неуверен в себе и опасается поднять руку, другому трудно общаться с одноклассниками. Нередко возникает страх перед проверочной работой, и довольно часто школьники, особенно младшие, боятся учителя. Тревоги бывают разные, и зависят они от характера ребенка и его психологической защиты.

    Сам по себе страх не всегда однозначно вреден. Он избавляет нас от излишнего риска, помогает адаптироваться к ситуации. Но порой тревога становится постоянной и сильно осложняет жизнь. Тогда необходимо обратить серьезное внимание на эмоциональное состояние ребенка и задуматься о причинах его ухудшения.

    Страх или волнение?

    Слово «боюсь» для детей не всегда означает страх. Так ребенок может называть и другие ощущения: «Мне не хочется», «Я волнуюсь». Помогите сыну или дочери понять свои чувства. «Когда это действительно школьный невроз, его проявления (депрессия или агрессия) усиливаются в период учебы, — объясняет Татьяна Авдулова, доцент кафедры возрастной психологии МПГУ. — Если в каникулы состояние улучшается, ребенок увлеченно обсуждает разные темы, но при этом отторгает все, что связано со школой, — это повод внимательно присмотреться к ситуации».

    Кто чаще боится

    Проще всего свалить проблемы на излишне придирчивого учителя. Так бывает, конечно, но чаще причины гораздо глубже. Важно обратить внимание на отношения дома. Тревога, как росток, который попадает в подготовленную почву, развивается, когда снижена психологическая защита. Она формируется в семье.

    Тревожная «рассада»:

    1. Постоянное родительское недовольство. Тогда ребенок вечно ждет неприятностей, возникает неуверенность в себе. Такие дети могут бояться всего.

    2. Завышенные требования. Повышенная требовательность лишает ребенка комфорта: его не понимают даже в семье. Появляется чувство неполноценности. Людмила Аншакова, психолог: «Дети боятся того, за что их могут наказать. Тем не менее возникает желание нарушить запрет, и получается замкнутый круг. Образ родителей в школьных дверях или другая авторитетная фигура (учитель) выглядит пугающе. Появляются специфические страхи (закрытых дверей)».

    3. Гиперопека. Детям, не привыкшим самостоятельно принимать решения, непросто в коллективе сверстников.

    1. Если страшно идти в школу

    Так часто бывает после каникул или болезни. Предложите сыну или дочери договориться с кем-то из одноклассников и пойти в школу вместе.

    2. Если страшно поднять руку и выйти к доске

    Часто родители уговаривают ребенка не бояться и тем самым фиксируют страх. «Разумнее сосредоточиться на конкретной причине: ты опасался, потому что плохо выучил или точно не знал ответ?» — комментирует Людмила Аншакова.

    3. Страх ответить неправильно

    Учите управлять тревожной ситуацией: «У тебя есть возможность подготовиться (выучить урок, подумать, как себя повести)». Чаще тренируйте выступления на публике. От третьего лица выступать легче. Поиграйте, будто говорит не сам ребенок, а тот, кого он изображает.

    4. При волнении

    Объясните детям, что это позитивное чувство, которое подстегивает действие. Волнение можно умерить простыми приемами — глубоко подышать, обдумать первую фразу.

    5. Перед контрольной

    Не преувеличивайте ее значение («Тебе нужно выспаться, ведь завтра контрольная!»). Переведите событие в разряд рядовых («Такие проверки в жизни бывают постоянно»).

    6. Если ученик боится учителя

    Бывают, конечно, случаи, когда разумнее сменить учителя, но прежде есть смысл поработать с ситуацией. В любом случае объясните ребенку смысл школьных требований: это не произвол учителя, а стремление выполнить общие правила. Проиграйте разные ситуации: ребенок становится учителем, а кто-то из родителей — учеником.

    7. При неуверенности

    Родительский контроль должен быть не пошаговый, а итоговый. Допустим, просим купить хлеб, но не говорим, какой именно и в каком магазине.

    8. При сложностях в общении

    Приглашайте в гости одноклассников, придумывайте интересные мероприятия. Старайтесь, чтобы в новой компании или в новом месте ребенок оказывался не один, а с кем-то из знакомых людей.

