Боязнь сцены петь

Боязнь сцены

Вот такая тема интересная из моей любимой рубрики о психологии вокалиста , и только Я набрал первую строчку, как сразу почувствовал лёгкое волнение, ведь в голову сразу полезли воспоминания с различных концертов, выступлений и т.д. Я думаю, не стоит писать о том, что такое боязнь сцены, а лучше сразу к делу:

Страх сцены по свей природе очень и очень природное явление и заражены им все люди на планете, вокалистам страх перед выступлением опасен особенно , потому что напрямую влияет на голосовой аппарат и зачастую отрицательно. Вообще выброс адреналина в кровь, вещь полезная и помогает выложиться на сцене в полную мощь , но порой страх бывает таким сильным, что сковывает весь голосовой аппарат, иссушает связки, гортань, сковывает диафрагму и у поющего, что самое неприятное дыхание переключается с брюшного на ключичное.

От чего появляется страх сцены:

  1. Естественный страх перед сценой будет всегда, каким бы мастером вокала ты бы не был; Многие вокалисты и артисты говорят так: «Если Ты уже не чувствуешь страха перед сценой, то сцена это не твоё и пора тебе сматывать удочки». Т.е. лёгкое волнение будут всегда и связано это с рядом психологических причин;
  2. Неуверенное знание своей партии , произведения, неуверенное знание нот, литературного текста и т.д.;
  3. Неуверенность в аккомпанементе , неуверенность в концертмейстере, такое бывает, если он неопытен или если солист и аккомпаниатор не сыграны, так же незнание фонограммы, если это эстрадное выступление;
  4. Плохая аудитория . В студенческое время приходилось давать концерты в различных учебных заведениях низшего уровня аккредитации, т.е. в училищах, или как принято говорить в бурсах. Как Вы понимаете, не понравится такой аудитории и Вас забросают до смерти помидорами, и хорошо если помидорами. Само собой выступать в филармонии и в бурсе это совершенно разные вещи.

Так вот, выступление это всегда тяжкий эмоциональный и физический труд, который требует больших и порой неблагодарных затрат внутренних сил и энергии.

Лично Я, не разу в жизни не испытывал ни малейшего страха находясь на сцене, но зато перед концертом меня трясёт и колбасит по полной программе и порой за неделю до концерта, Я себе уже и места не нахожу.

Ну что Я могу посоветовать начинающим вокалистам, наверное, единственное, что можно посоветовать, это:

«Ребята, впевайте произведения, впевайте, так, что б они были отточены и прожиты Вами».

Важно учить произведение хотя бы за 3 месяца перед выступлением, что бы она в Вас впиталась. Даже если у Вас впечатляющая память и вы способны выучить песню за ночь, вероятность забыть её на сцене всё равно будет велика, например, перепутать местами куплеты, что очень часто бывает у эстрадных певцов. Дело в том, что например, в арии, каватине и ариозо, нет повторений, зачастую там оригинальная непрерывная мелодия, а в романсах и песнях мелодия и размер в куплетах одинаков, припев само собой тоже.

К тому же песня не будет ярко, профессионально, эмоционально и в полную силу исполнена, если она не прожита вокалистом и не выдержана временем.

Страх облажаться на сцене вызывает невероятное волнение и каждый вокалист должен уметь бороться посредством внутренних душевных сил с собственными негативными мыслями. Нужно хорошо спать, отдыхать и быть воинственно, и смело настроенным, будто Вы солдат и стоите на поле битвы. Вы либо победитель, либо побеждённый. Пойте как в последний раз и главное сохраняйте полный контроль над своим телом, что б диафрагма Вас слушалась, что б гортань не задиралась, чтоб всё было так, как Вы хотели бы. Так же необходимо уметь игнорировать свой промах на сцене, если он всё таки случился и идти дальше, так как будто ничего не произошло.

