Депрессия ларса фон триера

Ларс фон Триер оставил кинематограф из-за депрессии

Знаменитый датский режиссер Ларс фон Триер (Lars Von Trier) сообщил, что не знает, сможет ли он вернуться в кинематограф после тяжелого приступа депрессии, перенесенного им в начале 2007 года.

Выдержки из интервью фон Триера, опубликованного в номере датской газеты Politiken от 12 мая, в субботу приводит AP. Знаменитый режиссер, в частности, рассказал, что в начале 2007 года был вынужден пройти курс лечения от депрессии в одном из специализированных медицинских учреждений.

Лечение было успешно завершено, однако фон Триер пока не полностью восстановился. По его словам, после приступа депрессии, он ощущает себя «белым листом бумаги» и не чувствует в себе сил вернуться к работе. «Для меня это очень необычное состояние. Я привык одновременно заниматься как минимум тремя проектами», — признался фон Триер.

По прогнозам врачей, сообщил фон Триер, его полное восстановление после приступа депрессии займет не менее двух лет. «Вы не можете находиться в депрессии и снимать фильмы», — сказал знаменитый кинорежиссер, добавив, что пока не знает, когда он вернется к работе над своим последним проектом «Антихрист». Планировалось, что съемки этой картины в жанре хоррор будут начаты в середине 2007 года.

Ларс фон Триер, один из создателей нашумевшего манифеста «Догма-95», оказавшего огромное влияние на европейский кинематограф конца 90-х годов. «Догма-95» провозглашала отказ технических ухищрений и спецэффектов, отвлекающих по мнению авторов манифеста, зрителя от сюжета и персонажей фильмов.

Фильмы фон Триера, в последние годы отошедшего от принципов «Догмы», неоднократно участвовали в конкурсах самых престижных кинофестивалей, в том числе, Каннского. Наиболее известными работами фон Триера являются фильмы: «Танцующая в темноте», главную роль в котором исполнила исландская певица Бьорк, и «Догвилль», в котором сыграла голливудская кинозвезда Николь Кидман.

m.lenta.ru

Соотношение Добра и Зла в фильмах Ларса фон Триера

Это прошедшее мероприятие

Цикл показов с разбором и обсуждением

В своем творчестве датский режиссер Ларс фон Триер не раз обращался к проблеме Добра и Зла. При этом почти все его работы говорят об амбивалентном отношении режиссера к этим понятиям. По мнению Триера, все имеет свое объяснение, и таких абсолютных крайностей попросту не существует, есть лишь «ошибки и недоразумения».

Однако идеи крайностей всегда привлекали «великого провокатора». В новом цикле лекций речь пойдет о том, как представлены в его творчестве такие полярные категории, как Добро и Зло.

На примере разных по стилю и содержанию картин мы обсудим, что понимает режиссер под истинным и ложным гуманизмом, святостью и юродством. Рассмотрим, как герой-идеалист, чьи благие намерения лишь усугубляют проблему, которую он хочет решить, трансформируется в истинно бескорыстную личность, готовую на самопожертвование ради близких.

Ближайшие показы:

«Меланхолия» Ларса фон Триера. Апокалипсис как очищение. 2 августа в 19-00

«Меланхолия» – центральная часть кинематографического триптиха Триера. В босхианском контексте это Земля в преддверии Судного дня. В картине, в которой поднимается тема конца света, ментальный ад «Антихриста» и экстатический рай «Нимфоманки» уравновешиваются.

В «Меланхолии» Триер доводит тему депрессии до планетарного масштаба и продолжает развивать прозвучавший в «Антихристе» мрачный постулат о том, что соединение полярных начал не приводит ни к чему хорошему. Обыгрывая эстетическую категорию возвышенного, так любимую романтиками, режиссер мастерски деконструирует и гуманистические идеалы Ренессанса. Сопоставление макрокосма вселенной и микрокосма человеческой души по Триеру не предполагает положительных коннотаций. С другой стороны, как ни странно, фильм о Судном дне оставляет место для светлого предчувствия Апокалипсиса как очищения.

Следует ли понимать представленные в картине образы буквально? Как работает сочетание жанров драмы о распаде семьи и фильма-катастрофы? Какие религиозные и эзотерические символы считываются в «Меланхолии»? Все это мы обсудим на нашей новой киновстрече, посвященной проблеме Добра и Зла в творчестве Ларса фон Триера.

