Дошкольные учреждения для детей с аутизмом

Детсад для аутиста

Подсажите, пожалуйста, в какой лучше сад пытаться пристроить ребенка с диагнозом аутизм.

Д/садов столько разновидностей:
-комбинированного вида
-компенсирующего вида
-общеразвивающего вида и т.п.
Я знаю только как в обычный сад попадают — через окружную обычную д/с комиссию.
Какой лучше предпочесть и какие особености приема в такие сады. Короче, с чего нужно начать? Надо-ли говорить про диагноз? Если да, то чем подтверждать (в ПНД мы не стоим, нам поставили диагноз на Кашенкином лугу и в НЦПЗ, но никакой выписки не дали)?
PS. Есть опыт похода в обычный сад в возрасте 1г.8мес. на 1,5 часа/день (2 нед.), не пошло совсем. Воспитательница слезно просила забрать, т.к., по ее словам, он еще был СОВЕРШЕННО не готов. Может и правда был еще совсем маленький, потом долго в себя приходил от этого эксперимента, боялся любых чужих мест.
Сейчас ему 2г3м, к горшку никаких подвижек: если посадишь — сходит; нет — сделает все в штаны, будет ходить мокрый и не замечать этого :-(.

Может кто-нибудь знает какой-либо из этих садов и может порекоммендовать (г.Москва, Басманный р-он)?
Видовое разнообразие:
Детский сад — № 6,30, 376, 1374, 1734, 1976, 1982, 2299, 2334,
Детский сад общеразвивающего вида № 304, 1808, 1977 (физическое развитие), № 827-(художественно-эстетическое развитие)
Детский сад комбинированного вида № 53, 452, 1733, 1865, 1948, 1975, 1979, 1983, 2032
Детский сад компенсирующего вида № 296, 299, 300, 1729
Группа кратковременного пребывания № 304, 1975, 1977, 1808
Группа раннего возраста № 304, 452, 1374, 1948, 1975, 1977, 1979, 1982, 2299
Группа для детей с нарушением речи № 296, 300, 53, 1983, 1880
Группа для детей с нарушением зрения № 1729
Группа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 452, 1733, 1948 (дети-инвалиды), 2032, 1865, 1975
Группа для детей ЧБД № 1979
Группа для детей с туберкулезной интоксикацией № 299

Дополнительное образование:
Изо-студия—№ 53, 1374, 1979, 1977, 1948, 1983, 827, 1733, 1880, 1808, 299
Ритмика—№ 1729, 1983, 1374, 1948, 53, 1977, 304
Хореография—№ 376
Раннее обучение иностранному языку—№ 53, 827
Театрализованная деятельность—452, 1729, 1977, 1948, 1975
Экология—827, 1733, 1880, 1865
Центр психолого-медико-социального сопровождения «Малыш», “ОЗОН»
Начальная школа-детский сад № 1880
Центр образования № 345, СОШ № 1621, 1871
Дворец творчества детей и молодежи «На Стопани»
02.05.2008 15:31:07, Sol_Roi

Вы по-моему не совсем в курсе как неимоверно сложно устроить аутиста в детский сад. Мне кажется (тока не сердитесь), что Вам нужно хотя бы обзвонить те места, которые Вы указали в списке. И есть у меня подозрение, что ни в одно из всех этих мест Вас попросту не возьмут. Ну или в одно-два пригласят на собеседование. Туда и идти.

К сожалению у аутисто ПРОСТО НЕТ выбора куда идти. Если хоть куда-то взяли — уже счастье! 02.05.2008 21:45:41, Лика К

ИМХО, по-моему, вам реально рановато для садика. Хотя бы в 3-4 годика еще можно что-то где-то попробовать на полдня по чуть-чуть. Ибо д/с для аутиста — это реальный стресс.

