Два основных источника стресса

Стресс: причины появления, виды и профилактика

Влиянию стресса подвержены все люди. Нервное напряжение, различные неожиданности на работе и в семье приводят к истощению моральных и физических сил.

Стресс является неотъемлемым компонентом жизни современного человека. Многим и хотелось бы его полностью избежать, только в большинстве случаев это сделать не получается. Нервное напряжение, различные неожиданности на работе и в семье приводят к истощению моральных и физических сил. Влиянию стресса подвержены все люди, его симптомы известны всем и каждому.

Симптомы стресса

Каждому важно знать симптомы стресса. Жизнь порой преподносит нам такие сюрпризы, что остается только удивляться тому, каким неведомым образом все складывается. По каким проявлениям можно понять, что человек переживает сильное нервное напряжение? Каковы выраженные симптомы стресса? Попробуем разобраться.

Нарушение сна

Человек, находящийся в состоянии стресса, часто страдает бессонницей. Нарушения сна связаны с перевозбуждением нервной системы. Такая нагрузка чревата своими последствиями. Часто имеет место быть такая ситуация, когда человек и хочет спать, и не может этого сделать. Ему не удается достичь полного расслабления. Мысли наслаиваются друг на друга, мешают адекватно воспринимать происходящие события. Человек в стрессе не может испытывать удовольствия от отдыха. Он только и делает, что сражается с невидимыми врагами и постоянно ожидает худшего результата из всех возможных. Причины стресса у каждого свои. Симптомы же у большинства людей примерно одинаковые. Первое, что начинает замечаться – уходит душевное равновесие, человек теряет опору под ногами. Причем в большинстве случаев люди стремятся стойко переносить любые душевные потрясения. Стресса мало кому удается избежать в повседневной жизни, однако с ним нужно и можно бороться.

Физическая слабость

При стрессе всегда наблюдается физическая слабость, это его характерный симптом. Все дело в гормоне адреналине, который при стрессе начинает вырабатываться в большом количестве. Физическая слабость является результатом нервного перенапряжения. Иногда появляется характерная боль в мышцах. Пугаться этого состояния не стоит – оно пройдет через несколько часов. После стресса лучше всего поспать, мысленно отключиться от происходящего. Нельзя себя приневоливать и заставлять что-то делать, только если этого не требуют чрезвычайные обстоятельства. Физическая слабость является абсолютно естественной реакцией на сильное переутомление и стресс.

Чувство тревоги

Еще один характерный симптом, который просто невозможно не заметить. Стресс подтачивает внутренние силы организма, оставляя внутри разочарование и страх. Чувство тревоги не покидает тех людей, которые находятся в стрессе. Этот симптом свидетельствует о том, что пора принимать какие-то действенные меры, а не просто бесконечно страдать. Тревожность, раздражительность, нежелание действовать связано с упадком сил. Человека нежелательно оставлять одного в таком состоянии, какими бы причинами не было вызвано расстройство. Лучшим лекарством будет беседа с близким человеком или хорошим другом, который сможет поддержать. Другие симптомы стресса связаны с невозможностью расслабиться, принять верное решение.

Любое нервное потрясение возникает не на пустом месте. Просто так ничего не происходит. Для формирования и развития стресса необходимы весьма серьезные причины. Они обычно указывают на то, что человеку требуется изменить в своей жизни. Тот, кто внимательно относится к собственному состоянию и не желает его усугублять, должен заниматься профилактикой стресса. Рассмотрим подробнее причины стресса.

Смена работы

Очень часто смена привычной обстановки влечет за собой развитие стресса. Это частая причина формирования стресса. Человеку требуется привыкнуть к новой обстановке. Поначалу все испытывают определенное нервное напряжение, неуверенность в себе. Чувство тревоги и некоторой опасности может не покидать на протяжении нескольких дней или даже недель. И это вполне нормальная реакция здорового организма на стресс. Смена рода деятельности – серьезный шаг, который не следует совершать спонтанно, под влиянием эмоций. Такой причины вполне достаточно для того, чтобы начать испытывать не совсем приятные эмоции. В большинстве случаев люди панически боятся увольнения и делают все возможное, чтобы избежать этого события, поскольку считают, что найти хорошую работу сложно и невозможно это сделать быстро.

