Дети склонные к стрессу

Депрессия и стресс

Причины, симптомы и лечение

Стресс у детей, и как от него избавится

В большинстве своем, мы склонны забывать о своих детских переживаниях. Взрослые зачастую не понимают, почему ребенок может испытывать стресс, ведь у детей, в отличие от них, нет проблем, где найти работу, как прокормить семью. Разве могут малыши испытывать стресс? Давайте разберемся.

стресс у детей и подростков

Причины детских стрессов

Стрессы у людей происходят из-за того, что часто мы не в состоянии сделать что-то, что, как нам кажется, ждут от нас окружающие. Причина стрессов может находиться не только внутри нас, но и прийти извне, например, от друзей, ситуации на работе, в ВУЗе или же в школе. Следовательно, стрессу могут быть подвержены все возрастные категории.

Как правило, маленькие дети очень боятся остаться одни, без родителей. В школьном возрасте на первое место выходят другие причины: отношения со сверстниками, учителями, родителями или же чрезмерная нагрузка. Многие дети практически не имеют свободного времени, так как во внеурочное время посещают дополнительные занятия или секции. Детская психика такова, что ребенок не сознает нарастающую усталость. Следить за тем, чтобы у ребенка не было переутомления – задача родителей.

Если у вашего ребенка появилось ничем не обоснованное беспокойство, он стал раздражительным, капризным, – задумайтесь, не слишком ли он занят в свободное от школы время. Может, стоит отказаться от какого-либо кружка или от занятий с репетитором? Поговорите об этом с ребенком. Если же отказаться от дополнительных занятий никак не получается, помогите ему правильно распланировать свое время.

Детский стресс может быть обусловлен не только его детскими проблемами, но и тем, что он слышит от взрослых. Это могут быть разговоры о постоянной нехватке денег, о болезни знакомых ему людей, просто ссоры родителей.

В присутствии детей лучше не вести «взрослых» разговоров. Ребенок может все понять по-своему, и это только усилит его страхи.

Даже просмотр некоторых телепрограмм может вызвать у ребенка стресс. Видя по телевизору новости, в которых рассказывают о войнах, ураганах, эпидемиях, дети начинают волноваться за себя, за свою семью, за друзей. Чаще разговаривайте со своими детьми. Если вы заметите, что ребенок что-то принял слишком близко к сердцу, попытайтесь его успокоить, объяснить, что причин для волнения нет.

Факторами, усиливающими стрессовое состояние, являются развод, болезнь или смерть близкого человека. Это происходит из-за того, что претерпевают изменения их ценности, их семья.

Если родители разводятся – это является большим стрессом для ребенка, поэтому никогда нельзя заставлять его выбирать с кем он будет жить, с папой или с мамой. Ни в коем случае нельзя в присутствие ребенка «поливать друг друга грязью».

Нельзя забывать, что есть вещи, для взрослого человека, может быть, не очень значительные, но вызывающие стресс у детей. Дайте понять своему ребенку, что вы его понимаете, любите и всячески поддерживаете.

Как распознать детский стресс? Симптомы

Распознать детский стресс бывает нелегко. Вас должно насторожить, если у вашего ребенка появились хотя бы некоторые из приведенных признаков:

  • Немотивированные истерики;
  • Скачки настроения;
  • Бессонница или тревожный сон;
  • Головные боли;
  • Расстройства желудка;
  • Энурез (ночное недержание мочи).
  • Если у вашего ребенка никогда не было проблем с учебой, а теперь он не может сосредоточиться, сделать домашнюю работу, стал рассеянным, перестал успевать в школе, а до этого хорошо учился – это тоже тревожные «звоночки».

    У малышей могут вдруг появиться вредные привычки. Иногда это сосание пальца, ковыряние в носу. Ребенок начинает грызть ногти, накручивать волосы на палец. Дети постарше могут начать вести себя вызывающе, лгать.

    Как помочь ребенку избавиться от стресса

    Для начала, обеспечьте ему правильный режим и питание. Чаще говорите со своим ребенком, спрашивайте о проблемах, но, если ребенок не хочет вам рассказывать, не настаивайте, просто побудьте рядом. Иногда этого бывает вполне достаточно. Важно дать понять ребенку, что вы любите его, беспокоитесь за него, что он может рассчитывать на вас в трудную минуту.

    Проанализируйте вместе с ребенком, что вызывает у него беспокойство. Может быть, вы найдете решение, как с этим справиться: ходить вместе в кино, музеи, заниматься спортом, а, может, придется отказаться от какого-то кружка.

    Вы также можете заранее оградить своего ребенка от некоторых стрессовых ситуаций, как, например, прием у стоматолога. Объясните ребенку, что с ним будут делать на приеме у врача. Но всегда имейте в виду возрастные особенности. Малышам не нужно объяснять все в подробностях – это еще больше их напугает. А подростку лучше рассказать все досконально.

    Не переусердствуйте, не следует полностью ограждать ребенка от негативных ситуаций. Пусть он знает, что существует страх, гнев, тревога, одиночество, что все это нормально, что все люди время от времени это испытывают. Но дайте ему понять, что вы рядом, и, в случае необходимости, всегда поможете ему.

    Если вы видите, что у ребенка какие-то проблемы, но он не хочет обсуждать их с вами, а пытается закрыться, – не настаивайте. Чтобы разговорить ребенка и дать понять, что вы готовы ему помочь, начните рассказывать ему о своих проблемах. Возможно, это снимет блокаду, и ребенок захочет вам все рассказать. Если же нет, то обязательно обратитесь к детскому психологу, чтобы не было поздно.

    depressnyak.ru

    Дети склонные к стрессу

    Стресс – неотъемлемая часть современной жизни. Стресс в своё время переживает каждый человек. Но если этот человек взрослый, то есть надежда, что он справится со стрессом быстро и без последствий. Намного сложнее обстоит дело со стрессом у детей.