Слушатель любит уверенных, сильных, артистов , которые не вызывают своей трясущейся постатью к себе жалости. И конечно, публика не любит равнодушия в образе и в голосе артиста, а значит, и замыкаться в себе и петь для себя тоже неправильно.

vokalizm.ru

Боюсь петь на сцене

Что делать, если страшно петь на публике.

Почему сцена вызывает такое волнение, а зачастую и непреодолимый страх у певца, особенно начинающего? Сцена вызывает страх, наверное, у 90% выступающих на ней певцов, танцоров, ораторов и пр. И это нормально, потому что это чрезвычайная ситуация для нервной системы. У любого выходящего на сцену человека в кровь выделяется адреналин, руки холодеют, у кого-то сохнет во рту, у кого-то потеют ладони, у некоторых просто ноги подкашиваются. Все это относится к простой боязни выйти на сцену для чего угодно, не обязательно для пения. В этом случае на помощь придет ее величество практика и знание, как подготовиться к выступлению. Чем чаще вы будете выходить на сцену, тем лучше. Со временем вы заметите, что научились владеть собой в условиях концерта и начнете получать удовольствие от своего выступления. Есть более сложные случаи, когда человек совершенно не может владеть собой и находится в полуобморочном состоянии перед выходом на публику. Совет здесь — обратиться к специалистам, начиная с врачей и заканчивая курсами сценического движения и тренингами для ораторов.

Теперь о том, что касается именно вокалистов. Из-за чего начинающий певец боится выступать? Прежде всего, надо сказать, что это действительно проблема, ведь мы учимся петь, чтобы ПЕТЬ, извините за тавтологию. Если у вас серьезные намерения в отношении вокала, то без сцены никуда. Иначе обучение не имеет смысла. Итак, начинающий вокалист может бояться следующего:

— сфальшивить на сцене;

— снять с дыхания, посадить звук на горло и других технических ошибок.

Это самые распространенные случаи. И прежде, чем их разобрать, поговорим о двух наиважнейших обстоятельствах. Первое. Студент-вокалист обычно занимается в определенном помещении, к которому он уже привык. Он знает все узоры на стене перед ним, его уши не напрягаются, ловя резонанс звука, он не ищет, где лучше слышно. Так вот первая сложность участия в концерте — это место проведения концерта. Далеко не все залы приспособлены для академического вокала, то есть для пения своими природными средствами без микрофона и усилителей. Залы могут быть очень большими, например, актовые залы дворцов культуры, домов офицеров и т. д. Стулья в зале обычно обиты мягкой тканью, над сценой висит большой многослойный занавес, проще говоря, вас будут окружать предметы, поглощающие звук. Но это конечно не причина отказываться от выступления. Однако вам следует настоять на проведении репетиции в зале, чтобы хоть немного привыкнуть и осмотреться. Со временем и опытом вам будет достаточно пары минут, чтобы найти резонансную точку в любом зале, то есть точку, из которой вас будет лучше слышно.

И второе обстоятельство. НИКОГДА НЕ ВЫНОСИТЕ НА ПУБЛИКУ «СЫРЫЕ» ПРОИЗВЕДЕНИЯ! Вы и так перед выступлением будете волноваться, так зачем же уменьшать свои шансы на успешное выступление, беря не впетые, не выученные как следует, сложные для вас вещи? Пусть романс и ария будут легкими, недлинными, но если вы будете на 200% в них уверены, то можно считать, что половина дела сделана!

А теперь о разных страхах. Сфальшивить иногда может любой вокалист. Если у вас хороший слух, и вы иногда смотрите телевизор, то можете наблюдать, как на первых каналах страны известные певцы иногда промахиваются, исполняя песню вживую. И это видят и слышат миллионы зрителей. Так чего вам переживать? Конечно, сейчас речь идет не о явном пении мимо нот, а о немного неточном интонировании. Оно случается. Просто старайтесь проработать все сложные для вас моменты в произведении на этапе его подготовки.