Да, и не все сады вас возьмут с распростертыми объятиями. Моего мальчика в свое время не брали ни в один сад, вообще ни в какой (мы жили тогда в маленьком подмосковном городке), у него была эпи + аутичное поведение. В сад так и не ходили. Сразу в школу. (но первые два года — на индивидуалке, сейчас — в обычном классе, 6-й заканчивает). 02.05.2008 17:03:12, Natem

conf.7ya.ru

«Родители, объединяйтесь!»: как устроить детский садик для аутистов

В Москве начал работать новый проект для адаптации дошкольников с расстройствами аутистического спектра – группа в детском садике образовательного комплекса №1298

О том, как родители детей-аутистов могут обеспечить для них дошкольное образование, которое не только будет комфортным, но и поможет войти в обычную детскую среду, порталу «Милосердие.ru» рассказала руководитель РОО «Контакт» Елена Багарадникова.

Что это такое?

– Наш проект – аналог ресурсного класса в дошкольном учреждении, в детском саду. Он отнюдь не первый в Москве. Группы в детских садах, где детей с РАС готовят к вхождению в обычную детскую среду, и есть сама подготовленная принимающая среда, отсутствуют как массовое явление, но они есть. Например, есть хороший проект, который делается в школе №1465 – дошкольное отделение к работающим там классам с ресурсной зоной.

Мы тоже помогаем родительским группам и образовательным учреждениям открывать новые ресурсные классы, и не первый год этим занимаемся. И поэтому мы понимаем, что инклюзия должна начинаться до школы.

Если у ребенка не была такого опыта – приходится наверстывать упущенное в школе, и на это уходит очень много времени. Чем раньше начать работу по включению ребенка в нейротипичную среду, тем лучше результаты, это закономерность, которая подтверждена многолетней педагогической практикой.

Зачем это нужно?

Почему нужны особые ресурсные группы, если возможности для инклюзии и так должны предоставляться всем желающим в обычных детских учреждениях? Ребенок с РАС сможет получить по рекомендации ПМПК занятия с логопедом, психологом, педагогом. Но для инклюзии нужно, чтобы ему помогали в процессе взаимодействия с другими детьми.

Плавать учатся в воде, и никак иначе. Но чтобы учиться «плавать», нужен постоянный тренер, который обучит этому ребенка, и не даст ему как самому «утонуть» в процессе этого обучения, так и других «утопить».

Детям с аутизмом, которые идут в школу, на ПМПК вписывают в рекомендации предоставление тьютора, но только для школьников. Как следует из нормативных документов, в детских садах осуществляется в основном «присмотр и уход», и такой квалифицированный работник, как тьютор, там не нужен. Максимум чего можно добиться по закону – предоставление услуг ассистента, оказывающего техническую помощь.

Но ведь у ребенка с аутизмом «западают» социальные навыки, – коммуникация, совместная игровая деятельность. Для того, чтобы их освоить, ребенку с РАС необходимо обучение: кто-то должен быть «проводником», «переводчиком», «тренером».

У тьютора – сложная задача: помогать ребенку становиться все более и более самостоятельным. Ребенка нельзя бросать практически ни на минуту. На первых этапах он нуждается в постоянной, а не эпизодической помощи и поддержке.

При этом тьютор не подменяет педагога, психолога, воспитателя, у него своя функция. Это человек, который выстраивают дружелюбную, принимающую среду вокруг ребенка, служит проводником между ним и окружающим миром, позволяющим эффективно выстраивать коммуникацию. Цель работы тьютора – сделать, чтобы он был в конечном итоге не нужен, чтобы ребенок смог сам обходиться без этой поддержки.

Конечно, ребенку с РАС жизненно необходимы занятия с командой логопедов, психолога, дефектолога – как раз это у нас в саду такая команда есть и ее услуги оплачиваются государством.

Но вот тьюторского сопровождения и супервизии тьюторов государственное учреждение нам пока предоставить не может. Для того, чтобы оплатить их работу, мы начали сбор пожертвований на planeta.ru.

Как это работает?

Какие методы в работе с детьми мы используем? Я считаю, что не надо пренебрегать и тем, что умели делать хорошее дефектологи, логопеды, психологи еще до того, как в Россию стали массово завозиться зарубежные методики. Все лучшее, что отечественные специалисты наработали за долгие годы, должно применяться. Из зарубежных методов популярна ABA-терапия (прикладной поведенческий анализ) и она – метод «первого выбора» для школьников.

