Болдырева с а рисунки детей дошкольного возраста больных шизофренией

Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией

С. А. Болдырева

На основании многолетних исследований изобразительного творчества детей автором дается сравнительный анализ рисунков больных и здоровых детей. В отечественной и зарубежной литературе это первая монография, посвященная изобразительному творчеству больных шизофренией дошкольного возраста и лечебно-коррекционной работе с ними. В книге излагается семиотика изобразительного творчества больных детей, приводятся примеры различных нарушений формы и содержания рисунков. Выявлены особенности творчества в зависимости от клинических проявлениий и типа течения шизофренического процесса. Наряду с диагностическим значением показана возможность использования изобразительного творчества для лечебно коррекционной работы, являющейся в детской практике одной из форм трудо — и психотерапии. Разработаны этапы и приемы этой работы. Даются практические рекомендации дифференцированной тактики педагога с больными шизофренией детьми при различном психотическом состоянии. Книга рассчитана на невропатологов, психиатров, педагогов, педиатров, дефектологов.

На основании многолетних исследований изобразительного творчества детей автором дается сравнительный анализ рисунков больных и здоровых детей. В отечественной и зарубежной литературе это первая… Развернуть

Я не врач, к психологии и тем более психиатрии не имею никакого отношения, моих родственников и близких знакомых шизофрения пока обходит стороной. Возникает резонный вопрос – с чего я тогда взялась за эту книгу. Отвечаю без всякого стеснения: мне интересно. Если хотите, пустое любопытство. Не вижу в этом ничего преступного, равно как и в том, чтобы написать рецензию на эту книгу, которая оказалась для меня жутко интересной. Но, как вы понимаете, это будет взгляд простого читателя.

Название книги говорит само за себя. В ней представлены рисунки детей дошкольного и школьного возраста, больных шизофренией, сопровождаемые описаниями проявляемых симптомов болезни пациента, его поведении, комментариями к рисункам, если они были, либо предположениями педагогов, что изображено на картинке. Также проводится сравнительный анализ с рисунками здоровых детей и справедливо оговариваются различные тонкости, что весьма обнадеживающе, так как, например, наши с братом детские рисунки больше тянули на рисунки больных, а не здоровых детей. Прояви авторы книги больше категоричности, впору было бы скептически приподнимать бровь.

В общем, мы имеем:
1) Краткую характеристику, картину болезни;
2) Описание фантазий и галлюцинаций;
3) Сами рисунки;
4) Попытки с помощью автора-пациента либо самостоятельно разобрать, что изображено на рисунке.

Примеров множество, все кратко, емко, доступно и иногда очень пугающе. Стоит только на минуту поставить себя на место больного, как мутнеет в глазах от ужаса и непонимания, как так вообще можно существовать. А с другой стороны, когда со слов ребенка передаются его страх, навязчивые идеи или галлюцинации, лично я подмечаю невольное сходство со своими детскими фантазиями и фантазиями тогдашних сверстников. Они странные и иногда действительно страшные, да, но что-то подобное, как мне кажется, было у всех (у кого не было – тот не помнит). Очень сложно провести грань, и меня поражает тот факт, что врачи способны диагностировать шизофрению в столь раннем возрасте. Понятно, что они опираются на множество разных мелочей, и все же – удивительно. Хотя удивление отступает, когда читаешь душераздирающие истории (написанные сухим языком, что делает картинку еще более угнетающей) о том, как шестилетний мальчик бросается душить других детей, а другой еще в более раннем возрасте объявляет себя фашистом, угрожает всем расправой и разумом пребывает в лагерях смерти.

Книга будет интересна тем, кто хоть сколько-нибудь заинтересован заявленной темой. Не рекомендуется к прочтению впечатлительным людям. Меня, например, очень сложно напугать и самым душераздирающим триллером, но описания некоторых галлюцинаций, честно говоря, на пару ночей обеспечили меня очень неспокойным сном.

