Фазы развития стресса

Стадии развития стресса и борьба с ним

Каждый человек испытывал на себе влияние какой-либо стадии стресса, ведь к такому состоянию может привести как печальное, так и радостное событие.

Что такое стресс?

Существует множество точек зрения о том, что такое психологический стресс. Это понятие было впервые введено в XX веке известным врачом Гансом Селье. Он установил, что большинство людей одинаково реагируют на один и тот же раздражитель. Именно он открыл воздействие на организм адреналина как причину развития стресса.

Согласно Селье, стресс — это совокупность приспособительных и защитных реакций человеческого организма на положительное или отрицательное воздействие. Факторы, вызывающие это состояние, получили название стрессоров.

Таким образом, психологический стресс — адаптационная реакция организма, необходимая человеку для того, чтобы справиться со сложной ситуацией. Эта реакция позволяет мобилизовать все возможности организма, поэтому люди, находящиеся в стрессовом состоянии, могут совершать невероятные поступки.

Причины стресса

Изучению механизма развития стресса было посвящено множество трактатов по психологии. Ученые сошлись во мнении, что существуют физиологические и психологические причины этого состояния. К первым относятся травмы, а также вредные условия окружающей среды. Чаще всего встречаются такие факторы, как:

  • перепады температур;
  • нехватка еды или воды;
  • возникновение опасности для жизни или здоровья.
  • В современном мире преобладают психологические механизмы стресса, выраженные в информационной или эмоциональной форме. Общим для них является то, что человек находится под длительным влиянием раздражителей и не может от них избавиться. К этой группе факторов относятся рабочие конфликты, перенапряжение, слишком бурная или монотонная трудовая деятельность, а также повышенная ответственность.

    С развитием мировой промышленности актуальным стал такой фактор, как экологический психологический стресс. Ему способствуют не только загрязненная атмосфера, вода и еда. Доказано, что люди, которые проживают в многоэтажках, ежедневно пользуются общественным транспортом и электроприборами, постоянно находятся под стрессовым состоянием.

    Стадии стресса

    Существует три стадии стресса:

    Первая стадия является реакцией организма на адреналин и другие гормоны, которые выделяются для защиты от опасной ситуации. На протяжении этой фазы иммунитет организма значительно снижается. Влияние гормонов затрагивает и пищеварительную систему, поэтому происходит нарушение аппетита и обменных процессов в ЖКТ. Любой человек может самостоятельно избавиться от напряженного состояния в первой стадии. В таком случае нарушения в организме очень быстро исчезают, и он возвращается в свой привычный режим работы. Если стрессовая ситуация затягивается либо человек не может на нее реагировать, психологический стресс начинает истощать резервы организма. Особенно сильные факторы воздействия могут привести даже к смерти.

    Следующая стадия стресса наступает в том случае, если возможностей организма достаточно для устранения стрессового фактора. Все органы и системы функционируют нормально, но происходит переход психологических и физиологических процессов на более высокий уровень. На этой стадии развития стресса человек может чувствовать себя спокойно, но при продолжении действия стрессового фактора состояние переходит в следующую фазу.

    На последней стадии развития стресса происходят процессы, аналогичные первой. Разница лишь в том, что все резервы организма заканчиваются, и он начинает буквально “кричать” о помощи. Появляются соматические и психологические патологии, которые со временем могут перетекать в тяжелые, иногда смертельные, болезни. Если человек находится на 3 этапе стрессового состояния, ему необходима помощь со стороны. (Если вы находитесь в стрессовом состоянии и не в состоянии взять себя в руки — не бойтесь обратиться за помощью!)

    Способы борьбы со стрессовым состоянием

    Все проводимые мероприятия должны преследовать 2 цели:

    1. Повышение стрессоустойчивости организма.
    2. Приобретение опыта в борьбе с конкретными стрессогенными условиями.

