Что такое школьный стресс

Что такое школьный стресс

Так выглядит школьный стресс.
Ступор у студентов проявляется в более страшных формах.

Одной из главнейших проблем школьного образования является стресс, вызванный конфликтом между природной предрасположенностью ребенка и формальными требованиями школьной системы. Эта проблема не сегодня возникла, более того, она существует с момента появления школы как специального учреждения, стремящегося вбить знания, ломая сопротивление учеников. Она существует во всех странах мира, даже в самых «продвинутых». Просто в европейских элитных школах и лицеях её скрывают – чтобы не отпугнуть потенциальных клиентов. Ведь во многих элитных учебных заведениях Запада деньги на содержание образовательного учреждения дают родители учеников – как фиксированную оплату, так и спонсорские взносы. Любая огласка проблемы приведет к оттоку клиентов. Ученики вместе с их родителями (и с деньгами) уйдут в те заведения, в которых о проблеме молчат. Но проблема-то есть везде.

Но и после окончания школы стресс не проходит. У вузовского студента он может воплотиться в полный ступор, причем, на первом же курсе, в первую же сессию. Молодой человек (или девушка) весь семестр почивают на лаврах, торжествуют свой мнимый успех («Я – студент! Классно. »). А к началу зачётов и экзаменов наступает прозрение («Я ничего не успеваю! А-а-а. »). Половина зачётов не сдана… к экзаменам не допущен… а еще курсовая работа зависла, потому что в состоянии полного ступора, вызванного заваливающейся прямо на глазах сессией, уже не до написания серьезной качественной работы…

Что делать? Этот вопрос Николай Чернышевский поставил в заглавие своей главной книги. Этот же вопрос Владимир Ульянов-Ленин использовал как заглавие одной из главных своих книг. И вот в наше время вопрос опять встаёт в полный рост: «Что делать?». А есть ещё один (тоже поставленный Лениным в качестве заглавия статьи): «С чего начать?»

Но к счастью курсовые на заказ стали в наше время доступным сервисом как раз для таких тяжелых случаев, когда вы просто не в состоянии – из-за стресса-ступора – написать связный и убедительный текст, который от вас требуется согласно учебного плана. В советские годы такого сервиса не существовало, и попавшие в сложную (провальную, прямо скажем) ситуацию молодые люди оказывались в абсолютно безвыходном положении. За что ни возьмись – останется ещё десять дел, которые всё равно не успеешь сделать. И впереди маячила грустная перспектива отчисления и призыва в армию, где вместо интеллектуального развития и получения профессии вас ждала строевая подготовка на плацу и освоение специальности маляра, красящего зелёной масляной краской пожухлую траву вдоль «бетонки», по которой ожидается проезд высокого начальства. Армия – тоже, конечно, школа жизни, но стремились-то вы к другим идеалам…

Однако теперь всё изменилось. Современным студентам дают ещё один шанс – как «дополнительную жизнь» в компьютерной игре.

hrono.ru

Школьный стресс: что это такое и как с этим бороться

Цель: формирование знаний о причинах, проявлениях и последствиях подростковых стрессов.

Задачи:

  • научить распознавать стрессовую ситуацию и адекватно на нее реагировать;
  • учить формулировать и отстаивать собственную точку зрения;
  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Форма проведение: подиум – дискуссия.

Участников – ученики 9-11классов, медик, психолог.

Оборудование: плакаты с высказываниями философов, психологов, известных людей на заданную тему.

I. Вступительное слово ведущего.

Одно из самых больших недоразумений, которое можно наблюдать в современных учебных планах образовательных учреждений, — это отсутствие такого учебного предмета, который бы готовил молодого человека к жизни самым непосредственным образом. Выпускник школы может обладать обширными познаниями в области литературы и истории, химии и физики, математики и географии, но он, по большому счету, не обладает теми знаниями, которые помогли бы ему ориентироваться в своей собственной судьбе. Беспомощность при планировании своей деловой карьеры и личной жизни, неумение разобраться в себе и в окружающих, равно как выявлять и разрешать разного рода конфликты, — все эти и многие другие знания, необходимые для самостоятельной жизни, выпускник школы за годы своего учения не приобретает. Как результат и следствие из всего этого – множество проблем, которые молодой человек имеет при вхождении в самостоятельную жизнь. Отсюда – неудовлетворенность жизнью, ведущая к невротическим отклонениям и компенсируемая потреблениям алкоголя, наркотиков и курением.