В любом случае, каждый тьютор, независимо от того, где и с каким ребенком из спектра он работает, должен иметь в своем арсенале эту методику. В саду также необходимо применять игровые методы взаимодействия, например, разработанные в рамках модели Flortime. И применение комплекса методик, «жонглирование» ими с учетом особенностей ребенка дает наилучшие результаты и помогает максимально индивидуализировать маршрут.

Справка
Программа Floortime лежит в основе терапевтической модели DIR (Developmental – развивающая, Individual differences – учитывающая индивидуальные особенности, Relationship-based – основанная на построении отношений), которая рассчитана на детей младшего и школьного возраста, имеющих различные трудности в развитии, включая расстройства аутистического спектра, а также их семей.
Эта программа включает работу над всеми функциональными уровнями развития, которые выделяются в модели DIR. Она учитывает индивидуальные особенности ребенка в обработке информации и направлена на создание такой обучающей среды, в которой ребенок будет продвигаться в своем развитии, отталкиваясь от тех навыков и умений, которыми он уже обладает.

Инклюзия начинается постепенно. Ребенок включается в деятельность «обычной» группы в зависимости от того, насколько он это может делать. Потихоньку количество действий и время его пребывания в группе увеличивается. То есть, сначала привыкание, какие-то индивидуальные занятия, включение в какие-то самые интересные моменты, занятия (рисование, лепка, лего и др.), игру, физкультуру – искать то, что ребенка может «зацепить».

Наличие ресурсной группы или зоны позволяет наиболее безболезненно включать ребенка с особенностями в нейротипичную среду. В этой зоне проводятся занятия по индивидуальной программе в режиме один на один, а также групповые занятия для этой особенных детей.

Туда могут приглашаться «обычные» дети, чтобы у них установились связи, была возможность привыкнуть, подружиться, а потом водить уже наоборот, этого особенного ребенка в обычную группу, где у него уже есть свой круг общения. В этой модели все должно использоваться вариативно, мягко, аккуратно, постепенно. Чтобы ребенок чувствовал себя максимально комфортно, и можно было бы расширять его взаимодействие с другими все дальше.

Как этого добиться?

Как должны действовать родители детей-дошкольников с РАС, которые хотят дать им такие возможности? Наша организация, как и большинство подобных проектов, «выросла» из запросов родителей.

Собираются родители, обходят ближайшие школы, находят директора, который готов на эксперимент. Все это остается в рамках законодательства: в общем-то, что не запрещено, то разрешено. Директор особо ничем не рискует. И если он согласен на такой эксперимент, начинается работа.

Родители доносят до него все, что они узнали из действующих проектов, приглашают посмотреть на то, что уже есть в других образовательных комплексах. Как работают ресурсные классы, по каким методикам, на какие нормативные документы все это опирается.

Так же – и с детскими садами. Если родители объединяются – это наиболее эффективный способ. Если привести в садик одного такого ребенка, то вряд ли что-то сложится (хотя и здесь бывают исключения). Либо это должен быть сад, где понимают и знают, что такое инклюзия, либо необходимые специальные образовательные возможности можно получить в коррекционных и комбинированных группах детских садов.

После того, как достигнута принципиальная договоренность с образовательным учреждением, начинается процесс подготовки: обучение, поиск специалистов, создание ресурсной зоны. За год, если начать даже сейчас, можно к следующему году «заготовить» себе такое местечко.

Создание подобного сервиса не в последнюю очередь связано с возможностью найти единомышленников. Наша организация помогает родителям найти друг друга или понять последовательность действий. Нередко бывает нужна помощь в построении образовательного маршрута ребенка. Если что-то где-то не ладится, будем искать решение вместе.

Еще мы знаем, где уже идут такие процессы, инициированные с нашей помощью или родителями самостоятельно. Мы стараемся отслеживать реализацию таких инициатив, собираем базу, которой готовы делиться.

Если к нам обращаются, мы рассказываем, что нужно, чтобы построить такую структуру там, где им хочется, выезжаем на переговоры в школы. Все мы разные: у кого-то есть силы построить все буквально в одиночку, а кто-то хочет присоединиться к более пробивному и сильному проекту и помогать тому, кто уже доказал, что что-то может.

Что может, и чего не может дать государство?