    У детей стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому из-за отсутствия опыта они не в состоянии с ним бороться. Сам механизм детского стресса состоит в том, что что-то внешнее, неизвестное, нехорошее, насильно вторгается в жизнь ребёнка, начинает в виде воспоминаний или страхов преследовать его. Без помощи родителей, а зачастую и профессионального психолога ребёнку не справиться со стрессом.

    Симптомы стресса у детей

    Симптомы стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет:

    • чрезмерная раздражительность;
    • демонстративный отказ от кормления или потеря аппетита;
    • ухудшение сна.
    • Симптомы стресса у детей дошкольного возраста

      • возросшая требовательность и частое проявление негодования;
      • «возвращение в детство» (ребёнок 3 – 5 лет снова берёт в рот пустышку, мочится в штаны и т.д.);
      • чрезмерно усиленные детские страхи – не может уснуть из-за боязни смерти и т.п.;
      • частые вспышки агрессии, постоянная нервозность или понижение настроения без видимой на то причины;
      • появление дефектов речи;
      • гиперактивность или, наоборот, снижение активности;
      • слёзная реакция на новых людей или новые обстоятельства.

      Симптомы стресса у детей младшего школьного возраста

      • частые жалобы на головные боли, боли в области сердца, тошноту;
      • ночные кошмары;
      • быстрая утомляемость;
      • постоянное стремление попасть в какую-нибудь переделку, причинить себе вред;
      • постоянные капризы и вызывающее поведение в течение целой недели и дольше;
      • ложь;
      • возвращение на предыдущую возрастную ступень: довольно взрослый ребёнок начинает вести себя как маленький («впадает в детство»);
      • расстройства без видимой на то причины;
      • озабоченность сверх меры своим здоровьем;
      • нежелание посещать школу и гулять с друзьями – замкнутость, отрешённость от мира;
      • агрессивное отношение к окружающим;
      • педантизм и максимализм в работе по дому и в учёбе: ребёнок слишком старается, чтобы его постоянно хвалили;
      • заниженная самооценка;
      • беспричинные тревоги, волнения и страхи;
      • падение успеваемости вследствие ухудшения памяти и внимания;
      • дефекты речи или нервные тики: моргание, глотание, наматывание локонов на пальцы и т.д.;
      • ухудшение сна и аппетита или, наоборот, постоянная сонливость и повышенный аппетит.
      • Причины стресса у детей

        Причины стресса у детей условно можно разделить на возрастные и связанные с семейной обстановкой.

        Правда, эти категории причин постоянно переплетаются, и их следует рассматривать в совокупности.

        Общими причинами стресса для детей всех возрастов могут быть:

        • развод родителей;
        • расставание с дорогими людьми;
        • смерть близкого человека;
        • катастрофы, травмы;
        • детские страхи (оставаться одному, боязнь чудовищ и т.д.);
        • применение насилия;
        • появление нового ребёнка в семье;
        • переезд;
        • гибель домашнего животного.

        Причины стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет

        Самой частотной причиной стресса у грудных детей является расставание с родными. Особенно тяжело ребёнок переживает долгое отсутствие мамы. Другими распространёнными причинами стресса у малышей являются: какое-либо заболевание, изменение режима дня, эмоциональное расстройство родителей.

        Причины стресса у дошкольников

        Стрессом для дошкольников может стать первое столкновение с социальной средой. До этого возраста ребёнок обычно пребывает в атмосфере всеобщей любви и восхищения. Он окружён только своими родными и близкими, которые души в нём не чают. А вот в возрасте 2 – 3 лет ему приходится выйти за рамки семьи – начать общаться со сверстниками или в детском саду, или во дворе.

        Конечно, самой частотной причиной стресса у детей дошкольного возраста является поступление в детский сад. Здесь ребёнок находится в стрессовом состоянии, во-первых, потому, что рядом впервые нет родителей, во-вторых, потому, что он, не имея опыта общения со сверстниками, вынужден часами пребывать в их окружении, в-третьих, потому, что ребёнок находится в новой, непривычной обстановке. Кроме того, причиной стресса у детей от 2 до 5 лет могут стать конфликты с другими детьми или воспитателями детского сада.

        Другими причинами стресса у детей дошкольного возраста могут быть: посещение больницы; просмотр телевизионной программы, содержащей какую-либо негативную информацию; боязнь голода; боязнь одиночества; принуждение соблюдать режим в детском саду.

        Причины стресса у детей младшего школьного возраста

        Причинами стресса у детей в возрасте от 5 до 10 лет обычно бывают напряжённые отношения с одноклассниками или учителями в школе, неудачи в учёбе и конкуренция внутри класса.

        В этом возрасте ребёнок уже осознаёт, что он в чём-то уступает другим: кому-то в талантливости, кому-то в красоте, кому-то в успешности в учёбе, кому-то в популярности в классе. Но он ещё не достаточно взрослый, чтобы понять, что такое положение вещей является нормой, что невозможно сразу во всём быть лучшим. Вследствие этого, большинство детей младшего школьного возраста переживают серьёзные стрессы, причём каждый из них в стрессовом состоянии ведёт себя по-разному: кто-то пытается стать самым умным, с головой погружаясь в книги и забывая друзей, кто-то не хочет тратить силы на изменение себя, избирая тактику унижения других и т.д. Вот почему среди причин стресса у детей младшего школьного возраста на первых позициях находятся издевательства и оскорбления в школе.

        Причиной стресса может быть и внутренний конфликт. Он возникает, когда ребёнок раскаивается в совершении плохого поступка, начинает винить себя, решает, что он сам плохой, злой и безнадёжный.

        Также причиной стресса у детей на данном возрастном этапе может стать просмотр шокирующей телевизионной программы или волнующего ролика в Интернете. Дети младшего школьного возраста очень впечатлительны, а потому, услышав новости о военных действиях, о природных катаклизмах, о террористических актах, они начинают бояться за свою жизнь и жизни близких людей.

        Другими причинами стресса у детей в этом возрасте являются: контрольные работы и переводные экзамены в школе; постоянные упрёки со стороны родителей и учителей за плохую успеваемость; знакомства с новыми людьми; возрастные физиологические изменения и т.д.