Расставание с близким человеком

Это серьезная причина, которая может привести не просто к развитию стресса, а выступить серьезным основанием для формирования нервного срыва. Человек не всесилен, он не может постоянно испытывать негативные эмоции и при этом не иметь никаких весомых последствий. Расставание с близким человеком – это то, что может перевернуть систему внутренних убеждений, сломать прочную душевную организацию личности. Происходит это потому, что люди испытывают глубокую потребность в том, чтобы заботиться о ком-то близком. Если лишить человека такой возможности, он будет чувствовать себя ненужным и несостоявшимся. Профилактика и лечение стресса, возникшего на почве личных отношений, невозможно без осознания личности своих дальнейших перспектив. Все-таки требуется многое переосмыслить и понять, чтобы изменить отношение к ситуации.

Неудовлетворенные потребности

Иногда стресс формируется на базе неудовлетворенных потребностей. Они могут иметь как физическую, так и психологическую подоплеку. Что можно отнести к данному пункту? Например, нереализованные мечты о личном счастье, безответная влюбленность. К стрессу также приводят трудности по работе, сопряженные с необходимостью проявлять себя, доказывать свою значимость. Неудовлетворенная потребность в любви и признании – частая причина развития стресса. Если бы люди анализировали все причины, которые только могут при вести к нервному перенапряжению, то их всех было бы невозможно описать. Существует великое множество оснований для возникновения стресса. Если человек не будет себя беречь, то очень скоро заработает себе нервный срыв.

Стадии стресса

В психологической науке принято выделять несколько стадий развития стресса. Эти стадии характеризуют душевное состояние человека, умение противостоять любым негативным факторам. Сами стадии возникновения стресса можно сравнить со ступенями, по которым человек движется по лабиринтам своих эмоций.

Легкая степень

Самая первая стадия характеризуется появлением небольшой утомляемости, впечатлительности, восприимчивости. Человек начинает вдруг задумываться о своей жизни, боится предпринимать активные действия для того, чтобы исправить неудовлетворительную ситуацию. Легкая стадия не приносит много страданий. Она лишь показывает, что с человеком что-то не так: он устал, перенервничал, сбился с выбранного пути. Но если не предпринимать попыток избавиться от нервного напряжения, тревога и сомнения будут только нарастать.

Средняя степень

Вторая стадия, которая характеризуется стремительным повышением уровня тревожности. На этом этапе становится сложнее противостоять натиску стресса. Вторая стадия предполагает, что человек начинает погружаться в собственные переживания, хотя и продолжает активно искать выход из затруднительного положения. Находясь в средней стадии, многое еще можно исправить без особенного ущерба для здоровья. Печально только то, что люди порой совсем мало задумываются над тем, насколько вредят самим себе. Нельзя относиться к стрессу без всякого внимания, это чревато необратимыми последствиями.

Тяжелая степень

К сожалению, стресс очень быстро развивается и прогрессирует. Если ситуация зашла слишком далеко, приходится пожинать горькие плоды. Третья стадия стресса характеризуется сильной подавленностью, нежеланием предпринимать какие-либо попытки для восстановления душевного равновесия. Человек перестает верить в то, что ему кто-либо может помочь. Такое состояние уже называется тревожно-нервным расстройствам и оказывает сильное влияние на восприятие действительности. Такой человек оказывается неспособным воспринимать радость, ему требуется серьезное лечение. Третья стадия развития стресса требует к себе повышенного внимания.

Виды стресса

В психологической науке выделяют два основных вида стресса. Эти виды в корне отличаются друг от друга и позволяют судить о том, насколько человек продуктивно работает над собой. Зная виды нервного напряжения, можно попытаться проанализировать собственное состояние и прийти к определенным выводам.

Это такой вид нервного напряжения, при котором происходит сильная концентрация внимания на каком-либо объекте или явлении. В этом случае переживания даже идут на пользу: человек в короткое время мобилизует все свои внутренние силы, чтобы выйти из затруднительного положения, достичь определенного результата. Такой вид потрясений способствует лучшему пониманию собственных намерений, поиску выхода. Человек начинает осознавать, к чему ему действительно стоит стремиться, а от чего лучше совсем отказаться.