Я не врач, к психологии и тем более психиатрии не имею никакого отношения, моих родственников и близких знакомых шизофрения пока обходит стороной. Возникает резонный вопрос – с чего я тогда взялась за эту книгу. Отвечаю без… Развернуть

Я не очень люблю делать отзывы на профессиональную литературу. Знатоки раскритикуют, неспециалистам это скучно… Однако тема, которой я хочу посвятить сегодняшнюю рецензию, вполне на слуху, и не только из-за распространённого заблуждения «талантливый=сумасшедший».

Снежневский в предисловии называет работу С.А. Болдыревой «психоортопедической», т.е. корригирующей проявления патологии. Удивительно, с какими разными проявлениями оной патологии ей приходилось иметь дело внутри одной группы. Трудно, когда кто-то в группе рисует в бессмертном стиле «палка-палка-огуречик» и стесняется, а кто-то обучен живописи и отвергает примитивные задания. А на группах Болдыревой один маленький пациент в остром психозе исчерчивает абстракциями страницу за страницей – не успеваешь подсовывать, другая лихорадочно пытается вспомнить руками, как её учили рисовать балерин в худшколе (выходит нечто несообразное), третий самозабвенно выкрикивает над пейзажем любимой помойки: «Доски летят в глаза, летят во все стороны, сейчас они всех вас убьют!», а четвёртый ежедневно со тщанием заштриховывает лист чёрным, алым, синим. Каждый раз одинаковый, рисунок получает новое название, но неизменно это смерч, в который мальчик попал два года назад. Автор признаётся, что для иных подопечных главным была дружеская, недисциплинарная обстановка, сложившаяся в группе. Ну, не порисовать, ну, карандаши погрызть… Сам по себе факт, что ребёнок мог сидеть за столом, был положительным.
Великим терпением была собрана и классифицирована немалая коллекция рисунков. Для меня как для психолога очень значимо выделение признаков «здорового» и «нездорового» рисунка. Некоторые интересные факты о половых различиях: Девочки любят изображать: дома, картины природы, украшения, декоративное и орнаментальное оформление, детали лиц (кстати, голову они рисуют больших размеров, а стопы – меньших, чем мальчики), домашних животных, миниатюры, фигуры своего пола (в 97% случаев). Мальчиков, наоборот, интересуют динамические объекты: изображение солдат, лошадей, мчащихся всадников, вообще военная тематика, транспортные средства (поезда, пароходы, коляски, самолеты и т.д.), человечки в действии, без подробностей, фигуры своего пола (в 74% случаев). Мальчики лучше соблюдают пропорцию и перспективу, девочки более оригинальны и лучше определяют цвета.
Естественно, ни о какой диагностике по одному рисунку, как у нас любят делать господа психоложцы, не может быть и речи. Но определённые арт-признаки, когда не сходить ли нам к психоневрологу, стоит держать на заметке.

1) Изменилось количество рисования. Дитя буквально не отлипает от карандашей и красок (одной девочке толстинки-невидимки говорили, что она должна как можно больше рисовать) или, напротив, бежит их как чёрт ладана.
2) Изменилась тематика. Шизофрения неистощима, а главное, трудно отделить естественное дошкольное фантазирование от, скажем, неестественного. Но если малыш стал посвящать все изобразительные труды, допустим, лампочкам, страшилищам, концлагерям, свалкам, планам и схемам, собственным гландам, абстрактным понятиям, вымышленному океану Аландея, — лучше перебдеть. Страхи и агрессия, выраженные в рисунках, тоже должны настораживать, особенно вычурные. Для примера: названия рисунков. «Чудовище, сделанное как из тумана», «Головы в тарелках с пищей», «Узор как человек», «Дом-бандит нападает на хороший дом».
3) Изменилась техника рисунка. У изображённого предмета недостаёт основных частей (глаз на лице, окон в здании), или, напротив, части увеличены, деформированы, непропорциональны. Особенно это относится к головам и лицам: они отягощены ненужными подробностями.
4) Специфические феномены, особенно символизм и вычурность, их у здоровых детей нет. Нарушение перспективы – только если особенно злостное. Геометризованные рисунки а-ля кубизм – сигнал насторожиться. Дошкольники редко бывают прирождёнными кубистами. Жаль, не удалось отсканировать рисунок 8-летнего Валерия Я. «Люди падают на землю»; такая иллюстрация к Хармсу! Распад, разорванность, нагромождения и наслоения – это похоже на Кандинского. Непонятность: намалёван треугольник, а согласно объяснению, это школа.