        Профилактика стресса у детей

        Общие методы профилактики стресса:

        • родители должны стараться как можно дольше оберегать ребёнка от первого столкновения со стрессовой ситуацией;
        • родителям следует постоянно демонстрировать любовь к ребёнку, поддерживать доверительные отношения с ним;
        • не смотреть по телевизору ужасающие новости или волнующие программы вместе с ребёнком и не давать ему это делать самому;
        • родители должны быть внимательными к собственному чаду, научиться его понимать;
        • если ребёнок всё же увидел шокирующее событие по телевизору или на улице, родителям следует поговорить с ним об этом;
        • необходимо морально подготовить ребёнка к возможным стрессовым ситуациям – нельзя полностью ограждать его от всякого негатива и ответственности. При этом не стоит знакомить его и с тёмной стороной жизни. Выберите «золотую середину»: пусть он знает о возможных негативных событиях, но не в ужасающих подробностях;
        • родителям следует помогать ребёнку в освоении любых новых видов деятельности, нельзя оставлять его один на один с трудностями;
        • убедите своего ребёнка давать выход отрицательным эмоциям: делиться с родителями, вести дневник, рисовать и т.д.
        • Профилактика стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет

          Для того чтобы избежать стресса у малышей, родители должны стараться как можно меньше оставлять их в одиночестве. Мама малыша должна целый день находиться рядом. Близкие малышу люди не должны нервничать сами, так как ребёнок в таком возрасте способен заражаться настроением окружающих. Кроме того, надо внимательно следить за их настроением и поведением. Будьте ласковыми и заботливыми родителями, и тогда Вашему грудному ребёнку стресс грозить не будет.

          Профилактика стресса у детей дошкольного возраста

          Для того чтобы предупредить стресс у детей дошкольного возраста, необходимо каждый день по несколько часов позволять им сидеть в тишине. Следует выключать радио, компьютер и телевизор.

          Также хорошей мерой профилактики стресса является общение. Старайтесь как можно больше разговаривать со своим малышом, чтобы он высказывал всё, что его беспокоит, рассказывал, что его интересует, делился впечатлениями и мыслями. При этом нелишним будет почаще обнимать своего ребёнка, брать на колени.

          Если Вашего ребёнка мучают какие-то страхи или ночные кошмары, поговорите с ним об этом (ни в коем случае не смейтесь над его детскими страхами!), постарайтесь объяснить ему, что он находится в полной безопасности.

          Профилактика стресса у детей младшего школьного возраста

          Главным методом профилактики стресса у детей младшего школьного возраста является демонстрация любви к нему со стороны родителей. Надо показывать свою готовность в любой ситуации помочь ребёнку, поддержать его.

          Помимо этого, родителям следует быть в достаточной степени откровенными и честными с детьми.

          Не стоит им врать, что близкий человек куда-то уехал в том случае, если этого человека больше нет в живых. Надо мягкими путями объяснить ребёнку, что его близкий человек теперь живёт в другом мире, что, к сожалению, они не могут больше видеться. Надо чтобы, дитя осознало, что такое случается и с другими, что ничего поделать нельзя, надо жить дальше, храня в своём сердце и памяти образ дорогого человека.

          Родителям стоит быть искренними с детьми и при разводе. Ни в коем случае нельзя ставить малыша перед выбором, с кем ему жить: с папой или с мамой – решать это должны взрослые.

          Если у Вашего ребёнка сложности в школе, не перекладывайте ответственность за их нейтрализацию на себя. Подтолкните его к самостоятельному решению данных проблем, обсудив с ним возможные причины и пути преодоления сложностей.

          Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими и не оказывайте на него психологического давления. Не заставляйте его учиться только на «5» и во всём быть первым.

          Старайтесь повышать самооценку собственного дитя. Отыщите занятие, в котором Ваше чадо будет действительно успешным. Уверенный в своих силах ребёнок меньше подвержен стрессам.

          Борьба со стрессом у детей

          Общие методы борьбы со стрессом у детей:

          • обязательные ежедневные прогулки;
          • хорошее питание;
          • соблюдение режима дня;
          • общение с родственниками и друзьями;
          • физические нагрузки;
          • обращение к психологу;
          • расслабление с помощью прогулки в парке, просмотра мультфильмов, посещения развлекательных центров или кафе, массажа и т.д.
          • Борьба со стрессом у грудных детей и малышей до 2-х лет

            Эффективным методом борьбы со стрессом у малышей является игра. Так как самой частотной причиной стресса в этом возрасте является расставание с близкими, то наиболее полезной игрой являются прятки. Данная игра позволяет ребёнку поверить в то, что после каждого исчезновения близкий человек обязательно вернётся.

            Если родителям всё же приходится отлучаться ненадолго, необходимо создать условия, чтобы ребёнок не оставался в одиночестве. Если нет возможности пригласить бабушку побыть с ним пару минут, оставьте рядом игрушки.

            Борьба со стрессом у детей дошкольного возраста

            Прежде всего, родителям следует узнать точную причину стресса. Ребёнок в таком возрасте, скорее всего, ещё не способен к разговорам по душам. Поэтому действенным методом выяснения обстоятельств его внутренней жизни является подслушивание бесед с игрушками.

            Сгладить стрессовое состояние или даже полностью нейтрализовать его способны помочь такие методы как крик (ребёнку надо вытеснить из себя все негативные эмоции с помощью громкого крика на улице) или «динамичное» рисование яркими красками.

            Родители должны сохранять спокойствие и самообладание даже тогда, когда ребёнок капризничает на протяжении нескольких недель. Нельзя повышать на него голос, ругать, угрожать. Вы должны продолжать демонстрировать свою безграничную любовь и заботу.

            Борьба со стрессом у детей младшего школьного возраста

            Экстренной мерой борьбы со стрессом у детей младшего школьного возраста является откровенная беседа. При этом родителям не стоит давить на ребёнка, надо, во что бы то ни стало, сделать так, чтобы он сам, по своей воле, всё Вам рассказал.

