Факторы стресса медицинского работника

Профилактика стресса в профессиональной деятельности медицинских работников

Глава 1. Понятие и причины возникновения стрессов 7

1.1 Понятие стресса, фрустрация 7

1.2 Признаки стрессового напряжения 8

1.2.1 Признаки острого (кратковременного) стресса 10

1.2.2 Признаки затяжного (хронического) стресса 10

1.3 Основные причины возникновении стресса 11

1.3.1 Организационные факторы 11

1.3.2 Личностные факторы 13

1.4 Физиологические механизмы стресса 15

Глава 2. Стадии стресса, стресс в профессиональной деятельности медицинских работников 18

2.1 Адаптация к стрессу 18

2.2 Стадии стресса 19

2.3 Влияние стресса на человека 26

2.4 Профессиональный стресс у медицинских работников 31

2.5 Методы предупреждения и преодоления профессионального стресса 34

Глава 3. Исследование феномена профессионального стресса медицинских работников в процессе профессиональной деятельности 40

Глава 4. Рекомендации по устранению стресса 42

4.1 Способы борьбы со стрессом 42

4.1.2 Релаксационные упражнения 47

4.1.4 Регуляция дыхания 50

4.2 Методы профилактики стресса 52

4.2.1 Противострессовая «переделка» дня 53

4.2.2 Первая помощь при остром стрессе 53

4.2.3 Аутоанализ личного стресса 54

4.3 Стресс в жизни 55

4.3.1 Стрессовый стиль жизни 55

4.3.2 Нестрессовый стиль жизни 56

Библиографический список 64

Началось все это очень давно и в той или иной форме, с теми или иными изменениями продолжается по сей день.

Представим себе нашего далекого предка — первобытного человека, мирно сидящего в тени дерева со своей семьей. Никаких тебе забот, никаких тебе проблем — наслаждайся жизнью и спокойствием, да и только! Правда, впрок надо заготовить пропитание, но это можно сделать и завтра. И вдруг он услышал какие-то звуки, напоминающие рев зверя. Сначала вдали, а потом все ближе и ближе. Он не на шутку испугался, схватил палку (или камень) и насторожился. Участилось дыхание, все мышцы напряглись — человек приготовился к схватке. Он уже видел приближающегося зверя — это был медведь, большой и грозный. И тут в его душе началась борьба. С одной стороны, страх перед разъяренным зверем. С другой — желание иметь уже сегодня, не откладывая на завтра, необходимый запас еды. Что ему делать? Броситься на медведя первым? Ударить его. Медведь тем временем приближался. Психическое возбуждение первобытного человека возрастало. И если бы рядом с ним оказался современный врач, он непременно бы установил, что у «пациента» учащенный пульс, повышенное кровяное давление, а уровень «стрессовых» веществ в крови и моче превышает норму.

И сказал бы своему пра. пра. пращуру сегодняшний врач:

— Дружище, тебе страшно, очень страшно!

— Я всегда в таких случаях весь дрожу, — ответил бы предок.

— Так ведь у тебя стресс, — заключил бы врач. Это.

Но первобытному человеку было бы в том момент не до разговоров. И вероятнее всего, он, недолго думая, бросился бы на медведя. Не убежал, нет — именно бросился на зверя и вцепился ему в горло. И победил! Победил медведя, который во много раз сильнее. И тут же психическое и физическое напряжение спало, человек расслабился, успокоилась психика, успокоилось тело. Дыхание стало менее частым, чем несколько минут назад, нормализовались пульс и кровяное давление, уровень «стрессовых» веществ пришел в норму. Иными словами, в организме человека произошла разрядка, то есть стресс нашел выход и не перешел в дистресс.

И сегодня человек реагирует точно так же: психическим и физическим напряжением, мобилизацией энергии. Это и есть проявление стресса, подготовка организма к борьбе или бегству, которая является физиологическим безусловным рефлексом. Однако в данном случае до борьбы или бегства дело не доходит — наступает фаза расслабления. С тех далеких времен многое изменилось. Причин, вызывающих стрессовую ситуацию, стало гораздо больше — как, впрочем, и информации о стрессе. Сегодня мы уже знаем, что стресс существует, знаем, как определить стрессовое состояние и как бороться со стрессом. Сегодня стресс воздействует на человека в течение дня (если не сказать — круглые сутки), начиная с утренней суматохи до самого вечера и даже во время сна.