Житель Большого Города, желающий выстроить надежную защиту от разнообразных стрессов, должен владеть многими умениями, среди которых – правильное размышление и правильное воображение, правильное дыхание и правильное питание, правильное движение и правильное расслабление. Только в этом случае жизнь в Большом Городе может приносить удовлетворение и радость.

Стрессы стали постоянными спутниками современного человека. Психологи определяют стресс как состояние негативной нервно-психической напряженности, возникающее в ответ на сложные жизненные ситуации. Исходя из этого, можно сделать вывод, что стресс – явление, характерное только для взрослых. Ну, какие у детей сложные жизненные ситуации, за них все решают родители, педагоги и другие взрослые. Так ли это, или все-таки детская нервная система тоже подвержена стрессам? в чем причины “странного” поведения детей и подростков, к чему такие странности могут привести и что можно предпринять, чтобы этого избежать? Итак, тема сегодняшнего ток-шоу: “Школьный стресс: что это такое и как с этим бороться”.

Как всегда в нашем зале присутствуют специально приглашенные гости. Встречайте, медицинский работник школы № 19 Леонова Л.З., педагог-психолог Кедровская Е.П., мама одной из учениц Юрченко Оксана Александровна, ученица 11а класса Варюшкина Екатерина.

II. Ведущий формулирует основные вопросы гостям.

Давайте для начала выясним главный вопрос – существует ли школьный стресс?

По мнению ученых, к ситуациям вызывающим стресс можно отнести следующие:

  • необходимость ускоренной обработки информации в условиях дефицита времени;
  • вредные экологические стимулы окружающей среды;
  • осознаваемая угроза значимых для человека ценностей и целей;
  • нарушение физиологических функций;
  • изоляция от коллектива, остракизм, бойкот;
  • отсутствие контроля над событиями и невозможность что-либо изменить в ситуации.
  • Уважаемые гости, попробуйте определить наиболее распространенную ситуацию, вызывающую школьный стресс.

    Одновременно с гостями или после их выступления своим мнением делятся все желающие.

    III. Ведущий подводит итоги обсуждения и формулирует следующую проблему.

    Таким образом, мы видим, что в школьной жизни полно ситуаций и причин, приводящих к стрессу. Но как родителям, педагогам понять, что у ученика стресс? Спросим сначала мнение самих учеников. Екатерина, как вы думаете?

    Свое мнение могут высказать все присутствующие.

    После учеников слово предоставляется специалистам: медику и психологу.

    IV. Ведущий подводит итоги обсуждения и формулирует следующую проблему.

    Да, стресс – не просто плохое настроение, а серьезная угроза физическому и психическому здоровью. Но должен же быть выход из этого состояния. Конечно, специалисты могут нам рекомендовать некоторые методы. Но вот интересно, а что школьники сами знают о способах справиться со стрессом?

    Вопрос к присутствующим в зале ученикам об эффективности снятия стресса с помощью алкоголя, сигарет, наркотиков. Свою точку зрения излагают специалисты.

    V. Ведущий.

    А в конце хотелось бы предложить вашему вниманию рекомендации, разработанные известными врачами и психологами.

    Скорая помощь при остром стрессе (Бойко Ю.П., Петрушин В.И.; Классный руководитель, 2004, № 4)

    Шесть правил, соблюдение которых позволит предотвратить усталость и беспокойство, а также поддержать высокий тонус и хорошее настроение. (Д.Карнеги. Как перестать беспокоиться и начать жить. Любое издание)

    Метод Х. Алиева “Ключ”. (Первое сентября. 2004 г.)