    Прежде всего, нужно определить, на какой стадии стресса находится человек. Так, с первым этапом можно справиться самостоятельно, а уже второй требует посторонней помощи. Терапия должна включать в себя лечебные мероприятия, психологическую поддержку и корректировку образа жизни.

    Если стресс был вызван биологическими факторами, человеку необходима медицинская помощь. В некоторых случаях такое состояние проходит само при отсутствии гормональных нарушений.

    Если же стрессовое состояние обусловлено экологическим или психологическим раздражителем, применяется комплексное лечение. Оно включает в себя:

    • корректировку образа жизни. Нельзя недооценивать этот фактор, так как он является определяющим для избавления от стресса. Необходимо ложиться спать до 11 часов вечера, исключить из рациона вредные продукты, избавиться от лишнего веса и уменьшить потребление алкогольных напитков, больше времени проводить на природе;
    • увеличение физической нагрузки. Интенсивные упражнения расходуют адреналин, уменьшая проявления стрессового состояния. Кроме того, при долговременных нагрузках выделяется эндорфин — гормон счастья;
    • психологическое лечение: йога, аутотренинги, изменение отношения к стрессовым ситуациям и т. д.;

    Применение медикаментов необходимо в том случае, когда к психологическому расстройству добавляется соматическая болезнь.

    Конкретные препараты и дозировку назначает лечащий врач.



    nevroz.club

    3.1. Общие закономерности развития стресса

    3.1. Общие закономерности развития стресса

    3.1.1. Классическая динамика развития стресса

    Как уже отмечалось в первой главе, классическая концепция стресса Г. Селье предусматривает три фазы (стадии) его развития:

    1) стадию тревоги;

    2) стадию резистентности;

    3) стадию истощения.

    На первой стадии происходит мобилизация защитных сил организма, в первую очередь – гормонов коркового слоя надпочечников. Этот процесс запускается специальным гормоном гипофиза (АКТГ[19]), который, в свою очередь, активируется нейросекреторными ядрами гипоталамуса. Таким образом осуществляется координация нервной и гуморальной регуляции в организме при ведущей роли головного мозга (а у человека – его психологических особенностей). Стадия тревоги в зависимости от силы и характера воздействия имеет различную продолжительность и, как правило, приводит к приспособлению организма к новым условиям существования.

    Как писал сам Ганс Селье: «…ни один организм не может постоянно находиться в состоянии тревоги. Если агент настолько силен, что значительное воздействие его становится несовместным с жизнью, животное погибает еще в стадии тревоги, в течение нескольких часов или дней. Если оно выживает, то за первоначальной реакцией обязательно следует “стадия резистентности”» @@@@@4#####.

    Переход к стадии резистентности (адаптации) означает, что организм приспособился к новому раздражителю, хотя это приспособление и требует повышенных затрат энергии и антистрессорных гормонов.

    Начало третьей стадии истощения связано в понимании Селье с истощением «адаптационной энергии», под которой он понимал не только запасы глюкокортикоидов в коре надпочечников, но и нечто другое, что пока не выяснено точно.[20]

    Если обратиться к феномену психологического стресса, то «стадия истощения» соответствует явлениям отчаяния, бессилия и фрустрации, которые охватывают человека в безнадежной ситуации (рис. 19).

    Рис. 19. Стадии развития стресса по Г. Селье.

    В свою очередь, первая стадия развития стресса, по мнению некоторых авторов, разделяется на несколько более коротких периодов мобилизации адаптационных резервов @@@@@2#####.

    По мнению Л. А. Китаева-Смыка, первый период «стадии тревоги» занимает от несколько минут до нескольких часов и заключается в мобилизации «поверхностных» резервов. У большинства людей он проявляется в форме стенических эмоций и повышения работоспособности.