            В процессе беседы по душам Вы должны постараться убедить дитя в том, что то плохое, что с ним произошло, осталось в прошлом, что оно скоро забудется, и жизнь станет ещё лучше, чем была прежде; что в жизни человека всегда бывают и плохие, и хорошие события, и они регулярно сменяют друг друга. Так что, если с ним сейчас случилось что-то очень плохое, то скоро непременно произойдёт что-то удивительно хорошее.

            Так как Ваш ребёнок впервые столкнулся со стрессовой ситуацией, у него нет представлений о путях выхода из стрессового состояния, он беспомощен перед стрессом. Чтобы помочь ему справиться, Вы должны вспомнить свои детские переживания и поделиться с ним личными способами и мерами борьбы со стрессом. Если даже Ваш опыт окажется непригодным в его ситуации, всё равно ребёнок немного успокоится, узнав, что не только у него бывают проблемы.

            Эффективными методами борьбы со стрессом у детей дошкольного возраста являются также: рисование, игры, занятие спортом.

            Последствия стресса у детей

            К сожалению, стрессовые ситуации неизбежны в жизни ребёнка. Но можно сгладить отрицательное влияние стресса, правильно воспитав ребёнка и помогая ему справиться с жизненными трудностями.

            sites.google.com

            Отчего у ребенка стресс?

            Ваш ребенок пошел в школу. Но через некоторое время вы заметили, что он уже не так активен и бодр, как раньше, его трудно разбудить утром, хотя он и спит 9-10 часов, часто жалуется на усталость и вместо воскресной прогулки предпочитает сидеть дома, стал часто болеть.

            Все эти признаки указывают на то, что, скорее всего, ваш ребенок пребывает в состоянии стресса. А такое состояние ослабляет организм и увеличивает риск развития заболеваний. Медики называют стрессом «набор» сдвигов в организме, направленных на его адаптацию к возникшей ситуации, который развивается постепенно, в несколько стадий.

            Первая стадия

            Прилив сил, повышение умственной и физической активности. На этом этапе стресс благотворен, он помогает мобилизовать силы для разрешения проблемы. Вспомните, как восторженно ребенок рассказывал о первых днях в школе, как сам просыпался, чтобы поскорее бежать туда. Но постепенно нагрузки делают свое дело и ребенку становится труднее.

            Вторая стадия

            «Активные» отрицательные эмоции. В этой стадии возможны раздражительность, гнев и даже агрессия. Эти эмоции позволяют ребенку разрядиться. Наверняка вы припомните случаи, когда малыш наотрез отказывался делать уроки или идти в школу, дерзил вам. Но вы, конечно же, пресекали все его попытки «выпустить» пар.

            Третья стадия

            «Пассивные» отрицательные эмоции. На этой стадии ребенок перестает сопротивляться, «выступать» и покорно радует вас успехами или расстраивает двойками. Хронический стресс разрушителен, ученые назвали его «дистрессом» (от англ. distress — горе, бедствие, расстройство).

            Четвертая стадия

            Проявляется бесконечными болезнями. Статистика свидетельсвтвует: у половины учеников средней школы уже есть вполне определенный диагноз, в старших классах страдающих различными заболеваниями — 95%. Порочный круг замыкается: ведь болезни еще более ослабляют организм.

            Если жизнь ребенка представляется вам сплошным праздником, если вы сомневаетесь, в том, что ваш ребенок испытывает огромные перегрузки, загоняющие его в состояние дистресса, просто поставьте себя на его место.

            Начнем с того, что детский «рабочий» день фактически длится столько же, сколько и у взрослых: уроки в школе +домашнее задание. А теперь представьте, что каждый день ежечасно (на каждом уроке) вы ждете, что вас вызовет начальник и вам придется отчитываться, да так, чтобы не стыдно было. Время от времени это состояние усугубляется ожиданием масштабных проверок ваших профессиональных качеств начальством (экзамены, открытые уроки, городские контрольные и т.д.). Кстати, ученые утверждают, что стресс, который испытывает ребенок на экзаменах, сравним со стрессом, коорому подвергается авиадиспетчер, ответственный за тысячи жизней. После такого рабочего дня вы обязаны бежать на курсы английского или в кружок вышивания крестиком (спортивные секции, кружки и дополнительные занятия). Добавьте к этому придирающихся по мелочам учителей, сложные, зачастую конфликтные отношения с одноклассниками, претензии домашних, которые, казалось бы, должны поддержать и понять и т.д. Тогда и вовсе каждый день превращается в пытку. И сколько бы вы подержались в таких условиях? Взрослого еще может примирить с ситуацией мотивация: нелюбимая работа может хорошо оплачиваться, а ненавистные курсы английского позволят рассчитывать на продвижение по службе. А как объяснить ребенку, зачем ему ходить на фигурное катание до школы, в 6 часов утра или часами играть на аккордеоне.

            Но дети терпят: одни, чтобы не расстраивать родителей, другие из страха получить нагоняй, третьи искренне считают, что взрослым перечить нельзя. Но согласие с предложенным режимом вовсе не значит, что они не испытывают дискомфорт. Организм прилагает огромные усилия, чтобы поддержать «статус кво». Но ресурсы его не безграничны. И у всех они разные. Одним досталась крепкая нервная система и хорошая способность к восстановлению. Другим повезло меньше.

            Что делать, если у ребенка налицо признаки дистресса?