Боязнь не взять верхнюю ноту из того же разряда: не уверены — не берите. Тем более, что часто в ариях верхние ноты вставные, то есть композитор их не предполагал. Но есть случаи, например, конкурсы, в которых слушатели или жюри будут ждать верхнюю ноту, потому что такова традиция. В этом случае опять же хорошо отрепетируйте арию. Если у вас на каждом уроке по несколько раз получается спеть верхнюю ноту, то это просто пустые страхи, вы споете ее и на выступлении. Главное — не суетитесь перед ответственным моментом. Вдохните, расслабьтесь и спойте. Убедите себя, что споете, ведь на уроке получалось.

Страх забыть слова это забавная навязчивая мысль. Забавная потому, что когда вы учите вокальное произведение, у вас в мозгу формируется неразрывная связь музыки с текстом. Они как бы склеены между собой. Вы помните мелодию — слова САМИ приходят на ум. Вот почему певцы, которые не пели какую-то из своих партий лет 20, легко могут ее вспомнить. И связь эта разрывается только тогда, когда вас что-то сильно поразило или отвлекло во время выступления. Елена Образцова в одном интервью рассказывала, что на одном спектакле «Кармен» ей достался такой красивый Эскамильо, что она в 4 акте забыла слова и пела какую-то абракадабру. Так что никогда не бойтесь забыть слова, потому что вы всегда можете их СОЧИНИТЬ. Это совсем не трудно. А на иностранном языке тем более просто: мало кто поймет.

И, наконец, страхи, связанные с техникой. Чтобы не снимать с дыхания и не сажать на горло просто делайте все как на уроке, учитесь владеть собой на сцене. В любом случае это придет с опытом. Выйдя на сцену, начните с малого — встаньте ровно, на обе ноги, выпрямите спину. Возьмите дыхание… К вам придет уверенность, и вы сделаете все как надо.

Пожалуйста, поделитесь ссылкой с друзьями:

vocal-noty.ru

Обсуждения

Про страх выступлений и как с ним бороться

31 сообщение

Люди добрые! Что делать??
описываю.
страха публики у меня особо нет, а вот страх петь! перед публикой — ох.
у меня доходит уже просто до смешного (хотя мне совсем не смешно) — прихожу в оперный класс и не могу петь от волнения. опора прыгает, верх и низ пропадает.
дома перед этим — расспелась, спела все так, что при все своей самокритичности на сегодня я довольна.
опыта у меня нету работать перед публикой вообще. для моих сокурсников это вообще не проблема. или не такая проблема. по крайней мере они не срывают ноты от волнения. а я НЕ МОГУ справиться с волнением. у меня вообще паника накатывает. Понятно, что мне обидно, ведь я то понимаю, что МОГУ! Рост в вокале слава Богу есть, но волнение съедает 60%. это капец.
расскажите, было ли у вас такое. сколько времени? как справлялись? может есть какие то препараты, которые могут помочь не навредив тонусу мышц?

п.с. через эти позоры я уже думала бросать это все. останавливает то, что вокальный прогресс на лицо.

буду благодарна всем откликнувшимся

Ну а если серьезно, то волнуются и боятся выступать абсолютно все, что совершенно нормально. Так что не верьте, Ольга, что у других таких проблем нет. Главное, чтобы волнение не перерастало в панику: только тогда и происходят значительные потери в качестве исполнения (при условии, что все выучено). У любого страха есть вполне конкретные причины, нужно лишь хорошенько покопаться в себе. Кто-то переживает из-за боязни забыть текст (слова), сбиться и не смочь продолжить с того же места. Кто-то из-за того, что его осудят (коллеги-студенты, преподаватели, да кто угодно). Кто-то страдает гиперответственностью и думает, что он на студенческом экзамене должен петь не хуже Каллас. Масса причин может быть, но если их «вскрыть», то половина проблемы тут же будет решена, а избавиться от остального станет намного проще.

