Болезнь альцгеймера художник

Художник с болезнью Альцгеймера писал автопортреты, пока мог держать в руках кисть

В 1995-м году американскому живописцу Уильяму Атермолену поставили диагноз «болезнь Альцгеймера». Понимая, что заболевание неминуемо скажется на его занятиях живописью, Уильям решил провести оставшееся у него время с максимальной пользой и начал писать автопортреты, чтобы лучше понять себя и донести это понимание до зрителей.

Благодаря уникальной серии картин можно собственными глазами видеть, как менялось восприятие художником окружающего мира. С течением болезни его творения искажались, утрачивали перспективу, становились всё более абстрактными и менее детальными. Судя по некоторым особенностям поздних автопортретов, Атермолен как будто понимал, что его техника ухудшается, но не мог это исправить. «Я думаю, он знал, что постепенно утрачивает пространственное мышление» — вспоминает вдова художника Патрисия, специалист по истории искусства — «В этих картинах с душераздирающей ясностью изображены попытки Уильяма описать изменения своей личности, свои печали и страхи», — поясняет она.

Как отмечает Брюс Миллер, невролог из Калифорнийского университета: «Болезнь Альцгеймера поражает теменную долю мозга, что значительно снижает способность к визуализации и перенесению образов на холст. Мы видим, что картины становились более абстрактными, повышалась размытость образов, их сюрреалистичность, при этом художник использовал более тонкие и сложные цвета».

После переезда в дом престарелых в 2000-м году Уильям Атермолен перестал заниматься живописью. Художник скончался в 2007-м, в возрасте 74 лет, и после смерти, как это нередко бывает, популярность его работ заметно возросла — о трогательной истории Атермолена заговорили, а автопортреты и другие полотна были выставлены во многих музеях мира.

«Он всегда был аутсайдером», — говорит Патрисия — «Это довольно странно — стать известным из-за того, что тебе плохо. Я бы сказала, что он умер не в 2007-м, а гораздо раньше — когда понял, что больше не может писать картины».

1997 1998 1999 2000

www.factroom.ru

​Автопортреты художника открыли ретроспективу болезни Альцгеймера

Музой, сиделкой и главной опорой Атермолена до последней минуты была его жена Патриция, профессор, специалист по истории искусства. Она и поведала миру его печальную историю, представленную в череде беспокойных абстрактных рисунков, в которых порой с трудом можно угадать портрет мужчины.

Впервые он приехал в Великобританию из родной Филадельфии в конце 1950-х. В 1962 году женился на Патриции и остался в Филадельфии навсегда.

По словам жены, она стала замечать в Уильяме признаки рассеянности ума и памяти задолго до того, как ему был официально поставлен диагноз. После того, как врачи в 1995 году окончательно определили болезнь Альцгеймера, Атермолен решил подойти к заболеванию творчески. Чтобы проследить и самому понять деградацию своего ума и сознания, он принялся писать автопортреты.

1996 год williamutermohlen.org

Они не раз становились экспонатами выставок. Картины показывают печальный «спуск» художника в собственное слабоумие: его мир буквально начал наклоняться, сглаженные перспективы и детали таяли. Его жена и доктора говорят, что время от времени он отмечал явные технические недостатки в своих работах, но не знал, как исправить их.

1998 год williamutermohlen.org

Лондонский психоаналитик Атермолена, для которого случай художника стал объектом масштабного исследования и поводом написать несколько научных работ о болезни Альцгеймера, утверждал, что картины изображают печаль, беспокойство, чувство слабости и позора.

