Что делать с аутизмом

Что делать с ребенком-аутистом?

Ростов-на-Дону: диагностика и лечение аутизма. В этой статье:

  • Как понять если у ребенка аутизм помощь в чем ему нужна и кто может ее оказать?
  • Что делать родителям с ребенком, проявляющим симптомы РДА?
  • Если аутизм у детей не приговор, то, как победить детский аутизм?
  • Каковы причины аутизма?
  • В центре «Свет маяка» Вы можете уточнить диагноз, установить степень нарушения и получить коррекцию аутизма, РДА и др похожих проявлений современными методами (АВА и ИМП)

    Звоните, чтобы получить помощь:3032060

    Как строить день ребенка с РДА?

    Оказывая помощь ребенку- аутисту следует учитывать, дети-аутисты имеют большую, чем другие ребята, потребность в дисциплине и четком режиме дня, включающем помимо прогулок, еды, сна и развивающие занятия. Доказано, что режим, его оптимальный для данного ребенка (т.е. приспособленный к нему) гармоничный ритм успокаивает, дает ощущение стабильности и лечит страх при аутизме у детей.

    Каким образом ребенок с РДА воспринимает окружающую действительность?

    Значительную часть впечатлений и ощущений, которые несет окружающий мир, ребенок с аутизмом переживает как болезненные. Он не успевает понять, что ему хотят сказать или сделать, а уже чувствует страх и боль от сильного внешнего впечатления.. Именно этим обусловлена реакция ребенка — паника, уход в себя или агрессия.
    Позже дети с диагнозом: аутизм детский начинают приспосабливаться к миру — медленно, по частям, воспринимая лишь отдельные свойства и качества объектов. Именно поэтому дети с признаками аутизма видят искаженную картину мира. И большая помощь аутистам: уменьшение таких воздействий.
    Несмотря на то, что органы чувств чаще всего не нарушены и сигналы воспринимаются адекватно, на этапах переработки им не удается интегрироваться в целостные образы. Ребенок видит не предметы, а отдельные их свойства. Поэтому стандартное, привычное нам, восприятие у детей-аутистов не формируется (из-за чего у них даже нередко подозревают глухоту или слепоту). Этим обусловлен один из подходов в коррекционно-педагогической работе и лечении аутизма — ориентация на целостное образное восприятие.

    У нас работают с детьми страдающими аутизмом, атипичным аутизмом, заболеваниями аутистического спектра Дорохов М.Б. (медицинский психолог), 20 лет стажа, собственная школа по авторской методике коррекционной работы с особыми детьми, израильский психиатр А.А. Став ( метод АВА терапии). Обращайтесь — мы поможем и Вашему ребенку; 3032060.

    Нужно ли придерживаться особой диеты для ребенка с РДА?

    Есть «диеты», которых такие детки придерживаются сами. В традиционном смысле слова это не диета, а привычный набор вкусов и ощущений. Ребенок-аутист ограждает себя от основных «пищевых переживаний», становясь избирательным в еде, и это также является одним из симптомов РДА. Преодоление пищевой избирательности — дело трудное и не скорое. Главное — понять, что с течением времени пищевой репертуар малыш с симптомами аутизма все равно будет расширяться. Ваше терпение поможет аутисту.
    Это значит, что время от времени надо предлагать продукты (блюда), которые для ребенка с РДА пока «исключены», есть рядом с ним разнообразную еду, чтобы он мог ее видеть, ощущать ее запах.

    Отдельного рассмотрения заслуживает развитие синдрома РДА в связи с генетическим синдромом Мартина-Белла, когда нарушено усвоение витаминов группы В. В данном случае именно диета окажет при аутизме лечебное воздействие. Врач-психиатр, к которому вы обратитесь за первичной помощью при аутизме, решит, нужна ли вам дополнительная консультация генетика.

    Хотите узнать больше запишитесь к лучшим психологам в Ростове по работе с детским аутизмом в центре СВЕТ МАЯКА: 3032060 Чем это будет полезно:

  • психологи помогут облегчить ребенку контакт и взаимодействие с миром
  • скорректировать его поведение до общественно приемлемого уровня
  • максимально развить его мышление и умственные операции, что даст хороший шанс на развитие осознанной речи и обучения.

Может ли вакцинация спровоцировать появление РДА? Стоит ли вакцинировать ребенка, у которого диагноз «ранний детский аутизм» уже имеется?

Есть данные, что в некоторых случаях РДА может развиться именно после вакцинации. Ребенка, уже имеющего диагноз аутизм детский, вакцинировать не рекомендуют, хотя в каждом конкретном случае требуется индивидуальная консультация невропатолога.

Каким образом маленького ребенка с аутистическими чертами или с РДА можно научить общаться?

Ребенку с любыми формами аутизма нужны постоянные развивающие занятия с психологом, но на определенном этапе, когда часть проблем с развитием уже решена можно попробовать улучшить способность ребенка к общению. Социализацию ребенка с РДА стоит начать с детских тренингов и специальных терапевтических групп (с начала маленьких из 2-3 детей), а потом дошкольных учреждений, так как именно пребывание в детском коллективе позволит малышу идентифицировать себя, как личность и часть социума. Именно с психологических тренингов и детского сада и начинается социализация маленького аутиста, его вхождение «в большой мир».

Для того чтобы ребенку было легче адаптироваться к окружающей действительности впоследствии, ему уже в дошкольном возрасте может помочь победить аутизм общество ровесников.