Методик преодоления страха выступлений много. Способов качественно выучить текст тоже. Лично мне в студенчестве (и когда начинала работать) помогали две вещи (а я отношусь к тем, кому каждый раз приходилось себя пинать — читала ли я лекцию перед концертом, играла или брала интервью у известного артиста или постановщика): дыхательные упражнения (два интенсивных вдоха носом — на «раз, два», и медленный выдох через рот — на «раз-два-три-четыре») и. ну, можно сказать, аутотренинг, преодолевавший неуверенность в себе. Какие именно слова подобрать для себя любимой, подсказать может только собственная интуиция, но нужно обязательно нащупать свои болезненные точки (то есть из-за чего и чего боишься). Не забывайте, пока вы учитесь, задача у вас на выступлениях одна: сосредоточиться на том, что нужно сделать (в каждом такте, в каждой фразе), чтобы не растерять все то, над чем работали в классе. Все остальное придет только с опытом выступлений, да и то, скорее всего, всегда будет не хватать «еще одной репетиции»:)

Но большинство артистов волнуются, все же, до первой ноты. Лекторы — до первой фразы. Последним, кстати, в чем-то сложнее: им нельзя «отгораживаться» от публики — они непосредственно обращаются к каждому, кто сидит в зале. А вот артист может себе условно выбрать одного-двух человек из всей аудитории и петь или играть только для них, не замечая остальных. Страх-паника уходит тогда, когда повышается твое мастерство и становится адекватной самооценка. Когда ты начинаешь понимать, что тебе есть чем поделиться со слушателями (даже если они твои профессора), а не просто «отчитаться» как на экзамене, — и тебе этого очень хочется. Можно это и пофигизмом назвать, конечно, но я бы говорила о возникновении внутренней потребности выходить на сцену и о колоссальной радости от этого процесса. Вот к этому и нужно стремиться. А пока — попробуйте найти свой эксклюзивный вариант, который будет работать конкретно на вас. Потом это уже будет происходить на автомате. Я бы не стала уповать на то, что чем больше позоров, тем скорее обрастешь твердокаменной броней. Скорее, просто перестанешь замечать, что позоришься:) И специально делать из себя пофигистку тоже не советовала бы. Растите как музыкант и работайте над собой психологически, а об остальном не переживайте. Я сознательно ничего не говорю о любых седативных средствах, так как они не всегда эффективны, а иногда могут и навредить (но попробовать нужно, чтобы знать свою реакцию). Поэтому за основу лучше брать другие, более универсальные средства:) Удачи!

ЗЫ. Прошу прощения за многабукав. У меня было мало времени;)

Ирина, Большое спасибо за много букав. Очень большое спасибо.
вот сегодня была сдача. я все выучила. с преподом все пропела чудесно. ах! если бы я могла так пропеть сегодня на сцене. не могу сказать, что меня сильно трясло, но все равно — это был капец :). но меня особенно удручает, что я еще и станцевала ужасно просто. я ни разу на репетиции такого не вытворяла. а тут. как говорит мой муж — вышла и начала чудить. понимаю что чюдю и ничего с этим сделать не могу. дома перед этим так обыграла этот отрывок, что мне было очень жаль, что я хотя бы половину этого показать не смгола. я просто была в простарции.
про сказанное Вами — разозлиться на себя не могу. Со мной такое бывает очень редко. Я злюсь, но качество злости другое — типа, щас пойду и повешусь себе такой на зло 🙂 я конечно такого не сделаю, но это так, что бы Вы себе могли представить какого качества злость.
про сверхотвественость — да — это про меня. я должна петь как каллас, если хуже, то все — я ноль. это у меня не только в пении такой прикол был. Щас стала попускаться. Но еще не до конца.
еще — Боюсь сорвать ноту. пела много лет в хоре, где на соль 2 хватала петухи. щас у меня это нота звучит и звучит нормально. но страх паралитический остался.
Преподы уже признали, что у меня большой голос, красивая природа, но ж блииин. опыта пения на сцене — НОЛЬ. вот и пошла практически «в первый клас». Я их там всех старше, а позорюсь как не знаю что. Сегодня пели по разному, но так как я — никто. а ведь я то МОГУ. вот что обидно.
И выразить мне есть что, и сказать. Все таки опыт за плечами какой-то жизенный есть. А получается полная прострация со стекляными глазами.
Радость сцены у меня когда то была. Когда я еще не пела. Но щас со страхом улетучилась.
Про лекции — если я ориентируюсь в предмете — мне не страшно. (Я преподаю) Реализовываю свой артистический талант пока со своими студентами. Лекцию по автоматики артистично тоже можно прочитать, но. про любовь конечно интереснее :)))

