Что делать если у ребенка стресс

Как помочь ребенку адаптироваться в школе

Как правило, родителей первоклассника сильнее всего волнуют вопросы, связанные с учебой. Это, безусловно, важно, но главная родительская задача в этот период – помочь ребенку адаптироваться к школе.

Хотя для большинства детей поступление в школу – это радостное событие, которого они очень ждут (ведь для них это значит стать почти взрослыми), для любого ребенка это событие является большим стрессом, и требуется время, чтобы он адаптировался к такой глобальной перемене в своей жизни.

Проявления стресса

Первоклассники переживают состояние стресса. Это происходит по-разному. Часто это видно невооруженным глазом: ребенок становится вялым, бледным, у него могут появиться головные боли или боли в животе, нарушается сон, он часто болеет.

не всегда родители понимают, что изменения в поведении их ребенка — это следствие стресса. У ребенка могут начаться капризы и истерики, или он вдруг начинает грубить и хамить родителям. Если это произошло в первые месяцы посещения школы, не стоит списывать такое поведение на «кризис семи лет».

Следует учитывать, что не всегда стрессовые проявления носят явно негативный характер. Часто стресс проявляется в том, что ребенок становится на удивление дисциплинированным: без напоминаний с вечера собирает портфель, вскакивает с постели сразу после звонка будильника, стремится прийти в школу за полчаса до начала занятий. Родители радуются: «Замечательно! Пошел в школу и сразу повзрослел!» Но не следует впадать в иллюзии. Такая несвойственная раньше малышу ответственность и дисциплинированность говорит о том, что он очень сильно переживает и волнуется.

Родители в этот период должны быть особенно чутки и бережны по отношению к своему ребенку. Любые изменения в поведении их малыша должны быть для них настораживающим сигналом, ведь наша задача не только в том, чтобы наши дети получили хорошее образование, но и в том, чтобы они сохранили свое физическое и психическое здоровье.

Адаптация к школе занимает от 2 до 6 месяцев. Поговорим о том, как помочь ребенку пройти период адаптации к школе с наименьшими потерями.

Оставлять ли на продленку?

В каждой семье этот вопрос решается, естественно, в соответствии с возможностями самой семьи, и все-таки, если есть хоть какая-то возможность, то в первые месяцы лучше, чтобы сразу же после уроков малыш уходил домой.

Если вы работаете, то можно попытаться перейти на неполный рабочий день на пару-тройку месяцев. Может быть, бабушка или еще кто-то из родственников смогут вам помочь? Или вы договоритесь с соседкой-пенсионеркой, чтобы она забирала ребенка из школы? Если есть возможность, то наймите на пару месяцев няню. Если у вас или у папы есть отпуск, то лучше его взять сейчас, чтобы хотя бы в течение первых недель ребенок мог не посещать продленку.

Если же такой возможности нет, то обязательно в первые же дни познакомьтесь поближе с воспитательницей группы продленного дня и внимательно присмотритесь к её отношению к детям.

Не уповайте на то, что школа, в которую вы отдали ребенка, имеет хорошую репутацию.

Даже в хорошей школе высокие требования предъявляются, как правило, к учителям, а не к воспитателям ГПД, поэтому все зависит от личности конкретного воспитателя. Кто-то относится к своим подопечным с душой, стремится организовать для них интересные игры, доброжелательно общается.

Но бывают и такие, кто позволяет себе кричать на детей или может «забыть» ребенка на улице, а в ответ на жалобу родителей вымещает обиду на ребенке – только ему запрещает в течение всего времени, пока не придут родители, выходить из класса (мне известен такой случай). Очевидно, что в период адаптации ребенка к школе пребывание «под крылом» такого педагога просто противопоказано.

Физическая нагрузка

Переменки не в счет, во-первых, они короткие, а во-вторых, обычно в школе детям во время перемены не разрешают бегать или играть в слишком подвижные игры. Два урока физкультуры в неделю тоже не восполняют дефицит двигательной активности. В результате, ребенок устает от неподвижности, которая постепенно становится хронической.

Кроме того, в этот период ребенок испытывает высокую нервную и психическую нагрузку, а в этой ситуации двигательная активность является первым «лекарством».

Обязательно организуйте досуг ребенка таким образом, чтобы он скомпенсировал своё долгое сидение за партой. Это может быть посещение спортивных секций, бассейна, езда на велосипеде или обычные подвижные игры во дворе. В среднем, ребенок этого возраста должен находиться в активном движении не менее 2 часов в день .

Если есть возможность, то до школы и обратно лучше пройтись пешком. А если школа расположена рядом – можно выходить пораньше, чтобы, сделав небольшой крюк, прогуляться лишние 15 минут.

Свежий воздух

Замечено, что дети, посещающие школу, гуляют в среднем 15 минут в день. Согласитесь, когда видишь такую цифру, испытываешь горечь. Ведь первоклассник – еще маленький, и бывать на свежем воздухе ему необходимо так же, как и дошкольнику. Ребенку, нервная система которого испытывает стресс от свалившихся на него нагрузок, это необходимо вдвойне.

• Теперь, в связи с новым, школьным, режимом утренние прогулки отменяются, поэтому во второй половине дня желательно уместить 2 прогулки. Лучше всего первую прогулку устраивать минут через 20 после обеда, а вторую – перед сном, вместо сидения за компьютером или телевизором. Тем более, ребенку обычно не хватает общения наедине с мамой или папой, а гуляя перед сном, можно и поговорить по душам, и поиграть немного. Так что такая прогулка будет служить сразу двум целям.

