Дети с деменцией

Деменция и маленькие дети

Деменция близкого – тяжелое испытание для всей семьи. Однако особого внимания заслуживает общение больного с детьми, не достигшими еще жизненной и эмоциональной зрелости. Поэтому для сохранения нормального климата в доме родители должны помочь детям в сложившейся ситуации, разъяснить происходящее и по мере возможности вовлечь их в общие заботы по уходу за больным.

Зачем рассказывать ребенку?

Некоторым родителям непросто решиться на разговор. Есть сомнения в том, способен ли ребенок правильно понять ситуацию и принять ее. Есть опасения, что ребенок, услышав о развивающемся слабоумии дедушки или бабушки, неправильно поведет себя с больным человеком, изменит свое отношение к нему в явной форме. Да и просто хочется пощадить его чувства. Однако стыдливое молчание будет только усугублять проблему. Рано или поздно ребенок почувствует изменения в поведении окружающих, уловит возникшую напряженность в семье, и тогда, не услышав истинных причин, составит себе искаженную картину происходящего. Напротив, честный разговор, предельно четкое объяснение причин наблюдаемых изменений и готовность обсуждать любые вопросы сблизят вас с ребенком и позволят искать ответы вместе.

Если ребенок уже начал замечать «странности» в поведении ближайшего родственника, то, возможно, для него будет облегчением узнать, что объясняются они заболеванием, лишающим его контроля над собственным поведением. Основная трудность лишь в том, чтобы найти подходящие слова, ведь у вас разный опыт и разные представления об окружающем мире. Готовясь к разговору, учтите такую особенность детского мышления, как индуктивность. Ребенку проще продвигаться в понимании проблемы от разбора конкретных жизненных примеров к обобщениям и правилам, а не наоборот. Поэтому постарайтесь заострить его внимание на пережитых вместе ситуациях, обсудить их, а затем переходите к выводам. Если вы сомневаетесь в правильности выбранных объяснений, проконсультируйтесь с педагогами (если ребенок ходит в школу) или с детским психологом. Вы делаете это не для галочки. Вы заинтересованы в том, чтобы не только что–то рассказать, но и быть выслушанным и услышанным.

Как присутствие в семье дементного больного может сказаться на детях

Во многих семьях бабушка и дедушка, вышедшие на пенсию, проводят с внуками не меньше времени, чем родители. Именно пожилые охотно возятся с внуками, занимаются их воспитанием. Неожиданные негативные изменения в поведении человека, который с первых лет жизни был наставником, советчиком, другом, могут глубоко огорчить ребенка.

Присутствие больного человека может быть источником постоянного психологического давления на детей, ведь нередко они проводят дома значительно больше времени, чем работающие родители. Задаваемый с обескураживающей регулярностью вопрос или одна и та же история, рассказываемая бессчетное число раз, могут вызывать раздражение и усталость.

До развития заболевания в центре внимания всей семьи обычно оказывался ребенок. Когда взрослый, страдающий от деменции, начинает вести себя «хуже ребенка», другие члены семьи вынуждены посвящать больше времени уходу за ним, оставляя меньше времени для ребенка. Это может вызывать ревность, чувство заброшенности, ненужности.

Невозможность полноценного общения с близким в связи с глубокими изменениями в его личности вызывает чувство утраты.

Если ребенок вовлечен в уход за больным родственником, еще совсем недавно опекавшим внука, такая смена ролей может сопровождаться стеснением.

Нередко дети примеряют на себя происходящие изменения, что вызывает у них страх перед будущим, опасения, что подобное может случиться с ними.

Наконец, осознание ребенком того, что он испытывает по отношению к родному человеку перечисленные негативные чувства, может усугублять чувство вины за собственную черствость. Чувство вины может достигать особенной силы, когда ребенок, не зная об истинных причинах изменений у больного и не обладая сформированным рациональным мышлением, придумывает собственное мифическое объяснение. Он может, например, полагать, что болезнь наступила в наказание за то, что в какой–то момент он совершил плохой поступок.

Как помочь ребенку?