Если говорить о нашем городе Ростове, можно обратиться в психологический центр «СВЕТ МАЯКА», с целью посещения индивидуальных или групповых занятий, а также рекомендуется выбрать логопедический детский сад или тот сад, в котором имеется логопедическая группа (такие есть в каждом районе). С другой стороны, родители могут устроить малыша в любое ДДУ Ростова (детское дошкольное учреждение), в котором педагоги и специалисты будут осведомлены о проблеме ребенка и готовы идти на соответствующие компромиссы воспитаннику с синдромом РДА. В медицинской карте в детском саду вашему малышу пишут: «Задержка психического развития в эмоционально-волевой сфере». Это и есть то, что надо в том числе развивать с помощью психологической работы.

Как строить отношения в детском саду?

Однако самое важное начинается уже после того, как вы выбрали детский сад, оговорили с заведующим и педагогами предпочтения, привычки, режим ребенка и заручились их поддержкой и содействием. Для вашего малыша начинается очень важный и непростой период — адаптация к детскому саду. Постарайтесь помочь ребенку с аутизмом, чтобы адаптация прошла гладко.

Начните приводить ребенка на время прогулки в детском саду (один или два раза в день): ваш малыш будет привыкать к другим детям, узнает их имена. В этот же период ребенка нужно познакомить с групповым помещением (в то время, когда там никого нет). Это тоже можно сделать в тот момент, когда все остальные дети на прогулке. Таким образом мы предоставляем малышу возможность освоиться с предметами обстановки в группе, а воспитателям — установить с ним контакт индивидуально. На этом этапе рекомендуется сделать фото детей, взрослых — всего того, что связано с детским садом. Ребенок, рассматривая фото в домашней обстановке, постепенно будет привыкать к своей новой среде.

Следующий шаг — посещение утренних групповых занятий. Воспитатели должны быть предупреждены заранее, что вашего ребенка не надо настойчиво усаживать в общий круг: ему должна быть предоставлена возможность находиться в любом месте группы при условии, что он ведет себя тихо. И только после того, как малыш достаточно освоится в новой обстановке, будет чувствовать себя комфортно, попробуйте оставить его на дневной сон. Если адаптация проходит благополучно, можно будет в конце концов оставлять ребенка в детском саду и во второй половине дня.

Определить степень нарушения и какая коррекция требуется можно проведя подробную диагностику у опытного патопсихолога центра СВЕТ МАЯКА ( 27 лет стаж) Запишитесь 3032060.

Главное не торопиться.

Здесь важна не скорость, с которой малыш адаптируется, а успешность этой адаптации. После того как ребенок привык к детскому саду, или психологическому центру освоился в новых для него условиях, педагоги должны стремиться помочь малышу аутисту наладить взаимодействие в малой группе (то есть организовывать совместную деятельность маленького аутиста и другого ребенка).

Естественно, чтобы адаптация в детском саду прошла успешно и ребенок с РДА смог почувствовать себя комфортно, необходимо участие и активная работа всех сотрудников ДДУ: воспитателей, психологов, логопедов, даже нянь. Но не менее (а может, и более) важна помощь родителей, дети которых ходят в ту же группу.

Отлично, если мамы и папы других малышей понимают, что для их собственных детей взаимодействие с особым ребенком не менее важно, чем для маленького аутиста — это не просто проявление терпимости и сочувствия, а важный аспект, формирующий ценные черты характера и коммуникативные способности их ребят. В нашем центре мы стараемся подбирать эти микрогруппы так, чтобы все детки подходили др др по способности к общению и все родители видели пользу от этого взаимодействия.

Как дети с аутистическими расстройствами должны воспитываться и обучаться?

Как адаптировать ребенка с РДА к детскому коллективу? Обучаться они должны месте со всеми, но с учетом их особенностей, что поможет в лечении аутизма.

Подчеркну еще раз, что ни в коем случае не надо спешить. Даже когда ребенок сможет оставаться в детском коллективе (в детском саду, школе, в группе развития), ему нужно дать возможность сохранять допустимую для него дистанцию (например, не сидеть вместе со всеми за столиками, а находиться в удалении, но слышать и видеть все происходящее — детки-аутисты это могут отлично). При этом малыша нужно постепенно приучить к соблюдению дисциплинарных требований (не кричать, не мешать другим).

Не надо давить на ребенка, но стоит мягко добиваться этого, а при невыполнении этих требования ребенка могут попросить покинуть группу. И тогда вам точно следует начать с психолога или снова вернуться к психологической помощи детям-аутистам. Не стоит оставлять ребенка дома и делать его инвалидом, закрепляя в нем неспособность общаться.

Могут ли такие дети посещать обычные массовые ДОУ (детские сады и школы)?
Как повлияет появление такого ребенка на других детей, каково будет их отношение к нему? Не будет ли для малыша с РДА поведение сверстников дополнительным стрессообразующим фактором?

Все зависит от того, что расскажут взрослые. Если никак не комментировать поведение ребенка с РДА, то другие дети воспринимают своего одногруппника как невоспитанного, непослушного и жалуются, что «ему можно, а им нельзя». Но если рассказать детям, что он такой из-за страха, объяснить, как нужно с ним общаться, то ребята с удовольствием оказывают помощь маленькому аутисту, радуются общим достижениям. Как подчеркивалось выше, в данном случае важна и просто необходима совместная работа взрослых (работников ДОУ, родителей). То, что правильная адаптация таких детей в обычные коллективы благотворна для всех, доказано мировой практикой.