Прошедшие показы:

«Догвилль» Ларса фон Триера. Америка как театральная декорация. 21 июня в 19-00

Первый фильм неоконченной трилогии «США – страна возможностей», действие которой происходит в условной Америке. Главную роль в картине исполнила голливудская звезда Николь Кидман. По словам Триера, это не историческая или научная, а эмоциональная картина, в которой воплощены личные представления режиссера об Америке. Намеренно эксплуатируя существующие стереотипы, Триер создает некую вневременную и внепространственную область человеческих взаимоотношений.
На пятой встрече мы обсудим, как выглядит Америка в глазах художника, который, подобно Кафке, никогда не бывал там (и не собирается); как клише массового сознания помогают ему в создании общечеловеческой притчи. Проследим, как в этом фильме развивается излюбленная тема Триера – «чужак в новой среде»: таит ли в себе опасность незнакомое сообщество, или наоборот, угроза исходит от постороннего?

«Трилогия депрессии» – кинематографический триптих Ларса фон Триера

На следующих трех лекциях с просмотром, посвященных проблеме Добра и Зла в творчестве Ларса фон Триера, мы обратимся к последней на сегодняшний день трилогии режиссера, известной как «трилогия депрессии» (Depression Trilogy). Трилогия, в которую входят картины «Антихрист», «Меланхолия» и «Нимфоманка», представляет собой кинематографический триптих сродни знаменитым триптихам Иеронима Босха «Страшный суд», «Сад земных наслаждений», где центральная часть, правая и левая створки символически представляют наш мир, ад и рай соответственно.

Как и триптихи художников Ренессанса, трилогия Триера пронизана библейской символикой и реализуется по схеме «Антихрист» – природное начало/зло; «Меланхолия» – баланс; «Нимфоманка» – духовное начало/добро.

Одна из идей, объединяющих три картины Триера, – это идея женщины.

В «Антихристе» женщина ассоциируется со злом из-за близости к природе, которая в контексте фильма уподобляется храму дьявола.

В «Меланхолии» образ женщины сбалансирован, поскольку подан через противопоставление двух сестер: условно их можно обозначить как женщина-порядок (Клэр) и женщина-хаос (Жюстин).

Рассказанная в «Нимфоманке» история женщины, страдающей от своей инаковости, парадоксальным образом отсылает к духовному опыту страстотерпцев, следовательно, к святости и добру.

На лекциях мы рассмотрим круг тем, последовательно реализованных в каждом из трех фильмов. Обсудим, как представлены идея секса и идея противоположностей.

Показ шестой. «Антихрист» Ларса фон Триера. Рай сатаны. — 28 июня в 19-00

В кинематографическом триптихе Ларса фон Триера этот фильм – левая створка, изображающая «Ад человеческого сознания».

Поводом к созданию картины стала затяжная депрессия режиссера, что отразилось в названии трилогии. «Антихрист» – не только метафорическое возвращение в Эдем до грехопадения, но и путешествие в мрачную область человеческого бессознательного, в частности в бессознательное самого режиссера. Триер буквально заставляет аудиторию вступить в битву с его собственными страхами.

Через призму рефлексии режиссер рассказывает нам о первородном грехе, роли женщины в его совершении, отделении человека от природы после изгнания из Эдема, о том, что природа есть не что иное, как рай сатаны.

Герои фильма не имеют имен и обозначены просто как Он и Она, то есть Мужчина и Женщина как таковые. На лекции мы затронем тему насилия, жестокости и попытаемся ответить на вопрос, чем обусловлены зверства современных Адама и Евы, нашедших потерянный Эдем.

Прошедшие лекции

«Танцующая в темноте» Ларса фон Триера. Гипертрофированное мученичество7 июня в 19-00

Заключительный, самый душещипательный фильм трилогии «Золотое сердце», принесший автору «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. «Танцующая в темноте» – первый «американский» опыт Триера, прелюдия к неоконченной трилогии «США – страна возможностей», а также первый опыт работы в жанре мюзикла. Музыку к фильму написала исполнительница главной роли – исландская певица Бьорк. Звездный состав картины пополнила француженка Катрин Денев.
В этой картине утрированные обстоятельства доводят до предела тему жертвенности, отсылающую к крестному пути Христа. Что это – искусственное выжимание слез или постмодернистское переосмысление традиций музыкального фильма? Какова цена осуществления американской мечты? Об этом мы поговорим на четвертой киновстрече, посвященной проблеме Добра и Зла в творчестве Ларса фон Триера.
Мы также рассмотрим, каким образом реализуется проблема морального выбора в душе человека, оказавшегося перед лицом бесчувственной государственной машины. Проследим, как в руках европейского режиссера такой легковесный жанр американского кино, как мюзикл, превращается чуть ли не в библейскую трагедию.

