Дети до года с синдромом дауна

Преодолеем вместе

Сайт для родителей особых детей
Вологодской области

Особенности развития детей с синдромом Дауна в раннем возрасте

Для ребенка с синдромом Дауна раннего возраста характерны следующие особенности:

  • В течение первых месяцев жизни развитие практически не отличается от обычных детей. Ребенок раннего возраста с синдромом Дауна проходит те же этапы развития, что и ребенок без нарушений, только несколько медленнее.
  • Сроки появления отдельных навыков попадают в диапазон возрастной нормы, но средние сроки появления навыков запаздывают по сравнению с нормативными, и возрастная разница в сроках появления навыков гораздо больше, чем у обычных детей.
  • Дети с синдромом Дауна, как правило, очень общительны: им нравится наблюдать за лицами, улыбаться и узнавать новых людей. Они учатся понимать выражение лица, положение тела и интонацию речи – ведь именно через них люди передают свои чувства. Младенцы с синдромом Дауна способны дольше обычных детей смотреть в лицо и взаимодействовать с окружающими. В целом, умение общаться считается сильной стороной детей с синдромом Дауна.
  • Понимание речи окружающих у каждого ребенка опережает собственную речь. При синдроме Дауна этот разрыв больше по объему словаря и длиннее по времени. Поэтому исследователи и практики предлагают временно дополнить собственную речь малыша вспомогательными способами общения (жестами), которые помогут сократить этот разрыв и предупредить возможные нарушения развития.
  • Дети с синдромом Дауна начинают говорить позже других детей, обычно в два-три года. Однако понимают они гораздо больше, чем могут сказать из-за трудностей, связанных с речедвигательной функцией.
  • Многим детям с синдромом Дауна трудно учиться, воспринимая информацию только на слух; это связано с тем, что примерно две трети из них страдают снижением слуха легкой или средней степени. Кроме того, у таких детей слабее развиты навыки слуховой памяти, необходимые для того, чтобы научиться говорить.
  • Умение сохранять статичную позу появляется гораздо раньше, чем способность к смене поз. Например, ребенок, уже умеющий сохранять позу сидя, еще не скоро научится садиться, в то время как у ребенка без нарушения мышечного тонуса умение садиться и способность сохранять позу сидя формируются практически одновременно.
  • Говоря о двигательной сфере, следует отметить, что у детей с синдромом Дауна мелкие/тонкие движения рук также имеют свои особенности: вместо движения кистью дольше, чем обычно, используются движения плечом и предплечьем. У ребенка со сниженным тонусом при отсутствии специальных занятий такой способ выполнения движений может наблюдаться до четырех-пяти лет. Ребенку проще фиксировать запястье в нужном положении, положив кисть руки на твердую поверхность большим пальцем вверх. Необходимость сохранять стабильность запястья без опоры утомляет ребенка, и он теряет интерес к деятельности. Формирование захвата различных предметов у детей с синдромом Дауна проходит в обычной последовательности: ладонный захват, щепоть, пинцетный захват и их промежуточные формы. Однако и здесь отмечаются свои особенности: позже затухает непроизвольный захват, при отсутствии специальной работы возможно длительное «застревание» на ладонных формах захвата. Сила захвата снижена. Анатомические особенности ладони и запястья в ряде случаев могут затруднять стабилизацию запястья и задерживать формирование пальцевых захватов.
  • Степень отставания когнитивного развития большинства детей раннего возраста с синдромом Дауна находится в пределах от легкой до средней. Уровень интеллектуальной деятельности некоторых детей находится между средним и низким пределами, и только совсем немногие дети имеют выраженную задержку интеллектуального развития.
  • Как правило, кратковременная зрительная память развита у детей с синдромом Дауна лучше, чем вербальная. Это означает, что им легче учиться с помощью зрительной информации, чем с помощью информации, которую нужно воспринимать на слух.
  • Большинство навыков самообслуживания напрямую зависят от развития навыков мелкой моторики. Таким образом, ребенок с синдромом Дауна научится держать в руках чашку и пользоваться ложкой несколько позже, чем обычные дети. Однако прогресс в этой области также зависит от практики, поэтому необходимо позволять ребенку пытаться есть самостоятельно, не бросаться помогать, даже если он поначалу будет пачкать все вокруг.
  • Обучение умению пользоваться туалетом – это развитие навыка, для чего важно продумать определенный распорядок и систему вознаграждений. Детям не обязательно проситься в туалет словами, в процессе тренировки они могут научиться подавать нужный сигнал.
  • Методические рекомендации для педагогов и родителей, воспитывающих детей раннего возраста с синдромом Дауна

    В основу методических рекомендаций были положены материалы, предложенные в работах П.Л. Жияновой, Е.В. Поле, Т.П. Есиповой, Е.А. Кобяковой, А.В. Мерковской. Методические рекомендации предназначены для педагогов, работающих с детьми раннего возраста с синдромом Дауна, а так же для родителей.

