Факторы стресса у студентов

Факторы стресса у студентов

Актуальность: Стресс как особое психическое состояние отражается в мотивационных, волевых, характерологических и других компонентах личности. Снижение уровня мотивации, воли, усидчивости во время сессии, влияет на успеваемость студентов. Именно поэтому исследование по выявлению уровня стресса очень важно.

Объект исследования: Стресс как психоэмоциональное состояние.

Предмет исследования: Уровень стресса у студентов в период сдачи экзаменов.

Цель исследования: Изучить уровень стрессовых состояний у студентов.

  • Осуществить анализ теоретических источников о стрессе, как состояние человека.
  • Систематизировать полученные теоретические знания по проблеме стресса.
  • Осуществить подбор диагностических методик на выявление уровня стресса у студентов в период сессии.
  • Осуществить анализ и интерпретацию результатов проведенных исследований по выявлению уровня стресса у студентов в период подготовки и сдачи экзаменов.
  • Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что у студентов в период сессии уровень выше нормы.

    База исследования: В рамках поставленных целей и задач на базе КММИВСО было произведено исследование, в котором приняли участие 15 студентов 2 курса специальности «Клиническая психология».

    Стресс (англ. stress — напряжение) — состояние напряжения — совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров) — холода, голодания, психических и физических травм.

    Лазарус и Фолкман считают, что психологический стресс – это значимые для благополучия личности взаимоотношения со средой, которые подвергают испытанию имеющиеся в распоряжении ресурсы организма и в ряде случаев могут их превышать. Характер и интенсивность стрессовой ситуации определяется, в основном, “степенью расхождения между требованиями, которые предъявляет конкретная деятельность к личности, и теми потенциями, которыми обладает субъект”[1,2,3].

    Виды психологического стресса:

    Стресс информационный возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе — при высокой ответственности за последствия решений.

    Стресс эмоциональный появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т. п. При этом различные его формы — импульсивная, тормозная, генерализованная — приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности.

    Стресс обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его — может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Стресс, по мнению Селье, создает «вкус к жизни». Нам надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце.

    В данном исследовании мы использовали опросник RSM-25, предназначенный для измерения феноменологической структуры переживаний стресса. Авторами настоящего опросника являются Лемур, Тесье и Филлион.

    Респондентам предлагался ряд утверждений, характеризующих психическое состояние. Студенты должны были оценить свое состояние за неделю с помощью 8-балльной шкалы.

    Анализ. В результате исследования всех студентов, которые ответили на опросник, мы получили следующие результаты:

    11 человек оценили свое состояние меньше чем на 100 баллов; 4 человека, ответив на вопросы о своем состояние, получили больше 100 баллов.

    У 27% респондентов (4 человека) обнаружен средний уровень стресса, у 73% респондентов (11человек) выявлен низкий уровень стресса, что свидетельствует о состоянии психологической адаптированности к рабочим нагрузкам.

    Вывод: Эмпирическое исследование нашу гипотезу не подтвердило. У большинства респондентов уровень стресса в период сессии ниже среднего уровня

    applied-research.ru

    Проблема информационного стресса в учебной деятельности актуальна в связи с тем, что учебная деятельность человека в ВУЗе связана с периодическим (особенно сессия), иногда довольно длительным и интенсивным воздействием (или ожиданием воздействия) экстремальных значений профессиональных, социальных, экологических факторов, которое сопровождается негативными эмоциями, перенапряжением физических и психических функций, деструк­цией деятельности. (Бодров В.А., Алексеева Р.Д., Гаджиев В.И., Зимняя А.И.)

    По определению данных авторов, информационный стресс — это состояние информационной перегрузки, когда индивид не справляется с поставленной задачей и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, будучи ответственным за последствия принятых решений. Информационный стресс в учебной деятельнос­ти по своей природе, является разновидностью психологического стресса. Причины его возникновения связаны с экстремальными воздействиями, прежде всего, факторов учебного процесса, а также с влиянием организационных, социальных, экологических и техни­ческих особенностей учебной деятельности. Исследователи видят первопричиной его нарушения информационно-когнитивных процессов регуляции деятельности. Это все жизненные события, которые сопровождаются психической напряженностью.