1. «Европа» Ларса фон Триера. Гуманизм, ведущий к хаосу — 26 апреля в 19-00

На первой лекции с просмотром, посвященной теме Добра и Зла в творчестве Триера, мы обратимся к технически безупречной и наиболее строгой в формальном смысле картине «Европа», заключительной части одноименной трилогии.

В трилогии, известной также как «трилогия Е», режиссер впервые выразил негативное отношение к наивному идеализму, указал на его пагубную основу. В дальнейшем эта тема будет развита в таких известных картинах, как «Танцующая в темноте» и «Догвилль».

На лекции мы обсудим, почему Триер понимает под Европой именно нордическую Германию. Поговорим о том, как через контрастную игру черно-белого изображения и цветных вставок на техническом уровне и противопоставление Европы и Америки – на символическом выражена идея двойственности. Рассмотрим отсылающие к Кафке абсурдистские элементы киноповествования и то, какую роль в нем играет гипноз.

2. «Рассекая волны» Ларса фон Триера. Глазами блаженной — 10 мая в 19-00

На второй встрече мы разберем одну из самых титулованных работ Триера «Рассекая волны». Картина открывает вторую трилогию режиссера «Золотое сердце», посвящённую бескорыстной душе, готовой жертвовать собой ради других. В этой ленте Триер впервые подходит к проблеме Добра и Зла через призму религии, которую рассматривает как структуру власти. Критикуя подавляющий уклад религиозной общины, но не отвергая идею Бога, Триер создает максимально реалистическую картину о чуде. На лекции мы поговорим о том, как необычная техника (грубая документальная съемка ручной камерой) работает на реализацию этого замысла. Обсудим вопросы: Готов ли человек опуститься на самое дно ради чуда Божьего? Есть ли место блаженному в современном мире?

Тема морального падения как метафоры духовного подвига связывает «Рассекая волны» с последней на сегодняшний день работой Триера «Нимфоманка», что позволяет нам определить эту тему как одну из магистральных в его творчестве.

3. «Идиоты» Ларса фон Триера. Играя в юродивых.

«Идиоты» – вторая лента трилогии «Золотое сердце» и второй по счету фильм движения за натурализм в кино «Догма-95». На встрече мы обсудим принципы этого знакового явления мирового кинематографа, родившегося из одноименного манифеста Ларса фон Триера и Томаса Винтерберга. Рассмотрим то, как «небрежная» техника съемки помогает раскрыть образ бескорыстной души.

В картине «Идиоты» в контексте темы Добра и Зла противопоставляются такие категории, как мораль и безнравственность, социальные устои и нонконформизм. Мы попробуем разобраться, что лежит в основе «идиотического» поведения героев фильма: протест ли это против норм общества, циничное издевательство над людьми или утверждение библейской истины о том, что «мудрость мира сего есть безумие пред Богом». Попытаемся ответить на вопрос: возможно ли юродство сегодня?

Лектор и ведущий — Иван Лобанов — японист, окончил Институт востоковедения РАН. Специалист в области японской литературы и кино ХХ века.

punktum.ru

В МОСКВЕ ПОКАЖУТ ТРИЛОГИЮ ДЕПРЕССИИ ЛАРСА ФОН ТРИЕРА

RussoRosso Май 4, 2017 241

С 10 по 31 мая в московском кинотеатре «КАРО 8 Атриум» в рамках проекта «КАРО.Арт» пройдет мини-ретроспектива датского режиссера Ларса фон Триера, организованная сетью кинотеатров «КАРО» и Московской школой кино. На мероприятии покажут трилогию депрессии режиссера, куда входят его последние работы: экспериментальный хоррор «Антихрист» (2009), фантастическая драма «Меланхолия» (2011) и состоящая из двух частей «Нимфоманка» (2013). После каждого сеанса будут организованы обсуждения: со зрителями побеседуют куратор курса «Современное кино» Московской школы кино Всеволод Коршунов, кинокритик и автор книги о Ларсе фон Триере Антон Долин, автор интернет-журнала Cineticle Сергей Дёшин и кинокритик Владимир Лященко.