Шизофрения — не синоним свободы или таланта. Она болезнь, она страдание и разрушение, и многие рисунки вызывают чувство беспомощности и отвращение к мирозданию. Так с сознанием нельзя, даже если оно, сознание, само с собой так. И главный оптимистический заряд книги Болдыревой, читающейся, как в детстве пиратские одиссеи — шизофрения не есть приговор. Тот парнишка, который четыре года рисовал одни лампочки, согласно катамнезу, учится в общеобразовательной школе и овладевает радиоделом. Вот где катарсис.
Рисунки размещены в комментариях для удобства пользователей.

Я не очень люблю делать отзывы на профессиональную литературу. Знатоки раскритикуют, неспециалистам это скучно… Однако тема, которой я хочу посвятить сегодняшнюю рецензию, вполне на слуху, и не только из-за распространённого… Развернуть

www.livelib.ru

Книга постепенно будет выложена полностью. Спасибо за понимание.

Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией

ПРЕДИСЛОВИЕ

Изучение изобразительного творчества, прежде всего рисунков, психически больных представляет один из существенных вспомогательных методов исследования клиники психических болезней. В последние годы этому разделу психиатрии было посвящено несколько международных конференций. Во многих странах ведется систематическое изучение творчества психически больных, издаются специальные монографии.

В отечественной психиатрии проблеме изобразительного творчества психически больных также уделялось внимание. Опубликовано несколько оригинальных исследований (Г.А. Трошин, В.М. Бехтерев, В.А. Артемов, Н.Д. Рыбников и др.), имеются главы в руководствах психиатрии (В.А. Гиляровский). Но специальная монография на эту тему была издана лишь одна (П.И. Карпов, 1926).

Монографической работы, посвящённой исследованию рисунков детей, болеющих шизофренией, нет ни в нашей стране, ни за рубежом. Серьезный пробел в этой области с успехом восполняет предлагаемая читателю книга С.А. Болдыревой. Ее исследования уникальны во многих отношениях. Рисунки детей, страдающих шизофренией, постоянно сравниваются с рисунками здоровых детей одинакового возраста.

Рисунки больных детей дифференцируются по формам шизофрении, сопоставляются в соответствии с динамикой болезни. Полученные автором результаты ее метода исследования вносят в клинику детской шизофрении новые существенные данные, представляют значение для диагностики этой болезни, подчас весьма трудной.

Другая особенность исследования С.А. Болдыревой — психоортопедическая, с использованием стремления детей к рисованию. Автором в этом направлении разработана своя система коррекции проявлений шизофренической патологии детей. Рисование используется в качестве трамплина и для достижения возможности проведения дошкольных и школьных занятий, и для нормализации поведения. Разработанный автором метод терапии поведения больных детей приложим не только к шизофрении, но и к другим психическим заболеваниям и неврозам.

Коллекция рисунков, включенная в монографию, представляет исключительную ценность.

Несомненно, монография С.А. Болдыревой положит начало широкому исследованию творчества психически больных психиатрами, психологами, педагогами и дефектологами.

Действительный член АМН СССР, профессор А.В. Снежневский

ВВЕДЕНИЕ

Изучение изобразительной деятельности детей имеет большую историю и различные теории, начиная с рассмотрения рисунка как средства педагогического воздействия и кончая признанием за ним серьезного диагностического и прогностического значения.

В творчестве ребенка отражается его внутренний мир: настроение, переживания, фантазии, влечения, которые он не всегда сам осознает и не всегда высказывает. Для ребенка рисунок является формой выражения мыслей, представлений об окружающей действительности, эмоциональных переживаний. Посредством рисунка устанавливается контакт при наличии замкнутости, аутистических и негативистических тенденций у больных детей, которые либо сами мало говорят, лтбо не хотят обсуждать свои переживания. «Рисунок ребенка, — писал Clapare’de, — это его душа, выложенная на бумаге» (Traube, 1937, с.285).