    Приложение 1

    1. Скорая помощь при остром стрессе.
    2. Умойтесь холодной водой.
    3. Выпейте воды или лучше сока.
    4. Найдите в теле напряженные мышцы и расслабьте их.
    5. Потрясите кистями, ногами, руками.
    6. Сожмите кисти в кулак что есть силы и продержите их так 10 секунд. Сбросьте напряжение. То же самое проделайте с локтями, плечами, ногами, животом.
    7. Вдохните животом и медленно выпускайте воздух. Мычите при этом, как будто стонете.
    8. Переведите нервное напряжение в мускульное – пробегитесь и помашите руками.
    9. Помассируйте тело – прогладьте себя с головы до ног, похлопайте и пощипите руки, ноги, тело, разотрите шею.
    10. Сделайте себе массаж лица и головы. Помассируйте мышцы радости, которые находятся в верхней части щек.
    11. Переключите внимание на посторонний объект. Это может быть блестящий шарик, на котором можно сконцентрировать внимание, или простая безделушка. Внимательно рассмотрите их. Найдите в них что-то новое.
    12. Нарисуйте вашу стрессовую ситуацию. Сожгите рисунок.
    13. Уменьшите значение события. Скажите себе: “Это не конец света! Мы еще поживем! Бывали дни и похуже! Я все равно себя люблю!
    14. Пошлите все к чертям и прогуляйтесь без спешки, смотря на толпу и красивых людей.
    15. Закройте глаза. Мысленно представьте себе тихое место, в котором вам хорошо и комфортно. Это то место, которое психологи называют “Безопасное место, в котором восстанавливаются ресурсы”. Побудьте в нем несколько минут.
    16. Подумайте о ваших друзьях и близких, которые вас любят несмотря ни на что. Улыбнитесь им!

    Вы в полном порядке.

    Приложение 2

    Шесть правил, соблюдение которых позволит предотвратить усталость и беспокойство, а также поддержать высокий тонус и хорошее настроение.

    Правило 1.

    • Отдыхайте, не дожидаясь усталости.
    • Правило 2.

      • Научитесь расслабляться на работе.
      • Правило 3.

        • Если вы домашняя хозяйка, оберегайте свое здоровье и внешность, расслабляясь дома.
        • Правило 4.

          • Применяйте эти четыре хороших трудовых навыка:
            • Освободите свой письменный стол от всех бумаг, кроме тех, которые имеют отношение к решаемой сейчас проблеме.
            • Выполняйте дела в порядке их важности.
            • Когда перед вами возникает проблема, решайте ее немедленно, если располагаете фактами, необходимыми для принятия решения.
            • Научитесь организовывать работу, делегировать ответственность и осуществлять контроль.

            Правило 5.

            • Чтобы предотвратить беспокойство и усталость, старайтесь трудиться с энтузиазмом.
            • Правило 6.

              • Помните, что еще никто не умер от недостатка сна. Беспокойство по поводу бессонницы вреднее, чем сама бессонница.
              • Приложение 3

                Метод Х. Алиева “Ключ”.

                Упражнение 1 “Расхождение рук”.

                Встаньте и вытяните расслабленные руки перед собой. Настройтесь мысленно на то, что они начинают расходиться в стороны. Не ждите немедленного результата, не спешите, сосредоточьтесь. Установите свой “образ” расхождения рук. Например, представьте, что они отталкиваются друг от друга, как однополюсные магниты. Когда руки начинают расходиться, возникают приятные ощущения. Их важно запомнить и не утерять “ниточку” внутренней связи. В конечном счете, пользуясь таким установившимся внутренним контактом, можно управлять не только движением рук, но и снимать головную боль, регулировать артериальное давление, улучшать настроение.

                Упражнение 2. “Схождение рук”.

                Разведите руки в стороны и настройтесь на их автоматическое движение друг к другу. Если в процессе такого движения возникает ощущение, будто руки тянет какая-то сила, значит – наступает расслабление.

                Упражнение 3. “Левитация рук”.

                Руки опущены. Внутренне представьте, что рука стала легкой и поднимается, всплывает. Прием получается легче после двух предыдущих. И, когда рука начинает всплывать, приходят приятные ощущения. Главное, не прервать внутреннюю связь между волей и рукой. Когда рука начинает всплывать, как у космонавта в невесомости, вам в первый раз трудно будет удержаться от улыбки.

