Дети с синдромом дауна индивидуальные занятия

В 1991 году в Новосибирском Академгородке педагог музыкальной школы №10 по классу виолончели Алексей Иванович Бороздин с двумя единомышленниками — художником-иконописцем Владимиром Александровичем Барановым и физиком Владимиром Алексеевичем Лебедевым — в холодном и ветхом бараке начинают свою работу с детьми-инвалидами. Вскоре к ним присоединяется музыкант

Елена Леонидовна Мартынец. Основным направлением работы стало развитие ребенка через творчество. На протяжении семи лет эта команда работает на общественных началах.

С1993 года специалисты центра объездили с семинарами от Владивостока до Санкт-Петербурга и Москвы, пропагандируя свой позитивный опыт в работе с детьми с тяжёлыми формами умственной отсталости. Справедливости ради надо отметить, что в те времена такими детьми вообще никто не занимался, он были обречены сидеть дома в четырёх стенах.

В 1998 году при содействии мэра г.Новосибирска В.А. Толоконского и начальника управления образования г.Новосибирска В.В.Иванова учреждается Центр под таким длинным названием: «Муниципальное оздоровительно-образовательное учреждение городской Центр А.И.Бороздина».

При открытии муниципального Центра штат педагогов составил 13 человек, в

их число входит массажист. Надо отметить, что многие педагоги по профессии

были физиками, художниками, химиками, архитекторами. Некоторые видели таких детей впервые. Но это не мешало им общаться с ними, развивать их, любить их.

В феврале 2002 года по согласованию с отделом образования Дзержинского района Управлением образования мэрии г.Новосибирска была открыта площадка для занятий с детьми в одном из самых удаленных районов от Академгородка на базе специальной коррекционной школы № 53.

Центру выдали еще 6 ставок педагогов.

В сентябре 2003 года Центр переехал на большие площади.

Более того, просторные кабинеты позволяют без нарушения процесса абилитации детей присутствовать гостям на занятии, знакомиться с работой педагогов. Надо отметить, что двери Центра открыты для посещения педагогов других образовательных учреждений, специалистов, родителей, СМИ, для всех кому интересен новый подход в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

В 2005 году установлена система видеонаблюдения в каждом кабинете. То есть, всем желающим можно непосредственно присутствовать на занятии или наблюдать за процессом абилитации с экрана телевизора. Педагог может записать свое занятие и проанализировать его.

В начале 2010 года Центр получает новое название:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Новосибирска «Детский оздоровительно-образовательный (социально-педагогический)

центр А.И.Бороздина» (МБОУДОД «ДООСПЦ А.И.Бороздина»)

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Новосибирска «Детский оздоровительно-образовательный (социально-педагогический)

центр А.И.Бороздина» (МКОУДОД «ДООСПЦ А.И.Бороздина»)

Организация педагогического процесса в Центре Бороздина.

Работа Центра основана на комплексном (полисенсорном) воздействии на

мозг больного ребёнка по всем возможным каналам связи: визуальному, аудиальному, кинестетическому, эмоциональному, уделяя особое внимание эмоциональному развитию.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста г.Новосибирска с

тяжелыми нарушениями психического и психофизического развития поступают а Центр по заявлению родителей. Их диагнозы различны: синдром Дауна, ранний детский аутизм (РДА), олигофрения (разной степени), ДЦП, органические поражения

В Центре разработаны и действуют 2 уровня развития.

С ребенком работает «тройка» педагогов . Система работы такова: ребенок посещает Центр два раза в неделю по три получасовых занятия:

2. ИЗО — деятельность

3. Общее развитие.

На первом уровне занятия строго индивидуальны. Таких «троек» в Центре

Основной задачей в работе с детьми является развитие их коммуникативных способностей для последующей социализации и адаптации каждого ребенка в обществе. Также в центре решаются следующие задачи:

— изучение личности ребенка, выявление его способностей и резервных возможностей, формирование интереса к совместной деятельности;

— разработка и внедрение системы абилитационной работы для развития и обучения детей по индивидуальным учебным траекториям и др.

Второй уровень — «квази-школа»

Квази от латинского «quasi» — якобы, как будто, почти. В «квази-школе» дети, как правило, объедены в пары. Занятий тоже три:

1. Развитие элементарных математических представлений;

2. Развитие речи с элементами логопедии, чтения, письма;

3. Развитие мелкой моторики через прикладную деятельность.

Работа «квази-школы» осуществляется одной «педагогической тройкой». На втором уровне ко всем задачам в работе с ребенком добавляется основная задача «квази-школы» — формирование учебных навыков.

Как правило, ребёнок с тяжёлыми психофизическими нарушениями приходит

в Центр, не имея навыкорв общения. Но именно они являются обязательным условие развития ребенка. Для наработки таких навыков в Центре разработаны и применяются разные пути социализации. Для каждого ребёнка в зависимости от его возможностей определяется свой индивидуальный маршрут:

— занятия в группе;

Сегодня в Центре работают:

1. Музыкальные работники,

2. Психологи и специальные специалисты,

6. Социальные педагоги,

7. И другие специалисты.

