Центр по аутизму воронеж

«К диагнозу сына «АУТИЗМ» внутренне я была готова. »

Мама 8-летнего мальчика-аутиста уверена, что дети с таким диагнозом не должны быть изгоями в обществе

Войдите, чтобы добавить в закладки

— Стёпа, поздоровайся, пожалуйста, с журналистами, — просит 8-летнего сына его мама Валерия.

Мальчишка, не глядя на нас, буркнул «привет» и ускакал рисовать. Его мама воронежская художница Валерия А-Ро объясняет, что, пока она не попросит поздороваться, Стёпа нас не заметит и будет воспринимать как мебель. И дело тут вовсе не в невоспитанности. Стёпа — аутист. Одним из проявлений этого заболевания является нарушение или отсутствие коммуникативных навыков. Проще говоря, ему очень сложно общаться с окружающими. Да и окружающие, сталкиваясь с аутистами, часто теряются — выглядят такие дети совершенно обычно и на первый взгляд даже ведут себя вполне нормально. И только приглядевшись внимательно, понимаешь, что с ребёнком что-то не то — аутисты молчаливы, необщительны, могут ни с того ни с сего разнервничаться и даже устроить истерику. И это только верхушка айсберга под названием «аутизм».

Немногие родители решаются открыто поделиться своим опытом воспитания ребёнка-аутиста. О проблеме людей с аутизмом вообще не очень-то много известно. Официальной статистики в нашей стране не ведётся, а в России есть только один благотворительный фонд «Выход», который специализируется на помощи людям с расстройствами аутистического спектра (РАС). В фонде приводят данные, что, по самым осторожным оценкам, в России не менее 250 — 300 тысяч детей с РАС.

Валерия считает, что об аутизме необходимо говорить. Во-первых, чтобы люди представляли, что это за заболевание, и были готовы нормально воспринимать аутистов. А во-вторых, диагностика и реабилитация людей с расстройством аутического спектра в нашей стране пока находится на крайне низком уровне. А между тем многих детей-аутистов при правильном подходе к лечению можно адаптировать к нормальной жизни. На практике же чаще бывает, что ребёнка скорее готовы записать в умственно отсталые, чем проводить с ним ежедневную и кропотливую работу, чтобы научить нормально жить и общаться с окружающими.

— Часто я сталкивалась с тем, что мы выходим поиграть на детской площадке, а от нас шарахаются, или родители говорят своим детям не играть с «больным мальчиком», — рассказывает Валерия. — Это печалит. Общение аутистов с другими детьми помогает не только адаптироваться им к жизни, но и в обычных детях воспитывает умение сострадать.

«Планы на жизнь пришлось изменить»

Стёпе сейчас 8 лет, а диагноз ему поставили в четыре года. Но Валерия стала замечать, что с сыном что-то не так, ещё когда ему было восемь месяцев. Она обратила внимание, что ребёнок почти не реагирует не только на яркие игрушки, но и на родителей. Вместе с отцом ребёнка она стала интересоваться, что могут означать подобные симптомы, и поняла, что Стёпа, скорее всего, аутист. Валерия говорит, что к тому моменту, когда услышала окончательный диагноз, внутренне уже была к нему готова.

— Непросто принять тот факт, что твой ребёнок — аутист, — говорит художница. — Я знаю одну маму, которая уже несколько лет не может смириться с таким диагнозом у своего ребёнка и находится в постоянной депрессии. Это тяжело, потому что жизнь кардинально меняется. У меня были грандиозные задумки, я хотела открыть школу лепки. Но планы и взгляды на жизнь пришлось изменить. Однако я считаю, что реабилитация ребёнка-аутиста важнее любой школы лепки.

Пока Валерия рассказывает о сыне, Стёпа постоянно переключается с одного занятия на другое. Мальчуган танцует, бегает, смотрит «Ну, погоди!», рисует, забирается на подоконник и пыхтит как паровоз. При этом замечает он только маму, мы же для него пустое место.

«Невозможно понять, что у ребёнка болит»

Только к восьми годам Стёпа научился самостоятельно одеваться, ходить в туалет, наливать воду, брать еду из холодильника, показывать, куда хочет пойти, выбирать в супермаркете продукты.

