Физиологические и психические особенности стресса

Физиологические и психологические механизмы эмоционального стресса

[Из энциклопедии: Эмоциональный стресс (синоним эмоциональное перенапряжение)

— напряжение неспецифических адаптационных реакций организма на патогенное воздействие внешней среды, опосредованное чрезвычайными по силе или длительными отрицательными эмоциями. Эмоциональное переживание лежит в основе многих адаптивных физиологических реакций, позволяющих организму за счет мобилизации резервных возможностей преодолевать конфликтные ситуации. При определенных условиях Э. с. может явиться причиной возникновения неврозов, гормональных дисфункций, а также патологических изменений сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем.

В отличие от «классического» стресса, развивающегося на основе изменений гипофизарно-надпочечниковых отношений, в основе Э. с. лежат первичные изменения в области эмоциональной стороны психической деятельности человека. Показано, что отрицательные эмоции характеризуются длительным последействием, извращением химической чувствительности нейронов головного мозга к ряду химических веществ нейромедиаторам и неиропептидам. В результате эмоциональное возбуждение приобретает способность к постоянной активации мозговых структур и различных соматовегетативных процессов и при наличии соответствующего слабого звена в организме через него может оказать патогенное влияние как на функции головного мозга, так и на реализацию отдельных соматических или вегетативных функций.]

Термин «стресс», получивший в наши дни столь широкое распространение, впервые был введен в научное употребление применительно к техническим объектам. В XVII в. английский ученый Роберт Гук применил этот термин для характеристики объектов (например, мостов), испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей. Эта историческая аналогия интересна тем, что понятие «стресс» в современной физиологии, психологии, медицине (базирующейся на клинических исследованиях Г. Селье) включает в себя представления о связях стресса с нагрузкой на сложные системы (биологические, психологические, социально-психологические) и с сопротивлением этой нагрузке. В соответствии с этими представлениями стресс рассматривается как физиологический синдром, слагающийся из совокупности неспецифически вызванных изменений, как неспецифическая реакция организма на предъявляемые к нему требования.

Психологические механизмы: Представления об эмоциональном (психическом) стрессе сформировались благодаря тому, что в междисциплинарных исследованиях была установлена роль психических факторов в развитии состояния стресса. Многолетние исследования психического стресса подтвердили общность физиологических изменений, возникающих при физиологическом и психическом стрессе, и, в то же время, позволили говорить о некоторых важных различиях в механизмах их формирования. Если физиологический стресс возникает в связи с непосредственным физическим воздействием, то при эмоциональном стрессе влияние психических стрессоров (или комплексной стрессогенной ситуации) опосредуется через сложные психические процессы. Эти процессы обеспечивают оценку стимула и сопоставление его с предыдущим опытом. Стимул приобретает характер стрессора, если в результате такой психологической переработки стимула возникает ощущение угрозы. Обычно это имеет место в том случае, если психологическая оценка обнаруживает очевидное несоответствие между требованиями среды и потребностями субъекта, его психическими и физическими ресурсами, которые необходимы для удовлетворения этих потребностей. Субъективное отношение к стимулу, зависящее от неповторимого индивидуального опыта (в значительной мере восходящего к периоду раннего детства), личностных особенностей, характера когнитивных процессов и психического состояния, представляет собой важный психологический механизм и определяет индивидуальную значимость стрессора.

Таким образом, круг стрессоров, существенных для развития психического (эмоционального) стресса, весьма широк. В их число входят физические стрессоры (благодаря процессу психологической переработки их воздействия), психические стрессоры, имеющие индивидуальную значимость, и ситуации, в которых ощущение угрозы связано с прогнозированием будущих, в том числе и маловероятных, стрессогенных событий.

Стресс представляет собой не совокупность средовых воздействий, а внутреннее состояние организма, при котором осложняется осуществление его интегративных функций. Как первичное звено в развитии психического стресса выступает фрустрация — психическое состояние, которое возникает при блокаде удовлетворения значимых потребностей и проявляется ощущением неудовлетворенности и психического напряжения, возникающего из-за невозможности реализовать те или иные цели.

Вероятность развития психического стресса при повышении фрустрационной напряженности зависит от особенностей личности, обусловливающих степень устойчивости к психическому стрессу. Подобные черты обозначались как «чувство когерентности», повышающие ресурсы противостояния стрессогенным ситуациям, «личностная выносливость», понимаемая как потенциальная способность активного преодоления трудностей.