Наши психологи могут обеспечить длительное и высокопрофессиональное сопровождение Вашему особому ребенку и максимально скорректировать последствия аутизма. 3032060.

Стоит ли посещать развивающие и коррекционные занятия?

Если да, то чему отдать предпочтение — групповой работе или индивидуальной?
Конечно, стоит. Начинать рекомендуется с индивидуальной работы с психологом и педагогом, затем перейти к занятиям в психокоррекционной микрогруппе (2-3 человека) и в конце концов к обычной (6-10 чел) тренинговой группе. Работа эта длительная и тщательная, иногда с откатами назад и длительными остановками. Но ее надо делать. Даже если результат кажется крошечным. Чем раньше замечен аутизм, тем помощь эффективнее.

Обязательно ли при аутизме наблюдается снижение интеллекта?

Нет, не обязательно. Но все равно мышление формируется нестандартно. Для дошкольников с диагнозом РДА характерно неравномерное, искаженное развитие. Поэтому и нужна коррекция.

Вопрос об интеллектуальной состоятельности стоит на протяжении всего периода роста ребенка с сидромом аутизма. Несмотря на то что интеллектуальное развитие у аутистов может запаздывать и интеллект такого ребенка может снизиться в любой момент, бояться этого не стоит. Это поправимо.

Можно ли вылечить аутизм?

Аутизм можно преодолеть, но не только таблетками. Ведь, как уже говорилось выше, это не болезнь как таковая, а форма патологической психической защиты. От родителей требуется большой труд, терпение и готовность самим тоже меняться.

Если человеку удалось адаптироваться, приспособиться к миру, то аутист «вылечился». Даже врачи-психиатры считают, что именно психолого-педагогическая помощь аутистам играет наиважнейшую роль в компенсации этого состояния. Медикаментозное лечение оправдано лишь на начальных этапах терапии (и то не в каждом случае), играя роль своеобразных «костылей».

Каков прогноз для людей с аутизмом? Сможет ли ребенок, страдающий аутизмом, впоследствии жениться и жить самостоятельно?

Преодолеть этот синдром можно полностью. Все зависит от целостности подхода к реабилитации, причин, вызвавших аутизм а также степени выраженности синдрома.

В любом случае родителям следует знать, что если их ребенку поставили диагноз РДА, то это не повод отчаиваться и опускать руки. В настоящее время диагноз «аутизм» — это не приговор, а лишь повод вовремя начать специальную работу с ребенком.

И так родители, обнаружив у ребенка аутизм, помогают ему:

  1. Создавая дома спокойную стабильную обстановку. Общаясь с ним с учетом его особенностей: любви к постоянству еды, игр и др.
  2. Адаптируют ребенка к миру: работа психолога, детский сад.
  3. Компенсируют неравномерность его развития: работа с психологом или педагогом.
  4. Наблюдают и лечат детский аутизм у медиков: психиатр.

Важно! Обратиться сразу! Не бросать работу! Ребенок может меняться медленно, иногда в процессе работы могут быть ухудшения! Это нормально!

Найти опытного психолога, патопсихолога, психиатра, детские группы для детей с аутизмом можно у нас, звоните: 303-20-60

Скидка при подачи заявки с сайта 500 рублей !

Записаться на бесплатные встречи для родителей особых детей.

www.svetmayaka.ru

Аутизм: как распознать и что с этим делать

Апрель – месяц информирования об аутизме. Мы разбираемся, что делать семьям, столкнувшимся с этим диагнозом.

Фото: Влад Кобец / Фонд «Выход»

Что такое аутизм?

Начнем с начала: что такое расстройство аутистического спектра (сокращенно РАС), какие для него характерны маркеры и в каком возрасте их можно разглядеть.

РАС – это нарушение развития, при котором ключевые сложности проявляются в социальном взаимодействии. «Мы видим у ребенка трудности в умении поддерживать диалоги, устанавливать уместный и устойчивый зрительный контакт, менять свое поведение в различных ситуациях и прочее. Особенно это становится заметно, когда ребенок попадает в группу детей и перед ним встают сложные социальные задачи, с которыми ему трудно справиться: умение играть, дружить, следовать правилам, делиться игрушками», – рассказывает один из ведущих специалистов в этой области в Москве, детский психиатр Елисей Осин.

Как правило, первые симптомы РАС можно увидеть в 10–11 месяцев: дети не так оживленно реагируют на родителей, могут не отзываться на свое имя, не различать жесты. Они однотипно взаимодействуют с игрушкой, залипают на движущиеся предметы (например, на лопасти вентилятора). Чуть позже еще ярче проявляются сложности в коммуникативной сфере: скудные жесты, отсутствие речи или ее своеобразное использование, непонимание инструкций или просьб. Елисей Осин подчеркивает: «Некоторые симптомы РАС напоминают проявления других нарушений и заболеваний, которые уже не относятся к нарушениям развития, а являются психическими заболеваниями или расстройствами поведения. Например, при РАС могут быть нарушения внимания, напоминающие симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности, а также повторяющиеся движения, характерные для обсессивно-компульсивного расстройства».

Когда и к какому специалисту обратиться за консультацией?