— Поверьте, это очень много, — говорит Валерия. — Откликаться на своё имя Стёпа начал годам к пяти. Когда воспитываешь аутиста, о многом приходится догадываться, потому что такой ребёнок никогда не покажет, что, например, у него болит. Зубы лечить он не даётся, поэтому мы ложимся в больницу и зубы ему удаляют под общим наркозом. Стёпа не разговаривает, он может что-то сказать, когда ему хочется пить, есть, гулять. При этом визуально не может запомнить, как выглядят те или иные напитки, хотя мы по 150 раз в день несколько лет подряд произносим названия. Запомнил только какао, потому что безумно любит его, а всё остальное обозначает словом «пить».

Сложность в общении с другими людьми — не единственная особенность, которая отличает аутистов. Стёпа может вести себя агрессивно или испугаться и разнервничаться из-за того, что обычному человеку совсем не кажется страшным.

— У Стёпы очень много энергии, поэтому мы с ним гуляем по 3 — 4 часа каждый день, тогда он ведёт себя спокойнее. Несколько раз в неделю мы ходим пешком от нашего дома до железнодорожного вокзала. Это примерно 5 км в один конец. Он обожает поезда, они есть почти на всех его рисунках.

«Если б не алименты, не выжили бы»

Валерия водит Стёпу в областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Парус надежды». Занятия в центре ему очень помогают. Он стал спокойнее, многому научился.

Не так давно Лере потребовалось оформить Стёпе инвалидность. На это у неё ушло семь месяцев.

– Если бы я не устроила скандал, то до сих пор мы, наверное, её оформляли бы, а время нам очень дорого, — говорит мама Стёпы. — Я не могу работать, потому что невозможно надолго отлучиться от сына.Когда Стёпа ходил в коррекционный садик, это высвобождало мне время для нескольких часов работы. Я лепила из глины и продавала свои работы. Сейчас мы живём на пособие по инвалидности и, если бы не алименты (Валерия с мужем расстались. — «Ё!»), не выжили бы. Летом мы со Стёпой ездим на дачу. Пока ребёнок занят самостоятельной игрой во дворе или спит, я леплю. С холодами мы возвращаемся в город.

В незнакомых условиях аутисты лучше обучаются новым навыкам. Поэтому лечение аутистов требует частой смены обстановки, а ещё для таких детей очень полезно общение с животными.

— У нас нет возможности завести домашнее животное, потому что мы живём в коммуналке, — говорит Лера. — Но я стараюсь чередовать пребывание в шумном городе с отдыхом на даче или вывезти сына, например, в дельфинарий.

Каждый полученный Стёпой навык для Валерии настоящее чудо. А ещё подтверждение того, что все её труды не напрасны.

В семь лет Стёпа первый раз сам сфотографировал маму. Лера разместила фотографию у себя на страничке в соцсети и подписала: «Эту фотографию сделал мой сын! Дожила!» А не так давно Стёпка научился делать ещё и селфи, практически все с мамой. На фото они просто счастливая Лера и любимый сын.

6 главных вопросов про аутизм

Наука не может однозначно ответить на вопрос о причине возникновения аутизма. Проявляется это заболевание в течение первых трёх лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга. По мнению медиков, причины возникновения аутизма связаны с генами, отвечающими за передачу нервных импульсов в головном мозге.

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО У РЕБЁНКА АУТИЗМ?

На сайте фонда «Выход» outfund.ru размещён тест для детей в возрасте от 16 до 30 месяцев. Тест помогает определить, подвержен ли ребёнок РАС. Родителям следует обратить внимание на следующие признаки: нарушение зрительного контакта; не отзывается на имя; не реагирует на обращённую речь; отсутствие или особенности речи; отсутствие контакта с другими людьми и детьми; страх нового; повторяющееся поведение.

Аутизм — неизлечимое заболевание. Однако, по статистике Минздрава, до 80% детей, имеющих РАС, могут быть успешно социализированы, остальные будут нуждаться в дальнейшем сопровождении. Чтобы аутисты могли жить обычной жизнью, им постоянно нужна реабилитация.

У аутистов отсутствует способность сочувствовать и сопереживать. Аутист не осознаёт, что если больно ему, то так же может быть больно другому человеку. Агрессивное поведение иногда может проявляться у аутистов и зависит от тяжести заболевания. Но при реабилитации агрессивное поведение корректируется. Психиатры говорят, что для общества в большинстве случаев аутисты не представляют опасности.

МОГУТ ЛИ АУТИСТЫ УЧИТЬСЯ С ОБЫЧНЫМИ ДЕТЬМИ?