1) В коре головного мозга сформировался интенсивный стойкий очаг возбуждения, так называемая доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Все отвлекающие приемы (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма, переключение на занятие любимым делом) фактически направлены на формирование конкурирующей доминанты. Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться расстроенный человек, тем ему легче создать конкурирующую доминанту. Вот почему каждому из нас не помешает иметь какое-то хобби, которое открывает путь положительным эмоциям.

2) Вслед за появлением доминанты развивается особая цепная реакция — возбуждается одна из глубинных структур мозга — гипоталамус, который заставляет близлежащую особую железу — гипофиз — выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ). Под влиянием АКТГ надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые вызывают многосторонний эффект: сердце начинает сокращаться чаще и сильнее (вспомним, как оно «выскакивает» из груди при страхе, волнении, гневе), кровяное давление повышается (вот почему может разболеться голова, возникнуть сердечный приступ, становится чаще дыхание). В эту фазу подготавливаются условия для интенсивной мышечной нагрузки. Но современный человек в отличие от первобытного вслед за стрессом обычно не пускает в ход скопившуюся мышечную энергию, поэтому у него в крови еще долго циркулируют биологически активные вещества, которые не дают успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам. Необходимо нейтрализовать гормоны стресса, и лучший помощник здесь — физкультура, интенсивная мышечная нагрузка.

3) Из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность (конфликт ведь не разрешился благополучно и какая-то потребность так и осталась неудовлетворенной, иначе не было бы отрицательных эмоций), в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса. Следовательно, надо снизить для себя значимость этого несбывшегося желания или же отыскать путь для его реализации.

Клинические явления, обусловленные психическим стрессом, можно разделить на острые стрессовые реакции, которые возникают после сильного травматического переживания исключительно угрожающего характера и завершаются в течение дней, а иногда и часов; посттравматические стрессовые расстройства, которые представляют собой затяжную, непосредственную или отставленную реакцию на подобного рода переживание; реакции адаптации, при которых прослеживается четкая связь (в том числе и временная) со стрессовым событием, влекущим за собой более или менее выраженное жизненное изменение; невротические состояния и личностные декомпенсации, при которых обычно обнаруживается зависимость от повторного или хронического воздействия стрессоров («жизненных событий»), трудно разрешимых эмоциональных проблем, интрапсихических конфликтов, длительного нарастания фрустрации и психического напряжения. При невротических состояниях и личностных декомпенсациях роль предшествовавшего опыта и особенностей личности, которые определяют индивидуальную уязвимость, наиболее выражены. Значение эмоционального стресса при этих состояниях очевидно, поскольку стресс не связан с одной конкретной и явной ситуацией, а реализуется в более широком жизненном контексте.

Дата добавления: 2016-07-18 ; просмотров: 2006 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

poznayka.org

Стресс и его особенности

Автор концепции стресса — известный канадский биолог и врач Ганс Селье. Он проявил себя не только как выдающийся естествоиспытатель, но и как мыслитель, занятый поисками ответов на основные вопросы человеческого бытия. Селье пишет: «Каждый человек испытывал его, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс…» Г. Селье в своей работе дает следующее понятие стресса: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования» /1979, с.30/.

По замечанию Р. Люфта, «многие считают стрессом все, что происходит с человеком, если он не лежит в своей кровати» /1970, с.317/, а Г. Селье полагает, что «даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс» /1992, с.131/, и приравнивает отсутствие стресса к смерти.

В то же время в дальнейших отечественных и зарубежных психологических исследованиях такая трактовка стресса отвергается. Так, Р. Лазарус вводит представление о психологическом стрессе, который, в отличие от физиологической стрессовой реакции на вредность, является реакцией, опосредованной оценкой угрозы и защитными процессами /1970, с.178-209/.

П. Фресс предлагает называть стрессом особый вид эмоциогенных ситуаций, а именно «употреблять этот термин применительно к ситуациям повторяющимся, или хроническим, в которых могут появиться нарушения адаптации» /1975, с.145/.

Ю.С. Савенко определяет психический стресс как «состояние, в котором личность оказывается в условиях, препятствующих ее самоактуализации» /1974, с.97/.

Этот список можно было бы продолжить, но главная тенденция в освоении психологией понятия стресса видна и из этих примеров. Она состоит в отрицании неспецифичности ситуаций, порождающих стресс. Не любое требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее, которое нарушает адаптацию, контроль, препятствует самоактуализации. «Вряд ли кто-либо думает, — пишет Р.С. Разумов, — что любое мышечное напряжение должно явиться для организма стрессорным агентом. Спокойную прогулку. никто не воспринимает как стрессорную ситуацию» /1976, с.16/.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что стресс — это состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сложных, трудных, неблагоприятных обстоятельств его деятельности и повседневной жизни или в особых, экстремальных ситуациях. Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих; диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания — это сотни погибших; спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, — все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых — справиться с возросшими требованиями к человеческой машине. Факторы, вызывающие стресс, — стрессоры, различны, но они пускают в ход одинаковую биологическую реакцию стресса /А.А. Крылов, 2001, с.358/.