Такой вид нервного напряжения не может идти на пользу. Он представляет собой вид нервного расстройства, при котором человек сильно страдает. По сути, дистресс – это вид стресса, главной отличительной особенностью которого является длительное эмоциональное возбуждение. При подобном расстройстве, конечно, личность не может полноценно развиваться, чувствовать себя счастливой. В этом случае напряжение возрастает в несколько раз, не идет в сравнение ни с какими видами эмоциональных нарушений. Дистресс – это не просто вид дисгармонии внутри личности, а серьезное нарушение, нуждающееся в своевременном лечении.

Лечение и профилактика стресса

Любые эмоциональные отклонения в обязательном порядке следует обследовать. Их лучше предупреждать, чем позднее пытаться что-то исправить. Назначать грамотное лечение должен обязательно специалист, а не любитель задушевных бесед. Занимаются профилактикой стресса квалифицированные психологи. В чем заключаются основные принципы лечения и профилактики? Попробуем разобраться!

Наладить сон

Прежде чем начинать глотать успокоительные таблетки, следует пойти более простым путем. Необходимо начать следить за качеством своего отдыха. Очень часто люди значительно пренебрегают сном, жертвуя им ради каких-то срочных дел. Этого не следует делать. Для человека сон крайне важен. Правильный режим дня станет отличной профилактикой стресса и поможет в лечении, если проблема уже появилась. С лечением лучше не затягивать, если человек действительно в нем нуждается.

Физическая активность

Многие современные люди, руководствуясь некоторыми соображениями, значительно пренебрегают физической активностью. Это большая ошибка, которая может привести к непоправимым последствиям. Лечение и профилактика стресса основываются на постоянном движении. Человек должен осознавать, что нужно хотя бы раз в день делать гимнастику или зарядку. Лучше всего заниматься каким-то конкретным видом спорта. Это отличное лечение, которое помогает даже в запущенных случаях. Само по себе лечение нервного расстройства предполагает, чтобы личность приняла на себя полную ответственность за происходящее. Нужно стараться как можно больше двигаться, тогда впоследствии не придется прибегать к лечению сильнодействующими препаратами.

Этот метод хорош тем, что позволяет избавиться от любых проявлений неблагополучия в душевном состоянии человека. Лечение стресса целесообразно начинать с глубокого осмысления происходящих событий. Чем сильнее личность разовьет в себе навык управления собственной внутренней сущностью, тем быстрее сможет справиться с любой проблемой.

Таким образом, чтобы освободиться от нервного напряжения, нужно постараться как можно скорее обрести душевное равновесие. Лучше вовремя провести профилактику сильного эмоционального расстройства, чем потом прибегать к его лечению.

psyh.info

Причины стресса

Перечислять все причины стресса — неразумно, потому как все мы разные и у каждого сформированы свои шаблоны мышления и поведения. У каждого на этой земле свой жизненный опыт, и у каждого собственное отношение к возникающим ситуациям. Именно поэтому стрессовых ситуаций огромное множество. Вместе с тем, каждую из подобных ситуаций связывает один момент: событие или на самом деле несет угрозу нашей жизни и благополучию, либо эта угроза вымышленная.

Стресс-факторы

Ситуации, провоцирующие в нашем организме стресс, назовем стресс-факторами, именно они определяют причины стресса в жизни человека.

Большинство людей отождествляют стресс-факторы с неприятными событиями, такими как тяжелый график работы, потеря чего-либо важного и ценного. К стресс-факторам также необходимо отнести и положительные ситуации – получение награды, брак, увеличение зарплаты и др. Это хорошие моменты, но несмотря на это, они все равно обуславливают причины стресса. Стресс-факторы, положительные они либо отрицательные вызывают стресс, в той мере, в какой человек воспринимает этот фактор. В случае если наше отношение к женитьбе спокойное, мы воспринимаем стресс в меньшей степени, в отличие от случая, когда брак – это самое долгожданное событие в жизни. Если человек воспринимает неудачи – как опыт жизни, от которого он сможет научиться чему-то новому, то стресс проявится в форме небольшого волнения. Если же неудача воспринимается слишком близко к сердцу, то стресс чреват серьезными проблемами для здоровья организма, вплоть до депрессий и изменения сознания, поэтому причины стресса носят относительный характер и для каждого человека индивидуальны.