В Воронеже две коррекционные школы, где могут учиться дети с отклонениями в развитии, — № 9 и № 31. Одним из самых эффективных способов реабилитации считается инклюзивное обучение, то есть в обычных школах. Такая методика используется в США, Европе и некоторых городах РФ.

В Воронеже с 2013 по 2016 год при поддержке облправительства и фонда «Выход» действует проект «Аутизм: маршруты помощи». В рамках проекта в сентябре в школах № 92, 6 и Платоновской гимназии планируется создание резервных классов, где будут учиться дети с РАС. С ними будут работать психологи, логопеды, учителя-дефектологи и сопровождающие. Специалисты также будут решать, готов ли ребёнок учиться в обычном классе. (Именно в резервный класс планирует отдать Стёпу Валерия.)

— У аутистов много способностей, их нужно развивать. — говорит врач-психиатр «Паруса надежды» Алексей Колосков. — В Америке, Европе много взрослых-аутистов, которые после школы способны к дальнейшей жизни и даже созданию семьи.

К обучению в резервных классах будут допускаться дети, которые не проявляют агрессии по отношению к окружающим.

ЧТО БУДЕТ С АУТИСТОМ, ЕСЛИ ОН НЕ СМОЖЕТ РЕАБИЛИТИРОВАТЬСЯ?

В России по достижении 18 лет диагноз «аутизм» меняют на «шизофрению» или «умственную отсталость». В классификации болезней нет «взрослых аутистов». В США, например, диагноз «аутизм» не зависит от возраста. Как рассказал врач-психиатр «Паруса надежды» Роман Степанов, в Америке существуют интернаты домашнего типа. Там могут жить и обучаться взрослые аутисты, о которых некому заботиться.

В Воронеже есть центр реабилитации инвалидов (один корпус на Ленинском проспекте, 9/4, а второй — на ул. Краснозвёздной, 2), где могут заниматься взрослые от 18 до примерно 40 лет с особенностями в развитии, в том числе и аутисты. Педагоги, психологи, соцработники занимаются с ними музыкой, танцами, социально-бытовой адаптацией, творчеством.

— Наш центр был создан для того, чтобы родственники инвалидов могли бы заняться своими делами, потому что им сложно надолго отлучиться, — говорит директор центра Елена Андриянова. — Также в центре люди с ограниченными возможностями могут общаться, так как зачастую круг общения у них ограничен.

Если ребёнок не смог социализироваться и о нём некому заботиться, то его ждёт психоневрологический интернат. В Воронежской области 15 таких интернатов.

3 фильма про аутистов

Понять, с какими сложностями сталкиваются аутисты и окружающие их люди, можно в том числе и с помощью кино. Мы составили список из трёх художественных фильмов о людях с таким диагнозом.

1. «Человек дождя», 1998, США. Молодой человек по имени Чарли узнаёт, что его отец оставил миллионное наследство своему старшему сыну Рэймонду, о существовании которого Чарли не подозревал. У Рэймонда аутизм. Чарли похищает брата из лечебницы, чтобы придумать, как забрать деньги. Но Чарли не подозревает, как это скажется на поведении Рэймонда.

2. «Тэмпл Грендин», 2010, США. Биографический фильм о жизни Тэмпл Грандин, женщины с аутизмом, которая стала одной из ведущих учёных в области сельскохозяйственной промышленности. Героиня фильма социализируется и находит своё место в жизни.

3. «Рай океана», 2010, Китай. Главный герой узнаёт, что неизлечимо болен раком. Его сын — беспомощный аутист. И умирающий отец должен успеть как-то устроить его жизнь до своего ухода туда, откуда не возвращаются.

«Интернат — смерть для аутиста»

Президент Фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход», режиссёр и сценарист Авдотья Смирнова участвует в подготовке программ помощи детям с РАС в Воронеже. Наша область стала пилотным регионом, где осуществляется проект «Маршруты помощи», направленный на раннюю диагностику аутизма, реабилитацию и инклюзивное обучение.