2000 год williamutermohlen.org

Всего через год после объявления о болезни человек на картине стал призраком, с едва различимыми глазами. Однако на протяжении 12 лет Атермолен продолжал писать, рисуя болезнь Альцгеймера изнутри. В 2000 году он написал последний свой портрет — печальное свидетельство деградации его мозга. Именно тогда, по словам Патриции, он «умер впервые». В 2007 Уильям Атермолен ушёл из жизни в доме престарелых, оставив жене и потомкам ретроспективу деменции.

russian.rt.com

Художник и его Альцгеймер: способность творить остается до конца

Узнав, что у него болезнь Альцгеймера, художник Уильям Утермолен стал рисовать то, что еще никому не удавалось — свое умирание

Семь лет между смертью и смертью

Родился, учился, женился, работал, участвовал в выставках – биография Уильяма Утермолена уместится в паре строк. Фамилия не на слуху. Между тем Утермолен – художник уникальный, запечатлевший на холсте то, чего никому не удавалось, совершивший настоящий подвиг, творческий и научный.

Рисовал Уильям всегда — с раннего детства и до тех пор, пока мог держать в руках карандаш и осознавать окружающий мир. Близкие не помнят его не рисующим. Поэтому вдова художника – Патриша – называет годом смерти мужа 2000-й. «Билли умер, когда перестал рисовать, — говорит она. — Официальная дата его смерти – 2007-й год, но это не считается, это был уже не он».

Другой

Утермолен окончил художественный колледж в родной Филадельфии, а в конце 50-х отправился в Оксфорд, в знаменитую Школу искусств Раскина (Ruskin School of Art).

В США Утермолен больше не возвращался, осел в Лондоне. Здесь он преподавал, участвовал в выставках. Всегда немного странный, отчужденный. На дворе стояла эпоха поп-арта и абстрактного экспрессионизма. А он скрупулезно прописывал детали. Модно было изображать консервные банки и лиловых кинозвезд, а Утермолен писал масштабные сцены из «Ада» Данте или новогодний парад ряженых в Филадельфии. «Билли тогда был едва ли не единственным фигуративным (изображающим фигуры человека – Е.С.) живописцем в Лондоне», — говорила Патриша.

Наверное, именно за эту непохожесть она и полюбила его. Преподаватель истории искусств понимала, что такое — способность художника идти против течения. Они поженились в 65-м, когда Уильяму было 32. Патриша не сомневалась: Билли будет знаменит. Может, не сейчас. Позже. Каким жутким будет это «позже», тогда никто не мог предположить.

Потерянный Лувр

Когда появились первые симптомы болезни? Доктора об этом вряд ли скажут. Но к концу 80-х Утермолен постепенно отказывается от монументальных полотен в пользу более камерных. И скорее всего, то был не творческий выбор, а первые признаки изменений в мозге.

На многих картинах художник изображает себя. Вот он на вечеринке, в доме гости, но он не принимает участия в беседе. Вот они с женой в постели. Патриша читает, Билли дремлет, зеркало отражает его спящее лицо.

До и после Альцгеймера. Автопортреты Уильяма Утермолена (William Utermohlen) за 1967 и 1999 года. Изображение с сайта kulturologia.ru

«Думаю, он тогда уже знал, что с ним что-то не так, — говорит миссис Утермолен, – и, рисуя, словно обсуждал это с самим с собой, пытаясь выяснить, в чем дело. Живопись была самым верным средством для такой коммуникации». Сама она узнала о болезни мужа последней, упрямо отказываясь замечать его забывчивость, рассеянность, отстраненность. Билли всегда был странным, он творческая натура, ему свойственно погружаться в себя – каких только объяснений не найдет любящая душа. «Когда живешь рядом с таким человеком, все твое естество сопротивляется тому, что принять жестокую правду», — говорит вдова художника.

Но однажды Уильям поехал в Париж к своему агенту и… не смог отыскать Лувр. Лувр, который был для него родным домом, по которому он мог бродить с закрытыми глазами, оказался вдруг спрятанным от его сознания.

В ужасе он вернулся в Лондон, наспех поговорив с агентом. Теперь все это – выставки, продажи, аукционы, коллекционеры – стало неважным.

