Детский аутизм занятия

Детский аутизм — как организовать занятия с ребенком-аутистом

Аутизм стал диагнозом вашего ребенка. Конечно, к такому повороту психологически мало кто готов. Поэтому многие родители, услышав о заболевании ребенка, приходят в отчаяние. Не будем вас утешать привычными словами, что все будет хорошо. Что-то будет действительно хорошо, а к чему-то надо будет приложить усилия и немалые. Ведь с диагнозом детский аутизм ваш ребенок будет жить уже до конца своих дней. Но вот как? Это зависит полностью от вас.

Собираемся с мыслями, и начнем с того, что перестанем кого-либо, в т.ч. и себя, винить во всем. Никто в этом однозначно не виноват. Причины аутизма у детей до сих пор никто не знает. Есть много мнений, но они еще мало обоснованы. Но масштабы распространения аутизма у детей во всем мире заставляет уже сейчас задуматься многих. По последним данным, в США к 2025 году каждый второй малыш будет иметь симптомы аутизма, если сегодня серьезно не подойти к объяснению его причин.

ДЕТСКИЙ АУТИЗМ — НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ

Итак, после того, как вашему ребенку был поставлен диагноз «детский аутизм», нужно собраться с духом и продолжить воспитывать, развивать и ухаживать за малышом, но уже по-иному. Для этого предлагаем проконсультироваться у таких специалистов, как учитель-дефектолог или специальный психолог, которые уже имеют опыт работы с детьми-аутистами и могут представить развернутую характеристику психологического состояния вашего ребенка, а также предложить формы и направления коррекционных занятий именно с ним.

Какой бы вид детского аутизма не был поставлен вашему ребенку, необходимо создать наиболее комфортные условия для его развития. Главное, чтобы вы действовали комплексно, а не хаотично. Понимаем, что вы готовы на все ради здоровья собственного ребенка. Но постоянные замены одних методик на другие никогда не приведут к положительным результатам у малыша, имеющего синдром раннего детского аутизма.

Комплексный подход должен охватить как медикаментозную поддержку здоровья ребенка, так и интенсивные психолого-педагогические мероприятия, которые будут соответствовать состоянию его развития. Вы должны быть готовы уделять максимальное количество времени для занятий с ним (не меньше 5 часов в день). И увидите, что результаты вас порадуют, и ваш малыш вскоре сможет вас понимать, потом пойдет в школу и даже станет самостоятельным. Ведь аутизм у детей лечению и коррекции подлежит.

Кстати, среди знаменитых людей тоже есть аутисты. Поинтересуйтесь их именами и биографиями, и это придаст вам сил.

КАК ДОЛЖЕН РАЗВИВАТЬСЯ РЕБЕНОК С СИНДРОМОМ АУТИЗМА ДО 3 ЛЕТ

Так как детский аутизм влияет на многие стороны развития ребенка, то мы особое внимание в этом возрасте должны уделить таким сферам:

  • психомоторной;
  • эмоциональной;
  • познавательной.
  • Прежде всего, для больных на детский аутизм характерны нарушения тонической регуляции. Поэтому вы должны проконсультироваться у специалиста и научиться:

  • активизировать любые проявления ребенка;
  • выполнять с малышом упражнения на распределение мышечного напряжения;
  • владеть разными методами снятия у него напряжения.
  • Такая работа с телом – важное направление, необходимое для эффективного коррекционного влияния на всестороннее формирование психики ребенка, потому что тоническая регуляция – это основа полноценного психического развития. Очень важно развивать функции как общей, так мелкой моторики, ощущения статистического и динамического равновесия, зрительно-моторную координацию. Особенно если признаки аутизма у ребенка 2 лет были выявлены рано.

    Внимание! Во время занятий нельзя останавливаться на одном каком-то выученном движении. Зная предрасположенность малышей, имеющих детский аутизм, к стереотипиям, на каждом занятии расширяйте спектр движений и обязательно придавайте им значение.

    Несмотря на то, что ребенок с детским аутизмом очень часто ни движениями, ни эмоциями, ни звуками, ни взглядом не отзывается на активность взрослых, которая направлена в его сторону, все-таки его жизнь нужно насыщать разнообразием и эмоциями. Родители должны постоянно разговаривать с ним, причем намного больше, чем это было бы нужно ребенку с типичным развитием. При аутизме у детей любое проявление необходимо подхватывать и называть. Особенно если симптомы аутизма у детей до года все же были выявлены.