    9. Для всех ситуаций

    Справиться с тревожностью и испугом помогают закаливание, четкий режим дня, прогулки перед сном. А если с наступлением темноты страхи усиливаются? «К концу дня накапливается физическая усталость, и тогда тревоги уходят на второй план, — объясняет психолог Людмила Аншакова. — Родители рядом, организм уже немного расслаблен, ничего не произошло. В результате страхи затуманиваются».

    10. Анатомируем страхи

    Проговариваем или рисуем. Изображение можно посадить в клетку, замазать или вообще порвать. Главное — вынести эмоции на поверхность, не держать их в себе.

    www.trud.ru

    Если ребенок боится отвечать на уроке

    «… Тебя сегодня спрашивали по физике? Ты вчера мне весь параграф замечательно рассказывал. Обидно, ведь мог получить заслуженную пятёрку!
    — Нет, я не отвечал.
    — А ты поднимал руку? Ты же действительно знал материал!
    — Если бы меня вызвали к доске и спросили еще что-нибудь, а я бы не смог ответить. Наоборот, хорошо, что «пронесло»».

    Наверное, многие родители не раз огорчались из-за того, что ребенок, зная учебный материал, старается не отвечать на уроке, пока учитель не спросит его. Бывает, что насыщенный интересными фактами реферат или доклад также остаётся без внимания педагога и одноклассников. Почему же ребенок, вместо досады, разочарования и обиды, испытывает облегчение, а в другой раз, также предпочитает «отсидеться» за партой, чем блестяще ответить, рассказать много полезного для ребят и получить заслуженную хорошую отметку?

    Причин, которые вынуждают ребенка боятся отвечать на уроке, может быть несколько. Вот две основные: стеснение и страх показаться глупым, смешным, неинтересным окружающим. Если учитель старается максимально поддерживать стесняющегося ребенка, даёт достаточное количество времени для ответа, чувствует внутреннюю потребность детей во внимании педагога, то ребенку будет проще поднять руку и вызваться к доске. Доверительная и спокойная атмосфера в классе на уроке и среди сверстников на переменках также обладает мощной поддержкой для стесняющихся ребят.

    С 9 лет ребенок может стать крайне застенчивым, очень переживая из-за внешних изменений, меняющегося голоса. Ребенок может страдать из-за единожды полученного негативного опыта ответа у доски, когда у него что-то не получилось. Не уверенные в себе дети склонны видеть в любом деле непреодолимые для себя препятствия, поэтому, даже будучи замечательно подготовленными к уроку, они боятся поднять руку, опасаясь, что у них не получится сконцентрироваться, интересно рассказать или ответить на вопросы.

    Если в основе нежелания отвечать у доски лежит тревога или страх оказаться неуспешным и получить негативную оценку не только учителя, но и одноклассников, родителям и педагогам нужно сообща стараться убедить ребенка попробовать хотя бы один раз. Задача родителей помочь ребенку именно в этот раз подготовиться настолько хорошо, чтобы опыт ответа у доски был позитивным и результат удовлетворил бы ребенка. Можно заранее попросить помощи и поддержки у одноклассников, воспользовавшись их опытом.

    Если ребенок чувствует свою компетентность, если пользуется уважением ребят, он гораздо меньше переживает о том, что будет выглядеть глупо в той или иной учебной ситуации. Дети, которые не боятся отвечать и задавать вопросы на уроке, более свободны в общении как школьном, так и за пределами школы.

    Менее способные ребята реже проявляют инициативу на уроках, так как считают себя «недостаточно умными и развитыми». Задача родителей помочь такому ребенку отыскать тот учебный предмет или ряд предметов, в которых он будет чувствовать себя успешным, вместе разобраться в слабых и сильных сторонах ребенка и стараться оказывать максимальную поддержку в «не дающихся» предметах. Ведь учебная мотивация складывается не только из интеллектуальных способностей ученика или того, насколько интересно учитель даёт учебный материал. Здесь важна и личная заинтересованность ребенка и родителей, и его внутренняя самооценка и самоуважение, которые способствуют формированию желания раскрывать и дополнять уровень своих знаний.

    Как можно помочь ребенку не бояться отвечать на уроке?