— В России взрослому человеку с РАС предлагают психоневрологический интернат (ПНИ) пожизненно, — говорит Смирнова. — Там их залечивают таблетками, не понимая, что аутизм вылечить нельзя. ПНИ — смерть для аутиста. Нужно не менее 15 лет, чтобы выстроить систему, при которой аутизм у ребёнка не будет означать конец карьеры его родителей, изоляцию и неизвестность. Один из важнейших аспектов — ранняя помощь на базе детских поликлиник, детсадов, реабилитационных центров.

moe-online.ru

Новости Фонда: Круглый стол в Воронеже по теме 18+

В департаменте соцзащиты состоялось межведомственное правительственное совещание с участием федеральных экспертов

На встрече были главы и сотрудники департаментов социальной защиты, здравоохранения, образования, труда и занятости, культуры, физической культуры и спорта правительства Воронежской области. Принимающей стороной стал Департамент социальной защиты. Кроме того, в работе круглого стола участвовали член Совета по вопросам попечительства в социальной сфере, директор «Центра лечебной педагогики» А.Л. Битова, эксперт Совета по вопросам попечительства в социальной сфере Е.Ю. Заболоцкис, представители родительской общественности и фонда «Выход». Вела круглый стол оргконсультант фонда А.М. Берколайко.

Новости Фонда: В Воронеже прошла стратегическая сессия

Рассматривали вопросы построения системы помощи людям с РАС «18 плюс» и преподавания прикладного анализа в вузах

Стратегическая сессии была инициирована организациями, созданными родителями детей с РАС, в ней приняли участие руководители и сотрудники департаментов социальной защиты, здравоохранения и образования, вела ее партнер фонда «Выход», консультант по организационному развитию Анна Берколайко.

Новости Фонда: Встреча с министром образования

Министр образования и науки Ольга Васильева и президент фонда «Выход» Авдотья Смирнова обсудили инклюзию для детей с аутизмом

В пятницу состоялась рабочая встреча в формате «один на один» министра образования РФ О.Ю. Васильевой и президента фонда «Выход» Авдотьи Смирновой. Она продолжалась час вместо запланированных 15 минут и показала большую заинтересованность министра в проблемах инклюзивного образования детей с аутизмом.

Новости Фонда. Новый этап программы «Аутизм. Маршруты помощи»

Прошла встреча управляющего совета Фонда с правительством Воронежской области

14 февраля в Воронеже прошла встреча управляющего совета фонда «Выход» Авдотьи Смирновой, Ирины Меглинской и Евгении Мишиной с членами администрации Воронежской области во главе с губернатором А.В. Гордеевым.

Новости Фонда: Что нового в программе «Аутизм. Дружелюбная среда»

Кинотеатр в Казани, музей в Москве, торговый центр в Воронеже и многое другое

У программы фонда «Выход» «Аутизм. Дружелюбная среда» появляются очередные проекты и партнеры, к ней присоединяются новые города.

Новости Фонда: Названы лучшие инклюзивные школы России

Одной из них стала воронежская школа № 92, где есть ресурсный класс

По результатам III ежегодного конкурса «Лучшая инклюзивная школа России», результаты которого объявила министр образования и науки Ольга Васильева, средняя общеобразовательная школа №92 г. Воронежа, где в 2015 году открылся ресурсный класс, вошла в пятерку лучших.

Новости Фонда. Программа II Международной научно-практической конференции «Аутизм. Выбор маршрута»

Расписание докладов и дискуссий трех дней конференции, посвященной диагностике, ранней помощи, образованию и жизни в обществе людей с РАС и их семей

Конференция пройдет с 6-8 октября 2016 в городе Воронеж, в кинотеатре «Спартак», по адресу площадь Ленина, 13

Новости Фонда: II Международная научно-практическая конференция «Аутизм. Выбор маршрута»

Организаторы конференции – Правительство Воронежской области, Фонд «Выход», Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Конференция состоится 6-8 октября в Воронеже. Ее цель – ознакомить аудиторию с наиболее эффективными российскими и зарубежными стратегиями и практиками помощи людям с (РАС), а также способствовать распространению этих знаний в России.

Новости Фонда: В Костроме родители пытаются открыть ресурсный класс

На встрече с представителями фонда «Выход» они рассказали о своих трудностях

Анна Добрецова, президент костромского фонда «Открыть мир», рассказала, что еще в прошлом году она вместе с группой родителей написала письмо в Управление образования с запросом о создании рабочей группы по внедрению модели ресурсного класса. Предварительно Добрецова и инициативная группа родителей детей с РАС побывали в Москве в школе № 1321, в воронежских ресурсных классах и группах, а также поговорили с представителями Воронежского института развития образования, где занимаются подготовкой специалистов.