Отработана система повышения квалификации и аттестации сотрудников

Если в 2001 году количество детей, посещающих Центр, составило 29, то в 2002 году посещало Центр уже 37 детей. На сегодняшний день занятия в Центре посещают 51 ребенок.

К сожалению, очередь в Центр высокая, порядка 30 детей с проблемами в развитии.

В январе 2000 года провели первый общий для всех детей Центра Новогодний утренник.

Начиная с 2003-2004 учебного года, в Центре проводится четыре утренника в год.

Частыми гостями на праздниках бывают ученики общеобразовательных школ, детские творческие коллективы, с которыми сотрудничает Центр.

Психологическая служба. Работа с семьей.

С сентября 2004 года проводятся тренинги для родителей. Задачи тренингов: гармонизация детско-родительских отношений, личностный рост родителей, особенно мам.

С сентября 2006 года ввели тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального сгорания, поддержание творчески развитой, социально-ориентированной личности педагога, способной к самореализации».

Тренинги проводятся раз в месяц.

Сотрудничество с ВУЗами г.Новосибирска.

Работа со студентами.

С сентября 2005 года постоянными посетителями, а затеми помощниками

стали студенты ВУЗов.

Задачи, которые Центр ставит в работе со студентами, заключается в следующем:

— знакомство с работой МКОУ ДОД городской Центр А.И. Бороздина и абилитационной системой;

— приобретение практического опыта в работе с детьми с тяжелыми нарушениями в развитии;

— формирование у начинающих специалистов психолого-педагогических установок, основанных на гуманистических принципах, актуализация ценности развития проблемного ребенка в социуме.

Большинство студентов выполняют курсовые и дипломные работы, используя полученный опыт сотворчества с детьми с тяжелыми нарушениями в развитиии используя практический материал Центра.

С 2005-2007 гг. 35 студентов прошли трехнедельную практику в Центре, 38 студентов были ознакомлены С Центром, его деятельностью. Для всех были проведены семинары с просмотром и обсуждением занятий.

Некоторые студенты, закончившие ВУЗ, остаются работать в Центре.

За период с 2004-2007 гг. усовершенствовалась научно-методическая работа. Научно-практические семинары по вопросам развития детей с тяжелыми нарушениями в развитии проводятся каждый месяц.

Педагоги Центра участвуют в семинарах и конференциях различных уровней по проблемам развития детей с особыми образовательными потребностями. На многих семинарах и конференциях проводятся «мастер-классы» с участием педагогов Центра.

С сентября 2006 года Центр сотрудничает с ОГУ областным методическим центром абилитационной педагогики. Проводятся совместные семинары. Педагоги Центра проводят ежемесячные открытые занятия, мастер-классы для педагогов, психологов, социальных работникови других специалистов из

районов области с целью ознакомления с абилитационной системой А.И. Бороздина.

С 2007 года проводятся психолого-педагогические консультационные занятия по вопросам развития детей с отклонениями в развитии для родителей с детьми из Новосибирска и из районов НСО. много звонков с просьбой о консультации

от родителей со всей России и ближнего зарубежья.

Самым важным достижением Центра является результативность (успешность) абилитационного процесса.

С 1999 года по 2006 год в Центре

занималось 107 детей.

В образовательные учреждения — 43 ребенка (74,1%).

На сегодняшний день МКОУ ДОД «ДООСПЦ городской Центр А.И. Бороздина» имеет:

Светлые просторные кабинеты для индивидуальных занятий.

Два уровня развития детей:

Первый уровень — занятия в «тройках» индивидуально.

Второй уровень — занятия в «Квази-школе».

Четыре этапа социализации:

1. Работа в парах.

2. Групповое занятие — 30 минут раз в неделю.

3. Комплексное занятие — 1 час раз в неделю.

4. Общие тематические утренники — 4 раза в год.

Открытие площадок в отдаленных районах г. Новосибирска.

Активное участие в семинарах и конференциях разного уровня по популяризации абилитационного опыта.

Усовершенствование опыта работы с соц.защитой и другими

Активизация научно-методической деятельности.

centrborozdina.edusite.ru

Подготовка к школе детей с синдромом Дауна в инклюзивном детском саду: индивидуальные и групповые занятия дефектолога 1076

В статье представлен опыт работы специалистов в интегративном детском саду. Описаны психолого-педагогические приемы повышения мотивации детей с синдромом Дауна на занятиях по развитию речи, обучению счету, возможности включения дошкольников этой категории во фронтальные занятия интегративной группы и мини-группы, принципы их специализированного сопровождения в условиях инклюзивного ДОУ.

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

В детском саду № 1465 / 288 дети с синдром Дауна интегрируются в группы нормативно развивающихся сверстников уже в течение 14 лет. Инклюзивная группа может включать одного-трех детей с генетическими нарушениями. Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа развития, которая предполагает занятия со специалистами: логопе­дом, дефектологом, психологом, специалистом по ЛФК и массажу и, если есть возможность, кинезиотерапевтом, артте­рапевтом или музыкальным терапевтом, а также участие во всех общих занятиях, играх и режимных моментах инклю­зивной группы.

