Доу для детей с аутизмом

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа- детский сад №35» города


Как помочь аутичному ребенку лучше адаптироваться в детском саду

МОУ начальная школа – сад компенсирующего вида № 35

Выступление на семинаре “Вопросы взаимодействия учителя – дефектолога и воспитателей группы КРО”

Тема : «Как помочь аутичному дошкольнику лучше адаптироваться в детском саду?»

Ранний детский аутизм – это отклонение в психологическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром. Причины возникновения аутизма в настоящее время до конца не исследованы. Большинство авторов относят к ним нарушение внутриутробного развития и истощающее болезни раннего детства. У аутичных детей чаще обычного наблюдаются мозговые дисфункции, проявляются нарушения биохимического обмена. Аутизм нередко сочетается с другими психическими расстройствами.

Внешние проявления синдрома детского аутизма следующие:

· предельное одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации. Характерные трудности установления глазного контакта.

· стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление малейшим изменениям в обстановке; поглощенность однообразными действиями – моторными и речевыми: раскачивание, потряхивание руками.

· особая характерная задержка и нарушение развитие речи, прежде всего ее

За длительное время работы с такими детьми мы пользуемся определенными психологическими установками:

· доброжелательность . Агрессия взрослых – препятствие на пути к установлению положительного контакта.

· целеустремленность .Только ежедневное обучение позволит ребенку осваивать новые умения.

· терпимость по отношению к ребенку. Длительная работа и большие усилия взрослых приведут к положительным изменениям в развитии.

· внимательность и оптимистичность. Важно замечать каждый шаг ребенка.

· стремление поддержать ребенка в трудной ситуации.

· готовность поощрять ребенка каждый раз, когда он делает попытку выполнить задание, даже если она не очень успешна.

· требовательность взрослых в процессе обучения и повседневной жизни.

· Нельзя позволять ребенку управлять собой.

Большую часть времени ребенок, посещающий образовательное учреждение, находится с дефектологом и воспитателем. Поэтому роль воспитателя и дефектолога в формировании навыков общения аутичного ребенка со взрослыми и сверстниками особо важна. Чтобы по – настоящему помочь ребенку, надо верить, что все мы занимаемся далеко не безнадежным делом. Нам не добиться снятия диагноза , но мы можем сделать многое : понять ребенка , принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь приспособиться к миру.

Адаптация аутичного ребенка к детскому саду – процесс долгий и постепенный , требующий согласованных действий близких и персонала ДОУ. Такой ребенок требует дополнительного внимания , которое может проявляться, в частности , в следующем:

Во – первых, необходимо помогать ребенку, понять смысл всего, что происходит в группе , поэтому следует комментировать для него все происходящее и намечаемые действия ( «Сейчас все собираются на музыкальное занятие , и ты тоже пойдешь на него ; потом будем одеваться на прогулку, а когда вернемся – будем обедать»).

Во –вторых, надо помогать аутичному ребенку налаживать контакт с другими детьми: стараться вовлекать в общие игры, предотвращать возможные агрессивные и неадекватные действия. При этом важно не просто пресекать недопустимые поведенческие проявления , но и, сохраняя доброжелательность, обучать ребенка более «правильным», социально приемлемым способам взаимодействия со сверстниками («Подожди, отбирать игрушку без спроса нельзя.» Надо попросить : «дай поиграть»). Предлагаемая ребенку речевая формула должна зависеть от уровня его речевых возможностей. Передавая по окончании дня ребенка родителям, нужно «вместе» с ним кратко перебрать произошедшие за день события , рассказывая родителям, «как мы все жили сегодня».

Конечно, такие меры требуют от сотрудников детского сада большого терпения и дополнительных усилий, но они помогают организовать поведение аутичного ребенка, сделать его более упорядоченным.

Прежде чем начать разговор о коррекционной работе, необходимо уточнить: в нашей практике дети “ с классическим аутизмом” встречаются редко, чаще встречаются дети с аутистическим поведением.

Ребенок замкнут, большую часть времени проводит сам с собой, не демонстрируя какого – либо интереса ни к чему, кроме предметов, задействованных в стереотипной игре. Склонен к жестко заданным маршрутам , устраивает истерику, если вы что – то делаете не так, как он хочет, крайне неохотно идет на что – либо новое . часто совершает какие- то движения руками, при этом глаза смотрят совсем в другую сторону; избегает обычных телесных прикосновений или как будто игнорирует их. Избегает контакта глазами, с трудом на чем — нибудь концентрирует внимание или , наоборот, целиком уходит в какую-то игру, так что невозможно ни дозваться, ни отвлечь. Поскольку в арсенале педагога, к сожалению, почти нет специальных разработок по выявлению аутичных детей, то лучшим помощником в такой работе будет личный опыт общения с детьми, терпение и умение наблюдать.

