Что делать при заикании

Что делать с заиканием на публике

Как преодолеть заикание, запинание, ступор, дефекты речи и другие проблемы произношения речи на публике, когда волнение мешает выступать.

Об этом – в статье.

Получаю письмо с вопросом о заикании

Олег Игоревич! Что делать с заиканием, когда волнуюсь? Обратила внимание на то,что очень хорошо пишу и высказываю свои мысли на бумаге…а вслух произносить стало очень проблематично!! Узнала из Инета, что есть курсы риторики, но засомневалась в том, что на на них обещают в течении 2-х дней привести речь в порядок! Как-то очень недоверчиво к этому отношусь! За два года не сумела ничего сделать, а тут всего лишь …2 дня! Почитала отзывы о Вас и поэтому написала! Посоветуйте пожалуйста, что делать! Заранее благодарна! Ирина.

Здравствуйте, Ирина!
Спасибо за письмо!
Ваш запрос понятен. Таких людей немало. Кто-то с рождения заикается, кто-то это приобретает в течении жизни. Если нервная система дает сбои – это может сказываться на речи.

Отвечая на ваш вопрос о заикании, приведу несколько примеров:

Как-то раз к нам на занятие мама привела взрослую дочь (уже студенческого возраста), которая сильно заикалась, с раннего детства. Прошло несколько занятий. И эта девушка подошла и поблагодарила словами: ” Вы сделали то, что не смогли сделать ни психологи, ни логопеды”. Она научилась выступать (и говорить) не заикаясь.
Конечно же, было приложено немало сил с ее стороны. И я не вылечил заикание. Оно осталось, наверное, не знаю. Но речь девушки стала ровной, плавной.
На наши занятиях выступала хорошо, и никто бы не сказал, что она заикалась с детства.

Это был не первый случай.

Первый случай был неожиданным. У меня был друг, который всегда слегка заикался, но привык к этому, а мы, его друзья – тоже к этому привыкли. Ко мне на занятия по ораторскому искусству он пришел из любопытства: говорить он никогда не боялся. Это был первый ошеломляющий результат: перестал заикаться, выступая перед людьми. Но в обычной, повседневной речи, по привычке продолжал заикаться.
Прошло время. И мой друг начал заикаться избирательно, т.е. когда себя контролировал – заикание исчезало.

Таких примеров – все больше и больше.
Так в чем же секрет?

Секрет в овладении речью оратора.

Есть заблуждение, что речь оратора такая же, как бытовая речь. Но это – не верно.

Обычная (бытовая) речь – быстрая, сбивчивая, часто путанная. Как правило, лишенная пауз.

Первое, что нужно освоить – паузы.

Да-да! Именно паузы!

Потом – речь, в которой эти паузы будут гармоничны. Именно – гармоничны. Паузы – после каждой фразы.

Что такое фраза – вы, наверное, знаете.

Далее – чередование быстрой и медленной речи. Т.е. какие-то слова – произносить быстро, а какие-то – медленно.

Пример – речь Барака Обамы, без перевода. Причем – любая его речь на публике. Конечно же, Обама не заикается. Это видео – о паузах.

И это нужно научиться не в теории, а в практических упражнениях.

Речь, богатая паузами, речь с хорошим ритмом, сочетание медленной речи с быстрой – позволяют нервной системе и работать и отдыхать. Нервная система не перегружается, потому что постоянно имеет возможность отдохнуть.

Так работает наше сердце: после каждого сокращения идет пауза, достаточно большая, – время расслабления. Так сердце и работает и отдыхает одновременно. Но если сердцу не давать время отдыха – оно устанет, начнет сбиваться. Может даже произойти остановка сердца или инфаркт.
Когда человек говорит без пауз – речь получается сбивчивая, малопонятная. А потом может наступить остановка речи – ступор.

Быстрая речь плюс волнение – может явиться причиной и заикания, и запинания, и ступора и хаоса…

Чаще всего сетуют на волнение, мол оно виновато.

Для чего нужны мусорные слова?

Но еще больше виноват человек сам.
Волнение не ликвидировать. Можно лишь приструнить, но не ликвидировать.

Но как на меня – лучше его (волнение) не трогать, и не тратить силы на вычерпывание решетом воды из колодца.

Значит, нужно научиться говорить несмотря на волнение.
А еще нужно овладеть речью оратора, которая позволит оратору хорошо говорить, даже при самом сильном волнении.