Когнитивное развитие ребенка с синдромом Дауна осуществляется прежде всего на индивидуальных занятиях дефек­толога и логопеда. Занятия строятся с учетом особенностей названной категории детей, включают упражнения по мето­дике замещающего онтогенеза и психомоторной коррекции. Эмоционально насыщенные совместные игры с педагогом в начале занятия повышают мотивацию ребенка, подготавливают его к восприятию учебного материала. Наш опыт пока­зывает, что такие упражнения и игры, предшествуя собственно обучающей части занятия, позволяют активизировать энергетический потенциал ребенка, стабилизировать мышечный тонус, повысить возможность ощущения своего тела, развить пространственную ориентацию, координацию движений, чувство ритма, усилить концентрацию внимания, уве­личить работоспособность. Подготовительный этап проводится, как правило, на ковре и может занимать третью часть или даже половину всего времени индивидуального занятия, в результате чего последующий обучающий этап – занятие за столом – оказывается более эффективным. Обучающий материал мы стараемся давать в виде развивающих игр, предполагающих предметную деятельность, и, максимально включая в действие все анализаторы, делаем опору на зри­тельное восприятие, наиболее развитое у данной категории детей. При обучении счету, например, хорошо зарекомендо­вали себя игры-«ходилки» с кубиком, на котором рельефно выделяются точки или цифры (в этих играх ребенок переме­щает достаточно большую, ощутимую в руке игрушку-фишку на выпавшее на кубике число крупных клеток), тактильные парные карточки (цифры и соответствующее количество точек из бархатной или наждачной бумаги), счетные лесенки из лего-education. Особенно хочется отметить недавно вошедшее в нашу практику английское пособие «Нумикон», ко­торое дает ребенку зрительный образ числа и одновременно его наглядную количественную оценку, представление о составе числа, возможность сравнения и несложного проведения математических операций, – оно может быть исполь­зовано в самых разнообразных играх.

psyjournals.ru

Наши услуги

Особые дети всегда требуют особенного подхода в обучении и воспитании.

Родители особого ребенка зачастую чувствуют отчаяние, безысходность, опустошенность и не знают, что делать дальше. Тем более услышав высказывания о том, что занятия с особыми детьми зачастую бессмысленны, не приносят никаких результатов, и единственная дорога ребенка – специальное учреждение. Наша задача понять особенности развития ребенка, принять его индивидуальные особенности, подтолкнуть ребенка, помочь ему сделать первые шаги, почувствовать свои силы. Главное относится к ребенку, как к личности, а не как к носителю какого-либо диагноза. В центре проводятся индивидуальные занятия с логопедом, дефектологом и психологом, а так же музыкальные занятия, творческие кружки для детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью, различными речевыми нарушениями, ранним детским аутизмом, синдромом Дауна, гиперактивных детей и детей с трудностями поведения и общения.

Проблемы с которыми вы можете обратится к нашим коррекционным педагогам:

  • задержка речевого развития;
  • нарушение интеллекта;
  • ЗПР (задержка психического развития);
  • РДА (ранний детский аутизм);
  • аутоподобное поведение;
  • гиперактивность (СДВГ);
  • проблемы с поведением (страхи, неконтактность);
  • синдром Дауна;
  • и если вашему ребенку уже 2,5 года и он не говорит.

Наши направления

В нашем детском центре занятия с логопедом проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка в течении 40 минут, с рекомендуемой периодичностью 2-3 раза в неделю.

Какие случаи речевых нарушений вообще не поддаются коррекции? Таких случаев не бывает. Логопед всегда работает не только с ребенком, но и с родителями. Выстраивается определенный треугольник взаимосвязи: логопед-ребенок-родитель. Если такая работа налажена, то результат от занятий будет всегда, несмотря на уровень сложности речевого нарушения. При любом речевом нарушении можно достичь определённых успехов и избавиться от него вовсе, вопрос только в том, сколько времени и сил это займет! Подробнее…

Детский психолог проводит диагностику и последующую коррекцию проблем в развитии.

Оказывает индивидуальные консультации родителям и психологическую помощь с учетом особенностей Вашего ребенка. В нашем центре работает очень хороший детский психолог. Занятия с психологом обязательно помогут Вам и Вашим детям. Подробнее…

Дефектолог – это специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии.

Педагог-дефектолог проводит индивидуальные занятия длительностью 40 минут, по 2-3 раза в неделю. Подробнее…

Логопедический массаж- это метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж рекомендуется проводить циклами по 10 сеансов, каждый день, или с перерывом в 1-2 дня. Продолжительность сеанса зависит от возраста ребенка и составляет от 10 до 25 минут. Так же в нашем центре массаж при необходимости включается в структуру логопедического занятия. Подробнее…

Логопед – это педагог, который, устраняет нарушения речи, учит правильно произносить звуки, слоги, слова, помогает минимизировать следствия физических недостатков.

Логопедический мини-сад «Особое детство» приглашает на занятия детей с 1,5 до 3,5 лет. В нашем мини-садике с каждым ребенком 2 раза в неделю проводятся индивидуальные занятия с логопедом-дефектологом! Подробнее…

ДЭНС– метод динамической электронейростимуляции.