    Есть две основные особенности стимуляции детей раннего возраста: во-первых, занимаются с ребенком родители, и, во-вторых, только очень небольшая часть стимуляции развития ребенка проходит в форме занятия, основные же задачи решаются в повседневной жизни и игре.

    Дети учатся постоянно, и этот процесс можно определить как сочетание спонтанного (самостоятельного наблюдения и исследования окружающего мира) и организованного обучения. Для спонтанного обучения ребенка с особенностями развития совсем несложно создать условия: это максимальное включение малыша в жизнь семьи, оказание ему помощи при передвижении в пространстве и сопровождение понятными комментариями практически всех моментов повседневной жизни. Специальные занятия должны быть организованы в течение дня (1—2 занятия по 10—15 минут).

    Очень часто ребенок с синдромом Дауна выглядит менее подвижным, чем его сверстники. Причиной этому служит сниженный мышечный тонус и, как следствие, недостаточная способность чувствовать (ощущать) тело. Поэтому для такого ребёнка особенно полезна тактильная (через прикосновения к телу), двигательная (через движения тела и манипуляции с ним) и вестибулярная (через движение в пространстве, удержание равновесия) стимуляция. Обращает на себя внимание и особенность мелкой моторики. Сниженный тонус в руках осложняет захват, удержание и манипуляцию с предметами. Проблемы со зрением мешают координации «рука — глаз». Анатомические особенности: короткие пальцы, отставленный в сторону большой палец — также влияют на развитие мелкой моторики.

  • Для развития крупной и мелкой моторики полезно использовать следующие приемы и упражнения:
  • Назначение общего тонизирующего и укрепляющего массажа с первых недель жизни и выполнение рекомендаций по массажу;
  • Физическое соприкосновение (поглаживание, похлопывание, прижимание);
  • Смена положений во время бодрствования (в руках на весу у взрослого ребёнок лежит лицом верх, вниз, лёжа на животике на груди у взрослого, раскачивание на руках у взрослого и в люльке, частое выкладывание на живот, ношение ребёнка впереди себя, сзади в предназначенных для этого сумках);
  • Совместное купание с ребёнком, игры в воде;
  • Катание ребёнка на гимнастических мячах и игры с лёгкими надувными мячами;
  • Стимулирование передвижений с помощью игрушки (вперёд, в стороны), через препятствия;
  • Использование игрушек, в которые можно играть только стоя, нажимая на клавиши, кнопки;
  • Прикрепление к ногам ребёнка лёгких шумовых игрушек (пусть пробует ударить по ним ногой);
  • Стимулирование передвижений вдоль опоры (у дивана);
  • Стимулирование передвижений с помощью игрушки;
  • Предоставление простора для самостоятельного передвижения (ползание — только вперёд, передвижение — стоя, вдоль мебели и других подручных предметов);
  • Массаж кистей рук и пальчиков с использованием всевозможных ворсовых щёток (мягкой щёткой — по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев к запястью, жёсткой (зубной) щёткой — по подушечкам пальцев);
  • Касания детскими ручками (их двигает взрослый) губ, век (если у ребёнка при сближении рук и губ появляются сосательные движения, то руки некоторое время удерживаются около губ для того, чтобы ребёнок попытался захватить их губами);
  • Вкладывание круглых предметов в разжатые кулачки ребёнка, затем добавление игрушек различной формы и с различной поверхностью (губка, тряпочки, морковки, колечки и т.д.);
  • Совместные действия с предметами (толкание мяча, машинки, установка кубиков друг на друга, сжимание резиновых мячиков и пищалок, разрывание бумаги, салфеток);
  • «Пальчиковый бассейн» (руками взрослого перебирать пальцы ребёнка в гречке, горохе, орешках, вкладывать в пальчики сыпучие материалы);
  • Игры с бытовыми предметами (сковородки, крышки от кастрюль и тому подобное);
  • Побуждение ребёнка подавать вам руку, «здороваться», хлопать в ладоши, играть в «ладушки», махать «пока» (преимущество отдавать правой руке);
  • Игры с нанизанными на нить предметами (мелкие игрушки, крупные бусы, пуговицы);
  • Пальчиковые игры и упражнения (катать пальчиками шарики, мять бумагу, стучать и ходить пальчиками по столу, махать всеми пальчиками с использованием потешек, песенок, напевов).
  • В этот период учим ребёнка ладонному захвату, потом переходим к щепотному.