Стресс стал естественной и неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Мы порой даже не обращаем на него внимания, в то время как длительное воздействие отрицательных эмоций грозит опасностью возникновения таких психосоматических заболеваний, как инфаркт миокарда, язвенная болезнь, гипертония, бронхиальная астма или психическими расстройствами и т.п. Длительный стресс может привести к несчастному случаю и даже к самоубийству. Стресс — наш ежедневный «попутчик», поэтому (хотим мы этого или нет) с ним надо считаться. Даже если мы совершенно не ощущаем его воздействия, это не дает нем права забывать о нем и о той опасности, которую он представляет.

Опасности, подстерегающие первобытного человека в далекие времена, сменились, казалось бы, менее грозными, но постоянно встречающимися стрессами.

Стресс – это по своей сути еще один вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, в при неблагоприятных – в состояние нервно – эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

Распространенная в начале века фраза «все болезни от нервов» в наши дни трансформировалась – «все болезни от стрессов».

По данным Всемирной организации здравоохранения 45% всех заболеваний связанно со стрессом, причем некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше. По данным исследования, проведенного в СССР в восьмидесятые годы, 30-50% посетителей поликлиник – это практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в улучшение эмоционального состояния.

Немногим лучше обстоят дела и в развитых, относительно стабильных странах дальнего зарубежья. К примеру, по материал американского журнала «Психология сегодня» от стрессов страдают примерно 40% японских учителей, пятая часть рабочих Великобритании, 45% наемных рабочих США. Частые жалобы при этом – депрессия и тревога, головные боли.

В тоже время автор учения о стрессе Ганс Селье считает, что стресс может быть и полезен, повышая силы организма, даже называет его «острой приправой к повседневной пище жизни», утверждая, что лишь в определенных условиях стресс становиться болезнетворным. Наверное, каждый из нас может найти среди своих знакомых тех, кто сохраняет хорошее здоровье, жизнерадостность и отзывчивость, несмотря на беспрерывные, многочисленные стрессы. В тоже время, есть и другие – болезненные и недоверчивые, хотя стрессов избегают и живут вроде без напряжений.

Может быть, стресс иногда не только вреден, но даже полезен? Каково влияние стресса на человеческий организм? В чем причины стресса и каковы его следствия? На эти и ряд других вопросов я и попытаюсь ответить в своем реферате.

Актуальность написания данной работы также заключается в том, что по мере перехода к комплексной автоматизации производства возрастает роль человека как субъекта труда и управления. Человек несет ответственность за эффективную работу всей технической системы и допущенная им ошибка может привести в некоторых случаях к очень тяжелым последствиям.

Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.

Изучение и проектирование таких систем создали необходимые предпосылки для объединения технических дисциплин и наук о человеке и его трудовой деятельности, обусловили появление новых исследовательских задач. Это задачи, связанные с описанием характеристик человека как компонента автоматизированной системы. Речь идет о процессах восприятия информации, памяти, принятия решений, исследованиях движений и других эффекторных процессах, проблемах мотивации, готовности к деятельности, стресса.

В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение профилактики стрессов в профессиональной деятельности медицинских работников.

Предметом в данном случае выступает влияние феномена выгорания в профессиональной деятельности и стресса на личность и уровень работоспособности исследуемых

Объектом исследования в данной работе выступает выборка из коллектива Мурманского Клинического Комплекса «Национальный Медико-хирургический Цент им. Пирогова» в количестве 10 человек

works.doklad.ru

Что волнует медицинского работника на рабочем месте: психологический контекст профилактики профессионального стресса Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Николаев Евгений Львович

