Дети с аутизмом и дельфины

Дельфины помогают лечить детей

Дельфинотерапия как способ лечения детей с отклонениями в развитии, эмоциональными расстройствами, синдромами Дауна, аутизмом и умственной отсталостью появился в 1978 году. Основоположником такого вида исцеления стал психолог Дэвид Натансон. Свой метод он назвал дельфино-гуманистической терапией. Новый подход приводил к увеличению речевых и двигательных навыков у маленьких пациентов с описанными выше диагнозами. Дэвид Натансон в своих работах основывался на предположении, что дельфины своей безусловной любовью и поддержкой могут помочь больным детям научиться доверию. А такие эмоции разумных морских животных, как сострадание и сопереживание, помогают детям повысить не только уверенность в себе, но и развить социальные навыки, часто отсутствующие при описанных заболеваниях.

К слову сказать, положительный эффект от общения с дельфинами получают и взрослые пациенты, страдающие синдромом Дауна. Однако, как показывает практика, эффективность дельфинотерапии с детьми все же на порядок выше. По наблюдениям доктора Натансона общение с дельфинами в 97% случаев помогало детям-аутистам развить навыки общения, которыми они раньше не обладали. Дельфинотерапия также помогала скорректировать поражения головного и спинного мозга, депрессию, синдром хронической усталости, мышечную астению и задержку умственного развития. Во время сеансов общения с дельфинами уменьшалось возбуждение центральной нервной системы и активизировалась работа мозга. Такой метод лечения в 60% случаев помогал справиться с неврозами.

Существует еще один подход к лечению с помощью дельфинов — кранио-сакральная терапия, в основе которого лежат легкие расслабляющие прикосновения, способные исцелять. Изначально этот метод, конечно же, был как альтернатива традиционному массажу и мануальной терапии. Но врачи из Мексиканского залива опробовали эту методику с привлечением дельфинов в качестве помощников людей при кранио-сакральном «массаже». Наибольшего эффекта достигают те сеансы, в которых участвуют бутылконосые дельфины (афалины), живущие на воле.

Сама процедура проходит следующим образом. Пациенты, страдающие болевыми синдромами, церебральным параличом, аутизмом, различными поражениями головного и спинного мозга держаться на воде с помощью спасательного жилета и при поддержке нескольких терапевтов. Вокруг плавают обученные дельфины, которые контактируют с людьми. При этом они не только выполняют команды тренера, но и импровизируют.

Некоторые ученые, исследующие дельфинотерапию как альтернативный способ лечения считают, что причиной еёуспеха являются звуки, издаваемые дельфинами с помощью врожденного биосонара и их ритмичные движения. Есть даже предположения, что дельфины обладают мощными экстрасенсорными способностями. Однако магическое действие дельфинотерапии безусловно связано еще и с сильным психологическим эффектом, который создается неожиданной обстановкой и большой дозой адреналина. Ведь ни один ребенок не может устоять против обаяния этих веселых, сообразительных и добрых существ. К тому же дельфины и сами очень любят детей и быстро находясь с ними общий язык. Они словно понимают, что перед ними находится маленький человечек, которому необходима помощь и поддержка.

Однако дельфинотерапия вызывает и множество споров в медицинском сообществе. Основным аргументом скептиков является отсутствие научных фактов, ясно доказывающих исцеляющую способность сонара дельфинов, который якобы вызывает процесс заживления за счет увеличения т-лимфоцитов и эндорфинов в организме человека. Критики дельфинотерапии утверждают, что покупка ребенку дружелюбного домашнего питомца будет иметь тот же эффект, что и дорогостоящие сеансы общения с дельфинами. Но и сторонники этого метода лечения также заявляют, что не стоит рассматривать делфьинотерапию как панацею, а использовать ее в комплексном подходе.

Однако, пока критики и скептики спорят, на очередь на сеансы у доктора Дэвида Натансона расписаны на 5 лет вперед…

www.delfinariy-chelny.ru

Помощь детям с аутизмом «Цветы Жизни»

Аутизм — не беда, безразличие — беда

Дельфин — не доктор

Дельфинотерапия – это не панацея от детского аутизма, а очередной медицинский миф. На днях (приводим статью 2009 года) Международная организация по защите китов и дельфинов, которая уже довольно давно пыталась отстоять право морских млекопитающих никого не лечить, а жить своей морской жизнью, представила общественности результаты детального исследования вопроса. Этот научный труд доказывает, что дельфинотерапия, о которой на каждом углу трубили поклонники нетрадиционных лечебных методик – не более чем маркетинговый ход.

Дельфины никого не лечат. Их терапевтическое действие на детей можно сравнить с эффектом любого домашнего животного. Разница лишь в том, что за «кошколечение» никто не выставляет счетов в тысячи евро.

Вывод, к которому пришли защитники дельфинов после проведенных исследований, таков: дорогостоящая лечебная методика, в которой в качестве основного действующего фактора используется общение маленьких пациентов с дельфинами, на сегодняшний день используется в первую очередь в коммерческих целях. По словам руководителя исследования Каролы Оттерштедт, дельфины, которые якобы лечат больных детей, очень плохо переносят заточение в дельфинариях. А у их маленьких пациентов не наблюдается никакого устойчивого результата терапии, ради которого стоило бы жертвовать денежными средствами, да и самими дельфинами. Зафиксировано, что от проживания в неволе дельфины умирают намного раньше своих свободных собратьев.

Сегодня существует две кардинально противоположные теории, на которых основывается якобы излечение дельфинами. Одна из них декларирует развитие у пациентов концентрации внимания, тогда как другая, напротив, утверждает, что больной, лично общаясь с дельфином, получает расслабление. И обе они обещают чудо исцеления. Однако чудеса нынче дороги: стоимость «чуда», например, в одном из дельфинариев США равняется 15 тыс. евро. Никакого документального подтверждения терапевтического эффекта лечение не гарантирует. На таких условиях с тем же успехом можно на дому лечиться кошками, собаками и даже черепашками, если они нравятся ребенку и вызывают у него радость. Во всяком случае эти животные гарантированно не нанесут вреда ребенку, и сами не испытывают мучений от содержания в неволе.

Еще самый известный из «водоплавающих» людей – Жак-Ив Кусто предупреждал, что жизнь в неволе для такого высокоорганизованного животного, как дельфин, является сущей мукой. Дельфин – это не кошка и не собака, и он совсем не так биологически близок человеку, как принято считать. Популярные телепередачи успели внушить нам мысль, что дельфин – чуть ли не родной брат гомо сапиенс. А между тем, в отличие от человека или собаки, это животное ориентируется в пространстве при помощи ультразвука. Заточенный в крохотном по сравнению с океаном пространстве бассейна, дельфин слышит искаженные, многократно отраженные от гладких стен звуки и буквально теряет ориентацию в пространстве. Может быть, именно поэтому недавно один из дельфинов совершил нападение на людей во время циркового шоу в дельфинарии в Кюрасао. В результате трое зрителей были ранены и попали в больницу.

Какой врач выйдет из дельфина?