• В выходные дни и в каникулы старайтесь гулять с ребенком в том же режиме, как это происходило до школы: утром и вечером, примерно, по 1.5 часа, а в хорошую погоду по 2 часа.

Очень важно, чтобы в этот период ребенок полноценно высыпался. Если же ребенок будет испытывать дефицит сна, то «досыпать» он будет на первых двух уроках. Понятно, что эффективность обучения при таких обстоятельствах будет не слишком высокой.

• Если ребенок привык днем спать, то укладывайте его на послеобеденный сон.

• Ребенок этого возраста должен спать примерно 11 часов в сутки. Постарайтесь, чтобы вечером он укладывался не позже 9 часов.

• Старайтесь, чтобы перед отходом ко сну ребенок не играл в шумные возбуждающие игры или не играл на компьютере.

• Перед сном сделайте ему расслабляющий массаж, предложите принять теплую ванну. Очень хорошее расслабляющее средство – чашка теплого молока, выпитая перед сном.

• Выспавшийся ребенок встречает утро в радостном настроении. Если ваш ребенок с утра выглядит хмурым или вялым, то значит отведенных для сна часов ему недостаточно.

• Организуйте режим малыша так, чтобы у него было достаточно времени перед выходом в школу. Ребёнок не должен чувствовать спешки и нервничать, он должен спокойно привести себя в порядок, позавтракать и настроиться на «рабочий день».

Домашние задания

В соответствии с законом нельзя задавать первоклассникам работу надом в первом полугодии, но не все учителя этого придерживаются. Поэтому несколько рекомендаций и на эту тему.

• Второй пик мозговой активности приходится на 14-17 часов (первый — от 9 до 12 часов утра), поэтому домашнее задание выполнять лучше в этот промежуток времени.

• Перед выполнением домашней работы ребенок должен не только пообедать, но и в обязательном порядке погулять.

• Первоклассник не должен сидеть над домашней работой больше часа. Если это не получается, то есть смысл поговорить с учителем.

• Бывает, что в начальной школе детям задается столько домашней работы, что о разумном времени ее выполнения и говорить не приходится. Иной раз в этой работе, честно говоря, нет серьезной необходимости (например,ученик уже хорошо пишет, но учитель настаивает, чтобы все рабочие тетради по прописям были заполнены). Допустим, вы видите, что ребенок в течение часа старательно сидел за уроками, явно уже устал, но тут выясняется, что еще нужно стихотворение к празднику выучить. В этом случае, я думаю, не грех помочь ему. Этим вы не сделаете ребенка лентяем, зато сохраните его здоровье и не привьете отвращение к учебе.

• Начинать домашнюю работу лучше всего с чтения, а потом делать остальные предметы. Это поможет ребенку настроиться на выполнение заданий по другим предметам. Если малыш хочет начать с задания, которое в данный момент кажется ему более интересным, то родителям необходимо предоставить ему в этом вопросе полную свободу.

• Во время выполнения домашней работы устраивайте малышу «переменки» на 10 минут. И пусть он привыкнет, что домашняя «переменка» – это не сиденье перед телевизором или компьютером. Лучше всего если он попрыгает, покувыркается или потанцует.

Старайтесь в этот период поменьше волноваться на эту тему. Интересуйтесь учебой своего малыша, но в меру.

Не забывайте, что первокласснику очень сложно в течение всего учебного дня быть внимательным, старательным и аккуратным. Поэтому не расстраивайтесь, если в первое время он будет что-то забывать или не успевать, палочки в прописях будут неровными, а цифры будут написаны наоборот. Нормально развивающийся, здоровый ребенок непременно со временем научится читать, считать и писать.

Учителям хорошо известно, что отлично успевающая в начальной школе девочка в дальнейшем может оказаться весьма посредственной ученицей, и, наоборот, мальчик, которому с трудом давалось чистописание, в старшей школе может выигрывать все олимпиады по математике и физике.

В этом возрасте самое важное – сохранить интерес к учебе и познанию нового.

• Ни при каких обстоятельствах не упрекайте ребенка за то, что у него что-то плохо получается или он что-то прослушал, или забыл.

• Не сравнивайте его школьные успехи с успехами других детей или своими собственными, когда вы были в его возрасте, ни в лучшую, ни в худшую сторону.

• Не пугайте его двойками, которые он будет получать, если не научится писать, считать и вообще быть внимательным и усидчивым, каким полагается быть прилежному ученику.

• Не рассказывайте страшилок, типа, «будешь плохо учится, станешь дворником».

• Внушайте ему оптимизм. Уверенным голосом говорите, что все получится, хотя сейчас ему бывает трудновато.

• Не награждайте (и уж тем более не наказывайте) за успехи в учебе.

• Но с интересом относитесь к тому, чему малыш научился, с радостью отмечайте, если что-то ему удалось хорошо сделать. Спрашивайте, что интересного он сегодня узнал, что нарисовал на уроке рисования, во что играл с друзьями на перемене. Если малыш поделился с вами чем-то из услышанного на уроке, что показалось ему интересным, постарайтесь развить тему, например, расскажите еще что-нибудь интересное об этом.

И еще несколько советов

На самом деле первоклассник и так страдает от того, что на него свалился целый ворох новых правил, требований и обязанностей, причем до конца ему не понятных и не известных.

Малышу тяжело справиться с этим грузом, он переживает и волнуется, оказавшись в этой новой школьной жизни, и время от времени ему необходимо чувствовать себя маленьким ребенком, который никому ничем не обязан.