а сегодня села после это всего и подумала — да, побороть можно, привыкнуть и так далее. вода камень точит, но мне 31 и я с этим начинаю, а им 21 и у них это уже за плечами. Да, они волнуются, но не до такой степени, что бы терять 70% сделанного. и бросить очееень жалко. я же свой материал оценить способна.

m.vk.com

Кошмар перед утренником: 10 советов родителям застенчивых детей

Вы еще в сентябре заказали в интернет-магазине костюм Молнии Маккуина. Или платье Элли из «Волшебника Изумрудного города». Чтобы почтальоны успели доставить наряд к детскому новогоднему утреннику. И вот заветные одежды примерены, роль в сценарии получена и отрепетирована, приближается день Х, а в доме только и разговоров, что «у меня ничего не получится». Не получится поклон, плохо выйдет танец снежинок, забуду стихотворение, все станут надо мной смеяться.

Паника перед публичными выступлениями – один самых распространенных страхов. Дома ребенок может цитировать с любого места «Сказку о царе Салтане», но теряет дар речи, когда нужно рассказать четверостишие Деду Морозу на детсадовской елке. Этот страх, как и многие другие, преодолевается постепенно, когда ребенок оказывается в ситуациях, побуждающих его что-то рассказывать другим людям. Настроить детей на удачные выступления помогут несколько моментов.

Не принуждайте. Есть большая вероятность, что страх перед публикой утихнет сам, если поначалу разрешить ребенку быть на праздниках наблюдателем, а не солистом. Особенно, если это первый утренник в детском саду и ребенок лишь недавно адаптировался. Постарайтесь убедить воспитателя, что в этот раз вы возьмете тайм-аут, поучаствуете в групповых песнях и играх, но читать стихи попробуете в следующий раз, когда ребенок освоится. А пока пусть он посмотрит на одногруппников, согласных выступать перед аудиторией, и увидит, что в этом нет ничего страшного.

Посещайте утренники. А также школьные концерты, и открытые уроки, на которых приглашают родителей, и совместные собрания, для которых ученики готовят номера. Главные зрители, для которых дети играют в сказке и исполняют танец снеговиков – это, конечно, родители. Входя в музыкальный зал, малыши первым делом ищут глазами мам и пап, и, обменявшись с ними улыбками, чувствуют себя увереннее. Они все равно волнуются, но волноваться вместе с близким человеком гораздо легче.

Играйте в ролевые игры. Возможность представить себя ведущим концерта, конферансье в цирке или диджеем на радио раскрепощает и «разговаривает» ребенка, пусть даже сегодня его единственные зрители – это бабушка и дедушка. Здорово, когда взрослые готовы активно поддерживать игру маленького оратора: не жалеть аплодисментов, участвовать в импровизированных интервью, выступать в роли операторов, записывая выступление на камеру, а затем просматривая вместе видео и хваля ребенка за интересную затею.