Чаще всего родители начинают сильно беспокоиться, когда их дети попадают в группу сверстников. Становятся очевидны трудности коммуникации, сложности с освоением правил, может появиться проблемное поведение в виде криков, плача, агрессии, направленной вовне или на себя.

Если вы оказались в такой ситуации и заподозрили, что у вашего ребенка аутизм, пройдите тест на сайте аутизм-тест.рф, который покажет, находится ли ребенок в группе риска. Если да, то стоит обратиться к психологу. Вполне возможно, что он сможет развеять тревоги после первой встречи. Но если специалист их подтвердит, то нужно посетить психиатра, невролога и специальную городскую комиссию. Она выдаст заключение для сада или школы, в котором будут прописаны все специалисты и условия, необходимые для пребывания ребенка в образовательном учреждении. Бесплатные консультации, которые помогут во всем этом разобраться, проводит региональная общественная организация «Контакт».

Диагноз подтвержден, как помочь ребенку?

Прикладной анализ поведения (ПАП, или в англоязычном варианте – АВА) – подход, чья эффективность подкреплена наибольшим количеством научных доказательств. Она подходит всем детям с РАС и позволяет работать с детьми с любой степенью тяжести нарушения. Специалисты, придерживающиеся этого подхода, активно вовлекают родителей в работу с ребенком и в первую очередь обращают внимание на работу с проблемным поведением ребенка – так как именно оно мешает ему встроиться в общество.

«Часто проблемное поведение носит коммуникативную функцию и возникает, когда ребенок пытается сообщить нам, что ему что-то нужно, что ему что-то не нравится, что у него что-то болит и так далее. Например, он не может сменить привычный ему маршрут, пойти на другую детскую площадку или войти в новый магазин. Наша задача – заменить проблемное поведение на социально приемлемое», – говорит Лилия Колпакова, специалист по прикладному анализу поведения. Однако неправильно будет утверждать, что это работа только с поведением. Совсем нет: с помощью этого подхода детей с РАС учат читать, рисовать, работать в группе, готовят к школе. Важно сформировать у ребенка так называемые функциональные навыки, то есть те, которые ему необходимы в быту. В начале реабилитации это может быть что угодно: походы в туалет, самостоятельная еда приборами, чистка зубов и прочее.

whealth.ru

Вопрос-ответ. Что делать, если ребенок с аутизмом все время щипается?

Общие рекомендации психолога семье маленького ребенка с РАС

Моему сыну 4 года, и у него аутизм. Несколько месяцев назад он начал щипать других людей. Это может быть кто угодно — взрослый, ребенок или малыш. Он просто подбегает, щипает их и убегает. Мы за это ставим его в угол, и он говорит «извини», когда это делает. Какое здесь может быть решение? Нам уже становится стыдно ходить на детскую площадку или в гости.

На вопрос отвечает психолог Кеннет Шамлиан, директор программы поведенческой терапии в медицинском центре Университета Рочестера, США.

Примечание редактора: нижеприведенная информация не может заменить диагностику или лечение и не может использоваться вместо очной консультации квалифицированного врача и/или поведенческого терапевта.

Это замечательный вопрос. Очень часто при поверхностном взгляде кажется, что поведение детей с аутизмом не имеет никакого смысла. Поэтому очень важно в первую очередь провести «детективную работу», и только после этого можно найти наилучшее решение проблемы.

Если у вас есть такая возможность, я рекомендую обратиться к квалифицированному поведенческому аналитику, который может определить, почему ваш сын щипается, и подобрать замещающее поведение, которое поможет ему достигать той же цели, не причиняя никому вреда.

Тем временем, давайте рассмотрим, по каким причинам ваш сын может щипаться. Как вы знаете, у многих детей (и взрослых) с аутизмом есть трудности с пониманием и выражением собственных потребностей. Так что давайте перечислим, по каким причинам все люди, с аутизмом или без него, делают что-либо. Эти причины включают:

— Внимание других людей (как положительное, так и отрицательное).

— Возможность избежать неприятной ситуации или выполнения сложной задачи.

— Получение чего-либо, например, предмета или доступа к определенному занятию.

— Уменьшение или увеличение определенных сенсорных ощущений, например, возможность избавиться от неприятного звука, яркого света или другого ощущения, либо получить больше приятных ощущений. (Как вы, вероятно, знаете, для людей с аутизмом обычно характеры сильная неприязнь к некоторым сенсорным стимулам и повторяющееся поведение с целью получения определенных ощущений).

Разумеется, во всех этих целях нет ничего плохого, если, конечно, мы не причиняем вред другим людям.

Если судить по вашему описанию поведения сына, то можно предположить, что он делает это ради привлечения внимания. Другими словами, это позволяет ему получить реакцию от других людей. Это лишь моя гипотеза, которая не может заменить очный анализ поведения, но вы можете обратить внимание на признаки того, что он добивается именно чужой реакции. Например, перед тем как ущипнуть кого-то или убежать он начинает улыбаться? Он поглядывает в сторону другого человека или на вас, когда убегает? (Также смотрите: «Что делать с проблемным поведением с целью привлечения внимания»).

Мы привыкли считать иначе, но очень часто именно негативная реакция, например, если ребенку делают замечание или ругают, является для него поощрением и сохраняет данное поведение.
Если это так, то я бы начал с того, чтобы научить вашего сына социально приемлемым способам получить чужое внимание.