    1. Стимуляция слухового восприятия:
      • Массаж ушной раковины несколько раз в день (по внешней части уха сверху вниз — стимуляция акупунктурных точек);
      • Подношение шумовых игрушек то к одному, то к другому уху ребёнка (звенеть игрушкой в разных направлениях: вверх-вниз, в стороны);
      • Подвешивание звенящих игрушек на расстоянии 25—30 см от глаз ребёнка, вначале по центру, затем по разные стороны;
      • Включение аудиокассет с шумом леса, воды, а также детских песенок (звуки должны быть негромкими);
      • Пение ребёнку (изображая то, о чём поёте);
      • Проговаривание с ребёнком своих действий, желаний (задавайте вопросы с разной интонацией);
      • Обращение внимания ребёнка на домашние звуки и на уличные во время прогулок;
      • Использование игрушек с заводом (курочка, клюющая зёрнышки, машинка, медведь, котик и тому подобное);
      • Повторение звуков ребёнка, придумывая на определённый звук песенку;
      • Частое называние ребёнка по имени (полным и уменьшительно- ласкательным именем);
      • «Знакомство» ребёнка с другими членами семьи (как зовут, кем приходится) и с хорошо знакомыми, близкими к семье ребёнка людьми;
      • Артикулирование гласных звуков «а», «о», «у», «и», губных согласных «п», «б», «м» при закрытых ушах ребёнка и затем открытых, произнося эти звуки сочным распевным голосом;
      • Использование простых музыкальных инструментов (колокольчик, погремушки с разным звучанием, пищалки, бубен, барабан);
      • Использование музыкальных неваляшек, игрушечного телефона (например, поговорите с ребёнком по телефону).
      • Стимуляция зрительного восприятия:
      • Приближайте и удаляйте своё лицо от лица младенца, медленно покачивайте из стороны в сторону, чтобы ребёнок проследил за вашим лицом (ласково позовите, улыбнитесь);
      • При кормлении подносите грудь или соску к малышу с разных сторон для стимуляции глаз;
      • Подвешивайте яркие цветные игрушки, ленты, фольгу, лоскутки материи с разных сторон кроватки (не перенасыщайте, меняйте раз в 2—5 дней);
      • Используйте музыкальные подвесные модули (например, карусель с подвешенными к ней игрушками, которая крутится, что позволяет ребёнку следить глазами за движущимися предметами);
      • Поместите в кроватке ребёнка небольшое зеркало, чаще подходите с ребёнком к большому зеркалу, гримасничайте, «играйте» с отражением;
      • Нарисуйте смешную рожицу на своём указательном пальце (можно на теннисном мячике), пусть ребёнок следит за движениями вашего пальца, то же и с игрушкой;
      • Фиксируйте взгляд ребёнка «глаза в глаза» (игра «Ку-ку»: закрыть глаза, открыть);
      • Составьте альбом с фотографиями самых важных людей в жизни вашего ребёнка и смотрите его вместе;
      • Время от времени переносите ребёнка в другие помещения, на прогулке поместите ребёнка так, чтобы у него был широкий обзор происходящего вокруг;
      • Давайте ребёнку большие, лёгкие в стирке вещи (одежду), чтобы он изучал их и играл с ними;
      • Бросайте, катайте предметы, чтобы ребёнок наблюдал траекторию движения;
      • Вырабатывайте чувство высоты (безопасности), показывая, как можно упасть безопасно («Ехали по кочкам»);
      • Подготовка артикуляционного аппарата к активной речи, развитие речи и общения: в период младенчества ребёнок вступает в общение с помощью мимики и экспрессивных движений. Поэтому главными задачами на этом этапе являются организация правильного общения с ребёнком, подготовка артикуляционного аппарата к речи, стимуляция речевой активности.

    Самым значимым в этот период для ребёнка является общение со взрослым, который относится к малышу с любовью и нежностью. Помимо правильной организации общения следует использовать простой массаж органов речи и речевых зон. Это связано с тем, что у ребёнка с синдромом Дауна сниженный мышечный тонус, амимичность лица, анатомические нарушения в строении артикуляционного аппарата.