Не стоит думать, что перечисленные выше переживания будут столь уж очевидны. Дети могут быть склонны к скрытности, особенно если развитие болезни совпало с «трудным возрастом». Известно, что подростки скрывают свои чувства и мысли, стесняются открыто общаться со старшими и предпочитают изображать безразличие. Поэтому инициатива в обсуждении происходящего и чувств, которые в связи с этим испытывает ребенок, должна исходить от взрослого. Поговорите с ним, не дожидаясь тревожных сигналов в виде снижения успеваемости (такое может случиться из–за невозможности концентрироваться на выполнении домашнего ­задания) или стремления проводить больше времени вне дома.

В ходе разговора постарайтесь дать максимально полную информацию о заболевании, обращая особое внимание на проблемы, которые могут вызывать у ребенка негативные эмоции (смотрите предыдущий параграф). Не ограничивайтесь одной беседой. Лучше регулярно обсуждать ситуацию, сложившуюся в семье, наблюдая за настроением ребенка. Такие беседы покажут ребенку, что семейные проблемы лучше решать совместно, обмениваясь мнениями и помогая друг другу.

Привлекайте ребенка к уходу за больным

Возможно, один из лучших способов помочь ребенку в этой ситуации – вовлечь его в заботы по уходу за больным. Участие в общем деле создаст основу для постоянного обсуждения ситуации и будет способствовать ощущению того, что она находится под контролем. Впрочем, лишнего фанатизма здесь не нужно. Не следует поручать ребенку слишком много дел, препятствуя нормальному течению его пока еще невзрослой жизни. При этом лучше давать такие задания, которые будут казаться ему привлекательными. Это может быть прогулка с больным по парку, игра в настольные и иные игры, разговоры об истории семьи за просмотром семейного альбома. Хотя ограничиваться выделением собственного «фронта работ» тоже не стоит. Помогая, ребенок должен чувствовать, что вместе с семьей занимается общим делом. Ну и конечно, не забывайте выражать ребенку свою признательность за помощь. Говорите ему о положительных результатах, которые приносит его участие.

memini.ru

Органическая деменция у детей

Органическая деменция у детей – приобретенная форма слабоумия, характеризующаяся снижением познавательной деятельности, утратой приобретенных практических навыков, усвоенных знаний. Заболевание проявляется снижением запоминания, мыслительных функций, временной и пространственной дезориентацией, нарушениями речи и письма, невозможностью самообслуживания. Диагностика включает инструментальные методы исследования головного мозга (МРТ, КТ), клинический опрос, осмотр невролога, психиатра, психодиагностические методики оценки когнитивной сферы, эмоциональных и личностных особенностей. Лечение предполагает применение психостимуляторов, ноотропных препаратов, психокоррекцию.

Название заболевания «резидуальная органическая деменция» имеет латинское происхождение. «Резидуальный» означает «оставшийся», «сохранившийся», подчеркивает состояние, не поддающееся изменению, коррекции. Слово «органический» указывает на наличие поражений тканей мозга. «Деменция» переводится как «понижение», «утрата разума». Распространенным синонимичным названием является «слабоумие», «органическое слабоумие». Эпидемиология заболевания хорошо изучена у пациентов от 65 лет, данных о распространенности патологии среди детей недостаточно. Отчасти это связано со сложностью диагностического процесса: симптомы перекрываются проявлениями основного заболевания.

Причины органической деменции у детей

Детское слабоумие развивается после воздействия на организм ребенка факторов, нарушающих работу структур мозга. Причинами болезни являются:

  • Нейроинфекции. Органическая деменция возникает как осложнение менингитов, энцефалитов, церебрального арахноидита.
  • Черепно-мозговые травмы. Заболевание может стать следствием ушиба головного мозга, открытых повреждений.
  • ВИЧ-инфекция, СПИД. Поражение центральной нервной системы приводит к развитию энцефалопатии, проявляющейся слабоумием.
  • Токсическое поражение ЦНС. У детей повреждение структур головного мозга наблюдается при интоксикации лекарственными препаратами (блокаторами ДНК-гиразы, антихолинергическими веществами, кортизоном), тяжелыми металлами (свинцом, алюминием). У подростков выявляются случаи алкогольной и наркотической деменции.
  • В основе патогенеза органической деменции детского возраста лежит повреждение тканей головного мозга. Интоксикация, инфекционно-воспалительные и травматические экзогенные воздействия провоцируют дегенеративные изменения мозгового субстрата. Развивается дефектное состояние, проявляющееся деградацией психической деятельности: познавательных функций, практических умений, эмоциональных реакций, личностных черт. С патогенетической точки зрения органическая форма деменции рассматривается как остаточные явления поражений головного мозга. Она характеризуется стабильным снижением умственных функций без последующего усугубления.

    Классификация

    Органическая деменция у детей подразделяется по этиологическому фактору: интоксикационная, инфекционная и т. д. Другим основанием для классификации является степень тяжести патологии:

  • Легкая. Симптомы сглажены, у дошкольников зачастую долго не обнаруживаются, бытовые навыки остаются сохранными. У школьников нарастает учебная неуспеваемость, снижается социальная активность.
  • Умеренная. Ребенок нуждается в уходе, поддержке со стороны взрослого.
  • Тяжелая. Необходим постоянный надзор, нарушается речь, навыки самообслуживания.
  • Симптомы органической деменции у детей

    Клиническая картина органического слабоумия у детей определяется возрастом. Церебральные поражения, перенесенные в школьном возрасте, характеризуются контрастом между эрудированностью, уровнем развития навыков и актуальными познавательными возможностями. Речь фонетически полноценная, грамматически и синтаксически правильная, словарный запас достаточный, бытовые и школьные навыки сформированы. При общении с ребенком выявляется преобладание конкретно-ситуационного мышления: детализировано описываются пережитые события, суждения ориентированы на практические действия и результаты.

    Способность к абстракции проявляется в единичных случаях либо отсутствует: недоступно переносное значение пословиц, поговорок, непонятен юмор, затруднен перенос опыта из одной ситуации в другую. Усвоенные прежде знания сохраняются, но их использование ограничено, актуальная продуктивность мышления снижена. Внимание неустойчивое, быстро истощаемое, запоминание дается с трудом. Определяются аффективные и личностные нарушения. Ребенок неустойчив эмоционально, отмечаются частые перепады настроения. Исчезают нюансы эмоций, нарастает обеднение, уплощение. Тяжелые формы характеризуются преобладанием полярных состояний удовольствия-неудовольствия. Деградация личности проявляется сужением интересов, стремлением к удовлетворению элементарных потребностей.

    У детей дошкольного и раннего возраста симптоматика органической деменции иная. Центральное место занимает выраженное психомоторное возбуждение. Ребенок эмоционально неустойчивый – реакции радости быстро сменяются гневом, плачем. Эмоциональная сфера крайне обеднена: не формируется чувство привязанности, отсутствует тоска по матери, нет реакций на похвалу, порицание. Усилены элементарные влечения, развивается прожорливость, сексуальность. Инстинкт самосохранения ослаблен: пациент не опасается незнакомцев, не тревожится в новой обстановке, не боится ситуаций, связанных с высотой, огнем. Внешне неопрятен, неряшлив.

    Познавательные функции нарушены тотально. Восприятие расплывчатое, суждения поверхностны, носят случайный характер, строятся на базе спонтанного образования ассоциаций, повторения без осмысления. Анализ ситуации и перенесение опыта недоступны – обучаемость снижена, усвоение нового материала затруднено. Абстрактное мышление отсутствует. Определяются грубые расстройства внимания. Интеллектуальный дефект, внутренняя дезорганизованность проявляются упрощением игры: преобладает бесцельная беготня, катание по полу, бросание и разрушение игрушек, предметов. Принятие правил, освоение игровых ролей недоступно.

