Что такое ментальный стресс

Какие различают виды стресса?

Стресс – это нормальная защитная реакция организма на происходящее вокруг (факторы окружающей среды, какие-либо события и пр.). Основатель теории стресса Ганс Селье дал такое понятие стресса: неспецифическая защитная реакция организма на неблагоприятные факторы, которые нарушают его спокойное существование. Различают несколько видов стрессов. Некоторые из них являются нормальной реакцией организма, которая необходима организму и оказывает положительное воздействие на человека. Но другие виды стрессов являются крайне негативными реакциями, которые при постоянном (хроническом) протекании способны вызвать достаточно серьёзные нарушения в организме. Требуется борьба со стрессовыми ситуациями и профилактика их возникновения.

Виды стрессов

Различают несколько разновидностей стрессов. Виды стресса в психологии следующие:

  • эустресс – это нормальная доза стресса, которая нужна организму для полноценной работы; это небольшая порция адреналина, которая стимулирует активность человека, потому эустресс является положительным стрессом, необходимым всем время от времени;
  • дистресс – это негативное явление, которое возникает при критическом напряжении человека в ответ на какие-либо раздражители.
  • Нередко дистресс не развивается резко, он скапливается постепенно, снижая защитные силы организма, истощая его. Впоследствии дистресс становится причиной различных заболеваний.

    Причины и разновидности стресса

    В зависимости от причин, по которым развивается состояние дистресса, различают следующие виды стресса:

    • Психологический стресс (бывает информационный и эмоциональный). Информационный возникает, если человеку необходимо принять какое-то серьёзное решение, но в силу того, что он не владеет необходимой информацией или информации слишком много, ему сложно принять правильное решение. На фоне этого возникает стрессовая ситуация. Эмоциональный стресс является довольно распространённым явлением, который развивается в результате длительного нервного перенапряжения, психического давления.
    • Ментальный стресс возникает в результате интеллектуальной деятельности и умственного напряжения. Психическое перенапряжение приводит к снижению концентрации, способности к мышлению и объективному восприятию происходящего.
    • Физический стресс способен развиваться как реакция организма на природу стресса. В результате этого также могут происходить нарушения в организме.
    • Гормональный стресс нередко встречается в подростковом возрасте. Причинами этого вида стресса являются гормональные перестройки и сдвиги в организме.
    • Экологический стресс возникает в результате неблагоприятных факторов окружающей среды мегаполиса (вибрации, шума, влияния химических веществ, перепада температур и др.).
    • Характер стресса

      Течение стресса может быть различным. Он может протекать как:

    • острый стресс – эпизодическое резкое состояние стресса (может быть и положительным, и негативным);
    • хронический стресс – превращается в образ жизни человека, приводит к его моральному «выгоранию»;
    • гипостресс развивается в результате монотонной работы, рутины, скуки, ограниченных возможностей, невозможности самореализации;
    • гиперстресс формируется, когда человек работает на пределе, выкладывается по максимуму, не успевая отдыхать.

    Как определить стресс у человека? Есть определённые признаки:

    • состояние общей усталости;
    • раздражительность, нервозность, состояние неудовлетворённости;
    • снижение памяти, способности к концентрации;
    • повышенная возбудимость, тревожность;
    • нарушение сна, аппетита;
    • депрессия и др.
    • Профилактика

      Развитие стресса можно предупредить при помощи комплексного подхода. Необходимо вести здоровый образ жизни, отказаться от вредных привычек, правильно питаться, с употреблением достаточного количества витаминов и микроэлементов. Умеренная и регулярная физическая активность поможет предупредить негативное влияние стрессов. Режим труда и отдыха, полноценный сон также являются неотъемлемой частью профилактики стресса.