Рисование по сравнению с речью имеет то ценное и бесспорное преимущество, что является «интернациональным языком» (Kerschensteiner, 1914), доступным и понятным каждому человеку.

Художественное творчество детей представляет интерес не только для педагогов и искусствоведов, но и для психологов, педиатров, психоневрологов, дефектологов. Несмотря на то, что анализ творчества ребенка может многое дать для понимания его внутренних переживаний и служить диагностическим целям, этому вопросу уделяется недостаточно внимания при психических заболеваниях, в частности при шизофрении. Рисунки детей, заболевших шизофренией в дошкольном возрасте, вообще не изучены. Специальных публикаций по этому вопросу в отечественной и доступной зарубежной литературе мы не встретили.

Данная монография посвящена изучению рисунков больных шизофренией детей дошкольного возраста. Рассматриваются вопросы лечебно-коррекционной работы с больными детьми на основании изучения их творчества. Разработка методов и приемов коррекции невозможна в отрыве от изучения особенностей творчества больных и сравнительного анализа со здоровыми детьми. Проводится сопоставление творчества больных и рисунками контрольной группы — здоровых детей того же возраста. Обращается внимание на своеобразие изобразительного творчества при шизофрении, его диагностическую значимость и возможности педагогического воздействия.

Рисунки детей, больных шизофренией

Исследование изобразительной деятельности больных детей и их психических особенностей открывает новые, совершенно не освещенные в литературе пути лечебно-коррекционной работы. Методы и приемы этой работы во многом определяются клинической картиной заболевания и особенностями творчества больных. Систематические занятия с детьми способствуют установлению контакта с ними, частично преодолению аутизма, внесению корректив в их творчество и поведение. Занятия по заданию отвлекают детей от болезненных переживаний и односторонних интересов. Вместе с элементарным обучением грамоте они развивают познавательную деятельность, расширяют связи с окружающей действительностью и оказывают терапевтическое воздействие.

Рисунки детей, больных шизофренией — глава 1

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Особенности художественного творчества взрослых больных шизофренией. Творчество душевнобольных давно привлекало внимание врачей, психологов и педагогов. Имеются публикации, посвященные художественному творчеству взрослых больных, в частности страдающих шизофренией.

Kraepelin (1909) упоминает о кататониках, способных создавать бесчисленно повторяющиеся рисунки нередко в виде сказочных существ. Mohr (1905-1906) сообщает о больных с бредовыми идеями преследования, изображающих машины, посредством которых их пытают. Bertschinger (1911) описывает женщину 28 лет, которая в галлюцинациях видела чертей и змей. Эти галлюцинации она изобразила более чем на 100 рисунках.

Morgenthaler (1921) описывает душевнобольного художника, который страдал параноидной формой шизофрении. Содержание творчества его характеризуется монотонностью. В последние годы болезни они становятся все более застывшими и условными. В произведениях доминируют излюбленные мотивы, которые в разных вариантах изображаются на протяжении 10 лет. Чаще всего это богини. Рисунки необычайно часто повторяются: либо один и тот же мотив с некоторыми вариациями в ряде листов, либо одна и та же форма как истинная стереотипия. Птички и улитки встречаются дюжинами на каждом листе, нередки символические фигуры: крест, круг, овал, треугольник, ромб, волнистая линия. Больной любит вычерчивать дату, год, определенные три буквы. Он не выносит пустых мест, обязательно все заполняет.

15 комментариев

Есть теория, что многие заболевания есть следствие похищения.
Я собираю свидетельства похищений. Если у Вас такое есть, напишите мне на [email protected]

Ниро,тебя подчиняли наверное чтобы вылечить,таблетками подчиняли твою волю мне кажется,по крайней мере от того что ты написала отталкиваюсь!

Я целиком и полностью с вами согласен.Браво с большим уважением.