    Осложнения

    Поражение областей головного мозга влияет на психическое развитие ребенка. Онтогенетический процесс не останавливается, но искажается, что приводит к осложнениям. Недостаточность регуляторных механизмов ЦНС снижает адаптацию организма к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Кризисные этапы онтогенеза нередко сопровождаются церебрастеническими, психопатоподобными состояниями, судорожными припадками, психотическими эпизодами. Например, половое созревание может спровоцировать патологическое изменение характера (агрессивность, пренебрежение социальными нормами), дать старт эпилепсии. В период легких инфекционных заболеваний, травм наблюдаются неадекватно интенсивные реакции.

    Диагностика

    Органическая деменция у детей выявляется с помощью клинических, инструментальных и патопсихологических методов. Процесс диагностики включает следующие этапы:

  • Консультация невролога. Специалист проводит опрос, собирает анамнез, оценивает общее состояние ребенка, сохранность рефлексов. Для определения характера повреждения, выявления атрофических процессов направляет на инструментальные обследования головного мозга: ЭхоЭГ, МРТ, ЭЭГ, КТооо. По результатам данных клинического и инструментального обследования врач устанавливает основной диагноз, предполагает наличие деменции.
  • Консультация психиатра. Исследование направлено на выявление эмоционально-личностных и когнитивных нарушений. Детский психиатр проводит диагностическую беседу: оценивает умственные способности, особенности эмоционального реагирования, поведения ребенка. Для уточнения глубины дефекта назначает патопсихологическое обследование.
  • Консультация клинического психолога. После беседы с пациентом патопсихолог подбирает комплекс диагностических методов, направленных на исследование уровня памяти, интеллекта, внимания, мышления. В результатах описывается актуальное состояние когнитивных функций, тотальность или парциальность снижения, обучаемость. При сопутствующих нарушениях эмоционально-личностной сферы применяются проективные методики (рисуночные, интерпретационные с образным материалом), опросники (опросник Личко, патохарактерологический диагностический опросник). По итогам определяется патохарактерологическое развитие, преобладание эмоционального радикала, оценивается риск личностной и социальной дезадаптации.
  • Органическая деменция у детей требует дифференциальной диагностики с умственной отсталостью и прогрессирующей деменцией. В первом случае основное отличие заключается в характере снижения когнитивных функций и течении болезни: при умственной отсталости на первый план выходит снижение интеллекта, абстрактного мышления, относительная норма памяти, внимания. Снижение определяется недостаточной развитостью, а не распадом функций (как при деменции). Различение прогрессирующей и органической форм деменции выполняется на основе этиологического фактора, оценки интеллектуальных функций в динамике.

    Лечение органической деменции у детей

    Лечение детского органического слабоумия – длительный процесс, требующий системности и организованности от детей, родителей, врачей. Основная терапия направлена на устранение неврологического заболевания. Коррекция когнитивных, эмоциональных нарушений выполняется следующими методами:

  • Фармакотерапия. Назначаются средства, улучшающие обмен веществ мозговых нервных клеток, мозговой кровоток. Повышению умственных способностей, выносливости при психических и физических нагрузках способствует применение ноотропных средств, психостимуляторов.
  • Психолого-педагогическая помощь. Психокоррекционные занятия проводит психолог-педагог, клинический психолог. Они направлены на развитие мыслительных способностей, внимания, памяти. Организуются с учетом церебрастенических/энцефалопатических нарушений ЦНС пациента. В зависимости от степени деменции определяется уровень учебной нагрузки.
  • Прогноз и профилактика

    При постоянном врачебном контроле прогноз деменции в большинстве случаев благоприятный: наблюдается медленный прогресс, в отдельных случаях достигается стойкая ремиссия – больной посещает обычную школу, справляется с нагрузками. Стоит помнить, что процесс восстановления очень длительный, требует ежедневного ухода, лечения. Профилактика органической деменции у детей затруднительна, так как нарушение является следствием другого заболевания. Поддерживающими мерами являются внимательное отношение к самочувствию ребенка, своевременное лечение инфекционных и других болезней, создание условий для минимизации риска травм. Развитие психоэмоциональных расстройств предупреждается путем создания благоприятной, доброжелательной семейной обстановки, активного совместного времяпрепровождения.

    www.krasotaimedicina.ru

    Деменция в детском возрасте

    Детская деменция – болезнь, которая характеризуется распадом интеллекта (слабоумием). Чаще всего у детей данное заболевание начинает проявляться к двум-трем годам (до 2-х лет, как правило, развитие проходит соответственно возрасту).