Сокращение сроков коррекционно-педагогической работы с логопедом, дефектологом и психологом. Снижение количества медикаментов. Профилактика заболеваний. Подробнее…

Нейропсихологическая диагностика

Нейропсихологическая диагностика в детском центре «Особое детство» направлена на выявление наиболее проблемных сфер в психической деятельности ребенка, таких как: внимание, память, мышление, речь, восприятие и других. Подробнее…

Нейропсихологическая коррекция

Нейропсихологическая коррекция – это один из методов работы с детьми, направленный на развитие тех функций, которые еще не сформировались. Подробнее…

www.osoboe-detstvo.ru

Реабилитационные занятия для детей с Синдромом Дауна


Где можно найти реабилитационные центры или какие нибудь развивающие занятия для детей с синдромом Дауна? Реабилитация наших милых Даунят — солнечных деток. Обсуждаем медицинские и реабилитационные центры, проавовые и другие вопросы которые важны тем семьям где растут дети с синдромом Дауна. Реабилитация детей с синдромом Дауна Форум родителей детей с синдромом Дауна

Форум ребёнок-инвалид » Форум родителей детей с синдромом Дауна » Реабилитация детей с синдромом Дауна » Реабилитационные занятия для детей с Синдромом Дауна

Реабилитационные занятия для детей с Синдромом Дауна

Где можно найти реабилитационные центры или какие нибудь развивающие занятия для детей с синдромом Дауна?

Откуда: г.орел
Всего сообщений: 7
Рейтинг пользователя: 1

Дата регистрации на форуме:
20 фев. 2011

Откуда: Краснодарский край АНАПА
Всего сообщений: 2909
Рейтинг пользователя: 208

Информация для родителей. У кого солнечные детки пишите по этому адресу и увидите есть места где нам рады!

«Даунсайд Ап» г. Москва, ул. 3-я Парковая, д. 14А почтовый индекс: 105043.
+7 (499) 367-10-00 Москва, ул. Парковая 3-я, 14А
www.downsideup.org.

Дата регистрации на форуме:
20 янв. 2011

Откуда: калининградская область
Всего сообщений: 395
Рейтинг пользователя: 36

Дата регистрации на форуме:
2 мар. 2011

Откуда: Ростовская область,г. Семикаракорск
Всего сообщений: 3
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
16 мар. 2011

Откуда: Серпухов
Всего сообщений: 11
Рейтинг пользователя: 0

Дата регистрации на форуме:
14 фев. 2012

Я хочу рассказать про помощь, оказанную непосредственно мне и моему сыну Матвею.
Во время беременности я неоднократно лежала на сохранении, УЗИ делали постоянно и кардиограмму плода.
Все вроде бы было хорошо.

До родов оставалось 2 недели, как меня начинают готовить к родам.
Я запротестовала, начала объяснять, что роды у меня вторые и я знаю как будет.
Но врач сказала, что ребенку тут будет лучше, чем в утробе.
Как я увидела своего малыша, сразу поняла, что тут что-то не так,
он был худенький и весил 2,5 кг

Потом ему сделали прививку от желтухи, после чего он неделю пролежал под кварцевой лампой-пошла реакция. И попросили отца ребенка отвезти анализ крови в Моники.
Из роддома забрал нас отец ребенка, с которым я не состояла в браке.
Чужой город, в квартире мама гражданского мужа.
Через несколько недель я узнала по телефону результат анализа.
Меня попросили приехать в Моники для беседы с врачом-генетиком.
Я не поехала, сказала мужу результат анализа, он ответил, что это его сын и остальное неважно.
Дома с малышом я была одна днем, почти целый день ходила по парку и ревела
от неопределенности, отчаяния, обиды на всех и все.

Самое обидное, вызывающее ком в горле, было то, что не с кем поделиться болью,
спросить что и как. Пришлось скрывать позор от мамы мужа, от родных, знакомых.
Это ужасное состояние я запомню на всю жизнь!

Так продолжалось полтора года.
Компьютер щелкать я не умела, в больнице врачи не давали ни советов, только назначали уколы церебролизина.

Мы стали жить отдельно, старшей моей дочке 19, и я, и другие люди стали замечать,
что ребенку не 1,5года, а месяцев 8,9.
До того я дошла, что мысльCПАСТИ одолела меня.
м
Научилась щелкать кнопки и случайно нашла Даунсайд Ап.
Регистрироваться на форуме не умела, читала до утра.
Cколько было слез!

Только наревевшись я поняла, что я смогу помочь малышу.
Начала упорно заниматься с сыном.
Когда ему исполнилось почти 3 года, поехали в Даунсайд Ап.

За почти полтора года я научилась быть упрямой, смотреть и открыто говорить о сыне, не боясь и стесняясь.

Даунсайд Ап настоящее сокровище для нас и детей.
Не жалейте ни сил, ни денег, если живете далеко.
Вас там и поддержат, и научат.