    Если мобилизованная по тревоге адаптационная защитная активность не устраняет стресса, то включаются программы перестройки действующих функциональных систем. Этот процесс составляет основное содержание второго периода стадии тревоги. Данный период сопровождается снижением работоспособности и болезненным состоянием человека. Однако высокая мотивация, установки и другие психологические факторы способны обеспечить в этом периоде «сверхмобилизацию» адаптационных резервов, которая может обеспечить высокий уровень работоспособности (по крайней мере, у здоровых людей). Тем не менее при переутомлении, наличии хронических заболеваний или у лиц пожилого возраста «сверхмобилизация» резервов на этой стадии может только обострить скрытые заболевания и вызвать другие болезни стресса (сосудистые, воспалительные и психические). По данным Л. А. Китаева-Смыка, длительность второго периода в среднем составляет 11 суток @@@@@2#####.

    Во время третьего периода первой фазы стресса имеет место процесс пока еще неустойчивой адаптации к стрессорному фактору. Длительность его, по данным различных авторов, колеблется в широких пределах и составляет несколько недель.

    По мере развития стрессовых реакций закономерно меняется и активность отделов вегетативной нервной системы, начиная с активации симпатического отдела до усиления тонуса парасимпатического отдела в завершающей фазе стресса.

    В. В. Суворова указывает, что симпатическое реагирование обусловливает стеничные эмоции («эмоциональное симпатическое возбуждение»), а активация парасимпатической системы – астеничные («эмоциональная парасимпатическая депрессия»). Данный автор также указывает, что симпатический тонус преобладает при оптимальном состоянии организма, а также в условиях острого стресса, обеспечивая активное состояние и поведение организма, мобилизацию внутренних ресурсов для функционирования в режиме предельных возможностей. Длительное парасимпатическое преобладание характерно для неврозов и хронических эмоциональных расстройств – тревожных и депрессивных состояний @@@@@20#####.

    Вместе с тем ряд авторов, наоборот, связывают склонность индивидуума к тревоге и страху с преобладанием тонуса симпатической нервной системы @@@@@12, 15#####, однако такая точка зрения является недостаточно доказанной. Согласно нашим данным, уровень личностной тревоги и склонность к различным страхам выше у лиц с преобладанием парасимпатической активации @@@@@23#####. В этой работе сравнивались психологические особенности лиц с разным уровнем активности парасимпатической системы, которая определялась по стандартному отклонению кардиоинтервалов (SDNN).[21]

    По результатам анализа вариабельности сердечного ритма студенты были разделены на три группы с различной выраженностью активности парасимпатической нервной системы:

    Оказалось, что различия в деятельности парасимпатической системы по трем группам студентов отражались на их психологических характеристиках. Симпатикотоники имели более высокую позитивную самооценку, чем студенты из второйи третьей группы, реже испытывали чувство вины и были склонны чаще обвинять других людей или внешние обстоятельства, в то время как для ваготоников были более характерны тенденции самообвинения. У последней группы испытуемых отмечались более высокие показатели фактора «Q4» опросника Кеттела, который отражает степень фрустрированности субъекта. Как известно, уровень фрустрации зависит от силы побудительного мотива, осознания невозможности достичь поставленной цели и наличия ресурсов, необходимых для успеха. Так как, согласно литературным данным, у симпатикотоников отмечается более высокий уровень энергетического обмена, то логично предположить, что именно высокая энергетика студентов первой группы позволяет им достигать поставленных целей и реже испытывать фрустрацию и связанный с ней стресс. В то же время из-за высокой самооценки для лиц с повышенной активностью симпатической нервной системы бывает характерно «завышение планки целей», что также может приводить к развитию стресса, но уже другого рода.

    Исследования показали, что суммарный показатель интегрального уровня страхов достоверно различался у 1-й и 3-й группы студентов (86,7 ± 0,3 балла у симпатикотоников и 99,0 ± 4,1 у ваготоников), т. е. в целом чувство страха было более выражено у лиц с высоким уровнем активности парасимпатической системы. При этом показатели интенсивности большинства страхов у ваготоников были выше, чем у симпатикотоников, в частности, это касалось страха публичных выступлений (4,6 ± 0,4 против 3,5 ± 0,3), страха перед возможным снижением социального статуса (4,4 ± 0,5 против 3,4 ± 0,4) и страха перед неизвестностью (4,4 ± 0,5 против 2,6 ± 0,4).