Понаблюдайте за ребенком в течении нескольких дней. Сначала понаблюдайте пассивно и незаметно , сведя к минимуму перемещения по комнате. Каждый следующий раз садитесь на то же место и лучше в той же одежде.

После пассивного наблюдения попытайтесь стать более активным наблюдателем. Обратите внимание на характер траектории и ритм перемещения малыша по комнате, посмотрите, какие предметы его притягивают; одинаково ли негативно он реагирует на прикосновения к разным частям тела; нравится ли ему стишки, песенки; любит ли он, когда его щекочут, подкидывают вверх или раскачивают над полом.

Оцените, одинаково ли смотрит ребенок на вас с разного расстояния и в разных позах. Имейте в виду, что многие дети избегают контакта глазами.

Не следует ожидать от ребенка радостных возгласов и выражения (даже бессловесного) просьбы продолжить те ваши действия, которые вызвали у него реакцию заинтересованности. Возможно , он на несколько секунд что – то изменит в своем поведении – бросит на вас взгляд , или просто приостановит стереотипную игру, или как-то зазвучит (лепетно ли, словами ли). Все, что не вызвало сразу резко негативной реакции, например, крика или плача, может стать мостиком к ребенку.

В каждое следующее занятие можно включать все больше и больше нашей активности. Конечно, первое наше взаимодействие с ребенком может длиться очень недолго, буквально 3 секунды, после чего вы, возможно, его «отпустите» и больше к нему не приблизитесь в течении 15 минут- просто будете сидеть на прежнем месте . но постепенно время активного контакта увеличится, да и само занятие со временем станет дольше. Как правило, первые несколько занятий приходится чередовать очень тесный контакт с прямым взглядом в глаза и перерывами во взаимодействии.

Когда ребенок станет допускать наше присутствие поблизости , пробуем просто перемещаться за ним в его ритме или рядом, комментируя все , что он делает радостно, но не очень громко. Пока избегайте прямого взгляда в глаза. С некоторыми детьми какое-то время приходиться перемещаться , молча, пока мы не увидим, что ребенок уже не переутомляется от нашего присутствия, не убегает при нашем приближении. Если контакт с ребенком по каким- то причинам нарушился , начинайте сначала – садитесь на прежнее место и наблюдайте, пока ребенок снова не перестанет вас бояться. Как правило, нарушенный контакт восстановить легче, чем построить его впервые.

Теперь мы знаем что привлекает ребенка. Учитывая это, рассмотрим самые частые варианты дальнейшего развития событий. Следующие виды взаимодействия могут использоваться как по отдельности (если какой-то из вариантов ребенок пока не допускает), так и одновременно в течении одного занятия. Но помните что у ребенка с расстройствами аутистического спектра (РАС) обязательно должен быть отдых от взаимодействия, причем первое время периоды такого отдыха могут преобладать.

Если мы заметили, что ребенок предпочитает гладить предметы, стучать ими и слушать их звук, или любит играть с водой или песком, или смотрит на блики и тени, — все это можно использовать для установления более прочного и устойчивого взаимодействия. Попробуйте присоединиться к нему, радостно, но не очень громко комментируя. Вы можете вместе играть в песке: пересыпать, просеивать, подбрасывать и т.д. Как и любое взаимодействие с ребенком, в том числе и обычным , наши действия должны быть эмоционально насыщенными , живыми , даже несколько утрированными – как с малышом 1-2 лет. Так, можно регулярно с улыбкой обращаться к ребенку, стимулируя его разделить наши эмоции: «Как здорово, какой приятный, теплый песочек».

Прекрасно проходят и всевозможные игры с водой: от простых переливаний и разбрызгивания до окрашивания воды в прозрачных бутылочках. Можно пускать мыльные пузыри, весело приговаривая при этом что –то ритмичное (например: «Дуйся, дуйся, пузырь, раздувайся большой , да не лопайся»).