    Очень хорошо во время различных процедур (купание, занятия, убаюкивание) включать специально подобранную музыку. Неплохо, чтобы мама тоже напевала и имя ребенка, и различные просьбы к нему, и рассказы и т. д. Ведь аутисты лучше реагируют на музыку, нежели на обычную речь.

    Разговаривать с такими детьми необходимо спокойным и тихим голосом. А если хотим ребенка стимулировать к определенным проявлениям, наша интонация должна быть эмоциональной, добродушной, без прижима и напора.

    Понятно, что ребенок, страдающий детским аутизмом, не может использовать речь с коммуникативной целью, поэтому родители должны делать это за него, то есть: высказывать его просьбы, строить диалоги, отвечать за него, называть словами все, что он делает. Даже если вам будет казаться, что ребенок никак не реагирует на ваши слова, не отчаивайтесь, продолжайте разговаривать, оформляйте словами все действия и возможные переживания. Например, ребенок подходит к маме и тянет её за руку к столу, где находится чашка с водой. Мама обязательно должна прокомментировать все действия малыша: «Мама, дай руку. Пошли к столу. Я хочу пить. Дай мне кружку с водой». Уже доведено, что аутичные дети всё прекрасно воспринимают и хорошо усваивают услышанное, хотя обратная реакция следует с опозданием. Со временем ребенок научится понимать, что слова непосредственно связаны с действиями и предметами. И тогда он сам начнет оформлять ими свои мысли, чувства и действия.Для того чтобы ребенок научился говорить, необходимо подхватывать все его звуковые проявления. Прислушайтесь к тому, что проговаривает малыш, повторите это и постарайтесь дать этому смысл, назвав похожее слово. Особенно это важно, когда признаки аутизма у ребенка до года уже были выявлены.

    Важным направлением в коррекционных занятиях во время работы с такими детьми, должно стать развитие у них внимания, а именно его концентрация. Перед тем как начнем учить малыша этому, подчеркнем то, что аутисты в основном используют периферийное зрение. Поэтому у них взгляд получается рассеянный. И тогда возникает ощущение, что такие люди смотрят сквозь вас. Но для того чтобы научить кого-то повторять за кем-то слова и движения, нужно сначала заставить его следить за губами, выражением лица, а также научить рассматривать предметы. А это невозможно сделать без концентрации взгляда, т.е. заострения внимания.

    Значит, при аутизме детей надо заставлять быть внимательными. Для этого советуем: поднесите ладоши к вискам малыша и сделайте из них что-то вроде шор. Ребенок не сможет теперь смотреть в сторону, и ему придется свой взгляд направить на вас. Вы должны переловить его и что-то проговорить. Это очень важно для дальнейшего развития малыша. Он начнет учиться концентрировать свое внимание на предметах, людях.

    Немаловажную роль в развитии детей-аутистов играет сенсорная система. Но она у них, как правило, работает частично, так как многие её функции не включены. Поэтому при аутизме у детей можно наблюдать:

  • фрагментарное восприятие внешней информации, так как они не могут воссоздать целостную картину всего, что происходит вокруг их;
  • значительные трудности во время одновременного восприятия информации (если слышит, то не видит, или же наоборот);
  • снижение или увеличение порога чувствительности к внешним раздражителям (невозможность слышать звуки или смотреть на свет либо их полное неприятие).
  • Как видим, аутизм у детей вызывает нарушения, связанные с восприятием внешних стимулов, которые отвечают за организацию нервной системы. В результате таких нарушений мозг не способен воспринять информацию, которая поступает через органы чувств, и обобщить её в образы восприятия, а потом – понятия.

    Теория сенсорной интеграции, в свою очередь, подчеркивает важность правильного формирования и интеграции основных органов чувств: осязания, обоняния, вкуса, зрения, слуха, а также вестибулярного аппарата. От успешного исхода этого процесса зависит становление всей схемы тела, координация движений, внимание, а также эмоциональное равновесие. Именно совокупность всех этих процессов в дальнейшем станет основой таких сложных процессов, как речь, способность к чтению, счету или письму.

    Специалисты советуют использовать терапию методом сенсорной интеграции, которая со стороны смотрится как обычная игра. Это научно обоснованная система занятий, благодаря которым нервная система приобретает способность интегрировать сенсорные ощущения и использовать их на практике. Главное задание таких занятий – научить мозг правильно реагировать на внешние раздражители. Для этого можно использовать качели, платформы для тренировок равновесия, большие мячи, скейтборды. Такие занятия важны, если выявлены признаки аутизма у ребенка до 3 лет.