многие гении сходят сума, но сумасшествие не является признаком гениальности….на мой взгляд шизофрения самое загадочное заболевание, которое носит не только приобретенный но и врожденный, а также и наследственный характер… при этом человек действительно может отличаться не только средней но и повышенной способностью творческих самовыражений, логикой в полном понимании ее, и по мимо прочего у него часто сильно развита интуиция….

единственная причина это предрасположенность как часть общего детерминизма, нечто ведущее человека по тем или иным стопам
можно анализировать, привносить некие пояснения, личные взгляды, собственное понимание, которое возможно сгладит картину болезни, этим занимаются теологи, психологи, психофармакологи через воздействие непосредственно на химструктуры человека
но есть одна основа — внутренний конфликт, конфликт веры и реальности, конфликт восприятия и данности
с самого рождения формируется человечек его мир, впитываются операнты восприятия, предметы, сентенции, всё что впоследствии складывается, разделяется, создаются некоторые законы, в той или иной мере навязанные извне, в той или иной мере генерируемые самим человеком — его наблюдением и вниманием к окружающему миру
так создаются некоторые научные и какбы неоспоримые миры, тоесть также как упомянутые религии, психология, философии и тем не менее ни человеческий мозг ни гипотетическое сознание какбы стоящее над телом, не изучены достаточно чтобы создавать нечто ограниченное и целостное биполярное либо больное либо здоровое, посему физиология и ограничивает пояснение здравия как комфорт, все события сопоставимые с комфортом как внутренним так и внешний в отношениях с миром с окружающими людьми итп
болезньже какбы психологического характера это в начале упомянутый конфликт внутри сознания
почему это происходит? единственная причина — уверенность, знания, вера, надежда, страх итд, всё что формируает некоторые границы, которые рано или поздно разрушаются, то как будет воспринято смещение границ так будет проистекать процесс
единственное решение это исключение присутствия чегобыто нибыло якобы ненормального, именно создание догм и некоторых сказочных персонажей вроде бога, дьявола, и их производных, создаёт в религиозных людях определённого рода отклонения, и причина только лишь в том, что человек лишается критического восприятия любых неизведанных событий, когда дело касается его лично, так например человек якобы атеистичный в единочасье становится создающим богов, демонов итп
мозг ребёнка и мозг взрослого по мере развития создаёт собеседников, созидает целые миры из того что якобы не запоминается или воспринимается какбы не серьёзно, из осознанного и нет формируется мир
что происходит далее? при осознании при отсутствии собственных ограничений, кроме ограничений своего естесства, создаётся искусственный мир разрушаемый болезнью, а иногда банальным развитием науки и если человек не готов к тому что всё во что он верил может разрушится в один миг, что всё что якобы созидается извне всё равно формируется его собственным восприятием, если человек не готов к перспективе если он отказывается в течении детства и предпубертатного периода от некоторых своих особенностей и внимает внешним формам якобы однозначно верным, в конечном итоге происходит сбой, что всеголишь неосознанный внутренний конфликт между правдой и «истиной» где правда в буквальном, во всех событиях и формах приятия мира, а «истина» — некоторая замена в виде чегото внешнего
лишение человека свободы — внутренних естесственных ограничений, создаёт несвободу как болезнь — ограничение догмами в конфликте с внутренним миром создающих решение в виде шизоиднопараноидальных личностей, депресси, мании, итд то что в своей основе является нормой, в том случае если страх предупреждающ, а воображение осознанно и является творческим процессом итп, вне сознательного, в ситуации в которой неосознанное переполненно ложью себе(в виде сокрытия, в виде изменения прочувствованного) приводит к сублимации в воспаление подсознания и проэкции, при проэкциях как в стадии компенсации болезни определяются извне, в посторонних людях в несовершенстве мира итд итд
в стадии декомпенсации всё сокрытое чемлибо кроме природы человека, уже проявляется собственно дискомфортом личности, т.е болезнью

всё это некий путь развития, сумашестве, гениальность, формирование тех или иных форм возрения, всё это предрасположенность, раскрывающаяся таким-то образом