Хороший материал для сенсорных игр с маленьким ребенком – крупа. Можно зарывать мелкие предметы или ладони в манку или рис, а потом отыскивать их. Можно положить в тазик с манкой 5-10 игрушек одного вида. Потом к ним добавляются 5-10 игрушек другого вида. Их достают и кладут в разные мисочки. При этом игра не должна пресыщать, поэтому количество игрушек и время игры увеличивается постепенно.

Если ребенок крутиться вокруг оси – можно крутиться вместе с ним, сначала молча , затем что –нибудь ритмично приговаривая : «Я юла, юла, юла; я кручусь , кручусь, кручусь».Потом принесите юлу и раскрутите ее, приговаривая все тот же стишок. Если малыш что –то мычит или напевает, тихонько делайте то же самое . сначала копируйте его звуки максимально точно, а если это не вызвало негативной реакции, попытайтесь слегка разнообразить , например спойте какую-нибудь другую, но точно известную ребенку детскую песенку.

Пытайтесь отстучать простой ритм: если он присоединится к вам- продолжайте вместе, а если нет- стучите снова негромко, сопровождая ритм коротким детским стишком или напевая песенку под этот ритм. Внимательно отслеживайте реакцию. Все , что не вызывает негативной реакции, в дальнейшем можно использовать на занятиях, а также в острых ситуациях, когда ребенок не справляется с аффектом, а выйти из травмирующей ситуации по каким – то причинам вы не можете.

Основное в таких играх – разделенное переживание. С одной стороны, оно является способом установления контакта, а с другой – становиться основой взаимодействия и создает базу для возникновения разделенного внимания, вокруг которого строится вся остальная деятельность.

Присоединение к стереотипным играм

Если ребенок избегает сенсорных игр, не любит пачкать руки, но допускает игры с предметами – это также можно использовать для взаимодействия. Здесь наша задача – попытаться расширить его игру. Можно попытаться сесть рядом и из своих, незначимых для ребенка игрушек (например, если он складывает только продолговатые предметы , то вы берете кубики или картинки) складывать точно такие же ряды и пространственные структуры. Наша задача – привлечь внимание ребенка к себе, заинтересовать его. Но на этих « бессмысленных» играх надолго лучше не останавливаться. Через пару занятий добавьте к своему ряду какой – нибудь примитивный сюжет. Например, можно посадить ряд игрушек друг за другом и, приговаривая :» Едет поезд, едет поезд, чух-чух-чух!», аккуратно передвигать ряд по полу. Или: «Змея ползет – ш-ш-ш» и т.д. сначала вы сидите на некотором отдалении от ребенка, затем – едва соприкасаетесь с ним ногой или рукой, но с каждым разом пробуйте увеличивать время и площадь соприкосновения.

При этом игра становиться все более эмоционально насыщенной , вы можете постоянно обращаться к ребенку с «призывом» разделить радость : «Вот это паровоз! Смотри, как он с горки съехал. А на нем мишка едет. Куда же он едет? Наверное, в гости к Зайцу…». Имейте ввиду, что невозможно заинтересовать ребенка игрой, если вы сами не почувствуете удовольствие от нее.

Обратите внимание: перед нами не стоит задача убрать стереотипную игру- наоборот, она поможет установить контакт с ребенком, со временем можно расширять этот стереотип, внося в него дополнения и смысл. По мере того, как у ребенка появятся другие виды деятельности , стереотипная игра станет мягче. Аутичные дети видят смысл какой – либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: дети должны знать , что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. Например, во время физкультуры им непонятно, зачем и как долго бегать по кругу . но их деятельность будет более осмысленной, если в зале на полу разложить несколько игрушек и дать ребенку конкретное задание : каждый раз, пробегая мимо игрушек, брать одну из них и бросать в корзину. Когда все предметы будут собраны, перейти с бега на шаг, и, пройдя еще один круг, сесть на скамейку. Таким образом, ребенок будет видеть план своих действий и станет более спокойным. Подобной осмысленности необходимо добавиться при выполнений любого задания. Ребенок всегда должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие. С этой целью в помещении, где находится аутичный ребенок, можно разместить так называемые пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий. Так, схему, отражающую в нужную последовательность действий ребенка при сборах на прогулку, можно нарисовать на шкафчике.

Образцами подобных карт являются, к примеру, инструкции по сбору игрушек из серии “Киндер- сюрприз”

Аутичные дети с удовольствием складывают мозаики и головоломки. Они доступны и понятны им. Работая по схеме, дети видят конечный результат, которого надо достичь.

