Что происходит в мозге при стрессе

Что происходит с мозгом во время стресса?

Ученые подробно описали, какой молекулярный механизм позволяет головному мозгу «переваривать» негативные эмоции.

Тяжелые травматические воспоминания задерживаются в памяти дольше положенного по причине недостатка динорфинов, являющихся ближайшими родственниками эндорфинов. Как отмечают ученые, тревога и страх необходимы людям, так же как и животным, ведь благодаря этим чувствам индивидуумам удается избегать опасных ситуаций, в которых они были раньше.

Негативные эмоции необходимы для закрепления воспоминаний о стрессе. Со временем эмоции забываются, а память о том, чего надо избегать, остается. Однако порой случается так, что негативные эмоции, связанные с пережитым стрессом, не угасают даже через годы. Такие чувства могут приводить к тяжелым психическим заболеваниям, например, посттравматическому стрессовому расстройству.

По мнению немецких исследователей из Университета Бонна, подобная эмоциональная памятливость связана с недостатком динорфинов. В отличие от родственных им эндорфинов, они не стимулируют чувства и не вызывают эйфорию, а, наоборот, гасят эмоции. Сначала исследователи проверили свое предположение на мышах, у которых выключили ген, ответственный за синтез динорфинов. Оказывается, что животные, лишенные опиоидных пептидов, испытывают намного больший стресс от удара током, чем другие мыши. Следует отметить, что тут речь идет не просто о воспоминаниях о каком-то неприятном ощущении, а о сильном чувстве тревоги, эмоциональном стрессе, в котором бездинорфиновые грызуны «зависали» надолго.

Аналогичная картина наблюдается и у людей. Ученые разделили добровольцев на две группы. У одних участников эксперимента гены, участвующие в синтезе динорфинов, имели повышенную активность, а у других – пониженную. Затем всем испытуемым исследователи показывали картинки с синим или зеленым квадратом. При появлении зеленого квадрата, человек испытывал легкое жжение от лазерного луча. Хотя ожог бы слабым, но стресс все-таки вызывал: это подтверждали результаты МРТ и выделение пота. После нескольких таких ожогов ученые убирали негативный стимул и следили, когда у участников эксперимента пропадет стрессовая реакция на зеленый квадрат.

Полученные результаты подтвердили теорию, что продолжительность стресса зависит от активности динорфиновых генов: чем слабее работают эти гены, тем дольше держится эмоциональное нпряжение или стресс. Исследователи обнаружили, что при пониженном содержании динорфинов наблюдается повышенная активность амигдалы (миндалевидного тела), отвечающей за эмоции, в частности за страх. Зеленый квадрат, сопровождавшийся ожогом, еще долго заставлял амигдалу участников эксперимента бояться.

Следует отметить, что активное участие в процесс забывания негативных эмоций принимает еще одна мозговая зона – вентромедиальная префронтальная кора. При недостатке динорфинов сообщение между этой областью и амигдалой нарушается, в результате чего их работа рассогласовывается, и бесконтрольное миндалевидное тело начинает активно продуцировать страх. Роль динорфинов заключается в сообщении центру эмоций о том, что все ощущения уже приняты и обработаны.

globalscience.ru

Как наш мозг ведет себя в стрессовых ситуациях

Как мы запоминаем информацию и почему важные сведения «вылетают» из головы в самый ответственный момент? Что мешает выступить на соревновании так же удачно, как во время тренировки? Можно ли заставить себя не нервничать перед важным выступлением и всегда быть на высоте? Профессор психологии Сайен Бейлок отвечает на эти вопросы в книге «Момент истины». Ниже будет представлено несколько любопытных фактов из этой книги.

А если эта тема кажется вам интересной, и вы хотите развиваться в ней еще больше, рекомендуем наш курс «Психическая саморегуляция», где вы научитесь реальным практическим техникам самомотивации, борьбы со стрессом и социальной адаптации, чтобы всегда контролировать свое эмоциональное и психическое состояние.
Узнать больше о курсе

Стресс влияет на интеллектуальные способности

Эксперимент, проведенный среди студентов-медиков показал: в стрессовых условиях мы не можем полностью задействовать возможности префронтальной коры, отвечающей за рабочую память.

Двум группам испытуемых предложили пройти несложный тест на память и внимательность. В первой группе были студенты, которым скоро предстоит сдавать важные экзамены, а во второй — те, кому экзамены сдавать не нужно. Члены первой группы показали значительно худшие результаты и продемонстрировали плохие способности к концентрации.