1) В первые месяцы адаптации к школе предоставляйте своему ребенку возможность чувствовать себя маленьким, если он этого хочет: сажайте к себе на колени, читайте давно известные и любимые стишки или сказочки, вместе с ним поползайте по полу, играя в машинки или куклы, разрешайте ему уснуть в вашей кровати и т.д.

2) Не апеллируйте к тому, что он теперь школьник и «большой». Вы же не станете спорить с тем, что человек не может повзрослеть или измениться вдруг, только потому, что у него теперь появилась новая роль (молодая жена не станет прекрасной домашней хозяйкой на следующий день после свадьбы). Ребенок от таких слов не станет более сознательным, зато под гнетом подобных апелляций ему будет тяжелее привыкнуть к новой нагрузке.

3) В этот период снизьте уровень обычных требований, предъявляемых к ребенку.

4) В довесок к новым школьным обязанностям не нагружайте ребенка другими новыми требованиями, кроме тех, которые относятся к школе и являются обязательными. Например, приходить в школу к началу уроков – обязательное требование (условно), а вот приготовить одежду к завтрашнему дню – это пока не обязательно.

5) На эти несколько месяце адаптации к школе, отложите посещение дополнительных кружков и секций, если они не спортивные.

6) Если вы заметили, что ребенок устал, не бойтесь оставить его на один день дома, или позвольте не готовить домашнее задание. Чтобы не возникло недоразумений, предупредите учителя звонком или запиской.

7) Чтобы малыш чувствовал себя в школе более уверенно, давайте ему собой любимые игрушки (но не самые любимые, так как в школе они могут потеряться).

8) Дайте ребенку мобильный телефон, чтобы в любой момент он мог с вами связаться, и вы могли ему помочь справиться с возникшей проблемой.

9) Для психологического комфорта ребенку очень важно, чтобы у него в новом сообществе появились друзья и приятели. Поговорите с самим ребенком, учителем, понаблюдайте за тем, как происходит общение ребенка с одноклассниками.

Если вы убедитесь, что в этом вопросе вашему чаду нужна помощь, то окажите её:

— помогите детям обменяться телефонами;

— давайте ребенку с собой небольшое угощение для новых приятелей: конфетки, мармеладки и т.д.

— давайте ребенку с собой маленькие интересные игрушки, чтобы на перемене ему было проще вступить в игру с кем-то из других детей.

shkola7gnomov.ru

Школьный невроз, или что делать, если у ребенка стресс

Стресс для любого малыша очень опасен, постоянное эмоциональное и физическое напряжение негативно сказывается на его состоянии, угрожая здоровью ребенка. Задача родителей – вовремя понять и распознать, что у их любимого чада стресс, и принять все меры по устранению причин подавленности. В чем же причины детского нервного перенапряжения, что такое школьный невроз и как устранить его негативные последствия?

Причины детского стресса

Стресс у ребенка может возникать по нескольким причинам, они зависят от возраста. Стрессовое состояние у малышей от двух лет чаще всего вызвано бывает следующими факторами:

  • В этом возрасте дети очень привязаны к маме, и длительную разлуку переносят очень тяжело. Они чувствуют отсутствие поддержки, что лишает их уверенности. Особенно ощущается это при попадании малыша в больницу без мамы;
  • Негативное влияние на ребёнка оказывает депрессивное состояние родителей. Это вызывает нервозность, беспокойство и раздражительность. Частые конфликты между членами семьи, агрессия, алкоголизм родителей неприемлемы для здоровой обстановки в доме;
  • Изменения в привычном распорядке дня тоже вносят свой отрицательный вклад. Большое значение имеет обучение малыша новым навыкам. Важно делать это правильно, поскольку применение силы, повышение голоса, использование обидных выражений приводит к появлению напряжённости, после чего малыш ни в какую не хочет учиться дальше.
  • В ответ на эти раздражители он отвечает подавленностью, начинается расстройство сна, он может отказываться от еды и любимых игр. Все попытки научить детей новому не увенчиваются успехом, поскольку изменения ассоциируются у ребенка с негативными факторами.

    У детей до 5 лет

    Дети в возрасте до 5 лет могут быть подвержены стрессу в следующих случаях:

    • смена обстановки, например, когда малышей отправляют в детский сад;
    • в незнакомом окружении ребёнок становится раздражительным;
    • разлука с мамой;
    • часто возникает конкуренция, если в семье появляется младший ребенок.
    • Температура у ребенка от стресса

      Под влиянием этих стрессоров у детей меняется настроение и поведение, появляются необъяснимые страхи.

      К примеру, в поведении малыша может наблюдаться регрессия, он становится вялым и апатичным или чрезмерно активным, возможны истерики и слёзы. В некоторых случаях появляется заикание.

      У детей старше 5 лет

      На детей 5-7 лет оказывает сильное влияние смена окружения и обстановки. Позднее поступление в детский сад сказывается на общении со сверстниками, ребёнок не воспринимает других ребят, плохо адаптируется в детском коллективе. Нередки ситуации, когда конфликт возникает у ребёнка с воспитателем.

      Влияние оказывают неприятности в семье, ссоры и скандалы между родителями. Определённое воздействие идёт от просмотра телевизора и длительного сидения за компьютером. Очень важно следить, какими играми интересуются дети в этом возрасте. Страхи могут появиться от неожиданных ситуаций, например, малыша испугал гром, лай собаки, укол.

      Играют роль и резкие перемены в жизни, например, переезд на новое место жительства, смена детского сада, смерть близкого члена семьи.