Введение. Профессиональная специфика и высокая интенсивностьтруда в современной медицине сопровождаются формированием небла‐гоприятных для личности и здоровья специалиста последствий. Много‐численные исследования позволили объективизировать значение рольфакторов, несущих угрозу здоровью и благополучию личности в медици‐не. Анализ субъективного восприятия профессиональных проблем меди‐цинскими работниками для разработки коррекционно‐профилактичес‐ких подходов с целью сохранения профессионального здоровья и благо‐получия личности стал целью исследования.Материал и методы. В исследовании участвовали 390 работниковздравоохранения – 64 главных врача, 50 заместителей главного врача,209 врачей, 67 медицинских сестёр различного должностного уровня. Ди‐агностика специфики и степени психоэмоционального напряжения прово‐дилась при помощи Опросника для выявления степени «Эмоциональноговыгорания». Заполненные формы сдали 54 врача и 87 медицинских сестер.Для получения качественных данных применялась фокус‐группа. Матема‐тическая обработка проводилась основе Microsoft Excel 2010 с нахождениемописательных статистических показателей, ранжирования, t‐критерияСтьюдента, коэффициента корреляции.Результаты и обсуждение. Достоверных различий в выраженностифаз синдрома эмоционального выгорания у врачей и медицинских сестерне отмечено. В обеих группах отмечены большие значения по показате‐лям резистенции, средние – по фазе истощения, меньшие – по фазе на‐пряжения, что в целом характеризует обе группы медицинских работни‐ков благоприятно. Медицинские сестры имеют более высокий уровень истощения в сравнении со старшими и главными сестрами. Качествен‐ный анализ по результатам фокус‐группы показал, что профессиональ‐ные проблемы врачей носят организационный или нравственный харак‐тер. Заведующим часто приходится выполнять задачи немедицинскогохарактера. Проблемы руководителей отражают необходимость опера‐тивного решения организационных задач. Для медицинских сестер акту‐альны вопросы внутрипрофессионального взаимодействия.Заключение. Продуктивной формой профилактики профессиональ‐ного стресса в медицине являются балинтовские группы . Руководителяммедицинских организаций рекомендовано создать систему охраны про‐фессионального здоровья медицинского работника.

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Николаев Евгений Львович,

What worries a health care professional at workplace: psychological context of occupational stress prevention

Introduction. The specific nature and high intensity of health professionals’ work in modern medicine give rise to factors unfavorable for their personality and health. Multiple researches conducted on the issue allowed to objectify the role of the factors bearing harm to health and well‐being of a health care worker. Hence, the subject matter of this research is to analyze a subjective perception of occupational problems by medical workers with the aim to work out correctional and preventive measures with the view of maintaining professionals’ health and well‐being. Material and methods. The given research involved 390 health care workers including 64 doctors‐in‐chief, 50 deputy doctors‐in‐chief, 209 physicians, 67 nurses of various post levels. A specific nature and a degree of psychic and emotional tension were diagnosed based on the Questionnaire aimed to reveal a degree of «Emotional burnout». 54 practitioners and 87 nurses returned their completed forms. A sample group was used to obtain qualitative data. The data were calculated based on Microsoft Excel 2010 by finding descriptive statistic indicators, ranking, Student’s t‐test, and correlation coefficient. Results and discussion. The research did not reveal any significant difference in the evidence of physicians’ and nurses’ emotional burnout syndrome phases. Both groups showed upper‐range values in resistance indicators, medium‐ ranged – in exhaustion phase, lower‐ranged – in tension phase, which favorably characterizes both of the medical workers groups. Nurses showed a higher level of exhaustion as compared to senior nurses and senior nursing officers. The qualitative analysis of the sample group showings revealed the physicians’ occupational problems are of organizational and ethical nature. Department chiefs often have to perform non‐medical tasks. The health care management problems urge prompt decisions on organizational issues. Nurses showed acute concern in the issues of interaction with other medical workers within a healthcare organisation. Conclusions. Balint Group is a productive form of preventing occupational stress in medicine. Managers of healthcare organisations are recommended to develop a system of occupational health protection for medical workers.

Текст научной работы на тему «Что волнует медицинского работника на рабочем месте: психологический контекст профилактики профессионального стресса»

Профессиональное здоровье и благополучие личности

УДК 614.253 ББК Ю979-69

ЧТО ВОЛНУЕТ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, Чебоксары, Россия

Профессиональная специфика и высокая интенсивность труда в современной медицине сопровождаются формированием целого спектра неблагоприятных для личности и здоровья специалиста последствий. Наиболее незначительные признаки нарушения здоровья и снижения благополучия у профессионала в медицине отмечены в рамках изучения адаптивных возможностей медицинского работника [14], которые отражают как личностные особенности профессионала [3], проявляющиеся, в том числе, в степени его самоорганизации [4], отношении к профессиональной деятельности [5], оптимизме [6], так и такие интегральные характеристики, как социальное функционирование [7] и качество жизни [7-9].