Единственное место для наших детей, где их понимают научат Вас понимать их.
Желаю счастья

invamama.ru

Психологическая помощь детям с синдромом Дауна

«Синдром Дауна»-самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Около 20% тяжёлых форм поражений центральной нервной системы связано с генетическими нарушениями. Среди этих заболеваний ведущее место занимает синдром Дауна, при котором умственная отсталость сочетается со своеобразной внешностью. Впервые описан в 1866 году Джоном Лэнгдоном Дауном под названием «монголизм». Встречается с частотой один случай на 500-800 новорожденных вне зависимости от пола.

Синдром Дауна диагностируют очень рано, практически с момента рождения ребёнка, поэтому с первых дней жизни такого ребёнка, необходимо окружать его вниманием и заботой.

Характерной особенностью ребёнка с синдромом Дауна, является замедленное развитие.

Между людьми с синдромом Дауна больше различий, чем сходства. У них много черт, унаследованных от родителей, и они похожи на своих братьев и сестёр.

Однако, наряду с этими личными особенностями, у них наблюдаются определённые физиологические черты, общие для всех людей с синдромом Дауна.

Особую проблему представляют трудности с обучением. Это означает, что учиться им труднее, чем большинству людей одного с ним возраста.

В1959 году французский профессор Лежен доказал, что синдром Дауна связан с генетическими изменениями, вызванными наличием лишней хромосомы. Обычно в каждой клетке находится 46 хромосом, половину которых мы получаем от матери, а половину от отца.

У человека с синдромом Дауна лишняя 21-я хромосома, в итоге – 47. В результате наблюдаются нарушения в росте и психо-физическом развитии ребёнка.

Моторное развитие

Этапы психо-моторного развития детей с синдромом Дауна представлены в таблице:

Этапы в развитии ребёнка

Дети с синдромом Дауна

Средний возраст (месяцы)

Ходит на четвереньках

Данные, представленные в этой таблице взяты из результатов современных работ по изучению моторного развития маленьких детей с синдромом Дауна.

ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЁНКА С СИНДРОМОМ ДАУНА

Интеллектуальные возможности ребёнка с синдромом Дауна, как и его возможности в других областях развития, в прошлом недооценивались. Последние научные работы опровергают многие сделанные ранее заключения, в том числе, утверждение, что дети с синдромом Дауна обычно имеют сильно выраженное или глубокое отставание в умственном развитии. В соответствии с данными современных исследований, степень отставания большинства детей с синдромом Дауна находится в пределах от лёгкой до средней. Интеллектуальную деятельность некоторых детей можно назвать пограничной или находящейся в пределах между низкой и средней, и только совсем немногие дети имеют сильно выраженную задержку интеллектуального развития. Из этого следует, что у детей с синдромом Дауна умственные возможности могут колебаться в широком диапазоне.

Ещё одно неверное представление связано с процессами, происходящими в зрелом возрасте. Считалось, что с возрастом умственные способности людей с синдромом Дауна постепенно снижаются. Однако, наблюдения ученых в течение нескольких лет за группой людей с синдромом Дауна, не обнаружили наличия этого явления. На основании последней информации можно заключить, что сейчас на будущее детей с синдромом Дауна можно, безусловно, взглянуть более оптимистично, чем когда-либо раньше.

ФАКТОРЫ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ ОБУЧЕНИЕ

-Отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики;

-Возможные проблемы со слухом и зрением;

-Проблемы с развитием речи;

-Слабая кратковременная слуховая память;

-Более короткий период концентрации;

-Трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков;

-Трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать;

-Трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.);

Проблемы со зрением. Хотя дети с синдромом Дауна обычно имеют хорошие способности к наглядному обучению могут использовать их для прохождения учебной программы, многие имеют тот или иной недостаток зрения 60-70%. Дети в возрасте до 7 лет должны носить очки.

Проблемы со слухом. Многие дети с синдромом Дауна испытывают некоторый недостаток слуха, особенно в первые годы жизни. До 20% детей могут иметь сенсоневральную потерю слуха, вызванную дефектами развития уха и слухового нерва.

Уровень слухового восприятия может меняться в течение дня.

Проблемы с развитием речи.

Дети с синдромом Дауна имеют недостатки развития речи (как в произношении звуков так и в правильности грамматических конструкций).

Отставание в развитии речи вызвано комбинацией факторов, из которых часть обусловлена проблемами в восприятии речи и в развитии познавательных навыков. Любое отставание в восприятии и использовании речи может привести к задержке интеллектуального развития.

Общие черты отставания в развитии речи

*меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;

*пробелы в освоении грамматических конструкций;

*способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;

*большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;

*трудности в понимании заданий.

Кроме того, сочетание меньшей ротовой полости и более слабой мускулатуры рта, и языка физически затрудняют произношение слов; и чем длиннее предложение, тем больше возникает проблем с артикуляцией.

Для таких детей проблемы в развитии речи часто означают, что они фактически получают меньше возможностей и участвовать в общении. Взрослые имеют тенденцию задавать им вопросы, не требующие ответов, а также заканчивать за них предложения, не помогая им сказать самим или не давая им для этого достаточно времени. Это приводит к тому, что ребенок получает:

-меньше речевого опыта, который позволил бы ему выучить новые слова структуры предложения;

-меньше практики, которая делала бы его речь более понятной.