    Таким образом, у лиц с повышенной активностью парасимпатической нервной системы эти жизненные ситуации могут приводить к развитию психологического стресса. В то же время страх перед замкнутыми пространствами и страх за свое сердце был выше у лиц с повышенной активностью симпатической системы, что в общем соответствует клиническим данным о более частой встречаемости панических атак у симпатикотоников @@@@@15#####.

    Так как явление стресса является предметом междисциплинарных исследований, то представляется интересным взгляд клиницистов на проблему развития стресса.

    При изучении эмоционально-вегетативных кризов в клинике пограничных состояний Т. А. Нелюбова отмечает, что эмоционально-вегетативные кризы являются неспецифической общестрессовой реакцией, в их динамике процесс торможения закономерно сменяет процесс возбуждения.

    Автор проследила следующие фазы в развитии эмоционально-вегетативных кризов:

    I – фаза субъективных переживаний;

    II – фаза объективно регистрируемого преобладания симпатического тонуса;

    III – смешанная фаза (сочетаются симптомы повышения симпатического и парасимпатического тонуса);

    IV – фаза объективно регистрируемого преобладания парасимпатического тонуса;

    V – фаза истощения симпатического и парасимпатического тонусов @@@@@18#####.

    Степень активности отделов вегетативной нервной системы на разных стадиях стресса, согласно представлениям Т. А. Нелюбовой, показана в табл. 4.

    Таблица 4. Активность отделов вегетативной нервной системы на разных стадиях стресса.

    Некоторые исследователи считают, что субъективные переживания отмечаются позже функциональных изменений в организме и воздействие стрессорного фактора приводит к последовательным изменениям на эндокринном, висцеральном и на психологическом уровнях @@@@@15#####. Согласно этой концепции, на первом уровне тревоги человек может еще не осознавать ее, однако организм уже реагирует перестройкой метаболизма. На втором уровне тревожности появляются разнообразные психосоматические реакции, которые можно подразделить на вегетативные проявления тревоги и реакции соматической мускулатуры. По предположению, высказанному Г. Каплан и Б. Сэдок, на первых двух стадиях тревоги человек осознает только физиологические ощущения, которые сопровождаются чувством смутной «внутренней напряженности», пониманием, что «что-то происходит». Лишь на третьей стадии наступает осознание самого факта тревоги. Поэтому весьма актуальной задачей является поиск путей ранней диагностики тревоги, включающей в себя как объективные, так и субъективные показатели тревожности. К первым из них можно отнести анализ вариабельности сердечного ритма, ко вторым – различные психологические тесты, оценивающие уровень тревоги.

    psy.wikireading.ru

    Фазы развития стресса

    В динамике стрессового реагирования Г. Селье выделяет три фазы:

    • реакцию тревоги, проявляющуюся в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма;

    • фазу сопротивления, позволяющую организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями;

    • фазу истощения, если слишком затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных возможностей организма и его способности сопротивляться разнообразным заболеваниям.

    При этом стрессовое состояние опасно не само по себе, а тем, что способно провоцировать целый букет органических нарушений в виде сердечно-сосудистых, аллергических, иммунных и прочих заболеваний. Не говоря уже о том, что резко падает работоспособность человека, его жизненная и творческая активность. Вроде бы беспричинная вялость, пассивность, бессонница или не дающий отдыха сон, раздражительность, недовольство всем миром – типичные симптомы стресса. Здесь естественным образом возникает вопрос: а можно ли со всем этим что-нибудь сделать? Можно ли избежать стресса?