            • Исключить вероятность заболевания. Причиной быстрой утомляемости, рассеянности, частых ОРВИ могут быть гельминтозы, анемия, хронические инфекции и т.д. Чтобы определить причину, надо обратиться к врачу и сдать анализы.
            • Если анализы в порядке, значит «виноват» хронический стресс. Понятно, от школы не откажешься, хотя и тут существует вариант в виде домашнего обучения. А вот снять с ребенка дополнительные нагрузки вы обязаны. Не стоит совсем отказываться от кружков и секций: они вносят в жизнь разнообразие. Просто надо оставить те, что ребенку в удовольствие. И не надо пугаться, если одно увлечение сменяется другим.
            • НЕ ругайте его за не слишком, по вашему, хорошую успеваемость. Рассеянность, невнимательность – с одной стороны, естественная инстинктивная защита от перегрузок, с другой – их следствие. Рано как агрессия и сопротивление.
            • Обязательно включите в режим дня прогулки и занятия физкультурой. Именно физкультурой, а не спортом: катайтесь на лыжах и коньках, устраивайте велосипедные прогулки, летом плавайте.
            • Обратите серьезное внимание на питание ребенка. Старайтесь кормить его повкуснее, готовьте ему любимые блюда. Они должны содержать все необходимые ребенку компоненты и в достаточных количествах.
            • Советуем включать в ежедневный рацион ребенка:

            • Дары моря: морская рыба (пикша, камбала, морской окунь, треска), крабы, креветки, кальмары, морская капуста.
            • Чем полезны: содержат йод, необходимый при снижении работоспособности, успеваемости, склонности к частым заболеваниям, в том числе и хроническим; фосфор и кальций, незаменимые для костей и зубов, особенно в период роста, для предупреждения мышечной слабости.

            • Свекла, красная и белая фасоль, семечки подсолнуха и тыквенные, шпинат, горох
            • Чем полезны: содержат магний, незаменимый для поддержания энергообмена, укрепления нервной системы, защиты от негативных воздействий стресса.

            • Печень утиная, куриная, телячья, говяжья, изделия из муки грубого помола, курага, чернослив, сок из моркови и граната.
            • Чем полезны: содержат железо, необходимое для кроветворения, укрепления иммунной и центральной нервной систем и повышения энергетического тонуса организма.

              • Витамины и минералы. Например, витаминно-минеральный комплекс для детей от 7 лет » Витрум® Юниор».
              • Чем полезен: Обеспечивает суточную потребность растущего организма детей в необходимых витаминах, макро- и микроэлементах, в частности железа, меди, марганца и йода. Стимулирует умственное развитие ребенка и помогает справляться со школьными нагрузками. Увеличенная дозировка витамина С, а так же наличие компонентов-антиоксидантов оберегают от сезонных простудных и инфекционных заболеваний. в 2005 году в институте детской эндокринологии ГУ ЭНЦ РАМН витамины Витрум для детей прошли клиническое исследование у детей, больных сахарным диабетом 1 типа. По итогам исследования врачи педиатры пришли к заключению, что детские комплексы Витрум безопасны и гипоаллергенны даже у детей с большой длительностью заболевания.

                www.7ya.ru

                Стресс у детей и подростков: причины и последствия, лечение и профилактика

                Авторы
                Вершинина Светлана Викторовна,

                к-т мед. наук, старший научный
                сотрудник НИО неврологии НИЦ ГБОУ ВПО
                Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

                Котова Ольга Владимировна,
                к-т мед. наук, старший научный
                сотрудник НИО неврологии НИЦ ГБОУ ВПО
                Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

                Рябоконь Ирина Владимировна,
                к-т мед. наук, старший научный
                сотрудник НИО неврологии НИЦ ГБОУ ВПО
                Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

                Стресс. Определение
                Каким бы ни был стресс, «хорошим» (эустресс) или «плохим» (дистресс), эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты адаптационного синдрома, который протекает в три стадии: начинается в виде первичной тревоги, сменяется периодом сопротивления и заканчивается истощением [1,2].

                Hans Selye в своей книге «The stress of life» (1956) писал, что «. стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. » [1].

                В настоящее время стрессорный ответ рассматривается как аллостерический* процесе, модулирующий активность гипоталамо-гипофизарнонадпочечниковой оси (ГГНО) и вегетативной нервной системы для защиты и адаптации организма к стрессу с помощью разнообразных приспособительных реакций как на системном, так и на клеточном уровне (рис. 1) [8].

                Рис. 1. Проявления стресса

                * В основе аллостерического процесса лежит регуляция по принципу обратной связи [7]

                Симптомы стресса у детей
                Можно выделить ряд признаков стресса у детей:

              • перепады настроения;
              • нарушения сна;
              • ночное недержание мочи;
              • физический дискомфорт, в том числе боли в животе и головные боли;
              • проблемы с концентрацией внимания, что резко снижает успеваемость;
              • ребенок становится замкнутым или много времени проводит в одиночестве, избегает контактов как со сверстниками, так и со своими близкими, в том числе родителями.

                Дети младшего возраста могут приобретать новые привычки, например, грызть ногти или некоторые предметы, сосать пальцы, накручивать волосы на палец или нос, ковырять в носу, кусать губы.

                Старшие дети могут начать лгать, запугивать или бросать вызов окружающим, в том числе и представителям власти. Обращение к ним с обычными вопросами и просьбами вызывает неадекватную, часто агрессивную реакцию.

                У ребенка со стрессом могут быть кошмары и страхи (например, боязнь оставаться одному в помещении), суетливость, а также неадекватная реакция на незначительные проблемы [32, 33].

                Причины и источники стресса у детей
                Стресс возникает под влиянием воздействий, которые имеют место в жизни как взрослого, так и ребенка.
                К потенциальным источникам стресса у детей относятся школьные и социальные проблемы, в том числе:

              • расставание с близкими друзьями;
              • переезд семьи;
              • давление со стороны сверстников;
              • резкие перемены в распорядке дня;
              • начало и конец учебного года;
              • подготовка и сдача экзаменов, собеседования;
              • чрезмерное увлечение компьютерными играми, особенно агрессивными.

                У дошкольников даже расставание с родителями (посещение яслей или сада) может стать стрессом и вызвать беспокойство.

                Стресс у родителей, и в первую очередь у матери, оказывает ключевое влияние на жизнь ребенка в семье, его детские представления о семейной жизни, сплоченности семьи и модели его будущей семьи во взрослой жизни [40].

                Стресс могут вызвать мировые новости. Дети, которые видят тревожные образы по телевизору или слышат разговоры о стихийных бедствиях, войнах и терроризме, могут беспокоиться о своей собственной безопасности и безопасности людей, которых они любят.

