Депрессия школьников

Депрессия у детей

Депрессия у детей – психическое аффективное расстройство, характеризующееся сниженным настроением, неспособностью переживать радость, моторной заторможенностью, негативным мышлением. Заболевание проявляется тревогой, страхами, фобиями, навязчивыми действиями, нарушениями социальной адаптации, соматическими симптомами (головной болью, недомоганием, нарушениями пищеварения). Диагностика осуществляется с использованием метода клинической беседы, опроса родителей, проективных психологических тестов. Лечение включает психотерапию, социальную реабилитацию, применение медикаментов.

Слово «депрессия» имеет латинское происхождение, означает «давить», «подавлять». Патология занимает значительное место в структуре детских психических расстройств. Распространенность колеблется от 0,5% до 5%. Отмечается тенденция роста заболеваемости, снижения среднего возраста пациентов. Частота аффективных расстройств возрастной группы до трех лет составляет 0,6-0,9%. Первичные проявления эмоциональной нестабильности малышей являются предвестниками депрессии дошкольников, школьников, взрослых. Отмечается сезонность обострений, пик заболеваемости приходится на осенне-зимний период.

Причины депрессии у детей

Причины депрессивных состояний определяются возрастом. Для детей до 3 лет они подразделяются на:

  • Поражения ЦНС. Аффективное нарушение развивается в результате повреждений клеток мозга при внутриутробной гипоксии плода, внутриутробных инфекциях, родовой асфиксии, энцефалопатии новорожденных, перенесенных тяжелых заболеваниях, нейроинфекциях.
  • Наследственную предрасположенность. Дети, близкие родственники которых страдают психическими и неврологическими заболеваниями, более подвержены депрессии.
  • Патологические семейные отношения. Причиной депрессивного состояния становится разрыв контакта с матерью: физическое отделение (детский дом, стационар), эмоциональное отчуждение (алкоголизация матери, увлеченность другими сферами жизни). Тяжелая семейная обстановка является провоцирующим фактором. Частые скандалы, проявления агрессии, насилие, алкоголизм, наркомания родителей формируют чувство подавленности, угнетенности.
  • В дошкольном возрасте ребенок переживает первый опыт социализации – начинает посещать детский сад, секции, творческие студии, устанавливает контакты со сверстниками. Депрессия может развиться вследствие биологических причин, сложных межличностных отношений. Эмоциональное нарушение формирует:

  • Стиль воспитания. Причиной детской депрессии нередко становится отношение родителей: применение насилия, гиперконтроль, гиперопека, равнодушие, недостаточная заинтересованность жизнью ребенка. Повышается уровень невротизации, проявляющийся депрессивным состоянием.
  • Социальные отношения. Усложняющиеся межличностные контакты становятся источником стресса. Отвержение сверстников, требование подчиняться указаниям педагогов негативно отражаются на эмоциональном состоянии дошкольника.
  • У детей младшего школьного возраста сохраняются перечисленные выше причины и добавляются новые. Они представлены усложнением социальных взаимоотношений, ростом учебной нагрузки, особенностями психического развития. Состояние утяжеляется при неспособности справиться с требованиями взрослых, невозможности достичь поставленных целей, оценке себя как слабого, глупого среди сверстников.

    Депрессия у детей – многофакторное заболевание, обусловленное биологическими, генетическими, психосоциальными причинами. К числу биологических патогенетических факторов относится дефицит серотонина, норадреналина, повышенное содержание кортизола ночью, дисбаланс синтеза мелатонина. Существует катехоламиновая теория, согласно которой депрессия развивается при нарушениях гипоталамо-гипофизарных взаимодействий, дефиците нейротрансмиттеров ЦНС, отвечающих за обратную передачу сигналов.

    Существуют психофизиологические и личностные особенности, способствующие возникновению депрессии. Эмоциональное расстройство развивается на фоне повышенной нервозности, нарушений адаптации, страха, интровертированности, тревожности. Воздействие негативных средовых факторов – патологических отношений, неудачного опыта – увеличивает риск развития болезни. Ребенок становится уязвимым к негативным событиям, замыкается, хуже адаптируется к внешним условиям. Иногда патогенетическим механизмом депрессии является чувствительность к климатическим условиям (сезонность), изменение биохимических процессов в головном мозге.