Дети с нарушениями в общении любят заниматься коллекционированием, по этому их можно и нужно привлекать к работе по сортировке предметов. Они могут стать неоценимыми помощниками воспитателя, в тех случаях, когда нужно, например, разложить карандаши по цвету, кубики по размеру, вырезанные шаблоны по форме. В школе можно привлекать таких детей к созданию и сортировке гербариев, коллекций камней, ракушек, фотографий. Они неплохо справляются с ведением ежедневных записей – наблюдений за животными в живом уголке ( но не на первых стадиях работы).

Аутичный ребенок плохо осознает свое тело . У него может быть нарушена пространственная ориентация. Поэтому полезно разместить в групповой комнате несколько зеркал на уровне глаз ребенка .Время от времени воспитатель или учитель может привлекать внимание ребенка к его отражению. Этот прием дает положительные результаты.

Каждая встреча с аутичным ребенком поистине уникальна. Но, зная общие закономерности развития детей- аутистов и имея в копилке «набор» приемов для работы с ними, всегда можно подобрать ключик к ним, даже в самых сложных и непредсказуемых случаях.

высшей категории Брендель Г.И.

1. 1. Победить аутизм. Метод семьи Кауфман. Сост. Холмогорова Н.Л. – М.:ЦЛП.-2005

2. 2. Аутичный ребенок: пути помощи. Никольская О.С., Баенская Е.ОР., Либлинг М.М. – М.: Теревиноф.- 1997

sad-zolushka.edusite.ru

Материал по коррекционной педагогике на тему:
Особенности организации работы педагогов с детьми с расстройствами аутистического спектра

Материалы полезны для педагогов, работающих с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра

Предварительный просмотр:

Особенности организации работы педагогов с детьми

с расстройством аутистического спектра

В настоящее время слово «аутизм» часто можно слышать из уст родителей и учителей.

Детский аутизм — это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами, при котором, прежде всего, нарушено формирование эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. По оценкам экспертов, в современном обществе из 150 детей один ребенок страдает аутизмом. За последние 30 лет статистика этого заболевания резко увеличилась.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что каждое образовательное учреждение обязано создать условия для обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. В большинстве случаев дети имеющие расстройство аутистического спектра учатся дома, не имея возможности посещать групповые занятия в соответствии со своим возрастом. А ведь аутизм и есть нарушение способности к общению, поэтому очень важно, чтобы коррекционная помощь детям и их родителям оказывалась своевременно.

Активное развитие инклюзивной практики в образовании за последнее время привело к тому, что в качестве субъектов обучения выступают все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности дети с расстройствами аутистического спектра. Имеющийся на сегодняшний день практический опыт обучения детей с расстройством аутистического спектра в условиях детского сада показывает, что для этой категории детей должны быть разработаны и внедрены различные модели обучения, позволяющие максимально реализовать их право на получение адекватного их возможностям и способностям дошкольного образования , позволяющего реализовать потенциал этих детей.

Организация дошкольного обучения детей с аутизмом требует определения соотношения форм специального образования и интеграции в общеобразовательную среду соответствующего их особым образовательным потребностям.

По созданию условий для адаптации детей с расстройством аутистического спектра в условиях нашего ДОУ мы учитываем следующие рекомендации:

— наличие адаптированной образовательной программы, включая индивидуальные маршруты сопровождения ;

— щадящий режим пребывания в детском саду (дополнительный выходной день или сокращение общей нагрузки во времени и т. п.).

— индивидуальные и групповые занятия со специалистами ДОУ;

А также нами были определены особенности работы с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра, в условиях детского сада:

— педагог-психолог дает рекомендации педагогам по коррекции поведения с такими детьми;

— гибкий график посещения группы специалистами;

— индивидуальная форма обучения по основным темам образовательной программы (работа со специалистами);

— закрепление знаний в процессе деятельности, в режимные моменты, и обязательно дома.

В связи с особенностями развития детей с РАС недостаточно наличие лишь одной основной общеобразовательной программы МДОУ, поэтому в нашем детском саду для работы с детьми с аутистическим расстройством на основании рекомендации заключения территориальной ПМПК была разработана «Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ с РАС». В разработке данной программы принимали участие все специалисты МДОУ.

Программа была разработана в соответствии с:

— Основной общеобразовательной программой МДОУ,

— Законом Российской Федерации «Об образовании РФ» от 29.12.2012г.№273-ФЗ»;

— «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013 г.);

— «Федеральным государственным образовательным стандартом ДО» от 17 октября 2013г.№1155;

Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (с расстройством аутистического спектра) от 5 до 7 лет, с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, по образовательным областям: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.