Ведь уже на протяжении года он каждое утро ездил в свою лондонскую мастерскую на Олд-Стрит, где смотрел на натянутый на подрамник холст и не знал, с чего начать работу. Он все забыл!

Сначала он надеялся на память рук — что навыки всплывут сами собой. Но нет. Тогда он просто стал ездить в мастерскую, чтобы никто не догадался о том, что с ним происходит. «Творческий застой», — отвечал Утермолен на вопросы. С кем не бывает, действительно. Быть может, это начало нового этапа.

После случая с Лувром и агентом хранить тайну стало невозможно. Они с женой отправились к врачу. Тот поставил диагноз почти сразу. Болезнь Альцгеймера. И правда, в жизни 61-летнего Уильяма начинался новый этап, и по иронии судьбы именно сейчас ему предстоит создать свои самые знаменитые вещи и обрести запоздавшую славу.

45 минут с Папой Римским

Он не мог больше видеть Лондона. Город, в котором прошла половина жизни, распадался на фрагменты. Его удушливый смог словно сгущался, образуя серые мглистые провалы, куда проваливались целые дома, улицы, лица друзей.

Бежать! А куда податься художнику, как не в Италию? Супруги отправились в Рим, к солнцу, голубому небу. Они ни дня не сидели на месте. Выставки, галереи, музеи, храмы и дворцы… На все Уильям смотрел с одинаковым равнодушием.

Но в палаццо Дориа-Памфили на виа дель Корсо Уильям вдруг остановился. «45 минут он вглядывался в портрет Папы Иннокентия Х работы Веласкеса, — вспоминает Патриша. – Словно старался впитать его, до мельчайшей детали запечатлеть в своей памяти величественную фигуру понтифика».

Почему именно этот портрет? Патриша, историк живописи, быстро поняла, в чем тут дело. Уильям представил вариации на тему этого портрета работы Френсиса Бэкона, его куда более успешного современника, работы которого сегодня одни из самых дорогих в мире.

Но не зависть была причиной интереса Уильяма. В серии картин Бэкон помещает фигуру в прозрачный куб, размазывает ее в цветовое фиолетово-желтое пятно с искаженным ртом, зашедшемся то ли в крике, то ли в предсмертном хрипе. Величественный Папа Римский превращается в абстракцию, в которой практически невозможно узнать оригинал.

Именно это скоро произойдет с Уильямом Утермоленом, и он это понял. Вернувшись в мастерскую, он пишет автопортрет (для грунтовки и прочих технических заданий у него теперь был подмастерье), навевавший реминисценции с получеловеческими фигурами Бэкона – с такой же беззвучной кричащей гримасой на лице.

«Это был последний раз, когда он осознал и передал в работе связь с другим художником», — констатирует жена. – Еще немного – и слабеющий мозг уже не будет способен на это».

Отчаяние. Автопортрет Уильяма Утермолена за 1996 год. Изображение с сайта kulturologia.ru

По совету медсестры

В Лондоне Утермолен лег в больницу – Национальную клинику неврологии и нейрохирургии. Врачи проводили какие-то обследования, самого Уильяма уже ничего не интересовало, даже живопись. К чему медицина, к чему искусство, когда конец известен и близко?

«Вы должны продолжать писать!», — сказала ему как-то молоденькая медсестра. Невероятно, но здесь, в больнице, оказалась почитательница его таланта – таких и на художественных выставках-то было немного.

«Зачем?» — пробормотал Уильям, жмурясь, словно от яркого солнца. Медсестра будила в нем что-то, что он считал умершим.

«Затем, что вы можете сделать то, чего не делал никто никогда, — выпалила она, — создать портрет болезни. Никому еще не удавалось запечатлеть, что такое болезнь Альцгеймера изнутри.

Медики не в счет. Тут нужен художник, способный передать, как меняется его восприятие мира».