  • Старайтесь отрепетировать весь ответ дома, подскажите ребенку, с чего лучше начать свой рассказ, а чем – закончить. Станьте для него настоящим слушателем, вместе обсудите самые интересные факты из подготовленного материала, заранее подсчитайте время, требующееся на ответ. Научите ребенка логически выстраивать любую монологическую речь.
  • Поддерживайте любую инициативу ребенка: «Мне сегодня учитель сказал, что ты замечательно рассказал диалог, когда он тебя спросил. Я так горжусь тобой! Наверное, если бы ты сам поднял руку, ты бы чувствовал себя еще счастливее!»
  • Обсудите с ребенком ситуацию повышения тревожности по мере того, как учитель вызывает к доске всех по очереди. Проиграйте в домашних условиях «Обычный урок», чтобы ребенок ощутил и осознал, что ответить самому в начале урока – гораздо легче, чем, переживая и тревожась, долгое время ожидать, вызовет учитель или нет.
  • Будьте в курсе устных заданий по предметам, оказывайте любую помощь в поиске дополнительного материала для более яркого и интересного выступления ребенка.
  • Постарайтесь определить, чего больше боится ребенок и, по возможности, решить именно эту проблему. Учебный материал, который повторялся несколько раз дома, с привлечением дополнительной любопытной информации поможет ребенку поверить в то, что ему не будет страшно рассказать его у доски.
  • «Я жду от тебя, чтобы завтра ты поднял руку и сам вызвался к доске!» Такими фразами Вы только углубите страх ребенка перед публичными выступлениями до проявления еще большей тревожности или психосоматических болей живота, головы и т.д.
  • «Если ты завтра не поднимешь руку сам, я пойду к учительнице!» Ребенок должен видеть в родителях и педагогах, прежде всего друзей или, по крайней мере, союзников. Не стоит запугивать ребенка. Наоборот, постарайтесь поддержать его: «Для меня очень важно, чтобы ты не боялся говорить и отвечать, пусть даже не всегда правильно. Если тебе это трудно, мы вместе с учителем можем помочь тебе!»
  • «Я то думала, что ты всегда будешь во всем первым, а ты боишься руку поднимать!» Завышенные ожидания и требования и невозможность их реализовать могут способствовать развитию чувства неполноценности и низкой самооценки у ребенка. Страх оказаться «плохим» учеником заставляет ребенка переживать неудачу за неудачей, что потом может способствовать постоянному пребыванию ребенка в стрессовом состоянии.
  • «…Если родитель – открыт к рассуждениям, он может научить не бояться рассуждать своего ребенка. Если он сам не готов к публичности, пусть учится этому вместе со своим ребенком…»
    Михайлюк Р. «Воспитание родителей»

    ©​ 2013г., Информационно-психологический центр «Белый слон»

    www.wslon.ru

    Статья по психологии на тему:
    Советы школьного психолога: «Если ребенок боится отвечать у доски»

    В данной статье даны психолого-педагогические рекомендации по формированию уверенности в себе.

    Предварительный просмотр:

    БОЮСЬ ОТВЕЧАТЬ У ДОСКИ

    (рекомендации учащимся по формированию уверенности в себе).

    «Я боюсь отвечать у доски. Все знаю, выучу, а выхожу к доске — сразу все из голове вылетает. Мычу что-то невразумительное Руки, ноги, как чужие. А тут еще ребята рожи строят. Тут вообще все забываю. Не представляю, как буду экзамены сдавать». С такими жалобами школьники часто обращаются к психологу. И это естественно. Ведь ответ у доски — это выступление, почти такое же, как выступление артиста на сцене. Здесь есть и публика (одноклассники), и критик (учитель). Причем это не просто выступление, а выступление на отметку, выступление, где проверяются твои знания, умения. Ну как тут не волноваться?

    Но вот что интересно. Ситуация эта (ответ у доски) — для всех учеников одинакова» а переживают ее и ведут себя в ней ребята по-разному. у одних она вообще не вызывает никаких особых переживаний, другие чувствуют себя, «как перед прыжком в воду — и весело, и страшно» Ответив, они обычно еще долго не могут успокоиться, и, наконец, третья сильно волнуются, путаются, забывают даже хорошо выученный урок.