    Исходя из этого, развитие информационного стресса у студента связано не только с особенностями его рабочего процесса, но и с самыми различными события­ми в его жизни, с разными сферами его деятельности, общения, познания окружающего мира. Поэтому деление причин возникновения информационного стресса в учебной деятельности необходимо проводить с учетом особенностей влияния разнообразных жизненных событий человека, которые могут быть источником стресса. Наиболее общей и полной является классификация жизненного стресса, один из вариантов которой предло­жен Р. Т. Wong [1].

    В результате возрастающего исследовательского инте­реса к данной проблеме были выявлены новые стрессо­ры, но все еще нет четкой и общепризнанной их катего­ризации. В дополнение к указанным выше ка­тегориям С. А. Разумов в 1976 г. [7] разделил стрессоры, непосредственно или косвенно участвующие в организации тревожно-стрессовой реакции у человека, на четыре группы:

    1. Стрессоры активной деятельности: а) экстремальные стрессоры
    (боев, космических полетов, подводных погружений, парашютных прыжков, разминирования и т. п.); б) производственные стрессоры (связанные с большой ответственностью, дефицитом времени); в) стрессоры психосоциальной мотивации (соревнования, конкурсы, экзамены).

    2. Стрессоры оценок (оценка предстоящей, настоящей или прошед­шей деятельности): а) «старт»-стрессоры и стрессоры памяти (предстоящие состязания, медицинские процедуры, воспоминание о пережитом горе, ожидание угрозы); б) побед и поражений (победа в соревновании, успех в учебе, любовь, поражение, смерть или болезнь близкого человека); в) зрелищ.

    3. Стрессоры рассогласования деятельности: а) разобщения (конф­ликты в семье, на работе, угроза или неожиданное, но значимое известие); 6) психосоциальных и физиологических ограничений (сенсор­ная депривация, мускульная депривация, заболевания, родительский дискомфорт, голод).

    4. Физические и природные стрессоры (мускульные нагрузки, травмы, темнота, сильный звук, качка, высота, жара, землетрясение).

    Анализ исследований стресса (Шипилов, Анцупов) свидетельствует о том, что основное внимание уделялось организационным факторам и условиям деятельности как стрессовым воздействиям, в меньшей степени — влиянию личностных особенностей на стрессорную реакцию и явно недостаточно внимания обращалось на сам процесс стресса, т.е. взаимодействие между индивидом и условиями среды. Это взаимодействие следует рассматривать как влияние не столько отдельных статичных причин на изменение функционального состояния и поведения человека, а как влияние динамических компонентов рабочего процесса (информационных, энергетических, временных), его когнитивных оценок, личностных регуляторов формирования стресса и его преодоления.

    В процессе учебной деятельности, студент постоянно сталкивается с внутрен­ними стрессорами. Огромное количество поступающей информации, нагрузки, проблема адаптации к вузовской среде — вот основные факторы стресса студента. В трактовке Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова учебная деятельность — это один из видов деятельности учащихся (школьников и студентов), направленный на усвоение теоретических знаний и способствующий интенсивному развитию мышления. Учебную деятельность нельзя отождествлять с процессами усвоения разнообразных знаний и способов действий, которые происходят во время трудовых, игровых, спортивных занятий. Учебная деятельность является специфической разновидностью учения, которая организуется специально для того, чтобы учащийся, осуществляя ее, изменял самого себя.[6]

    Исходя из сказанного выше, факторами уменьшающими стрессогенность среды и ее отрицательное влияние на организм, являются предсказуемость внешних событий, возможность заранее подготовится к ним, а так же возможность контроля над событиями, что существенно снижает силу воздействия неблагоприятных факторов. В условиях учебной деятельности они являюися особенно необходимыми. Так же необхдимы факторы положительной мотивации и уверенности в своих силах.

    Данная проблематика требует более детальной проработки, экспериментального исследования в аспекте специальностей ВУЗа, разновозрастных групп, гендерных различий. Особенно важным является разработка коррекционных мероприятия по профилактике стресса.

    1. Такман Б.В. Педагогическая психология. М.: Прогресс, 2007.

    2. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной дея­тельности. М.: Наука, 1982.

    3. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Изд-во Логос, 2000.

    4. Щукина Е. Г. Эмоциональная неустойчивость как ведущий фак­тор формирования дезадаптивпого поведения студентов. Автореф.дисс. канд. психол. наук. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.