Обучение новым способам коммуникации

В идеале вам нужно научить его просить — вербально или невербально — о внимании, в котором он нуждается. Дополнительным плюсом станет то, что такое обучение улучшит его игровые навыки.

Устная коммуникация. Например, если ваш сын может говорить слова, то вы можете научить его, как просить поиграть. Например, можно выбрать «салки» в качестве игры. Помните, что многих детей с аутизмом нужно будет обучать даже самым простым шагам игры. Так что покажите ему, как играть, очень мягко прикасаясь к нему и говоря «салки», после этого отбегайте от него и подсказываете ему, что нужно «осалить» вас. Возможно, вам нужно будет привлечь к игре третьего человека, который поможет вам продемонстрировать сыну, как именно играть.

Если сыну понравится играть с вами таким образом, то прекращайте игру, используя однозначный язык тела. Затем подсказывайте ему, что нужно сказать вам «Поиграй со мной», когда он хочет, чтобы вы поиграли с ним подольше. Как только он скажет эту фразу, начинайте снова играть с ним. Обязательно хвалите его за хорошую речь.

Продолжайте это игровое упражнение до тех пор, пока он не начнет просить вас поиграть с ним без подсказки.

Невербальная коммуникация. Если у вашего сына есть проблемы с речью, то сделайте карточку с картинкой, которую он может протянуть, указать на нее или дать тому, с кем он хочет поиграть. (Также смотрите: «Десять причин использовать систему PECS при аутизме»).

Обучение новым навыкам коммуникации и игры нужно начинать дома. Однако в дальнейшем вам надо будет помочь сыну опробовать эти навыки с новыми людьми и в разных местах.

Профилактика и награда

Хотя ваш сын учится новым, более уместным видам поведения, подумайте о том, чтобы предоставлять ему как можно больше дополнительного внимания просто так. Это уменьшит вероятность того, что он будет щипаться ради получения реакции.

Понятно, что вы не можете уделять внимание сыну всегда, когда он этого хочет. Так что важно придерживаться следующих правил:

1. Следите, чтобы у ребенка были приятные способы занять себя.

2. Пока он не прекратил щипаться, найдите способ напоминать ему, что щипаться нельзя.

Возможно, вы уже примерно понимаете, в каких ситуациях ваш сын скорее всего будет щипаться. Например, это могут быть социальные ситуации, в которых он не находится в центре внимания. Или, может быть, это происходит, когда он устал и/или раздражен. Вам может помочь ведение дневника, возможно, в маленькой записной книжке, где вы будете отмечать, когда и где ваш сын щипался.

Ваш следующий шаг — постараться донести до сына ваши ожидания от его поведения в этих проблематичных ситуациях. Затем будьте готовы напомнить ему об этих ожиданиях с помощью сигнала, если вы почувствуете, что он собирается щипаться. Если он понимает устную речь, то можно говорить ему какую-нибудь фразу, например, «Хорошие руки, не щипаться». Если он лучше понимает зрительные подсказки, то вы можете распечатать или нарисовать визуальную подсказку. В Интернете можно найти готовые изображения о том, что нельзя щипаться. (Также смотрите «Как использовать визуальную поддержку при аутизме»).

Как говорилось выше, хорошо если у вашего сына есть что-то, чтобы занять себя, особенно если это займет его руки. Хорошим вариантом может стать небольшая, игрушка, пластилин, мячик или другой тактильно приятный предмет. (Ниже изображены возможные примеры).

По нашему опыту, лучше всего «ловить» детей за хорошим поведением и тут же хвалить и/или награждать их. Так что хвалите сына, если он воздержался от щипков, говоря что-нибудь про «хорошие руки». Подумайте о том, чтобы награждать его маленькой игрушкой или прикреплять стикер или жетон на плашку, чтобы обменять их определенное количество на большую награду. Используйте визуальную поддержку, чтобы напомнить ребенку, какая награда его ждет.

До того как идти в какую-то социальную ситуацию покажите ребенку то, чего ему очень хочется. Это может быть маленькая игрушка или изображение любимого занятия, например, фотография качелей на площадке. Объясните, что ему нужно делать, чтобы получить это. Например: «Если у тебя будут хорошие руки, то можешь поиграть в видеоигры. Не щипаться».

«Ловите» его за хорошим поведением так часто, как только можете, хвалите его за то, что он «хорошо играет». Как можно чаще напоминайте ему о награде за хорошее поведение.

Когда он щипается

Конечно, все равно будут ситуации, когда ваш сын будет щипаться. Вот пример подхода, который мы используем, когда происходит нежелательное поведение. Учтите, что вам нужно свести к минимуму награду за это поведение, то есть, внимание. Во-первых, сохраняйте спокойствие и подойдите к нему. Не смотрите ему в глаза. Ничего не говорите, просто спокойно повторите правило: «Хорошие руки, не щипаться». Затем тут же уведите его от других людей. Только проследите, что это будет очень скучное место, где никто не будет обращать на него внимания. Объясните, что после того как он успокоится, вы пригласите его обратно.

После небольшого перерыва, возможно, в течение одной минуты, напомните о правиле не щипаться и о том, как можно попросить внимание приемлемым образом. Главное, чтобы ваша реакция на щипки была немедленной и неизменной. (Также смотрите: «Как реагировать на проблемное поведение ребенка с аутизмом»).

Еще раз спасибо за ваш вопрос. Надеюсь, что эти советы помогут вашей семье и приятные игры придут на смену щипкам.