Стресс (данный термин переводится с английского как «давление, напряжение») — это понятие, используемое для обозначения широкого круга состояний и действий человека, возникающих в качестве ответа на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Стрессоры обычно делят на физиологические (боль, голод, жажда, чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура и т.п.) и на психологические (факторы, действующие своим сигнальным значением, такие как опасность, угроза, обман, обида, информационная перегрузка и т.п.).

В зависимости от вида стрессора и характера его воздействия выделяют различные виды стрессов, в наиболее общей классификации — физиологические и психологические. Последние, в свою очередь, подразделяются на информационные и эмоциональные.

Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек, несущий большую ответственность за последствия принимаемых им решений, не справляется с поиском нужного алгоритма, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе.

Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих физической безопасности человека (войны, преступления, аварии, катастрофы, тяжелые болезни и т.п.), его экономическому благополучию, социальному статусу, межличностным отношениям (потеря работы, средств существования, семейные проблемы и т.п.).

Независимо от разновидности стрессоров, психологи изучают те последствия, которые они вызывают на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. За редкими исключениями, последствия эти отрицательные. Происходят эмоциональные сдвиги, деформируется мотивационная сфера, изменяется ход процессов восприятия и мышления, нарушается двигательное и речевое поведение. Следовательно, оптимизация психических состояний и поведения человека в стрессовых ситуациях должна предусматривать соответствующую психологическую подготовку. В противном случае нечего надеяться на то, что пребывающий в стрессовом состоянии индивид будет действовать рационально, энергично, быстро, настойчиво.

Как же чаще всего возникают переживания, которые называются стрессовыми, и какие поведенческие реакции они вызывают? «Представьте — пишет чешский врач Ота Грегор — что вы ведете машину по шоссе, и вас начинает обгонять другой водитель — причем не просто обгонять, но и «подрезает» вашу машину. Вслед за одним «фокусом» тут же выкидывает другой — резко тормозит перед самым носом вашей машины. Эта внезапная непредвиденная ситуация вызывает у вас моментальную автоматическую реакцию: учащается пульс и дыхание, глаза — если бы вы увидели в этот момент себя со стороны — чуть ли не вылезают из орбит. Не исключено, что вы рассердитесь не на шутку, начнете громко ругаться — возмущению вашему не будет границ! Как только непосредственная опасность пройдет и вы хотя бы немного успокоитесь, попытайтесь взглянуть на себя со стороны: губы сжаты, голова втянута в плечи, шейные и плечевые мышцы напряжены так сильно, что разболелась голова и спина, к горлу подступает тошнота. Через несколько минут после этой острой стрессовой ситуации пульс и дыхание успокаиваются, внешний вид приходит в норму. Однако напряжение в мышцах так быстро не проходит. Интенсивное и продолжительное мышечное напряжение — это признак стрессовой ситуации» /Л.А. Пергаменщик, 1996, с.20/.

Кроме биологических стрессовых сигналов, существуют сигналы эмоциональной сферы, связанных с изменением поведенческих реакций. У одного человека, например, стресс проявляется в нетерпеливости, другой как будто постоянно куда-то спешит: быстро говорит или слишком быстро ходит. У третьего ухудшается память. У четвертого мысли перебегают постоянно с одного на другое — он никак не может сосредоточиться. Проявлением стресса являются также повышенная нервозность, резкие перепады настроения, быстрая утомляемость, состояние душевной опустошенности, внезапная разъяренность.

Частые и глубокие переживания ведут к неврозам, а те в свою очередь служат причиной огромного количества заболеваний, это, например, гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, инфаркты, инсульты, язвы желудка и двенадцатипёрстной кишки и др.

Приведем примерный перечень различных состояний человека, которые могут сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения.

Признаки стрессового напряжения (по Шефферу):
1. Невозможность сосредоточиться на чем-то.
2. Слишком частые ошибки в работе.
3. Ухудшается память.
4. Слишком часто возникает чувство усталости.
5. Очень быстрая речь.
6. Мысли часто «улетучиваются».
7. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).
8. Повышенная возбудимость.
9. Работа не доставляет прежней радости.
10. Потеря чувства юмора.
11. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.
12. Пристрастие к алкогольным напиткам.
13. Постоянное ощущение недоедания.
14. Пропадает аппетит — вообще потерян вкус к еде.
15. Невозможность вовремя закончить работу.