Причины стресса могут быть внутренними и внешними. Внешние – это жизненные перипетии и изменения, находящиеся под нашим контролем. Внутренние причины – находящиеся в нашем разуме, в большей степени являются плодом воображения. Это деление условное и сделано нами для удобства, так как они все взаимосвязаны. Ниже приведем небольшой перечень причин стресса.

rostduha.ru

Стресс-менеджмент в педагогической деятельности

Часть III. Профилактика стресса. Управление стрессом

Что такое стресс?

Профессия педагога сопряжена с большим количеством стрессов. Стрессовые ситуации могут возникнуть в любое время в общении с детьми, администрацией, родителями, представителями различных организаций. Исследования, проведенные на выборке учителей начальных классов английских школ, показали, что более 72% учителей испытывали в своей работе стресс средней степени и 23% учителей испытывали сильный стресс (FontanaD., 1995).

Так что же такое стресс? Г. Селье (1979) определял стресс как уровень изношенности нашего организма, и, как многие другие исследователи, связывал его с напряжением. Как правило, стресс — это состояние организма, вызванное длительным действием процесса повышенного возбуждения. Психологический словарь (1998, с. 371) дает такое определение данного понятия: «Состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных и трудных условиях, как в повседневной жизни, так и в особых обстоятельствах». Это психическое или физическое напряжение, вызванное физическими, эмоциональными, социальными, экономическими или профессиональными обстоятельствами, событиями или опытом, с которым сложно справиться и сложно его переносить (ColmanA.M., 2001).

По мнению Д. Гринберга (2004), причиной стресса является стрессор, или стимул, который может «запустить» в действие реакцию борьбы или бегства. Стрессором может оказаться как эмоциональное состояние (гнев, страх), так и внешние факторы (запахи, шум). Специалисты считают, что большая часть стрессоров связана не с производственной деятельностью человека, а с его обыденной жизнью. Однако люди зачастую приносят свои проблемы на работу, где, в свою очередь, прибавляются факторы профессиональной деятельности (Сергаев С. И., 2002).

Г. Деслер (1997) выделяет два основных источника производственного стресса: факторы окружающей среды (учебная нагрузка, безопасность, количество учеников) и персональные факторы (работоспособность, терпение, здоровье). Но независимо от того, что же явилось источником стресса, в результате послестрессовых нарушений нервной деятельности (Съедин С.И., 2002; SutherlanolS., 1995) могут возникнуть многие заболевания: инфаркт, инсульт, психические болезни и др. Конечно, воздействие одного и того же стрессора может оказаться различным в разных ситуациях и на разных людей.

Стрессогенность различных событий определяется их предсказуемостью (непредсказуемостью) и возможностью (невозможностью) контролировать ситуацию. Однако важны не сами события, а то, насколько они тронули нас (Глейтман, 2001).

По шкале стрессогенности событий (HolmesandRahe, 1967) наибольший стресс вызывают такие жизненные события, как смерть супруга(и), развод, тяжелая травма или болезнь, вступление в брак, увольнение с работы и др. А шкала повседневных проблем (LazarandandFolkman), вызывающих стресс, представляет собой перечень таких событий, как ухудшение здоровья одного из членов семьи, повышение цен на товары, домашние хлопоты и др.

Специалисты (Г. Глейтман) считают, что люди, которые получают поддержку от социального окружения (друзей, семьи), переживают любой стресс с меньшими потерями.

А лица, состоящие в полноценном браке и других социальных взаимоотношениях, обладают большей сопротивляемостью болезням по сравнению с теми, кто разведен или одинок. Учителя, имеющие хотя бы одного друга среди коллег, также менее подвержены стрессу (FontanaD., 1995).