      Помощь ребенку в состоянии стресса нужно оказать немедленно

      Понять, что ребёнок испытывает сильный стресс, можно по следующим признакам:

    • Расстройства психики;
    • Проблемы со здоровьем, необъяснимые боли;
    • Отказ от общения с другими детьми, посещения детских садов, прогулок.
    • Подсознательно ребёнок старается справиться с ситуацией и показать себя с хорошей стороны, в связи с чем у него появляется слишком большая ответственность, с которой ему в силу возраста сложно справиться. Возникают фобии и страхи, занижается самооценка, нарушается режим дня, питание и сон.

      Важно помнить, что ребёнку в таком состоянии нужна помощь. Лучший антистресс для детей в дошкольном возрасте – внимание и участие родителей. Малыш нуждается в ласке, его нужно чаще обнимать, целовать, прижимать к себе, чтобы он чувствовал себя защищённым и нужным. В качестве антистресса могут использоваться различные игрушки, которые малыш любит носить с собой, ложится с ними спать.

      Для детей антистресс

      Синдром младшего школьного возраста

      Стресс у детей младшего школьного возраста вызван реакцией на изменения в привычном ритме жизни, переход на другой более жёсткий режим, уход из детского сада, появление новых обязанностей. Школьная жизнь сама по себе сильно отличается от детсадовской, она предполагает ответственность, наличие обязанностей. Часто родители считают, что ребёнок стал большой, и вменяют ему ещё и домашние дела.

      Пугает будущего школьника неизвестность, как сложатся отношения в новом коллективе со сверстниками и учителями, появятся ли новые друзья. Впереди победы и ошибки, ссоры и переживания из-за учёбы и успеваемости. На маленького человека накладывают ответственность и родные, которые естественно хотят видеть в нём будущего отличника.

      Стресс у школьника младшего возраста

      Это формирует внутренний страх не соответствовать ожиданиям, из-за чего появляются неприятные симптомы:

      • быстрая утомляемость;
      • снижение концентрации внимания, памяти;
      • проблемы со сном;
      • вредные привычки (например, многие начинают грызть карандаши и ручки);
      • замкнутость и неуверенность в себе;
      • заикание;
      • головокружения и боли;
      • повышенная раздражительность.
      • Синдром младшего школьного возраста часто развивается из-за недостатка внимания. Синдром нехватки внимания может наблюдаться уже в дошкольном возрасте, но в младших классах он выражается более сильно. Ребенок не справляется с высокими требованиями школы.

        Гиперактивность у школьницы

        Дефицит внимания часто сопровождается повышенной активностью школьника, который всяческими путями старается обратить на себя внимание учеников и учителей. При этом страдает его успеваемость.

        Учеными доказано, что гиперактивный ребенок часто имеет высокие интеллектуальные способности, но при этом не может себя проявить в полной мере.

        Психическое напряжение сказывается на внешкольной жизни ребенка, ему сложно найти общий язык с окружающими. Такие дети испытывают трудности в отношениях со сверстниками и взрослыми, постоянно конфликтуют и, в конце концов, остаются одни, держатся обособленно.

        В этом возрасте антистрессом для детей становится внимательное отношение со стороны родителей и спокойная домашняя обстановка. Все возможные причины напряжения должны быть устранены, а дома с маленьким школьником нужно разговаривать, выяснять его проблемы и интересы, отношения в школе.

        Дети и родители

        Ребёнок должен чувствовать искреннее участие со стороны родителей, чтобы его эмоциональный фон был в порядке. Давить и кричать на детей ни в коем случае нельзя, все требования лучше выражать спокойным тоном, а при необходимости помогать им. Гиперактивность постепенно снижается, но проблема недостатка внимания сохраняется и в подростковом возрасте.

        Стресс старшеклассника

        Стресс у подростков выражается наиболее ярко, это связано с гормональными изменениями, проходящими в организме ребят. Эмоциональные нагрузки переживаются остро, а причин их появления у старшеклассников немало. Стресс вызывают несколько причин.

      • Появление нового ребёнка в семье, что вызывает негативные эмоции. Подросток считает, что ему меньше достается внимания, он ощущает свою ненужность.
      • Смена окружения влияет на психику, заставляя заново адаптироваться, зарабатывать репутацию в новом коллективе.
      • Проблемы в семье, развод родителей, постоянные ссоры и скандалы ломают неокрепшую психику и рушат устои.
      • Длительное просиживание за компьютером или телевизором, откуда потоком льётся негативная информация.
      • Психологические травмы (обиды, неприятности, надуманные и реальные неприятные ситуации, насилие по отношению к ребенку).
      • Гормональная перестройка, которая выражается в психологических и физических страданиях.
      • Стресс у старшеклассника

        Стресс вызывает даже первая влюблённость, причем даже ответная. Многие подростки недовольны своим весом, фигурой, в поиске выхода из ситуации они приобщаются к непонятным субкультурам, начинают принимать наркотики и алкоголь.

        Важно вовремя определить признаки стресса у подростка, и принять меры по его устранению. Это позволит вернуть ребенка к нормальной жизни и пережить сложный пубертатный период.

        Одним достаточно внимания родителей, их участия, другим требуется помощь психолога. Детский стресс хорошо снимается физическими занятиями и увлечениями. Если у ребенка есть хобби, риск появления стресса существенно ниже.