Более часто при рассмотрении вопросов профессиональной деятельности в медицине речь идет о феномене эмоционального или профессионального выгорания — состояния, которое с медицинской точки зрения может быть охарактеризовано как функциональное состояние донозологического уровня с широким спектром неспецифических психоэмоциональных проявлений. Масштабы распространенности профессионального выгорания среди медицинских работников значительны [1] и отмечены даже у студентов медицинских специальностей [15]. Феномен выгорания изучается как отдельно у специалистов различных направлений [16], так и в сравнении этого явления у работников общеврачебной сети и специализированных служб [25].

В зарубежной литературе в контексте профессионального здоровья все больший интерес вызывает изучение вопросов про-

фессионального дистресса [17, 18], которые соотносятся с удовлетворенностью работой [17, 25], условиями труда [18] и необходимостью позитивных изменений в организации труда медицинских специалистов [17, 18].

На сегодняшний день существует определенный опыт исследования состояния здоровья медицинских работников и актуальных для него рисков [9]. Так, установлена положительна связь между частотой ночных дежурств у врачей и такими показателями стресс-реакций сердечно-сосудистой системы, как вариабельность сердечного ритма и артериального давления [23]. Неудивительно, что предметом научного интереса становится изучение распространенности инфаркта миокарда среди врачей [19].

По сообщениям тайваньских исследователей, врачи, в сравнении с общей популяцией, имеют меньший риск госпитализаций по состоянинию здоровья в связи с психиатрическими проблемами. Больший риск госпитализаций имеют врачи женского пола в возрасте моложе 30 и старше 60 лет [24]. Стоматологи, несмотря на меньшую общую частоту визитов к врачу, чем их коллеги других медицинских специальностей, чаще посещают врача в связи с состоянием эндокринной, обменной и иммунной систем [20].

Имеются научные данные и по медицинским сестрам. В литературе описано, что по результатам амбулаторных посещений врача медицинские сестры в сравнении с другими немедицинскими специалистами, работающими в больнице, имеют достоверно более высокую заболеваемость, связанную с патологией мочеполовой, сосудистой системы, в связи с нарушениями в психической сфере, инфекционными и паразитарными заболеваниями, осложнениями беременности и родов [22].

Как видно из этого краткого анализа, профессиональная деятельность в современной медицине представляет угрозу психологическому благополучию и здоровью специалиста. Результаты многочисленных научных исследований позволяют в определенной мере объективизировать значение некоторых факторов, несущих угрозу здоровью и благополучию личности медицинского работника. В то же время примеров анализа того, как воспринимаются профессиональные проблемы медицинских работников ими самими «изнутри», явно недостаточно. Подобный анализ, ставший целью данной работы для разработки коррекционно-профилактических

подходов для сохранения здоровья и благополучия медицинских работников, лег в основу проведенного исследования.

Данное исследование проводилось Центром дополнительного образования Чувашского госуниверситета в рамках реализации программ дополнительного образования для работников медицинских организаций Чувашской Республики. Впервые существенным блоком этих программ стали модули психологического содержания с вопросами по тематике стресса и стресс-менеджмента, психологии конструктивного общения, психологии конфликта и его конструктивного разрешения, психологии профессионального выгорания, психологии профессиональной деформации, личностного и профессионального роста.

Материал и методы исследования

Всего в исследовании участвовали 390 специалистов, работающих в сфере практического здравоохранения. Это были руководители медицинских организаций высшего звена — 64 главных врача, 50 заместителей главного врача, 209 врачей — руководителей среднего звена (заведующие отделениями) и врачей, 67 медицинских сестёр различного должностного уровня (главные медицинские сестры, старшие медицинские сестры, медицинские сестры стационаров и поликлиник).

Со всеми участниками образовательной программы проводились специальные занятия, предусматривавшие помимо краткого лекционного курса специальное психодиагностическое обследование для определения выраженности психоэмоционального напряжения в связи с выполнением повседневных профессиональных обязанностей.