Законы позволяют использовать для инклюзии ресурсы госучреждений, если к этому будет готово их руководство (директор может взять в штат тьютора, так как имеет право формировать штатное расписание. Однако не факт, что при отсутствии заключения ПМПК, к нему не будет вопросов, на каком основании он это делает).

Потребности детей с РАС в любом случае больше того стандарта, который готово обеспечивать государство. Как уже говорилось, текущее законодательство недостаточно, чтобы полностью обеспечить инклюзию (да и коррекционное образование).

Если бы это была школа, мы бы, скорее всего, добились, чтобы наших тьюторов взяли в штат – это было бы по закону. Руководство образовательного комплекса, к которому относится детский сад с нашей ресурсной группой, готово взять со следующего учебного года тьюторов в штат.

Мы – не первые, кто создает в детском саду условия для инклюзии детей с РАС. Но мы – одни из первых, кто начал публичные сборы средств на привлечение необходимых сотрудников – тьюторов. Те, кто работают в благотворительности, знают, что это одна из самых сложных для сбора средств тем, потому что это выглядит менее эффектно чем, допустим, разовая покупка чего-то необходимого для ребенка. Как для юридических лиц, так и для физических обычно это мало привлекательно из-за двойного налогообложения.

Но решать этот вопрос все равно надо, иначе все эти расходы ложатся на родителей детей с аутизмом. Это большой вопрос, и его нужно вывести из тени. Мы считаем, что нужно добиваться того, что положено по закону (и люди должны знать свои права, это тоже большая работа).

Если же по мнению юристов добиться необходимого не получается, а объективная необходимость в специалисте есть, нужно задействовать все пути решения вопроса: обучать имеющихся специалистов, волонтеров, самих родителей, привлекать деньги для того, чтобы закрыть образовавшуюся финансовую «брешь», привлекая сторонних специалистов. Ведь семье и ребенку некогда ждать позитивных изменений в законодательстве.

Самое оптимальное – действовать вместе с другими НКО, с самими родителями и, конечно, работая с государственными структурами. Такая деятельность – часть нашего более глобального проекта по социальному продюсированию.

Его задача – помочь семьям, воспитывающим детей с расстройствами аутистического спектра, найти оптимальный маршрут: в получении образования, в медицине, в реабилитации… И на этом маршруте – получить от государства все необходимое, что можно получить по закону.

А для того, что получить от государства нельзя – найти другие источники и возможности, чтобы помочь семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями.

Это только первый шаг

Если мы в ходе реализации проекта докажем, что присутствие тьютора в детском саду – не роскошь, а необходимость, то, возможно, нам удастся добиться изменений и включить тьюторское сопровождение в тот набор спецусловий для дошкольника, который будет обеспечиваться государством.

Мама одного из детей, для которых затевался проект, Виктория Пенькова, немало сил вложила в то, чтобы в этом году в дошкольном отделении школы №1298 Куркино был запущен инклюзивный проект для детей с расстройствами аутистического спектра. И родители, и руководство образовательного комплекса уверены, что он станет стартовой площадкой для других дошкольных учебных заведений нашего округа.

Виктория Пенькова, мама ребенка с РАС:

– Актуальность данного проекта очевидна. По современной статистике, каждый 68-й ребенок в мире рождается с диагнозом РАС. Такие дети имеют право на получение образования, как и их нормотипичные сверстники. Однако им требуются специальные образовательные условия.

Чем раньше ребенок с особенностями получит возможность комплексного взаимодействия с социальной средой и возможности для своего развития, тем больше ребенок получает опор для своей дальнейшей, в том числе самостоятельной жизни.

Такие проекты уже работают, в том числе и при участии РОО помощи детям с РАС «Контакт» в школах разных районов Москвы в начальном и среднем звене, но мы решили подойти к этому вопросу более обстоятельно.

Мы считаем, что для начала необходимо организовать специальные условия в дошкольном отделении. Это поможет детям пройти путь адаптации и развития в период подготовки к школьному обучению, комфортно войти в школьное пространство и преодолеть сложности, связанные с дефицитами. А также поможет правильно подготовить других детей, педагогов и родителей к успешному взаимодействию с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

К настоящему моменту мы имеем в штате отличную активную доброжелательную команду энтузиастов и неравнодушных профессионалов! В дошкольном отделении школы №1298 «Карамельки» создана ресурсная группа. Это помещение, где особенным детям помогают компенсировать их дефициты и готовят к постепенному и поддерживаемому вхождению в общую среду сверстников.