        Конец школы или дорога во взрослую жизнь

        Последний критический этап в жизни детей наступает в 16-18 лет, по окончании школы. Во-первых, сильнейшее напряжение выпускники испытывают при сдаче экзаменов. Как бы ребенок ни готовился, он всё равно переживает от неизвестности, неуверенности в своих силах, и его организм работает на пределе возможностей.

        Первая влюблённость

        Стресс вызывает и выпускной, каким бы это событие ни казалось радостным, впереди новая неизведанная жизнь, дальнейшая учёба, работа, новые знакомые, всё это беспокоит и будоражит ребёнка. Психическое напряжение вызывает повышение контроля, проблемы со сном, появляется пограничное состояние срыва, может возникать неконтролируемый приступ паники.

        Ребёнок выходит во взрослую самостоятельную жизнь, при этом на него оказывают влияние и окружающие факторы. Он слышит тревожные новости, видит происходящие вокруг неприятности, и это не может его не беспокоить.

        Уязвимость повышают и экологические стрессы. На здоровье влияют перемены погоды и изменения атмосферного давления, загрязнённость воздуха, токсины и выхлопные газы. Это приводит к заболеваниям органов дыхания и связанных с ними расстройств психики.

        Семья

        Детский стресс – явление частое, оно не обходит практически ни одного малыша. Это совершенно естественная реакция маленького человека на внешние изменения. Он только начинает изучать этот мир, и отсутствие жизненного опыта делает этот процесс интересным и в то же время сложным.

        Родители могут и должны помогать своим деткам в этом процессе. Только их любовь, забота, внимание, участие могут поддержать ребёнка и помочь ему вырасти спокойным и здоровым человеком, чувствующим свою значимость.

        stressamnet.ru

        Стресс у детей

        Симптомы стресса у детей

        Дети, подверженные стрессу, имеют перепады настроения. Они могут веселиться и играть, а через минуту уже полезут в драку, потому что будут чем-то раздражены. Дети в стрессовом состоянии плохо засыпают, могут просыпаться среди ночи, у них отсутствует четкий график сна. При стрессе у детей иногда развивается ночное недержание мочи. То есть ребенок не встает в туалет и не терпит рефлекторно до пробуждения, а «делает дело» в штаны.

        Характерны и физические ощущения, такие как головные или абдоминальные боли. Детям в стрессе сложно контролировать внимание, что сразу отражается на оценках в детском саду и школе. Ребенок получает замечания от учителя. Малыш может замкнуться в себе, избегая игр, прогулок с друзьями и общения с членами семьи.

        Маленькие дети при стрессе становятся подвержены многим негативным привычкам. Они могут начать грызть кожу вокруг ногтей или сами ногти, сосать большой палец, ковыряться в носу, облизывать или закусывать губы и т. д. Дети школьного возраста и старше в некоторых случаях начинают запугивать окружающих, много врут, пытаются доказать свою независимость и самостоятельность. Реакция на просьбы родителей и учителей может быть неадекватной, в том числе, агрессивной. Для ребенка, который живет в стрессе, характерны страхи и кошмары. Он становится излишне суетливым. На небольшие проблемы и препятствия реагирует необычайно бурно.

        Причиной стресса у ребенка (как и у подростка) могут стать такие факторы:

      • смена места жительства (например, семья переезжает в другой город)
      • ссоры или расставания с близкими людьми (друзьями или родственниками)
      • изменения в распорядке дня, к которым крайне тяжело адаптироваться
      • давление со стороны сверстников (если ребенок является «белой вороной» или попал не в ту компанию)
      • подготовка и сдача экзаменов, собеседования в детский сад или другое образовательное учреждение
      • начало и конец учебного года
      • игры за компьютером много часов в день, особенно «стрелялки»
      • У детей в возрасте до 6 лет расставание с мамой, папой (или бабушкой или дедушкой) при посещении учебного/воспитательного заведения может вызывать стресс. Если у кого-то из родителей ребенка стрессовое состояние, это отражается на семье, в том числе на психологическом комфорте малыша.

        Стресс может быть вызван и мировыми новостями, которые ребенок слышит по телевизору, радио, от взрослых и т. д. Это могут быть войны, стихийные бедствия. Ребенок начинает переживать о своей безопасности и положении дорогих ему людей, которых теоретически могут затронуть услышанные/увиденные события.

        Экологические стрессы

        Это особый вид стрессов у детей, связанный с климатическими изменениями. На детской психике отражаются в значительной мере загрязнения воздуха, смена погоды (например, когда среди лета становится резко холодно, и идут дожди). Стресс могут вызвать смены температуры воздуха, а также колебания давления.

        Качество воды также относится к фактору экологических стрессов. Загрязненная токсинами или другими веществами еда может оказать негативный вред как на физическое, так и на психологическое состояние малыша. Дети, которые подвержены экологическим стрессам, чаще болеют инфекционными болезнями, у них развиваются аллергии и стресс-связанные расстройства.

        Влияние стресса на организм

        При стрессе растет уровень психического напряжения, ребенок находится в бодром состоянии. Психика занята сверхконтролем. Это приводит к тому, что различные мелочи вызывают у малыша беспокойство, он постоянно находится на гране нервного срыва. У малыша появляются тревожные ожидания, например, он постоянно боится, что с мамой и папой по пути с работы что-то случится (собьет машина, нападет грабитель и пр.).

        Стресс становится причиной инсомнии. Проявляется это с беспокойном сне и очень тяжелом засыпании. Память ребенка ухудшается, внимание сложно удержать на одном объекте или рассказе учителя. Стресс мешает работе вегетативной нервной, эндокринной систем и головного мозга. Надпочечники начинают вырабатывать излишнее количество таких гормонов как адреналин и кортизол. Дети в стрессе очень быстро устают. Мышцы их тела напряжены, особенно аксиальная мускулатура, что приводит к болевым ощущениям.