«Антихрист» рассказывает о немолодых родителях (Уиллем Дефо и Шарлотта Генсбур), чей двухлетний мальчик выпадает из окна, когда они занимаются любовью. Чувство вины буквально сводит с ума мать ребенка, а его отец, будучи психотерапевтом, пытается помочь жене и увозит ее в старый дом в лесной чаще, где герои фильма погружаются в мир странных символов, безумия и насилия.

События «Меланхолии» разворачиваются накануне катастрофы. Первая часть фильма посвящена свадьбе Жюстин, которая быстро охладевает к торжеству, чем вызывает непонимание близких и гостей. Во второй ее сестра Клэр ухаживает за впавшей в клиническую депрессию новобрачной и одновременно страшится сообщений о приближении к Земле таинственной планеты. Со временем Жюстин и Клэр меняются ролями — и уже паникующая Клэр нуждается в заботе. Роли в фильме исполнили Кирстен Данст, Шарлотта Генсбур, Кифер Сазерленд, Александр Скарсгард, Брэйди Корбет, Стеллан Скарсгард и Джон Хёрт.

«Нимфоманка» — история эротических переживаний женщины, рассказанная пятидесятилетней Джо с диагнозом нимфомании. Холодным зимним утром Селигман, немолодой одинокий холостяк, натыкается в переулке на Джо — избитую и находящуюся в полубессознательном состоянии. Доставив женщину к себе домой, он рассматривает ее раны и задается вопросом, как она дошла до такой жизни. Джо рассказывает Селигману историю своей насыщенной молодости, изобилующую параллельными сюжетами и неожиданными отступлениями. В фильме снялись Шарлотта Генсбур, Стэйси Мартин, Стеллан Скарсгард, Шайа ЛаБаф, Кристиан Слэйтер и Ума Турман.

Все показы пройдут в кинотеатре «КАРО 8 Атриум» (станции метро Курская, Чкаловская, ул. Земляной Вал, д. 33). Начало сеансов — в 19:30. Фильмы будут демонстрироваться на английском языке с русскими субтитрами. Стоимость билетов — 350 рублей.

10 мая — «Антихрист» (Антон Долин, Всеволод Коршунов)
17 мая — «Меланхолия» (Сергей Дёшин, Всеволод Коршунов)
24 мая — «Нимфоманка. Часть 1» (Владимир Лященко, Всеволод Коршунов)
31 мая — «Нимфоманка. Часть 2» (Владимир Лященко, Всеволод Коршунов)

russorosso.ru

Ларс фон Триер: гений, которого все ненавидят

Небезызвестная арт-хаусная трилогия «Антихрист», «Меланхолия» и «Нимфоманка» — фильмы с разными сюжетами, которые объединены общей темой. Главные герои каждой из картин страдают от психических заболеваний, и, что характерно, сумасшествием режиссёр в трех работах наградил женщин.

После каждого фильма фон Триера и зрители, и критики задаются все теми же вопросами: кто он, этот мрачный режиссёр? Провокатор? Женоненавистник? Псих? Или просто маленький ребенок, трансформировавший детские страхи во взрослую жизнь с помощью камеры? Точно известно одно, работы «ужасного Ларса» никого не оставляют равнодушным. И, как бы там ни было, на сегодняшний день фон Триер по праву считается одним из наиболее опытных и влиятельных людей в мире кинематографа.

Меланхоличный скинхед

Еще во время учебы в датской школе киноискусств однокурсники начали называть его фон Триер за заносчивость и несносный характер. Позже он официально изменил свое имя якобы в честь режиссеров Йозефа фон Штернберга и Эриха фон Штрогейма.

Сам Триер себя описывает так: «Меланхоличный датчанин, танцующий в темноте под образы на большом киноэкране». По крайне мере так он утверждал в далеком 1989 году.

Личная жизнь фон Триера не заладилась с юного возраста. Его воспитали свободные мыслители, бывшие бойцы сопротивления во время Второй мировой войны.

Они исповедовали социалистические идеи и были практикующими нудистами. Ингер (мать Триера) заставляла его делать свой собственный выбор буквально во всем, позже в жизни он осознал, насколько ему это было ненавистно.