Интервью. Что делать, если ребенок с аутизмом не говорит?

Интервью с одним из спикеров II Международной научно-практической конференции «Аутизм. Выбор маршрута», экспертом по логопедии и альтернативной коммуникации, Рейчел Харкавик

Рейчел Харкавик — доктор наук, выпускница клинической докторантуры по медицинской речевой патологии Университета Питтсбург (США). Сертифицированный логопед, специалист по развитию языка и речи, эксперт в области доказательных методов альтернативной и вспомогательной коммуникации при аутизме. Ее специализация: подбор инновационных, комплексных услуг при поддержке семьи и окружения для людей самого разного возраста в соответствии с их коммуникативными потребностями.

Многих родителей детей с аутизмом в первую очередь беспокоит отсутствие речи у ребенка, и это основная проблема, c которой они обращаются к специалистам. Что важно знать родителям в такой ситуации?

В первую очередь, важно, чтобы родители доверяли своей интуиции и знали, что их ребенок способен на большее, чем кажется сейчас. Так что когда родители спрашивают меня: «Когда мой ребенок заговорит?», я всегда очень рада.

Во-вторых, родителям нужна информация о том, к кому можно обратиться за помощью. То есть, во-первых, необходимо, чтобы родители спрашивали себя, что поможет ребенку говорить, во-вторых, чтобы они активно искали ресурсы, которые смогут им помочь, и работали ради этой цели.

Конечно, очень сложно приходится родителям, у которых нет таких ресурсов для помощи. Большинство родителей рассуждают очень здраво, но им может не хватать информации о том, как действовать и как изменить свой подход к ребенку. Так что первый шаг — это поиск ресурсов для семьи и понимание того, какие вопросы задать и к кому обратиться.

Какая это может быть помощь? Какие методы могут помочь в развитии речи ребенка с аутизмом?

Один из таких подходов, на котором я специализируюсь — это вспомогательная или альтернативная коммуникация или ВАК. Этот подход включает большое количество практик, в рамках которых человек пользуется либо своими руками, например, для жестового языка, либо какими-то внешними предметами, например, коммуникативной доской, PECS — системой обмена изображениями, другими видами коммуникации с помощью изображений, которые не являются систематическим подходом в рамках PECS, а также различными коммуникаторами с функцией генерации речи (сейчас в основном для этой цели используются приложения для телефонов и планшетов). Это самые стандартные формы ВАК для детей с аутизмом, которые часто применяются в США.

Многие родители опасаются методов альтернативной коммуникации, так как им кажется, что это затруднит развитие речи, и что ребенок утратит мотивацию для того, чтобы говорить.

Мне кажется, это распространенный страх среди родителей. Потому что это такой подход кажется нелогичным — если вы хотите учить ребенка устной речи, то зачем заниматься с ним чем-то, что не является устной речью? И я прекрасно понимаю подобное беспокойство. Однако то, что дает вспомогательная и альтернативная коммуникация — это обучение тем навыкам, которые способствуют развитию экспрессивной речи.

Если мы проанализируем методы ВАК, то они помогают развивать социальные навыки, они помогают развивать навыки совместного внимания, потому что эти системы требуют именно совместного внимания — способности привлечь внимание другого человека и показать ему то, что ты хочешь. И эти навыки являются базой, фундаментом для развития устной речи.

Кроме того, эти системы делают язык наглядным для ребенка с аутизмом, ему становится проще понять, что такое язык. Благодаря альтернативной системе коммуникации ребенок получает возможность сообщать о том, что он хочет, в последовательной манере, и это, в свою очередь, поощряет развитие речи.

Именно поэтому очень многие дети, которые осваивают эти методы, через какое-то время начинают говорить. Мой опыт говорит о том, что благодаря этим методам дети начинают говорить быстрее, чем при применении более традиционных методик для развития речи.

В каких случаях ребенку будет полезна такая система? Ведь иногда считается, что ребенок «говорит», но в реальности это лишь одно или два слова, или ребенок пытается говорить, но его никто не понимает из-за проблем с артикуляцией, либо у ребенка есть только эхолалия, он повторяет слова за другими людьми, но не использует их функционально. В каких ситуациях ребенку все-таки нужна дополнительная система коммуникации?

Вы уже перечислили те группы, которые бы я упомянула. Довольно очевидно, что ВАК нужна детям, которые не могут сказать ни слова — ведь мы должны начать работу с чего-то. Однако если ребенку два, три года или пять лет, то одно слово никак нельзя приравнять к полноценной языковой системе. Так что я бы рекомендовала ВАК всем детям, у которых совсем нет слов, либо у которых есть минимум слов, и это сильно не соответствует их возрасту.

Часто ВАК нужна даже детям, которые говорят много слов, однако они используют эти слова только для одной функции. Например, ребенок может назвать все свои игрушки, если спросить «Что это?», но он не может попроситься в туалет или не может попросить у вас простой предмет. То есть ребенок говорит много слов, но он не использует их для различных практических целей. И многие такие дети могут быть хорошими кандидатами для ВАК. То же относятся к детям, которые используют жесткие «языковые сценарии», в их случае ВАК может облегчить переход к более естественному социальному взаимодействию.

Так что показания для применения ВАК могут быть очень обширными, и это относится даже к детям с довольно богатым словарем. Таким образом, ВАК не только для тех детей, которые не говорят ни слова.