Когда ученые, используя компьютерную томографию, изучили изображения коры мозга испытуемых, то увидели, что стресс затруднил взаимодействие между теми ее частями, которые обычно работают вместе, отвечая за логическое мышление и анализ. Префронтальная кора участников эксперимента из первой группы работала гораздо хуже, синхронизация ее деятельности с другими участками была недостаточной.

Стереотипы мешают думать

Один из факторов стресса, который мешает нам удачно выступить и показать все, на что мы способны, — заниженная самооценка и мысли о том, что аудитория ждет нашего провала. Частный случай — угроза стереотипа. Например, темнокожий ученик может хуже сдать тест, потому что уверен в предубежденности экзаменатора; а девушка, поступающая в престижный вуз, — провалить экзамен, так как знает о распространенном мнении, будто мужчины имеют больше способностей к математике.

Психологические эксперименты показали, что иногда достаточно просто составить список своих положительных качеств и достижений, чтобы значительно снизить уровень стресса и повысить интеллектуальные способности. Еще один действенный метод, который в ходе исследований помог поднять успеваемость школьников и студентов, — перечисление всех своих страхов и переживаний по поводу предстоящего выступления или экзамена на отдельном листке бумаги. Эта процедура снимает напряжение и дает возможность сосредоточиться на задаче.

Увидеть себя с разных сторон полезно

Если человек будет считать, что одно важное событие (экзамен, выступление, доклад) определит всю его дальнейшую жизнь, то, скорее всего, он начнет испытывать сильнейший стресс, который помешает достичь успеха. Именно поэтому необходимо научиться видеть альтернативные пути.

Составьте список всего, что делает вас личностью. Вспомните, чем еще вы интересуетесь и в каких сферах можете себя проявить. Это позволит не придавать слишком много значения какому-то одному моменту и перебороть страх провала.

Медитация избавляет от стресса

С помощью МРТ нейробиолог Ричард Дэвидсон посмотрел, что делается в мозге людей, практикующих медитацию. Оказалось, она помогает натренировать внимательность и противостоять стрессам.

Во время медитации человек сосредотачивается на определенном объекте или идее, достигая при этом успокоения разума и тела. Мозг приучается «отключаться» от негатива, что значительно разгружает рабочую память, и позволяет по максимуму использовать интеллектуальную энергию. Поэтому в ходе исследования те, кто занимался медитацией, проявили исключительные способности абстрагироваться от посторонних эмоций и концентрироваться на поставленной задаче.

Репетиции повышают шансы на успех

Исследование, проведенное среди работников полиции, продемонстрировало: тренировочные стрельбы в условиях, приближенных к стрессовым, повышают вероятность попадания в цель в реальной ситуации. Полицейские, стрелявшие мыльными зарядами в своих коллег, показывали гораздо лучшие результаты, чем те, кто стрелял по мишеням.

То же самое относится к экзаменам и выступлениям. Если вы приучите себя к экстремальной ситуации заранее, ваши шансы добиться успеха возрастут. Выходит, гораздо эффективнее проводить самотестирование, чем просто зубрить материал. А если вам предстоит выступить с докладом, то лучше репетировать речь в аудитории, чем без конца перечитывать тезисы.

Забивая мяч, лучше не думать

Отдельно стоит поговорить о спорте. Почему даже хорошие спортсмены неудачно выступают на соревнованиях? Им мешает не столько само волнение, сколько его следствие: переживая за результат, спортсмены слишком сосредотачиваются на себе и стараются контролировать свои действия.

Так называемый автоматический алгоритм движений нарушается. Но именно от автоматизма зависит успех спортсменов. Концентрация на движении или навыке приводит к потере подсознательного автоматизма и к промаху. Поэтому если спортсмен не привык к напряженным стрессовым ситуациям еще на тренировках, то в реальной обстановке его может постичь неудача.

Ведущие спортсмены, как правило, не анализируют пошагово свои действия с помощью префронтальной зоны коры мозга. Они способны «проскочить» этот этап и, моментально оценив обстановку, перейти к следующему: созданию в голове картины того, чем закончится то или иное их движение или действие.

Больше интересных фактов и полезных советов — в книге «Момент истины».

4brain.ru

Влияние стресса на мозг

Все мы бывали когда-то раздражены или переживали из-за чего-то. Бывало, что не могли долго заснуть, обдумывая какую-то мысль.

Каждому человеку знакомы переживания стресса.

Но стресс это не всегда негативное переживание. Он может быть помощником. Например, когда нам нужно выступить публично перед большой аудиторией, или если у спортсмена соревнования, тогда стресс мобилизует наши силы.

Но когда человек переживает стресс длительно, то он может подвергнуть негативным изменениям весь организм. В этой статье я хотела бы обратить внимание на то, как длительный стресс отражается на нашем головном мозге.