Новости Фонда: Белгородцы изучают опыт инклюзии в Воронеже

Они ознакомились с работой ресурсных классов и групп, а также побывали в ВИРО

В начале 2015/1016 учебного года в Воронежской области в рамках программы «Аутизм. Маршруты помощи» были созданы два ресурсных класса в СОШ №6 и №92 и две ресурсные группы в детском саду №196. Учебный год заканчивается, и воронежцы уже могут подвести некоторые итоги, а главное – поделиться своим опытом с коллегами.

outfund.ru

Новости о «Аутизм. Маршруты помощи»

  • 2 Апреля, 20:41
  • | 818
  • Здания в центре Воронежа подсветили синим в поддержку людей с аутизмом

  • 13 Февраля, 13:05
  • | 1770
  • Реабилитация длиною в жизнь. Как в Воронеже детей-аутистов учат гончарному делу

  • 30 Июня 2017, 09:57
  • | 1396
  • Благотворительный автопробег «Театр детям» пройдет в Воронеже 1 июля

  • 10 Апреля 2017, 19:30
  • | 2794
  • В Воронеже появится центр медицинской и социальной помощи детям-инвалидам

  • 31 Марта 2017, 08:47
  • | 1854
  • Воронежцев позвали на благотворительную акцию в поддержку аутистов

  • 15 Февраля 2017, 17:22
  • | 2541
  • Авдотья Смирнова предложила создать в Воронеже центр сопровождения детей-аутистов

  • 26 Октября 2016, 13:54
  • | 1827
  • Воронежская инклюзивная школа стала лауреатом всероссийского конкурса

    • 7 Октября 2016, 19:31
    • | 3488
    • «Нужно подобрать ключик». Что обсудили на международной конференции по аутизму в Воронеже

    • 6 Октября 2016, 20:19
    • | 6958
    • Международная конференция по аутизму открылась в Воронеже

    • 21 Сентября 2016, 15:13
    • | 2966
    • В Воронеже пройдет международная конференция по проблемам аутизма

    • 8 Сентября 2016, 20:42
    • | 1550
    • Зампред Совета Федерации оценила воронежский проект помощи детям-аутистам

    • 23 Мая 2016, 19:45
    • | 3382
    • В Воронежской области появятся 5 новых «ресурсных» классов для инвалидов

    • 28 Марта 2016, 20:57
    • | 1994
    • Врачи бесплатно проверят воронежских детей на аутизм

    • 25 Августа 2015, 18:27
    • | 2323
    • Классы инклюзивного обучения откроются в двух воронежских школах

    • 2 Апреля 2015, 18:40
    • | 1851
    • В Воронеже стартовало Всероссийское совещание о проблемах аутизма

    • 30 Марта 2015, 16:43
    • | 1158
    • Семинар по проблемам аутизма соберет в Воронеже специалистов из 60 регионов

    • 14 Марта 2015, 18:27
    • | 8720

    Воронеж запустил первый в России онлайн-тест на аутизм у малышей

  • 13 Марта 2015, 19:15
  • | 3165
  • В Воронеже пройдет первый всероссийский семинар по проблемам аутизма

    В Воронежской области появится методический центр для детей-аутистов

  • 16 Декабря 2014, 23:27
  • | 2026
  • Американские врачи научили воронежцев диагностировать аутизм у детей

  • 15 Декабря 2014, 15:08
  • | 2269
  • Американские специалисты по аутизму прочтут лекции в Воронеже

  • 9 Сентября 2014, 10:04
  • | 4929
  • В Воронеже открылись 2 детских центра ментального здоровья

    Воронеж представил на международном форуме уникальную программу помощи аутистам

  • 8 Апреля 2014, 15:40
  • | 1462
  • Россияне дистанционно пройдут воронежские курсы помощи аутистам

    © 2012 – 2018 Сетевое издание РИА «Воронеж»

    Учредители: АУ ВО «РИА «Воронеж» и Департамент связи и массовых коммуникаций Воронежской области

    Главный редактор: Васильченко В. В.

    Контакты редакции:

    адрес: 394030, г. Воронеж, ул. Плехановская, 53, 10 этаж

    телефоны редакции: +7 (473) 259 31 73, +7 (473) 246 53 88, +7 (473) 246 52 99

    Размещение рекламы:

    рекламная служба: +7 (473) 235 52 62, +7 (951) 856 14 65

    Сетевое издание РИА «Воронеж» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 27 июля 2016 г.

    Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 66621

    В Воронежской области появится методический центр для детей-аутистов

    Фонд «Выход» и ученые Йеля помогут региональному проекту «Аутизм излечим».

    Ресурсно-методический центр для детей с расстройствами аутистичекого спектра (РАС) появится на базе регионального реабилитационного центра «Парус надежды», стало известно в ходе встречи губернатора Алексея Гордеева с представителями фонда содействия по решению проблем аутизма в России «Выход» и международными специалистами по аутизму во вторник, 16 декабря. Центр станет частью проекта «Аутизм излечим», который стартовал в регионе в феврале 2013 года.

    По словам руководителя регионального департамента здравоохранения Владимира Ведринцева, помимо ресурсно-методического центра на базе «Паруса надежды», в регионе появятся дневной стационар для детей-аутистов в областной детской клинической больнице и консультационная служба для семей, воспитывающих детей с аутизмом. Авторы проекта «Аутизм излечим» хотят создать единую областную систему реабилитации и постепенной социализации «особенных» детей. Одна из ее составных частей — комплексная программа помощи людям с РАС «Аутизм. Маршруты помощи» уже заработала в 2014 году.

    – Воронежская область – первый в России регион, который понимает необходимость включения людей со специальными нуждами в нашу с вами жизнь. Так из «я» мы превращаемся в «мы». Люди с расстройствами аутистического спектра представляют большую категорию людей,

    Исполнительный директор фонда «Выход» Евгения Мишина рассказала, что с 16 по 18 декабря группа международных специалистов в области аутизма проведет в Воронеже несколько лекций и семинаров в рамках программы «Аутизм. Маршруты помощи». Первые информационные стенды «Обратите внимание: аутизм» появились в одном детском саду и поликлинике областного центра во вторник, 16 декабря. Они рассказывают о первых признаках расстройств аутистического спектра, о возможности выявления отклонений в развитии ребенка на ранних этапах и о том, куда родители могут обратиться при выявлении первых симптомов заболевания. Такие стенды планируется разместить во всех детских поликлиниках и детсадах Воронежа и районов области.

    Профессор Елена Григоренко отметила, что специалисты Йельского университета готовы всячески поддерживать этот проект.

    – Мы выступаем в качестве экспертов и отвечаем на вопросы, которые для нас формулирует фонд. В течение двух дней у нас пройдет несколько лекций и круглый стол – во время этих мероприятий мы надеемся получить необходимую нам информацию относительно работы с аутистами, – рассказала она.

    m.riavrn.ru

    Для детей-аутистов раскрылся «Парус надежды»

    Маленькие жители Воронежской области с диагнозом «аутизм» теперь не остаются с болезнью один на один. Им помогают врачи из единственного в регионе реабилитационного центра. Специалисты уверены: важнее таблеток — правильное общение с ребенком.

    В Воронежской области открылся центр реабилитации для детей-аутистов «Парус надежды». Его специалисты учат малышей общаться с окружающим миром. Помимо пациентов психологи хотят достучаться до местных властей. Цель — создать специальные группы в детских садах и школах, а также открыть в области поселение для людей, страдающих аутизмом.

    Андрюша, Саша и Илья теперь не просто пациенты реабилитационного центра, а участники уникального проекта «Аутизм излечим». Еще недавно о таком внимании к детям, страдающим тяжелым заболеванием, родители могли только мечтать. Большинство из них оставались один на один с болезнью ребенка, не зная, куда обращаться за помощью. Воронежский реабилитационный центр «Парус надежды», где занимаются с детьми-аутистами, единственный в регионе.

    Официально в Воронежской области около 200 детей с диагнозом «аутизм». Сколько на самом деле, неизвестно. Почти в каждом случае, по словам специалистов центра, педиатры в районных поликлиниках не способны были поставить правильный диагноз и оказать своевременную помощь ребенку.

    Исправлять недопустимую ситуацию взялся благотворительный фонд «Выход» совместно с областными властями, привлекая ведущих специалистов лечения аутизма со всего мира для обучения местных врачей, психологов, воспитателей эффективным методикам диагностики и психокоррекции. Эксперты по проблемам аутизма считают, что врачи должны понимать: лечить это заболевание нужно не таблетками, а прежде всего правильным общением с ребенком.

    Подробнее о лечении маленьких пациентов «Паруса надежды» — в репортаже корреспондента НТВ Ольги Черновой.

    www.ntv.ru