Только на гробовом одре его мать решилась поведать ему, что мужчина, которого Триер всю жизнь называл своим отцом, на самом деле ему никто. Для зачатия своего ребенка Ингер выбрала немца из семьи артистов. Похоже, у нее был свой план для Триера. С тех пор он мстит ей своим творчеством, несмотря на то, что она даже уже не может его увидеть.

Сейчас Триер большую часть своего времени проводит в коттедже на окраине Копенгагена возле киностудии Filmbyen, среди бывших военных казарм, в комплексе, где монтируют его киноленты. Говорят, там стены окрашены в зеленый, как и стены на «пути смертников» в некоторых американских тюрьмах.

В помещениях можно увидеть заповеди «Великого кормчего», нацарапанные на скрижалях выцветшей штукатурки. Виной тому бизнес-партнер фон Триера Питер Аалбек Йенсен, который является убежденным коммунистом. Еще одним фетишем является коллекция садовых гномов на заднем дворе, подаренная одной американской кинокомпанией. Тут их называют « ссаные гномы», потому что Йенсен любит на них помочиться.

По словам Йенсена, было время, когда никто в Датском королевстве не хотел иметь ничего общего с Триером: «Он был высокомерен и всегда не в себе. Одевался в черную кожу, выглядел как скинхед и оскорблял всех вокруг».

Впрочем, Триеру и позже удавалось обижать многих, например своеобразным чувством юмора. Миру, безусловно, запомнятся надолго слова фон Триера, произнесенные в мае в Каннах, из-за которых датчанина даже объявили персоной нон грата на этом фестивале.

«Да, его (Гитлера) нельзя назвать хорошим парнем, но я многое в нем понимаю и немного ему симпатизирую… Я поддерживаю евреев. Но не слишком, потому что Израиль — это та еще головная боль. Окей, я нацист». Такое роковое признание сделал режиссер несколько лет назад, за это ему неоднократно пришлось извиняться.

Нельзя забывать о других особенностях фон Триера. Говорят, у него больше фобий, чем киноработ. Среди страхов гения: страх толпы, пожаров, больниц, моллюсков и современного транспорта. «В принципе, я боюсь всего, кроме кино», — сказал однажды режиссер.

В своей творческой карьере фон Триер, кроме прочего, запомнился как человек непостоянный, он успел сменить не только вероисповедания, отбросив иудаизм ради католицизма, но и неоднократно поменять стиль кинопроизводства.

Наказание для актеров

Ларс фон Триер является одним из самых противоречивых режиссеро в в сех времен. Его ненавидят не меньше, чем восхищаются им. Конечно, для великого Триера такое отношение в порядке вещей. Возможно, режиссёру даже лестно, когда его называют то садистом, то порнографом, то женоненавистником.

Одних актеров он заставляет покидать съемочную площадку на грани нервного срыва, других же, которые готовы пройти все мучительные испытания, вдохновляет и порождает в них рабскую преданность.

Триер буквально одержим желанием все контролировать, что не мешает ему частенько впадать в депрессии, шутить невпопад и вести себя в лучшем случае неординарно. На грани срыва он чуть было не бросил работу над «Антихристом», а, работая над «Танцующая в темноте», напрочь отбил желание сниматься в фильмах у известной певицы Бьорк. Похоже, ему просто нравится водить своих актеров по кругам ада. Но результат явно оправдывает средства.

Интересно, что в одном из своих фильмов, с целью усложнить жизнь актерам, Триер использовал новый прием — специально разработанный для ограничения влияния человека на процес с с ъемки , который он назвал Automavision. Секрет заключается в том, что после предварительной настройки лучших из возможных положений объектива, компьютер сам выбирает время и уровень наклона, панорамирования или масштабирования.

Казалось бы, отдать большую часть творческого процесса на откуп машине должно быть как минимум тревожно для человека, который так любит все контролировать. Однако сам фон Триер посчитал такой шаг хорошей переменой. По его словам, он человек очень многих фобий, но делать странные вещи с камерой не является одной из них. Кроме того, одной из главных причин использования Automavision стало лишить актеров возможности использовать свои обычные уловки.