    Классификация

    Существует несколько вариантов классификации депрессии у детей. По продолжительности, полноте проявлений заболевание подразделяют на депрессивную реакцию, депрессивный синдром, депрессивное расстройство. По характеру течения выделяют адинамическую форму болезни, для которой свойственна вялость, медлительность, монотонность, и тревожную форму, характеризующуюся двигательным беспокойством, фобиями, страхами, плаксивостью, нарушениями сна, ночными кошмарами. В российских руководствах по психиатрии для классификации детской депрессии рекомендуется использовать следующие рубрики МКБ-10:

  • Тревожное расстройство, обусловленное разлукой. Ключевой диагностический критерий – отделение ребенка от близких людей, проявляющееся эмоциональными и соматическими нарушениями.
  • Фобическое расстройство детского возраста. Диагностируется при наличии страхов, специфических для определенного возрастного периода.
  • Социальное тревожное расстройство. Тревога, депрессия развиваются при взаимодействии с малознакомыми людьми, новыми социальными ситуациями.
  • Смешанные расстройства поведения и эмоций. Тревога, боязливость, навязчивости, компульсии, ипохондрия дополняются нарушениями поведения – агрессивностью, замкнутостью, пренебрежением социальными нормами.
  • Симптомы депрессии у детей

    Характерной чертой заболевания является маскированность. Маленький пациент еще не оценивает эмоции, не осознает их, не предъявляет жалоб. В раннем детстве центральное место занимают соматические симптомы, тревожность. Часто наблюдаются нарушения сна, снижение аппетита, недостаточная масса тела, диарея, запор, боли различной локализации (головные, абдоминальные, суставные, мышечные), учащенное сердцебиение. Дети дошкольного возраста говорят об усталости: «ножки не хотят идти», «хочу полежать». В младшем школьном возрасте к физическому недомоганию может добавиться идея наличия болезни, повышенное внимание к собственному состоянию, тревога даже при незначительном недомогании. Диагностические исследования (лабораторные анализы, УЗИ, МРТ) без изменений.

    Эмоциональное состояние характеризуется тревожностью. Напряженность, страхи усиливаются вечером, достигают пика в ночное время. Тревога беспредметна, беспричинна, при нарастании трансформируется в оформленный страх. Малыши кричат, плачут. Панику вызывает уход мамы, новая обстановка, незнакомые люди (врач, друг семьи). Дети плохо адаптируются к детскому саду, переживают, что мама забудет забрать их домой. Чем старше становится ребенок, тем более страшные картины рисует его воображение. Появляется страх смерти родителей, несчастного случая, войны. В тяжелых случаях тревога генерализуется, все события выглядят угрожающими. Формируются фобии – боязнь замкнутых пространств, внезапной смерти, темноты, высоты. Развиваются панические атаки – приступы учащенного сердцебиения, головокружения, удушья.

    У младших школьников депрессия проявляется поведенческими изменениями: нарастает замкнутость, безразличие, снижается интерес к играм, урокам, общению. Появляются жалобы на скуку: «мне скучно», «хочется плакать», «я ничего не хочу». Снижение интереса к жизни является явным признаком депрессии. Дети становятся слезливыми, заметен эмоциональный регресс: ребенок плачет без мамы, успокаивается при укачивании. Депрессия выражается дистимией – мрачностью, угрюмостью, озлобленностью, высказыванием упреков, обвинениями. Снижение заинтересованности учебой и общее недомогание влекут за собой школьную дезадаптацию: нарастает учебная неуспеваемость, отсутствует желание посещать школу.

    Осложнения

    В 20-50% случаев депрессия у детей со временем отягощается другими расстройствами настроения и поведения. 30-80% пациентов имеют тревожное расстройство, 10-80% – нарушения поведения, 20-80% – дистимию, 18-30% – субстанционную зависимость. Наиболее опасным исходом депрессии является суицид. Примерно у 60% больных детей появляются мысли о самоубийстве, 30% совершают попытки, часть из них завершается летальным исходом. Своевременная диагностика, периодический контроль врача снижают вероятность возникновения осложнений.

    Диагностика

    Диагностика депрессии у детей включает комплексное обследование педиатром, детским неврологом, психиатром. До четырехлетнего возраста заболевание выявляется методом исключения и определения факторов риска (пре- и постнатальных повреждений ЦНС, наследственности). В старшем возрасте становится возможным выявление эмоциональных изменений, социальных причин, провоцирующих расстройство. Процесс постановки диагноза включает следующие мероприятия:

    • Консультация врача-педиатра. Специалист осматривает ребенка, опрашивает родителей, выдает направление на стандартные исследования для исключения соматических заболеваний.
    • Консультации узких специалистов. Врачи профильных направлений (гастроэнтерологи, дерматологи, хирурги) используют необходимые клинические, лабораторные, инструментальные методики для окончательного исключения соматической патологии.
    • Консультация невролога. Врач проводит осмотр, направляет на инструментальные исследования: УЗИ, ЭЭГ, МРТ головного мозга. Результат позволяет определить наличие биологической основы развития депрессии.
    • Консультация психиатра. Когда соматические болезни исключены, пациент направляется к психиатру. Специалист оценивает эмоциональные реакции, поведенческие особенности, выясняет наличие психологических причин депрессии, анализирует данные обследований невролога и клинического психолога, устанавливает диагноз.
    • Клинический психолог. Определение депрессии после 3-4 лет проводится с использованием специальных психодиагностических методик – рисуночных тестов, методов, предполагающих интерпретацию образного материала. Эмоциональная сфера, особенности социальных взаимодействий оцениваются по результатам рисунка человека, несуществующего животного, методики «дом-дерево-человек», «моя семья», теста Розенцвейга.
    • Лечение депрессии у детей

      Признанными методами лечения являются детская психотерапия и лекарственная терапия. Параллельно проводятся социально-реабилитационные мероприятия. Комплексный подход предполагает:

    • Прием антидепрессантов. Наиболее распространено применение селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. Они обезболивают, успокаивают, сглаживают панические проявления, фобии. Вероятность побочных эффектов низкая. Терапевтический эффект наблюдается через несколько недель.
    • Когнитивно-бихевиоральную терапию. Наиболее эффективными являются когнитивно-поведенческие методы: ребенок научается осознавать, выражать и переживать эмоции, рассказывать о травмирующем опыте, получать поддержку, изменять поведение и настроение при помощи различных техник. Основу работы составляют методы расслабления – дыхательные упражнения, телесно-ориентированная терапия. Проективные методики (рисунки, лепка, сказкотерапия) помогают пережить и осознать негативные чувства. Игровая терапия вырабатывает эффективные поведенческие навыки.
    • Семейную психотерапию. Встречи родителей, ребенка и психотерапевта направлены на восстановление гармоничных семейных отношений, поиск «общего языка» между членами семьи. Родители научаются помогать ребенку преодолевать трудности, создавать условия для скорейшего выздоровления.

    Лечение проводится амбулаторно, при тяжелом течении болезни (психотические эпизоды, попытки самоубийства) требуется стационарный режим. После устранения тяжелых симптомов пациента выписывают. Родителям советуют сообщить о заболевании педагогам, подчеркнуть важность толерантного отношения, помощи, поддержки в период выздоровления. Следует предупредить их о конфиденциальности информации о болезни. Дома важна постоянная эмоциональная поддержка, соблюдение режима сна-бодрствования, питания, посильных физических нагрузок (регулярные прогулки).

    Прогноз и профилактика

    Отмечается высокий риск развития повторного эпизода депрессии: 25% детей имеют рецидивы заболевания через год, 40% – через два года, 70% – спустя пять лет. У 15-40% во взрослом периоде диагностируется биполярное расстройство личности. Профилактика депрессии у детей позволяет снизить вероятность развития первого эпизода, при установленном диагнозе – уменьшить риск рецидивов. Основной профилактической мерой является создание благоприятной семейной обстановки, поддержание доверительных близких отношений, поддержка, участие в делах ребенка. Важен периодический врачебный контроль, систематический прием назначаемых лекарств, посещение психотерапевтических занятий. Самостоятельная отмена лечения недопустима, даже если пациент выглядит здоровым.

    www.krasotaimedicina.ru

    ОГБУЗ Галичская окружная больница

    Добро пожаловать!

    Депрессивные расстройства у детей и подростков

    По определению современных психиатров депрессии – аффективный синдром, в основе которого лежит сниженное, угнетенное, подавленное, тоскливое, тревожное, боязливое или безразличное настроение. Депрессия может быть неглубокой, невротической, связанной с разными психическими травмами или тяжелой, глубокой, когда выражена депрессивная триада: тоскливое настроение сочетается с замедлением мыслительных процессов и малой подвижностью.

    У детей и подростков депрессия чаще протекает атипично, имеет различные «маски». Скрытая за фасадом детских капризов, поведенческих, временных интеллектуальных нарушений, депрессия у детей и подростков нередко чрезвычайно трудно выявляется. В отличие от взрослого, у ребенка, подростка не хватает жизненного опыта, словарного ресурса, чтобы выразить свое состояние в депрессии. О депрессивных расстройствах у детей и подростков можно догадаться по различным косвенным признакам.