      Для устранения развившегося стресса пациентам могут быть рекомендованы медикаментозные средства, но основное лечение направлено на устранение причин стресса и релаксацию. Для восстановления сил могут быть рекомендованы психотерапия, продолжительный отдых, массаж, ароматерапия, цветотерапия, музыка, занятие любимым делом и др. Меры профилактики подбираются в индивидуальном режиме.

      lecheniedepressii.ru

      ВЛИЯНИЕ МЕНТАЛЬНОГО СТРЕССА НА СЕРДЕЧНЫЙ РИТМ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВЕГЕТОТИПАМИ Текст научной статьи по специальности «Психология»

      Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Красникова Инна Владимировна, Красников Геннадий Викторович, Пискунова Галина Михайловна

      Проведено исследование умственной нагрузки на показатели вариабельности сердечного ритма у студентов-добровольцев. Ментальный стресс вызывает изменения статистических и спектральных показателей сердечного ритма студентов. Характер адаптации к стрессовому воздействию зависит от исходного уровня вегетативного баланса .

      Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Красникова Инна Владимировна, Красников Геннадий Викторович, Пискунова Галина Михайловна,

      INFLUENCE OF MENTAL STRESS ON THE HEART RHYTHM OF STUDENTS WITH DIFFERENT TYPE OF VEGETATIVE BALANCE

      A study of the mental strain on the variability of the heartbeat of the volunteer students was carried out. Mental stress causes a change in the statistics and spectral parameters of the heart rhythm of students. The nature of adaptation to stress depends on the original level of the vegetative balance .

      Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МЕНТАЛЬНОГО СТРЕССА НА СЕРДЕЧНЫЙ РИТМ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВЕГЕТОТИПАМИ»

      ВЛИЯНИЕ МЕНТАЛЬНОГО СТРЕССА НА СЕРДЕЧНЫЙ РИТМ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВЕГЕТОТИПАМИ

      И.В. Красникова, Г.В. Красников, Г.М. Пискунова

      Проведено исследование умственной нагрузки на показатели вариабельности сердечного ритма у студентов-добровольцев. Ментальный стресс вызывает изменения статистических и спектральных показателей сердечного ритма студентов. Характер адаптации к стрессовому воздействию зависит от исходного уровня вегетативного баланса.

      Ключевые слова: ментальный стресс, вариабельность сердечного ритма, вегетативный баланс.

      Деятельность студентов сопровождается периодическим воздействием социальных, экологических, информационных, гигиенических факторов. Наиболее характерным психофизиологическим состоянием, развивающимся под влиянием этих факторов, является ментальный или информационный стресс [1, 2]. Значительная информационная нагрузка, как любой стресс, проявляется напряжением регуляторных систем и мобилизацией функциональных резервов [1, 3].

      В случае несоответствия индивидуально-типологических особенностей студентов требованиям когнитивной деятельности, возникают отрицательные эмоции, нарушающие оптимальное психическое и функциональное состояние вегетативной нервной системы (ВНС), что снижает эффективность деятельности. При этом степень напряжения регуляторных систем у человека, в силу генетических особенностей нервной системы, проявляется по-разному [4, 5].

      Как показывают исследования, наиболее чувствительным индикатором адаптационных реакций организма является сердечнососудистая система. Среди характеристик сердечно-сосудистой системы наиболее информативным и удобным для исследования является вариабельность сердечного ритма (ВСР), которая хорошо отражает степень напряжения регуляторных систем [6-8].

      Целью данной работы была оценка влияния ментального стресса на показатели вариабельности ритма сердца студентов.

      Материалы и методы

      В исследовании приняли участие 25 практически здоровых, некурящих девушек-студенток в возрасте 18-22 лет. Все испытуемые давали добровольное согласие на участие в эксперименте на основе

      полной информированности о методе и ходе проведения процедуры. Испытуемые воздерживались от приема вазоактивных препаратов, алкогольных и кофеиносодержащих напитков, по меньшей мере, за 4 часа до исследования.