  • Массаж лица перед кормлением (поглаживание одним пальцем вокруг угла рта — движение направлено сверху вниз и огибает уголки рта; поглаживание лица от щёк ко рту, наружное поглаживание гортани сверху вниз, осторожное потирание одним пальцем дёсен и нёба от передней до задней части, поглаживание кусочком льда вокруг рта, собирание губ ребёнка в «трубочку»);
  • Массаж при кормлении с ложки (пища должна быть мягкая, ровная по консистенции, ложку с пищей нужно аккуратно положить на язык и слегка надавить его вниз и внутрь ротовой полости — обязательно соблюдать паузы, давать ребёнку время вытянуть вперёд губы и снять пищу с ложки);
  • Питьё из чашки (начинать лучше с густого питья, например с густого сока или кефира, положить край чашки малышу на нижнюю губу и влить немного жидкости в рот; если ребёнок не поймёт, что нужно закрыть рот, нажмите под подбородком вверх, рот закроется, и он рефлекторно сделает глоток);
  • Развитие навыков жевания пищи начинать нужно с песочного печенья типа «Курабье»: положите небольшой кусочек за верхнюю челюсть в районе жевательных зубов, стараясь передвинуть еду в привычное место в центре языка — малыш просто вынужден будет начать двигать языком из стороны в сторону; не забывайте класть кусочки пищи то слева, то справа;
  • Имитируйте поведение младенца: повторяйте его звуки, выражение лица;
  • Используйте «детскую речь» — высокий распевный голос;
  • Говорите медленно, с длинными паузами;
  • Используйте монолог в форме диалога: обращайтесь к малышу, и хотя ответные сигналы от него пока отсутствуют, ведите себя так, будто они есть;
  • Разговаривая с ребёнком лицом к лицу, сохраняйте «особое» выражение: брови подняты, глаза широко открыты, рот приоткрыт — выражение любви, внимания, радости, готовности уловить любой отклик малыша;
  • Повторяйте за ребёнком любые вокализации, слоговые цепочки и тому подобное;
  • Чётко произносите звуки с выделением («б-б-б», «а-па»);
  • Тормошите ребёнка, чаще поглаживайте, прижимайте к себе, пощипывайте губки, щёчки, называйте части тела, касаясь их губами и поглаживая;
  • Произносите имя ребёнка с разной интонацией, находясь с разных сторон кроватки;
  • Обучайте слоговым дорожкам с чётким выделением артикуляции, с движениями перед лицом ребёнка («ба-ба-ба», «па-па-па», «ма-ма-ма»);
  • Учите узнавать предметы на вопросы «Что это?», «Кто это?»;
  • Учите находить 1—2 знакомых предмета, постоянно находящихся в определённых местах — соотношение слева, справа;
  • Формируйте указательный жест; используйте в общении с ребёнком жесты, заменяющие слова (например :«Дай!» — быстрое сжимание и разжимание пальцев протянутой руки, «На!» — протянутая рука с предметом, «Спасибо», — кивок головой вверх-вниз, «Нет», — поворот головы вправо-влево и так далее). Жестовому языку учит обязательно взрослый;
  • Работайте с книгой и альбомом с фотографиями: листайте страницы, рассматривайте картинки, фотографии, называйте, кто на них изображён; просите малыша показать, где на фотографии мама, папа и другие члены семьи; просите малыша показать, где на картинке собачка, котёнок, кукла, мишка и так далее;
  • Развивайте выдох (дуть на кусочек ватки, бумажную бабочку, салфетки, в дудочку, задувать свечку и так далее);
  • Рисуйте палочки, линии с обязательным комментированием («Это забор, за забором собачка живёт: «Ав-ав!», на заборе петушок кричит: «Ку-ка-ре-ку!»»);
  • Стимулируйте речевую активность в бытовых ситуациях (при одевании, кормлении, купании, приготовлении пищи — «параллельный разговор»).
    1. Возраст от 1 года до 3 лет:

      До года деятельность ребёнка носит предметно-ознакомительный характер. После года ребёнок начинает ходить, увеличивается объём его перемещений в пространстве и, как следствие, расширяется поле его деятельности. Теперь ребёнок не только задаётся вопросом «Что это?», но и «Что делать с этим?». Деятельность ребёнка приобретает наглядно-действенный характер. Особую значимость приобретает совместная деятельность со взрослыми. Из наблюдений за действиями взрослого ребёнок узнаёт, что и как делать, пытается повторить действия. Одновременно малыша волнует и реакция взрослого на его собственные действия. В этот период ребёнок начинает обращать внимание на то, что делают другие дети. Если ребёнка привлекать к совместным играм с другими детьми, то к концу данного этапа можно развить способность самостоятельной игры со сверстниками.

      При развитии наглядно-действенной деятельности у ребёнка с синдромом Дауна родителям следует соблюдать одну и ту же последовательность:

      • Обязательно назвать предмет;
      • Охарактеризовать его форму, цвет, вкус, величину;
      • Показать, как этим предметом можно действовать.
      • Очень важно, чтобы ребёнок и смотрел, и слушал, и совершал действия с предметами.