Целью данной программы является обеспечение социально-бытовой адаптации, социализации детей с расстройствами аутистического спектра, обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.

Исходя из программы, взаимодействие педагога с воспитанником, имеющим расстройство аутистического спектра, осуществляется поэтапно, в соответствии со степенью выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка. К детям, страдающим аутизмом, на всех этапах взаимодействия применяется дифференцированный и индивидуальный подход, с постепенным включением в групповые формы работы.

На первом этапе ребенку предоставлялась возможность самостоятельно обследовать помещение комнаты для занятий и время пребывания его в группе. Убирались все яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы. Строго дозировались аффективные контакты с ребенком. Общение с ребенком проводилось негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Педагоги при взаимодействии с воспитанником избегали прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не обращались к ребенку с прямыми вопросами. Не настаивали на продолжительности выполнения задания в случае отказа. Одежда воспитателей и специалистов придерживалась темных тонов, и в ней соблюдалось постоянство, это помогало ребенку привыкнуть и создать атмосферу стабильности и комфорта. На втором этапе ребенку, страдающему аутизмом, уделялась постоянная поддержка взрослого, его побуждение и ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Особая важность этого этапа — это умение педагога чувствовать настроение ребенка, понимать его поведение и использовать это в дальнейшей коррекционной работе. Что позволяло вовлечь ребенка в совместную деятельность.

В процессе работы в поведении ребенка с расстройством аутистического спектра проявляются стимулы, которые необходимо учитывать в ходе коррекционной работы. Например, как в нашем случае, ребенку нравилось рвать и мять бумагу, педагог переориентировал его на аппликацию методом обрывания, то есть он создал что – то новое. Необходимо отметить важный момент: каждую игру или упражнение проводили несколько раз для закрепления результата. Педагоги настраивались на долгую и терпеливую работу с аутичным ребенком. Коррекционная работа проводилась систематически. Если после установления контакта коррекционная работа прерывалась, то ребенок мог снова «закрыться», «уйти» в свой мир.

Программа содержит разработку индивидуального маршрута сопровождения ребенка всеми специалистами ДОУ (старшей медсестры, педагога-психолога, воспитателя, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре.). Он представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений работы с ребенком и его родителями. Содержательный компонент индивидуального маршрута сопровождения ребенка в нашем учреждении индивидуален и зависит от выраженности проблем в развитии, потенциальных возможностей, необходимых форм и участников сопровождения, выбора соответствующих коррекционных программ, методик и технологий. Индивидуальный маршрут сопровождения позволяет:

— предоставить ребенку с ОВЗ образование в соответствии с его возможностями и потребностями;

— обеспечить ребенку с ОВЗ возможность успешно интегрироваться в среду нормально развивающихся сверстников;

— предоставить родителям возможность получать необходимую консультативную помощь и вместе с ребенком и педагогами осваивать ООП;

— обеспечить педагогам постоянную и квалифицированную методическую помощь-поддержку;

— постоянно отслеживать, своевременно корректировать и отбирать адекватные формы образования с учетом уровня развития и потенциальных возможностей ребенка.

Помимо реализации индивидуальных маршрутов сопровождения детей с расстройством аутистического спектра специалистами МДОУ осуществляется коррекционно-развивающая работа с целью обеспечения комплексного медико-психолого-педагогического воздействия на развитие ребенка. Она осуществляется в форме коррекционно-развивающих подгрупповых и индивидуальных занятий. Они носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими упражнениями, а также другими видами детской деятельности, характерной для дошкольного возраста и не дублируют школьных форм обучения.

Педагоги ДОУ соблюдают следующие требования при проведении коррекционно-развивающих занятий:

— занятия проводятся индивидуально ежедневно, если к моменту проведения занятия не наблюдаются симптомы патологических состояний;

— каждое занятие направлено на решение центральной задачи коррекцию нарушения познавательной деятельности и сопутствующих отклонений посредством вариативного усвоения программного материала;

— на каждом занятии происходит неукоснительное соблюдение требований охранительного режима:

— строгий регламент времени, не допущение психического переутомления, истощения, утомления зрения, слуха, оптимальное чередование труда и отдыха, разнообразие видов деятельности, дружелюбие и терпимость педагога к промахам и затруднениям детей, оказание им необходимой помощи;

— при выборе методов и приемов обучения и воспитания учитываются особенности развития детей ОВЗ с расстройством аутистического спектра.