Однако стресс не всегда является вредным для человека. Некоторые стрессовые ситуации играют положительную роль в нашей жизни. Порой они вносят необычные яркие краски в серые будни нашего существования. Преодолевая стрессовые ситуации, мы чувствуем себя на высоте, с гордостью рассказываем своим друзьям и коллегам, например, о приобретенном опыте поведения в экстремальных ситуациях. Иногда, находясь под влиянием стресса, люди пересматривают свои убеждения, жизненные позиции, меняют взгляды на происходящие события и отношения к близкому окружению, что может способствовать дальнейшему личностному росту или обеспечению жизненной безопасности. Стрессы — это неотъемлемая часть нашей жизни, и их не всегда удается избежать. Поэтому наряду с проведением профилактических мер по предотвращению стресса стоит научиться справляться с собой в ситуациях, которые неизбежны.

Профилактика стресса. Управление стрессом

Психолог, работающий в детском саду или в школе, часто вынужден называть педагогам помощь в ситуациях, вызвавших у них стресс. Причем первоочередной задачей психолога является осуществление профилактической работы. Так, для профилактики стрессовых ситуаций С.И. Сергаев предлагает следующие способы:

1. Действия самих сотрудников: создавать приятные отношения со всеми коллегами, устанавливать реалистические сроки для исполнения важных проектов, ежедневно находить время, чтобы расслабиться, иногда ходить пешком, не откладывать работу с неприятными проблемами, «не откусывать больше, чем можно съесть», и др.

2.Мероприятия работодателя для сотрудников: выявление факторов риска и отклонений здоровья, внедрение программы физических упражнений, проведение социальных и культурных мероприятий и др.

3. Меры по совершенствованию управления организацией (создание сотрудникам, испытывающим стресс, определенной обстановки на рабочем месте): исследование причин возникновения стресса, изменение служебных обязанностей сотрудника, проведение обучения, установление гибкого графика, улучшение условий труда и др.

Исследования Д. Фонтана и К. Абоусерие (FontanaD., 1995) выявили положительную связь между высоким уровнем предрасположенности к стрессу и нейротизмом и интроверсией у учителей начальных классов и среднего звена. Оказалось, что чем выше интроверсия и нейротизм, тем в большей степени педагоги подвержены стрессу. Стресс также часто встречается у учителей, которые в своей профессиональной деятельности стремятся всегда и во всем быть безупречными (Kyriacou, 1982).

Д. Фонтана (1995) дает пять советов учителям по управлению стрессом.

Совет первый. Определите, относитесь ли вы к группе риска (о которой написано выше). Если да, то в любой экстремальной ситуации научитесь решать, что вы можете сделать, а что просто не в ваших силах или компетенции. Научитесь смеяться над собой в тех ситуациях, где вы допустили небольшую оплошность. Чувство юмора всегда помогает снизить напряжение. А умение посмеяться над собой безо всякого смущения свойственно людям, которые умеют ценить себя и которые свободны от внутреннего конфликта. Конечно, они стараются изменить вещи в желаемом направлении, если это возможно, но в то же время они способны быть гибкими.

Совет второй. Учитесь наблюдать за собой и осознавать, почему определенные события вызывают в нас напряжение, печалят или раздражают. Попробуйте составить список подобных ситуаций. Например: «6 „а“» класс с его отвратительным поведением вызывает во мне гнев. Иванов Петя, когда молчит у доски по 5 минут, выводит меня из терпения. «

Конечно, мы не обладаем такой кнопкой, нажатием которой 6 «а» или Иванов Петя «запускают» гнев или наше нетерпение. Реакция на события целиком и полностью зависят только от нас. 6 «а» действительно может шуметь на уроке, но только мы можем решить, как реагировать на это: гневом или умением держать себя в руках. Каждый учитель может заранее смоделировать такую ответную реакцию на возможное, предполагаемое стрессовое воздействие, что, безусловно, облегчит его жизнь.

Совет третий. Иногда люди принимают слова и действия других на свой счет, хотя для этого нет никаких веских оснований. Дети из 6 «а» ведут себя так, потому что это вошло у них в привычку, потому что приходят после урока физкультуры и т. д., а не потому, что они не уважают учителя. Будьте более реалистичны, и прежде чем обидеться или рассердиться на кого-то, разберитесь, действительно ли люди хотели обидеть вас.

Совет четвертый. В стрессовых ситуациях старайтесь сконцентрировать свое внимание на проблеме, а не «застревать» на собственных отрицательных эмоциях. Попытайтесь найти альтернативные способы решения и выберите из них то, что считаете более приемлемым.