      Для анализа вариабельности сердечного ритма испытуемых использовали метод вариационной пульсометрии по критериям Р.М. Баевского на основе регистрации электрокардиограммы [3, 4]. Регистрацию ЭКГ проводили во втором стандартном отведении с помощью аппаратно-программного диагностического комплекса «Валента» (ООО «Компания Нео», Россия). Комплекс обеспечивал автоматическую регистрацию и анализ последовательности RR-интервалов.

      В работе оценивали ряд стандартных статистических и спектральных показателей ВСР: среднее значение RR-интервала, вариационный размах (Ax), моду (Мо), амплитуду моды (АМо), среднее квадратичное отклонение (СКО), индекс напряжения (ИН), индекс вагосимпатического взаимодействия (соотношение LF/HF), абсолютную мощность в диапазонах медленных волн (LF), очень медленных волн (VLF), высокочастотных волн (HF) [8].

      Для моделирования ментального стресса использовали умственную нагрузку, которая заключалась в складывании пар чисел. Для этого использовали известную методику «Счет по Крепелину». Задание необходимо было выполнять сначала без ограничения по времени, а затем по инструкции, ограничивающей время выполнения задания [9].

      Эксперимент осуществляли по следующей схеме: I этап -контрольная запись ЭКГ (5 мин); II этап — запись ЭКГ на фоне счета по Крепелину без учета времени (5 мин); III этап — запись ЭКГ на фоне счета в условиях дефицита времени (5 мин).

      Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием программы SigmaPlot 11.0 (Systat Software, Inc., 2008). Для оценки достоверности различий анализируемых показателей использовали однофакторный дисперсионный анализ для повторных измерений (RM ANOVA) с последующим сравнением разностей средних по критерию Тьюки. Статистически значимыми считались различия прир

      Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970

      Влияние ментального стресса на параметры паттерна дыхания у студентов с разной циркадианной типологией Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

      Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Ведясова Ольга Александровна, Павленко Снежанна Ивановна, Кретова Ирина Геннадьевна

      Цель работы анализ реакций внешнего дыхания у студентов с разными хронотипами в условиях ментального стресса , создаваемого информационной нагрузкой, в утренние, дневные и вечерние часы. Материалы и методы. Обследовано 160 студентов (38 «жаворонков», 64 «голубя» и 58 «сов»). Циркадианную типологию ( хронотипы ) определяли по методике Д. Хорна О. Эстерберга в модификации А.А. Путилова. Паттерн внешнего дыхания регистрировали методом спирографии до и сразу после выполнения ментальной нагрузки (тестов на внимание и счет в уме) утром с 7.30 до 9.00 ч, днем с 13.00 до 14.30 ч и вечером с 18.00 до 19.30 ч. Оценивали изменения объемных и частотных параметров паттерна дыхания. Результаты. Наиболее выраженные изменения паттерна дыхания при ментальном стрессе отмечались у студентов-«жаворонков» в утренние часы, когда у них увеличивалась частота дыхания (ЧД), но уменьшался минутный объем дыхания (МОД) за счет снижения дыхательного объема (ДО), и днем, когда МОД увеличивался за счет отклонений частотных параметров спирограмм. Второе место по выраженности респираторных реакций занимали «голуби», у которых отмечалось увеличение ЧД и значимое уменьшение МОД, обусловленное снижением ДО, при стресс-нагрузке в дневные часы. У студентов-«сов» наблюдались незначительные вариации МОД при ментальной деятельности утром и вечером. Заключение. Полученные данные свидетельствуют о специфике регуляторных влияний на внешнее дыхание и неодинаковой степени стабильности базальных паттернов дыхания в условиях ментального стресса у представителей с разными хронотипами .

      Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Ведясова Ольга Александровна, Павленко Снежанна Ивановна, Кретова Ирина Геннадьевна,

      INFLUENCE OF MENTAL STRESS ON BREATHING PATTERN PARAMETERS IN STUDENTS WITH DIFFERENT CIRCADIAN TYPOLOGY

      The work objective is to analyze external breathing reactions in students with different chronotypes under mental stress generated by an information load in the morning, in the afternoon and in the evening. Materials and Methods. A total of 160 students were examined (38 «larks», 64 «doves» and 58 «owls»). Circadian rhythms ( chronotypes ) were determined by the morningness-eveningness questionnaire (MEQ), developed by James A. Horne and Olov Ostberg (A.A. Putilov’s version). Spirography test was used to record external respiration just before and after cognitive load (attention tests and mental arithmetic) in the morning (from 7:30 to 9:00), in the afternoon (from 13:00 to 14:30) and in the evening (from 18:00 to 19:30). The changes of volume and frequency parameters of breathing pattern were evaluated. Results. The most significant changes in breathing pattern at cognitive loads were observed in «larks» in the morning and in the afternoon. In the morning their respiratory frequency increased but their respiratory minute volume decreased due to tidal volume reduction. In the afternoon their respiratory minute volume increased due to deviations of spirogram frequency parameters. «Doves» occupied the second place in the variability of respiratory reactions. In this group the authors observed the increase of respiratory frequency and significant decrease of respiratory minute volume caused by tidal volume reduction during daytime cognitive loads . Insignificant variations of respiratory minute volume at cognitive loads were observed among «owls» in the morning and in the evening. Conclusion. The data obtained indicate the specificity of regulatory influence on external breathing and the variability of basal breathing patterns under cognitive loads in students with different chronotypes .

      Текст научной работы на тему «Влияние ментального стресса на параметры паттерна дыхания у студентов с разной циркадианной типологией»

      ВЛИЯНИЕ МЕНТАЛЬНОГО СТРЕССА НА ПАРАМЕТРЫ ПАТТЕРНА ДЫХАНИЯ У СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ЦИРКАДИАННОЙ ТИПОЛОГИЕЙ

      О.А. Ведясова, С.И. Павленко, И.Г. Кретова

      ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королёва»,

      г. Самара, Россия

      Цель работы — анализ реакций внешнего дыхания у студентов с разными хронотипами в условиях ментального стресса, создаваемого информационной нагрузкой, в утренние, дневные и вечерние часы.

      Материалы и методы. Обследовано 160 студентов (38 «жаворонков», 64 «голубя» и 58 «сов»). Циркадианную типологию (хронотипы) определяли по методике Д. Хорна — О. Эстерберга в модификации А.А. Путилова. Паттерн внешнего дыхания регистрировали методом спирографии до и сразу после выполнения ментальной нагрузки (тестов на внимание и счет в уме) утром с 7.30 до 9.00 ч, днем с 13.00 до 14.30 ч и вечером с 18.00 до 19.30 ч. Оценивали изменения объемных и частотных параметров паттерна дыхания.

      Результаты. Наиболее выраженные изменения паттерна дыхания при ментальном стрессе отмечались у студентов-«жаворонков» в утренние часы, когда у них увеличивалась частота дыхания (ЧД), но уменьшался минутный объем дыхания (МОД) за счет снижения дыхательного объема (ДО), и днем, когда МОД увеличивался за счет отклонений частотных параметров спиро-грамм. Второе место по выраженности респираторных реакций занимали «голуби», у которых отмечалось увеличение ЧД и значимое уменьшение МОД, обусловленное снижением ДО, при стресс-нагрузке в дневные часы. У студентов-«сов» наблюдались незначительные вариации МОД при ментальной деятельности утром и вечером.

      Заключение. Полученные данные свидетельствуют о специфике регуляторных влияний на внешнее дыхание и неодинаковой степени стабильности базальных паттернов дыхания в условиях ментального стресса у представителей с разными хронотипами.

      Ключевые слова: паттерн внешнего дыхания, ментальный стресс, студенты, хронотипы.