Подключайте детей к разговорам. Застенчивые дети неловко себя чувствуют, когда им приходится встречаться с другими взрослыми, заходить в лифт с соседями, обращаться к новой воспитательнице. Если вы случайно встретили на улице знакомого, ненавязчиво вовлеките ребенка в общение. Пара вопросов, обращенных к малышу, доброжелательный взгляд, упоминания о ребенка в рассказе о домашних новостях или о том, откуда вы идете – и вот он тоже чувствует себя участником разговора, даже если пока просто молчит, кивает и отвечает на вопросы «тети» улыбкой. Однажды ребенок может вас удивить, вставив в разговор настоящую реплику, и уж тогда, конечно, не ругайте его за то, что перебил взрослых. Можно сказать, что ребенок тренируется выступать перед очень маленькой аудиторией.

Позволяйте ребенку баловаться. Не делайте серьезное лицо, когда дома он обезьянничает, играет в переодевания или изображает смешные звуки. Если ребенок хохочет и по-настоящему наслаждается игрой, значит, с вами он максимально расслаблен и делает то, что не решается исполнить на людях – пробует свои актерские способности. Если сейчас не говорить ему: «Прекрати паясничать», то, возможно, в будущем исполнять роль в спектакле ребенку будет значительно легче.

Расскажите, как справиться с волнением. Потренируйте дома дыхательное упражнение: глубокий вдох – задержать дыхание на две секунды – выдох, повторить несколько раз перед выходом на сцену. Если малыш боится публики в зале, предложите ему представить, что он поет или рассказывает стихотворение для одного зрителя, который ему очень нравится: например, для лучшего друга или мамы. А, может быть, наоборот, ребенок захочет вообразить, что в зале никого нет, и он поет для себя – «помнишь, точь-в-точь как ты пела любимые песни в наушниках в своей комнате?»

Давайте положительную оценку роли. Даже если стихотворение для конкурса чтецов лично вам кажется наивным, а реплики в роли – трудными для запоминания, не говорите ребенку: «Ну и стихотворение тебе дали!» или «Да такую роль и не выучишь!» Это сразу настраивает на то, что у него ничего не получится, да и задание перестает нравиться. А хорошо справиться с выучиванием текста можно, только если понимаешь, о чем рассказываешь зрителю, и если текст тебе нравится. Поэтому если вы слегка преувеличите свою радость от того, какое интересное стихотворение досталось вашему чтецу, то и он поверит в то, что выступление оценят остальные.

Расскажите, что нравится зрителям. Дети переживают, что не понравятся публике, поэтому перед выступлением можно дать им несколько советов. Конечно, все зрители довольны, когда рассказчик не забывает слова, говорит четко и с выражением, но еще очень важно выступать с улыбкой и глядя в аудиторию. Это вызывает доброжелательное отношение и аплодисменты. Ты все еще не уверен? А давай, попробуем поиграть в уверенность, как будто ты уже ничего не боишься: нужно просто поднять выше голову, улыбнуться и рассказать свое стихотворение. Порепетировать такую игру в уверенность можно дома, читая стихи вслух перед зеркалом.

Учите роль в игровой форме. Монотонное заучивание реплик кажется детям скучным. Откажитесь от него и учите текст в повседневных играх. Рассказывая сказку по ролям по дороге в садик. Или, раскачивая ребенка на качелях во дворе, сами прочитайте ему заданное стихотворение под мерный ритм качелей – многим детям достаточно несколько раз услышать текст в исполнении других, чтобы выучить его наизусть. Веселая репетиция расслабит ребенка и не будет ассоциироваться у него с принуждением.

Похвала творит чудеса. «Я красиво станцевала?», «Какая из наших песен понравилась тебе больше всего?», «А меня было хорошо слышно?» – дети задают множество вопросов после утренников и очень ждут одобрения. Поэтому главное правило – подбадривать их до представления и хвалить после. Даже если не все прошло идеально, найдите в выступлении что-то очень хорошее: «Ты все движения станцевала правильно и была очень красивой», «Как здорово, что ты смог выучить и спеть целых три песни», «Ты сегодня такой молодец, улыбался зрителям и поклонился после выступления».