    5. Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и стресс в спорте. М.: Физкульту­ра и спорт, 1983.

    6. Смит Т.Дж. Профессиональный стресс // Человеческий фактор / Под ред. Г. Салвенди. М.: Мир, 1991.

    7. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина. — СПб.: Медицина.

    8. Психоэмоциональный стресс / Под ред. К. В. Судакова. М.: НИИ им. П. К. Анохина РАМН, 1992.

    9. Селье Г. На уровне целого организма. М.: Наука, 1986.

    www.rae.ru

    В психологии понятие стресса рассматривается с многих точек зрения. Стресс понимается как нажим, давление, напряжение (англ.).Стрессом называют неспецифическую (общую) реакцию организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Обучение в высшем учебном заведении — это стресс для большинства студентов. Воздействие стресса на учащегося начинается с самого начала учебного пути, и преследует его в той или иной степени постоянно. У студентов подверженных стрессу возникают проблемы с получением, переработкой и применением в дальнейшем полученных знаний, что препятствует академической успеваемости. Проблемы с успеваемостью в свою очередь создают дополнительные проблемы. Стресс усугубляется.

    Жизнь студента наполнена напряжением, волнительными ситуациями и переживаниями. Возникновение стресса у студентов происходит в основном из-за большого потока новой информации, возникновения проблемных ситуаций, связанных с угрозой неуспеваемости, дефицита времени, конфликта с преподавателем, и, как правило, во время сессии. Конкретными причинами стресса для студента технического высшего учебного заведения может стать недостаток сна; несданные во время и незащищенные лабораторные работы; не выполненные или выполненные неправильно расчетно-графические задания; большое количество пропусков по какому-либо предмету; отсутствие на нужный момент курсовой работы или проекта по дисциплине; недостаточно полные знания по дисциплине; плохая успеваемость по определенной дисциплине. Мнение о том, что все болезни проистекают «от нервов» признается справедливым и в научном обществе, и среди обывателей. Поэтому каждый студент должен помнить о необходимости сохранения душевного равновесия, особенно во время сессии. Масса экзаменов, зачетов, курсовых работ являются обоснованной причиной для стрессовой ситуации, однако дальнейшее развитие событий: усугубление недуга или преодоления возникших проблем, зависит только от характера человека.

    Каждый студент в отдельности должен выделить для себя индивидуальные методы борьбы со стрессом. Но следует обозначить некоторые общие средства в борьбе со стрессом. В учебной деятельности важно оптимально распределить, время как на выполнение поставленных задач, так и на отдых. Если существует, какой, либо конфликт его следует разрешить, разногласия устранить. Очень важно чувство контроля ситуации, что вероятно является самым важным для преодоления стресса. Важный способ снятия психического напряжения — это активизация чувства юмора. Как считал С. Л. Рубинштейн, суть чувства юмора не в том, чтобы видеть и чувствовать комическое там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным, т.е. суметь отнестись к чему-то волнующему как к малозначащему и недостойному серьезного внимания, суметь улыбнуться или рассмеяться в трудной ситуации. Смех приводит к падению тревожности; когда человек отсмеялся, то его мышцы менее напряжены (релаксация) и сердцебиение нормализовано. Прогулки на свежем воздухе; посещение культурных и культурно-развлекательных учреждений (театр, музей, выставка, кино); общение с друзьями или другой приятной компанией так же являются неотъемлемыми методами борьбы со стрессом у студентов.

    Причины стресса студентов

    Многие люди испытывают стресс от разных факторов, вне зависимости от возраста: все хоть раз в жизни находились в сложных ситуациях. Часто проявляется стресс у студентов, ведь процесс обучения бывает тяжелым. Сессии, экзамены и лекции приносят сильную нагрузку на организм, который порой не справляется с напряжением.

    Учебный процесс может привести к появлению стресса у студента

    Жизнь студента наполнена различными эмоциональными ситуациями. Практически всегда стресс в жизни студента начинается из-за ежедневного потока информации и других факторов современной жизни.