        В возрасте от 1 года до 3 лет у детей с синдромом Дауна становится очевидным дисбаланс между пониманием речи окружающих и развитием собственной речи. Ни в коем случае не надо принуждать ребёнка что-либо сказать или повторить. Лучше вообще избегать слов «скажи» и «повтори», так как на эти просьбы у ребёнка может вырабатываться негативная реакция. Эти слова лучше заменить соответствующими вопросами или словами «покажи», «угадай» или односторонним диалогом, при котором взрослый и спрашивает, и отвечает сам.

        Развитие речи в этот период идёт по следующим направлениям:

      • Расширение пассивного словаря ребёнка (понимание названий, действий, явлений и так далее) без собственного речевого выражения;
      • Обучение неречевым средствам общения (жесты, карточки со словами);
      • Вызывание собственной речи посредством звуков, звукоподражаний и тому подобного;
      • Работа по развитию слухового внимания и восприятия (различение звуча- ния музыкальных инструментов, бытовых шумов, звукоподражаний и слов);
      • Работа по развитию речевого дыхания (учим ребёнка делать выдох через рот, дуть на лёгкие предметы).
      • Формирование умения узнавать и показывать предметы, совершать действия с ними, знакомство со свойствами предметов. Пример: «Где твоя кукла? Вот она. Покачай куклу», «Покажи, где у Маши нос, глаза, рот, уши».

      • Игрушки ребёнка;
      • Части тела;
      • Предметы одежды;
      • Предметы туалета (мыло, щётка и так далее);
      • Предметы домашнего обихода;
      • Отдельные названия предметов из окружающей ребёнка жизни (вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины и так далее);
      • Семья.
      • Накопление пассивного словарного запаса без собственного речевого сопровождения, по тем же темам. Взрослый, используя ситуации повседневной жизни, называет предметы, которые берёт ребёнок, учит различать их среди других, называет действие, которое производит ребёнок или взрослый с этим предметом, называет те ощущения, которые испытывает ребёнок («холодно», «тепло», «вкусно» и тому подобное).

        На этом этапе, от 1 года до 3 лет, у ребёнка начинает проявляться большая самостоятельность в исследовании окружающего мира — в какой-то мере он может и не нуждаться в помощи взрослых. Вдруг отказывается выполнять их просьбы, становится капризным, агрессивным, или наоборот, выражает пассивность к происходящему вокруг, становится вялым и медлительным. Родителям следует учитывать эти наклонности, что поможет правильно организовать и жизнь ребёнка в целом, и различные занятия с ним.

        Легковозбудимых детей следует приучать к соблюдению режима, предлагать им выполнить то или иное задание, постепенно увеличивая число поручений. Вырабатывать в них аккуратность и привычку доводить дело до конца. Стараться говорить спокойно, доверительно, иногда шёпотом, «на ушко». Развивать внимание посредством заданий на длительность выполнения. Для таких детей не следует во время занятий использовать слишком подвижные игры. При подготовке и по окончанию занятия соблюдать очерёдность раскладывания и собирания необходимых принадлежностей.

        Заторможенных, вялых детей следует выводить из пассивного состояния, но без нажима, осторожно. Для этого надо поощрять, ободрять их, стимулировать интерес к той или иной деятельности. Старайтесь привлечь внимание малыша красочными предметами и картинками, сами будьте более эмоциональными, пойте во время занятия, играйте в подвижные игры, шутите, смейтесь с ребёнком.

        При развитии мелкой моторики следует обратить внимание на следующие аспекты:

      • Формирование щепотного захвата (большим, средним и указательным пальцами);
      • Формирование пинцетного захвата (большим и указательным пальцами);
      • Развитие стабильности запястья. Формирование захвата происходит при использовании различных по величине и форме предметов. Для развития щепотного и пинцетного захватов ребёнку нужно иметь возможность брать в руки мелкие предметы.
      • Для развития стабильности запястья хорошо использовать следующие упражнения:

      • Перекладывание предметов, различных по величине, фактуре, с места на место;
      • Открывание, закрывание коробочек;
      • Открывание дверей, поворот ручки;
      • Расстёгивание липучек-застёжек;
      • Катание карандашей в ладошках;
      • Катание между ладонями грецких орехов, специальных резиновых шариков с шипами.
      • Для развития щепотного и пинцетного захватов можно давать ребёнку следующие задания:

      • Самому брать кусочек печенья, сухарик;
      • Зубочисткой накалывать кусочки еды;
      • Вытягивать ленту из коробки за торчащий кончик;
      • Нанизывать предметы (например, пусть ребёнок наколет шарики пластилина на палочки, наденет кольца на пирамидку или верёвочку);
      • Рисовать в воздухе, крупой в коробке;
      • Наматывать тонкую проволоку, нитку на палец;
      • Игры с конструктором, мозаикой;
      • Для развития подвижности кистей рук очень полезны занятия ручным трудом. Для развития навыков работы с пластилином на начальном этапе используйте тесто.
      • Выполнение данных методических рекомендаций позволит приобрести опыт взаимодействия со ребёнком, направленный на его развитие. Предложенные игры и упражнения помогут ребёнку с синдромом Дауна освоить новые умения и навыки, а ежедневное повторение позволит окончательно сформировать и закрепить их.