Ключевые фигуры в реализации этой программы – это тьютор и супервизор. Ребенку с аутизмом, у которого отставание в развитии речи, низкая социальная мотивация, гипер- или гипо- чувствительность к отдельным раздражителям, сложно установить контакт со сверстниками без помощи взрослого.

Для таких детей тьютор – своего рода связующее звено, между основными участниками инклюзивного процесса – самим ребенком, сверстниками, воспитателем и родителями ребенка.

Работа супервизора АВА (прикладной анализ поведения) заключается в корректировке программы для детей, обратной связи по работе тьюторов и специалистов, консультировании родителей по возникшим вопросам и специалистов по возникшим вопросам.

Именно эти ключевые позиции тьюторов и супервизора пока в нашем проекте не финансируются государством.

На данный момент, мы считаем, что нам потребуется не больше двух заочных и двух очных встреч в месяц. То есть супервизор два раза в месяц будет приезжать к нам в детский сад и смотреть, как мы работаем, поправлять работу тьюторов и специалистов, помогать в обучении сотрудников детского сада.

А другие два раза в месяц мы будем заочно обсуждать конкретные случаи и решать наиболее актуальные проблемы.

Это позволит приобрести опыт работы с супервизорами, описать его, понять его место в образовательном учреждении и уже на следующий год вывести тьютора и супервизора на финансирование в бюджет образовательного учреждения.

Я от лица нашей общественной организации и как многодетная мама обращаюсь к вам с просьбой о поддержке.

www.miloserdie.ru

Детский сад «Самый лучший» от 20 000 руб. в мес.

Образовательные услуги

Первая группа

Группы формируются небольшие, приветливые восптитатели сделают адаптацию ребенка в садику благоприятной.Проводятся развивающие занятия, прогулки, чтение книг, творчество.

Режим работы: понедельник-пятница, 8:30 — 19:00 Прием детей: с 2 лет до 6 лет

Коррекционная группа для детей с ЗПР, ЗРР, аутизмом, слабослышащих и глухих детей

Группы формируются небольшие. Приветливые воспитатели сделают адаптацию ребенка в садику благоприятной.Проводятся развивающие занятия, прогулки, чтение книг, творчество.С детишками занимаются сурдопедагог, специальный психолог, логопед.

Режим работы: понедельник-пятница, 8:30 — 19:00 Прием детей: с 3 лет до 6 лет

группа присмотра и ухода

присмотр и уход, развивающие занятия, 4-хразовое питание, опытные педагоги

Режим работы: понедельник-воскресенье, 8:00 — 19:00 Прием детей: с 1 года до 7 лет Питание: 4-разовое Вступительный взнос: отсутствует

Фотогалерея

Детский сад находится рядом с метро Царицыно и Кантемировская, в нежилом помещении на первом этаже жилого дома. Садик имеет площадь 234 кв.м., 2 входа, пандус для колясок, парковка рядом с садиком. В каждой группе игровая, учебная, спальня и столовая находятся отдельно. Мы принимаем детей от 1 года. Прошли проверку Роспотребнадзора, находимся в стадии лицензирования.

Год основания: 2011 В группах в среднем: 10 детей Предметы: обучение грамоте и развитие речи, окружающий мир, логика Спорт: лфк Творческое развитие: лепка, творческая мастерская Дополнительные услуги: группы раннего развития, подготовка к школе, группы выходного дня, летний детский сад Дополнительный персонал: психолог, логопед, охрана

Контактная информация

Прочитала интернет, как-то мало отзывов про этот садик, хотя я считаю, что он достоин самых высоких похвал. Он и правда самый лучший
Ходим с 2016 года в старшую группу, реьенку все нравится, питание отличное, занятия интересные, постоянно какие-то квесты, очень много времени проводят на улице, когда погода хорошая. И воспитатель нам тоже очень нравится, а какие косы она плетет нашим девчонкам-загдяденье. В общем, спасибо большое руководству и педагогическому коллективу за их внимание и любовь

Написать отзыв

Оставьте отзыв, чтобы другие родители и ученики могли получить полезную информацию об этом частном детском саде.

private-education.ru

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ранним детским аутизмом и другими расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ

Дата публикации: 20.10.2017 2017-10-20

Статья просмотрена: 1180 раз

Библиографическое описание:

Соломахина Т. Н., Файзулаева Р. Р., Михалева И. М., Артемьева Н. В., Шевченко Е. В. Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ранним детским аутизмом и другими расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ // Молодой ученый. — 2017. — №42. — С. 178-180. — URL https://moluch.ru/archive/176/46008/ (дата обращения: 19.06.2018).