    Очень полезными также могут стать такие игры:

    1. Взрослые пишут букву на ладошке, спинке, животике ребенка, а малыш пытается их отгадать.
    2. Катание на больших мячах.
    3. Сжимание резиновых груш.
    4. Движения глазами за предметами, которые перемещаются, за лучом фонарика.
    5. Обучение счету во время двигательных упражнений.
    6. Рисование всеми пальчиками или разными предметами.
    7. Обрисовка собственных частей тела.
    8. Копирование фигур.
    9. Игры с мячом.
    10. Упражнения с мишенями.

    Обращаем внимание на то, что взрослые во время таких занятий должны показать ребенку, страдающему детским аутизмом, что мир многогранный и прекрасный. Его можно и нужно познавать каждый день. Тогда у него появится потребность узнавать что-то новое, а значит, будут развиваться правильно все органы чувств. Особенно если это аутизм, симптомы которого проявились у детей до 3 лет. Дарите ребенку больше радости! Он все это поймет и научится воспринимать окружающий мир целостной картинкой. Это очень важно для его дальнейшей повседневной жизнедеятельности в семье, школе, ну а со временем – и во взрослой САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ жизни.

    Аутизм у детей не редкое заболевание сегодня. Существует много методик лечения. Но широко признан во всем мире метод коррекционного влияния на детей с аутизмом «Son-Rise», который был разработан супругами Кауфманами, пытавшимися найти наиболее эффективные пути взаимодействия со своим годовалым сыном. Весь смысл обучения заключается в том, чтобы постепенно насытить жизнь ребенка с детским аутизмом внешними стимулами. Кауфманы утверждают, что последовательные занятия обязательно дадут позитивный результат. Принципы программы таковы:

  • Присоединение взрослого к стереотипному поведению ребенка дает ключ к тому, чтобы его понять. Это облегчает установку визуального контакта, развивает взаимодействие и дает возможность приобщиться к игре ребенка.
  • Создание безопасного простора для работы и игры, в котором никто и ничто не отвлекает внимание ребенка, и поддерживается атмосфера наиболее комфортная для обучения и развития.
  • Обучение детей с аутизмом с помощью игры способствует эффективному и осмысленному взаимодействию и общению.
  • Обучение и приобретение новых навыков возможны лишь при опоре на мотивацию ребенка.
  • Только энтузиазм и заинтересованность взрослых могут вызвать у ребенка стойкий интерес к обучению, общению и взаимодействию.
  • Усилить мотивацию ребенка к обучению поможет только безоценочное отношение взрослых к его действиям.
  • Продуманная и последовательная работа, начатая с ребенком в раннем возрасте, обязательно даст позитивный результат, так как аутизм у детей поддается коррекции.

    РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА С ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ

    Малыш подрастает, и он должен перейти к следующему этапу развития. Но аутизм у детей многолик. Если ребенку присущи тяжелые расстройства аутичного типа в виде беспрерывных стереотипных проявлений, пронзительного визга или крика, аутоагресии или агрессии по отношению к окружающим, то занятия следует проводить индивидуально. Но как только вы увидите, что ребенок может находиться с другими детками, так как у него легкая форма аутизма, обязательно найдите возможность, чтобы он продолжал обучение уже в микрогруппе. Это чрезвычайно важно для него. При этом занятия в таких группах должны проводить специалисты, которым знакомы проблемы детского аутизма, так как обучение необходимо наполнить всеми возможными и нужными для малыша видами деятельности: музыкой, рисованием, развитием речи, играми, физическими упражнениями и интеллектуальными заданиями. Важными коррекционными составляющими при аутизме у детей остаются коммуникации и взаимодействие. Иногда ребенка тяжело вовлечь к групповым занятиям. Ничего страшного, пускай пока наблюдает за всем со стороны. Но искусство педагога будет состоять в том, чтобы приобщить его к совместной деятельности.

    Довольно хорошо на состояние ребенка с детским аутизмом влияют упражнения на коне. Занятия ипотерапией стимулируют развитие психомоторной сферы. А это, в первую очередь, владение тонической саморегуляцией, координацией движений, чувством равновесия. Конь, как правило, вызывает позитивные эмоции у больных детским аутизмом. Во время езды на нем ребенок должен подстроить свое тело к движениям животного, чтобы на нем удержаться. Так появляется новый навык, который мы рассматриваем, как взаимодействие с окружающим миром, что важно при аутизме у детей. Кроме того, температура тела коня выше температуры тела человека. А так как упражнения на животном выполняются без седла, то тепло, которое ребенок, страдающий детским аутизмом, чувствует от коня, снимает у него напряжение. Такие занятия создают условия для того, чтобы ослабить аутичную защиту. В результате этого есть возможность продуктивно влиять на развитие ребенка. Такие моменты хорошо использовать для того, чтобы провести словесный диалог, коммуникацию с помощью жестов. Ведь когда у ребенка уменьшается психоэмоциональное напряжение, он может воспринимать информацию извне. Это даёт возможность всесторонне развивать ребенка, имеющего детский аутизм.