        xn--35-jlcdbauwtgbin.xn--p1ai

        Календарь развития малыша с синдромом Дауна

        Растить ребенка с синдромом трудная, но как это бы не казалось странным, интересная задача. Ведь мужественные родители, которые родили ребенка с генетическим заболеванием, а также поставили перед собой воспитать полноценного члена общества, должны прикладывать многократные усилия для того, чтобы малыш не отставал в развитии. Конечно, заложенное природой отставание никуда не денешь, но и у здоровых детей этим процессом можно свободно распоряжаться, ускоряя его своими усилиями. Чтобы помогать ребенку развиваться, нужно знать месяц за месяцем, год за годом, как обычно развиваются такие дети.

        До шести месяцев

        Развитие — это физически и психологически рост ребенка. Оно зависит от особенностей, которые ребенок получил с рождения, а также от заботы окружающих и особенностей окружающей среды. Ребенок с рождения получает основу дальнейшего развития, но само развитие сильно зависит от усилий родителей и воспитателей. Фатализм, то есть опора на предрасположенность жизни — самая большая глупость, которые могут допустить педагоги, оправдывая этим свою бездеятельность. Ребенок с синдромом Дауна развивается так же, как и другие дети, но ему нужно больше помогать для достижения такого же уровня развития, что и у здоровых детей.

        Синдром Дауна — особенность, и вовсе не приговор, ведь дети, которые не имеют генетического дефекта часто получают вредные привычки, создавая социальный дефект у себя искусственно. А дети с синдромом могут освоить сложнейшие умения, которые никогда не будут уметь его сверстники, и таким образом достичь социального преимущества. Это преимущество будет тем более ощутимым, чем более упрежденно относятся в обществе к детям с врожденными особенностями.

        Моторика у детей с синдромом Дауна в первом полугодии жизни развивается с задержкой, от физического развития в раннем возрасте сильно зависит психологическое, поэтому то, что ребенок не может сделать сам, нужно наверстывать с помощью физических упражнений.

        Развитие малыша с синдромом Дауна от одного до трех месяцев:

      • ребенок должен звуками показывать, что он голоден, а также радоваться, когда получает пищу, гулит после еды;
      • воркованием показывает удовольствие, когда с ним общаются, эмоции должны выражаться разными звуками;
      • ребенок сосет соску и грудь, без проблем должен глотать жидкость;
      • если лежит на спине, быстро двигает по очереди руками и ногами;
      • малыш с синдромом Дауна может поднимать голову на 5 сантиметров от кровати и так ее держать десять секунд;
      • лежа на животе, может до минуты держать голову;
      • сжимает руки в кулаки и самостоятельно разжимает пальцы;
      • смотрит на руки, перебирает пальцами, дотягивается руками до рта;
      • может хватать и отпускать погремушку, только удерживает непродолжительное время;
      • двигает глазками и головой за ярким предметом;
      • рассматривает предметы, которые его окружают, задерживая взгляд;
      • может запоминать людей, которые часто присутствуют в комнате, может их узнавать;
      • улыбается, когда слышит голос мамы;
      • понимает интонацию, отвечает звуками, когда к нему обращаются.
      • Ребенок с синдромом Дауна от четырех до шести месяцев:

      • радостно смеется, когда ребенка взять на руки, помнит близких людей и узнает их, одновременно к посторонним может относится с подозрением;
      • спокойно реагирует, когда его одевают;
      • изучает свои ноги, лежа на спине;
      • самостоятельно переворачивается на живот и может без посторонней помощи держать голову, упираясь прямыми руками;
      • сидит, удерживая голову прямой, даже если его немного наклонить;
      • хватается двумя руками за предмет, короткий промежуток времени может играться погремушкой;
      • изучает руки, тянет их и предметы, которые в них находятся, в рот;
      • играет в прятки — удивляется и радуется, когда взрослый ладонями закрывает свое лицо;
      • реагирует на интересный предмет, поворачивая голову.
      • После полугода

        В первом полугодии малыш много спит, хочет активно играться, изучать окружающий мир. Дети учатся устанавливать зрительный контакт, при этом что-то осмысленно лепечут. Ребенок с синдромом Дауна до одного года еще не умеет говорить.