Даже при самом сильном волнении.

Но нужно начинать – с взгляда, пауз и медленной речи (об этом немало написано на страницах моего сайта).

Вот, благодаря вам, Ирина, написал хорошую статью о направлениях работы с заиканием, которая украсит сайт. Спасибо за вопрос, Ирина!

Рекомендую почитать о пользе пауз:

P.S. Уже не по письму. Я не доктор, и не собираюсь лечить людей с дефектами речи. К тому же было несколько случаев, которые отбил охоту заниматься подобными проблемами. Некоторые “больные” себя считают “особенными”, привыкли, что с ними “панькаются”. И имеют много “отговорок”, например: “Это трудно для меня” или ” А у меня не получается”. Причем, это “не получается” – является аргументом, чтобы не делать упражнение дальше.

  • Ну и что, что не получается – нужно делать.
  • А в ответ: “Вот видите – у меня все-равно не получается”.
  • Эти “особенные” люди – действительно особенные. И эта особенность заключается не в том, чтобы был повод пожалеть, а в том – чтобы вдвое, а то и втрое больше работать, нежели обычным людям.

    Мне посчастливилось (а думал, что не посчастливилось) некоторое время быть (даже ночевать) в центре реабилитации детей с ДЦП. Дочитайте до конца, это важно. Мне было жалко смотреть на этих детей, которым трудно ходить, трудно говорить, даже кушать. Многие из них (большинство) вызывало жалость. Но… Я познакомился с юношей, который развеял все мои мысли о жалости. Он учился в этом центре, а по ночам работал сторожем здесь, а я оставался на ночь в одной из комнат. Мы много разговаривали. Кстати, у него тоже были дефекты речи. Он говорил, что “Мне нужно работать вдвое больше, чем другим.” Он бегал на беговой дорожке, хотя ему было втрое тяжелее, чем любой, даже самой толстой женщине. Он занимался на тренажерах с грузами, которые были мне не под силу. Оказывается, он выиграл в соревнованиях по армрестлингу среди обычных парней своего возраста (а не среди людей с “нарушениями”, где он отказывался участвовать, так как мог легко выиграть). Я видел, как он напрягался, когда кушал ложкой. Но он всегда отвергал помощь. У него не было свободного времени: он занимался спортом и шахматами, готовился поступать в ВУЗ.

    И поэтому – я никого не жалею. Я говорю (здоровому, но ленивому человеку с манией величия и жаждой внимания): “Да, ты – особенный. Тебе нужно вдвое больше работать!”

    • Полной девушке нужно больше бегать, чем стройной. В этом ее особенность.
    • Слабаку нужно чаще ходить в спортзал и больше “умирать” под штангой, чем парню с хорошей мускулатурой. Вот – его особенность.
    • Осла можно заставить прийти к реке. Но ни один шайтан не заставит его напиться. Восточная мудрость.

      Так что не сочтите за “цинизм” мои слова, что заикающемуся человеку, или с дефектами речи, нужно больше работать над своей речью, чем кому-либо другому.

      И я не буду обучать человека, который не поймет простую истину: “Всё в наших руках!”. Я, тренер, всегда помогаю тем, кто работает.

      Но становится нянькой, соглашаться, что очень трудно выдержать паузу (какую-то несчастную паузу) – не желаю.

      Что еще порекомендую почитать? Вот чудесные статьи, на похожую тематику:

      / Заикание / Что делать с заиканием на публике / Можно ли побороть заикание оратору / Методы борьбы с заиканием / Дефекты речи /