Хронический стресс или как его еще называют дистресс, который бывает при постоянных перегрузках или длительных конфликтах на работе или в семье влияет на размер, структуру и функционирование мозга. Стресс регулируется гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системой. Это взаимодействие эндокринных желез и надпочечников. Когда наш мозг определяет стрессовую ситуацию, он подает сигнал организму активизироваться и синтезирует такой гормон как кортизол.

Кортизол приводит наш организм в состояние высокой боеготовности, по замыслу природы повышается наша способность действовать, но не думать. Пример тому — паника, когда человек может за короткое время оказаться в другом месте и не помнить, как попал туда. Действия в состоянии аффекта тоже относятся к этой категории.

Длительное воздействие кортизола вредит человеческому мозгу еще тем, что стимулирует развитие связей в миндалинах мозга в центре страха. Как следствие, повышенная тревожность — либо пустяковая ситуация начинает восприниматься как опасная.

Вместе с длительным ростом уровня кортизола нейронные связи в гиппокампе (части мозга, отвечающей за обучение, память и контроль эмоций и своего поведения) разрушаются. Человек становится неуравновешенным, легко поддается влиянию эмоций, про таких можно сказать «безвольные», и, конечно, же страдает память. Человек поговорил по телефону, положил трубку и не может вспомнить, о чем он говорил.

Гиппокамп также регулирует работу гипотоламо-гипофизарно-адреналовой системы, поэтому, когда он ослабевает, то нарушается и гормональный контроль. Как результат — вегетососудистая дистония или панические атаки, то есть на ровном месте у человека происходит выброс гормонов группы кортикостероидов.

Мало того, повышенный уровень кортизола вызывает разрушение синоптических связей между нейронами и ведет к уменьшению префронтальной коры головного мозга. Чем это грозит? Дело в том, что префронтальная часть коры головного мозга отвечает за концентрацию, принятие решений, рассуждения и социальное взаимодействие.

И еще одно важное исследование: кортизол повышает чувствительность центра удовольствия к дофамину. А он в свою очередь — ответственный за формирование условного рефлекса. Вы сделали что–то, мозг выделил дофамин, и вы чувствуете удовольствие. Дофамин как бы «говорит» нам «ты молодец, в следующий раз сделай так же».

Это хорошо, когда такое подкрепление идет после завершения работы, обретения полезного навыка. Но в условиях дисбаланса это может привести к различного рода зависимостям. То есть на фоне длительного стресса человек быстрее становится зависимым от любых психологически активных веществ, людей, вещей.

Есть версия, что длительный стресс может приводить к болезни Альцгеймера.

Есть еще одно интересное, но не очень приятное наблюдение. На концах хромосом есть теломеры: это защита, которая укорачивается с возрастом. Когда теломеры кончаются, то клетки перестают делиться и умирают. То есть теломеры прямо влияют на старение и длительность жизни. И, оказывается, стресс способствует укорачиванию теломер. Вывод напрашивается сам. Стресс способствует старению организма. Хотите быстро стареть — стрессуйте почаще.

Ну, а если серьезно, то 98% стрессовых ситуаций решаемы в будущем.
И если вы оглянетесь назад в прошлое, то подтвердите это.
Осознание этого факта дает нам возможность спокойно принимать ситуацию и находить из нее выход.

Итог таков:
хотите быть молодыми и умными — управляйте стрессом.

www.b17.ru

Что происходит в мозге при стрессе

Стресс и мозг

Люди, которые живут в хроническом стрессе или пережили травму, замечают, что у них начинает страдать память, внимание, они становятся раздражительными, легко впадают в тревогу, быстро загружаются незначительными мелочами. И это неудивительно, стресс оказывает химическое воздействие на мозг и даже меняет его физически. Во время стресса из надпочечников выделяется кортизол. А кортизол — это просто отбойный молоток для мозга.

Кортизол нам, конечно, нужен, потому что он активизирует мускулатуру, учащает сердцебиение, повышает давление, что помогает нам спасаться в критической ситуации. Но если критическая ситуация становится хронической, то кортизол постоянно выделяется в больших количествах и постепенно разрушает нейроны мозга.

ЛОБНЫЕ ДОЛИ

В первую очередь от кортизола страдают лобные доли, которые ответственны за кратковременную память, внимание, контроль эмоций, планирование, принятие решений.