Совет пятый. Занимайтесь профилактикой стрессовых состояний: читайте книги, выполняйте простые релаксационные упражнения. А если вы находитесь в состоянии стресса, то не копите отрицательные эмоции, поделитесь проблемами с коллегами, с близкими людьми.

А вот рекомендации М. Беркли-Ален (1997, с. 193-194), с которыми мы подробно знакомим участников тренинга (день третий):
1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника).
2. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).
3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.
5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».
6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.
7. В выходной позвольте себе подольше поспать.
8. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.
9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.

Специалисты рекомендуют для снятия эмоционального напряжения стремиться к снижению мышечного напряжения. Так, Г.С. Беляев, В.С. Лобзин, И.А. Копылова (1997) отмечают, что мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой и мышечное напряжение является внешним проявлением неприятных эмоций (страха, гнева и др.). Соответственно, расслабление мышц — это внешний показатель положительных эмоций, состояния общего покоя, уравновешенности, удовлетворенности.

Расслабление мышц (релаксация) имеет двоякое физиологическое значение, так как является как самостоятельным фактором снижения эмоциональной напряженности, так и вспомогательным фактором подготовки условий для переходного состояния от бодрствования ко сну. Авторы считают, что подобные упражнения помогают тренировать подвижность основных нервных процессов и особенно полезны нерешительным, тревожно-мнительным, склонным к длительным переживаниям людям. Для того чтобы перейти в состояние физического и душевного покоя, достаточно регулярно выполнять упражнения для кистей рук и мышц лица (маски релаксации). Надо отметить, что такие упражнения не отнимают много времени и, как правило, нравятся педагогам, поэтому мы рекомендуем освоить некоторые из них в течение тренинга (день второй).

Чтобы релаксационные упражнения были более эффективными, следует выполнять три основных правила:
1. Перед тем как почувствовать расслабление, необходимо напрячь мышцы.
2. Напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление — быстро, чтобы лучше почувствовать контраст.
3. Напряжение следует осуществлять на вдохе, а расслабление — на выдохе.
Таким образом, алгоритм релаксации мышц может быть следующим:

  • вдох — медленное напряжение мышц;
  • небольшая задержка дыхания — максимальный уровень напряжения;
  • выдох — расслабление мышцы или группы мышц.
  • Маски релаксации для мышц лица.

    1. Маска удивления. И.П: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно поднять брови так высоко, как это только возможно. На высоте вдоха задержать на секунду дыхание и опустить с выдохом брови.
    2. Маска гнева. И.П: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание не более чем на секунду, с выдохом опустить брови.
    3. Маска поцелуя. И.П: стоя, сидя, лежа. Одновременно со вдохом постепенно сжимать губы («куриная гузка» или амбушюр трубочкой). Довести это усилие до предела. Зафиксировать усилие, на секунду задержать дыхание, со свободным выдохом расслабить круговую мышцу рта.
    4. Маска смеха. И.П: стоя или сидя. Попеременно сжимать и разжимать зубы, сжимать постепенно, разжимать резко, давая нижней челюсти чуть отвалиться. Чередовать вдохи и выдохи соответственно движениям жевательных мышц. Можно выполнять упражнение с жевательной резинкой.
    И.П.: стоя, сидя или лежа. Чуть прищурить глаза, со вдохом слегка сжать губы и поднять углы рта — маска смеха, с выдохом — расслабить напряженные мышцы.
    5. Маска недовольства. И.П.: стоя, сидя, лежа. С вдохом — энергично, но постепенно сжать губы, поджать мышцы подбородка и опустить углы рта — с выдохом — расслабить мышцы лица.

    Упражнение для круговых мышц глаз.

  • И.П: голова на подушке или на спинке кресла. Сидя или лежа, с медленным вдохом мягко опускать веки, постепенно наращивать напряжение главным образом за счет круговых движений глаз. Прикрыв веками глаза, начать их жмурить как можно сильнее. После максимального зажмуривания — секундная задержка дыхания, после чего со свободным выдохом опустить веки.
  • И. П: сидя или стоя. Приложить язык к корням верхних зубов (в положении звука «т», «д»). Постепенно, одновременно со вдохом, упираться кончиком в верхние зубы. Затем краткая задержка дыхания. Одновременно зафиксировать напряжение. Свободный выдох через рот. При таком выдохе расслабленный язык станет немного вибрировать.