Шевченко Елена Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 64» г. Астрахани. За последние годы в нашем дошкольном учреждении компенсирующего вида увеличилось количество детей с ранним детским аутизмом и другими расстройствами аутистического спектра.

Известно, что ранний детский аутизм — это вариант тяжелой аномалии развития ребенка, при котором искажается контакт с внешним миром, близкими людьми и сверстниками.

Анализ результатов коррекционно- развивающей работы, позволил систематизировать опыт специалистов МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 64» г. Астрахани, составлена Адаптированная образовательная программа Д О для детей с ограниченными возможностями здоровья, с РДА и РАС, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ № 64

Программа составлена на основе программ воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью авторов:

– Скрипник Т. В. Комплексная программа развития детей дошкольного возраста с аутизмом «Расцвет», которая разработана с учетом современных тенденций инклюзивного образования детей с особыми потребностями, а также — новых подходов к обучению и развитию детей с расстройствами аутистического спектра;

– Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003;

– Екжановой Е. А., Стребелевой Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. — М.: Просвещение, 2005;

При подготовке программного материала также обращались к материалам сборника ведущих специалистов факультета коррекционной педагогики БГПУ им. М. Танка: Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей / С. Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др.; Науч. Ред. С. Е. Гайдукевич. — Мн.: УЩ «БГПУ им. М.Танка», 2007.

Современные подходы к обучению и воспитанию детей с расстройствами аутистического спектра требуют максимальной индивидуализации и учета потребностей каждого ребенка в образовательном процессе.

Педагогическая целесообразность программы заключается в:

– раннем выявлении и начале целенаправленной коррекционно-педагогической работы;

– определении содержания и методов обучения и воспитания;

– своевременном включении родителей в коррекционно-педагогический процесс;

– реализации единства требований к воспитанию и обучению ребенка в семье и дошкольном учреждении;

– комплексной реабилитации ребенка с нарушениями в развитии.

Цель программы: коррекционная помощь детям с аутистическими нарушениями, исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляцию дальнейшего продвижения ребенка посредством совершенствования приобретаемых в дошкольном возрасте умений и содействие всестороннему максимально возможному его развитию.

Основными задачамикоррекционной помощи детям данной категории являются:

– воспитание интереса к окружающему миру, потребности в общении, расширение круга увлечений;

– развитие и обогащение эмоционального опыта ребенка;

– формирование коммуникативных умений;

– повышение двигательной активности ребенка;

– формирование социально-бытовых умений и навыков самообслуживания;

– стимуляция звуковой и речевой активности;

– развитие и коррекция детско-родительских отношений.

Работа с детьми РАС, РДА в МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 64» объединила совместные усилия педагогов и врачей. В нижней представленной таблице даны основные этапы и направления коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми.

Этапы реабилитационной работы сдетьми, имеющими диагноз РДА (ранний детский аутизм), РАС (расстройство аутистического спектра)

Направления помощи. Этапы

Медикаментозная

Психологическая

Педагогическая

Логопедическая

Медицинская диагностика, характеристика состояния ребенка, определение прогноз

Диагностика проявлений психического дизонтогенеза ребенка

Поведение педагогической диагностики, педагогического обследования ребенка

Определение особенностей речевого развития ребенка

Психотерапия родителей. Привлечение к процессу медикаментозного лечения

Установление контакта со взрослым: смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта. тревоги, страхов. Адаптация к новым условиям;

Формирование навыков самообслуживания Взаимодействие ребенка и взрослого;

Тренировка мускулатуры, артикуляционного аппарата, стимуляция речевых точек

Купирование болезненных симптомов и стимулирование психической активности ребенка

Стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками

Пропедевтика коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, речи.