Глубокое недоразвитие речи этих детей (выраженные повреждения артикуляционного аппаратр, заикание ) часто маскирует истинное состояние их мышления, создает впечатление более низких познавательных способностей. Однако при выполнении невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.) некоторые дети с синдромом Дауна могут показывать те же результаты, что и другие воспитанники. В формировании способности к рассуждению и выстраиванию доказательств дети с синдромом Дауна испытывают значительные затруднения. Дети труднее переносят навыки и знания из одной ситуации на другую. Абстрактные понятия, в учебных дисциплинах недоступны для понимания. Также может быть затруднено умение решать возникшие практические проблемы. Ограниченность представлений, недостаточность умозаключений, лежащих в основе мыслительной деятельности делают для многих детей с синдромом Дауна невозможным обучение отельных школьных предметов.

Характеризуется гипомнезией (уменьшенный объём памяти), требуется больше времени для изучения и освоения новых навыков, и для заучивания и запоминания нового материала.

Недостаточность слуховой кратковременной памяти и обработки информации, полученной на слух.

Неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, Короткий период концентрации внимания, дети легко отвлекаются, истощаются.

Образ не возникает в воображении, а воспринимается лишь зрительно. Способны соотносить части рисунка и, однако, соединять их в целое изображение не могут.

Характеризуется, в основном послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, иногда ласковостью, готовностью делать то, что их попросят. Дети легко вступают в контакт. Может встречаться и разнообразные поведенческие расстройства.

У детей с синдромом Дауна отмечаются сохранность элементарных эмоций. Большинство из них ласковы, привязчивы. Некоторые выражают положительные эмоции ко всем взрослым, вступают с ними в контакт, некоторые – преимущественно к тем, с которыми они постоянно общаются. У детей положительные эмоции наблюдаются чаще, чем отрицательные. При неудаче они обычно не огорчаются. Не всегда могут правильно оценить результаты своей деятельности, и эмоция удовольствия обычно сопровождает окончание задания, которое при этом может быть выполнено неправильно. Доступны страх, радость, грусть. Обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их. Чаще они выражены недостаточно ярко, хотя встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.

В личностном плане этим детям в большей степени свойственна внушаемость, подражательность действиям и поступкам других людей. У некоторых из этих детей наблюдаются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность. Однако большинству детей присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны и уравновешенны.

Современная психологическая помощь и подход к обучению и психологической реабилитации детям с синдромом Дауна в дошкольном развитии

Важную роль в жизни детей с синдромом Дауна в период формирования личности играет положительный психологический опыт пребывания в детском саду. Его влияние можно сравнить с влиянием программ ранней педагогической помощи на развития этих детей.

(Потребности у всех, даже самых умных детей, могут быть совершенно разными.) Большое значение для родителей, у которых ребенок с синдромом Дауна, имеет детский сад, который, с одной стороны, является как бы продолжением семьи, а с другой стороны, реально воплощает то, что понимается под поддержкой общества, давая дополнительный стимул и ребенку, и семье.

В детском саду ребенок с синдромом Дауна приобретает разнообразные знания, умения, навыки. Дети с синдромом Дауна в различных областях развития может находиться на разных уровнях. Тем не менее, каждому из них полезно на опыте узнать, как нужно общаться с окружающими, определенная дисциплина, каждому важно как следует отработать навыки самообслуживания, общей и тонкой моторики, координацию движений, важно научиться жить с людьми разных типов и разного поведения. Одно из наиболее ценных умений, которых ребенок приобретает в детском саду- это умение играть. Игра является естественным средством развития и усвоения знаний. Здесь дети с синдромом Дауна на первых порах нуждаются в помощи. Они должны имитировать действия и поступки, учиться делать что-то прямо в процессе игры, и не только управлять происходящими событиями, но и вызывать их. Они должны делать выбор и делиться с другими участниками игры. На их поведение налагаются ограничения, и они должны учиться действовать совместно с другими. Все эти навыки помогают сформировать правильную модель поведения и решать задачи, которые стоят перед педагогами и родителями.

Детский сад – это идеальная возможность для ребенка быть вовлеченными в основной поток сверстников, это возможность воспитываться в языковой среде с детьми, более продвинутыми в речевом отношении. Кроме того, детей необходимо в максимальной степени адаптироваться к условиям жизни нормальных людей, следовательно, интеграция в общество, пребывание в котором будет для ребенка с синдромом Дауна приобретение наилучшего опыта.

В детском саду организуют индивидуального работу с детьми, индивидуальные занятия с логопедом. Во время занятий делается акцент на развитие восприятия речи и речевой активности.

С детьми ведут работу такие специалисты, как: клинический психолог, логопед, педагог-психолог, специалист по лечебной физкультуре, музыкальный работник, преподаватели физкультуры.

Для достижения наивысших результатов работы с детьми с синдромом Дауна необходимо взаимодействие персонала детского сада и родителей. Участие родителей помогает организовать домашние задания в соответствии с занятиями в детском саду. Таким образом, открытое общение ДОУ и семьи жизненно важно для оптимального развития ребёнка.