    Ответ на последний вопрос безусловно отрицательный. Стрессов в принципе избежать нельзя, ибо природа их рефлекторна. Это автоматическая реакция организма на трудные или неблагоприятные ситуации. Такие реакции представляют собой механизмы естественной биологической защиты человека, чисто природный способ приспособления к меняющейся среде. Разрушить их – значит погасить в человеке жизнь, сделать его бесчувственным к внешним раздражителям.

    Стресс и дистресс

    Как подчеркивал основоположник учения о стрессе Г. Селье, стресс – обязательный компонент жизни. Он может не только понизить, но и повысить устойчивость организма к негативным факторам. Для разведения этих полярных функций стресса Г. Селье предложил различать собственно «стресс», как необходимый организму механизм преодоления неблагоприятных внешних воздействий, и «дистресс», как состояние, безусловно вредное для здоровья. (Слово «дистресс» можно перевести как «истощение», «несчастье».)

    Таким образом, стресс – это напряжение, мобилизующее, активизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций. Дистресс – это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды.

    Вместе с тем было бы ошибкой однозначно связывать дистресс с проявлением отрицательных эмоций человека, а все положительные эмоции объявлять защитой от него. Бывает и по-другому. Любая эмоциональная встряска человека является стрессором (источником стресса). При этом устойчивость организма к неблагоприятным внешним воздействиям за счет возникающего напряжения усиливается! Механизмы стресса как раз и призваны обеспечить сопротивляемость организма. Дистресс же возникает тогда, когда эти механизмы недостаточно эффективны или когда они «истощают свой ресурс» при длительном и интенсивном стрессирующем воздействии на человека.

    Таким образом, состояние дистресса фактически соответствует третьей из выделенных Г. Селье фаз стрессового реагирования. Именно с ней и надо бороться. Точнее – стараться не допустить перехода стресса в дистресс. Сам же по себе стресс – это вполне нормальная реакция.

    Понимание сущности стресса должно подтолкнуть нас к выводу о том, что стремление избежать стрессов вообще – неправильная стратегия поведения. И дело не только в том, что это практически невозможно. Гораздо важнее то, что в фазе сопротивления источнику стресса организм человека гораздо устойчивей к неблагоприятным внешним воздействиям, чем в состоянии полного покоя и расслабленности. «Закалять» организм полезно не только физически, но и эмоционально, раз уж наши эмоции выступают в роли спусковых механизмов стрессовых реакций.

    Итак, практические выводы, которые можно извлечь из всего вышесказанного о стрессах, таковы.

    • Не убегайте от стресса! Прислушайтесь к мнению Г. Селье, считавшего, что стресс – это «аромат и вкус жизни».

    • Главный барьер следует ставить на пути превращения стресса в дистресс.

    • Признание неотвратимости и функциональной полезности стрессов не означает, что их надо искать или специально создавать. Об этом позаботится сама жизнь.

    • Помогать своему организму справляться со стрессовыми ситуациями нужно «с умом», с опорой на понимание природы стресса как всплеска гормональной активности, который в принципе поддается нейтрализации.

    • Стрессы, как и болезни, бывает легче предотвратить, чем в дальнейшем заниматься лечением их последствий.

    Профилактика стрессов должна начинаться с выяснения причин, их порождающих. Они вполне очевидны. Ну а лидируют среди них, конечно же, конфликты.

    studme.org

    Понятие стресса и фазы развития

    По классическому определению Г. Селье,

    стресс — это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

    Термин «неспецифический» в данном случае обозначает то об­щее, что свойственно всем приспособительным реакциям организ­ма. На морозе, например, мы стараемся больше двигаться, чтобы увеличить количество выделяемого организмом тепла, а кровенос­ные сосуды на поверхности кожи сужаются, уменьшая теплоотдачу. В жаркий летний день организм, наоборот, рефлекторно выделяет пот, увеличивая теплоотдачу и т.д. Это реакции — специфические, отвечающие на конкретные требования окружающей среды к орга­низму, Но в любом случае требуется приспособиться к среде, вос­становить нормальное состояние. Общая необходимость перестрой­ки организма, адаптации к любому внешнему воздействию — это и есть сущность стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Как ни странно, но холод, жара, печаль, радость, лекарства вызывают, по мнению Г. Се­лье, одинаковые биохимические сдвиги в организме. Нечто подоб­ное существует в наших электробытовых приборах: холодильник, обогреватель, лампа, звонок по-разному меняют физическую среду (холод, тепло, свет, звук), но их работа обусловлена единым факто­ром — электроэнергией. Точно так же стрессорный эффект от вне­шних воздействий не зависит от типа специфических приспособительных ответов на них. Суть таких ответов едина.