Воспитание смелости займет какое-то время, а поможет этому практика. Не стоит все время оставлять ребенка в стороне от общественной деятельности. Детям полезно проходить испытание сценой. Это не только помогает справиться со страхом творческих выступлений, но и в дальнейшей перспективе позволяет застенчивым детям не бояться говорить в других важных ситуациях: спросить учителя, можно ли выйти в туалет на уроке, ответить на приветствие гостей, уточнить слово, которое не расслышал.

Большие помощники в преодолении страха сцены – хореографические кружки, музыкальная школа, театральная студия, все эти виды творческой деятельности связаны с публичными выступлениями. Но, конечно, не нужно отдавать ребенка в студию народного танца, если он сам этого не хочет. Можно раскрепощать и другими методами. Например, устраивать вечера семейного чтения, чтобы практиковать навык чтения текста вслух. И в целом – побольше разговаривать на разные темы: что ребенку понравилось в фильме, на который вы только что сходили, что интересного сегодня происходило в классе, что он думает по поводу новой компьютерной игры. Поначалу ребенок будет делиться мнением только с вами. Но постепенно начнет вести себя более раскованно и перед другими людьми, будь это гости, Дед Мороз или совершенно незнакомая публика. И у него обязательно все получится!

letidor.ru

Страх сцены

Позволю себе снова обратиться к сообществу за помощью, потому что события последних дней очень явно намекают, что пора что-то сделать, а что делать, я не представляю.

Я занимаюсь пением и, естественно, выступаю — на концертах своей студии, на небольших мероприятиях, где попросили спеть знакомые, на фестивалях (если заявку примут и допустят до выхода на сцену). Мне нравится петь, нравится заниматься, в общем-то, получается неплохо, я стала петь точнее и красивее, чем пару лет назад. Но в последнее время есть страшное «но» — я боюсь петь на публику со сцены. На этой неделе этот страх настиг меня трижды, и вот сегодняшнее неудавшееся выступление стало последней каплей. Когда я за сценой пою-распеваюсь, все нормально, голос звучит, позиция нормальная, опора тоже на месте вполне. Настрой у меня сегодня был оптимистичный, но где-то минут за 40-50 до выхода меня срубила страшная усталость (ждала выступления добрых полдня, т.к. была в конце программы), руки похолодели, а когда я за кулисами взяла в руки микрофон, я поняла, что руки его не держат, пришлось приложить усилие, чтобы не выронить его. Повторюсь, петь мне нравится, к выступлению я была вполне готова. Кроме того, я исключила такие факторы, как неудобная одежда и обувь, т.к. были прецеденты, когда это все влияло на качество пения. Но все было именно как описано — упадок сил, холодные руки, еле держащие микрофон. Вчера тоже пришлось петь, холодных рук и усталости не было, но все как будто пережало, и в итоге песня не очень получилась. Третий случай за эту неделю был в четверг, но там, пожалуй, самая понятная ситуация: мы с ансамблем выступали перед ветеранами ВОВ, сами понимаете, это такая важная публика, перед которой любой заволнуется. Но тогда мне все сказали (и руководитель тоже), что все было прилично, хотя я услышала от себя менее качественный вокал, чем хотела бы. Зная о волнении, стараюсь за неделю до мероприятия начинать пить пустырник, пью несколько дней, ну и в день выступления тоже, конечно. Вот неделю назад начала и сегодня пила, но не помогло. 🙁

Волнение перед выходом для артиста нормально, я согласна со всеми, кто считает, что хладнокровный артист — не артист уже. Но такая паника — это что-то уже из ряда вон, согласитесь. Возможно, есть какие-то рецепты по ее преодолению? Буду благодарна за советы.

ru-psiholog.livejournal.com