    Довольно кропотливой должна быть работа логопеда. Главной его задачей становиться не обучение чистоте звукопроизношения и правильности построения слов в предложении, а объяснение ребенку, имеющего детский аутизм, зачем нужна речь и в чем необходимость коммуникации.

    Аутизм у детей разный по причинам и признакам, поэтому корреционные направления обучения выбирают родители, исходя из того, какие они видят потребности и возможности своего ребенка.

    Кроме спланированного плана занятий и его последовательного осуществления, родители должны продолжать воплощать особенный подход взаимодействия с ребенком дома. Основная идея – способствовать адаптации ребенка, имеющего детский аутизм, к жизни и продуктивным контактам с другими людьми.

    Домашнее чтение может стать тем видом деятельности, которое поможет установить эмоциональный контакт с ребенком и выработать определенные социальные навыки. Лучше читать, усадив малыша на руки. Тактильные ощущения укрепят контакт родителей с ребенком, который имеет детский аутизм. При этом желательно осваивать литературные образы медленно, поэтапно, придавая им эмоционального окраса. Уместно читать книгу по нескольку раз. Это будет помогать ребенку лучше понимать героев, переносить ситуацию на себя, а усвоенные модели общения повысят его уверенность в себе и снизят тревожность.

    Кроме домашнего чтения, родители могут применить и метод совместного рисования. Когда вы рисуете, то обязательно нужно активно описывать словами все, что изображается, терпеливо объяснять ребенку, имеющего детский аутизм, последовательность рисования, называть каждый элемент. Если ребенок не изъявляет желание рисовать самостоятельно, взрослые помогают ему. При совместном таком занятии родители могут сами нарисовать, например, куклу, но «забыть» изобразить ей ножку. Они просят ребенка дорисовать то, что необходимо. Такая работа позитивно влияет на развитие восприятия и представлений малыша, учит его взаимодействовать с взрослыми.

    Полезными также будут семейные ритуалы. Например, вечерний ритуал может состоять с прогулки по окрестностям, чаепития, совместного чтения, массажа и т. д. Все это будет способствовать подготовке ребенка, страдающего детским аутизмом, ко сну.

    Ежедневно общаясь со своим ребенком, родители особое внимание должны уделять отработке у него навыков коммуникации. Многоразовое повторение, проговаривание, проигрывание важных для ребенка ситуаций способствует созданию у него новых моделей реальности, которые помогут ему в дальнейшей жизни.

    ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ РЕБЕНКА С ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

    Обобщенно показатели готовности ребенка к школьному обучению можно представить так:

  • общая психологическая готовность (показатели интеллектуального и сенсомоторного развития);
  • специальная готовность (достижения за программами дошкольного обучения);
  • общая личностная готовность (произвольность деятельности, адекватное общения с взрослыми и ровесниками, позитивное отношение к обучению).
  • Особое внимание следует обратить на показатели психофизической готовности особенного ребенка к школе, а это:

  • физическое и психомоторное развитие;
  • личностная и социально-психологическая зрелость;
  • интеллектуальное развитие.
  • Итак, психофизическая готовность ребенка с особенными образовательными потребностями – это, прежде всего, комплекс качеств и характеристик, которые свидетельствуют о том, что ребенок достиг соответствующего уровня в физическом, моторном и интеллектуальном развитии и может строить социальные взаимодействия.

    Для того чтобы ребенок, имеющий детский аутизм, мог посещать школу, родители должны убедиться, что он соответствует всем перечисленным аспектам. В случае несоответствии каким-то показателям, нужно приложить все усилия для их приобретения. Во время работы с ребенком, страдающим детским аутизмом, не должна прекращаться работа с правильным развитием психомоторной сферой. Необходимо продолжать развивать у него чувство равновесия, зрительно-моторную координацию, общую и мелкую моторику. Ведь их недостаточное развитие указывает на симптомы аутизма у детей. Поэтому их нужно корректировать постоянно.