                Экологические стрессы. Дети особенно уязвимы к последствиям изменения климата, которые негативно влияют на их здоровье за счет увеличения загрязнения воздуха, резких изменений погодных условий, колебаний температуры и атмосферного давления, снижения качества воды, нехватки экологически чистого продовольствия и мощного воздействия токсинов. В результате экологических стрессов дети подвержены риску инфекционных и аллергических заболеваний, болезней органов дыхания, а также стресс-связанных расстройств [41].

              • Развивается психическое напряжение, повышается уровень бодрствования и сверхконтроль:
                • чрезмерные опасения и беспокойство по мелочам, суетливость,
                • ощущение взвинченности и пребывание на грани срыва;
                • тревожные ожидания, страхи, эмоциональная лабильность;
                • инсомния (затруднения при засыпании и прерывистый сон);
                • нарушения концентрации внимания и ухудшение памяти.
                • Изменяется работа головного мозга, эндокринной и вегетативной нервной систем:
                  • в напряженном режиме начинают работать надпочечники, выбрасывая кортизол и адреналин;
                  • появляются полисистемные симптомы вегетативной дисфункции в сочетании с повышенной утомляемостью;
                  • нарастает мышечное напряжение, особенно в аксиальной мускулатуре, что сопровождается болью.
                  • При стрессах в 4 раза повышается риск сердечно-сосудистых заболеваний [5]. Стрессовые события могут ухудшить самоконтроль, особенно у подростков.
                    При этом связанное со стрессом импульсивное поведение может быть истолковано неправильно (к примеру, как дефицит внимания и гиперактивность) [34].
                    У 10-25% детей при длительном или многократно повторяющемся стрессе развиваются или обостряются хронические заболевания внутренних органов [35-36].
                    Стресс в детском возрасте, особенно хронический, провоцирует начало многих тяжелых заболеваний уже во взрослой жизни [34, 37].

                    Стресс. Последствия
                    Стресс сам по себе очень важен для выживания.
                    Однако хронический стресс напрямую связан с началом и прогрессированием многих патофизиологических состояний [3].
                    В условиях длительного влияния стрессорных факторов нарушается эндо¬кринный, гормональный и вегетативный баланс, что приводит к дезадаптации (срыву адаптации) [2].
                    Дезадаптация определяет развитие негативных психологических и соматиче¬ских последствий стресса [4].

                    Стресс: взаимодействие патофизиологических механизмов
                    В последние годы активно обсуждается роль глутаматергической системы головного мозга в патогенезе стресса, когнитивных и эмоциональных нарушений при стресс-связанных расстройствах.
                    NMDA-рецепторы (рецепторы глутамата, селективно связывающие N-метил-D-аспартат), возбуждаются при любом стрессе (эмоциональном, физическом, химическом, в том числе в результате гипоксии и ишемии клетки).

                    Дисфункция NMDA-рецепторов при стрессе:

                      приводит к повреждениям клеток глии и нейронов префронтальной коры, миндалины, гиппокампа и их связей с нижележащими структурами (таламусом, гипоталамусом, гипофизом, ретикулярной формацией) (рис. 2) [9];

                    Рис. 2. Структуры головного мозга, участвующие в стрессорном ответе

                  • универсален и отражает дезадаптацию. Встречается при различных патологических состояниях, например, при окислительном стрессе, дефиците магния, гипергомоцистеинмеии, а также позволяет объяснить коморбидность неврологических заболеваний и аффективных расстройств (например, депрессии) [11, 12].
                  • Стрессы часто приводят к нарушениям сна. Даже после краткосрочного стресса, на фоне которого имел место плохой сон в течение нескольких ночей, ребенок может сосредотачивать свое внимание на неспособности спать, тем самым «закрепляя» проблему.

                    У подростков может нарушаться суточный ритм в виде отхода ко сну после полуночи, но в случае пробуждения поздним утром или днем длительность сна не меняется. Однако социальные факторы (например, учеба в первую смену) диктуют необходимость более раннего пробуждения. Это негативно влияет на дневную активность, снижает работоспособность и успеваемость, повышает риск травм и несчастных случав, в том числе и на дорогах.

                    Сон может быть нарушен в результате синдрома обструктивного апноэ сна или синдрома беспокойных ног, что требует обязательного обращения к врачу. Нарушения сна могут также быть вызваны приемом лекарственных препаратов или наркотических средств, принимаемых подростками [18].

                    Необходимо соблюдать правила гигиены сна, которые позволяют улучшить наступление сна.

                    Профилактика стресса у детей
                    Правильный отдых и соблюдение режима сна помогут повысить адаптационные возможности

                    Не только ребенку, но и любому человеку нужно спать столько часов, сколько требуется организму. При этом ночной сон должен быть непрерывным.
                    Чем младше ребенок, тем продолжительнее его ночной сон и также существует потребность в дневном сне.

                    Гигиена сна

                  • Ложиться спать и вставать в одно и то же время.
                  • Избегать отхода ко сну в рассерженном состоянии или слишком рано.
                  • Использование водных процедур перед сном — прохладный душ (небольшое охлаждение тела является одним из элементов физиологии засыпания). В некоторых случаях можно применять теплый душ (комфортной температуры) до ощущения легкого мышечного расслабления. Использование контрастных водных процедур, излишне горячих или холодных ванн не рекомендуется.
                  • Использование кровати только для сна, а не для чтения, игр.
                  • Умеренный прием пищи вечером, исключающий переедание.
                  • Ограничение игры в компьютерные игры вечером /на ночь, так как они обладают возбуждающим действием.
                  • Уменьшение стрессовых ситуаций, умственной нагрузки, особенно в вечернее время.
                  • Регулярные занятия физическими упражнениями в утреннее или дневное время или физическая нагрузка вечером, но не позднее, чем за 3 часа до сна.

                    Регулярная физическая активность поможет повысить стрессоустойчивость
                    Регулярная физическая активность позволяет снять напряжение и повысить выносливость организма к воздействию различных стрессов.

                    Рекомендуется физическая активность в виде интервальных тренировок (циклические смены умеренной и интенсивной нагрузки в течение 30-40 мин.) с частотой 3-7 дней в неделю [18].