При проведении коррекционно-развивающего занятия педагог определяет его продолжительность в зависимости от насыщенности, целей занятия и индивидуально-типологических особенностей ребенка.

Особенно, важное значение в воспитании детей с расстройствами аутистического спектра имеет организация их целенаправленного поведения. Этой цели служит четкий распорядок дня, формирование стереотипного поведения в определенных ситуациях. Все режимные моменты проводятся строго в одно и тоже время. Это позволяет стабилизировать насыщенность пребывания ребенка в детском саду. Стабильность особенно нравится детям с аутистическим расстройством. Одно занятие сменяет другое. День ото дня все повторяется, закрепляется и повторяется вновь. При этом есть доля разнообразия.

Предметно — развивающая среда для детей с расстройством аутистического спектра представляет собой совокупность природных и социально-культурных предметных средств, удовлетворяющих потребности актуального и перспективного развития ребенка, учитывающую индивидуально-типологические особенности детей, направленную на становление детской деятельности, способствующую формированию «картины мира» и обогащению житейского и элементарного научного опыта детей.

Пространство, где проводится коррекционная работа с детьми с расстройством аутистического спектра организовано таким образом, чтобы ребенок мог достаточно свободно перемещаться, располагаться для игр с игрушками, отдыхать. Оно пригодно для деятельности детей и взрослых, для проведения индивидуальных и комплексных занятий по различным направлениям. Созданная такая предметно-пространственная среда в игровой комнате помогает ребенку чувствовать себя комфортно, а также располагает ребенка, как к занятиям вместе с другими детьми, так и к индивидуальному взаимодействию с взрослым. С этой целью все полки в шкафах доступны. Именно на них располагается сменный дидактический материал по всем изучаемым лексическим темам, игрушки и пособия по сенсомоторному и речевому развитию, конструированию, развитию речи и элементарных математических представлений и др. Кроме того, в предметно-развивающую среду включены наборы муляжей, крупные и мелкие игрушки по темам, конструкторы, мозаики, кубики, пирамидки, матрешки и другие сборные игрушки, настольный материал.

Деятельность нашего учреждения предполагает активное взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. С семьями воспитанников сотрудничают все специалисты ДОУ: заведующий, старший воспитатель, воспитатели, старшая медицинская сестра, учитель-логопед, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, педагог-психолог.

Педагоги систематически оказывают родителям помощь в повышении родительской компетентности, руководят самообразованием родителей, развивают у них стремление к самосовершенствованию, помогают в создании благоприятных и комфортных условий для развития ребенка с расстройством аутистического спектра в семье, постоянно работают над единством педагогических требований в семье и детском саду.

Программа предполагает различные формы сотрудничества с семьей:

информативные (индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания), обучающие (семинары-практикумы, тренинги, конкурсы совместных рисунков, поделок, совместные проекты), исследовательские (анкетирование, тестирование).

Педагоги ДОУ стараются включить родителей и законных представителей в коррекционную работу с детьми. Учитель-логопед ведёт тетрадь для домашних заданий, где даёт задания родителям по текущим темам и методические рекомендации по проведению игр индивидуально для данного воспитанника. Эффективная коррекционно-развивающая работа ДОУ возможна только благодаря интеграции усилий педагогов детского сада и семей воспитанников с расстройством аутистического спектра.

На заключительном этапе проводится оценка результатов организации работы педагогов с детьми с расстройством аутистического спектра. Критериями, которой являются:

— Реализация индивидуального подхода (составление адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ с учетом данных диагностик);

— Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка (организация развивающей среды, наличие в режиме дня времени и форм самостоятельной активности детей);

— Активное включение в образовательный процесс всех его участников (наличие психолого-медико-педагогического консилиума);

— Партнерское взаимодействие с семьей (организация партнерских форм взаимодействия с семьей, участие родителей в жизни ДОО, консультации родителей);

— Функционирование дошкольной образовательной организации (выстраивание образовательного процесса в соответствии с потребностями детского контингента).

Таким образом, учет особенностей работы педагога с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра, и совокупность работы специалистов в рамках реализации адаптированной программы позволяет ребенку социализироваться и адаптироваться в обществе. В итоге происходит постепенное преодоление аффективной патологии, формирование целенаправленной деятельности ребенка и усиление эмоциональной психологической активности аутичных детей.

nsportal.ru