внутренний потенциал человека, его способности это стержень, если его гнуть, ломать, плавить, всё это в конечном итоге приводит к конфликту, так как кроме химической или физической формы есть некий матрикс, возвращающий всё на круги своя, генетический матрикс, а возможно есть и некий «верхний» геном, в свою очередь формирующий те или иные генотипы
возможно есть некая реинкарнация в которой и проявляется эволюция в виде генетических форм и их взаимодействие, но опятьже, ни мозг ни генетика ни их гипотетические духовные операторы, ничего из этого не изучено и не будет изучено, так как изучение использует прошлый опыт и перспективу, а развитие это рост и изменеие как самих форм так и их перспективы

страх неизведанного, но гдебы был это страх еслибы человек осознавал что всё сформировано им самим, тоесть не вселенная или природа, а личное восприятие таковых?
костность взглядов, где бы те были еслибы человек стал более внимателен к истории, к происходящему с окружающими, с ним самим?
всё это приходящее, а что вечно всё равно остаётся неизвестным:)

шизоидность это свойство любой личности, крайне низкие показатели равно как и крайне высокие — могут проявляться патологией только с кореляцией другими своствами психотипа личности
ни гениальность ни шизоидность не лежат в чёткой взаимосвязи, это всё отдельные свойства сознания, которые могут быть взаимосвязаны, а могут не быть
по недавним исследованиям, темнеменее, и у талантливых исследуемых и у шизофреников были выявлены некоторые особенности нейрорегуляции, у тех и у других обнаружено свойство сниженной «фильтрации» мышления, разница только в том, что шизофреник не контролирует мыслительный поток и находится под властью своего биофармакокинеза(галлюцинации, параноидальный бред, аллогические идеи, итд), в то время как талантливый человек воспроизводит нечто оформленное, в литературе, живописи, музыке, математике(прикладной — архитектура, физика, астрономия, биохимия итп)

как в любой патологии шизофрения это обратный процесс взаимодействия тела(психики) и духа(личности)

по более старым, хотя и также недавним исследованиям, мозг любого шизофреника поражён тем или иным образом — гематомы, новообразования и как следствие биохимический дисбаланс

олигофрения и шизофрения также могут быть связаны, а могут и не быть

в любом случае определяющий фактор это волевой аппарат или «центр веры» он собственно и определяет действительно здравие психики, детский мозг всегда или почти всегда обладает большей гаммой восприятия, «коррекция» будьто социальная или психиатрическая может вызвать течение латентной шизофрении или скрытой, в первом случае болезнь отгорожена подсознанием, как у большинства нормальных людей, во втором — больной знает что болен, но адоптивен
реальноже тоесть абсолютно здоровым человеком может быть только человек с аутокоррекцией, точнее с самостоятельным использованием волевого аппарата, отвечающего за общее состояние психики, в то время как такназываемые здоровые люди в большинстве своём гипнабельны и перепрограмируемы любой авторитарной(для них) личностью, структурой, якобы собственной идеей, и при таком стечении обстоятельств, стрессовые или напротив крайнеблагоприятные ситуации могут спровоцировать любую форму психодеструкции

ну вот, теперь у вас новый «авторитет» видимо:) ране вы цитировали педивикию, а теперь как якобы подтверждение, мои записи, кстати если вы здесь модерите, очень хорошо, что вроде всё на месте, или почти, не важно, но часть каментов не отображалась, а теперь всё хорошо и главное, сразу появляется, что не может не радовать:)
вобщем пока в наших с вами пересечаниях, кроме гипомании, сенсетивности, раздрожительности и агрессии от вас всё пальцем в небо, даже ссылки на меня любимого, но как по мне ниодно из вышеупомянутых моих качеств мне не в тягость, и для меня это не расстройства, а свойства моей личности, коюю я не ретуширую и не кастрирую, слава богу
вы сами то себе какой диагноз поставите, доктор?