Один из наиболее спорных вопросов в антрозоологии* таков: может ли взаимодействие с животными облегчить страдания человека? Лечение при помощи животных (антрозоологи называют его ААТ — animal assisted therapy) существует уже не первое десятилетие. Термин «терапия питомцами» был создан в 1964 году Борисом Левинсоном, детским психиатром, который обнаружил, что порой дети, с которыми ему было особенно трудно работать, полностью раскрывались при игре с собакой врача, которую звали Джинглз. Обитатели дома для престарелых, где живет моя матушка (ей девяносто два года), очень радуются, когда несколько раз в неделю к ним приводят специальных собак. Я сам обнаружил, что для решения своих мелких проблем мне бывает полезно пожаловаться на жизнь нашей кошке Тилли. (Тилли — очень любящий и суровый психотерапевт. Стоит мне начать ныть, как она фыркает и уходит прочь. Наверное, мне бы лучше подошел ленивый золотистый ретривер с печальными глазами — эдакая собачья версия доктора Мелфи, терапевта Тони Сопрано.)

Однако можно ли с уверенностью утверждать, что верховая езда, игры с собачкой или поглаживание кошки излечивают депрессию или помогают развитию коммуникативных навыков у детей с аутизмом? Дженелл Майнер и Брэд Лундал из университета Юты проанализировали результаты сорока девяти опубликованных исследований, посвященных ААТ-работе с детьми, подростками, взрослыми и пожилыми людьми, проводившейся в самых разных условиях, от медицинских учреждений до домов престарелых. Исследователи обнаружили, что наиболее часто в ААТ используются собаки и что эта методика чаще применяется при лечении психических, нежели физических заболеваний. В большинстве (но не во всех) исследований общение с животным-врачом действительно принесло больному пользу. В среднем же полученные изменения были сравнимы с теми, которые могли бы быть получены, если бы пациенты принимали прозак или аналогичные препараты.

А вот дельфинотерапия вызывает куда больше споров, нежели ААТ с привлечением собак или лошадей. В конце концов, используемые в ходе лечения дельфины — это дикие животные, которых удерживают в неволе против их желания. Кроме того, многие утверждения о целительной пользе общения с дельфинами явно преувеличены: дельфины-де излечивают синдром Дауна, СПИД, хронические позвоночные боли, эпилепсию, церебральный паралич, аутизм, нарушения обучаемости и глухоту, а также уменьшают размеры опухолей. Утверждается, что происходит это за счет биоэнергетических полей, высокочастотного пощелкивания и урчащих звуков, с помощью которых дельфины общаются между собой, и даже за счет их способности напрямую влиять на волновую активность человеческого мозга.

Красиво звучит — дельфинотерапия! Знай плавай да поправляйся. Но все-таки прежде, чем на пару недель занырнуть в бассейн к дельфинам, стоит поинтересоваться, какова научная подоплека всех этих утверждений. В большинстве своем они основаны на слухах, непроверенных утверждениях или же стали результатами неадекватных экспериментов, проводившихся весьма пристрастными исследователями. Дельфинотерапия особенно привлекает отчаявшихся родителей, которые готовы заплатить любые деньги, лишь бы исцелить своего ребенка от аутизма или синдрома Дауна. Они пополняют собой более сотни терапевтических дельфиньих программ, проводящихся на островах Флорида-Кис, на Бали, в Великобритании и России, на Багамах, в Австралии, Израиле и Дубаи, — приезжают и надеются, что дельфины с их загадочными, как у Моны Лизы, улыбками с помощью неизвестной науке силы сотворят чудо. Между тем дельфинотерапия — занятие не из дешевых. Две недели в Научно-исследовательском центре дельфинотерапии Куракао(Нидерландские Антильские острова) обойдутся вам в 7 тысяч долларов — то есть примерно по 700 баксов за каждый проведенный в воде час. Не выброшенные ли это деньги? Свершится ли чудо?

Природа нелегко расстается со своими секретами. Чтобы проникнуть в них, ученым приходится трудиться в поте лица. Исследователь, как и любой другой человек, может ошибаться, особенно если имеет личную заинтересованность в деле. Именно поэтому в магистратуре студентам читают специальные курсы по методам исследования и статистике: чтобы остаться честным, нужно изучить все секреты мастерства. Мы не скупимся на такие слова, как «внутренняя и внешняя валидность», «плацебо-контроль», «случайное распределение», «слепые и дважды слепые испытания» и «корреляция не есть случайность». Не буду утомлять вас подробностями, скажу лишь, что эти приемы и инструменты снижают число случаев, когда испытатель непреднамеренно подыгрывает сам себе.

Хорошие ученые стремятся не упускать и альтернативных объяснений, даже если те разносят вдребезги наши идеи, касающиеся домашних животных. В 1924 годы менеджеры фабрики в Хоторне неподалеку от Чикаго пригласили группу психологов, чтобы те выяснили, как надо изменить условия работы, дабы добиться максимального повышения продуктивности труда. Психологи стали планомерно вносить разнообразные мелкие изменения. Поначалу они велели сделать поярче освещение в цехах, затем внесли небольшие изменения в систему оплаты, похимичили с расписанием смен и с длительностью перерывов. Исследователи обнаружили, что практически каждое вносимое ими изменение сопровождалось кратковременным повышением эффективности работы, даже если само изменение сводилось лишь к отмене предыдущей инициативы. Из этого был сделан вывод, что повышение продуктивности труда рабочих было связано не с улучшением освещения, лучшей оплатой или более длинными перерывами — причиной временных улучшений стало нарушение привычной рутины.

А не может ли быть так, что прогресс у пациентов, проходящих дельфинотерапию, объясняется тем самым эффектом фабрики «Хоторн» и является всего лишь следствием переживания нового опыта. Подумайте сами. Мало того что вы проводите время едва ли не с самыми очаровательными существами на Земле, так еще и едете в какое-то прекрасное место, плаваете в тропических морях и какое-то время живете в среде, где все вокруг поддерживают вас и ожидают только успехов.

Как же отделить истинный эффект взаимодействия с дельфинами от всего прочего, что может произойти с человеком за две недели жизни рядом с этими существами? К счастью, существуют методы, которые позволяют отличить реальный результат дельфинотерапии от результатов, порождаемых неосознанными убеждениями и искажающих весь эксперимент.

Чтобы решить непредвзято, основывается ли эффект дельфинотерапии на чем-то большем, нежели приятное времяпрепровождение, мы используем подход а-ля отчет для потребителей. К примеру, что на самом деле показали исследования, в ходе которых изучалось воздействие издаваемых дельфинами звуков на сверхвысоких частотах на детей-инвалидов? Группа немецких ученых тщательно наблюдала за занятиями, в ходе которых группа детей-инвалидов и умственно отсталых проходила дельфинотерапию на островах Флорида-Кис. Было обнаружено, что большинство дельфинов не обращало внимания на детей и практически не издавало ультразвуковых сигналов. По сути, во время каждого занятия на долю детей приходилось в среднем десять секунд ультразвукового дельфиньего «разговора», то есть совершенно незначительное и не дающее эффекта воздействие. Исследователи пришли к выводу, что дети извлекли бы больше пользы из игр с собаками.

А как же якобы имеющаяся у дельфинов способность исцелять людей положительными флюидами, чудодейственной улыбкой и загадочными электрическими полями? Была проведена тщательная проверка, в которой приняли участие несколько исследователей. Среди них были Лори Марино и Скотт Лилиенфилд из университета Эмори. Лори обожает животных. По субботам она занимается тем, что пристраивает бездомных кошек. Однако сердце ее принадлежит дельфинам. Поначалу Лори, тогда еще студентку магистратуры кафедры нейробиологии, привлекло необычное строение их мозга. На настоящий момент она изучает дельфинов уже почти двадцать лет и стала первым ученым, доказавшим, что дельфины способны узнавать себя в зеркале (это ставит их на одну ступень с людьми, приматами, слонами и сороками). Что касается Скотта, то он психолог-клиницист, построивший свою карьеру на потрясении всего самого святого, что есть в психологии, — например, в свое время он выяснял, действительно ли пятна Роршаха могут многое сказать о вашей личности (нет, не могут).