        Стрессы повышают риск сердечно-сосудистых патологий в 4 раза. Они влияют на самоконтроль, ухудшая его. Импульсивное поведение, которое при этом возникает у детей, можно ошибочно принять за нехватку внимания и синдром гиперактивности. В 10-25 случаях из 100 у ребенка при постоянном стрессе фиксируют рецидивы и обострения болезней внутренних органов.

        Профилактика стресса у детей

        Адаптироваться организму к различным факторам окружающей среды лучше всего помогут режим дня и адекватный потребностям малыша отдых. Ребенок в зависимости от возраста должен спать определенное количество часов. Для взрослых норма составляет 8 часов, но она может колебаться в каждом конкретном случае. Профессиональные спортсмены часто спят дольше, их организму требуется дополнительное время на восстановление, по сравнению с организмами среднестатистических людей. Дети, которые занимаются с раннего возраста спортом или танцами в активном режиме, также спят чуть дольше, чем дети со средней для своего возраста физической нагрузкой. Также сон дольше у гипотоников: людей, для которых характерное пониженное артериальное давление. Максимальная длительность сна у младенцев.

        Гигиена сна

        Как детям, так и подросткам, и взрослым людям врачи советуют ложиться спать в одной и то же время. Например, приучите малыша, что подъем будет в 8 часов, а «отбой» — в 22 часа. Нельзя ложиться спать слишком рано, это собьет режим и суточные ритмы организма. Не советуют ложиться спать в негативных эмоциях (в расстроенном состоянии, гневе и пр.). Лучше перед укладыванием в кровать успокоить ребенка и настроить на позитивный лад.

        Перед сном можно принять прохладный душ. Это не должна быть совсем холодная вода, просто не такая горячая, как, например, в другое время суток. Такая процедура будет способствовать быстрому засыпанию. Мышцы под душем должны расслабляться, потому при принятии душа рекомендуется прислушиваться к своему телу, регулируя длительность принятия водных процедур и комфортную температуру воды. В вечернее и ночное время нельзя применять контрастный душ, а также холодные или горячие ванны. Они активизируют организм, и будет очень сложно заснуть.

        Приучайте ребенка, что на кровати нужно только спать. Играться и читать нужно в других местах. Иначе организму будет тяжело сориентироваться, почему в кровати он должен заснуть, если обычно на этом месте происходят другие интересные вещи. Следует контролировать, что и сколько ваше ребенок кушает вечером. Тяжелую и жирную пищу в вечернее время нужно исключить. Допустима нежирная рыба, нежирные сорта мяса, овощи, фрукты, творог, цельнозерновой хлеб, но не позже, чем за 3 часа до сна. Ни в коем случае нельзя переедать, следите за размером порции ребенка. Сладости лучше вечером не есть, даже если вес тела в норме.

        Компьютерные игры (как и игры на смартфонах и т.п.) активизируют нервную систему. Потому ближе к вечеру (именно вечером, а не перед самым отходом ко сну) нужно перейти на спокойные игры, чтение, разговоры, просмотры телепередач про природу. Отучайте ребенка весь вечер играть в компьютерные игры. Стрессы и умственная нагрузка в вечернее время суток должны быть минимальны. Уроки лучше делать не менее чем за 4 часа до сна.

        Физическая активность

        Физическая нагрузка должна присутствовать в жизни ребенка, но все упражнения и танцы нужно закончить за 3 часа до сна или раньше. Физические упражнения лучше выполнять утром и днем, они пойдут на пользу и нервной, и мышечной системе, и всему организму в целом. Нагрузка должна быть регулярной. Это повышает выносливость организма и помогает «снять стресс».

        Эффективны интервальные тренировки. Это циклические смены умеренной и интенсивной нагрузки, общая длительность которых составляет от получаса до 40 минут. В неделю можно заниматься как 3 раза, так и каждый день. Нужно смотреть по интересу ребенка и его физической подготовке. Если вы только начинаете физические упражнения любого характера, стартовать нужно с минимальной и редкой нагрузки, постепенно максимизируя частоту и интенсивность.

        Детям можно бегать, заниматься спортивной ходьбой (лучше — по пересеченной местности), ездить на велосипеде, на лыжах. Рекомендуются различные виды фитнеса, в том числе аквааэробика. Ребенка можно отдать на танцы. Предпочтение отдается спортивным танцам, которые развивают внутренний мир малыша, его чувство ритма, умение работать в команде, самодисциплину, а также помогают избавиться от стрессового состояния, расслабив психику и мышцы. Также рекомендуется плавание в бассейне. Это могут быть тренировки с родителями или групповые занятия с тренером. Также хорошими вариантами физической нагрузки для детей как профилактики стресса являются большой теннис и различные виды борьбы.

        Лучше всего чередовать ритмичные виды физических нагрузок с релаксационными практиками, такими как йога, стрейчинг и пилатес. Но это рекомендуется в основном для подростков и взрослых, для детей такие варианты почти не рассматриваются. Упражнения такого характера нужно делать 1-2 раза в неделю, чтобы укрепить опорно-связочный аппарат. Это особенно актуально для детей с синдромом дисплазии соединительной ткани.