кстати об агрессивности, современная генетика обнаружила ген агрессии, он в наличии у любого человека кроме людей с синдромом дауна, но я их в отличие от вас не считаю больными, а пологаю их, возможно неким эволютивным вариантом, точнее некий пример природы, что возможно следующий этап будет не только безагрессивный но и скажем более интелектуален нежели вы или я и при этом они будут не даунами и не латентными агрессорами вроде вас:)

raptus.ru

Рисунки детей с шизофренией /диагностика/.

Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией, СССР, Болдырева С. А., 1974

Очень интересные рисунки и их анализ.

На основании многолетних исследований изобразительного творчества детей автором дается сравнительный анализ рисунков больных и здоровых детей. В отечественной и зарубежной литературе это первая монография, посвященная изобразительному творчеству больных шизофренией дошкольного возраста и лечебно-коррекционной работе с ними.

В книге излагается семиотика изобразительного творчества больных детей, приводятся примеры различных нарушений формы и содержания рисунков. Выявлены особенности творчества в зависимости от клинических проявлений и типа течения шизофренического процесса. Наряду с диагностическим значением показана возможность использования изобразительного творчества для лечебно коррекционной работы, являющейся в детской практике одной из форм трудо- и психотерапии. Разработаны этапы и приемы этой работы. Даются практические рекомендации дифференцированной тактики педагога с больными шизофренией детьми при различном психотическом состоянии.

Книга рассчитана на невропатологов, психиатров, педагогов, педиатров, дефектологов.

m.baby.ru

Болдырева С. А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. 1974

М. Медицина. 160 с. цв илл. Твердый переплет. .увеличенный вдоль формат.

На основании многолених исследований изобразительного творчества детей автором дается сравнительный анализ рисунков больных детей. В отечественной и зарубежной литературе это первая монография, посвященная изобразительному творчеству больных шизофренией дошкольного возраста и лечебно-коррекционной работе с ними. В книге излагается семиотика изобразительного творчества больных детей, приводятся примеры различных нарушений формы и содержания рисунков. Выявлены особенности творчества в зависимости от клинических проявлений и типа течения шизофренического процесса. Наряду с диагностическим значением показана возможность использования изобразительного творчества для лечебно-коррекционной работы, являющейся в детской практике одной из форм трудо- и психотерапии. Разработаны этапы и приемы этой работы. Даются практические рекомендации дифференцированной тактики педагога с больными шизофренией детьми при различном психотическом состоянии. Книга рассчитана на невропатологов, психиатров, педагогов, педиатров, дефектологов.

Состояние: очень хорошее

Цена указана БЕЗ стоимости доставки. Возможно дополнительное предоставление сканов обложек и иллюстраций книг стоимостью свыше 1500 рублей.

Возможен самовывоз(в Санкт-Петербурге не далеко от ст. метро Площадь Восстания) — бесплатно.

Личная встреча в Санкт-Петербурге на станциях метро Площадь Восстания или Площадь Александра Невского при заказе на сумму от 1500 рублей.

Курьерская доставка по Санкт-Петербургу — 500 рублей.

Доставка почтой по России или за рубеж после предоплаты. ОТПРАВКА КНИГ ПРОИЗВОДИТСЯ ДВАЖДЫ В НЕДЕЛЮ.

Варианты оплаты: Western Union, ЛИДЕР, Blizko, Золотая Корона,Contact, Юнистрим, Яндекс.Деньги +5%, PayPal( при оплате обязательно выставление мной счета), карта СБЕРБАНКА, возможна оплата на мобильный телефон +5% (не более 300 рублей), оплата на банковский счет, а также БЛИЦ перевод Сбербанка.

Данная информация о лоте представлена из архива. Обсуждение лота закрыто .

Ваше сообщение: Отправить

При обсуждении лота нельзя указывать контактные данные и платёжные реквизиты. Электронная почта и телефон(если он указан) высылается битБазаром обоим контрагентам после завершения аукциона.

Все сообщения «Обсуждения лота» видны ВСЕМ посетителям.

Уведомления на электронную почту о новых сообщениях в «Обсуждение лота» получают ТОЛЬКО авторы сообщений.

bitbazar.ru