    Теперь хотелось бы остановиться на таких важных предпосылках успешной учебы, как произвольность и саморегуляция, а также способность взаимодействовать с другими людьми.

    Что касается произвольных действий, то имеются в виду такие умения:

  • самостоятельное выполнение последовательных действий;
  • воспроизведение наглядных образцов;
  • планирование и контроль своих действий;
  • умение действовать согласно устной инструкции;
  • подчинение своих действий правилам.
  • Близки к этим умениям и проявления саморегуляции:

  • способность к целенаправленным действиям;
  • концентрация внимания;
  • владение своим эмоциональным состоянием.

Ребенок, имеющий детский аутизм, испытывает значительные трудности в формировании целенаправленного поведения и способности концентрировать внимание. Будучи в окружении множества отвлекающих факторов, у него появляется ряд побочных ассоциаций, которые делают невозможным выполнение заданий правильно. Кроме этого, возможны импульсивные реакции, которые тяжело объяснить и понять, а это значит, что возможны нежелательные проявления.

Но если ребенок, имеющий детский аутизм, обладает достаточным уровнем интеллекта, то он может без проблем выполнять формальные требования:

  • списать текст;
  • ответить на вопрос;
  • поднять руку, когда знает ответ на вопрос.
  • При выполнении более содержательных требований у него могут наблюдаться трудности, которые вызывают агрессивное поведение или полный отказ от работы. Как видим, аутизм у детей вызывает различные непредсказуемые реакции, поэтому задания должны соответствовать их возможностям.

    Что касается формированию таких важных предпосылок учебной деятельности, как способность взаимодействовать с другими, к сожалению, можно говорить о полном отсутствии умения принимать полноценное участие в совместной деятельности, организовывать общение, слушать собеседника, эмоционально сопереживать. Дети, имеющие детский аутизм, испытывают существенные трудности, когда нужно о чем спросить учителя, попросить о помощи, высказать свое мнение и отстаивать его, действовать согласно правилам, условиям.

    Эти трудности не являются дискретными. Они формируются в результате взаимосвязанных ситуативных проблем. Низкий уровень произвольности, как правило, сопровождается отсутствием мотивации к учебе, а такие особенности психической организации, как практически отсутствие саморегуляции и неспособность использовать речь с целью коммуникации, делают невозможным общение ребят с детским аутизмом с ровесниками и взрослыми.

    Современные исследователи отмечают, что аутизм у детей зачастую протекает сложно, поэтому возможность вписаться в школьную жизнь сходу очень мала. Поэтому если не организовать специальной подготовки, то большинство таких детей останется вне образовательного процесса или получат образование ниже своих возможностей.

    Как правило, во время подготовки ребенка к школе большое внимание уделяется развитию у него учебных навыков. При этом с поля зрения выпускается уровень владения им бытовыми навыками, умение адекватно реагировать на то, что происходит вокруг, взаимодействие с другими членами общества. Поэтому сначала необходимо освоить правила школьной жизни, и только потом развивать учебные навыки.

    Если говорить о правилах школьной жизни, то имеются в виду два момента: четкая структура школьного дня и школьная атрибутика. У ребенка, страдающего детским аутизмом, должны быть заранее созданы стереотипы поведения, связанные со школьной атрибутикой: класс, звонок, парта, доска, портфель, домашнее задание, оценка.

    В классе у ребенка может быть несколько помощников, но учитель должен стать главным субъектом школьной жизни. Структура учебного дня формируется четкая, никаких непредвиденных ситуаций, которые могут выбить ребенка из колеи. Если необходимо сделать изменения в рабочем дне, то они проводятся поэтапно. Важным моментом школьной жизни является перемена. Для детей-аутистов она составляет наибольшую трудность, так как не имеет четкой структуры. Здесь главное научить детей в классе взаимодействовать с такими детьми.

    Усиление роли непредвиденной активности у ребенка способствует его личностному росту. В отличие от обычных детей, у которых каждый этап развития замещается сам, аутичные дети «застревают» на каждом уровне развития, так как их активность очень мала. В этом и трудности детского аутизма, симптомы которого в каждый период развития стают видимыми. Поэтому необходимо организовать среду таким образом, чтобы каждое проявление активности ребенка было понято и принято, что будет побуждать его к действиям, а это отличный ресурс для оптимального пребывания в социуме.

    Предварительное моделирование урока поможет ребенку с аутизмом научиться использовать речь как средство коммуникации. Он должен уметь ставить и отвечать на вопросы, просить о помощи.