    В динамике стрессового реагирования Г. Селье видит три фазы:

    1) реакцию тревоги, проявляющуюся в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма;

    2) фазу сопротивления, позволяющую организму успешно справ­ляться с вызвавшими стресс воздействиями;

    3) фазу истощения, если слишком затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных воз­можностей организма и его способности сопротивляться разнооб­разным заболеваниям.

    Физиологическая и биохимическая природа стрессов изучена к настоящему времени дос­таточно хорошо. Схематично физиологичес­кая «изнанка» стрессовой реакции выглядит примерно так. Под воздействием какого-либо стрессового фактора (конфликт, неожидан­ное событие и пр.) в коре головного мозга человека формируется интенсивный стойкий очаг возбуждения — так называемая доми­нанта. Ее появление запускает своеобразную цепную реакцию: воз­буждается также одна из важнейших структур промежуточного моз­га — гипоталамус, который в свою очередь активизирует тесно свя­занную с ним ведущую железу внутренней секреции — гипофиз. Гипофиз выбрасывает в кровь порцию специального гормона (АКТГ — адренокортикотропный гормон), под влиянием которого надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые и дают в конечном счете хорошо всем знакомую картину стрессового состояния: усиливается сердцебие­ние, учащается дыхание, повышается кровяное давление и т.д.

    Биохимические сдвиги при стрессе являются сформированной в процессе длительной эволюции оборонительной реакцией организ­ма на внешнюю угрозу. Ее физиологический смысл — мгновенная мобилизация всех сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него. Но современный человек, в отличие от перво­бытного, не так уж часто решает свои проблемы с помощью физи­ческой силы или быстрого бега. Вот и циркулируют по нашей кро­ви не нашедшие применения гормоны, которые будоражат организм и не дают успокоиться нервной системе. Будь они тут же потрачены на какой-либо вид физической активности, стресс не имел бы раз­рушительных последствий. Но таких возможностей у ведущего со­временный образ жизни человека немного. Поэтому и попадает его организм в своеобразную стрессовую ловушку: аварийный выброс гормонов стресса в кровь истощает их запас в коре надпочечников, которая тут же начинает их усиленно восстанавливать. Оттого даже при относительно слабом повторном эмоциональном возбуждении организм рефлекторно реагирует повышенным выделением гормо­нов. Такова биохимическая природа стресса, которая «стоит за ку­лисами» нервозного, неадекватного поведения человека.

    При этом стрессовое состояние опасно не само по себе, а тем, что способно провоцировать целый букет органических нарушений в виде сердечно-сосудистых, аллергических, иммунных и прочих заболеваний. Не говоря уже о том, что резко падает работоспособ­ность человека, его жизненная и творческая активность. Беспри­чинная вроде бы вялость, пассивность, бессонница или не дающий отдыха сон, раздражительность, недовольство всем миром — типич­ные симптомы стресса. Здесь естественным образом возникает вопрос: а можно ли со всем этим что-нибудь поделать? Можно ли избе­жать стрессов?

    Ответ на этот вопрос должен быть безусловно отрицательным. Стрессов вообще избежать нельзя в принципе. Ибо природа их рефлекторна. Это автоматическая реакция организма на трудные или неблагоприятные ситуации. Такие реакции представляют собой меха­низмы естественной биологической защиты человека, чисто природ­ный способ приспособления к меняющейся среде. Разрушить их — значит погасить в человеке жизнь, сделать его бесчувственным к внешним раздражителям.

    www.vuzlib.su

    Структура стресса: его составляющие и фазы развития

    Развитие стресса определяется наличием двух факторов:

    Во многом развитие стресса обусловлено природой стрессора.