        Ребенок с синдромом Дауна семи до девяти месяцев ребенок:

      • уверенно узнает взрослых, которых видит часто;
      • на щекотку отвечает громким хохотом;
      • если сделать гримасу на лице, ребенок отвечает улыбкой;
      • привлекает внимание движениями рук, которые может протягивать к взрослому, при этом лепечет;
      • радуется играм в прятки;
      • может говорить дада, папа, мама;
      • умышленно роняет предметы, зная, что взрослый их поднимет;
      • расстраивается, когда у него отобрать игрушку, при этом может заплакать;
      • самостоятельно есть печенье;
      • пьет из кружки из рук взрослого;
      • встает, держась за пальцы;
      • самостоятельно сидит несколько секунд, упираясь руками, минутку сидит с опорой спиной на подушку;
      • неуверенно, но уже ползает;
      • подает себе игрушку из одной руки в другую, может держать предмет двумя руками одновременно;
      • играет ладушки — самостоятельно и с помощью взрослого;
      • способен наблюдать за летящим, падающим предметом;
      • рассматривает себя в зеркале;
      • изучает свойства предмета постукиванием и пробованием на вкус.
      • От десяти до двенадцати месяцев:

      • если ребенка ругать, он реагирует хныканьем или плачем;
      • не отдает игрушку, злиться когда отбирают;
      • дает маме игрушку, если та попросит;
      • обнимает маму;
      • может указать на игрушку, которую хочет подержать;
      • по просьбе хлопает в ладошки;
      • ест с помощью рук;
      • делает первые попытки есть ложкой;
      • быстро ползает на четвереньках, играется, покачиваясь, стоя на четвереньках;
      • когда лежит на животе, может сесть, прогибаясь и переворачиваясь;
      • стоит, держать за опору, может немного ходить, если его водить за кисти или если он держится за что-либо, иногда ходит, если ребенка водить за одну руку;
      • пальцами может брать мелкий предмет, рассматривает игрушки,
      • может ставить игры в коробочку и доставать их оттуда;
      • следит за предметом, может найти его, если при нем спрятать;
      • понимает первые слова — если его позвать, что-то запретить или похвалить.

      На втором году

      Обычные дети первые слова говорят после 12 месяцев (более простые слова мама, папа может и раньше). После полутора лет дети осваивают более 20 слов каждый месяц, к пяти годам ребенок может сказать практически все, используя более двух тысяч слов.

      Дети с синдромом Дауна говорят так же, как и здоровые, только развитие речи происходит с задержкой. Но малыши еще до того, как начинают говорить, пользуются жестами, так что их вполне можно понимать. Среди причин задержки языкового развития — проблемы со слухом, которые наблюдаются у 80 процентов детей с этим заболеваним. Потяря слуха может быть не постоянной а периодической, связанной с инфекциями, но может также быть глухота нейро-сенсорного свойства, она не лечится. Поэтому, если проблемы с восприятием и речью, ищите причины прежде всего в слухе.

      Одна из проблем восприятия слов, которая отображается на произношении — это трудноразличимость похожих слов, которые могут обозначать разные понятия. В ходе эксперимента, которые поставили британские ученые, ребят обучали не словам, а жестам, которые имеют определенные понятия — около половины осваивали более 20 слов в месяц, почти как здоровые дети, а половина учила менее десяти, но все равно прогресс в обучении наблюдался. Но несколько детей освоили за месяц почти 40 лет, это говорит о индивидуальных особенностях детей. После того, как дети научились говорить, они перестали общаться жестами.

      От 13 до 15 месяцев:

    2. мимика ребенка может подражать мимике взрослого;
    3. ребенок наконец-то не очень четко может повторять слова взрослого;
    4. прощаясь, машет рукой или сопровождает гостя аплодисментами;
    5. если что-то не хочет, покачивает по сторонам головой;
    6. целует знакомого человека по просьбе родителей;
    7. если ребенка одевать в одежды без застежек, поднимает руки;
    8. может начать пробовать раздеваться — например снимает варежки;
    9. из чашки пьет сам;
    10. самостоятельно ходит;
    11. сам встает с положения сидя на полу;
    12. может бросать мяч из положения стоя;
    13. берет мельчайшие предметы, даже крошки;
    14. играется машинкой, катая ее по полу;
    15. может играться простым конструктором — разбирать на части, вынимать палочки из отверстий;
    16. может рисовать карандашом, правда четкой картинки не получается;
    17. интересуется книгой, листает ее;
    18. тянет игрушку за веревку;
    19. ставит меньшую емкость, например, стакан, в емкость большего размера.