В результате — при стрессе внимание рассеивается, мы не можем принимать решения, с трудом сдерживаем эмоции, и не способны запомнить, куда только что положили ключи.
Дети, на которых родители кричат , позорят, запугивают, игнорируют, обзывают, а еще хуже бьют, растут в постоянном стрессе и это влияет на лобные доли мозга. Д аже если просто детей постоянно во всем контролируют и лишают самостоятельности, лобные доли у них ссыхаются, перестают работать и могут вообще в принципе не развиться до нормальных размеров. Это значит, что академическая успеваемость детей будет низкой, они будут не способны принимать правильные решения, контролировать эмоции, мотивировать себя на учебу, а будут ленивы, расхлябаны и подвержены влиянию дурных компаний.

Для многих авторитарных родителей это становится откровением: то, что они страются развить в детях посредством доминантного воспитания, они, наоборот, разрушают, а именно — самостоятельность, ответственность, дисциплину, мотивацию к учебе, контроль эмоций.
Взрослые люди, у которых проблемы с ответственностью, планированием и самоконтролем, которые ленивы и легко впадают в раздражение и тревогу, скорее всего пережили насилие. Им в детстве лобные доли изрядно подсократили любящие и заботливые родители, которые, конечно же, хотели для детей только самого лучшего.

ГИППОКАМПУС

При хроническом стрессе также начинают уменьшаться в объеме гиппокампус и амигдала, части либической системы мозга, расположенной в подкорке.
Гиппокампус стимулирует рост новых нейронов в мозгу, новых нейронных сетей, принимает участие в формировании долговременной памяти. Когда гиппокампус поврежден, то может наступить амнезия, неспособность запоминать, хотя старые воспоминания могут быть по-прежнему прочными. Взрослые люди, переживающие стресс, иногда не могут вспомнить, что они ели на завтрак, но помнят в деталях, что они проходили в школе по литературе, могут цитировать стихи часами.
Дети, переживающие домашнее насилие, становятся неспособными запоминать новый материал в школе, потому что их гиппокапмпус сжался. Именно поэтому они получают двойки за невыученные уроки. Им просто нечем учить, гиппокампусу бы самому выжить, какой тут нейрогенезис, какие тут новые связи! Родители, которые кричат на детей за их неспособность выучить уроки, обзывают тупицами и лентяями, с каждым криком еще больше уменьшают гиппокампус.


АМИГДАЛА (МИНДАЛЕВИДНОЕ ТЕЛО)

Амигдала — это хранилище эмоциональной памяти, здесь наше счастье и наша радость, но здесь же и все наши тригерры, кнопки, на которые изо всех сил нажимают окружающие. Триггеры — это стимулы, которые вызывают неприятные воспоминания. Когда триггер срабоатывает м ы реагируем очень быстро и подчас болезненно. Посмотрите, какая амигдала маленькая — просто крошечный шарик на конце гиппокампуса, а от нее столько проблем. Она обладает огромной властью и иногда просто распоясывается.

Амигдала предназначена для выживания и реагирует на триггеры, не вовлекая кору головного мозга. Просто когда мы видим что-то, что когда-то испугало нас в прошлом, амигдала считает, что это угроза нашей жизни и запускает симпатическую нервную систему без всяких рассуждений, и мы мгновенно чувствуем страх или гнев, «убегаем или защищаемся». Амигдала, в сущности неплохая, она хочет нас спасти. Но ее реакция бывает настолько сильной, что она превращается в террориста и захватывает весь мозг, никакие умные доводы не помогают. С точки зрения эволюции это правильно, в каменном веке нам надо было убегать от хищных зверей или бороться с соседними врагами без проволочек, просто на автомате, чтобы спастись от смерти. Сейчас уже нет ни диких зверей, ни врагов, но реагируем мы как древние люди.

При хроническом стрессе амигдала уменьшается в размерах, при помощи все того же отбойного молотка — кортизола. И сама- то невелика, а тут еще больше сжимается. В результате, к чему это приводит? Очень легко раздражаемся, быстро впадаем в панику или депрессию. Люди с уменьшенной амигдалой часто не способны к эмпатии, сочувствию, что, в сочетании с агрессивностью, является базой для антисоциального развития личности. Социопаты — это, как правило, люди, пережившие насилие, то есть их амигдала сжалась до минимума. Они быстро впадают в агрессию и не способны сочувствовать, поэтому предрасположены к криминальным действиям. Ни раскаяния , ни сожаления, ни стыда, ни совести. Хотя бывают и врожденные аномалии амигдалы.
Поскольку при стрессе лобные доли, которые ответственны за контроль эмоций, тоже уменьшаются, то эмоциональное регулирование становится еще более затруднительным. Некому укротить строптивую амигдалу.