Благодаря имевшемуся у Лори опыту работы с дельфинами и умению Скотта продираться сквозь психологическую заумь эти двое ученых составили отличную команду, взявшуюся проверить, действительно ли дельфинотерапия оказывает реальное влияние на больные тела и души. Лори и Скотт тщательно оценили методы, с помощью которых производились различные исследования, авторы которых затем заявляли в печати, что дельфинотерапия эффективно излечивает такие заболевания, как депрессия, дерматит, умственная отсталость, аутизм и тревожность. Они обнаружили, что в каждом случае имелись методологические ошибки: слишком малая выборка, отсутствие объективных критериев улучшения состояния, неверно подобранные контрольные группы, неспособность отделить воздействие собственно терапии от влияния положительных эмоций, связанных с новыми занятиями в приятной обстановке, а также конфликт интересов исследователей.

Лори и Скотт пришли к выводу, что шумно разрекламированная способность дельфинов исцелять различные заболевания не имеет под собой научных доказательств. По их мнению, это лженаука. Более того, Лори и Скотту недостаточно было разоблачить дельфинотерапию и повесить на нее ярлык суеверия от науки; они хотят добиться запрета на эту деятельность. Они называют дельфинотерапию «опасной модой». По поводу моды я с ними согласен, но при чем тут опасность? Если у вас есть деньги, почему бы не купить детишкам пару недель радости и не отправить их плескаться рядом с Флиппером? Это совершенно безопасно.

Нет, не безопасно, утверждает Лори. Она отмечает, что эта «терапия» представляет опасность как для людей, так и для животных. Дельфины могут проявлять агрессию даже по отношению к детям, которых вроде бы должны лечить. В ходе проведенных недавно исследований выяснилось, что половина из четырех с лишним сотен людей, профессионально работавших с морскими млекопитающими, получили различные травмы, а участников программ дельфинотерапии животные били, кусали и даже налетали на них с разгону (последнее привело к перелому ребра и травме легкого). «Терапевт» может наградить вас даже кожным заболеванием.

Кроме того, возникают скользкие вопросы этического плана. Психологи-клиницисты самостоятельно принимают решение о занятиях психотерапией. Дельфинов же никто не спрашивает. В США для терапии используются дельфины, рожденные в неволе, в то время как в других странах для этих целей ловят диких дельфинов, причем иногда устраивают на них крупные облавы. По словам Лори, для того, чтобы один дельфин попал в Гуантанамо, где находится аквариум для китовых и где этот дельфин весь остаток жизни будет плавать кругами в бассейне, семеро других должны умереть.

Имеем ли мы право помещать в неволю умных животных, которые ведут сложную общественную жизнь и имеют изощренную систему коммуникации, и делать из них терапевтов для наших маленьких аутистов? Имей дельфины особую целительную силу, эту практику еще можно было бы оправдать. Но тогда уж будьте добры дать железные доказательства того, что дельфины могут вернуть замкнутого в себе ребенка-аутиста в мир людей, или что за пару часов игр с дельфинами у девочки с синдромом Дауна IQ вырастет на пятнадцать пунктов, или что дельфиньи электрические поля избавят депрессирующего мужчину средних лет от его хвори. Но таких доказательств нет.

Дельфинотерапия — это никем не управляемая область, работы в которой не сертифицированы и не одобрены ни одной из солидных психологических или медицинских организаций. В 2007 году Общество охраны китов и дельфинов совместно с благотворительной британской программой по исследованию аутизма потребовали запретить программы дельфинотерапии. К ним присоединилась даже основательница дельфинотерапии Бетси Смит. В 1970-х годах, занимаясь антропологией в Международном университете Флориды, она стала сводить умственно отсталых детишек с дельфинами. Поначалу результаты вроде бы были неплохие, и Бетси Смит быстро превратилась в ярую сторонницу дельфинотерапии. Но все это было и прошло. В письме, опубликованном Фондом морских млекопитающих Арубы, доктор Смит пишет, что «целью всех программ, включающих в себя отлов животных, является получение прибыли». Вот так-то.

По свидетельству моих друзей, испытавших это на себе, плавать вместе с дельфинами весело. Но морские млекопитающие — не чудотворцы. Неделя дельфинотерапии не распрямит вам спину, не исцелит больной мозг и не предотвратит следующий эпилептический припадок. Поберегите лучше деньги — и дельфинов тоже.

© Хел ХЕРЦОГ из книги «Радость, гадость и обед»
—————-
*Антрозоология — новая наука о взаимоотношениях человека и животных

www.fl-life.com.ua

Дельфинотерапия для аутистов

Терапия дельфинами основывается на одной особенности животных – способности к эхолокации. Таким образом они сканируют окружающую обстановку, используя для этого ультразвуковые волны при передвижении.

Если говорить о лечении этим методом, то ультразвук помогает улучшать межклеточный метаболизм, движение жидкостей в организме человека. В результате не только ликвидируется застой, но и усиливается их движение в тканях. Такое воздействие помогает избавиться от отеков и наладить работу метаболизма.

При этом ультразвук, воссоздаваемый дельфинами, способен снять подобно анальгетикам болевой синдром.

Дельфинотерапия в лечении аутизма

Этот способ широко применяется в терапии аутизма у детей. Также дельфинотерапия для аутистов вместе с другими методами воздействия позволит «выдернуть» ребенка из состояния самоизоляции, давая новые стимулы для физического, эмоционального и умственного развития. Часто контакт с дельфинами помогает ребенку обрести вновь интерес познания окружающего мира.

Так занятия позволяют скорректировать и оптимизировать отношения ребенка с социумом:

  • Самооценка пациента заметно повышается, обеспечивается поддержка со стороны специалистов;
  • На 90% снимается состояние дефицита положительных эмоций, идет активная стабилизация настроения;
  • Сглаживается состояние потерянности, одиночества и дезадаптации;
  • Занятия способствуют активизации структур организма, развивается область коммуникаций, процесс мышления и освоения информации заметно ускоряется;
  • Развивается психомоторика с речевыми способностями аутичного малыша, ребенок осваивает и укрепляет координацию движений, ускоряя освоение моторных навыков.
  • Курс предполагает прохождение десяти сеансов, у которых продолжительность приблизительно равна полтора часа. Из них полчаса отводится на общение с животными в бассейне, а остальное время на массаж и общение с психологом. Подобный комплексный метод стал оптимальным подходом в терапии.

    Дельфинотерапия при аутизме дает результаты не сразу, но уже в конце сеансов можно будет увидеть заметный прогресс пациента. Дельфин постепенно становится для малыша другом и напарником для игр. В ходе занятий налаживается контакт с элементами взаимодействия между ними. Дельфин ненавязчиво старается привлечь внимание в процессе ведения игры, требуя от пациента ответных действий в игре, на что и идет упор в игре.

    Важно! Дельфинотерапия помогает создавать условия для активизации структур мозга и организма. Это помогает развить сенсомоторику и речевые способности аутичных малышей.