    При адинамической депрессии, встречающейся во всех возрастных группах, дети жалуются на усталость, утомление, нежелание приступить к занятиям и играм, у них пропадают прежние интересы, немного снижается успеваемость в школе, так как нарушается внимание, ребенка приходится постоянно стимулировать, фиксировать на работе. Несмотря на то, что успеваемость падает незначительно, неожиданным для родителей оказывается отказ от посещения школы. Оставаясь дома, дети проводят время в безделии, не могут себя занять. Нередко в утренние часы появляется сонливость. Вечером дети испытывают тревогу, страхи, могут возникать истерические реакции по незначительному поводу, но в целом к вечеру они становятся оживленнее. Именно в вечернее время при адинамической депрессии подростки могут уходить из дома, идя в сомнительные компании, вовлекаются асоциальными сверстниками в правонарушения, оставаясь пассивно подчиняемыми и ведомыми. Именно нарушения поведения, а не депрессии являются частой причиной направления таких детей и подростков к психотерапевтам и психиатрам.

    Дисфорическая депрессия у детей и подростков характеризуется злобным настроением, с недовольством окружающими, с раздражительностью, вспышками ярости и злобы. При дисфорической депрессии дети переживают ощущение незаслуженной обиды, заброшенности, в своих неудачах они склонны винить окружающих, что сопровождается вызывающим поведением, грубостью, драчливостью, уходами из дома, правонарушениями агрессивного характера. При этом жалобы на плохое, злое настроение довольно редки. Окружающие в первую очередь обращают внимание на школьную дезадаптацию, расстройство поведения, асоциальные поступки, злые истеричные выходки, грубость, драки, пропуски уроков и уходы из дома, общение с асоциальными группами, в которых у подростков формируются патологические зависимости — курение, пьянство, употребление наркотиков. В дисфорической депрессии подростки могут вступать в ранние половые связи. У подростка с данным видом депрессии высок риск суицида, так как дисфорическую депрессию трудно распознать под маской «плохого поведения». Подростки долгое время остаются вне поля зрения врачей-специалистов, не получают адекватного лечения.

    При психопатоподобных депрессиях депрессивное состояние имитирует патологию характера (грубость, дерзость, злобность, агрессивность, оппозиционность, возбудимость, истеричность), которая сочетается с нарушениями поведения – отказом от учебы, драками, бродяжничеством, противоправными поступками, зависимым поведением. Поведенческие маски при этой форме депрессии чрезвычайно часты. Такое поведение носит защитный характер, обусловлено неосознанным стремлением подростка облегчить свое душевное состояние с помощью дурманящих средств, изменяющих сознание. Подростки с психопатоподобной депрессией пропадают в асоциальных компаниях, курят, выпивают, употребляют наркотики, хотя истинного удовлетворения это им не приносит.

    Унлюст-депрессия – это вариант депрессии с преобладанием угрюмого, мрачного настроения, недовольства собой и окружающими с придирчивостью, неприязнью, враждебностью, даже ненавистью к близким, бывшим друзьям, всему человечеству, с отсутствием стремления к получению удовольствия, постоянным ворчанием или брюзжанием. При этом ощущение пониженного настроения у детей и подростков отсутствуют. Все поступки окружающих, с точки зрения подростка, заслуживают порицания. Слабые, беззащитные члены семьи подвергаются издевательству, жестокому избиению. Настроение при унлюст-депрессии тусклое и безрадостное. Игры и занятия не приносят удовольствия. Типичен полный отказ от посещения школы. Подростки с унлюст-депрессией редко примыкают к социальным группам в силу своей замкнутости и неприязни к сверстникам. Отказавшись от школы, они становятся домашними тиранами. При унлюст-депрессии часты суицидальные попытки. Они неожиданны для окружающих, отличаются обдуманностью и обосновываются подростками отвращением к жизни.

    Одним из частых вариантов депрессии у детей и подростков является астеноподобная депрессия, при которой на первый план выступают утомляемость, истощаемость, раздражительность, в связи, с чем такую депрессию можно спутать с астенией. Дети обидчивы, плаксивы, жалуются на усталость, непереносимость шума, яркого света, слабость, головные боли, ухудшение памяти. Эти расстройства не носят истинно астенического характера, они связаны с суточными колебаниями настроения при депрессии, проявляющейся наиболее выражено в утренние часы. Во второй половине дня тот же ребенок обладает нормальной или даже повышенной работоспособностью, хорошей памятью. Астеноподобные депрессии детей сопровождаются снижением аппетита, нарушениями сна. Собственно расстройства настроения аморфны и неустойчивы, дети их могут отрицать, в крайних случаях жалуются на скуку. В стационар подобные дети и подростки поступают с диагнозами астении, неврастении, задержки психического развития, т.к. у них часто возникают проблемы с обучением.