    Причины возникновения стресса

    Когда начинается учебный процесс, на смену хорошим эмоциям приходит лень, усталость и стресс. Психологи смогли определить причины появления стресса у студентов:

    1. Отказ. Студент во время своего пребывания в учебном заведении может получать множество отказов. В этом случае молодежь может испытывать разочарование и опустошение.
    2. Страх неизвестности часто мешает достичь высот. Если вы перестанете бояться неудач, а запасетесь терпением и уверенностью, то получите желаемое.
    3. То, что студент не успевает сделать за день, должно быть грамотно распределено на следующий. Отсутствие распорядка приводит к стрессам. Нельзя откладывать все вечно на завтра: когда накопится много дел, студент рискует развить негативную сторону своего психоэмоционального состояния.
    4. Требовательность родителей.
    5. Коллектив. Смена обстановки и круга общения могут повлиять на тех людей, кому сложно социализироваться.
    6. Учебный стресс может появиться из-за темпа современной жизни, постоянной спешки, пробках на дорогах, потери важных документов, ключей и т. д.
    7. Если информация, преподнесенная преподавателем, невразумительна. Лучше сразу переспросить, уточнить, попросить указать на ошибки.

    Причин может быть очень много, все зависит от характера и воспитания человека.

    Рекомендации по устранению стресса

    Убрать стресс из жизни студента должны попробовать его родители. Если им не удалось помочь, необходимо обратиться к психологу. Существует несколько методик, которые помогут снять стресс и восстановить стрессоустойчивость:

  • Правильно тратить свое время. Особенности этого метода помогут наладить учебу. Его мозг не будет перенапрягаться и думать, как бы все успеть. Если научиться правильно распределять свое время, то человек будет больше отдыхать и набираться сил.
  • Контролировать себя. Студент научится избегать стрессовых ситуаций и контролировать свое поведение.
  • Больше времени проводить на свежем воздухе.
  • Спать не менее 8 часов и только ночью.
  • Общаться с друзьями только в свободное время или в выходные. Прогулки не должны отвлекать от учебы.
  • Находить выход из любой стрессовой ситуации, быть положительно настроенным. Любые конфликты можно решить мирным путем.
  • Делать физические упражнения по утрам и заниматься спортом.
  • Профилактика

    Для сохранения стрессоустойчивости необходимо выполнять такие действия:

    • нельзя занижать самооценку;
    • справедливо относиться к уровню знаний;
    • стараться не перенапрягаться;
    • нельзя ставить на первое место учебу, сессию и экзамены.

    Перед экзаменом лучше не пить кофе, чай или газировку, но рекомендуется употреблять в пищу фрукты, шоколад.

    Прохладный душ поможет взбодриться, укрепить иммунитет. Психофизиология человека должна всегда работать над контролем.

    Необходимо не только контролировать эмоции, но и давать отдыхать голове. Для этого можно сходить на расслабляющий массаж, посетить театр или музей, гулять на свежем воздухе.

    В борьбе со стрессом прекрасно поможет смех. Это хорошее средство для повышения настроения и возобновления сил. Смех способствует выработке антистрессовых гормонов. Рекомендации психологов для борьбы с напряжением часто используют дыхательную гимнастику. Такой вид диагностики направлен на появление стрессоустойчивости, его еще называют методом ресурсного якорения. Такие методы часто используют люди разных возрастов.

    Поход в музей поможет расслабиться

    Последствия расстройства

    Если учащейся во время экзаменов находится в состоянии стресса и при этом выпил много кофе, у него может подняться давление и появятся проблемы с сердцем. Когда причины стресса не выявлены, и он не проходит, то проблема может перейти на органы и сильно отразиться на состоянии человека. Начнется активация симпатического и парасимпатического отделов нервной системы. Такие процессы негативно сказываются на человеческой самооценке.

    Учебный процесс нарушается, человек не может сосредоточиться. Портится самочувствие и настроение. Давление увеличивается, постепенно разрушая кровеносные сосуды.

    Такие факторы сильно влияют на учебный процесс и работоспособность.

    Ускоренное сердцебиение и сильное перенапряжение негативно влияют на здоровье, поэтому студенты обращаются за помощью к алкоголю и специальным препаратам, чтобы нейтрализовать нервное состояние. Такие методы расслабления приводят к зависимости и еще больше портят без того непростую ситуацию.