    Отличительные черты и степени тяжести

    Детскую деменцию не стоит путать с олигофренией (умственная отсталость), так как их симптоматика имеет определенное сходство, долгое время эти понятия не отделяли друг от друга. Основными отличиями деменции от олигофрении является их разграничение по таким критериям (признакам):

  • время возникновения (деменция – постнатальный период, олигофрения — пренатальный, натальный и ранний постнатальный);
  • тип дизонтогенеза (деменция – стойкое недоразвитие, олигофрения – поврежденное развитие);
  • характер поражения центральной нервной системы (деменция – локальный (редко тотальный), олигофрения – тотальный);
  • структура дефекта (деменция – мозаичность дефекта, олигофрения – иерархичность дефекта);
  • течение (деменция – прогрессирующий (прогредиентный) характер, олигофрения – непрогредиентный характер).
  • Также, в отличие от деменции, олигофрению по степени тяжести разделяют на три формы (дебильность, имбецильность, идиотизм):

  • слабо выраженная форма (дебильность), характеризуется нарушением познавательной деятельности, отсутствием у ребенка абстрактного мышления и повышенной формой внушаемости;
  • средняя степень (имбецильность), форма, которая характеризуется наличием элементарных навыков самообслуживания, отсутствием самостоятельного мышления и простой речью (у имбецила словарный запас состоит из набора стандартных фраз);
  • крайняя степень (идиотизм), характеризуется отсутствием внятной речи и невозможностью интеллектуально развиваться.
  • Симптомы и причины развития

    Симптомы (признаки) деменции зависят не только от формы, но и от возраста ребенка:

    1. Ясельный возраст и дошкольный период (от года до семи лет). Деменция у детей в этом возрасте проявляется сужением словарного запаса, потерей ранее приобретенных навыков, сложностями с изложением (формулированием) мыслей, снижением двигательной активности вплоть до утраты способности ходить. Также возможно развитие равнодушия и отсутствия привязанности к родным людям.
    2. Младший школьный возраст (от семи до одиннадцати лет). В этот период отмечается снижение работоспособности и проблемы с памятью (ребенку сложно запоминать новую информацию, а также начинают путаться раннее усвоенные знания).
    3. Подростковый возраст (от одиннадцати до восемнадцати лет). Ребенок начинает быстро уставать, ухудшается речь (становится нечеткой). Возникают проблемы с памятью и вниманием.

    Деменция, возникающая на фоне различных генетических заболеваний, также может отличаться по скорости и характеру течения. Например, если причиной деменции является болезнь Нимана-Пика, то проявить себя она может только в подростковый период, а если деменция проявилась из-за болезни Лафора, то ребенок может умереть и в более раннем возрасте, так как такое заболевание протекает стремительно.

    Деменция у детей может быть врожденной или приобретенной по таким причинам:

  • генетические (наследственные) заболевания, которые проявляются через некоторое время после рождения;
  • некоторые заболевания инфекционного характера;
  • любого рода травмы головы;
  • воздействие ВИЧ-инфекции;
  • недостаточное питание тканей мозга, в связи с нарушением сосудистого кровотока;
  • отравление лекарственными средствами.
  • Диагностика и лечение

    Диагностировать данное заболевание в детском возрасте достаточно сложно, так как некоторые психические расстройства или болезни психосоматического характера имеют схожую симптоматику.

    Для того чтобы правильно поставить диагноз, необходимо:

    • длительное наблюдение за поведением ребенка;
    • оценка общего состояние и сбор информации о наследственности;
    • проведение определенного количества диагностических тестов;
    • диагностика состояния сосудов головного мозга с помощью магнитно-резонансной томографии;
    • назначение клинического и биохимического анализа крови.
    • Так как деменция у детей – это заболевание достаточно серьезное, то наблюдение и обследование должно носить всесторонний характер. Поэтому помимо педиатра, состояние ребенка должны контролировать и другие специалисты (невролог, психиатр, психолог).