Благодаря рандомизированному кадрировани ю и а удио настройкам у них не было ни малейшего представления о том, как камера себя поведет. А значит, не было ни малейшего шанса стать к камере своей «лучшей стороной» или выкинуть какой-нибудь заученный перед зеркалом мимический жест. Между прочим, в будущем фон Триер хочет пойти еще дальше и вовсе скрыть камеры от взора актеров.

Странный мир Ларса

Лучший синематограф способен наглядно показать явления, которые в реальном мире не имеют выражения в визуальных образах. Хорошая кинолента — это совокупность изображения, слова и звука, которые вместе сливаются в музыку, сплавляются в настоящее искусство.

Одной из центральных тем своей фильмографии фон Триер выбрал противопоставление женского и мужского начал. Хотя если присмотреться ближе, то окажется, что мужское в его фильмах не более, чем декорации, не более, чем необходимый антагони ст дл я освещения центральной темы большинства его значимых работ.

Люди издавна приучены понимать женское как эмоциональное, а мужское как рациональное, ничего в этом нового, конечно , нет. Но Триер, возможно даже сам того не замечая, добавляет, что женщина — это единственный мир достойный внимания, она и есть тот дикий мир играющих страстей, настоящий мир. И лишь его можно и стоит изображать как настоящее искусство.

«Мне нравится быть человеком, которого все ненавидят», — однажды произнес фон Триер. И следует отметить, он придумал идеальный способ достижения этой цели. Режиссер постоянно находит способ отчуждения и отвращения зрителя через свои стилистические приемы.

Он использует эти инструменты для того, чтобы оголить свой внутренний мир через призму легкого романтизма, искусного цинизма, духовного эксгибиционизма и анатомического вуайеризма, впрочем, и любого другого « изма », до которого только смогут дотянуться его гнетущие аллюзии.

И делает он это не с детской жестокостью, но с навыками вполне искусного садиста, чтобы окунуть аудиторию как можно глубже в мир своих гротескных образов и фантазий, в мир, который, он уверен, узнает каждый, кто не успеет отвести свой взгляд.

www.cablook.com

Правила жизни Ларса фон Триера

Кино должно быть неудобным — как камешек в ботинке.

Мне насрать, что вы обо мне думаете. Журналисты часто искажают смысл моих слов, но я научился относиться к этому спокойно. Слышали такое выражение — «в чернилах рук не отмыть»? Я его всегда вспоминаю, когда даю интервью.

Я из семьи левых активистов, увлекшихся нудизмом. В детстве мне разрешалось все, что я хотел, и родителей никогда не интересовало, пошел я сегодня в школу или напился.

Родители часто брали меня в нудистский лагерь. У меня нет никаких эротических воспоминаний об этом месте, но я очень хорошо помню небольшое почтовое отделение, которое там работало. Ты заходил внутрь, а на почтовом служащем была только шляпа. Вернее, у него еще был свитер — потому что там, внутри, было довольно холодно — но как только кто-то входил, он обязан был его снять. И это было очень честно.

Когда моя мать сказала мне, что тот, кто воспитал меня и кого я долгое время считал своим отцом, на самом деле не мой отец, я подумал: ну вот, хоть что-то для биографии.

Ни о чем не сожалею в жизни, кроме одного. Когда я был маленьким, у меня жила птичка, и я кормил ее, но однажды, на каникулах, забыл, а когда через несколько дней пришел домой, она была мертва. Вот о чем я действительно сожалею. А когда на меня набрасываются за сказанное мною на Каннском фестивале (высказывание Триера о Гитлере было расценено как оправдание нацизма. — Esquire), я чувствую себя как ребенок, который упал с велосипеда, а на него орут родители.

Я очень горжусь своим статусом персоны нон грата Каннского фестиваля и чувствую, что он полностью мне подходит. Кажется, в истории Канн это единственный случай.

Политкорректность — худшее, что дала миру Америка. Именно политкорректность убила честную дискуссию, потому что многие люди сегодня предпочитают молчать, боясь быть в чем-то обвиненными.

Я симпатизирую огромному количеству американцев, но у меня нет никакой симпатии к их государству. Впрочем, мир сейчас устроен так, что если ты говоришь что-то против государства, всем начинает казаться, что ты ненавидишь и народ тоже.

Не могу провести вместе с кем-то и трех часов, не сказав ему что-то, от чего он меня возненавидит.

Если кто-то хочет избить меня, он волен сделать это. Но должен предупредить: я могу получить от этого удовольствие.