      bolsunov.com

      Что делать при заикании

      I know what you feel bro.
      Была та же проблема примерно до 1го курса института. Что со мной только не делали, и бабки-целительнительницы, и логопеды-искуссники, и та же система с «молчанием» и «пение». Могу сказать, что всё это — херня собачья. Это не поможет и не может помочь. Проблема носит психологический характер (во всяком случае у меня было именно так, и есть ли другие — не знаю), поэтому и лечить это надо на психологическом уровне, а значит вряд ли кто-то не «переболевший» заиканием сможет помочь.
      А началось всё лет в 5. Позже выдвигалось несколько версий, лидировали две: «испугала собака» и «испугала мать, когда закрыла в тёмной комнате за какой-то косяк» (я ещё и дико боялся темноты в детстве). Так вот, свои ощущения когда начинаешь «буксовать» я могу выразить так — это страх человека вкупе со страхом заговорить, и чем менее знаком человек, тем более страшно и, соответственно, более высокая вероятность «пробуксовки». Сложнее всего было именно начать говорить, ситуацию каждый раз подогревает ещё и тот факт, что ты понимаешь — недуг никуда не делся и ты ОБЯЗАТЕЛЬНО начнешь заикаться. Прям щас.
      К небольшому «фиксу» я пришел почти сразу — я выдыхал почти весь воздух из лёгких и только потом начинал говорить. Когда тебе хватает воздуха всего на 1-2 слова, знаете ли, не до заикания. Конечно, наверное это иногда странно звучало, зато действовало почти безотказно. К факту того, что требуется фикс 2.0 я пришел уже в школе. На уроках чтения. Это был полный провал, беспалева прочитать длинный текст уже было невозможно. Про стихи наизусть я вообще молчу. Первая учительница прониклась некоторой лояльностью, и особо этой хренью не грузила, но и не читать я не мог. Тогда я чисто случайно пришел к ещё одному факту. Ты не можешь заикаться шепотом. Вообще. В подробности не вникал, но думаю потому, что дыхательная система чуть иначе работает при шепоте, и как бы ты не боялся — заикнуться не выйдет. Таким образом я читал вслух (когда учитель вызвал) исключительно шепотом. Это, наверное, довольно мило выглядело со стороны — учитель просит всех сделать идеальную тишину и я начинаю читать 🙂
      В школе я был неплохим парнем, и особых претензий к моему недугу не было. У меня была куча друзей, при которых я почти не заикался. Ну это «свои», типа. При своих маме, папе, бабушке, друзьях почти не заикаешься. Удивительно, но последовавшие вслед за «чтением вслух» стихотворения наизусть особых проблем не вызывали. Да, проблемы не ушли, но готовился я всегда тщательно, и читал стихи почти без запинок, хотя конечно ни о каком выразительном чтении не могло идти и речи. Но учительская лояльность и признание одноклассников делали своё дело — свою честную «4» я имел.
      Гигантский по своей величине геморой настиг меня в 10 классе. Так вышло, что меня перевели общеобразовательный класс. Одного. Похерилось разом всё: и беспечность в плане заикания, и друзья, и успеваемость. На счет последнего — я скатился на самое дно, и, забегая вперед, скажу что получил аттестат с двойками. Я попал в класс где не знал ни одного(!) человека. А вы знаете что такое новенький в таком возрасте. Чужак в стае. Я не мог позволить себе зафейлиться, и я просто ничего не учил. Я перестал выходить к доске, мне куда проще было сказать «я не готов, ставьте два», чем терпеть позор. О том, как я сильно заикаюсь, когда что-то пересказываю мои тогдашние одноклассники даже не догадывались, а обыденной, так сказать, речью, я уже владел практически в совершенстве. Правда замечу, что недуг имел способность обостряться. Я мог не заикаться всё лето, например, зато зимой был не в состоянии связать и два слова. Среди одноклассников я врагов не нажил, но особого расположения не заслужил тоже. Да и не шибко надо было, ибо среди них была половина безбашеных отмороженых малолеток, с приводами в милицию и просто малолетних начинающих алкоголиков, что в последствии они с успехом смогли реализовать. Теперь вы понимаете, наверное, как важно было сохранить инкогнито моему заиканию.
      Финальная битва пришлась на институт. Уроки английского. Снова новые, полувраждебные люди. Снова тексты. Снова чтение. Само собой ни о каком шепоте не могло идти речи. Сначала я косил под слабоуспевающего. Были там чуваки, которые и две латинских буквы связать не могли, так что я влился нормуль. Но позже пришло какое-то озарение, чтоли. Я понял что моя проблема в людях, вернее в моём отношении к ним и я начал воспитывать в себе какое-то отвращение к ним, чтоли. Ненависть даже. И знаете, сработало. Перед тем как начать читал я впитывал в себя всю возможную ненависть, которую только возможно испытывать к окружающим и начинал. Первые два курса получалось неважно, но потом курс английского закончился, а вместе с ним и закание. Может сам Бог решил что «нуивонахуй, он слишком апасен», а может просто как говорят «перерос».
      В завершении могу сказать только одно. Никогда, слышите? НИКОГДА БЛЯДЬ НЕ СМЕЙТЕСЬ НАД ЗАИКАМИ! Хочется проявить себя как невьебенного юмориста — сделайте это в компании без заикающегося человека.