Возраст от 3 до 6 лет имеет большое значение и для формирования правильной модели поведения.

Годы, проведённые в детском саду, дают возможность ребёнку активно участвовать в жизни более широкого мира.

ШКОЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Личность ребёнка с синдромом Дауна, как любого другого ребёнка, формируется под воздействием генетического кода, культуры и определённой среды, которую формируют люди и события. Поступив в школу, дети погружаются в процесс развития и роста, который протекает в соответствии с их способностями к взрослению и достижению успехов.

Если ребёнок имеет возможность играть со своими ровесниками, ему будет относительно легко взаимодействовать с одноклассниками в школе.

В 1-е несколько дней ответственность за то, чтобы ребёнок приспособился к новым условиям, возлагается на родителей и педагогов. Успех их усилий во многом будет зависеть от опыта, который ребёнок приобрёл в дошкольные годы дома или в детском саду.

Многие проявления развития, которые мы ожидаем увидеть у ребёнка в дальнейшем, у ребёнка с синдромом Дауна могут и не наблюдаться, образовательная программа должна адаптироваться применительно к его способностям и особым потребностям.

Школа стимулирует развитие заложенных в детях способностей, даёт богатый опыт, пробуждает в детях интерес к окружающему миру и его изучению. Уроки, учебная среда в школе дадут ребёнку с синдромом Дауна почувствовать свою индивидуальность, научат самоуважению и доставляет удовольствие. Школа также даёт детям возможность вступать в те или иные отношения с другими людьми и, это становится хорошей подготовкой к продуктивному участию в жизни общества в будущем. Наконец, школа призвана заложить фундамент для практических занятий в жизни путём стимуляции развития; навыки постижения основных академических дисциплин, развития физических возможностей, навыки самообслуживания, умение говорить.

Для детей с синдромом Дауна школа с хорошей образовательной программой должна обучить не только базовым академическим дисциплинам (чтению, письму, арифметике), но и подготовить их к столкновению со всеми сторонами жизни, какими бы разными они ни были. Научить их таким вещам, как умение выполнять работу, которая должна быть выполнена, умение ладить с людьми и знать, куда обратиться, чтобы найти ответ на вопрос.

Ребёнок с синдромом Дауна, развивается в стенах школы оптимальным образом лишь тогда, когда подход школы к образованию имеет в виду гуманизацию процесса обучения, когда школа рассматривает каждого ученика как целостную личность, когда она предоставляет ученикам возможности для самореализации. Очень важно, чтобы дети с синдромом Дауна оказывались в таких ситуациях, которые могут обусловить их успех. Успехи позволяют детям испытывать очень хорошие чувства. Правильный побудительный мотив может обусловить степень усилия, которое ребёнок приложит, чтобы выполнить задание. Для эффективного обучения педагогу необходимо с самого начала позитивно подойти к этой работе.

СЕМЬЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

Даже после того, как ребёнок с синдромом Дауна начинает ходить в школу, у него остаётся много времени для общения с другими людьми дома и в ближайшем окружении.

Большую часть свободного времени ребёнок проводит не в школе, а дома, во дворе, в обществе. Очевидно, что он учится не только в школе; знакомство с ранее неизвестными явлениями окружающего мира, приобретение нового опыта происходит дома, во время общения с живущими по соседству людьми и с друзьями во время игр. Ребёнок с синдромом Дауна усваивает этот опыт и знания особенно эффектно в том случае, если любящие и понимающие члены семьи помогают ему использовать его потенциальные возможности в большей степени.

Ребёнок с синдромом Дауна может извлечь для себя пользу из самых разных повседневных дел. Особенно большое значение домашние занятия имеют для развития ребёнка. Навыки самообслуживания формируются главным образом дома – во время одевания и раздевания. Детей необходимо приучить к обычным гигиеническим процедурам: чистке зубов, мытью рук, уходу за волосами и за обувью. Ребёнок с синдромом Дауна лучше принимают в обществе, если он выглядит чисто и опрятно, если его причёска и одежда соответствует тому, как причёсываются и одеваются его ровесники в настоящее время.

Немаловажное значение для ребёнка с синдромом Дауна имеет и эмоциональная сторона жизни. Этим детям, как и всем остальным, необходимо, чтобы их любили, уделяли им внимание и принимали такими, какие они есть. Им нужно окружение, в котором они чувствовали бы себя защищёнными, и которая способствовала бы повышению их самооценки и независимости.

Еще одна область, в которой положительное влияние родителей сказывается вполне определённо – это развитие самостоятельности. По мере взросления ребёнка с синдромом Дауна усиливается его стремление приобрести уверенность в себе. Самооценка человека прямо зависит от того, сможет ли он выполнить задание самостоятельно, сумеет ли довести начатое дело до конца. Для того чтобы, ребёнок сумел испытывать чувство удовлетворения, необходимы такие условия, в которых при решении задачи он не будет испытывать особых трудностей, и сможет успешно справиться. Менее благоприятные условия могут привести к разочарованию. Однако это не значит, что дети с синдромом Дауна никогда не должны сталкиваться с новыми непростыми обстоятельствами. Умение человека должным образом вести себя в обществе непосредственно влияет на то, как общество принимает его, а также на успех этого человека в будущей профессиональной деятельности. Таким образом, благодаря существованию общественных правил поведения ребёнок узнаёт, что такое ответственность и порядок.