        Физические нагрузки должны в большинстве своем начинаться с разминки на протяжении 10-15 минут, после чего следует 20-30 минут физической активности интенсивного характера, а далее следует так называемая «заминка», которой завершается тренировка. Она длится от 10 до 15 минут в среднем. Темп ее не такой активный, как разминки. Кушать детям можно за час-полтора до физических занятий. У детей быстрый метаболизм, потому вариант «покушать за 3 часа до тренировки» не рассматривается. В противном случае у организма случается так называемый метаболический стресс. Маленький спортсмен может упасть в обморок и т. п.

        Здоровое питание от стресса

        На организме негативно отражается плохое качество пищи. В основном те продукты, которые продаются в супермаркетах, нельзя назвать здоровыми. К выбору продуктов питания, особенно для детей, нужно подходить тщательно. Питание плохой едой снижает устойчивость организма малыша к стрессовым факторам. Пища должна быть богата витаминами и минералами в нужном для организма количестве, это называют сбалансированным питанием. Если питание несистематично, преобладают полуфабрикаты, блюда из кулинарии супермаркетов, фаст-фуд, то нарушается работа головного мозга, нервной системы, у ребенка становится слишком изменчивое настроение.

        Дефицит магния как фактор стресса у детей

        На сегодня в организме детей часто не хватает магния. Если вы заметили, что ребенок слишком возбудим, стал беспокойным, раздражительным, быстро устает, находится в подавленном состоянии, стоит сдать анализ на магний, чтобы определить его количество в организме. Магний является незаменимым микроэлементом. Он регулирует то, насколько клетку вырабатывают и используют энергию. Отвечает за спокойствие нервной системы. Если даже стрессовые факторы незначительны, но в организме наблюдается дефицит магния, ребенок будет находиться в стрессе.

        Нехватка магния приводит к тому, что энергия расходуется неэффективно. Воспалительные процессы в организме начинают «активничать», обменные процессы проходят вне нормы, клетки различных систем и органов разрушаются тогда, когда не должны. Дети с дефицитом магния зачастую весят больше нормы, у них накапливается жировая ткань. Из-за этого они склонны к гипертонии, развивается резистентность к инсулину. Если проблему вовремя не решить, ребенок заполучит такую серьезную проблему как ожирение, а также сахарный диабет и метаболический синдром.

        Причиной нехватки магния для организма является в большинстве случаев неправильное питание. Это не только увеличивает стрессы, но и способствуют развитию различных заболеваний. В основном не хватает магния детям, у которых в рационе много поваренной соли. Она поступает в организм не только с солеными блюдами домашнего приготовления. Важную роль играет «скрытая» соль, которая содержится в большом количестве в полуфабрикатах, колбасных изделиях и пр. В рафинированных продуктах магния нет или находится минимальное его количество. Энергетики, которыми злоупотребляет множество подростков, также являются фактором развития нехватки магния в организме.

        Магний хуже усваивается также из-за аспартама и глутамата. Это пищевые добавки, которые сегодня есть в подавляющем большинстве блюд фаст-фуда и в полуфабрикатах. Они также выводят магний из организма. В итоге люди, которые питаются такой едой, получают эмоциональные расстройства, не говоря уже про целый ряд болезней разных органов и систем.

        Период с ноября по март характеризуется снижением количества магния в организмах. Еще одна причина нехватки данного элемента: стресс. Чем больше ребенок нервничает и переживает, тем меньше магния у него в крови. Потребность детских организмов в этом элементе больше, чем взрослых. Это объясняется процессами роста. На 1 кг массы детям нужно примерно 6 мг магния. Малышам до 3 лет нужно от 50 до 150 мг, детям в возрасте от 4 до 6 лет — 200 мг, детям от 7 до 10 лет — 250 мг, а ребенку в возрасте от 11 до 17 лет понадобится 300 мг магния.

        Увеличить уровень магния можно так:

      • ввести в рацион зеленые овощи
      • кушать больше фруктов, злаков и круп
      • ввести в рацион продукты с содержанием витамина В6, который помогает магнию усваиваться в организме (это бурый рис, запеченный в кожуре картофель, бананы, гречка и пр.)
      • заменить поваренную соль морской
      • использовать минимальное количество соли при приготовлении блюд

      Сегодня для профилактики дефицита магния применяют препарат «Магне В6». Он помогает предотвратить влияние стресса на организм. «Магне В6» помогает магнию усваиваться и попадать должным образом в клетки тканей и органов. Питьевой раствор Магне B6 врачи назначают пациентам старше 12 месяцев от роду. Магне B6 форте могут принимать дети старше 6 лет. Дозировка препарата может отличаться в каждом индивидуальном случае, потому самолечение и самостоятельная профилактика не рекомендуется. Обязательно обращайтесь к врачу, если подозреваете дефицит магния в организме ребенка, или если анализы обнаружили снижение уровня этого элемента в крови.

      Если в организме достаточное количество магния, у детей хорошая память, что отражается на их успеваемости. Они находятся в хорошем настроении, чувствуют себя хорошо. Минимизируются проявления вегетативной дисфункции. Если ребенок страдает от головных болей, также стоит подозревать у него нехватку магния. Часто головные боли спровоцированы стрессом. Часто требуется не только прием одного препарата магния, но комплексная терапия, которая назначается лечащим врачом.