      Автору — обязательно посмотри фильм «Король говорит». Мало того что филь сам по себе шедевральный, так ещё и проблема заикания раскрыта полностью. Особенно сцена с записью поразила и шокировала одновременно, просто мой случай. Так что посмотри, вдруг поможет. Счастья тебе.

      Простите за многобукаф и ошибки, писал на одном дыхании.

      Чуваки, я не в теме, конечно,
      но кто-то пробовал из вас заикаться специально?
      :))

      Ну вот возьмите текст и читайте. Воспроизведите ощущение публичности, включив вэб-камеру или попросите кого-то послушать и читайте, заикаясь самым жутким. Заикайтесь предельно и сверх этого предела. Вы же боитесь, что над вами будут смеяться? Ну так постарайтесь заикаться так, чтобы самому стало смешно.

      Прост интересно, как ваше «оно» отреагирует :))

      Пора образовывать Лигу Заик. Внесу свои пять копеек. Шепотом заикаюсь, видимо я особый случай. В последнее время начал замечать какую-то периодичность, то есть, неделю все нормально, потом дня два-три не могу и двух слов связать.

      pikabu.ru

      Причины заикания

      Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.
      При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до 3,5 лет.

      Причины заикания.
      Все причины условно можно разделить на две группы: предрасполагающие и вызывающие.

      К предрасполагающим факторам относятся:

    • невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы);
    • психологические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность); конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам);
    • наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости нервной системы).
    • поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные — инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.
    • Вызывающие причины могут быть физиологическими, психологическими и социальными.

      Физиологические причины:

      • физические заболевания с энцефалитическими последствиями;
      • травмы — внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга; о
      • органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;
      • истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани.
      • Психические и социальные причины:

        • кратковременная — одномоментная — психическая травма (испуг, страх); длительно-действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание “примерного” ребенка; хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций;
        • острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости;
        • неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегрузка детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);
        • двуязычие: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке;
        • подражание заикающимся. Различаются две формы такой психической индукции: пассивная — ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная — он копирует речь заикающегося;
        • переучивание леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания;
        • неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика — может служить толчком для появления заикания.
        • Первые признаки заикания

          — Ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.);
          — Употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
          — Повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
          — Вынужденные остановки в середине слова, фразы;
          — Затруднения перед началом речи.

          Если Вы видите в речи малыша хотя бы одно из этих проявлений, оформите заявку (внизу страницы) или позвоните нам:

          www.logopedplus.ru

          Заикание — что делать?

          Ребенок начал заикаться. Что делать?

          опубликовано 23/09/2014 15:59
          обновлено 25/04/2016
          — Разное

          Отвечает Комаровский Е. О.

          Очевидно, что у заикания множество причин, видов, способов лечения. И разобраться со всем этим может не виртуальный педиатр, а грамотный логопед, которого следует посетить при первой возможности. Именно логопед способен определить вид заикания, после чего дать конкретные рекомендации.

          Виртуальный ответ на вопрос «Ребенок начал заикаться. Что делать?» — это примерно то же самое, что ответ на вопрос «Ребенок начал кашлять. Что делать?». В то же время и при кашле, и при заикании имеется некоторый перечень стандартных действий, которые следует реализовать в первую очередь. При кашле — больше пить; чистый, прохладный влажный воздух, при заикании. Здесь все менее очевидно, тем не менее попытаемся перечислить основные рекомендации.