    Во время моделирования урока детей учат сидеть на уроке, слушать учителя, пользоваться портфелем, карандашом, выходить к доске, слышать инструкцию, просить о помощи. Это дает возможность не только получить определенные навыки, необходимые для вовлечения в школьную жизнь, а также снимет страх и тревожность перед чем-то новым, сделает школьную ситуацию знакомой и предвиденной.

    Для ребенка с аутизмом, как и любому другому ребенку, необходим позитивный опыт пребывания в детском коллективе. Поэтому его нужно обязательно познакомить предварительно с учителем, который должен вызвать у ребенка доверие, научить ориентироваться в помещении, где будет протекать его школьная жизнь. Если у ребенка легкая форма аутизма, то он быстро привыкнет к школьной жизни.

    ЗНАЧЕНИЕ ПООПЕРАЦИОННЫХ КАРТОЧЕК В ОБУЧЕНИИ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ

    Окружающий мир непонятен ребенку, страдающему детским аутизмом. Он не всегда может связать между собой события, людей, звуки, образы. Он не прослеживает логических связей между реалиями, которые его окружают. Поэтому многое остается для него непонятным.

    Первым этапом работы с такими детьми в школе должно стать формирование мотивации к обучению, а не требование овладеть всем материалом. Дети-аутисты тогда выполняют действия, когда они четко спланированные: ребенок должен быть уверенным в том, что делать сначала, какой следующий порядок деятельности, как завершить.

    Для этого можно в кабинете, где пребывает ребенок-аутист, повесить пооперационные карточки, на которых в виде рисунков и символов будут обозначены все действия по порядку, например, на шкафу нарисована схема, как собраться на прогулку. Такие схемы можно развесить в ванной, на рабочем столе, в детской комнате.

    Иногда аутичному ребенку требуется физическая помощь в осуществлении действия. Тогда взрослые берут его руки в свои и показывают, как нужно делать. Помните, что телесный контакт способствует снижению тревожности у малыша. Аутичным детям сложно овладевать новыми действиями, но они всегда хотят сделать все хорошо. Поэтому советуем сначала давать такие задания, с которыми они будут успешно справляться.

    Дети с аутизмом очень часто быстро устают как физически, так и психологически. Поэтому им необходим свой ритм работы, частые смены одной деятельности на другую. Для этого советуем продумать и написать индивидуальные задания на карточках, которые будут предлагаться ребенку, когда он устанет работать со всеми.

    Ребенок с аутизмом плохо ориентируется в пространстве и времени. Советуем сложить план группы или класса, всей школы, где будут указано расположение всех необходимых объектов. Также необходимо составить режим дня с помощью символов и рисунков. Но сложить и повесить схемы, это еще не все. Нужно, взяв их в руки, путешествовать вместе с ребенком, узнавая и называя предметы. Сначала ребенок откажется повторять названия, поэтому педагог должен это делать сам.

    Если ребенок отказывается принимать правила, не навязывайте их ему. Присмотритесь, что он хочет делать и как, подыграйте ему. Главное, это установить с ним настоящий контакт.

    Аутизм у детей, признаки которого четко проявляются в повседневной жизни, должен максимально нивелироваться с помощью личного контакта между взрослым и малышом. Обязательно научитесь планировать день вместе с ребенком. Вечером или непосредственно утром нарисуйте все события, которые будут происходить днем. Ребенок будет готов к ситуации, и это не вызовет у него негативизма.

    Будьте внимательны к ребятам, страдающим на детский аутизм, и у вас с ними все получится!

    www.b17.ru

    Вопрос-ответ. Какие занятия смогут улучшить социальные навыки ребенка аутизмом?

    Рекомендации психолога, специализирующегося на синдроме Аспергера и высокофункциональном аутизме у подростков и взрослых, по выбору целей и методов для развития социальных навыков

    Доктор Логесон — клинический психолог, автор многочисленных исследований Национального института здоровья и Центра по контролю заболеваемости и профилактики США. Ее работы посвящены тому, какие именно социальные навыки наиболее актуальны для подростков и молодых людей с различными особенностями развития, и какие подходы наиболее эффективны для их развития. Она одна из авторов PEERS — метода обучения подростков и взрослых с нарушениями развития социальным навыкам, который доказал свою высокую эффективность. Лауреат нескольких наград за свою научную деятельность.