                    Это могут быть ходьба, бег, велосипедные или лыжные прогулки по пересеченной местности, групповые игры, борьба, теннис, тренировки в плавательном бассейне, ритмичные танцы, аквааэробика и другие виды фитнеса.

                    Ритмичные виды физических нагрузок рекомендуется чередовать с занятиями релаксационной направленности: йога, пилатес, стрейчинг и др. статические виды активности с частотой 1-2 раза в неделю, что также позволит укрепить опорно-связочный аппарат, в том числе у детей с синдромом дисплазии соединительной ткани.

                    Любая физическая нагрузка в тренировочном режиме должна быть регулярной и строиться по принципу:

                  • 10-15 мин. разминка в легком и умеренном темпе,
                  • 20-30 мин. активных нагрузок,
                  • 10-15 мин. «заминка» в легком темпе.

                    Если ребенок голоден или от последнего приема пищи прошло более 1,5 часов, к физическим нагрузкам такой ребенок не допускается во избежание обмороков и других последствий метаболического стресса.

                    Здоровое питание- защита от стресса
                    Часто взрослые забывают, что ухудшение качества и состава современной пищи, которую ребенок потребляет изо дня в день, негативно влияет на организм. Эти влияния постоянны и гораздо мощнее снижают стрессоустойчивость по сравнению с другими факторами.

                    Питательные вещества, витамины и микроэлементы должны поступать в организм с пищей. Их соотношение должно быть сбалансировано. Но при современном образе жизни часто этого не происходит. И постепенно начинают страдать нормальная работа мозга, регуляция настроения и адаптация к стрессам.

                    В современном «образе питания» наиболее уязвимым оказалось обеспечение должным количеством минералов и микроэлементов. Лидером стал дефицит магния [22, 24, 27, 28].

                    Самые ранние признаки недостаточного потребления магния с пищей:

                  • беспокойство;
                  • повышенная возбудимость;
                  • раздражительность;
                  • усталость и даже депрессия.

                    Питание и его связь с физкультурой
                    До занятий за 1-1,5 часа и не позднее, чем через 1 час после занятий, у ребенка должен быть полноценный прием пищи, сбалансированной по количеству потребляемых углеводов, жиров и белков, в том числе и в виде специально разработанных спортивных белково-углеводных питательных смесей.

                    Дефицит магния — причина и следствие стресса
                    Магний — незаменимый (эссенциальный) микроэлемент.
                    Магний определяет выработку и использование энергии каждой клеткой в нашем теле, а также спокойствие и устойчивость к избыточному возбуждению.

                    Без достаточного количества магния стрессы усиливаются даже независимо от других стрессовых раздражителей.

                    При дефиците магния нервная система перевозбуждается, клетки производят энергию, которая тратится все более неэффективно, резко усиливаются воспалительные процессы, нарушаются обменные процессы, клетки всего организма становятся склонны к повреждениям, разрушениям и смерти.

                    У детей при снижении содержания магния значительно выше индекс массы тела и процент содержания жира, а также появляется склонность к повышению артериального давления, растет содержание «плохих» жиров, и формируется резистентность к инсулину, что в итоге ведет к ожирению, сахарному диабету, гипертонии и метаболическому синдрому [28].

                    Стресс: участие Mg2+ в патогенезе на клеточном уровне
                    Ионы Mg2+ являются универсальными природными стабилизаторами всех подтипов NMDA-рецепторов [13].

                    В покое канал NMDA-рецептора закрыт ионом Mg2+ (рис. 3).

                    Рис. 3. Схема NMDA-рецептора.

                    При поступлении в синаптическую щель глутамата постсинаптическая мембрана деполяризуется, и Mg2+ вместе с К+ удаляются из клетки во внеклеточное пространство.

                    Повышается проницаемость клеточной мембраны для ионов Na+ Ca2+.

                    Их приток в клетку приводит к:

                  • резкому снижению митохондриального пула Mg2+,
                  • нарушениям дыхательной цепи,
                  • увеличению выработки свободных радикалов,
                  • разрушению клеточных мембран и внутриклеточных белковых структур и последующей гибели клетки [13,14, 15, 16, 17, 18].

                    Стресс: участие Mg2+ в патогенезе не системном уровне
                    Дефицит Mg2+ приводит к:

                  • гипервозбудимости ГГНО,
                  • увеличению транскрипции кортикотропин-рилизинг фактора в паравентрикулярном ядре гипоталамуса,
                  • повышению уровня АКТГ плазмы

                    Это индуцирует развитие дезадаптации и патологической тревоги при стрессе, что клинически проявляется спектром психосоматических симптомов [13, 18].

                    Другие важные функции ионов Mg2+
                    Mg2+ наряду с Ca2+, Na+, К+ относится к эссенциальным микроэлементам, определяющим жизнедеятельность организма в целом:

                  • Ионы Mg2+ также контролируют работу вольтаж-зависимого ионного канала для Ca2+, Na+, К+ [7].
                  • Процессы синтеза энергии в митохондриях, формирования и выделения всех известных нейротрансмиттеров и нейропептидов, в том числе и ме¬диаторов воспаления (субстанция Р и оксид азота — NO), контролируются соотношением Ca2+/Mg2+ [21, 22].
                  • Присутствие достаточного количества Mg2+ в организме является кри¬тическим фактором для нормального клеточного гомеостаза и определяет связь дефицита магния, возраста, старения и риска развития соматиче¬ских заболеваний [23].
                    • Клеточный дефицит Mg2+ приводит к активации неспецифического кальцийзависимого воспалительного каскада. Это универсальный за¬пускающий патогенетический механизм при болевых синдромах, сахар¬ном диабете 2 типа, метаболическом синдроме, остеопорозе и др. [23].
                    • Особое значение приобретает дефицит магния с позиции нарушений синтеза РНК и ДНК, концевые участки которых (теломеры) необхо¬димы как для поддержания целостности генома, так и для сдержива¬ния клеточного старения [31].
                  • При стрессе повышение активности ГГНО и катехоламинов приводит к избыточной потере клетками внутриклеточного Mg2+. На фоне дефици¬та магния и высокой катехоламиновой активности запускается процесс дестабилизации ДНК, нарушается ее репликация и транскрипция, что приводит к укорочению теломер, нарушению синтеза белка и функции митохондрий и, как следствие, к старению и смерти клетки [27].
                  • Причины дефицита магния
                    Причины для развития дефицита магния у современных детей многообразны.