ЦЕНТР УДОВОЛЬСТВИЯ

И это еще не все, что стресс творит с нашим мозгом. Мы становимся подвержены зависимостям. Кортизол делает нуклеа акамбанс (центр удовольствия), часть лимбической системы мозга, сврехчувствительным к допамину и последний начинает выделяться в больших количествах. Допамин участвует в реакции вознаграждения и повышает вероятность поведения, которое получило подкрепление, то есть формирует условный рефлекс.
Когда вы получаете премию, вам хочется пойти на работу опять, потому что вы получили вознаграждение. Когда вы встречаете друга, он вам улыбается и говорит что-то доброе, вам хочется с ним встретиться еще раз, потому что вы получили позитивное подкрепление. Когда вы научились кататься на машине, овладели новой видеокамерой, постигли азы компьютерной грамоты, выучили иностранный язык, вы вознаграждены результатом своего труда и чувствуете удовлетворение. Это все потому, что в мозгу выделяется допамин, и вы чувствуете удовлетворение. Допамин — наш добрый учитель, учит нас, какие действия надо повторять, запускает оперантное научение. Он говорит вам: «Ты молодец, в следующий раз сделай то же самое и опять будешь молодец»

Психоактивные вещества стимулируют повышенное производство допамина искусственным путем. Вам хочется повторить еще и еще, а организм постепенно разучивается вырабатывать допамин естественным образом, в ответ на моральные стимулы и мозг, лишенный допамина уже хочет просто избежать допаминового голода и взять дозу,чтобы прекратить ломку. Таким образом, наркотики дурят сеть вознаграждения в мозгу и человек становится рабом зависимости.


Серотонин
играет не последнюю роль в этом процессе. Он регулирует настроение, улучшает сон и аппетит. Социальная поддержка поднимает уровень серотонина. В нормальном мозгу серотонин играет роль тормозов для допамина, говорит, когда надо остановится. Но когда его мало, то тормоза слабеют, некому сказать: «Хватит!», и человек хочет получить допамина еще и еще .

Не только наркотики формируют зависимости, но и многие другие вещи. Если серотонина мало, а стресса много, то практически любой стимул может вызвать зависимость — еда, секс, компьютер, игры, даже какой-то человек. Вы можете впасть в эмоциональную зависимость от человека. Механизм один и тот же.

Контролирующие, орущие, бьющие своих детей р одители , своими руками формируют их путь к зависимостям, потому что дети в стрессе. Никакие воспитательные беседы и разъяснения о вреде курения не помогут. Контроль со стороны отключает лобные доли, центр удовольствия становится сверхчувствительным к допамину, а амигдала постоянно вибрирует и вгоняет детей в тревогу или агрессию. Идеальная комбинация для зависимости.

Если в доме доверие и любовь, понимание и поддержка, то вероятность развития зависимости уменьшается. К компьютерам и наркотикам люди бегут, когда дома не с кем поговорить. Но есть, конечно, и другие факторы зависимости, один из них наследственность.

ВЫВОД

Итак, хронический стресс, а именно кортизол, разрушает лобные доли (кратковременная память, внимание, контроль, принятие решений, планирование), гиппокампус (формирование долговременной памяти), амигдалу (эмоциональный центр) и повышает чувствительность центра удовольствия к допамину, что формирует зависимости.

Много жалоб сейчас на компьютерную зависимость. Но если посмотреть на это со стороны, то видно, что у людей просто нет времени на глубокие, понимающие, доверительные отношения. Например, ребенок приходит из школы, хочет поговорить, а мать на телефоне, отец сидит газету читает, все при деле — уходи, не мешай. Поддержки нет — серотонина нет, «Молодец» никто не сказал — допамина не получил. Куда ему податься? К компьютеру.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

Чтобы предотвратить потерю памяти и начать управлять своей жизнью, надо снизить стресс. Согласитесь, что с такими ссохшимися лобными долями, скрюченным гиппокампусом и микроскопической амигдалой трудно стать успешным и счастливым.

И для того, чтобы снизить вероятность появления зависимости, нужно снизить стресс и повысить серотонин.

Как снизить стресс?

Есть много разных методов снять стресс, в том числе и на этом сайте: Техника Эмоциональной Свободы (простукивание) , Седонский метод отпускания эмоций, Эмотивно- рациональная терапия. Медитации, релаксации, повышение самооценки, волонтерская работа — все это тоже помогает снизить стресс.
Хороший метод снять стресс- это пересмотреть свои приоритеты, определить, от чего можно отказаться, перестать жить в цейтноте. Например, если вы хотите учиться в вузе и работать на полную ставку, то возможно, обрекаете себя на стресс. Надо выбирать — или достижения или мозг.

Как повысить серотонин?