    Из-за стресса студенту сложно сосредоточиться на учебе

    Заключение

    Формирование стресса у человека может начаться даже в процессе общения не с теми людьми, и для его нейтрализации необходимо прикладывать некоторые усилия. Стресс – это частая проблема у многих людей. С ней могут сталкиваться дети начальных классов во время учебы, а также подростки и студенты технического вуза разных специальностей. Главное, вовремя заметить эту проблему и устранить причины появления. Существует множество методов, которые можно попробовать в домашних условиях. Факторы, которые могут положительно повлиять на жизнь человека – это нормальный сон, полноценный отдых, здоровое питание и физические упражнения. Если человек будет следить за своим состоянием и контролировать эмоции, стресса можно легко избежать.

    urazuma.ru

    СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ, СТРЕСС-ФАКТОРЫ И СРЕДСТВА БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

    Атеденёва Галина Юрьевна

    студент 2 курса, экономического факультета КемИ (ф) РЭУ им. Г.В. Плеханова, РФ, г. Кемерово

    Григорьева Светлана Аркадьевна

    научный руководитель, доцент кафедры физического воспитания КемИ (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, РФ, г. Кемерово

    Актуальность. В современных условиях обучения в вузе, в связи с новыми образовательными стандартами, материально-техническими условиями вузов, рейтинговой системой оценки знаний студентов и высокими требованиями учебных программ, преподаватели вузов, особенно экономических специальностей, предъявляют всё более высокие требованиями к интеллектуальным и психическим качествам студентов. Эти требования близки к предельным возможностям человека, что приводит к возникновению негативных психических состояний и стрессов у студентов [1, 2, 3]. Специалисты считают, что стресс у студента развивается из-за большого потока информации, из-за того что отсутствует систематизация работы в семестре, из-за нарушений режима труда и отдыха, подработки и т. п. Специалисты считают, что стресс во время экзаменов занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у студентов высшей школы, получены данные, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов [1—5]. У современных студентов, испытывающих высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в процессе обучения в вузе, сегодня часто наблюдается отрицательная динамика отношения к учебной деятельности. Одной из причин такого положения является снижение уровня их стрессоустойчивости [1, 2. 4, 5].

    Существует большое количество методов профилактики стрессовых состояний. Физическая культура, спорт, различные физкультурно-оздоровительные мероприятия и процедуры (баня, сауна, фитнес, прогулки на свежем воздухе, плавание) являются не только средствами повышения физической и умственной работоспособности, но и способами и средством профилактики и снятия стрессовых состояний человека.

    Мы решили провести исследование и выявить используют ли студенты экономического факультета средства физической культуры для профилактики и борьбе со стрессовыми состояниями.

    Цель исследования — получение теоретических знаний об использовании физической культуры и спорта как средств профилактики и борьбы со стрессом у студентов экономического факультета.

    Задачи исследования:

    1. Выявить уровень стрессоустойчивости у студентов экономического факультета.

    2. Выявить ранговое место стресс-факторов среди студентов экономического факультета.

    3. Выявить средства и место физической культуры и спорта в профилактике стрессовых состояний у студентов экономического факультета.

    Методы исследования: анализ научной и научно-популярной литературы; анкетирование и методы математической статистики.

    Организация исследования. Исследование проводилось в Кемеровском институте (филиале) Российского экономического университета им. Т.В. Плеханова. Проведёно анкетирование, в котором приняло участие 218 студентов экономического факультета, из них 69 юношей и 149 девушек, в том числе студентов 1 курса — 60 чел. (21 юноша и 39 девушек), 2 курса — 54 чел. (18 юношей и 36 девушек), 3 курса — 59 человек (14 юношей и 45 девушек), 4 курса — 45 человек (16 юношей и 29 девушек).

    Результаты исследования. Для решения задач исследования было проведено анкетирование и обработаны результаты исследования. Анализируя ответы на вопрос «Испытываете ли вы стрессы?», мы выявили, что лишь 26 человек (12,0 %) студентов не испытывают стресс в течение учебного года, остальные 88,0 % студентов стрессы испытывают. Выявлено, что юноши экономического факультета более стрессоустойчивы, чем девушки, т. к. студентов-юношей на 5,9 % меньше, среди ответивших на данный вопрос «Нет», чем девушек-студенток (табл. 1).

    Таблица 1.

    Анализ ответов на вопрос «Испытываете ли вы стрессы в течение учебного года?»

    sibac.info