Допустим, родители решают: «Да, нашему ребенку нужна альтернативная коммуникация». С чего им лучше начать, какой метод из всех перечисленных выбрать?

В идеальной ситуации, вы будете работать со специалистом, который разбирается в этих методиках, и сможет провести оценку развития ребенка и его способностей пользоваться мой или иной системой. Не существует метода, который подойдет любому ребенку, сначала необходимо сформировать профиль ребенка, его сильных и слабых сторон, а также потребностей, и уже на основе этого подобрать систему.

Если же говорить в общем, то те дети, у которых очень низкие социальные навыки, которые не инициируют коммуникацию с другими людьми, с ними я обычно начинаю работать по системе PECS, потому что она учит ребенка коммуникативной инициативе.

Для детей, у которых более развиты навыки социального взаимодействия, но они не говорят, я обычно использую такие подходы как язык жестов, коммуникативная доска или устройства для генерации речи. Потому что у этих детей уже есть попытки вступить в коммуникацию, и я просто даю им слова для того, чтобы это сделать.

Так что для меня главный вопрос в том, есть ли у ребенка попытки вступить в коммуникацию, и если да, то как выглядят эти попытки. На основе этого можно принять решение о том, какой метод лучше всего подходит ребенку. И мы подбираем систему в соответствии со способностями ребенка, а не наоборот.

Если говорить о коммуникаторах, то что это за устройства и насколько они доступны?

Это очень интересная область. Использование технологий — это относительно новая область, современные коммуникаторы существуют лишь где-то пятнадцать лет. Если же говорить о приложениях для коммуникации, то первая такая программа появилась только в 2006 году. Однако несмотря на новизну они сейчас очень востребованы в США, и даже можно приобрести планшет iPad для этих целей за счет медицинской страховки. Насколько я знаю, в России больше популярны Android, чем Apple, так как они более доступны.

И я думаю, что если вы выбираете приложение для коммуникации, то следует подходить к этому как к выбору системы коммуникации в целом. Нет такого приложения, которое подойдет каждому, нужно оценить потребности конкретного ребенка. Есть приложения, которые рассчитаны на сравнительно маленький словарь, например, GoTalk, есть даже бесплатные приложения, которые можно использовать для этой цели. А есть и очень дорогие приложения, которые представляют собой целый язык. Я понимаю, что последняя категория приложений обычно не русифицирована, поэтому они не доступны в России, но в США они очень популярны, например, к таким приложениям относятся Proloquo, «Speak for Yourself», а также существуют отдельные устройства-коммуникаторы DynaVox. Все это системы, которые представляют собой целый язык, и они включают тысячи уже записанных слов и возможности составлять из них предложения.

Я знаю, что в России такие системы уже начинают применяться, но все еще не на таком уровне. Поэтому на тренингах в России я обычно рекомендую менее высокотехнологичные методы, так как в них можно в большей степени контролировать объем словаря и развитие языка. И я думаю, что подобные приложения становятся все более доступны в России, но пока они в основном дело будущего.

Однако если ребенок пока не нуждается в системе полноценного языка, которая включает тысячи слов и грамматику конкретного языка, то можно использовать такие приложения как GoTalk и PECS IV, в которых вы сами загружаете изображения и сами записываете слова, которые будут соответствовать этим изображениям, и которые, благодаря этому, подходят для применения на русском языке. И на начальном этапе обучения альтернативной коммуникации такие приложения — это очень хорошие варианты. Но если в будущем семье понадобится программировать сотни, тысячи слов, то лучше все-таки низкотехнологичные методы, которые проще контролировать.

Что касается отдельных устройств-коммуникаторов, то сейчас их также производят в виде планшетов, так что в любом случае вы будете иметь дело с планшетом, единственная разница — отдельное ли это устройство или обычный планшет, на который вы установили специальное приложение. В качестве базы для таких устройств используется все тот же планшет Android, разница только в программном обеспечении. Раньше в качестве коммуникаторов использовались устройства, которые можно было достать только в определенной компании и больше нигде. Теперь это все тот же планшет с сенсорным экраном.

И в США такие устройства или планшеты можно получить за счет медицинской страховки, но только если обследование ребенка покажет, что коммуникатор действительно ему подходит.

Как действовать родителям, для которых нереально найти такого специалиста, как им обучать ребенка пользоваться выбранной системой коммуникации?

Главное нужно понять, что, когда вы знакомите ребенка с системой ВАК, вы знакомите его с иностранным языком. Он не поймет, что делать и как этим пользоваться сам по себе, понадобится систематическое и продолжительное обучение. Например, я совсем не говорю по-русски. Так что это все равно, что отправить меня в центр России без переводчика. Я не пойму, как говорить по-русски только потому, что люди вокруг так говорят. Поэтому даже если система ВАК кажется вам очень простой, а ее применение очевидным, это еще не значит, что ребенок знает, как ей пользоваться.

Даже если на картинке изображено яблоко, это еще не значит, что ребенок поймет ее значение. Таким образом, какое-то время вам нужно будет обучать ребенка. Один из наилучших способов это сделать — это показать ребенку, как можно пользоваться системой на собственном примере. Если вы хотите поговорить о получении яблока, вы подводите ребенка к коммуникатору, и вы сами нажимаете на картинку с яблоком, после чего берете яблоко. Таким образом, вы сами начинаете говорить с помощью устройства. Точно так же, если я хочу научиться говорить по-русски, мне нужно, чтобы кто-то обращался ко мне по-русски, а я бы смогла отвечать ему по-русски, и таким образом я бы тренировалась в новом языке. Так что полезно думать об этом как о втором языке и говорить с помощью системы коммуникации ребенка, чтобы моделировать ее использование.