      От 16 до 19 месяцев:

    20. вместе с мамой убирает игрушки;
    21. делает простые поручения — приносит и уносит знакомую вещь в другую комнату;
    22. подает предмет, который просили;
    23. делится предметами, которые у него в руках;
    24. ест ложкой, но проливая жидкость;
    25. снимает носки, тапочки, туфли;
    26. можно научить мыться в умывальнике;
    27. начинает ходить по лестнице, но с поддержкой и приставным шагом;
    28. поднимает с пола вещь без приседания и поддержки;
    29. может немного ходить назад;
    30. указательным пальцем показывает, что ему подать;
    31. если спрятать небольшой предмет под одинаковыми стаканами на его глазах, определяет где он именно;
    32. понимает, для чего предназначены домашние вещи;
    33. знает до пяти частей тела;
    34. играет кубиками, пирамидкой (кольца с палочкой), может поставить небольшой стопкой;
    35. выкручивает крышку бутылки;
    36. вставляет веревку в отверстие.

      От 20 до 24 месяцев:

    37. выбирает книгу, которую нужно ему почитать;
    38. просит помощи, если у него что-то не получается;
    39. может отказываться от навязчивого общения, а могут быть и безотказными;
    40. моет и вытирает руки о полотенце;
    41. мешает ложечкой чай;
    42. снимает верхнюю одежду на пуговицах;
    43. играет футбол;
    44. ходит на носочках, прыгает;
    45. играется кубиками, ставя их стопкой;
    46. рисует прямую линию;
    47. разворачивает сверток;
    48. листает книги постранично;
    49. высыпает сухое содержимое бутылки, вытряхивает, если горлышко узкое;
    50. сравнивает предметы в комнате с аналогичными на картинках, показывая по просьбе;
    51. вставляет квадрат в квадратную прорезь, треугольник — в треугольную;
    52. по-своему поет детские песни;
    53. выражает желание получить предмет, поесть;
    54. называет предметы отвечая на вопрос.

      Третий год

      Первое полугодие

      От 25 до 30 месяцев:

    55. играется с другими малышами;
    56. может пить через соломину;
    57. еду из ложки еще может проливать;
    58. вытирает руки;
    59. просится на горшок, не писается, если садить на горшок периодически;
    60. стоит несколько секунд на одной ноге, с опорой на одну руку или без нее;
    61. подпрыгивает с двух ног и приземлятся на стопу;
    62. без труда ходит по лестнице;
    63. делает несколько шагов на носка;
    64. подпрыгивает и приземляется не падая;
    65. садится и встает со стульчика;
    66. башня из кубиков состоит из более пяти этажей, строит кубики в ряд в виде поезда;
    67. может надевать несколько шариков на веревку;
    68. поймает мяч, если к нему подкатить;
    69. ставит монетки в копилку;
    70. рисует неровный круг, спираль;
    71. можно научить складывать лист бумаги пополам, режет бумагу;
    72. переливает жидкость из банки в банку;
    73. объясняет, какие предметы принадлежат ему;
    74. находит картинки по объяснению;
    75. разговаривает с собой и игрушками при игре;
    76. понимает некоторые предлоги, например «под», «на»;
    77. использует отрицательные слова, говорит предложения из двух-трех слов, повторяет предложения из четырех слов;
    78. говорит свое имя, но неправильно произносит звуки.

      Второе полугодие

      От 31 до 36 месяцев:

    79. сочувствует, когда другой ребенок плачет;
    80. может пожаловаться, выразившись фразами;
    81. здоровается;
    82. начинает неуверенно пользоваться вилкой, может испачкаться;
    83. в туалете самостоятельно снимает штаны, сам садится на горшок;
    84. самостоятельно моет и вытирает о полотенце руки;
    85. может расстегнуть пуговицы большого размера, а также молнии, липучки;
    86. может надеть брюки, но их трудно застегнуть;
    87. ездит на велосипеде с тремя колесами;
    88. может стоять некоторое время на одной ноге;
    89. поднимается по лестнице по-взрослому;
    90. быстро бегает;
    91. далеко бросает мяч;
    92. откручивает крышки на резьбе;
    93. рисует неровные геометрические фигуры;
    94. лепит из пластилина;
    95. сортирует предметы по цвету, раскладывая их в разные места;
    96. знает назначение распространенных бытовых предметов;
    97. знает, что такое один, а что такое много;
    98. может выучить стишок из трех строк;
    99. предложения могут состоять из более, чем четыре слова;
    100. может говорить сложноподчиненными предложениями.

      Малыш с синдромом Дауна может развиваться как обычный ребенок, только с небольшим отставанием. Но, как и в случае с большинством ребят, скорость развития очень сильно зависит от родителей. Любые конструктивные усилия, приложенные в раннем детском возрасте, в будущем будут иметь большие позитивные последствия.

      www.deti-semja.ru