Диагностика специфики и степени психоэмоционального напряжения медицинских работников проводилась при помощи Опросника для выявления степени «Эмоционального выгорания» [2], который ориентирован на специалистов, постоянно взаимодействующих в ходе своей профессиональной деятельности с людьми. Он состоит из 84 утверждений, согласие или несогласие с которыми позволяет определить специфику формирования у специалистов психологических защит в форме эмоционального выгорания. По результатам ответов, по мнению автора методики, представляется возможным определить степень выраженности двенадцати симптомов, составляющих три последовательные фазы син-

дрома эмоционального выгорания — напряжения, резистенции, истощения. Так можно судить о степени сформированности отдельных симптомов и фаз, а также ведущих симптомах в каждой фазе.

Данный опросник был предложен для анонимного заполнения всем участникам образовательной программы. Заполненные формы сдал 141 человек, среди которых были 54 врача и 87 медицинских сестер. В целях сохранения анонимности опрошенные не стали указывать свою медицинскую организацию, точную медицинскую специальность и конкретную должность. Остальные 249 участников программы или не заполняли формы опросника, или, ознакомившись с интерпретацией полученных результатов, не пожелали сдавать их организаторам программы, что вполне допускалось добровольным принципом участия в данном исследовании. По этой причине интерпретация количественных результатов проводилась по результатам опроса 141 человека (133 женщин и 8 мужчин). В связи с малым числом исследуемых лиц мужского пола интерпретация результатов исследования проводилась без учета гендерного фактора.

Помимо количественной информации о факторах психоэмоциональной напряженности в профессиональной деятельности медицинских работников собиралась качественная информация по данной проблеме. Для ее получения применялся метод фокусгруппы. Работа в группе помогала изучать ее участников и их профессиональные проблемы в ситуации естественного общения, что было сложнее сделать в условиях индивидуального интервью. Данный подход, наряду с исследованиями в социологии, также используется в медицине и психологии при изучении содержания профессиональных проблем врачей [26] и студентов-медиков [21].

Для обработки количественных данных использовались методы математико-количественного анализа на основе Microsoft Excel 2010 с нахождением описательных статистических показателей, ранжирования, двухвыборочного t-критерия Стьюдента, коэффициента корреляции г.

Результаты исследования и их обсуждение

Количественный анализ. Результаты, полученные при помощи Опросника для выявления степени «Эмоционального выгорания», помогли сравнить выраженность психоэмоциональной напряженности в группах врачей (средний возраст 40,29±8,94 года) и медицинских сестер (средний возраст 41,46±10,34 года).

Как видно из табл. 1, достоверных различий в выраженности фаз синдрома эмоционального выгорания у врачей и медицинских сестер не отмечено. В обеих группах отмечены большие значения по шкале резистенции, средние — по шкале истощения, меньшие -по шкале напряжения, что в целом характеризует обе группы медицинских работников как благоприятные.

Таблица 1. Сравнительные данные средних значений показателей эмоционального выгорания у врачей и медицинских сестер (М±а)

Показатель Врачи Медсестры t Р

Фаза напряжения 35,89±20,90 35,86±19,15 0,009 0,0993

Фаза резистенции 56,33±20,67 54,32±20,67 0,561 0,575

Фаза истощения 44,74±20,28 41,80±18,01 0,898 0,371

Общий показатель эмоционального выгорания 136,96±51,99 131,99±47,18 0,585 0,560

По табл. 2 можно судить о распространённости эмоционального выгорания среди обследованных медицинских работников — в завершенной форме оно отмечено у каждой девятой медицинской сестры и каждого шестого врача. Его частота соответствует частоте третьей фазы в обеих группах — фазы истощения. Истощение как проявление эмоционального выгорания наиболее часто свидетельствует о том, что у медицинского работника появляется ощущение снижения эффективности общения с пациентами, эмоции притупляются, исчезает эмоциональная отзывчивость. Накапливается усталость от постоянных проблем своих пациентов и необходимости их решать. Усиливаются беспричинная раздражительность, неудовлетворенность своим трудом и имеющимися результатами. Отдых перестает приносить восстановление сил. Даже мысли о работе становятся неприятными. В конце рабочего дня может возникать недомогание. Ухудшаются самочувствие и здоровье.