    Ступидные депрессии чаще встречаются у школьников. При этой форме депрессии преобладает умственная заторможенность. Она проявляется резким снижением успеваемости, связанным с утратой способности к восприятию новых сведений, субъективным ощущением потери памяти, трудностями воспроизведения нового материала, сосредоточения внимания. При длительной ступидной депрессии возникает так называемая депрессивная псевдодебильность. При этом у подростков есть идеи несостоятельности, самоуничижения, идеи отношения, страх школы, могут возникать истерические, агрессивные реакции. При подобной депрессии к психиатру обращаются для установления уровня интеллекта, исключения умственной отсталости.

    Боязливая депрессия очень типична для дошкольников и младших школьников. В этом возрасте страх – универсальная форма реагирования. Дети становятся беспокойными, говорят о страхе за свою жизнь и жизнь близких. Страхи обычно усиливаются к вечеру, дети с трудом засыпают, сон прерывистый с устрашающими сновидениями. При этой форме депрессии дети чаще заторможены, слезливы. Страхи сочетаются с тревогой и тоской. У детей раннего возраста бывает боязливо-печальное настроение, сопровождающееся долгим плачем. Снижается активность ребенка, нет продуктивности в играх и занятиях, дети производят впечатление аутичных, хотя на самом деле аутизма у них нет.

    У детей первых лет жизни, иногда возникает анаклитическая депрессия, если эти дети лишаются матери и не имеют заменяющего ее лица. Через 3-4 недели после внезапного отрыва от матери дети становятся плаксивыми, боязливыми, раздраженными, у них нарушаются сон, аппетит. Динамика анаклитической депрессии различна. Иногда возобновление контактов с матерью или заменяющим ее лицом приводят к постепенному исчезновению депрессии. В иных случаях, несмотря на хороший уход, у детей замедляется развитие, они часто болеют инфекционными заболеваниями, становятся замкнутыми, апатичными. В отдельных случаях нарастает физическая истощенность, резкая заторможенность, остановка психического развития.

    Депрессия любого уровня – серьезное душевное расстройство, требующее обязательного обследования у врача-специалиста психотерапевта или психиатра. Только специалисты под маской поведенческих и иных нарушений могут заметить признаки депрессии и назначить адекватное лечение.

    Главный детский специалист психиатр
    департамента здравоохранения Костромской области
    Н.Ю. Лукина

    www.galich-hospital.ru

    Депрессивный ребенок . Часть 1

    Да, да, да, Вы не ошиблись — депрессивный. ребенок, а не взрослый, хотя все мы считаем, что депрессия — лишь удел взрослых. В детстве нет причин для депрессии. Однако наше мнение ошибочно. Да и причин для депрессии у детей наших вдоволь, и особенно в последнее время, когда мамы и папы в бесконечном цейтноте — не найти и минуты, чтоб общаться с ребенком, у которого тоже временной дефицит. Ему трудно угнаться за необходимым, все попробовать, со всем справиться, все понять, все познать и во всем преуспеть. И при этом еще ощущая, что родителям не до него.

    Собственно говоря, дефицит не времени, а родительской ласки, нежности и любви — это тоже одна из главных причин детской депрессии, так же как и многих других проблем ребенка.

    Само слово «депрессия» произошло от латинского слова depressio — подавление, угнетение. И действительно, под депрессией мы понимаем обычно состояние сильной тоски и глубокой печали, затяжную тревогу, грусть, скуку и даже пронзившую вдруг безысходность. Но разве ребенку не свойственно это? Даже сказочный ослик Иа-Иа, старый друг Винни-Пуха, постоянно грустил и все видел лишь в серых тонах.

    Однако наши негативные переживания не всегда означают депрессию. Иногда это просто кратковременное изменение настроения на какую-то адекватную ситуацию, например, непредвиденные неприятности. Но когда мы говорим уже о явной депрессии, кратковременность может перейти в долговременность и уныние превратится в визитную карточку Вашего ребенка. А уныние — эталон безнадежной печали. Безнадежной печали? У кого — у ребенка? У ребенка, который живет лишь надеждами и является нашей надеждой. Безусловно, здесь что-то не так. Слишком рано, не кажется ли, выставляем мы этот диагноз. Даже пусть не диагноз, а просто состояние души ребенка.

    Тем не менее, всевозможные разновидности депрессии в последнее время все чаще и чаще стали диагностироваться не только у людей со зрелой психикой и сформированным «эго», но и у грудных младенцев. Нонсенс. Но не совсем.

    Специалисты сейчас ставят даже диагноз депрессии, развивающейся у ребенка после вынужденного отнятия его матерью от груди и прекращения грудного кормления, еще задолго до празднования в семье его первого дня рождения .