    Особенности дельфинотерапии

    Это разновидность пет-терапии (зоотерапии), которая позволяет создать оптимальные условия для физического и психического выздоровления больных людей. Объяснить до конца, как именно получается достичь таких результатов при общении с дельфинами, ученым не удалось, но результаты многих уже показали практическую пользу подобного лечения.

    Доказано, что дельфинотерапия для детей с аутизмом дает возможность с положительной стороны оказывать влияние на:

  • Психологическое здоровье;
  • ЦНС;
  • Внутренние органы.
  • Первое, что делает ультразвук, издаваемый животными, с телом человека — это оказывает особое влияние на процессы биоэлектрического характера в головном мозге. А учитывая, что животные этого рода являются обладателями веселого и дружелюбного нрава, то положительные эмоции и пользы на уровне физиологии от сеансов ребенку будут обеспечены, что позволяет сдвинуть состояние аутизма с мертвой точки, возвращая малыша в социальную сферу.

    Показания и противопоказания

    Есть особые указания к курсам терапии с дельфинами.

    Польза дельфинотерапии выявлена в работе с такими заболеваниями, как:

    • ДЦП;
    • Синдром Дауна;
    • Иные подобные генетические болезни;
    • Посттравматические и невротические состояния;
    • Депрессия;
    • Нарушенные функции ЦНС;
    • Расстройства памяти;
    • Гиперактивность и дефицит внимания;
    • Умственная отсталость легкой и средней тяжести;
    • Сниженная мозговая активность;
    • Нарушение слуха, речи;
    • Сниженная обучаемость.
    • Это не все показания к дельфинотерапии. Аутизм – лишь один из множества диагнозов, который успешно лечат с помощью такого метода.

      Но существуют и противопоказания, при которых заниматься с этими животными нельзя:

    • Онкологические болезни;
    • Приступы эпилепсии;
    • Инфекционные заболевания.
    • Стоит учитывать, что противопоказания к дельфинотерапии выявляются в больнице. Поэтому прежде необходимо проконсультироваться с врачом, чтобы оценить риски осложнений. Аутизм начинает проявляться примерно в 3-х летнем возрасте. Ребенок замыкается и перестает общаться, ограничивая свои интересы повтором определенных действий. Чтобы состояние можно было повернуть вспять – обращайтесь сразу за квалифицированной помощью.

      Отзывы о дельфинотерапии

      Дельфинотерапия заслужила отличные отзывы среди пользователей. Мнения о курсе единодушны – занятия однозначно помогают детям, причем не только с аутизмом, но и другими заболеваниями.

      Отзывы дельфинотерапии при аутизме:

      Сима, 29 лет: «Только приехали с курса дельфинотерапии. Впечатлений много и рассказать обо всем просто слов не хватает. Дельфин сразу привлек внимание моего сына. Наверное, впервые за последние два года я увидела реальный прогресс – он стал реагировать на окружающую обстановку, перестал так часто капризничать. Видимо наш морской друг действительно сотворил чудо. Испытываешь во время процедуры такой эмоциональный подъем, что не передать словами».

      Александра, 32 года: «Прошли и мы курс дельфинотерапии. Не особо верила в него, так как столько всего уже перепробовали, а результаты либо отсутствуют, либо малы настолько, что о них говорить не стоит. Но тут действительно чудо. Увидела столько счастья на лице дочери. В результате уже через 4 процедуры я заметила, что она стала спокойнее и послушнее. Теперь выполняем просьбы уже не с двадцатого раза, а со второго-третьего».

      Дмитрий, 37 лет: «У сына врачи поставили диагноз аутизм. Сколько мы бились с этим приговором – все без толку. Потом знакомый уговорил, чтобы мы попробовали терапию с животными. Сперва хотели обратиться к лошадям, но ребенок положительно среагировал только на дельфинов. Думает, ну что ж, дельфины – так дельфины. Итак, прошло 2 месяца от окончания занятий. Эффект есть наверняка! Со стороны кажется, что вроде даже окреп, оформился и повзрослел. Капризность и перепады настроения практически пропали. Стал лучше разговаривать, активней двигаться, одним словом, преобразился. Спасибо тем, кто придумал такие занятия. Нам словно вернули сына».

      autizmy-net.ru

      Дети с аутизмом и дельфины

      Дельфинотерапия (Dolphin Assisted Therapy)

      «Мы должны помнить о том, что мы — часть природы, и взаимодействие с ней оказывает благоприятное воздействие на нас«.

      В настоящее время при реабилитации пациентов, страдающих психоневрологическими заболеваниями, очень перспективной выглядит анималотерапия (animal [англ.] – животное + терапия) — направление терапии, использующее животных и их образы для оказания психотерапевтической и медицинской помощи. Этот вид терапии известен людям уже не одну тысячу лет.

      Родоначальником анималотерапии считают канадского детского психиатра — Болиса Левинсона, который применял собаку в своей терапевтической работе. Животное помогало ему налаживать контакт с пациентами, ускоряя и улучшая, таким образом, терапевтический процесс.

      Самым доступным и распространенным видом анималотерапии является «иппотерапия». В этом методе для коррекции поведения и настроения детей с последствиями детского церебрального паралича, или детей с расстройствами психики и поведения используют лошадей. Здесь следует отметить, что в целом терапия с участием животных способствует развитию коммуникативной сферы ребенка. Болис Левинсон обнаружил, что ее применение оправдано даже в случаях с детьми, которые страдают аутизмом и шизофренией. Катчер А. и Уилкинс Ф. установили, что гиперактивные дети и дети с поведенческими нарушениями в результате анималотерапии становились более спокойными, менее возбудимыми и менее агрессивными, лучше сотрудничали с психотерапевтом, начинали лучше учиться и приобретали способность управлять своим поведением.

      Одним из перспективных направлений современной анималотерапии является дельфинотерапия.

      С давних времен известны предания и свидетельства о дружелюбном отношении между дельфинами и людьми, а также о помощи дельфинов людям, которые попали в беду в море. Ученые сделали предположение о том, что общение человека с дельфинами может оказывать лечебное воздействие, и коммуникационная связь человек-дельфин может помочь людям более эффективно строить общение друг с другом, в том числе – и в терапевтических целях. В последствии были получены научные данные о том, что контакт с дельфином помогает при лечении самых разных болезней – от аутизма и синдрома Дауна до расстройств памяти, речи и слуха.

      Сегодня дельфинотерапия вызывает возрастающий интерес во всем мире, поскольку речь идет о болеутоляющих эффектах, снятии депрессии, улучшении обучаемости детей-аутистов. Существуют данные о зависимости уровня активности деятельности головного мозга от изменения уровня синхронизации деятельности медленных волн полушарий мозга. Метод дельфинотерапии является признанным во всем мире неспецифическим методом усиления защитных сил организма у лиц разного возраста.

      Дельфин относится к животным, которым присуще аллеломиметическое поведение (подражание без научения, или взаимная стимуляция). У таких животных происходит взаимное стимулирование к тем действиям, которые выполняют члены сообщества, например – к общению. В силу большой общительности и контактности, дельфины поощряют подобное взаимоотношения с людьми. Задача терапевта — моделировать эти контакты.

      Поведение и психика дельфинов на протяжении многих лет являются объектом внимания психологов и физиологов. Исследования показали, что когнитивные способности дельфинов приближаются по уровню развития к способностям приматов. В рейтинге самых умных животных планеты дельфины занимают почетное третье место.