    Стрессор — это стимул, который может запустить в действие систему реакций человека, направленных на адаптацию.

    Различные психологические и социальные характеристики стрессора, его качественные и количественные особенности, отношение к личности и многое другое, не могут не учитываться при анализе механизмов стресса.

    В жизни мы сталкиваемся с различными стрессорами. Одни из них относятся к окружающей среде (токсины, жара, холод), другие имеют психологическую природу (снижение самооценки, депрессия), третьи — социологическую (безработица, смерть любимого человека), остальные — философского характера (использование времени, цели жизни).

    Природа стрессора, как правило, определяет терминологическую характеристику стресса (эмоционального, физического, интеллектуального и др.). В связи с особенностями раздражителя принято выделять два основных вида стресса:

    Физиологический: вызывается физическими стимулами — жар, холод, голод и т. д. Физиологический стресс возникает в результате воздействия раздражителя через какой-либо сенсорный или метаболический процесс. Например, удушье или слишком сильные физические нагрузки приобретают роль стрессоров, провоцирующих физиологический стресс.

    Психологический: подразделяют на информационный и эмоциональный.

    Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек вынужден выполнять большое количество задач, оперировать большим объемом информации, принимать множество решений — и при этом он высоко заинтересован в выполнении данной работы, но объем информации, которую необходимо перерабатывать, превышает его возможности.

    Эмоциональный стресс развивается в ситуации угрозы, обиды и т.п. или же наоборот, в ответ на чрезвычайно радостное событие, а также в так называемых конфликтных ситуациях, когда сталкиваются противоречивые потребности и мотивы человека.

    Наличие стрессора еще не обусловливает развитие стрессовой реакции. Устойчивость к некоторым стрессорам обусловлена как генетическими, так и индивидуально-личностными качествами. Что касается специфичности и неспецифичности ответов при действии разных стрессоров, то, как было сказано раньше, по мнению Селье, всякий стимул, вызывающий адаптационные реакции организма, обладает специфическими и неспецифическими действиями.

    Стрессовые реакции бывают:

    Физиологические механизмы стресса мы рассмотрим в следующей лекции.

    Типичные эмоциональные стрессовые реакции — это реакции двух типов: стенические (гнев, злость) или астенические (страх, печаль, обида).

    Среди поведенческих реакций также можно выделить два крайних полюса поведения: реакция бегства или реакция борьбы.

    Реакция борьбы или бегства иногда называется стрессовой реактивностью. Эта реакция, заключается в увеличении мышечного напряжения, учащении сердцебиения, повышении артериального давления и нервного возбуждения,и др. (подробнее физиологию стресса мы рассмотрим в ходе следующей лекции). Такая реакция готовит нас к быстрым действиям. При этом наш организм вырабатывает вещества, которые в дальнейшем не используются. Потом это сказывается на нашем здоровье.

    Чем дольше мы находимся в измененном физиологическом состоянии (длительность) и чем больше это изменение отличается от нормы (степень), тем больше вероятность, что такая стрессовая реактивность обернется для нас болезнью. Из этих двух показателей — длительность и степень — длительность является наиболее важным.

    Теперь, когда вы знаете, что такое стрессор и стрессовая реакция, давайте дадим определение самому стрессу.

    В настоящее время термин «стресс» употребляют весьма вольно. Появилось множество противоречивых формулировок этого понятия. Однако следует подчеркнуть, что стресс — это не просто нервное напряжение, неверно отождествлять биологический стресс с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным возбуждением.

    Разные исследователи определяли стресс по-разному. Некоторые говорили, что стресс — это стимул, другие — что это реакция, остальные же утверждали, что это — целый спектр взаимодействия разных факторов.