Извращения? Не вижу в этом ничего плохого — по крайней мере, до тех пор, пока это не причиняет неудобств другим.

В этом мире практически невозможно жить так, чтобы не причинять кому-то боль. Даже вдыхая воздух, ты отнимаешь его у кого-то. Но что касается меня, то кроме рыбы я стараюсь не причинять боль никому. Конечно, мне жаль и рыб, но я также думаю о том, что, выуживая одну старую рыбу, я, возможно, освобождаю место для другой рыбы, молодой и счастливой. Или, думаю я, та рыба, которую я только что выудил, уже несколько месяцев была в депрессии и хотела покончить с собой, но не знала — как. Ведь это не так просто, если ты рыба.

Подсознательно человек всегда стремится к меланхолии. Несчастная любовь романтичнее счастливой любви, и — как тоску или как боль — мы чувствуем меланхолию острее, чем счастье.

Не так давно я спросил одного астронома, через сколько лет какой-нибудь астероид может врезаться в Землю. Он сказал, что в обозримом будущем этого не случится, и меня это очень успокоило.

Я человек множества фобий, но делать что-то необычное с камерой — точно не одна их них.

Я такой же, как все: мне нравится получать награды, но они не делают меня счастливее.

Самая распространенная и тщательно поддерживаемая ложь мира кино заключается в том, что снять фильм якобы очень сложно.

Сюжеты живут вокруг нас. Даже эта комната хранит тысячи историй. Вы знаете, как здесь оказался этот стул? Кто на нем сидел? Почему здесь именно он, а не другой точно такой же? И где тот, который сюда так и не привезли?

Я придумал сюжет «Догвилля» благодаря песне пиратки Дженни из «Трехгрошовой оперы» (пьеса Бертольда Брехта. — Esquire). Это песня о девушке, работающей в маленьком отеле, которая мечтает о корабле, который зайдет в порт и разгромит все вокруг, и люди с корабля спросят ее, кого они должны ради нее убить, а она скажет «всех».

Что значит, я не снимаю комедий? Большинство моих фильмов — комедии, просто они очень меланхоличны.

Мир катится в преисподнюю, но это не значит, что мы не должны улыбаться.

Смотреть на лицо человека, наблюдающего за концом света, гораздо страшнее, чем увидеть на экране сам апокалипсис.

В кино очень легко изобразить абсолютное зло, потому что зло визуально в принципе, и у каждого из нас в голове тысячи стереотипных изображений зла. Но попробуйте изобразить добро, и вы поймете, что визуальное воплощение добра всегда выглядит уныло и лживо. Что это будет? Солнечные лучи, расходящиеся от головы? Нимб?

Моя жена — одно из немногих явлений в этой жизни, которое меня полностью устраивает.

Детей у меня четверо, и я разрешу им смотреть мои фильмы, когда им исполнится пятьдесят.

Агнес — моя старшая дочь, — кажется, готова пойти по моим стопам. Когда она училась в художественной школе, я был очень горд, что она только и делала, что лепила из гипса влагалища. Это ее специализация, да. Знаете такую книгу «Где Уолли?» (серия иллюстрированных книг для детей, где на картинке с большим количеством людей нужно найти юношу в полосатом свитере. — Esquire)? Ее вступительная работа в художественную школу называлась «Женщина, которая забралась в собственное влагалище и нашла Уолли».

Глупо утверждать, что у меня нет принципов. Мне не наплевать на людей, и у меня есть политические убеждения.

Если замысел Господа так велик и мудр, почему людям кажется, что он требует от нас становиться перед ним на колени? Мне не нравится это унижение при общении с Богом. Если ты веришь в него, он уже велик. И если ты истинно верующий, тебе не нужно становиться на колени, чтобы отдать дань его величию. Ты смотришь на маленький лепесток и чувствуешь смирение и трепет. Не надо часами стоять в церкви на коленях, называя себя маленьким грешником, достаточно просто посмотреть на маленький лепесток.

Выдры всегда казались мне самыми прекрасными из животных.

Нет, у меня нет футболки «Хаос правит» (реплика из фильма «Антихрист». — Esquire), но это неплохая идея, потому что хаос действительно имеет такое свойство.

Пожалуйста, прекратите обсуждать мои фильмы. Идите и снимайте свои.

esquire.ru