      Тактика лечения зависит от течения и причины возникновения этого заболевания. Чтобы снизить скорость развития деменции, психиатр назначает препараты, влияющие на кровоток и обмен веществ нервных клеток мозга.

      Для улучшения всех процессов мозговой деятельности, при деменции назначают ноотропные препараты. Детям назначают малотоксичные лекарственные средства, которые хорошо переносятся маленькими пациентами (Ноотропил, Пирацетам, Нооцетам, Луцетам).

      Помимо традиционных методов лечения, возможно также использование народных методов (настойки из лекарственных растений из женьшеня, элеутерококка, лимонника, левзеи).

      При терапии народными методами, важно помнить, что они не в состоянии заменить полноценное традиционное лечение.

      Витамины и различные диетические добавки также способны положительно воздействовать на организм при детской деменции:

    • витамин Е (доказано, что в умеренных количествах он замедляет процесс прогрессирования болезни);
    • витамин С (повышает иммунитет и укрепляет сосуды);
    • жирные кислоты Омега-3 (снижают риск развития сердечно-сосудистых заболеваний).
    • к оглавлению ↑

      Возможные осложнения, профилактика и прогноз

      Основным осложнением в процессе болезни является развитие депрессивного состояния на ранних стадиях болезни. Ухудшение умственных и физических способностей, без соответствующего лечения негативно сказывается на общем состоянии ребенка (вплоть до утраты элементарных навыков, освоенных ранее в т. ч. и бытовых). Дети с деменцией нуждаются в максимальном внимании и тщательном уходе.

      Поскольку обнаружить данное заболевание оказывается возможным только тогда, когда уже проявляются явные симптомы, то и профилактика заболевания становится достаточно затрудненным, а иногда и невозможным процессом (особенно если причина болезни – наследственный фактор).

      Со стороны родителей представляется возможным выполнение таких поддерживающих мер:

      • бережное отношение к здоровью и своевременное лечение заболеваний;
      • занятия с ребенком различного характера;
      • избегание умственных и физических перегрузок;
      • оберегание от эмоционального перенапряжения;
      • соблюдение режима дня и здорового образа жизни;
      • поддержание иммунитета;
      • избегание даже слабых травм (ударов, сотрясений) головы.
      • Самым главным условием комфортного эмоционального состояния ребенка, страдающего деменцией, является проявление любви, внимания, заботы и терпения со стороны близких людей.

        Деменция – это заболевание, которое относится к неизлечимым, и на сегодняшний день можно только замедлить ее течение. Процессы (симптомы), которые проявляются постепенно или стремительно, носят необратимый характер.

        oinsulte.ru

        Симптомы и лечение деменции у детей и взрослых

        Деменция у молодых людей и в среднем возрасте встречается не так уж редко. Приверженность вредным привычкам, курению и алкоголю приводит к атрофии нейронов. Драчливая молодежь теряет свой ум от черепно-мозговых травм.

        Венерические инфекции: сифилис и хламидии, герпес способны разрушать клетки мозга. Ребенок, заболевший менингитом, тоже рискует проявить признаки слабоумия. Хотя статистика утверждает, что приобретенная деменция чаще встречается у взрослых и престарелых людей.

        Деменция у детей и взрослых: что это за болезнь

        Когда ухудшаются познавательные способности, становится затруднительным восприятие новой информации, развивается детская деменция. Снижение интеллекта наблюдается у взрослых пациентов чаще, чем у молодых. Высокое образование, развитый головной мозг, сложные и многообразные способности, определяют индивидуальность настоящим человеком.

        Но разные болезни, травмы, стрессы и вредные привычки способны повредить нейроны головного мозга. Человек в этом случае может потерять определенную часть своих профессиональных навыков, знаний и практических наработок.

        Причиной слабоумия у взрослых и подростков обычно становится повреждение тканей головного мозга. Бывают причины первичными и вторичными.