    Ну, конечно же, Ваш грудничок не признается Вам, что страдает оттого, что Вы вместо груди почему-то вдруг стали давать ему эту бутылку со смесью и теперь будете так кормить. Вместо теплой и мягкой груди — символа материнской защиты, он теперь вынужден «наслаждаться» этой жесткой резиновой соской и бездушной стеклянной бутылкой, из которой течет молочко. Как такую «превратность» судьбы пережить несмышленышу, как? Как ему показать, что он расстроен, что он разочарован, что он угнетен, чтобы мама вернула бы снова ту счастливую жизнь, которую он, замирая от счастья, не раз уже пробовал. И в ответ развивается что-то наподобие «взрослой» депрессии, хоть имеет симптомы, свойственные младенцам. Малыш вдруг начинает беспричинно капризничать, плохо кушать и спать, тосковать, терять в весе. У него могут даже меняться рефлексы, появляются признаки временной остановки в развитии. Словом, регресс.

    В 90-х годах прошлого века в Америке было проведено интересное исследование, касающееся депрессивных матерей и их младенцев. Оказалось, что даже трехмесячные дети, интуитивно улавливая угнетенное состояние мам, постоянно пытались отвернуть от них головы так же, как и вообще от взрослых людей. Очевидно, скорее всего, безразличные лица мам их расстраивали значительно больше, чем отсутствие мамы возле них, если ей приходилось уйти из комнаты.

    Ну а самое главное, они не улыбались, хоть улыбка и ее сияние, обаяние лишь для того, чтобы Вас очаровывать, чтобы Вас обвораживать, чтобы стать властелином внимания Вашего на значительный срок своей детской беспомощности. Потому, что внимание — это забота. Но когда ты в депрессии, эта забота, так же как и внимание, тебя не волнуют. Ты становишься просто ко всему безучастным.

    У ребенка дошкольного возраста под влиянием детской депрессии может даже меняться осанка, став похожей на старческую. Ваш малыш беспричинно капризничает, Ваш малыш беспричинно тревожен, беспокойным стал сон и плохой аппетит. Появились внезапно признаки энуреза, хотя раньше их никогда не было. В общем, Вас беспокоит здоровье ребенка, и Вы ходите по специалистам, но лечение не помогает.

    У детей младшего школьного возраста депрессия проявляется не только в бесконечных жалобах на плохое здоровье, но Вас также волнуют и появившиеся изменения в поведении ребенка, ранее не свойственные ему. Он становится замкнутым и раздражительным, не желает общаться с друзьями, играть, постоянно рассеян, стал хуже учиться, потерял ко всему интерес, объясняя все это тем, что ему скучно.

    Чем старше становится Ваш ребенок, тем легче Вам выявить у него признаки даже лишь начинающейся депрессии, потому что уже он не просто страдает, а пытается Вам объяснить — почему. И Вы вдруг узнаете, что он в этой жизни — неудачник и жизнь ему — ни к чему. Никому он не нужен, никчемен, бездарен. Все его раздражает, так же, как, очевидно, и он остальных.

    Или вдруг Ваш ребенок стал пассивно послушен, ко всему безучастен, заторможен и вял. Изменился не в лучшую сторону. Тянется к алкоголю и начал курить. Объясняешь, что вредно, — кричит, грубиянит и грозит Вам расправой с собой.

    Ну а если грозит, — испугайтесь! Ведь такое изменение поведения ребенка в средних и старших классах школы может быть проявлением депрессии подросткового возраста, скрываемой под множеством масок. Даже длительная беспричинная и ничем не объяснимая субфебрильная температура у ребенка может быть тоже признаком развивающейся депрессии.

    По мнению специалистов, главная особенность проявления депрессии у детей — это практически отсутствие хрестоматийных симптомов депрессии, о которых мы знаем и которых боимся. У подростков депрессия любит скрываться под различными карнавальными масками, называемыми психиатрами «депрессивными эквивалентами». И на первый взгляд необъяснимое повышение температуры может быть всего-навсего гипертермической маской этой болезни.

    И еще одна маска депрессии, нас нередко вводящая всех в заблуждение, даже опытных, знающих педиатров. Это частые боли в животе у ребенка, принимаемые за гастриты и язву, холангиты и холециститы, всевозможные дискинезии желчевыводящих путей. Иногда и за аппендицит.

    И ребенок, как путник, бродит по кабинетам всевозможных врачей-специалистов, собирает «коллекцию» разных обследований, даже лечится профилактически, а в итоге обычно — нулевой результат. Нулевой до тех пор, пока он не пойдет на прием к психиатру.

    Но не каждый родитель, во-первых, согласен пойти к психиатру из-за стереотипа мышления: психиатр — позор для семьи. У нас нет ненормальных, душевнобольных.

    Во-вторых, если нет патологии — эти боли должны пройти сами.