                    Первая причина: неправильное питание
                    Дефицит магния в пище приводит к дефициту магния в организме. Снижение содержания магния нарушает стрессоустойчивость и является одним из основных факторов развития многих заболеваний.

                    Многолетнее неправильное питание с использованием большого количества поваренной соли, в т.ч. и скрытой (колбаса, сосиски и другие полуфабрикаты), рафинированных продуктов, в которых резко снижено содержание магния, ортофосфорная кислота (сильногазированные безалкогольные сладкие напитки), а также психостимуляторы и другие психоактивные вещества (энергетические напитки), активно принимаемые тинейджерами, подростками и людьми в возрасте до 30 лет, формируют дефицит магния как у взрослых, так и у детей [24]. Глутамат и аспартат — основные пищевые добавки, входящие в состав большин¬ства полуфабрикатов и «фаст-фудов» — нарушают усвоение магния из пищи и усиливают его потери, что может усугубить эмоциональные расстройства [25].

                    Вторая причина: сезонные колебания
                    В период с ноября по март содержание магния в организме снижается [26].

                    Третья причина: стресс
                    При стрессе дефицит магния усиливается [24, 29].

                    Магний – антистрессовый элемент
                    Участие магния во множестве физиологических процессов организма человека позволяет рассматривать его дефицит как пищевой маркер стресса, тревоги, депрессии.

                    Детям требуется больше магния, чем взрослым, поскольку идет постоянный рост — необходимо около 6 мг на килограмм массы тела:

                  • детям до 3 лет — 50-150 мг;
                  • 4-6 лет — 200 мг;
                  • 7-10 лет — 250 мг;
                  • 11-17 лет — 300 мг.

                    Важно, чтобы в рационе было больше зеленых овощей и фруктов, круп, зла¬ков, а также продуктов, содержащих в первую очередь витамин B6, который способствует усвоению магния из пищи (его много в бананах, печеном с кожу¬рой картофеле, буром рисе, гречневой крупе); следует также исключить пова¬ренную соль или заменить ее на малое количество морской соли [24].

                    Ребенку необходимо обеспечить поступление должного количества магния с пищей и водой в период стрессорных воздействий, а также в период с поздней осени до весны.

                    Магне B6 Поможет восполнить дефицит магния и поддержать нервную систему ребенка
                    Для предотвращения негативного влияния стресса и повышения стрессоустойчивости рекомендуется восполнение дефицита магния путем применения биоорганических солей магния — пидолата и цитрата, в сочетании с витамином B6 (пиридоксином).

                    В таком сочетании магний будет лучше усваиваться из желудочно-кишечного тракта и проникать в клетки организма ребенка [18].
                    Пидолат магния + пиридоксин (питьевой раствор Магне B6, разрешен к применению с 1 года)*.

                    Цитрат магния + пиридоксин (Магне B6 форте, разрешен с 6 лет)*.

                    * доза препарата в зависимости от возраста ребенка представлена в табл. «Соответствие рекомендуемой суточной потребности в магнии дозировкам препарата Магне В, и Магне В, форте в зависимости от группы населения».

                    Рекомендуется прием: с конца ноября по начало апреля, когда отмечается наибольший дефицит магния.
                    Устраняя дефицит магния, прием Магне B6 способствует тем самым улучшению настроения, внимания, памяти, успеваемости, а также самочувствия детей и уменьшению проявлений вегетативной дисфункции [11,15].
                    Прием цитрата магния (Магне B6 форте) — основа устранения дефицита магния. Это, в свою очередь, способствует лучшему контролю головных болей у детей, в т.ч. мигренозных болей, провокатором которых часто служит стресс. Прием Магне B6 форте рекомендуется в комплексной терапии при контроле показателей магниевого дефицита (содержание магния в эритроцитах) [19-20].

                    Магне B6: Лечение стресса и дефицита магния
                    При лечении детей, пребывающих в состоянии стресса, для восполнения дефицита магния рекомендован курсовой прием Магне B6 питьевой раствор или Магне B6 форте 2-3 раза в день в течение не менее месяца. Соответствие рекомендуемой суточной потребности в магнии дозировкам препарата Магне B6 и Магне B6 форте в зависимости от группы населения (адаптировано из Тутельян В.А., 2002) [30].

                    Заключени
                    Стресс — это общая (неспецифическая) реакция организма на физическое или психологическое воздействие, нарушающее его гомеостаз (постоянство внутренней среды), а также измененное (преимущественно возбужденное) состояние нервной системы и организма в целом. Стрессы и психическое напряжение часто встречаются у детей и подростков.

                    В последние десятилетия обсуждается роль дефицита магния как запускающего фактора дестабилизации глутаматергической системы, гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси, а также гипоксии и энергодефицита клеток и тканей, что лежит в основе нарушения адаптации к стрессам и последующего развития психосоматических заболеваний. Клинические проявления дезадаптации ассоциированы с дефицитом магния и усугубляются по мере старения организма.

                    В новом тысячелетии уделяется большое внимание мероприятиям и методам, направленным на повышение стрессоустойчивости организма ребенка.

                    Какими бы ни были стрессы, «хорошими» или «плохими», они всегда влияют на эмоциональное и физическое состояние ребенка, а также определяют риск развития хронических заболеваний уже во взрослой жизни.
                    В данной брошюре представлена современная лечебно-профилактическая тактика, разработанная как для помощи в лечении юных пациентов с клиническими проявлениями стресса, так и для профилактики стресса.

                    Цель разработанных лечебно-профилактических воздействий заключается в повышении приспособительных (адаптационных) возможностей в детском и подростковом возрасте, возвращении организму нарушенного равновесия со средой и повышении стрессоустойчивости ребенка.

                    medi.ru