Активация ребенка с помощью песен, стихов, тонизирующей игры, просмотр фильмов.

При приеме детей, в ДОУ, уточняется поставленный диагноз, даются рекомендации родителям по особенностям психофизического развития, формируется план реабилитационных мероприятий с учетом индивидуальной программы реабилитации для детей- инвалидов. После того, когда дети привыкнут к сотрудникам ДОУ, к условиям работы в ДОУ они включаются в работу с другими специалистам и начинают посещать занятия с элементами сказкотерапии, изотерапии, трудотерапии, музыкальные занятия, занятия с учителем-дефектологом, логопедом, педагогом–психологом.

Работа с детьми выстраивается с учетом диагноза. Коррекционно-развивающая программа подбирается индивидуально для каждого ребенка, имеет свою цель и свои упражнения.

Оценка состояния ребенка — аутиста, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков проводится комплексно всеми специалистами и служит основой разработки индивидуального плана коррекционных мероприятий. На первых этапах отрабатывается важнейшая реакция оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс. В последующем, развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие. Затем проводится работа по воспитанию навыков самообслуживания.

На следующем этапе задача усложняется переходом от манипулятивной игры к сюжетной. Наиважнейшей стороной работы остается побуждение к деятельности, многократное повторение игр, формирование игровых штампов, с постоянным использованием зрительно-моторного комплекса, словесные комментарии необходимо давать в краткой форме.

Адаптированная программа направлена на обучение детей понятиям числа, счету определением временных категорий, ориентировке в пространстве. Этап от этапа решается задача усложнения деятельности, увеличивается предполагаемый объем навыков и знаний. Любые задания предлагаются в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз. Речевые задания произносятся голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность. И на последующих этапах работы по-прежнему решается задача усложнения деятельности с постепенным переходом от индивидуальных к направленным игровым заданиям, еще позднее к сложным играм, упражнениям в группах по 3–5 и более детей.

Логопедическая работа начинается с определения особенностей речевого развития свойственной детям — аутистам, соответствующая коррекция направлена на развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, вводятся дыхательные, голосовые упражнения. Важной является задача расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, работа над связным текстом.

Речь как наиболее молодая функция центральной нервной системы, страдает в болезни в первую очередь и восстанавливается постепенно, поэтапно, в обратном порядке.

Психологическая коррекция также начинается с диагностики проявлений психического дизонтогенеза ребенка в условиях его общей и игровой деятельности. Основной задачей является вовлечение аутистов в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Освоение системы игровых штампов аутистами способствует формированию у них памяти, внимания, восприятия.

Психотерапевтическая работа с самим аутистом и семьей направлена на коррекцию поведения ребенка, на коррекцию и укрепление семьи, привлечение семьи, привлечение родителей к воспитательной работе с ребенком, обучение приема работы с ним. Как указывалось ранее, реабилитационная работа должна проводиться комплексно, специалистами различного профиля.

Такие специалисты как: врач-психиатр, учителя-дефектологи, учителя- логопеды, педагоги-психологи, воспитатели проводят информационные консультации, обучающие занятия для семей, занятия по телесно-ориентированной терапии для нормализации мышечного тонуса и формирования адекватного представления о своем теле. Особенно важной составной частью в работе специалиста по ТОТ (телесно- ориентированной терапии) является выработка окуломоторного и отомоторного рефлексов. Она необходима для снижения латентности (сокращения времени между командой, посланной специалистом и ответной реакцией ребенка). Подобная работа не заканчивается в стенах дошкольного учреждения, а имеет продолжение в домашних условиях. Для этого большую работу с родителями проводят врач-психиатр, с целью обучения их простейшим упражнениям по методике Максимовой Е. В.

  1. Архипов Б. А., Комплексная методика психомоторной коррекции. М.,1998
  2. Бернштейн Н. А. О построении движений. М.: Медгиз,1947.
  3. Максимова Е. В. Уровни общения. Причины возникновения раннего аутизма и его коррекция на основе теории Н. А. Бернштейна, изд. Диалог-МИТФИ, 2008.-288с.

moluch.ru