    И к тому же, как правило, школьный психолог объясняет родителям, что у ребенка просто школьный невроз, объясняет, не советуясь с психиатрами, часто делая акцент лишь только на каких-то нюансах этой проблемы, большей частью второстепенных. И особенно если ребенок неожиданно начал вдруг плохо учиться.

    Однако школьная неуспеваемость ребенка с нормальным интеллектом и без видимых причин — нередко тоже всего-навсего лишь маска депрессивного расстройства. А Вы, не понимая этого, как лодыря, ругаете подростка, зовя бездельником, лентяем, используя свой экспрессивный запас речи, когда бы его надо поддержать, помочь и дать возможность снова поверить в свои силы и себя.

    Французские ученые считают, что даже синдром «беспокойных ног», мешающий заснуть, так как ребенок никак не может найти себе удобное положение для сна, не зная, как лучше приспособить для этого ноги, тоже один из эквивалентов депрессии. И этот синдром действительно исчезает после лечения антидепрессантами.

    Не удивляйтесь, если специалист, говоря, что у Вашего ребенка, беспокоящего Вас своими навязчивыми фантазиями, в которые он погружается так, что не в состоянии «выкарабкаться», не просто «синдром патологического фантазирования», а маска депрессии, во всяком случае, депрессия сопровождает его.

    Однако не надо путать нормальную возрастную фантазию ребенка, катализирующую его творческие способности, с патологической. Нормальное фантазирование — это фантазирование по желанию самого ребенка, «по моему хотению» до тех пор, пока он сам этого пожелает. Патологическое фантазирование «включается» и «выключается» само, независимо от желания и потребностей детей. И вновь в этих случаях на помощь такому ребенку приходят уже известные Вам антидепрессанты. Анти — значит против, иначе говоря, лекарства против депрессии.

    У девочек-подростков увеличивается риск появления депрессии после полового созревания. Чаще всего это объясняется тем, что в отличие от мальчиков девочки более пессимистично относятся к своему половому созреванию, а также к статусу сегодняшней женщины в обществе.

    В последние годы депрессия и ее эквиваленты настолько стали распространенными, что эту болезнь начали называть «психическим насморком». Но многие из людей, попавших в ее сети, обычно даже и не догадываются, что они ею больны, принимая свои стойкие изменения настроения — и беспричинное уныние, и бесконечную хандру — за серость будней, за все, что угодно, вплоть до адекватной нормы на всевозможные стрессогены, за все — кроме нее.

    Да, конечно, депрессия в понятии взрослых, какие бы маски она не носила, всегда с примесью грусти, как влюбленный в Мальвину Пьеро.

    И когда Ваш ребенок ведет себя с Вами, позабыв этикет, вечно взвинченный и раздраженный, Вас это лишь злит. Вы не можете больше выслушивать грубости, Вам претит его дерзость и неблагодарность, одиночество, замкнутость, вечные жалобы на его поведение учителей. Вы не можете больше терпеть его выходки даже дома, где в детской всегда беспорядок, все вверх дном, все в дремучей пыли. И «воюете» с ним из-за этого, унижая, круша его самооценку, рубите ее прямо под корень, как деревья в лесу. А ведь так у подростка способна проявляться депрессия не тоскливо-печальная, кроткая, а кричащая и агрессивная. И попробуй ее разгляди под таким толстым слоем пестрого макияжа.

    К сожалению, мы различаем ее в основном лишь тогда, когда вдруг у ребенка появляются суицидальные мысли или даже попытки. Когда необходимыми стали ему уже реанимационные мероприятия, в буквальном и переносном смысле этого слова. А до этого весь карнавал подростковой депрессии только Вас раздражает, как и то, что ребенок уже стал изгоем в среде сверстников, в классе, везде. Разве можно ему посочувствовать? Да его надо бить, бить и бить. хотя б так, но подправить изъяны своего воспитания «пряником». Когда лучше бы было «кнутом».

    Однако каким бы хамелеоном ни казались бы Вам симптомы депрессии, о ней можно задуматься уже тогда, когда Вы вдруг заметите, что у ребенка стало часто меняться его настроение, поведение, даже мышление с жизненными его установками, не говоря уже о физических изменениях в состоянии здоровья. Например, состояние здоровья его будет ухудшаться прямо на глазах — от плохого сна и аппетита до быстрой утомляемости. Вас должны насторожить частые и ничем не объяснимые, правда после проведенного тщательного медицинского обследования, головные боли и боли в желудке, периодически появляющаяся тошнота.

    Вас должны настораживать также изменения настроения в виде уныния и тоски, нескрываемые грусть, печаль, апатия.

    Вас способны не раз выводить из себя и капризы детей, так же, как раздражение, гнев и ярость, все вспышки агрессии, защищавшие в виде брони их от всех депрессивных проблем.