Если же вы выбрали в качестве системы коммуникации PECS, то вам нужно будет прочитать руководство по этой системе и следовать ему. PECS — это очень систематичный и очень структурированный подход. Нельзя просто посмотреть видео и начать использовать эту систему. По счастью, руководство по PECS очень подробное, но при этом несложное и доступное для понимания. В нем есть все нужные детали того, что делать на том или ином этапе, при этом всегда поясняется, почему это необходимо. Так что я думаю, что это руководство — хороший вариант для родителей, у которых нет возможности получить профессиональную помощь.

Что касается приложений для планшетов, то к ним никаких руководств не прилагается, потому что стратегии для обучения этим приложениям такие же, как и при обучении устной речи. Так что родителям стоит поискать статьи на тему «моделирование речи», а потом просто переносить техники обучения устным просьбам на приложение. Также можно посмотреть материалы о том, как родителям лучше поощрять речь ребенка, реагировать на нее, а также о том, как «следовать за инициативой ребенка». Все эти техники, по большому счету, не меняются, различие только в средстве коммуникации.

Вы приводили примеры о PECS, других системах на основе изображений и устройствах, но не о жестах. Эффективны ли они в принципе, и кому может подойти обучение жестам?

Они могут быть очень эффективны для некоторых детей, точно также, как и любая другая система ВАК. Некоторые дети осваивают их очень быстро и добиваются больших успехов именно на жестах, но у многих детей с аутизмом есть проблемы с имитацией. Им может быть особенно сложно обращать внимание на то, что делает говорящий человек. Так что некоторые очень быстро начинают использовать жесты в качестве просьбы, но для других это очень сложная задача, им гораздо лучше подходят изображения или коммуникаторы.

Кроме того, некоторым детям не хватает двигательных навыков и гибкости пальцев, чтобы воспроизвести жест правильно. Так что все приходит к тому, что они начинают общаться с помощью своих собственных жестов. И если члены семьи могут научиться понимать эти жесты, то посторонние люди, даже те, кто знакомы с жестовым языком, не смогут понять ребенка, и это будет сильно его расстраивать. Важно понимать, что жестовый язык — это самостоятельный язык, и если никто, помимо родителей ребенка, не понимает жесты, то это может изолировать ребенка.

Тем не менее, жесты могут быть эффективны в определенных случаях. Не все семьи могут позволить себе планшет с дорогим приложением для коммуникации. К тому же планшеты ломаются, карточки с изображениями теряются или их можно забыть взять с собой, а собственные руки всегда в твоем распоряжении. Поэтому иногда жесты используются не как основная система альтернативной коммуникации, а как «запасной вариант», и ребенок учится жестам одновременно с другой системой.

Я должна подчеркнуть, что каждый из перечисленных подходов ВАК имеет свои плюсы, и я не отговариваю пробовать любой из них. Просто основная проблема с жестами в том, что, в отличие от изображений или синтезируемой речи, они будут понятны очень ограниченному числу людей.

Если вернуться к разговору про устную речь. В каком возрасте еще есть надежда, что ребенок начнет говорить?

Исследования показывают, что если у ребенка нет функциональной устной речи к возрасту шести лет, то вероятность, что она у него появится, очень мала. Но! Здесь, в России, я встречала людей, которые начали говорить свои первые слова в 20-25 лет. Мне кажется, говоря о возрасте человека, очень важно понимать, в какой степени для него были доступны качественные методы помощи. Очень многие люди никогда не получали помощи, основанной на научных доказательствах, они могли впервые получить такие услуги только в 20 лет, а то и позже.

Устная речь может появиться в любом возрасте, на этот счет нет никаких жестких возрастных ограничений. Другое дело, если ребенок получал интенсивные качественные услуги с 15 месяцев или 2 лет, и при этом к возрасту 6 лет у него нет никакой устной речи. Для такого ребенка вероятность появления функциональной устной речи действительно, к сожалению, очень мала. Но если человек не получал услуг с доказанной эффективностью, то сколько бы ему ни было лет, я предпочитаю считать, что потенциал еще есть. Ведь даже если ребенку помогал прекрасный логопед, он мог просто не знать о специфических методах развития коммуникации, в том числе о ВАК, которые можно попробовать сейчас.

Помимо ВАК, что еще можно сделать для развития коммуникации ребенка?

Основные факторы, предсказывающие появление устной речи, помимо работы непосредственно над коммуникацией — это игровые навыки, навыки совместного внимания и навыки имитации. Исследования показывают, что развитие каждой из этих групп навыков, улучшает прогноз в отношении развития речи.

У маленьких детей с аутизмом игровые навыки и навыки совместного внимания часто не соответствуют их возрасту. Так что поиск того, что может мотивировать ребенка, поощрение новых видов игры, и любые совместные игры с ребенком также поощряют развитие речи, а заодно и укрепляют отношения родителей и ребенка. Я верю, что родители — это главные помощники в любой терапии, и очень часто именно благодаря родителям случаются самые большие прорывы в развитии ребенка.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

outfund.ru