      Введение. Циркадианные ритмы представляют собой закономерные, с периодом около 24 ч, колебания интенсивности физиологических функций организма [1, 2], при этом в рамках циркадианной типологии выделяют три хронотипа: утренний («жаворонки»), дневной, или промежуточный, («голуби») и вечерний («совы») [3, 4]. Формирование биоритмов связано с активностью иерархически организованной системы центральных и периферических пейсмейкеров, генерирующих сигналы, обусловленные эндоген-

      ными и экзогенными влияниями [4, 5], причем у человека среди последних важную роль играют социальные факторы [1, 6].

      В аспекте воздействия социальных факторов на ритмику физиологических функций особый интерес вызывают студенты, для которых характерны резкие изменения ритма жизни, необходимость адаптироваться к новым условиям и формам учебы, чрезмерные и нерегулярные информационные нагрузки [7], способствующие развитию ментального стресса. На примере многих физиологиче-

      ских функций продемонстрировано, что реакции организма в стрессовых ситуациях, при нагрузках и патологиях зависят от индивидуальных биоритмов человека [8, 9]. Однако в ряду этих функций до сих пор наименее изученной остается хронотипическая зависимость циркадианных вариаций ритма и паттерна дыхания, причем как в покое, так и при психоэмоциональном напряжении и в экстремальных условиях [10, 11]. На современном этапе, когда все больше возрастает роль персонализированного хронотипического подхода к человеку в сферах образования и профессиональной деятельности [12], недостаток знаний о циркадианных особенностях внешнего дыхания, определяющего параметры гомеостаза в организме, является весьма ощутимым и представляет актуальную проблему, требующую тщательного изучения.

      Цель исследования. Анализ реакций внешнего дыхания у студентов с разными хронотипами при ментальном стрессе, создаваемом дозированной умственной нагрузкой, в утренние, дневные и вечерние часы.

      Материалы и методы. Работа выполнена на 160 студентах Самарского университета, которые предварительно были проинформированы о целях и характере проводимых процедур и дали добровольное согласие на участие в исследовании. Определение типов циркадианных ритмов (хронотипов) испытуемых проводили по методике Д. Хорна -О. Эстерберга в модификации А.А. Путилова [3]. Все студенты были разделены на три группы: «жаворонки» (38 чел.), «голуби» (64 чел.) и «совы» (58 чел.).

      Параметры паттерна внешнего дыхания регистрировали на спирографе СМП-21/01-«Р-Д», использовали датчик спирографа, мундштуки, калибровочный шприц (3 л), персональный компьютер. Спирограмму у испытуемых записывали в положении сидя до и сразу после выполнения информационной нагрузки, вызывающей ментальный стресс, трижды в день: утром с 7.30 до 9.00 ч, днем с 13.00 до 14.30 ч и вечером с 18.00 до 19.30 ч. Нагрузка заключалась в последова-

      тельном выполнении корректурной пробы Бурдона-Анфимова, теста «Расстановка чисел» и теста отсчитывания по Э. Крепелину. Анализировали жизненную емкость легких (ЖЕЛ, л), дыхательный объем (ДО, л), частоту дыхания (ЧД, цикл/мин), минутный объем дыхания (МОД, л/мин), емкость вдоха (Евд, л), резервные объемы вдоха (Рвд, л) и выдоха (Рвыд, л), длительность вдоха (Твд, с) и выдоха (Твыд, с), отношение Твд/Твыд.

      Результаты исследования представляли в виде средних значений и ошибки и изменений средних значений в % от исходного уровня. Статистическую обработку проводили с помощью программного пакета SigmaРlot 12.0. У студентов с одинаковыми хронотипами достоверность дневной динамики параметров паттерна дыхания на фоне покоя и их изменения в условиях ментального стресса оценивали по парному критерию Вилкоксона и парному ^тесту Стьюдента. Достоверность различий реакций дыхания между представителями с разными хроноти-пами определяли по критерию Манна-Уитни-Вилкоксона. Статистически значимыми считали различия при р

      cyberleninka.ru

      Виды стресса и их влияние на человека

      Стресс — это природная, в некоторых случаях, защитная реакция человеческого организма на эмоциональное перенапряжение, опасную ситуацию и другие факторы. В зависимости от источника, вызывающего нервное напряжение, определяют виды стресса.