    С чем это связано? Конечно, во многом с тем, как ученик выучил урок, насколько хорошо он вообще знает и понимает тот ют иной предмет, с тем, насколько ой уверен в своих силах. Однако иногда бывает и так. Ты действительно хорошо знаешь урок и когда, на перемене товарищ попросил объяснить трудный вопрос

    ты легко сделал это, а вот вызвали тебя отвечать, — и ты вдруг с ужасом убеждаешься, что все забыл, в голове мечутся какие-то обрывки мыслей, которые, кажется, невозможно объединить во что-то единое, быстро и сильно бьется сердце. Если это повторяется часто(и учитель, естественно, оценивает твои ответы не слишком высоко), то со временем ты даже можешь привыкнуть к неудачам и, выходя отвечать, заранее будешь готов к тому, что всегда ответишь хуже, чем выучил. Появится неуверенность в себе, которая может потом распространиться и на общение с товарищами («Они только делают вид, что дружат со мной, а сами за глаза смеются»).

    Для того, чтобы этого не произошло, надо научиться преодолевать свой страх, свою боязнь отвечать у доски.

    Давай попытаемся разобраться, что происходит, когда ты выходишь отвечать. «Ясно, что, — ответишь ты, — волнуюсь и все». Правильно. Но когда человек волнуется? Обычно тогда, когда он почему-то не знает, как себя вести, что делать, боится потерпеть неудачу, провалиться. Психологи в таких случаях говорят, что человек чувствует, что у него не хватает средств, чтобы справится с ситуацией. И чем больше он хочет добиться успеха, тем сильнее волнение и страх. Есть такие ситуации, справиться с которыми особенно трудно и вместе с тем особенно важно. Эти ситуации, которые предъявляют особые требования к человеку, в психологии называют «стрессовыми» (от английского слова stress – напряжение). Ответы у доски и особенно на экзаменах – тоже своего рода стрессовые ситуации. Справляться с ними можно научиться. Для этого существуют специальные упражнения. Овладев ими, ты сможешь преодолевать свое волнение. Только наберись терпения и упорства.

    Начнем с подготовки уроков.

    Во-первых, надо правильно готовить уроки.

    Но почему же все-таки бывает так, что, даже хорошо зная урок, ты волнуешься и не можешь его рассказать? Все дело в том, что когда ты готовишь урок и когда отвечаешь его, ты чувствуешь себя по-разному. Психолог сказал бы, что ты находишься в разных эмоциональных состояниях. Учишь урок ты дома, сидя (а то и лежа) в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая у доски, стоишь напряженный, взволнованный. Из психологических исследований известно, что чем больше различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (например, учит уроки) и воспроизводит ее (отвечает), тем труднее ему извлекать информацию из памяти (вспоминать). Следовательно, надо постараться сблизить эти разные состояния.

    Прежде всего для этого надо научиться воображать, представлять себя в разных эмоциональных состояниях. Постарайся себе очень четко, во всех подробностях представить, что ты чувствуешь, переживаешь, когда совершенно спокоен, и что, — когда сильно напряжен. Очень хорошо, если ты попробуешь описать состояния. Затем в течение нескольких дней читай отрывки из книг, стихи, спортивные репортажи, воображая себя то в том, то в другом состоянии. Только трать на это упражнение не больше 10 минут в день. Когда ты научишься легко его выполнять, можешь перестать его делать. Возвращайся к нему изредка, перед особенно трудными ситуациями, тогда, когда тебе особенно трудно овладеть своим состоянием. [1]

    При подготовке уроков, выучив домашнее задание, обязательно пересказывай его (даже если тебе кажется, что ты все очень хорошо знаешь). Отвечай так, как если бы это было в классе (т.е. представляя себя в классе, отвечающим у доски). Лучше всего пересказывать урок перед зеркалом (желательно таким, чтобы видеть себя целиком). Рассказывая, следи за своим голосом, позой, мимикой, жестами. Если ты занимаешься вдвоем с товарищем, то рассказывайте друг другу, но зеркалом при этом все равно пользуйтесь. Пусть он сядет сзади тебя так, чтобы, смотря в зеркало, ты видел не только себя, но и его. Следи за его реакцией. Потом в классе во время ответа снова смотри на него. Конечно, рассказывать урок можно не только товарищу, но и маме, брату. Важно, чтобы с помощью зеркала ты мог следить и за собой и за реакцией слушателя.