Фаза резистенции встречается у каждого третьего врача и медицинской сестры. Ее проявления могут быть следующими: продуктивность взаимодействия с пациентами и коллегами начинает зависеть от настроения, появляется стремление ограничить контакты, чаще быть в одиночестве. Контакты также ограничиваются из-за ощущения нехватки времени, что становится заметно пациентам и чем они нередко выражают недовольство. Пере-

Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2015. Т. 11, № 3

пады настроения негативно влияют на профессиональную детальность, что, в свою очередь, ухудшает настроение специалиста. Напряжение, накопленное на работе, проявляется в домашней обстановке, что ухудшает внутрисемейные отношения.

Таблица 2. Сравнительные показатели структуры эмоционального выгорания с учетом их сформированности у врачей и медицинских сестер,%

Фаза Формирую- Фаза

П не сформирована щаяся фаза сформирована

врачи мед- врачи мед- врачи мед-

сестры сестры сестры

Фаза напряжения 57,41 57,47 31,48 33,33 11,11 9,20

Фаза резистенции 11,11 16,09 55,56 47,13 33,33 36,78

Фаза истощения 35,19 42,53 46,30 47,13 16,67 10,34

Общий показатель эмоцио-

рания 31,48 32,18 51,85 56,32 16,67 11,49

Значительно реже отмечена распространённость среди медработников первой фазы выгорания — напряжения. Напряжение проявляется сложностями во взаимодействии с пациентами, частыми разногласиями с коллегами, недопониманием с руководством, ощущением усталости от перегрузок в течение рабочего дня. При этом чувство удовлетворенности собой и своей деятельностью снижено. Ощущаются отсутствие позитивных перспектив, снижение активности, понижение настроения и нежелание что-либо предпринимать. В своей завершенной форме данная фаза встречается у каждого десятого медицинского работника.

Продолжая анализ по табл. 2, можно отметить, что более чем у половины исследуемых обеих групп (51,2% врачей и 56, 3% медицинских сестер) имеются признаки формирования синдрома эмоционального выгорания в основном за счет резистенции и истощения. И только у трети работников сферы здравоохранения (31,5% врачей и 32,2% медицинских сестер) фазы выгорания не сформированы. При этом более чем у половины из них (57,4% и 57,5%) отмечены начальные признаки фазы напряжения.

Профессиональное здоровье и благополучие личности

Различия между проявлениями эмоционального выгорания у врачей и медицинских сестер отмечены при проведении ранжирования средних значений показателей методики, соответствующих симптомам выгорания. Если на первом месте по выраженности в обеих группах находится симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования, то у врачей на втором месте отмечается эмоциональный дефицит — одно из проявлений более тяжелой фазы истощения, а у медицинских сестер — переживание психотравмирующих обстоятельств, относящееся к начальной фазе напряжения. Третий ранг также одинаково в обеих группах занимает редукция профессиональных обязанностей из фазы резистенции. Четвертый ранг у врачей — симптом переживания психотравмирующих обстоятельств фазы напряжения, у медицинских сестер — более тяжелое проявление фазы резистенции в форме эмоционального дефицита. Пятый ранг у врачей также соотносится с более тяжелым симптомом личностной деперсонализации фазы истощения. У медицинских сестер он проявляется расширением сферы экономии эмоций фазы резистентности.

При сравнении врачей и медицинских сестер отмечены сходства в корреляционных соотношениях в связи с возрастом (при уровне значимости р

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970

cyberleninka.ru

Стресс в работе медицинской сестры

Медработники часто сталкиваются с высокой нагрузкой на нервную систему. А происходит это чаще всего именно из-за профессиональной деятельности.

Работа медсестры наполнена стрессами

Причины возникновения

В работе медсестер причин возникновения стресса — множество. Наиболее распространенная из них — психоэмоциональное напряжение. К нему приводят определённые факторы или как их иначе называют, стрессоры. Особенно выделяются следующие:

  • График. В большинстве случаев рабочий день медиков длится сутки. В таком случае естественные биоритмы нарушаются, так как ночь не предназначена для трудовой деятельности.
  • Ответственность за других людей. Консультирование и уход за пациентами требуют контроля.
  • Эмоции пациентов и их близких. На работе медсестра ежедневно окружена различными человеческими эмоциями — эти факторы создают нагрузку на психику.
  • Страх профессионального инфицирования. Возможно возникновение ситуаций, связанных с попаданием биологического материала на кожу или слизистые. Высокая концентрация на процедуре приводит к возникновению страха заразиться.
  • Сверхурочные. Некоторые работники получают низкую заработную плату, что вынуждает их работать больше нормы.
  • Физические нагрузки. Во многих отделениях персонал часто работает физически, к примеру, разгружая каталки с биксами. Некоторые вынуждены трудиться без помощи санитаров.