    Дети с аутизмом и дружба

    Один из самых распространенных мифов о людях с аутизмом — это то, что они, якобы, асоциальны, не нуждаются в друзьях и не хотят общаться. Но это не более чем миф. И если вы поговорите с человеком с аутизмом, скорее всего, он скажет вам, что хотел бы иметь друзей, но не совсем понимает, как этого добиться. Конечно, это огромная проблема для детей, с которыми мы работаем, потому что в результате многие дети с РАС страдают от очень сильной социальной изоляции.

    Они могут проводить день за днем в своей комнате, ни с кем не общаться, и даже когда они пользуются Интернетом, чаще всего они играют в сетевые видеоигры, а не пользуются социальными сетями для общения.

    Однако это совсем не значит, что они не нуждаются в общении. Им просто сложно понять, как общаться и как найти друзей, и подобная социальная изоляция может привести к развитию депрессии, тревожных расстройств и очень сильного чувства одиночества. Кроме того, многие страдают от травли и издевательств со стороны сверстников, у многих уже сложилась негативная репутация среди их ровесников.

    Естественно, это значит, что одна из главнейших задач педагогов, специалистов и родителей — это предоставление поддержки и обучения, которые помогли бы детям с РАС общаться с ровесниками и найти друзей.

    Как можно улучить социальные навыки при аутизме?

    Родители часто задаются вопросом, какая именно профессиональная помощь может улучшить социальные навыки ребенка. Мы все прекрасно знаем, что дефицит социальных навыков, к сожалению, является одной из основных характеристик аутизма. И мы знаем самый популярный метод решения этой проблемы — социальные группы для детей с аутизмом под руководством специалиста.

    Однако исследования показывают, что большинство таких программ, к сожалению, совершенно неэффективны для заявленных целей. Так что если родители ищут подобную помощь, им нужно быть информированными потребителями и очень внимательно проанализировать, насколько качественной является предлагаемая услуга. Как это понять? В первую очередь, нужно определить, основана ли данная программа на научных доказательствах.

    Другими словами, если вам предлагают группу для социализации или развития социальных навыков, нужно спросить себя, основана ли работа этой группы на каких-либо доказательствах, которые подтверждают ее эффективность. Возможно, группа основана на методе, который проходил испытания эффективности, и существует какое-то опубликованное исследование на эту тему. Или, возможно, в самой программе действует формальная система отслеживания прогресса и оценки эффективности, с помощью которой специалисты смогут продемонстрировать результаты своей работы.

    Во-вторых, такая программа обязательно должна предусматривать активное участие и вовлеченность родителей. Как правило, речь идет о группе, которая встречается один, максимум, два раза в неделю. Для компенсации дефицита социальных навыков это ничтожно мало. В таких условиях обеспечить эффективность программы можно только в том случае, если родители научатся быть «социальными тренерами» для своих детей все остальное время, и это очень важно при оказании помощи.

    Наконец, по мере улучшения социальных навыков ребенка, важно понять, где и как он сможет общаться со сверстниками и найти друзей. Как правило, наилучший способ — это различные внешкольные занятия, такие как кружки, клубы и секции, где ребенок может общаться с другими детьми со схожими интересами. А когда у него появятся новые знакомые, нужно будет помочь ему, организуя встречи для игр или совместные вылазки, чтобы эти дети смогли стать друзьями.

    Как работает программа по развитию социальных навыков?

    Программа в формате небольшой группы должна быть посвящена какой-то одной теме или уроку каждую неделю. То есть, каждое занятие должно быть посвящено отработке какого-то одного навыка или конкретного правила социального этикета. Это связано с особенностями мышления детей с РАС. Они мыслят очень конкретно и буквально. Так что обучение социальным навыкам должно проходить точно так же — это должны быть конкретные правила и советы, которые объясняются или демонстрируются ребенку.

    Обязательно нужно демонстрировать детям, как именно выглядит данный навык или правило на практике. Для этого в программе проводятся «упражнения с игрой по ролям», когда детям показывают, как нужно поступать, а в некоторых случаях, как поступать не нужно.

    После того как ребенку показали, что нужно делать, у него обязательно должна быть возможность потренироваться самому. Это называется «поведенческой репетицией», когда ребенок практикуется в новом навыке в безопасной атмосфере и получает обратную связь от группы.

    Наконец, в конце такого занятия необходимо какое-то домашнее задание. В течение недели, до следующей встречи группы, ребенок должен отрабатывать новый навык в реальных ситуациях. В идеале, в таких тренировках ему должны помогать родители, именно поэтому их участие в программе так важно.