И он вернулся к работе. На протяжении следующих четырех лет Уильям Утермолен писал исключительно автопортреты — пытаясь средствами искусства проникнуть в страшную суть того, что с ним происходит, и быть может, продлить хотя бы на малое время ясность рассудка.

Абстракционист поневоле

Серия автопортретов, созданная Утермоленом с 1996 по 2000 годы, не нуждается в комментариях. Достаточно вглядеться в эти лица, принадлежащие одному человеку, чтобы увидеть настоящий портрет болезни.

Невролог Калифорнийского университета доктор Брюс Миллер изучает художественное творчество людей с мозговыми нарушениями. Он утверждает, что многие из них способны создавать настоящие шедевры. «Болезнь Альцгеймера затрагивает, в частности, правую теменную долю мозга, — говорит врач, — которая очень важна для того, чтобы представить мысленно какой-то объект и потом перенести это изображение на холст или бумагу. Искусство становится все более абстрактным, сюрреалистическим, изображения – размытыми. Иногда художники начинают очень умело пользоваться цветом, нанося почти невидимые, дивные штрихи».

Утермолен с каждым годом иначе видит мир вокруг себя. Сначала его окружали яркие краски, четкие линии, ясная перспектива. Вот портрет 96-го года: желтое лицо, ярко-оранжевые рыжие плечи и абрис головы. Но это не цвета радости и надежды, это цвета ярости и страха. Он склонил голову перед тем, что ожидает его.

Автопортреты Уильяма Утермолена (William Utermohlen) за 1997 год. Изображение с сайта kulturologia.ru

Позже автопортреты превращаются уже в хронику умирания. Каждый год он пишет по портрету, который все меньше напоминает его лицо.

Два года после диагноза. Автопортрет в студии (1997). Изображение с сайта kulturologia.ru

С годами вангоговские колориты вымываются, в 99-м году появляется нечто розоватое на тревожном (и кто сказал, что зеленый цвет успокаивает?) фоне. Сглаживается перспектива, мир становится двухмерным. Лицо художника все больше теряет четкость и объем.

Поначалу он еще видит несовершенство своих работ, но уже ничего не может исправить – не знает, как. Спустя время уходит и понимание.

«Самое смешное, что в конце жизни он все же пришел к абстрактному экспрессионизму, — невесело усмехается жена. – Он, всю жизнь противившийся этому, стремящийся к дюреровской точности рисунка, стал типичным абстракционистом. Хорошо, что сам Билл об этом уже не узнал».

Автопортрет Уильяма Утермолена (William Utermohlen) за 1998 год. Изображение с сайта kulturologia.ru

Психотерапевт, анализируя автопортреты Утермолена, нашел в них признаки печали, тревоги, бессилия и стыда. На последней работе 2000-го года исчезает и цвет, и объем. Остается только белая оболочка черепа и нос. В этом году художник прекратил писать. Его перевозят в дом престарелых, где художник и проживет до своей физической смерти в 2007-м году.

Искусство умирает последним

Год спустя в Чикагском культурном центре состоялась его первая посмертная выставка: «Портреты ума: Работы Уильяма Утермолена». Ее успех намного превзошел успех прижизненный. Выставки следуют одна за другой, картины колесят по земному шару, выставляются в престижных галереях и на медицинских симпозиумах, о художнике снимают фильм.

«Как странно – получить признание за те работы, которые писал больной, фактически утративший трудоспособность человек», — говорит Патриша, которой не слишком по душе эта шумиха. Долгие годы она смотрела, как муж борется за память, за свою личность, за искусство – и как болезнь все же побеждает его. «Живопись – это память, — такой неожиданный вывод делает Патриша Утермолен. – Без памяти нет искусства».

Когда Утермолен лежал в клинике, за ним наблюдала группа ученых по руководством профессора Марита Россора. Последний совместно с коллегой доктором Себастьяном Кратчем выпустил несколько статей о «случае художника У.»