Приобщение к миру, находящемуся вне стен дома или школы, может дать много новых волнующих переживаний, которые тоже являются источником новых знаний и опыта.

Для того, чтобы жить в обществе, дети с синдромом Дауна должны достичь определённой степени понимания жизни общества. Они должны знать, как вести себя за пределами дома и как взаимодействовать с людьми, где бы это ни происходило.

Хотя социальные отношения являются важной стороной жизни, дети должны уметь проводить часть дня в одиночестве. Им следует научиться занимать себя. Время, проводимое в одиночестве, тоже полезно для развития. Именно в такие часы ребёнок может усвоить идеи, с которыми столкнулся, попробовать самостоятельно сделать что-то новое. Он должен иметь подходящие игрушки и материалы, чтобы в одиночестве не скучать и не прибегать к самостимуляции.

Ребёнок в среднем имеет более 60 часов свободного времени в неделю. Чем же может заниматься ребёнок в свободное время, чтобы развлечься и получить удовольствии? К таким занятиям следует отнестись серьёзно, помимо прочего, они являются мощными средствами познания и приобретения опыта, то есть ключевыми элементом в развитии детей с синдромом Дауна. Участвуя в развлекательных мероприятиях, ребёнок может извлечь из них немалую пользу. Помимо других положительных моментов, они могут дать ему возможности ощутить успех, осознать способности собственного тела, столкнуться и попытаться решить задачи физического и умственного характера; повысить самооценку; приобщиться к жизни местного общества, посоревноваться; творчески выразить себя; завести новых друзей; развлечься, поупражняться, испытать ощущение причастности; обнаружить в себе новые таланты; улучшить спортивные навыки; развивать мышечный тонус и координацию движений, найти выход для эмоций, расслабиться, получить удовольствие.

Большое удовольствие дети получают от совместных игр со сверстниками, которые можно организовать дома.

Музыка также прекрасно помогает приятному проведению времени как в одиночестве, так и в компании. Движения помогают в развитии навыков общей моторики, учат сохранять равновесие. Они являются средством самовыражения. Ритмичные танцы улучшают координацию движений и делают сами движения более грациозными. Такие занятия доставляют ребёнку удовольствие и дают уверенность в себе на долгие годы.

Посещение театров, музеев также дарят детям положительные эмоции.

Проводить свободное время можно активно и пассивно. Занятия спортом будут способствовать разностороннему развитию ребёнка, а используя свои физические возможности, он сможет повысить общий уровень свое приспособленности к жизни, выносливости, развивать мускулатуру, улучшить координацию движений качество навыков общей моторики.

Являясь полноценными членами общества, люди с синдромом Дауна могут так же, как их здоровые сверстники, вести активный образ жизни: учиться, работать.

Лица с синдромом Дауна, окончившие специальную (коррекционную) школу могут продолжить обучение в среднеспециальных и высших учебных заведениях. Это право закреплено в соответствующих указаниях Министерства социального обеспечения РСФСР от 3.11.1989 г. № 1 – 141 — У и от 5.09.1989 г. № 1 — 1316 — 17/16/ 18.

Комплекс мер социально-педагогической деятельности в период профессионального обучения и подготовки к труду подростков (юношей) с синдромом Дауна предполагает следующие направления:

— определение социального статуса;

— организация социально-педагогического сопровождения;

— организация социально-трудовой поддержки.

Социально-педагогическая деятельность в период профессиональной подготовки к труду молодых людей с ограниченными возможностями должна быть ориентирована на важный принцип, который широко используется в мировой практике как оценка уровня интеграции и независимой жизни лиц с синдромом Дауна.

В профессиональной подготовке к труду лиц с синдромом Дауна реализация принципа качества жизни предполагает:

*формирование профессиональной самооценки и самосознания учащихся;

*развитие специфических трудовых навыков;

*профориентацию и трудоустройство;

*трудовую деятельность, в том числе при содействии других или зависимую трудовую деятельность.

Таким образом, людям с синдромом Дауна необходимо дать возможность трудиться на обычных рабочих местах и, тем самым, социальное гражданство.

Также необходимо осуществлять взаимосвязь потребностей, которые имеет каждый человек с синдромом Дауна, и осуществляемых проектов по их профессиональному обучению и включению в социальное общество. Эти проекты имеют следующие цели:

1) сформировать у людей с синдромом Дауна необходимые социальные навыки и навыки самообслуживания, необходимые для работы на рабочем месте;

2) адаптировать социум для включения в него людей с синдромом Дауна.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, комплексная психологическая помощь детям с синдромом Дауна повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка.

Современные исследования показали наличие глубокой связи между психологической обстановкой в семье, уровнем взаимодействия между родителями и ребенком, эффективностью программ ранней помощи, дошкольной и школьной помощи.

Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

Будущее детей с синдромом Дауна сейчас обещает больше, чем когда-либо и многие родители уже справились с теми проблемами, которые стоят перед ними.

unsait.ru