      Эффективность дельфинотерапии во многом обусловлена уникальными особенностями этих животных. Дельфинов легко обучать, они любознательны и обладают высокой степенью социолизации, проявляющейся в их общительности и дружелюбии как внутри собственной стаи, так и по отношению к представителям других видов.

      В процессе общения дельфины используют многочисленные звуки, которые напоминают рев, вой, стон, мычание, визг, треск, трель, пощелкивание, удар, грохот, хлопок и т.д. Импульсные и непрерывные звуки, издаваемые дельфинами, охватывают необычайно широкий спектр частотных характеристик – от нескольких герц до почти трехсот килогерц, т.е. инфразвуковые, звуковые и ультразвуковые составляющие.

      Наличие у дельфинов интеллекта и познавательных способностей объясняется высокой степенью развития коры головного мозга, продолжительным периодом взросления молодых дельфинов, высоким уровнем родительской заботы, но в первую очередь – сложной социальной жизнью. Высокое развитие мозга дельфинов и хорошие когнитивные навыки большинства представителей этой группы происходят от требований их социальной жизни, включающей взаимодействие и соревнование между особями. Эти когнитивные навыки и обеспечивают ту поведенческую гибкость, которая отличает семейство дельфинов и позволяет им быть эффективными терапевтами для пациентов с широким спектром нарушений развития.

      Дельфинотерапия имеет два способа взаимодействия:

      1. Свободное взаимодействие с животным с минимальным участием специалистов. В данном направлении клиент (пациент) сам выстраивает свои отношения с дельфином, выбирает способы взаимодействия в рамках допустимых возможностей. Роль специалистов ограничивается обеспечением безопасности клиентов и дельфинов.

      2. Специально организованное общение. Общение с животным осуществляется через специалиста, где общение со специалистом для клиента несет психотерапевтическое значение, а общение с дельфином выступает как фон, среда. Здесь характер и тип дельфинотерапии подчиняется поставленной цели. В этом направлении дельфинотерапия может решать разные задачи: психотерапевтические, психокоррекционные, психопрофилактические, физиотерапевтические, педагогические — все зависит от конкретного запроса клиента и специалиста, который будет помогать клиенту реализовать его запрос и управлять терапевтическим процессом.

      Дельфинотерапию можно отнести к натуропсихотерапии. Она может быть как индивидуальной, так и групповой, или семейной.

      Механизмы воздействия дельфинотерапии

      Разделяют физиологические и психологические механизмы действия дельфинотерапии

      К физиологическим механизмам относятся: ультразвуковое, рефлексотерапевтическое, виброакустическое, релаксационное воздействия дельфина и гидромассаж.

      Анализ энцефалограммы пациентов до и после сеансов дельфинотерапии выявил существенное снижение амплитуды доминирующего альфа-ритма, проявление периодов синхронизации активности обоих полушарий мозга. По ряду дополнительных данных в этом состоянии мозг производит большое количество нейропептидов (эндорфинов), повышающих иммунитет, а также играющих важную роль в механизмах памяти, обучения и сна. Кроме того, такие показатели говорят об активации абстрактного мышления и способности к обучению. Эндорфины также оказывают успокаивающий, седативный и болеутоляющий эффекты.

      В методе дельфинотерапии важную роль играет явление, называемое «сонофорез» — целебные свойства природного ультразвукового сонара дельфина эффективно используют при сеансах дельфинотерапии. Во время сеансов общения с дельфинами было зафиксировано, что они излучали эхолокационные волны частотой 10 – 20 кГц.

      Интенсивные ультразвуковые волны, возникающие в результате эхолокации дельфина, создают особые зоны на поверхности воды, где формируются микропузырьки диаметром около 100 микрон. Эти пузырьки существуют около одной микросекунды, разогреваясь из-за огромного внутреннего давления до температуры примерно 5500 oC, что близко к температуре солнечной поверхности.

      Ультразвук более полувека применяется в медицине и физиотерапии и оказывает механический эффект воздействия: ультразвук производит массаж на клеточном уровне, улучшая проницаемость мембраны клетки и позволяя лучше проникать в кожу благоприятным активным ингредиентам. Он разгоняет жидкость в застоявшихся зонах, способствует более эффективному и быстрому дренажу тканей. В существующих ультразвуковых лечебных аппаратах максимальная мощность излучения 2 вт/см2. Сонар дельфина излучает ультразвук с интенсивностью 8,3 вт/см2. Эхолокация дельфина достаточно мощна для возникновения сонофореза в клетках. Кроме того, существует эффект, называемый кавитацией, когда благодаря взаимному трению клеток содержащиеся в них газы покидают свое пространство и улетучиваются. Кавитация – это образование в биологических жидкостях микроскопических полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных газами. Она возникает при прохождении акустической волны большой интенсивности во время полупериода разряжения. Перемещаясь с потоком в область с более высоким давлением или во время полупериода сжатия, кавитационный пузырек захлопывается, генерируя при этом ударную волну. Она способствует выделению из клеток ряда биологически активных веществ, в частности, высвобождению нейроэндорфинов, которые называют еще «гормонами радости».

      Ультразвуковой кавитационный физиологический эффект заключается в следующих явлениях: изменение заряда мембраны клеток в сторону уменьшения, изменение агрегационных свойств эритроцитов, усиление тромболизиса, снижение свертываемости крови. Другим действием описанных механизмов является обезболивающий эффект от общения с дельфинами, в частности, у пациентов с больным позвоночником.

      В одном из экспериментов общения детей с дельфинами определили, что более 70% записанных в процессе общения сигналов имели частоту около 16 Гц. Несколько записей ЭЭГ у детей после общения с дельфинами показали рост мощности частотных составляющих, приближающихся к 16 Гц.

      Во время излучения дельфином ультразвуковых колебаний, а также при издавании звуков слышимого диапазона (200 – 2000 Гц) происходит проникновение микровибраций в ткани и избирательное действие на различные биологические структуры, т.е. осуществляется виброакустическое воздействие. Виброакустическая терапия не только увеличивает кровоток и лимфоток, но и облегчает транспорт крупных биологических молекул, эритроцитов, и иммунокомпетентных клеток из капилляров в интерстиций, а из интерстиция в венозные и лимфатические капилляры, обеспечивая тем самым улучшение клеточной среды обитания и вывод различных продуктов обмена из тканей в циркуляторное русло. Виброакустическая терапия тем эффективнее, чем сильнее выражены микроциркуляторные расстройства в области патологии.

      Еще одним эффектом дельфинотерапии является гидромассаж внутренних органов и кожных покровов, который осуществляется за счет создаваемых при движении дельфинов областей турбулентности. Эти области представляют собой разнонаправленные потоки воды, модулируемые хвостовым плавником животного.

      Наблюдается также рефлексотерапевтическое воздействие дельфинов на человека: прикасаясь рострумом к биологически активным точкам на руках и ногах ребенка, дельфин стимулирует рефлекторные зоны нервной системы. Возникающие импульсы передаются в соответствующие нервные центры. А нервная система, в свою очередь, посылает к пораженному органу или органам импульсы, активизирующие системы самовосстановления.

      Кроме того, водная среда в целом снимает нагрузку на суставы и одновременно даёт оптимальные условия для осуществления тренинга мышц при наличии разного рода двигательных расстройств.