        • в первую очередь следует понимать, что заикание, как правило, связано с перегрузкой эмоциональной сферы и/или с появлением в жизни ребенка определенного психотравмирующего фактора. Выявленные (подозрительные) факторы по возможности устраняем: больше не смотрим этот мультик, больше не ходим именно в этот «развивающий центр», больше не подходим к соседской собаке и т.д.;
        • сокращаем объем получаемой ребенком информации: табу на телевизор, обойдемся без новых сказок; в цирк сходим месяцев через 6 и т.д.;
        • по возможности ограничиваем общение взрослых между собой в присутствии ребенка. Вы уверены, что дитя занято своими игрушками и на вас не обращает внимания — возможно, но все-таки пойдите на кухню и поговорите там;
        • обратите внимание: заикание проявляется именно в процессе общения ребенка с другими людьми. Когда же дитя предоставлено самому себе (говорит что-либо в процессе игры) проблем, как правило, нет никаких. Постарайтесь по возможности ограничить общение — не задавайте вопросы, не провоцируйте диалоги, не просите рассказать о том, как прошел день, не заставляйте читать стихи и т.д.;
        • самым серьезным образом следите за собственной речью. И тут к вам, взрослым, имеются 3 главных требования:
          • говорите мало;
          • говорите медленно;
          • говорите плавно и спокойно;
          • для ребенка наиболее целесообразно спокойное времяпровождение: карандаши-краски, пластилин, конструктор;
          • не совсем понятно почему, но давно замечено, что именно при заикании помогают игры с водой — купаем кукол, моем автомобиль, пускаем кораблики, надуваем мыльные пузыри и т.п.;
          • соответственно игры с криками-скачками и бурными эмоциями максимально исключаем;
          • о применении каких-либо лекарств речь не идет в принципе!
          • Все вышеизложенное реализуем в течение 2—3 недель. Если становится лучше, постепенно снимаем ограничения и переходим к обычному укладу жизни. Если лучше не становится, прекращаем самодеятельность и направляем усилия на поиск логопеда.

            www.komarovskiy.net

            Заикание у детей: что делать

            Заиканием называется нарушение темпа и плавности речи. Во время разговора у малыша возникают запинки, он может растягивать слоги и звуки или повторять их по несколько раз. Подобные явления сопровождаются мышечным напряжением – судорогами губ, языка, нёба и гортани. Как правило, подобный дефект появляется в возрасте от 2 до 5 лет – во время формирования речевых навыков.

            Этот недуг мешает ребенку выражать свои мысли и становится преградой в общении со сверстниками. Но если родители вовремя обратились за помощью к специалистам, в большинстве случаев удается добиться значительного улучшения или длительной ремиссии. Чем раньше начата коррекция, тем больше шансов справиться с этой сложной проблемой.

            Подобное нарушение речи могут спровоцировать как заболевания нервной системы и недуги речевых органов – глотки, гортани, носа, так и любая необычная для ребенка ситуация. Вероятность его возникновения увеличивается при наследственной предрасположенности, если заикается кто-то из родственников, а также у аллергиков и при частых респираторных заболеваниях.

            Чаще всего такой недуг встречается в раннем возрасте, когда активное речевое развитие совпадает с «кризисом 3 лет» и дети очень эмоционально реагируют на любую нештатную ситуацию. Пусковым механизмом может стать любой стресс: начало посещения детского сада, развод родителей, переезд в другой город. Так что надо заранее готовить ребенка к неизбежным изменениям в образе жизни. Малыш может начать заикаться даже из-за избытка впечатлений – например, после слишком долгого сидения у телевизора или посещения цирка. Постарайтесь не перегружать малыша: развивать ребенка нужно, но следует учитывать его физические и интеллектуальные возможности.

            Подобное отклонение от нормы проявляется по-разному. У одних детей оно становится заметным при стрессе, волнении, у других носит сезонный характер: усиливается осенью и весной. А кто-то тянет звуки и повторяет слоги всегда одинаково, независимо от времени суток, сезона или ситуации.

            Лечение должно быть комплексным. Для правильной постановки диагноза и выбора тактики лечения ребенка надо показать логопеду, психиатру и психологу. Психиатр направит кроху на обследование – УЗДГ (ультразвуковую допплерографию – проверку работы сосудов), эхо-ЭГ (ультразвуковое обследование головного мозга). По результатам обследования и после осмотра врачей-специалистов будет выбран метод лечения, подобраны лекарственные препараты. Логопед будет работать над произношением, добиваться ритмичной, плавной и выразительной речи. Психолог даст рекомендации, как вести себя с малышом, научит правильному общению с ним.

            Если заикание возникло внезапно, первым делом надо устранить ситуацию, травмирующую психику малыша, создать для него комфортную психологическую атмосферу. При длительном заикании необходимо сделать упор на занятия, не связанные с речью, например на развитие мелкой моторики. Решить проблему помогают также массаж, танцевальные упражнения.

            Как вспомогательное средство используются и компьютерные программы, основанные на системе биологически обратной связи. Ребенок произносит слово в микрофон, а программа немного задерживает его речь, так что малыш слышит свой голос с задержкой и пытается под него подстроиться. Постепенно речь становится ровной и плавной.

            www.parents.ru