                Упражнение 4. “Полет”.

                Если одна рука начинает всплывать, позвольте сделать это и другой руке. Представьте, что вы летите. Старайтесь дышать свободно и полной грудью. Вспоминайте приятные ощущения, доставляющие вам радость. “Полет” — главное упражнение, ибо развивает у человека умение генерировать в себе чувство внутренней свободы.

                Упражнение 5. “Покачивание”.

                При правильном выполнении названных упражнений наступает релаксация, и возникает явление покачивания тела. Качайтесь и не бойтесь – никогда не упадете. Это упражнение является уникальным приемом для быстрого развития координации и способности управлять своим состоянием. Все упражнения на развитие координации формируют устойчивость к стрессу.

                Упражнение 6. “Движение головой”.

                Сидя или стоя, начинайте вращать головой и ищите приемлемый, приятный ритм, а также амплитуду поворота. Вы как бы выполняете лечебное упражнение для мышц шеи. Но обязательно с поиском именно приятного ритма. Через некоторое время человек отключается от проблем, его нервная система успокаивается, становится легче дышать.

                В состоянии саморегуляции настраивайте себя на успех, повторяйте мысленно то, что хотите сами пожелать. Перед выходом из саморегуляции необходимо обязательно убеждать себя: у меня ясная и свежая голова.

                xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

                — Когда я стала учиться читать, моя жизнь полностью переменилась. Прежде мы с мамой играли в разные игры и много дурачились. Она говорила, что очень любит меня. Вечерами она обычно читала мне сказки. До чего же мне это нравилось! После того как я пошла в подготовительный класс, она сказала, что теперь у меня нет времени на развлечения и что я должна делать уроки. Отныне мне самой надо было читать книги, но у меня ничего не получалось. Тогда мама сказала мне, что я глупая — даже мой пятилетний братишка, и тот уже начал читать. И это правда.
                К Рождеству почти весь класс умел читать. Нас осталось только двое — тех, кто не научился читать. Мама дулась на меня и говорила, что ее постигло разочарование. Я же оттого, что не могла читать, считала себя никчемной. Как только доходило до чтения вслух краска бросалась мне в лицо, меня всю обдавало жаром, и я принималась что-то лепетать.

                Ужасно, когда вам день-деньской толдычат, что читать умеют все, — невелика премудрость, всего-то и надо капельку воли. Они, казалось, полагали, будто я тут же начну читать. Мне твердили, что во мне нет ни на йоту смелости, что я недостаточно занимаюсь, что я, видно, и впрямь идиотка. Школа стала для меня сущим наказанием. Я не отваживалась и словом с кем-нибудь перекинуться, а на переменах из страха перед насмешками забивалась в угол. Вечерами тоже приходилось тяжко: мама ведь нервничала из-за моего домашнего задания. Она надавала мне много оплеух, тогда как раньше никогда не била меня. Но хуже мне было тогда, когда я увидела ее плачущей. Тут я не выдержала, бросила учебники, и мне захотелось исчезнуть. Я даже подумала, что без меня она будет счастливей. Ненавижу школу, ненавижу себя за то, что копчу белый свет. Почему я такая бездарь, доктор?
                (Эта жалоба — фрагмент из статьи Жизель Жорж «Детский стресс и его причины»)

                Уважаемые читатели, на примере этого рассказа вы уже поняли, что такое школьный стресс. Или — не поняли? Я, если всерьез, пока не понял ничего. Я увидел двух девочек, одну школьного возраста, другую ее маму, которые умеют злиться, дуться и не умеют справлять с трудностями — с совершенно бытовыми, заурядными трудностями, называя все это стрессом.

                Дочка не умеет читать — мама могла бы ее научить. Но маме лень, мама не приучена спокойно и с поддержкой дочку учить, а поругаться на дочку проще. Дочка в ответ знает, что в такой ситуации нужно сделать несчастные плечики, изобразить глупую (это совсем не сложно) и упрямо не думать, а лучше расплакаться, тогда мама отстанет, больше приставать не будет и может быть даже пожалеет.