      Ментальный стресс возникает от усиленного умственного напряжения. Наш мозг определяет фактор стресса как положительное или отрицательное явление, и дает сигнал всему организму. В зависимости от того, каким будет восприятие разума, так на стресс отреагируют остальные системы организма. Такое перенапряжение приводят к незначительным расстройствам в психике, потери способности к рациональному мышлению.Человеку, в состоянии ментального стресса, трудно принять правильное решение, сконцентрироваться на проблеме.

      Эмоциональный стресс — один из самых распространенных. Состояние эмоционального стресса провоцирует психическое давление и напряженность. Под влиянием этих фактором, человеком постоянно обладает чувство одиночества, нервозности (он становится вспыльчив и раздражителен).

      Физический стресс — это реакция на причина стресса с физической стороны.

      Острый стресс — это часто внезапная, короткая эмоциональная реакция организма, в большинстве случаев носит положительный характер и сопровождается значительным выбросом адреналина. Острый стресс может в некоторых ситуациях спасти жизнь (например, немедленная реакция за рулем).

      Период гормональных сбоев может привести к, так называемому, гормональному стрессу. Таким является предменструальный синдром у женщин.

      Эустресс — это повышенное эмоциональное состояние,которое возникает в период творческой и физической активности, энтузиазма.

      Эти виды стресса встречаются в нашей жизни наиболее часто, и имеют неоднозначное влияние на человека. Но, именно стресс, этот тот фактор, который часто заставляет нас активно действовать, принимать правильные решения.

      vekzhivu.com

      Ментальный стресс замедляет восстановление после тренировки

      Физические упражнения помогают справиться со стрессом, но, как показало недавнее исследование, слишком много стресса может негативным образом повлиять на восстановление после тренировки.

      После плохой недели вы отправляетесь в спортзал, чтобы выпустить пар. Как только ваше тело накачивается гормонами хорошего настроения эндорфинами, вы достигаете поворотного момента в мир новых и счастливых людей.

      Слишком высокий уровень стресса, в свою очередь, может этому всему помешать. Исследователи из Техасского университета провели эксперимент с участием 31 студента, предложив им выполнить тяжелую силовую тренировку с сопротивлением. Те студенты, которые находились под воздействием более сильного стресса в своей жизни, показали более медленное восстановление мышц, чем их более беззаботные однокурсники.

      Исследование опубликованное в журнале «Медицина и наука в спорте и тренировках» (Medicine & Science in Sports & Exercise), включало в себя тест на жиме ногами: 6 сетов в 80-100% от 10 максимальных повторов. Исследователи провели максимальную изометрическую силу добровольцев – силу мышц – непосредственно перед выполнением упражнения и сразу после него, а также спустя 20, 40 и 60 минут. Добровольцам с высоким уровнем стресса потребовалось больше времени, чтобы вернуть свой показатель максимальной силы. Такой же результат получался и в случае учета физической формы добровольцев, рабочей нагрузки и тренировочного опыта. На уровни энергии, усталости и чувствительности, в свою очередь, уровень стресса никак не повлиял.

      Это вполне соответствует результатам предыдущих исследований, после которых ученые пришли к выводу, что ментальный стресс имеет множество негативных эффектов, включая увеличенный риск болезней и связанных со спортом травм, более длительное восстановление после болезни и хирургического вмешательства и меньшей силовой адаптации после тренировок.

      Тренировка все еще остается хорошим вариантом избавления от стресса, так что не прячьте свои кроссовки. Но неплохо также найти другие способы справиться с напряжением. Вы должны очень внимательно следить за уровнем своего ментального стресса и изменять свою тренировку, если его уровень выходит за определенные границы.

      www.fittrends.ru