        К первичным виновникам относят патологии, которые приводят непосредственно к гибели клеток коры и подкорковых слоев мозга.

        К этому виду заболеваний относят:

      • болезнь Альцгеймера;
      • Паркинсона;
      • Пика;
      • хорею Гентингтона;
      • накопление телец Леви;
      • органическая деменция у детей – синдром Санфилиппо;
      • болезнь Ньюмана-Пика;
      • Лафора.
      • Виновники вторичного ряда:

      • травмы головы и мозга;
      • сердечно-сосудистые болезни;
      • интоксикации;
      • инсульты;
      • сердечные аритмии;
      • высокий сахар в крови;
      • атеросклероз;
      • порок сердца;
      • стойкое повышенное и пониженное давление;
      • опухоли мозга;
      • различные инфекции;
      • нарушенный процесс обмена веществ;
      • алкогольный токсикоз;
      • наркотики, зависимость от еды, медикаментов, интернета, шопинга;
      • игромания, фанатизм;
      • дефицит полезных питательных веществ и микроэлементов.
      • Факторы, повышающие риск возникновения вторичной деменции у подростков и пожилых:

      • лишний вес тела;
      • малая подвижность;
      • низкая интеллектуальная активность.
      • Олигофрения у детей проявляется от родовых травм, и перенесенных ранних заболеваний:

      • синдрома Дауна, микроцефалии, фенилкетонурии;
      • отравление ребенка лекарственными медикаментами;
      • перенесенная беременной матерью краснуха, гормональные нарушения, врожденные вирусные инфекции, сифилис, ВИЧ, токсоплазмоз;
      • родовая травма, иммунная несовместимость матери и плода по резус-фактору, инфекционные болезни раннего возраста, гидроцефалия.
      • Симптомы слабоумия в молодом возрасте (15 лет)

        Олигофрения проявляется недоразвитым интеллектом и психикой в целом, определяет слабоумие у детей.

        Деменция в детском возрасте, которую можно назвать олигофренией, имеет 3 степени: дебильность, имбецильность, идиотию.

        Дебилы учатся в специализированных школах, успешно их заканчивают в 15 лет, приобретают профессиональные навыки, самостоятельно живут. Задержка психического развития сопровождается появлением плохих черт характера:

        www.pamyatinet.ru

        Деменция у детей

        Деменция – это патологическое нарушение работы головного мозга ребёнка, при котором развивается приобретённое слабоумие, утрачиваются ранее освоенные навыки и знания, снижается интерес к окружающему миру. Заболевание чаще встречается у детей старше двух лет и всегда является вторичным. До этого времени ребёнок может расти и развиваться в соответствии с возрастными нормами.

        Развитие деменции связано с влиянием на организм ребёнка различных факторов, способных вызывать нарушения в функционировании головного мозга. Иногда заболевание присутствует с рождения малыша, но проявляет себя по мере роста ребёнка.

        К причинам, вызывающим деменцию в детском возрасте, относят:

      • генетические заболевания, обнаружить которые возможно только через несколько лет после рождения ребёнка (болезнь Ньюмана-Пика, болезнь Лафора, синдром Санфилиппо, нейродегенерация с накоплением железа в мозгу);
      • инфекционные болезни, затрагивающие мозг (менингит, энцефалит);
      • сотрясения мозга, черепно-мозговые травмы;
      • ВИЧ-инфекция;
      • неполноценное питание тканей мозга вследствие проблем тока крови в сосудах;
      • Существуют и другие предпосылки для развития деменции у ребёнка, связанные с различными заболеваниями и патологиями здоровья.

        Различают прогрессирующую и резидуальную органическую форму деменции среди детей. В первом случае, происходит постепенное ухудшение состояния ребёнка. Заболевание развивается на фоне основного недуга – генетической болезни, например. Прогресс доминирующего заболевания влечёт за собой усугубление остальных симптомов.

        Органическая форма деменции является остаточной, т.е. для неё характерно наличие стабильных отклонений умственной деятельности ребёнка, без последующего ухудшения ситуации. Такой тип заболевания встречается при медикаментозном отравлении, травмах головы, менингитах.