Альцгеймер прогрессирует. Последние автопортреты Уильяма Утермолена (1999-2000). Изображение с сайта kulturologia.ru

Ученые называют его героем, прикладывавшим нечеловеческие усилия для того, чтобы сохранить собственную личность. И не только.

Уильям Утермолен, быть может, не стал самым выдающимся художником в истории, но он внес немалый вклад в медицину. И дело не только в созданном им портрете прогрессирующей деменции.

В своих статьях ученые отмечают, что творческие импульсы, способность к различению и выражению нюансов различных эмоций, попытки объяснить для себя мир, а себя – для мира, – оставались живыми и продолжались намного дольше, чем могла предположить наука.

«Пример непрекращающихся усилий творить искусство – на той стадии болезни, когда основные навыки профессии уже утрачены – является свидетельством невероятной жизнеспособности человеческой тяги к созиданию». По всей видимости, именно эта сила умирает в человеке последней.

Вывод ученых не просто расширил их знания о болезни Альцгеймера, он снабдил медиков и психологов конкретными инструментами помощи больным. В частности, основываясь на полученных благодаря Утермолену данных, сегодня идет разработка методик арт-терапевтами, работающими с больными деменцией.

www.miloserdie.ru

Автопортреты Альцгеймера: художник рисовал свое лицо, чтоб победить болезнь

«Будете жить не долго и не очень счастливо», — признались врачи художнику Уильяму Утермолену. Диагноз был неутешительным и однозначным: болезнь Альцгеймера.

Уильям Утермолен (William Utermohlen) прожил не такую уж короткую жизнь и умер в 2007 году в возрасте 74 лет. Но какая это была жизнь… Казалось, что она не принесет американскому художнику ничего необычного и уж тем более трагичного. Он рисовал, даже выставлялся в галереях, хотя славы великого живописца так и не сыскал. А потом Утермолен и сам не помнил, когда в его душе поселилась тревога. Он чувствовал, что с ним что-то не так. Что-то неладное творилось с его памятью: он забывал сначала мелкие детали, а затем и значимые события становились весьма расплывчатыми и запросто могли исчезнуть из памяти. Но действительно страшно стало тогда, когда руки, его главный рабочий инструмент, периодически стали отказываться слушать своего хозяина.

Диагноз, поставленный Утермолену в 1995 году, хотя и был ожидаемым, прозвучал как приговор. Болезнь Альцгеймера поселилась у него в голове, с каждым днем завоевывая все большую часть сознания.

Болезнь Альцгеймера врачи зовут «эпидемией XXI века». Это заболевание вызывает дегенерацию нервных клеток в части мозга, которая отвечает за обработку информации. Последствия Альцгеймера необратимы, и с годами состояние больного только ухудшается. Происходит постепенная потеря памяти, утрачиваются даже самые простые навыки: человек не может ни стоять, ни сидеть, а что уж говорить о рисовании…

Уильям Утермолен прекрасно знал, чем для него закончится эта болезнь. И он стал рисовать отчаянно и усердно. В период с 1996 по 2000 года Утермолен создал серию автопортретов, в которых отражена, кажется, вся суть Альцгеймера. Похоже, что он пытался исцелиться посредством своего творчества, убеждая себя: «Я помню свое лицо, ты не сможешь забрать его у меня!»

С каждым днем действительность все больше ускользала от художника, но он упорно продолжал сопротивляться и переносить ее на бумагу. На помощь приходила сиделка Утермолена, которая смешивала краски и фотографировала эскизы. Она была первым зрителем и ценителем картин Уильяма, которые стали заключительной серией в его творчестве.

Рисование было своего рода терапией для увядающего разума Уильяма Утермолена. Впоследствии эта терапия оказалась достаточно серьезным материалом для врачей, занимающихся болезнью Альцгеймера.

«В работах Уильяма можно увидеть, как он пытается ощутить действительность и понять происходящие изменения, а еще можно заметить его страх и отчаяние», — говорит жена Утермолена.