Серотонин говорит нам, когда надо остановиться (есть, пить, сидеть у компьтютера и играть в игры), предотвращает попадание в зависимость. Ну и в целом повышает настроение, качество сна и аппетит. Серотонин находится в обратной зависимости с мелатонином в течении дня.
Мелатонин — вещество, которое вырабатывается шишковидной железой в ответ на темноту, шепчет нам, что пора спать и во сне добросовестно восстанавливает силы, делает нас более энергичными и счастливыми. Мелатонин начинает вырабатываться, когда смеркается, и к середине ночи становится максимально высоким. Лучше спать без света, потому что тогда мелатонин будет выше и вы лучше отдохнете. Ночью серотонин снижается, уступая место мелатонину. А утром, наоборот — мелатонин снижается, а серотонин повышается. Шишковидную железу, хлебом не корми — дай серотонин. И она, поглащая серотонин, вырабатывает мелатонин. Чем больше серотонина днем, тем выше мелатонина ночью. Они оба (мелатонин и серотонин) работают как сообщающиеся сосуды. Так что, хотите хорошо спать ночью, позаботьтесь о серотонине днем.

Способы регуляции серотонина:

1. Диета. Белки, особенно такие как: яйца, курица, треска, окунь, соя, молоко, йогурт, сыр, творог, геркулес, семечки тыквенные и подсолнечные, а также шоколад . Тело превращает эти аминокислоты триптофана в серотонин.

2. Солнечный свет. Утром с восходом солнца мелатонин снижается, а серотонин повышается, и вам становится весело на душе. Аппетит утром самый сильный, если вы не объелись на ночь, потому что серотонин самый высокий . И утром надо есть полноценный завтрак, а не кофе пить с конфеткой.

3. Регулярные упражнения. 15-20 минут в день аэробических упражнений повышают уровень серотонина.

4. Избегайте сахара, кафеина, алкоголя для поднятия настроения. Это кратковременные стимуляторы настроения.

5. Монотонные повторяющиеся действия поднимают серотонин — вращение вокруг своей оси, раскачивание, вязание, жевание жевачки, танцы.

6. Социальная поддержка. Когда вы говорите с людьми и вас поддерживают и понимают, а не игнорируют и перебивают, ваш серотонин повышается.

Так что отрегулируйте свои химические процессы и сохраните свой мозг. И он вам скажет СПАСИБО.

crisis-psyholog.ru

Процессы в головном мозге при хроническом стрессе.

По материалам книги Венди Сузуки «Странная девочка, которая влюбилась в мозг».

Что происходит, когда мы испытываем стресс?

В организме человека есть комплекс трех прекрасно скоординированных систем, которые обеспечивают реакцию на стресс. Первая часть этой триады — произвольная нервная система. То есть та часть нервной системы, которая посылает телу команды на движение. Она включает в себя так называемую первичную моторную кору, расположенную в передней части коры, и пролегает отсюда по спинному мозгу и нервам ко всем произвольным мышцам (это те мышцы, которыми мы можем двигать осознанно и которые могут спасти нас в опасной ситуации).

Вторая система реагирования на стресс, — это вегетативная нервная система. Две части вегетативной нервной системы работают в двух очень конкретных ситуациях. Первая называется симпатической нервной системой и отвечает за реакцию «бей или беги». Когда в нашей жизни появляется стрессовый фактор (лев, землетрясение, ядерная катастрофа), именно симпатическая нервная система активируется и готовит тело к реагированию. Для этого она повышает частоту пульса и дыхания, расширяет зрачки (чтобы лучше видеть нападающего льва). Кроме этого, симпатическая нервная система посылает в кровь глюкозу, чтобы у мышц было достаточно энергии, и усиливает кровоток к основным мышечным группам на тот случай, если придется бежать. Другие системы,

не нужные в кризисные моменты, включая функцию почек, системы пищеварения и размножения, наоборот, блокируются. Иными словами, нападение льва — не лучший момент для опорожнения мочевого пузыря, выпускания газов из кишечника и овуляции.

Чикагская семерка психосоматических заболеваний: 1. Гипертония.
2. Язвенная болезнь 12-перстной кишки.
3. Неспецифический язвенный колит.
4. Бронхиальная астма.
5. Тиреотоксикоз.
6. Ревматоидный артрит.
7. Нейродермит. К психосоматическим заболеваниям в разных источниках относят также диабет второго типа, онкологические заболевания и др. Обратите внимание, какие реакции в организме запускает симпатическая система в ответ на стресс. А если стресс носит хронический характер? Тогда возникновение одного или нескольких заболеваний является логическим следствием биологической реакции тела на длительную активность симпатической нервной системы. Например, постоянный выброс глюкозы в кровь с высокой долей вероятности приведет к проблемам с поджелудочной железой, и, скорее всего, к нарушениям пищевого поведения.