    Когда тебе особенно трудно отвечать, готовя урок, воспользуйся советом, который дают спортсменам перед ответственными соревнованиями. Продумывай мысленно свой ответ во всех подробностях, постарайся представить все, что будет происходить, — возможные реплики учителей и одноклассников, Петьку на третьей парте, который «строит рожи» и т.п. Представляя, старайся вообразить, что ты будешь переживать, чувствовать в этих ситуациях, как будешь себя вести. Причем представляй ситуацию во всех вариантах, во всех возможных последствиях и реши, как лучше держаться, лучше вести себя во всех случаях (задают дополнительный вопрос, кто-то кидает ехидную реплику и т.п.). очень полезно представить, как вели бы себя в этой ситуации те из твоих одноклассников, чьи ответы у доски тебе особенно нравятся, а также те, чьи ответы, по твоему мнению, никуда не годятся. Обдумай все это после того, как урок уже выучен и пересказан, и ты убедился, что хорошо его знаешь. Но не трать на это много времени (не больше 5-7 минут).

    Учи наизусть план ответа, и, отвечая в классе или пересказывая урок дома, старайся придерживаться этого плана. Всегда, когда это возможно, готовь для ответа «изюминку», которой ты мог бы порадовать учителей и удивить одноклассников (дополнительный материал, интересный пример, оригинальное решение задачи и т.п.). Найди для нее самое подходящее место в плане ответа.

    Приготовив урок, постарайся дать себе отчет, на какую отметку ты можешь рассчитывать (учти при этом, что на отметку часто влияет не только то, как ты выучил урок сегодня, но и твои старые знания по этому предмету). Причем имеется в виду именно «твердая» отметка, тот минимум, на который ты можешь рассчитывать. Запиши эту отметку.

    Когда тебя вызывают отвечать, выходи к доске подчеркнуто медленно, спокойно, вспоминая то состояние, в котором ты пересказывал урок дома.

    Формулируй цель ответа. Но целью должна быть не отметка, которую ты хочешь или боишься получить, а то, о чем ты должен рассказать (например, «Я должен рассказать, чем различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения»).

    Отвечая, старайся говорить спокойно, четко, следи за своим голосом, за тем, как держишь руки. Дело в том, что по голосу можно судить о твоих переживаниях и чувствах. Например, у космонавтов, находящихся на космическом корабле, основной контроль за их эмоциональным состоянием осуществляется по голосу. Но голос (также как и жесты) не только «выдает» наше состояние, но может и влиять на него – успокаивать, придавать уверенность. Поэтому, если ты будешь стараться говорить уверенно, то можешь и почувствовать себя более спокойно. Если тебе задают дополнительный вопрос, не пугайся. Постарайся точно понять, о чем спрашивает учитель. Поняв это ты, если знаешь материал, сможешь правильно ответить на вопрос. Только не торопись говорить, что ты не знаешь. Лучше предупреди учителя, что тебе надо немного подумать.

    Не бойся ошибиться! Ошибки бывают у всех. Если неправильно ответил, ошибся в решении задачи, постарайся возможно полно поправить это. Если твою ошибку заметили учителя и одноклассники, а сам ты не смог ее исправить, запомни ее и проанализируй дома.

    Некоторым помогает, когда они при ответе как бы «играют роль» – «логика», «эрудита», «романтика» и т.п., причем меняют роли от урока к уроку, от предмета к предмету.

    После ответа (лучше дома). Постарайся проанализировать, что было в твоем ответе хорошего, что плохого. Прежде всего подумай, правильно ли ты сформулировал цель ответа и сумел ли достичь ее. Постарайся сначала не думать про полученную отметку и уж тем более не впадай в уныние, если получил отметку ниже той, на которую рассчитывал (помнишь, ты записал ее). Раздели листок на две части. В одной части (поставь сверху + ) пиши, что в ответе, с твоей точки зрения, было хорошего. В другой (наверху поставь — ) – что плохого. Когда это сделаешь, посмотри на листок и поставь себе отметку так, как поставил бы ее другому человеку. Сравни ее с той отметкой, которую ты записал ранее, и с той, которую поставил учитель, и постарайся понять, за счет чего получилось расхождение. Если отметка ниже той, на которую ты рассчитывал заранее, постарайся понять, в чем конкретно твои недостатки и постепенно ликвидируй их. Если выше – проанализируй, за счет чего ты добился успеха, и постарайся закрепить эти сильные стороны. В следующий раз при подготовке ответа уделяй особое внимание своим сильным и слабым сторонам, стараясь максимально использовать сильные и свести к минимуму слабые.

    nsportal.ru