                Как можно понять из этого рассказа, в этой семье нет папы, который мог бы приучить не хныкать, бегать бодро, делать что сказано и не изображать из себя самую несчастную. Да, папы нет. Ничего фатального в этом тоже нет, многие женщины любого возраста и без мужчин умеют жить бодро и прекрасно: беда в том, что эти две женщины, мама и дочка, конкретно заигрались в игру «Несчастная жертва» и, похоже, планируют это делать ближайшую жизнь.

                Сейчас у дочки школьный стресс, переживают оба, потом у дочки подростковый кризис, это вообще ужасно, и так далее.

                Уважаемые читатели, вы разделяете такую позицию беспомощности?

                Если мама и дочь хотят ситуацию поправить и готовы что-то делать (это, кстати, не очевидно: жаловаться проще, чем начать что-то делать реально), конечно, ситуацию можно поправить.

                Маме и дочке — разогнуться, поправить плечики, улыбнуться и сказать друг другу что-то доброе. Конечно, обняться.

                Мама говорит дочке: «Дочка, я не буду на тебя ругаться, я обещаю не ругаться на тебя, а ты пообещай мне меня слушаться: я забочусь о тебе и приучаю тебя к полезным в жизни вещам. Мы с тобой вместе будем учиться, как учиться в школе».

                Дочка говорит маме: «Мама, я тебя люблю. Спасибо, чтобы обещаешь на меня не ругаться, и я буду учиться тебя слушаться. Пожалуйста, когда я вдруг тебя не буду слушаться, ты не сразу ругайся, а вначале предупреди, что я тебя не слушаюсь и что тебе не хочется на меня ругаться. Я понимаю, что я пока не научилась еще учиться в школе, мне нужно догонять моих сверстников, но вместе с тобой мы справимся. Я умная и сильная, а ты моя замечательная мама. У нас тобой — получится!»

                Одни жалуются на школьный стресс. Другие — ищут возможности, пути и средства. С кем вы, уважаемые читатели?

                Кто весел, тот смеется,
                Кто хочет — тот добьется,
                Кто ищет — тот всегда найдет!

                www.psychologos.ru

                Что такое школьный стресс у ребенка и как его победить?

                Стресс — удел не только мам и пап, занятых своими взрослыми проблемами. У детей он тоже существует и чаще всего затрагивает первоклассников, на которых в первые дни обрушивается слишком много информации. Школьный стресс может проявляться по-разному: от гиперответственности до тошноты, пишет ”МК-Эстония”.

                Готовить ребенка к школе стоит задолго до начала серьезного учебного процесса, считает координатор по работе с детьми с особыми образовательными потребностями и психолог Жанна Кубинец. В идеале — в подготовительной школе, когда дети, еще не погрузившись в полноценную учебу, все-таки уже соприкасаются со школой — имеют понятие уроков, дисциплины, в некоторых случаях — домашних заданий. Общаются с учителем и сверстниками.

                ”К началу учебного года было бы очень хорошо, если бы родители вместе с ребенком изучили маршрут до школы и обратно, — говорит Жанна. — Конечно, в первый класс дети наверняка будут ходить в сопровождении взрослого, но на всякий случай ребенок должен знать дорогу. Причем знание не должно быть абстрактным. Было бы очень хорошо, если бы ребенок мог проговорить маршрут. Пусть со стороны это звучит примитивно, но это позволит зафиксировать в голове важные моменты. Слова помогают лучшему восприятию информации, особенно у детей такого возраста”.

                Одним из моментов лучшей адаптации было бы знакомство и с самой школой — при условии, что пустят внутрь. Просто заглянуть и осмотреться, показать ребенку, где раздевалка, где учебные классы — чтобы в первый день учебного года не возникло испуга.

                Второй момент — дисциплинирующий. Уже сейчас нужно начинать постепенно подгонять летний график под учебный год. Как правило, уроки начинаются в 8 утра, следовательно ложиться спать в 10-11 вечера уже нельзя — не получится полноценного отдыха. Резко сдвигать график тоже не стоит, поэтому можно каждый день укладывать ребенка на 15 минут раньше. И будить, соответственно, тоже.