      Психологические механизмы воздействия дельфинотерапии

      Взаимодействие с дельфинами является мощным психотерапевтическим и психокоррекционным средством. Основными аспектами, влияющими на пациента, являются общение и игровая деятельность. Известно, что для детей, имеющих различные психоневрологические заболевания, нарушения развития или перенесших различные психотравмы, характерны ощущения отчужденности, изолированности, сопровождающиеся страхами и затруднениями в общении. Дельфин со своей природной «анатомической» улыбкой, дружелюбием и интересом к ребенку способствует формированию контакта и закреплению позитивных коммуникативных моделей поведения. Невербальный характер общения между ребенком и дельфином облегчает задачу взаимодействия для ребенка, делает его естественным процессом. Важным элементом этого общения является тактильный контакт ребенка и дельфина. Телесный контакт, который является первичной формой взаимодействия ребенка с окружающей действительностью и, особенно с матерью, является терапевтически ценным механизмом установления эмоциональных взаимоотношений между животным и ребенком.

      Установление близкого, дружеского контакта с дельфином является предпосылкой дальнейшего построения позитивных и конструктивных отношений с окружающими людьми, позволяет ребенку попрактиковаться в социальном взаимодействии. Общение с дельфином является мощным эмоциональным фактором, который стимулирует ребенка к освоению новых движений и поведенческих паттернов, а также делает его открытым к восприятию и закреплению позитивных социальных установок со стороны терапевта. Положительный эмоциональный настрой, отличающий занятия с дельфинами, способствует подъему активности, улучшению настроения и общего состояния пациентов. Игра с дельфином является стимулом для развития психомоторной сферы и различных познавательных процессов. Благодаря дельфинам, у пациента мобилизуется волевая деятельность, возрастает мотивация и усиливается стремление к достижению положительных результатов. Поэтому ребенок быстрее и эффективнее справляется с игровыми задачами, которые ставит перед ним психотерапевт. Дельфин является стимулом для концентрации внимания ребенка, улучшению процессов памяти, мышления и речи.

      В процессе сеанса дельфинотерапии психотерапевт может использовать методы поведенческой, игровой, телесно-ориентированной психотерапии, методы арт-терапии, стимулировать проявления адаптивного поведения у ребенка, закреплять и поощрять конструктивные модели поведения. Индивидуально подобранный комплекс упражнений направлен на развитие моторной, сенсорной и познавательной сфер ребенка.

      В результате сеансов дельфинотерапии ребенок расширяет границы своего мира, приобретает новый опыт общения и получает огромный положительный заряд, делающий его жизнь более живой, творческой и яркой.

      Поведение дельфинов во время терапевтического контакта с людьми. Когда человек находится в воде в положении на спине, дельфин располагается рядом, ориентируя эхолокационный пучок в направлении черепа. На близком расстоянии дельфин концентрирует эхолокационный пучок на позвоночник пациента. На расстоянии менее 0,5 м дельфин использует повторяющиеся каждые 2,5 сек. импульсы частотой 500 Hz. Эхолокация дельфина до соприкосновения с кожей пациента пронизывает толщу воды, являющейся высокоэффективной средой для переноса звука (в 60 раз эффективнее чем воздух).

      Физиологический эффект контакта людей с дельфинами характеризуется значимыми изменениями в биоэлектрической активности мозга. Механизм воздействия тщательно изучается учеными разных стран. В некоторых источниках сообщается о церебрально-гормональном механизме воздействия, собраны электро-физиологические свидетельства в поддержку эндорфиновой основы такого эффекта.

      Проведение реабилитационного курса дельфинотерапии позволяет добиваться позитивной динамики психофизиологического статуса пациентов — детей и взрослых.

      Терапевтическая метафора дельфинотерапии

      В процессе терапии, дельфин выступает в качестве «иголки», которая проходит сквозь патологические установки и барьеры пациента, и позволяет подключать другие виды терапии, выполняющие роль «ниток протянутых за иголкой».

      Для того, чтобы достичь максимальной эффективности сеансов дельфинотерапии, для пациента недостаточно простого пребывания в одном бассейне с животными или тактильного контакта с ними. Необходимо создать тонкую психологическую связь между дельфином и пациентом. Формирование этой связи во многом зависит от грамотной работы дельфинотерапевта.

      Необходимо обеспечить оптимальное соотношение различных форм взаимодействия дельфина и пациента с целью повышения эффективности и динамичности процесса формирования коммуникационной связи дельфина с человеком. Сложность выполнения этой задачи, помимо психологических особенностей пациента зависит от таких факторов, как индивидуальные особенности животного, предшествующий опыт его контактов с людьми. Важное значение имеют вид, пол, возраст и физиологическое состояние животного.

      Перед использованием дельфина в качестве ко-терапевта в дельфинотерапии, животное обязательно проходит специальную подготовку.

      Недопустимо привлекать к участию в сеансах дельфинотерапии животных, не прошедших курс специальной подготовки (социальной адаптации); недостаточно прирученных; недавно перенесших стрессовые воздействия, имеющих негативный опыт общения с людьми; больных животных. К работе с дельфинами, участвующими в процессе реабилитации пациентов, не допускаются люди, не имеющие навыков подготовки животных к дельфинотерапии.

      Поскольку участие животных является необходимым условием проведения сеансов дельфинотерапии, необходимо строгое соблюдение этических и правовых норм, а также высоких стандартов содержания и обращения с ними. Все животные должны получать квалифицированный уход и полноценное питание, их здоровье должно находиться под постоянным контролем специалиста ветеринарной медицины. Желательно наличие собственной ветеринарной лаборатории оборудованной в соответствии с международными стандартами.

      Сеансы дельфинотерапии планируются таким образом, чтобы полностью исключить стресс и переутомление животных. Количество участников в одном сеансе сводится к минимуму, контакт животных и пациентов происходит без принуждения, только по инициативе животных. Интервал между сеансами с участием одного и того же дельфина должен составлять не менее часа, во избежание переутомления животных.

      Больные, перенесшие стресс животные, беременные самки, молочные детеныши к участию в сеансах дельфинотерапии не допускаются.

      Не следует забывать, что дельфины — социальные животные, в природе они живут многочисленными стадами, этим объясняется их высокая коммуникабельность и дружелюбие. Такая потребность дельфинов в общении выражается в том, что контакт с человеком (и особенно с детьми) сам по себе является для них позитивным стимулом, помимо пищевого поощрения. Тактильные контакты, совместное плавание, совместная игровая активность — также полезны дельфинам, как и их пациентам. Кроме того, подвижные игры с детьми позволяют исключить для детей проблему гиподинамии.

      Основные формы взаимодействия дельфина с человеком:

      1. Пассивное взаимодействие. Тренер включает дельфина во взаимодействие с пациентом при помощи соответствующих стимулов и подкрепления.

      2. Активное взаимодействие. Дельфин проявляет инициативу к взаимодействию с пациентом при отсутствии дополнительных стимулов и подкрепления. Является основным критерием формирования связи.

      Во время курса дельфинотерапии тренер постепенно переводит дельфина от пассивной к активной форме взаимодействия с пациентом, согласовывая этот процесс с работой психолога и делая акцент на тактильном канале коммуникации, по которому коммуникативные системы человека и дельфина наиболее комплементарны.

      Дельфины не любят:

      — когда им засовывают пальцы в дыхало (дырочка на голове, через которую дельфин дышит);

      — если прикасаются к их глазам и ушкам, которые находятся за органами зрения;

      — когда пациент настаивает на контакте, навязывается – если дельфин уходит, не нужно его насильно удерживать;

      — если им лезут в рот (это относится главным образом к афалинам — тем, что с длинным узким «клювом»), особенно дотрагиваются до зубов.