    Внешкольные занятия для детей с РАС

    Многие дети с аутизмом социально изолированы, и родителям сложно понять, как найти для них подходящее место для общения со сверстниками. В реальности, здесь нет простого решения. В идеальной ситуации ребенку нужно найти какой-то вид внешкольных занятий, который связан с его собственными интересами.

    Многие родители детей с синдромом Аспергера находят для них секцию восточных единоборств, например, карате, потому что им хочется, чтобы ребенок научился защищать себя. Часто родители ищут для детей занятия плаванием, потому что это не только полезно для здоровья, но и важно для безопасности ребенка. Многие ищут занятия музыкой, так как у ребенка есть музыкальные способности. Однако если ребенка не интересуют единоборства, плавание или музыка, то эти занятия не облегчат для него поиск друзей. А мы говорим о внешкольных занятиях именно с целью общения со сверстниками.

    Так что важно подумать, что именно интересует ребенка. Если его интересуют технологии и компьютеры, то он может посещать компьютерные курсы для школьников или компьютерный клуб. Если он обожает мультфильмы, то, возможно, ему подойдет кружок анимации или рисования. Существуют и клубы для любителей видеоигр. Так что нужно подходить к поиску внешкольных занятий как можно более творчески, искать нестандартные пути. Главное, найти то, что будет интересно самому ребенку, а не то, что должно быть ему интересно по вашему мнению.

    Как реагировать, если тебя дразнят

    Исследования показывают, что подростки постоянно дразнят друг друга и мишенью могут стать даже самые популярные дети. Это обычная часть жизни школьников. При этом частота и тяжесть словесных подначиваний во многом зависят от реакции ребенка. Проблема в том, что дети с аутизмом не знают, как вести себя в таких ситуациях, а советы взрослых очень часто оказываются бесполезны.

    Я всегда спрашиваю подростков, с которыми работаю: что нужно делать, если тебя дразнят? И они всегда предлагают одни и те же три варианта: уйти, игнорировать или пожаловаться взрослому. Потом я спрашиваю их, помогают ли эти советы, и они всегда отвечают: «Нет». Причина в том, что взрослые не думают о том, как именно ведут себя дети этого возраста. В реальности, дети с высоким уровнем социальных навыков так не поступают. Обычно они отвечают на подначивания, стараясь продемонстрировать, что сказанное их никак не беспокоит, да и вообще это «тупо».

    Обычно дети говорят что-то вроде: «Да плевать», «Ну да, и что?», «И каким боком меня это волнует?», «Это ты типа так шутить пытаешься?». Они закатывают глаза и пожимают плечами. Они стараются создать впечатление, что их это совершенно не волнует.

    Когда нас кто-то дразнит, он пытается добиться от нас определенной реакции. Если он получит совсем не ту реакцию, на которую рассчитывал, он прекратит эти попытки. Ему нужно, чтобы мы расстроились в ответ на обидные слова и как-то это показали. Или ему нужно, чтобы мы разозлились. Именно поэтому отсутствие эмоциональной реакции и насмешка над их словами делает это поведение неэффективным.

    Что делать при физической травле

    К сожалению, такое явление как травля с помощью физической агрессии довольно часто встречается в средних и старших классах школы, особенно среди мальчиков. Она принимает самые разные формы. Это могут быть пинки, удары или попытки толкнуть, подставить подножку в коридоре и бросить каким-то предметом в классе. Важно заранее научить ребенка тому, что делать в таком случае, но выбрать правильную стратегию для действий может быть очень сложно.

    С одной стороны, важно объяснить ребенку, что в случае физической агрессии необходимо рассказать об этом взрослым. С другой стороны, детям нужны другие стратегии до того, как поговорить со взрослым. Важно, чтобы ребенок понимал, что если рядом находится хулиган, важно его избегать и не привлекать его внимания. Например, не подходить к тому месту в столовой, где он обычно ест. Также важно не пытаться поговорить с физически агрессивными хулиганами или подружиться с ними — это распространенная ошибка. Также детям часто надо объяснять, как не спровоцировать хулиганов, например, что не надо рассказывать взрослым про незначительные нарушения, например, жевание жвачки в классе или передачу записок во время урока.

    Другая стратегия — держаться рядом со взрослыми, если неподалеку есть агрессивные дети, так как вероятность травли в присутствии взрослых крайне мала. Наконец, если речь идет об опасной агрессии, либо если это хроническая травля, а не изолированный случай, то, без исключений, нужно рассказать об этом взрослым. Это очень серьезная проблема и важно научить ребенка, как действовать в подобных ситуациях.

    Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

    outfund.ru