    Г. Селье считал, что стрессовая реакция представляет собой неспецифический набор психофизиологических изменений, который не зависит от природы фактора, провоцирующего стресс.

    Мэйсон описывает стресс, выделяя разные способы употребления самого слова стресс. Стресс может пониматься как:

    1. Стимул. В рамках такого понимания «стресс» сводится к единственному явлению: стимулу, вызывающему соответствующие ответные реакции организма, направленные на адаптацию к этому воздействию. Т.е. здесь «стресс» — это то, что мы называем «стрессором».

    2. Реакция. В этом случае к явлению стресса относят только саму реакцию организма, направленную на адаптацию к определенному стимулу. Это соответсвует нашему пониманию «стрессовой реакции».

    3. Взаимодействие стимула и реакции, т.е. стрессора и стрессовой реакции.

    4. Весь спектр факторов взаимодействия. Т.е. в содержание понятия «стресс» включены все факторы, так или иначе определяющие особенности стимула (стрессора), стрессовой реакции и характер их взаимодействия.

    Еще есть точка зрения, согласно которой стресс определяется как разность между давлением, т.е. действием стрессора, и адаптивностью, т.е. способностью человека адаптироваться к данному воздействию: стресс = давление — адаптивность.

    Важно отметить, что стрессором может выступать не только некое очень негативное, неприятное событие жизни, но и нечто позитивное, требующее адаптации к неким произошедшим изменениям (например, тяжёлым стрессом является смерть близкого в семье, но не меньшим стрессом является и рождение ребёнка, вступление в брак).

    Еще Селье указывал на то, что не всякий стресс является вредным. Стрессовая активация может иметь положительную мотивирующую силу, улучшающую качество жизнедеятельности, вызывающая положительные эмоциональные реакции — эти состояния обозначают как эустресс. Все эмоционально-стрессовые состояния, связанные с неприятными, отрицательными переживаниями, и имеющие ослабляющую, деструктивную силу обозначают как дистресс. Таким образом, благодаря такому разделению под эти понятия попадают почти все физиологические явления, в том числе и сон. Селье утверждает, что даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс. Полная свобода от стресса означает смерть. И поэтому, даже если это было бы возможно, мы не должны исключать из нашей жизни все виды стрессовых воздействий.

    Существует закономерность протекания стрессовой реакции во времени: еще Селье выделил три фазы в развитии стресса.

    Фаза 1. Реакция тревоги. В результате первичного столкновения со стрессором в организме происходят изменения. Человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Сопротивляемость организма снижается и, если стрессор достаточно силен (серьезный ожог, крайне высокая температура), может наступить смерть.

    Фаза 2. Стадия сопротивления. Если стрессор не прекращает своего воздействия и к нему можно адаптироваться, происходит мобилизация резервов организма. Признаки реакции тревоги практически исчезают. Активность растет, сопротивление становится выше нормы. Физически и психически чувствует себя хорошо. Проходят многие заболевания, такие как гастриты, колиты, язвы, мигрени, аллергии и т.д.

    Фаза 3. Стадия истощения. В результате длительного взаимодействия со стрессором, к которому организм уже привык, энергия, затрачиваемая на адаптацию, иссякает. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь их уже нельзя изменить. Человек теряет способность противостоять стрессору.

    Л.А.Китаев-Смык указывает на выделение четырех субсиндромов стресса. Они, следуя один за другим в определенном порядке, становятся фазами развития стресса. Первым в предельно переносимых экстремальных условиях проявляется эмоционально-поведенческийсубсиндром, затем следует вегетативный. После них преимущественно выраженными становятся когнитивный (субсиндром изменения мыслительной активности при стрессе) и социально-психологический (субсиндром изменения общения при стрессе). Первые два этапа адаптационной активизации являются более общими по сравнению с двумя последними, обусловленными индивидуально личностными особенностями людей, проявляющимися в экстремальных ситуациях.

    studbooks.net