      Снятие стресса у детей

      Родители должны особым образом общаться с детьми, которые испытали или испытывают стресс. Нужно знать ряд правил и придерживаться их, если вы хотите гармонизировать психическую сферу ребенка. Вы должны знать, что стрессовые факторы у детей не такие, как у взрослых. Например, двух-, трехлетнего малыша заставляет сильно нервничать тот факт, что вы оставляете его с чужими людьми, собираясь куда-то (няня, знакомые, которые вы попросили присмотреть за ребенком). Для 4-леток стрессом является каждое утро поход в садик (не всегда, но в частых случаях). 11-летняя школьница, которая первый раз собирается на танцы, также испытывает сильный стресс.

      То, что для взрослых кажется пустяком, для детей является травмирующим психику фактором. Общаясь с ними, вы должны войти в их положение, мыслить понятиями и ценностями ребенка того возраста. Чтобы войти в систему ценностей ребенка, чтобы лучше понять стрессовые факторы, вспомните свое детство. Что заставляло вас переживать, нервничать, расстраиваться?

      Следующее правило: дайте ребенку время на то, чтобы объясниться. Не «наскакивайте» на него с требованиями объяснить, что его беспокоит. Выберите удобное время, например, перед засыпанием, чтобы поговорить по душам. Можете просто слушать, не обязательно говорить самому.

      Если ребенок находится в тревожном состоянии из-за ситуации или событий, которые будут ожидать его в будущем, постарайтесь развеять неизвестность. Человек, не зная, чего ему ждать, фантазирует худшее. Например, если вы готовите ребенка к операции, расскажите последовательность обследований и действий хирурга. Это поможет ему морально подготовиться к предстоящему испытанию и испытывать меньше стресса.

      Объясняйте ребенку, когда именно произойдет та или иная ситуация. Для малышей ничего не говорят слова «я вернусь через трое суток». Нужно сказать «мама вернется, когда ты три ночи поспишь, проснешься, а на утро я уже буду с тобой». Так он будет понимать, когда именно вы вернетесь.

      Нельзя ожидать от своих чад идеального поведения в школе и исключительно максимальных баллов. Завышенные ожидания и требования родителей являются травмирующим психику малыша фактором, он постоянно пребывает в стрессе, пытаясь угодить маме и папе. Не нужно реализовывать через ребенка то, чего вы сами не смогли достичь в жизни. Он не должен повторять (или наоборот — не повторять) ваш путь.

      Ребенок будет меньше всего подвержен стрессам, если будет знать, что родители всегда являются его поддержкой и опорой. И не важно, сколько лет вашему малышу: два или 15. Он должен знать, что вы поможете ему в любой ситуации, должен чувствовать поддержку ближайшего окружения. Самых маленьких детей нужно в буквальном смысле держать за руку. Через телесную поддержку они ощущают и моральную. Нужно поддерживать его словами, например, когда он боится темноты или боится учиться ходить. Более старшим детям рассказывайте, что вы не сомневаетесь в преодолимости любых проблем, в том, что они обязательно справятся со всеми задачами в жизни.

      Детям можно рассказать о своем жизненном опыте. Расскажите случаи, когда вам пришлось испытывать стресс, и что вам помогло. Опыт обязательно должен быть позитивным. Ребенок должен ощущать, что его проблема типична для всех людей, что он не является исключением. Поговорите с ребенком о том, как лучше справляться со стрессом. Продемонстрируйте свои методы управления стрессовой ситуацией. Меньше нервничайте перед своим чадом, чтобы он не перенял ваше беспокойство и манеру негативного взгляда на мир и на будущее.

      Как мы уже отметили, физическая активность является хорошим средством от стресса. Но дети с плотным графиком больше всего подвержены переживаниям и негативным ожиданиям. Такое бывает, когда родители таскают ребенка по большому количеству секций, от которых, кстати, дети часто не получают удовольствия (потому что родители сами решили, чем малыш будет заниматься и водят его на секции по своему усмотрению).

      Никогда не руководствуйтесь логикой «мы заплатили на год вперед за твою музыкальную школу, купили тебе пианино, потому, будь добр, играй и ходи на уроки в музшколу». Доверьте ребенку самостоятельный выбор. Покажите, какие занятия бывают (танцы, шахматы, лыжи, футбол, борьба, создание изделий из бисера, рисование, чтение), пусть он попробует одно, другое, третье, и выберет сам, что ему больше нравится. Тогда такие занятия помогут снять стресс, а не наоборот.

      Нужно укреплять чувство уверенности ребенка в себе. Люди, которые в себе не уверены, рассматривают всё происходящее как препятствие, причем то, которое нельзя преодолеть. Уверенные люди отвечают на вызовы в жизни, пытаясь решить все задачи и достичь целей. Покажите ребенку, что в нем есть то, за что стоит уважать и любить самого себя. Поощряйте малыша, когда он достигает целей, особенно тех, к которым сильно и долгое время стремился.

      Не всем детям определенные занятия даются с первого раза. У малыша может быть плохая память и внимательность. Но всё это поправимо, просто воспитанию и обучению таких детей нужно уделять больше времени и дарить им всю любовь и ласку. Нельзя несколько раз напоминать ребенку, если у него что-то не получилось. Например, крайне неправильным будет воспитание, при котором ребенку всю неделю напоминают, что он разбил стакан, накрывая на стол, ругают его за это несколько дней.

      Нужно показывать детям, что вы их любите (вне зависимости от их успехов в школе и в секциях). Это защищает психику малыша от стрессов. На самом деле любому человеку независимо от возраста важно знать, что есть люди, которые его любят, ценят и принимают таким, каким он является. Дети, уверенные в любви родителей, почти не беспокоится о соперничестве, которое является одним из основных стрессовых факторов в школе (гимназии, лицее).

      www.eurolab.ua