                ”Первая учебная неделя проходит в своеобразной эйфории, — предупреждает психолог. — А потом происходит накопление — погружение в уроки, домашнее задание, выполнение требований. Накапливается усталость, появляется раздражительность”.

                Родителям в этот период следует быть особенно внимательными по отношению к своему ребенку, не отталкивать его со словами ”не выдумывай!”, выслушать, приободрить. Стресс, как правило, проходит, и учеба входит в привычное русло. Но иногда из-за родительского невнимания ситуация может усугубиться.

                ”Стресс может проявляться по-разному, — продолжает Жанна Кубинец. — От раздражительности и нежелания вставать по утрам до куда более серьезных проявлений — например, тошноты, головных болей, болей в животе. В этот момент важно выяснить причину дискомфорта. Для этого обязательно стоит обратиться к классному руководителю и школьному психологу — у психологов есть масса методик, помогающих ребенку привыкнуть к школе. И, конечно, очень важен родительский контакт с ребенком — всегда интересуйтесь не только школьными оценками, но и отношениями с классом, участием в школьной жизни”.

                m.rus.delfi.ee

                Школьный стресс

                Ведущую роль в таком быстром ухудшении здоровья детей играет школьный стресс. Одна из главных причин его возникновения — проблемы с адаптацией у детей. Поступление в первый класс, переход в среднюю школу (5 класс), «профилизация» в старшей школе или переход из одной школы в другую в связи с переездом приводят к серьезным проблемам: ребенок лишается поддержки старых друзей, ему приходится привыкать к новым одноклассникам и педагогам.

                Функция начальной школы – не только развить индивидуальные способности детей, научить необходимому, но помочь им адаптироваться. Адаптированный ребенок болеет гораздо реже. Специалисты по детскому здоровью отмечают, что в российских школах часто оказываются дети, просто не получившие элементарных навыков общения. Ситуация, когда ребенок из богатой семьи почти не общается со своими сверстниками, так как родители считают это «вредным», не так уже редка. Поэтому при выборе школы необходимо обращать внимание на социализацию маленьких детей в дошкольном отделении и начальной школе. Такая социализация ребенка в коллективе с самого раннего возраста – очень важный фактор сохранения его здоровья в последующих классах».

                Однако даже адаптировавшийся к коллективу учащийся не всегда готов заниматься в режиме «нон-стоп». Непродуманная структура учебных курсов, острая нехватка времени, сопровождающая школьную жизнь детей с первого до последнего года учебы и другие факторы тоже ведут к стрессу и болезням. По данным Министерства образования, за последние 60 лет ежемесячная учебная нагрузка увеличилась на 100%. Еще один деструктивный фактор – «школьное соревнование», следствием которого становится стремление к успеху любой ценой. Хорошо, если учеба дается ребенку легко, и он учится с интересом. Но иногда участие в таком «соревновании» дается ценою огромного напряжения сил или превращается в унизительное «вымаливание» хорошей оценки. Учащиеся нередко становятся «заложниками» таких явлений, как настроение учителя, его отношение к данному ребенку или субъективности его личных представлений о критериях оценивания.
                Некоторые склонны полагать, что на здоровье ребенка в школе влияет сопутствующее медицинское сопровождение. Однако это лишь верхушка айсберга. Корни проблем здоровья ребенка редко бывают исключительно медицинскими. Если дети перегружены, они заболевают быстрее. Некоторые школы (в основном частные) применяют специальные методики, развивающие память, внимание, мышление, воображение, предметно-речевые навыки (слушание, говорение, чтение, письмо).

                В то же время далеко не только стресс становится причиной болезней школьников. Часто за это «ответственны» хирургическая и ортопедическая патология (нарушение осанки, плоскостопие), а также ЛОР-патология и глазные болезни. Довольно часты вегето-сосудистая дистония, неврологические нарушения, аллергические заболевания, эндокринные нарушения. Установлено пятикратное увеличение распространенности нарушений осанки у школьников от начала до окончания обучения. Считается, что 64% случаев сколиоза формируется из-за неудобной школьной мебели.

                5psy.ru