    Вы привыкли уже к частым спорам, к мучавшему чувству вины.

    Вы привыкли, что их поведение, вместе с ними бунтуя, полно беспокойства. Появляется чувство тревоги, заторможенность действий, замедленность речи, рвутся связи с друзьями.

    Поведение даже может стать деструктивным. Появляется тяга к алкогольным напиткам и наркотикам, лишь бы как-то суметь заглушить боль души.

    Их мышление тоже начинает меняться. Пуп Вселенной теперь они сами. Но они ему не поклоняются. Их желание — разнести этот свой «пуп» в пух и прах и разрушить так до основания. Они — в поисках своей вины, неизвестно за что и зачем так самоистязая себя.

    Безусловно, такое мышление отражается часто на их самых важных жизненных установках. Уменьшается вера в себя, в безграничность своих «безграничных» возможностей. Нет уже веры в будущее. Понижается самооценка. Все вокруг только в мрачных тонах. Пессимизм вселяется в душу, разъедая ее плесневыми грибками.

    В то же время, наблюдая на протяжении десяти лет за детьми и подростками , страдающими депрессией, ученые Питтсбургского университета пришли к выводам, что у 16% больных подростков депрессия протекала атипично. Оказалось, что у этих детей на фоне колебания настроения наблюдались не общеизвестные всем, такие типичные признаки депрессивного состояния, как отсутствие сна и аппетита, а их своеобразные антиподы — аппетит был повышен на фоне избыточной сонливости. Эти дети не теряли свой вес, а прибавляли в массе тела. Но, тем не менее, они страдали депрессией.

    По мнению американских исследователей, эти данные свидетельствуют о том, что родители тинэйджеров должны более точно знать симптомы начинающейся депрессии, как типичные, так и атипичные, чтобы вовремя обратиться за специализированной помощью.

    Так как у депрессивных родителей чаще, чем в других семьях, может быть депрессивным ребенок, выросший в атмосфере уныния, предполагая у Вашего ребенка депрессивное состояние, постарайтесь понять, нет ли у Вас самих этого состояния.

    Для этой цели можно использовать специальный тест Американской психиатрической ассоциации.

    Обратите внимание на следующие критерии:

    1. Подавленное состояние духа (иногда раздражительность по отношению к детям или подросткам) большую часть дня, почти ежедневно.
    2. Заметно снизившийся интерес ко всему (или почти ко всему) — апатия или общая неудовлетворенность, почти ежедневная пониженная активность большую часть дня.
    3. Значительная потеря (прибавление) веса без перехода на новую диету (больше 5% веса тела в месяц) или почти ежедневное снижение (повышение) аппетита (у ребенка это выявляется и по недостатку ожидаемого прибавления в весе).
    4. Почти хроническая бессонница или патологическая сонливость.
    5. Психомоторное возбуждение или психомоторное торможение — ненормальное ускорение или замедление психомоторных движений и психических процессов, почти ежедневно наблюдаемое другими людьми (а не просто субъективные ощущения беспокойства или заторможенности).
    6. Почти хроническая усталость и потеря энергии.
    7. Часто ощущаемое состояние никчемности, излишнее или неуместное чувство вины, которое может быть маниакальным (это не просто угрызения совести или чувство вины в связи с болезнью).
    8. Почти постоянная пониженная способность к мышлению, невозможность сосредоточиться и нерешительность.
    9. Мысли и суицидальные попытки.
    10. Обязательное наличие первого и второго симптомов в совокупности с еще тремя из общего числа критериев, наблюдаемое не менее двух недель, могут указывать на наличие у Вас депрессивного состояния. Однако это еще не диагноз, а предпосылки для дальнейшего обязательного обследования.

      И если даже это обследование не подтвердит возникшее предположение, тем не менее, ребенок, воспитываемый подобными родителями с подавленным состоянием духа и апатией ко всему окружающему, причем не только в течение лишь двух недель, а на протяжении гораздо более длительного срока, один из самых «достойных» претендентов на появление депрессивного состояния.

      Вообще, депрессивное состояние — не одно. Существует множество форм депрессии. Но родителям важно предупредить развитие этих форм, обратив внимание хотя б на тенденцию к появлению этого заболевания.

      Приблизительно около одного процента, а по некоторым данным и меньше, дошкольников подвержены депрессии, и около двух процентов школьников младших классов, не достигших половой зрелости. По мере взросления детей и их полового созревания эти цифры резко увеличиваются, особенно среди девочек.

      Плохая успеваемость почти у 80% детей связана с депрессивными состояниями и расстройствами настроения.

      www.7ya.ru