      Важные детали:

      — Дельфин между сеансами должен отдыхать. В зависимости от того, с каким пациентом он работал до вас, пауза может длиться от 10-30 минут до часа.

      — Белухи спокойнее, медлительнее, с ними комфортнее тем, кто не очень хорошо держится на воде. Афалины – вечные дети. Отлично плаваете, ныряете? Обращайтесь к ним!

      — Самцы ведут себя «по-мужски», заставляют партнера делать то, что нравится им. Самки лабильнее – могут играть и по вашим правилам, и по своим.

      Курс дельфинотерапии для детей состоит из 3 этапов:

      1. Подготовительный. Сбор анамнеза, знакомство с индивидуальными особенностями ребенка, беседа с родителями, получение запроса, совместное составление плана коррекционной работы.

      2. Основной. Проведение коррекционной работы. В работе преимущественно используется игровой метод. Игры подбираются таким образом, чтобы содействовать решение поставленных коррекционных задач. Игра является одной из основных составляющих психического развития ребенка, в то же время и дельфины обычно отличаются повышенной игровой активностью, поэтому животные и дети играют друг с другом много и охотно. В зависимости от физических и психологических возможностей, дети играют с дельфинами в мяч, общаются с дельфинами, гладят их руками и ногами, обнимают их, когда животные поднимаются на помост по команде тренера. Игра идет либо под наблюдением психолога, либо при непосредственном его участии. Общение с дельфинами, игра с ними совмещается с выполнением физических упражнений, направленных на развитие крупной моторики и ориентацию в пространстве.

      3. Заключительный. Сравнение заключений специалистов: педагогов-дефектологов, специалистов по движению, детских психологов, длительно наблюдавших клиентов, до и после дельфинотерапии.

      Влияние дельфинотерапии на проявление различных заболеваний

      В течение шести месяцев проводилась работа по развитию речи и памяти в сочетании с сеансами дельфинотерапии с шестью мальчиками. Три ребенка имели синдром Дауна, один — гидроцефалию и серьезные задержки общего развития, один — поражение мозга после перенесенного в трехнедельном возрасте менингита, еще один был глубоким инвалидом из-за генетической аномалии и имел проблемы с моторными навыками и способностью говорить. Возраст детей колебался от 1 года 8 месяцев до 10 лет. Каждая сессия состояла из тридцати минут обучения при взаимодействии с дельфином и тридцати минут обучения в условиях классной комнаты. Речь во время сеансов дельфинотерапии фиксировалась чаще, чем в классной комнате. Особенно эффективно дельфинотерапия повлияла на развитие речи пациентов с синдромом Дауна. У всех 6 детей точность речи значительно улучшилась.

      Отмечено, что дельфинотерапия способствует установлению положительного контакта между родителями и детьми. Это имеет большое значение для семей, где воспитываются дети-инвалиды, т.к. постоянное эмоциональное напряжение родителей может отрицательно сказываться на эмоциональном, психическом и физическом развитии детей. Требовалось минимум З сеанса для установления духа товарищества, более интенсивной устной коммуникации, обмена, повышения уровня телесного контакта и улучшения отношений в семье.

      Три ребенка с аутизмом и четыре ребенка с эмоциональной неустойчивостью были обследованы до и после их взаимодействия с дельфинами в Панаме. Были отмечены улучшение познавательных способностей и рост времени концентрации на выполнении задания у детей с аутизмом, синдромом дефицита внимания и синдромом хронической усталости. Дельфинотерапия успешно применяется также для реабилитации детей с посттравматическим стрессовым синдромом, депрессиями, эмоциональными расстройствами.

      В большинстве исследований речь идет об относительно краткосрочных курсах дельфинотерапии. Долгосрочной терапией занимаются в Dolphin Rееf (Еilat, Израиль). Там действует программа индивидуальных сеансов дельфинотерапии длиной в 1 год для пациентов с синдромом Дауна, депрессией, аутизмом, посттравматическим стрессовым синдромом и дизлексией. Половина курса включает условную работу над платформой с тренером, вторая половина — в воде, взаимодействуя с дельфином.

      В Японии, провели научное исследование влияния дельфинотерапии на человека. Были проанализированы психологические состояния 90 здоровым людей до и после взаимодействия с дельфином методом семантической оценки художественных работ. Этот метод является показательным в оценке эмоционального напряжения и стрессового состояния. Участники сеансов дельфинотерапии показали снижения уровня напряжения, в отличие от контрольной группы, которая только наблюдала за дельфинами со стороны. Исследователи утверждают, что снижение беспокойства и напряжения произошло благодаря взаимодействию с дельфинами.

      В подгруппе практически здоровых людей дельфинотерапия улучшала самочувствие испытуемых за счет сбалансирования основных систем регуляции жизнеобеспечения организма. В подгруппе испытуемых из зон экологического неблагополучия основными жалобами до начала курса были: головные боли, быстрая утомляемость, повышенная возбудимость. В результате процедур дельфинотерапии интенсивность головной боли значительно снижалась.

      Подгруппу испытуемых с невротическими расстройствами составляли: 178 детей, страдающих энурезом, 87 детей с диагнозом логоневроз, 100 детей с депрессивными расстройствами, а также дети с фобическими расстройствами и неврастенией. В результате сеансов дельфинотерапии наблюдалось сокращение непроизвольных мочеиспусканий. Особенно значительным это снижение было среди детей 5-6 лет, у которых улучшения наблюдались в 90% случаев. Дополнительным показателем эффективности процедур дельфинотерапии для детей, страдающих энурезом, является изменение их психологического статуса — снижение показателей тревожности и агрессивности.

      Для пациентов с логоневрозами позитивных изменений удалось достигнуть в 75,9%. Было также зафиксировано снижение напряжения регуляторных систем организма, которое способствовало снижению психомоторных препятствий при произнесении слов. Наиболее высоких эффектов удалось достигнуть при работе с невротическими расстройствами с преобладанием психологического компонента. Здесь значительное улучшение наблюдается в 80% случаев. Было также зафиксировано, что наибольших результатов удалось достигнуть в возрастной группе 5-6 лет. С увеличением возраста пациента эффективность процедур снижается.

      Все вышеизложенное подтверждает тезис о том, что дельфинотерапия позитивно влияет на психологическое и физиологическое состояние пациентов, значимо улучшает клиническую картину заболевания и может быть использована в оздоровлении и реабилитации как детей, так и взрослых.

      Основные правила, которые следует знать при принятии осознанного решения пройти курс дельфинотерапии:

      1. В курсе дельфинотерапии общение с дельфином должно быть регулярным, а не эпизодическим.

      Нужна определенная система взаимодействия. Курс имеет определенную длительность и программу. Просто «поплавать с дельфином» вы можете и без всякой программы, а можете каждый раз делать одно и то же. При лечении программа меняется от сеанса к сеансу, появляются новые упражнения. Стоять на месте нельзя, иначе курс не даст результатов.

      2. Дельфинотерапия для каждого пациента индивидуальна.

      Программу курса разрабатывают терапевты и психологи. Они учитывают все особенности состояния пациента. Дельфин, участвующий в лечении, перед началом курса обучается по специальной программе. А сами сеансы проводятся в присутствии терапевта, который наблюдает за происходящим и корректирует программу, если нужно.