Вторая составная часть вегетативной нервной системы называется парасиматической, или системой «отдыха и пищеварения». Она вступает в свои права, когда мы расслабляемся или отдыхаем. Ее основная забота — устранить последствия всех тех чрезвычайных мер, что предприняла симпатическая нервная система. Парасимпатическая нервная система снижает частоту пульса и дыхания, снимает расширение зрачков. Она направляет кровь и энергию системе пищеварения, чтобы вы могли переварить плотный праздничный обед; поддерживает систему размножения, давая возможность женщинам овулировать, а мужчинам — производить сперму; и позволяет мочевому пузырю сокращаться, чтобы вы могли его опорожнить. Симпатическая и парасимпатическая нервные системы координируют свои действия: когда одна активна, вторая отходит на второй план, и наоборот.

Приведу пример из своей практики. Мышечные боли (миалгии), возникшие проблемы со стопами (шпоры, вальгус стоп). Клиентка пошла к остеопату. Комментарий остеопата: хронический гипертонус скелетных мышц; после перенапряжения симпатической системы — гипотонус мышц, который привел к ослабленю фасции стоп, которая компенсировалась через рост пяточной шпоры и вальгус стопы. (Напомню, я не имею медицинского образования, но объяснение остеопата (в прошлом врач МЧС), мне кажется очень логичным, поэтому я привожу его в качестве примера).

Третья система, принимающая участие в реакции на стресс, — нейроэндокринная (или гормональная). Она отвечает за выработку двух важных гормонов, которые поступают в кровь в ситуации стресса и запускают реакцию на стресс со стороны симпатической нервной системы. Первый гормон — кортизол — вырабатывается надпочечниками, которые, как ясно из названия, расположены прямо над почками. В ответ на стресс, симпатическая нервная система отдает команду на выработку кортизола, который, в свою очередь, повышает гликогенез (поступление глюкозы в кровь), подавляет иммунные функции и снижает формирование костей. В критическом случае этот всплеск кортизола помогает активировать мозг и основные чувства для поведения в опасной ситуации, — к примеру, для поиска выхода из горящего здания. второй важный гормон, уровень которого резко повышается в ситуации стресса, — это адреналин, тоже вырабатываемый в надпочечниках. Именно выброс в кровь адреналина в стрессовых ситуациях вызывает сердцебиение, усиливающее кровоток. Кроме того, адреналин повышает кровяное давление, расширяет дыхательные пути и зрачки. Адреналин готовит наше тело к бегству от льва.

Все перечисленные системы настроены на помощь в ситуации двух основных типов. Первые из них — неожиданные чрезвычайные обстоятельства вроде нападения льва в саванне: вам грозит сиюминутная смертельная опасность, и ваши системы реакции на стресс мгновенно активируются — они готовы к действию. К этой же категории относятся не угрожающие жизни и непродолжительные периоды стресса. [. ]

Если симпатическая система остается активной под воздействием повседневных стрессов, то парасимпатическая система вообще не активируется — то есть наше тело и разум не получают вообще никакого облегчения и постоянно пребывают в состоянии полной готовности к варианту «бей или беги». [. ]

И это не последняя плохая новость. Хронический стресс негативно влияет на мозг. Проводились многочисленные нейробиологические исследования того, как длительный стресс и высокий уровень кортизола влияют на функции мозга. Результаты печальны. Длительный стресс действует в основном на гиппокамп, префронтальную кору и мозжековую миндалину — то есть на центры памяти, исполнительной функции и управления эмоциями. Не правда ли серьезные побочные эффекты?

Особенно чувствителен к стрессу гиппокамп, потому что его клетки снабжены самым большим во всем мозге количеством рецепторов кортизола. Рецептор — это как бы пропуск в клетку. Он позволяет тем или иным гормонам или нейротрансмиттерам различными способами изменять работу клетки. Из-за множества рецепторов кортизола гиппокампальные клетки очень чувствительны к любым изменениям уровня этого гормона в организме. При недолгом воздействии кортизола эти клетки работают лучше, и память улучшается. Однако есть достоверные данные, что длительное воздействие высокого уровня кортизола вредит гиппокампальным клеткам и ускоряет процесс старения. Тем самым наносится ущерб белкам и другим «участникам» механизма обмена веществ в нейронах. Если искусственно повысить уровень кортизола в гиппокампе грызунов, это вызовет нарушение физиологических реакций, съеживание дендритов (ветвистых входных структур) их гиппокампальных нейронов. Если уровень кортизола длительное время будет оставаться высоким, гормон начинает убивать гиппокампальные нейроны, уменьшая объем гиппокампа. Вот почему длительный стресс существенно снижает функцию долговременной памяти. Это согласуется и с данными исследований на людях, переживших длительный стресс. К примеру, у пациентов с постравматическими стрессовым расстройством (ПТСР) или с депрессией ( то и другое прочно связывают с длительным стрессом) гиппокамп существенно уменьшен, а функции обучения и памяти снижены. Это позволяет предположить, что долговременное действие кортизола убило их гиппокампальные клетки.