Через несколько лет болезнь победила и забрала у художника все, даже его собственное лицо. Он «таял» в жизни и на картинах, а в 2000 году Уильям Утермолен нарисовал свой последний автопортрет, в котором едва ли можно различить его черты. Тогда, в 2000 году, умерло не только творчество неутомимого творца, умер и сам он, хотя фактически прожил еще 7 лет.

В 2007 году художника не стало, но он до сих пор живет в своих «автопортретах Альцгеймера». Все картины жена Уильяма передала в британскую Ассоциацию болезни Альцгеймера, они оформлены в экспозицию и путешествуют по странам, напоминая зрителям о том, что высшая ценность — это жизнь.

Работы, которые Уильям Утермолен создал во время болезни, принесли ему мировую известность и узнаваемы больше его остального творческого наследия. А ведь на создание других картин, отличающихся своеобразием и глубоким смыслом, он потратил всю жизнь, и именно на них запечатлено становление художника.

«Данте» — первая серьезная серия работ художника, изображающая живописный ад итальянского средневекового поэта Данте Алигьери. Эти картины Утермолен рисовал во время расцвета поп-арта, в котором не находил ничего для себя. Он не хотел простых и понятных линий на бумаге, не желал изображать продукты потребления, а предпочитал наполнять свои работы образами и романтичными фантазиями. Утермолен чувствовал себя аутсайдером в художественном мире, поскольку рисовал всегда то, что ему хотелось.

В 1989 году художник впервые почувствовал начавшиеся необратимые изменения в себе, но продолжал рисовать в основном друзей, которые были частыми гостями в его доме.

На первом автопортрете Уильяма Утермолена после знакомства со страшным диагнозом — человек, для которого мир стал вдруг чужим и неуправляемым. Он одинок и беспомощен, держится за стол, который стал для него якорем в безликом пространстве.

Другие портреты изображают не лица, а, скорее, маски¸ скрывающие лицо от постороннего мира, приносящего внутреннюю тревогу, волнение и страх. Вдова Уильяма Утермолена решила познакомить мир с работами своего мужа. Она участвует в организации выставок и размещении картин на сайте.

Автор: Вера Волкова

Поделитесь этим постом с друзьями

interesno.cc

Болезнь альцгеймера художник


Автопортреты Уильяма Утермолена, сделанные в 1967-2000 годы. Диагноз «болезнь Альцгеймера» был поставлен мастеру в 1995 году

Учёные из Университета Ливерпуля уверены, что картины некоторых мастеров художественного искусства — это не просто шедевры живописи, но ещё и истории болезней. С годами стиль художников меняется. Особенно сильно он меняется у тех, кому поставили диагнозы «болезнь Альцгеймера» и «болезнь Паркинсона». Эти едва уловимые изменения стиля — признак деменции, то есть нейродегенеративных заболеваний (НДЗ), именуемых старческим слабоумием.

По мнению учёных, определённые изменения в стиле художественного письма поддаются формализации. Таким образом, людей с НДЗ можно выявлять по изменению их рисунков со временем. Точно так же, как сейчас больных выявляют по изменениям в речи (см. анализ возрастной деградации в речи президента Рональда Рейгана, который страдал старческим слабоумием, как и некоторые другие возрастные политики).

Болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, а также десяток других нейродегенративных заболеваний — бич современной эпохи, когда современная медицина десятилетиями поддерживает жизнь в стареющих гражданах. Но врачи пока не научились обращать вспять прогрессирующую гибель нервных клеток в старости, которая ведёт к различным неврологическим симптомам.

Как правило, первые симптомы болезни Альцгеймера проявляются после 65 лет. Начинается всё с лёгких когнитивных нарушений: это забывчивость, затруднение в определении времени, ухудшение социальной и профессиональной деятельности, эгоцентризм, субдепрессивные реакции на собственную несостоятельность, бредовые расстройства и т.д. На первом этапе больные ещё пытаются как-то скорректировать собственное поведение, но затем их состояние ухудшается. Явно выражается снижение уровня суждений, замедляется речь, интересы больных ограничиваются. В конце концов, наступает полный распад памяти и распад речи.