      3. Дельфинотерапию можно совмещать с другими видами лечения.

      Это может быть психотерапия, виброакустическое воздействие или светолечение. Совместно с дельфинотерапией можно использовать и такие не слишком распространенные формы лечения, как талассотерапия – воздушные ванны, морские купания, лечение солнцем как единый комплекс процедур. Особенно удобно проводить такую терапию в лечебном центре, расположенном на берегу моря. Используется и кинезотерапия – лечение движением, массаж, гимнастика.

      4. Не стоит думать, что дельфинотерапия – это «детский» метод.

      Многие взрослые по количеству и «качеству» своих недугов могут служить живым пособием для медицинской энциклопедии. А ведь их проще предупредить на той стадии, когда организм еще не утратил сопротивляемость инфекциям! Взять хотя бы тот же самый синдром хронической усталости, которым сейчас страдает чуть ли не 90% трудоспособных людей.

      5. Окончательное решение о необходимости метода выносит только врач-специалист!

      Возможно, понадобится посетить не одного доктора, а нескольких, чтобы они дали «добро», если у пациента помимо психологической травмы есть, допустим, тахикардия или он недавно перенес острое заболевание почек.

      Перед началом сеансов будет нелишним посетить эндокринолога, невропатолога и психотерапевта. Грамотные специалисты по завершении соответствующих обследований примут окончательное решение о том, показана или нет дельфинотерапия в каждом отдельно взятом случае, и, если показана, то при соблюдении каких условий.

      Показания к применению метода дельфинотерапии:

      — психоневрологическими отклонения у детей;
      — недостаточное развитие речи и моторики у детей;
      — хронические боли;
      — реабилитация людей, подвергшихся насилию, другим стрессовым ситуациям или перенесших другие психотравмы;
      — коррекция психического развития людей с заболеваниями нервной системы;
      — развитие познавательной деятельности у людей с психоневрологическими отклонениями;
      — уменьшение невротических и нормализация вегето-сосудистых реакций;
      — психоэмоциональные тренинги для специалистов, работа которых связанна с острыми стрессовыми ситуациями;
      — досуг и релаксация для здоровых людей — детей и взрослых;
      — различные функциональные отклонения, сопутствующие органическим поражениям нервной системы;
      — ранний детский аутизм (РДА) и синдром Аспергера;
      — синдромом Дауна;
      — синдром хронической усталости (астенический синдром);
      — синдром дефицита внимания и гиперактивности;
      — мышечная астения;
      — детский церебральный паралич;
      — заболевания опорно-двигательного аппарата.

      Противопоказания к применению метода дельфинотерапии:

      — эпилепсия;
      — онкология;
      — инфекционные заболевания;
      — кожные заболевания;
      — сердечная недостаточность;
      — пороки сердца;
      — беременность (в этом случае возможным является общение с дельфинами прямо с помоста в дельфинарии или в океанариуме).

      Стандартный курс дельфинотерапии состоит из 10 занятий, продолжительностью от 15 минут до часа. Стоимость одного сеанса колеблется от 50 долларов до 150 евро.

      Где проводится лечение Дельфинотерапией.

      Лечение проводится в различных центрах дельфинотерапии в мире. Вы можете забронировать курс дельфинотерапии при помощи туристической компании.

      Московский дельфинарийМосква, ул. Мироновская, д. 27. Дворец водного спорта.

      Краснодарский край.

      Геленджикский дельфинарий (филиал Утришского дельфинария)
      Адрес: г. Геленджик, ул. Луначарского 130
      Часы работы кассы: 10.00-18.00 (выходной – понедельник)
      Как правило, один сеанс дельфинотерапии продолжается около 15 минут, требуется не менее трех занятий, чтобы увидеть какие-то результаты.

      Утришский дельфинарий
      Адрес: г. Анапа, поселок Большой Утриш.

      В декабре 2011 в Анапе открылся отдел дельфинотерапии, филиал Одесского оздоровительного коиплекса «НЕМО». Отдел работает круглогодично.
      Летом открывается отдел дельфинотерапии на Голубицкой (50 км от Анапы).
      Адрес: Россия, 353440, Краснодарский край, г-к.Анапа, Пионерский проспект 20А

      п.Лазаревское
      ООО «Дельфинарий «Морская звезда»
      г.Сочи, п.Лазаревское,
      ул.Победы, д.153

      Международный Институт Дельфинотерапии (г. Евпатория, Крым)
      Евпатория, ул. Кирова, 49/51
      База дельфинотерапии расположена в заливе Донузлав (30 км от Евпатории).

      Территориальный центр курортологии и реабилитации «Крым», пгт. Партенит
      Крым, Алушта, пгт. Партенит. (в 20 км от г.Ялта по направлению к Алуште).
      Адрес: Украина, Крым, г. Алушта, пгт. Партенит, санаторий «Крым».

      Севастополь, дельфинотерапия на базе Научно-исследовательского Центра Вооружённых сил Украины «Государственный океанариум».

      Курс дельфинотерапии и оздоровительного плавания можно пройти в обновленном морском бассейне в бухте Казачья ( Севастополь ). Зимний бассейн с подогреваемыми морской водой и воздухом — второй в Европе. Это профессиональный подход к дельфинотерапии. Автор дельфинотерапии в Украине — доктор медицинских наук Лукина Л.Н. работает именно здесь — в Научно-исследовательском центре ВС Украины «Государственный океанариум». Это несколько государственных лабораторий, которые не только изучают воздействие дельфинов на человека, но и неустанно следят за здоровьем этих уникальных существ.

      Большой штат врачей, психологов, тренеров, ветеринаров — все направлено на достижение РЕЗУЛЬТАТА.

      Клайпеда. Дельфинарий.
      По вопросам записи звонить: Mrs. Nika Puteikien?, Head of Public Relations Department

      Одесский культурно-оздоровительный комплекс «Немо» (г. Одесса)
      Адрес: Украина, г.Одесса, пляж Ланжерон 25, (левая морская набережная)
      По вопросам дельфинотерапии звоните по телефонам:
      почта: dolphintherapy (точка) nemo(собачка)gmail (точка) com

      Ожидается, что в Донецке в парке культуры и отдыха имени А.С. Щербакова появится стационарный, дельфинарий, на базе которого люди с ограниченными физическими возможностями смогут проходить курсы дельфинотерапии. Контакты дельфинариев Украины, расписание сеансов и цены можно узнать по мобильной справке 559.

      На крошечном острове Кюрасао, расположенном у берегов Венесуэлы, можно пройти курс дельфинотерапии. Остров в прошлом был Голландской колонией, поэтому сообщается с Европой напрямую через Амстердам. Цены на Кюросао на уровне 5 ***** европейских звёзд, а качество сервиса оставляет желать лучшего. Стоимость двухнедельного курса терапии составляет около $7000 + перелет.

      Дельфинотерапия в сочетании с современными реабилитационными технологиями проводится в г. Кушадасы (Турция, Измир) на базе крупнейшего в Европе аквапарка «Adaland». Здесь задействованы все климатические факторы Средиземноморья: теплый и мягкий климат, прозрачная морская вода Эгейского моря, уникальные ландшафты. В средиземноморском регионе это первый и единственный центр дельфинотерапии, где дельфины участвуют в специализированных научных исследованиях и программах.

      Статья подготовлена по материалам сети Интернет

      www.therapy.by