Многочисленные исследования на грызунах показали, что длительный стресс также снижает нормальный нейрогенез в гиппокампе. Когда это происходит, нормальный приток гиппокампальных клеток замедляется: никаких больше новых нейронов. Кроме того, стресс снижается синтез гормона роста BDNF. А поскольку BDNF необходим для роста и созревания новых гиппокампальных клеток, то снижение его уровня означает и снижение шансов на выживание тех немногих гиппокампальных клеток, которые все же умудряются родится.

Несмотря на то, что большинство рецепторов кортизола находится в гиппокампе, префронтальная кора, расположенная сразу за лобной костью, играет громадную роль в некоторых высших когнитивных способностях: она отвечает за кратковременную память (при помощи которой мы удерживаем вещи в фокусе внимания), принятие решений и планирование, а также за гибкое мышление. Исследования на животных также показали, что даже небольшой стресс может снизить качество кратковременной памяти, за которую отвечает лобная доля мозга. А физиологические исследования показали, что стресс снижает не только физиологические реакции и функции префронтальной коры, но и быстро начинает разрушать дендритные ветви этих клеток.

Третья ключевая область мозга, подверженная влиянию длительного стресса, — мозжечковая миндалина. Она играет важную роль в эмоциях — в частности, «отвечает» за отвращение к некоторым раздражителям. Если активность гиппокампа и префронтальной коры от стресса снижается, то состояние стресса у пациентов с ПТСР приводит мозжечковую миндалину, наоборот, в состояние перегрузки. Так что ученые наблюдают у пациентов с ПТСР, наряду с угнетением функции префронтальной коры, повышенную активность мозжечковой миндалины. В частности, установлено, что активность той области префронтальной коры, которая управляет торможением мозжечковой миндалины, при ПТСР пониженна. Что это означает? что ПТСР делает людей легковозбудимыми или гиперактивными и ухудшает их кратковременную память и способность справляться с эмоциями. (с)

Книга Венди Сузуки содержит прекрасные знания по функционированию головного мозга. Она приводит и рецепты самопомощи. С большим рядом ее психологических выводов я не согласна (почти со всеми), а вот ее способы улучшения физиологии и биохимии головного мозга — прекрасны.

Если выше приведенный текст рассматривать с позиции знаний об абьюзе, то мы видим прекрасную иллюстрацию того, что происходит с организмом людей, подвергающихся хроническому насилию. Так же мы получаем понимание, почему пострадавшие от абьюза люди имеют нарушения физического здоровья. Но наиболее любопытной мне показалась информация о происходящих процессах в головном мозге.

Агрессор (абъюзер), включая его окружение обвиняет жертву в неадекватных эмоциональных реакциях, которые на самом деле не являются личностными качествами пострадавшего человека — это реакция на мозжечковой миндалины на потоки кортизола. Абъюзеры упрекают жертву в неспособности четко мыслить, принимать решения, держать «мелочи» в памяти — а это так же не является личностными характеристиками человека, потому что это всего лишь реакция префронтальной коры на высокий уровень кортизола и адреналина, в котором топит организм. И этот уровень гормонов стресса не зависит от того, каким человеком является пострадавший от абьюза — это всего лишь нормальная, физиологическая, заложенная самой природой, реакция на стресс, которым несомненно является насилие в межличностных отношениях.

Выбегайте из горящего здания токсичных межличностных отношений и выносите своих детей.

Если вы и ваши дети находятся в токсичных отношениях, под воздействием хронического стресса, то не стоит ожидать академических, профессиональных успехов — размер гиппокампа меньше, чем у людей не живущих в таких условиях; не стоит ожидать нормальных (обычных) эмоциональных реакций — мозжечковая миндалина на текущий момент сверхчувствительна к любым раздражителям.

А если вы видите тех, кто живет в таких отношениях — не судите их строго, потому что из-за уровня кортизола их мозжечковая миндалина работает специфично. В данной ситуации мозжечковая миндалина из-за физиологических (высокий кортизол) и психологических (социальный Стокгольмский синдром, хроническая идентификация с агрессором) причин НЕ «отвечает» отвращением на происходящее насилие, не срабатывает и эмоция отвращения к агрессору. Не говоря уже о других физиологических и психологических процессах, которые происходят с теми, кто длительное время прибывет в ситуации насилия.

femina-vita.livejournal.com