Болезнь Альцгеймера (60-70% случаев деменции) впервые описана в 1906 году, но с повышением средней продолжительности жизни выявляемость и количество пострадавших стремительно растёт. В 2015 году примерно 47,5 млн человек в мире страдали от деменции.

Лечения не существует, хотя известны определённые генетические факторы, связанные с болезнью, так что остаётся надежда на поиск лекарства.

Учёные из Университета Ливерпуля провели фрактальный анализ неврологических изменений в технике письма семи художников. Впрочем, на примере некоторых художников сделанный ими вывод очевиден без всякого фрактального анализа. Достаточно посмотреть на картины. Например, см. выше автопортреты Уильяма Утермолена, сделанные в 1967-2000 годы. Диагноз «болезнь Альцгеймера» был поставлен мастеру в 1995 году.

Уильям Утермолен — один из нескольких художников, которым не посчастливилось столкнуться с НДЗ. Учёные взяли для анализа картины четырёх знаменитостей с таким диагнозом: Сальвадор Дали, Джеймс Брукс, Норваль Мориссо и Виллем де Кунинг.


Картины Джеймса Брукса «Сомнение» (1950) и «Неназванное» (1978)

Также был проведён анализ трёх здоровых художников: Пабло Пикассо, Клода Моне и Марка Шагала, для сравнения. Был проведён фрактальный анализ возрастных изменений в мазках кистью у художников, страдающих от НДЗ, по сравнению с возрастными изменениями в мазках здоровых художников. Учёные выявили не только определяющую разницу в их стиле, но и некоторые признаки, которые могут служить ранними индикаторами НДЗ.

Всего для исследования взяли 2092 работы семи художников. Фрактальный анализ выявил сложные геометрические формы мазков каждого из них. Это своеобразные «отпечатки», позволяющие уверенно идентифицировать конкретного художника. Фрактальный анализ мазков кистью и раньше использовали для определения подлинности картин.

Результат исследования показан на иллюстрации. Слева — возрастные изменения фрактального измерения мазков у здоровых художников (контрольная группа). В центре — изменение фрактального измерения с возрастом у художников, страдавших от болезни Альцгеймера (Джеймс Брукс, Виллем де Кунинг). Справа — изменение фрактального измерения с возрастом у художников, страдавших от болезни Паркинсона (Сальвадор Дали, Норваль Мориссо).

Изменения под влиянием болезни Паркинсона и болезни Альцгеймера чётко прослеживаются с возрастом, причём они были видны задолго до того, как у художников реально диагностировали нейродегенеративные заболевания.

У обычного человека начинает ухудшаться память и замедляться речь, а у художника задолго до этого слегка начинаются изменяться мазки кистью. Для этих талантов живопись — это своеобразное средство выражения, это их речь. Вот почему изменения в деятельности мозга в первую очередь проявляются именно на картинах.

Если верить графикам, то предсказать наступление старческой болезни Альцгеймера у художников можно чуть ли не в 30-40 лет.

Возможно, фрактальный анализ позволит определить признаки болезни Альцгеймера у некоторых современных художников, которые могли и не подозревать, что первые симптому старческого слабоумия у них скоро появятся. Так они смогут подготовиться к неизбежным последствиям.

Будем надеяться, что наука позволит автоматически выявлять признаки старческого слабоумия в других данных — в паттернах исходного кода, в художественных текстах, в скорости набора на клавиатуре и т.д. Тогда программу для мониторинга можно установить на компьютере, работать в прежнем режиме и просто ждать информационного сообщения.

Научная статья опубликована в декабре 2016 года в журнале Neuropsychology (doi:10.1037/neu0000303).

m.habr.com