Стоит обратить внимание на такой фактор риска, как недостаточность технического оснащения рабочего места. В результате плохого освещения и отсутствия необходимой техники, возникает чрезмерная нагрузка на зрение.

Медсестры страдают от ненормированного графика, эмоций пациентов и боязни заразиться

Личностные качества

Однако эти факторы не влияют на каждого медработника одинаково. Основываясь на анализе черт характера и подхода к осуществлению профессиональной деятельности, выделяют несколько типов людей, наиболее подверженных стрессу:

  • «Педантичный». Представитель этого типа — перфекционист. Он предъявляет высокие требования как к себе, так и к окружающим.Такому типу людей хочется, чтобы вокруг всегда был идеальный порядок.
  • «Демонстративный». Такой работник обладает качеством лидера и стремится быть им во всем. Не умеет уступать, находить компромисс, что часто становится причиной конфликтов на рабочем месте. У него есть страх сделать что-то хуже, чем другие. А также боится неудач и сильно переживает из-за них.
  • «Эмотивный». Медсестры этого типа чувствительные, ранимые и очень отзывчивые. Из-за того, что они принимают все близко к сердцу, любое ухудшение в состоянии пациента кажется им трагедией.
  • Эмотивные медсестры принимают близко к сердцу состояние пациента

    Опасность нервного напряжения на работе

    Сильная нагрузка на психику является фактором риска для развития заболеваний, к которым из-за профессиональной деятельности предрасположены медицинские сестры. Стресс в работе медсестры приводит к головным болям, повышению артериального давления, снижению иммунитета и раздражительности. Бессонница, беспричинная усталость также могут быть вызваны нервным напряжением. В случае когда имеются хронические заболевания, под влиянием факторов риска они могут усугубиться.

    Если стресс становится хроническим, возникает синдром профессионального выгорания. Потому влияние факторов риска необходимо снижать.

    Борьба со стрессом

    С психоэмоциональным перенапряжением в профессиональной деятельности медсестры помогает справиться специальная психологическая подготовка:

    • тренинги по разрешению конфликтных ситуаций;
    • обучение сотрудников методам коммуникации с людьми разных возрастов, национальностей и образования;
    • тренинги по карьерному и личностному развитию;
    • антистрессовые программы, обеспечивающие выход негативных эмоций;
    • участие групп поддержки для поднятия самооценки, развития смелости, уверенности в своих силах;
    • программы, направленные на развитие позитивного мышления;
    • тренинги по достижению эмоциональной устойчивости.
    • Важную роль в профилактике стресса играет трудовой коллектив. Нахождение среди людей, к которым можно обратиться за помощью и поделиться тревожными мыслями, делает эмоциональное состояние более стабильным. Помимо способов по предотвращению действия стрессоров, медицинская сестра должна прибегнуть к следующему:

    • Найти хобби, которые не касаются профессиональной деятельности. Это может быть рукоделие, коллекционирование чего-либо или игра на музыкальном инструменте.
    • Читать книги на немедицинскую тематику. Художественная и нехудожественная литература станет хорошим способ снять усталость.
    • Уделять внимание собственным желаниям. Это принесет много положительных эмоций.
    • Освоить методы расслабления. Научившись расслабляться и избавляться от негатива, можно вернуть душевное равновесие.
    • Стремиться воспринимать мир без агрессии и самобичевания.
    • Общаться. Родственники и близкие друзья могут поддержать и помочь расслабиться.
    • Применят лекарственные средства. Если нервное напряжение сильное, стоит воспользоваться медикаментами. Начать лучше с народной медицины — принимать ромашку или валериану. Эти же растения окажут успокаивающие воздействие при добавлении в теплую ванну. Но предварительно лучше проконсультироваться с врачом.
    • Выполнение этих рекомендаций способно избавить от перенапряжения и восстановить психоэмоциональное состояние, если оно было нарушено. Не следует забывать, что избавление от стресса в работе медсестры представляет собой комплекс мер. При этом действия по профилактике и избавлению от факторов риска должны организовываться не только самим работником, но и руководством медицинского учреждения.

      urazuma.ru