        Деменция склонна проявляться по-разному в зависимости от возраста ребёнка:

        Теряются приобретённые навыки, сужается словарный запас, ребёнку сложно формулировать свои мысли. Может ослабевать чувство привязанности к близким людям, развивается равнодушие. Постепенно утрачивается умение ходить, при этом для поведения ребёнка характерна двигательная расторможенность.

        • Младший школьный период
        • Снижается работоспособность, возникают проблемы с запоминанием информации. Речевой навык сохраняется длительное время, однако ребёнок может путать времена года, цвета, формы и т.д.

          Игровая деятельность приобретает однообразный характер. Ребёнок может постоянно повторять одни и те же действия.

          Появляются проблемы с концентрацией внимания, происходит нарушение памяти, информация осмысливается не полностью, отсутствует навык её обобщения. Ребёнок быстро устаёт, его речь нечёткая, смазанная.

          У детей с врождёнными генетическими заболеваниями проявления деменции отличаются от вышеописанных. В раннем детстве данное отклонение может себя не обнаруживать, а выйти на поверхность только в подростковом возрасте (например, болезнь Ньюмана-Пика). В некоторых случаях дети не становятся нежизнеспособны и погибают в возрасте 3-10 лет (болезнь Лафора).

          В целом, деменцию невозможно остановить или излечить. На сегодняшний день её течение можно только замедлить.

          Диагностика деменции у ребёнка

          Диагностировать детскую деменцию может только опытный специалист. Для этого требуется проведение ряда тестов, а также длительное и непрерывное наблюдение за ребёнком. Из методов обследования применяют резонансное сканирование головного мозга и МРТ. Также требуется сдать биохимический анализ крови. Доктор берёт во внимание наследственный фактор, оценивает общее состояние здоровья ребёнка, его особенности и стадию заболевания. Обследование ребёнка должно носить всесторонний характер, в связи с чем он находится под наблюдением нескольких специалистов: невролога, психолога или психиатра, педиатра.

          При деменции у ребёнка может развиваться депрессивное состояние. Чаще всего, это свойственно ранним стадиям заболевания. Прогрессирующая болезнь ухудшает умственные и физические способности детей. Если не работать над замедлением болезни, ребёнок может утратить значительную часть навыков, в том числе и бытовых. Таким детям нужен постоянный присмотр взрослого человека, помощь в повседневных делах и ежедневный уход.

          Что можете сделать вы

          При выявлении патологических отклонений в развитии ребёнка, необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к врачу. Своевременная диагностика заболевания позволит замедлить его течение и скорректировать поведение ребёнка.

          Что делает врач

          Лечение детской деменции требует длительного времени и постоянного контроля врача. Стойкое улучшение может наступить не сразу и не у всех пациентов.

          Для улучшения обмена веществ в нервных клетках мозга и стимуляции мозгового кровотока доктор назначает специальные лекарственные препараты. Это позволяет снизить скорость прогрессирования болезни.

          Резидуально-органическая деменция позволяет обойтись работой с психологом и соответствующими педагогами.

          При запущенной стадии заболевания ребёнку требуется непрерывный ежедневный уход.

          Профилактика

          Профилактика деменции у детей – очень затруднительное мероприятие, поскольку зачастую его становится возможным выявить только по истечении длительного времени. Требуется регулярный контроль за поведением и самочувствием ребёнка со стороны нескольких специалистов.

          К поддерживающим мерам при деменции относится:

        • внимательное отношение к здоровью ребёнка, своевременное лечение хронических и временных заболеваний;
        • избегание травм головы, сотрясений;
        • умеренная умственная и физическая нагрузка;
        • предотвращение развития инфекций;
        • оберегание ребёнка от психоэмоционального напряжения;
        • здоровое питание и режим дня;
        • регулярные разнонаправленные занятия с ребёнком.

        Со стороны родителей ребёнка с деменцией требуется проявление к нему терпения, любви и заботы.

        detstrana.ru