Каждое упражнение выполняется по нескольку раз.
Для снятия нервно-мышечного напряжения, кроме использования упражнений на релаксацию желательно учитывать следующие рекомендации:
1. Даже в самой ужасной ситуации можно найти положительные моменты.
2. Пользуйтесь правилом Скарлетт О’Хара: «Я не стану волноваться сегодня. Я буду волноваться по этому поводу завтра».
3. Постарайтесь с сегодняшнего дня любить себя чуть больше, чем раньше.
4. Даже в самом плохом расположении духа постарайтесь устроить себе маленький праздник, и душевная разрядка наверняка наступит.
5. Не впадайте в неподвижность, если попали в беду: не сидите у окна, двигайтесь, рассказывайте окружающим о случившемся. В одиночку победить стресс трудно!
6. Алкоголь — не лучший способ расслабиться. Он лишь на время помогает избавиться от мрачных мыслей (Съедин С. И., 2002).

Кроме того, каждый из нас может найти собственные рецепты, которые будут подходить только ему и никому больше. Наверное, стоит положиться на интуицию, попробовать поэкспериментировать и изобрести такое «лекарство». Конечно, оно тоже не будет идеальным и универсальным, но даже если оно поможет хоть несколько раз, это сделает каждого из нас немного счастливее.

5psy.ru

Основные источники стресса на рабочем месте

Одна из важный задач любого человека – это научиться выявлять симптомы дистресса, а затем и источники его возникновения. Применительно к профессиональной деятельности, человек должен научиться распознавать малейшие признаки дискомфорта при выполнении работ. Чтобы понять природу стресса на рабочем месте, следует для начала понять источники и факторы возникшего стрессового состояния.

К основным факторам, вызывающим стресс на рабочем месте в первую очередь относятся: неопределенность, дискомфорт в общении и физическое переутомление.

Рис 3. Основные факторы стресса на рабочем месте.

Рассмотрим более детально взаимодействие этих факторов на сотрудников компании:

v Фактор неопределенности — самый сильный источник стрессового напряжения. Сотрудник, сталкиваясь с неопределенностью во время работы, не знает, к чему быть готовым в следующий момент. Например, только он сконцентрирует свои силы на решении одной задачи, ему дают другую. Как только он перестроится на новую задачу, от него требуют решение старой. В результате сотрудник теряет силы в ожидания информации, которая внесет ясность в сложившуюся ситуацию. Такая ситуация провоцирует повышенную утомляемость, так как большая часть энергии расходуется на контроль эмоционального состояния с целью сохранения спокойствия.

v Фактор дискомфорт в общении, связанный с боязнью негативной реакции со стороны руководства, коллег и подчиненных имеет свои негативные последствия. Во-первых, это страх совершить ошибку, который ухудшает настроение каждый раз, когда человек думает о деловой встрече. Во-вторых, это ситуации, когда внезапное совещание ассоциируется с выяснением отношений или публичным наказанием. В-третьих, любые требования руководства воспринимаются как угроза самооценке сотрудников. В-четвертых, невыполнение указаний подчиненными создает ощущение беспомощности и одиночества у руководства. При наличии такого фактора сотрудники не могут спокойно общаться — они постоянно ожидают подвоха или интриги и находятся в постоянной готовности «отразить нападение», то есть в стрессовом напряжении.

v Фактор физического переутомления – постоянные переработки, решение чужих проблем, работа с большим количеством людей провоцирует состояние хронической усталости и защитной лени. И чтобы сэкономить силы для тяжелой и долгой работы, сотрудник избегает активности и лишнего напоминания о себе.

Кроме того, источниками напряжения на рабочем месте могут быть: плохие условия работы, посменная работа, командировки, внедрение новых технологий, «текучка» кадров и т.д.

Все вышеуказанные факторы при определенных условиях могут перерасти в дистресс, а результатом такое дистресса будет профессиональное выгорание.

Попробуйте самостоятельно определить свой уровень стресс на рабочем месте, используя ниже приведенную анкету.

Анкета. Определение уровней стресса на рабочем месте[10]

studopedia.org