Можно привести и другую трактовку симптомов стресса.

1) Физические сигналы:
• головная боль,
• боли в позвоночнике,
• изжога,
• боли в грудной клетке,
• тошнота,
• прерывистое и неглубокое дыхание,
• головокружение,
• аллергические реакции,
• высокое давление,
• мышечный спазм.

Все это сигналы, которые подает уставший от перенапряжения организм, их важно вовремя заметить.

2) Психологические сигналы:
• Депрессии. Обычно депрессия дает о себе знать появлением раздражительности. В стрессовой ситуации люди чувствует, что теряют контроль над некоторыми аспектами своей жизни. Симптомы ухудшения физического состояния организма и изменения поведения могут усиливаться во много раз.
• Дезорганизованность. Стресс поглощает внимание и сводит до минимума способность концентрировать свое внимание. Результатом этого могут быть неряшливость, рассеянность или принятие ошибочных решений.
• Оборонительная позиция. Появление такого сигнала отражает неадекватное требование человека к себе «быть сильным». Он не должен быть слабым, поддаваться влиянию стресса. Иногда такая позиция – не более чем игра на публику, а иногда – убеждение, которое приводит к заниженной самооценке и самобичеванию. Многие люди стараются не поддаваться надвигающемуся стрессу. В самых простых ситуациях они становятся деспотичными, любое несогласие принимают как попытку унизить их достоинство и поколебать авторитет.
• Несамостоятельность. Некоторые люди, оказываясь в стрессовом состоянии, утрачивают способность к выполнению своих функций. Начинается процесс деградации: они хотели бы остаться прежними – уверенными в себе и дееспособными, поэтому боятся осознать появление этого сигнала, а еще больше опасаются, что их несамостоятельность заметят окружающие. Чувство вины только усиливает стресс.
• Потеря деловых качеств. Трудности с принятием решения и выполнением задуманного. Стресс обычно означает потерю контроля, ограничение выбора. В таких условиях очень трудно принять решение, даже самое простое, а главное – его исполнить /Р.С. Разумов, 1976/.

Перечисленные выше признаки характерны для стресса вообще, но они недостаточно полны для посттравматического стресса. Человек умеет приспосабливаться к различным обстоятельствам. Но есть обстоятельства, события, которые выходят за пределы нормального человеческого опыта. К этим событиям можно отнести войны, катастрофы, акты насилия, смерть близкого человека, стихийные бедствия и другие.

Посттравматический стресс — это не только наличие травмирующего события в прошлом. Другая сторона посттравматического стресса относится к внутреннему миру личности и связана с реакцией человека на пережитые им события. Все мы реагируем по-разному: трагическое происшествие может нанести тяжелую травму одному и почти не затронуть психики другого.

Если травма была сравнительно небольшой, то повышенная тревожность и другие симптомы стресса постепенно пройдут — в течение нескольких часов, дней или недель. Если же травма была сильной или травмирующие события повторились многократно, болезненная реакция может сохраниться на многие годы.

Следует отметить, что потеря душевного равновесия, бурные психические проявления в случае психотравмы совершенно нормальны.

Когда у человека нет возможности разрядить внутреннее напряжение, вызванное психической травмой, его тело и психика находят способ как-то «пристроиться» к этому напряжению. В этом, в принципе, и состоит механизм посттравматического стресса. «Его симптомы, которые в комплексе выглядят как психическое отклонение, — отмечает Б. Колодзин, — на самом деле не что иное, как глубоко укоренившиеся способы поведения, связанные с экстремальными событиями в прошлом» /2001, с.116/.

Конечно, в одной небольшой работе трудно осветить все, что касается стресса. Так за рамками вопроса остались, например, медицинские аспекты стресса, околострессовые ситуации (такие как конфликт и кризис), различия эмоционального положительного и эмоционального отрицательного стресса, пути и способы преодоления стресса и т.д. Но закончить освящение вопроса хотелось бы очень оптимистичной, на мой взгляд, цитатой, которая дает главный и наиболее важный совет о том, как не поддаться стрессу или преодолеть его: «Мы осознаем: внешний мир таит в себе различные угрозы нашему спокойному существованию. Наша Земля мало приспособлена к радостям бытия: отрицательные события происходят не реже положительных, поводов для слез не меньше, чем поводов для смеха. Кроме того, одно и то же событие одного рассмешит, другой же загорюет надолго. Но горестное состояние, если оно затягивается, может стать — и становится — причиной не только плохого самочувствия, отрицательного поведения, но и основой самых различных болезней: сердечно-сосудистых, нервно-психических, желудочно-кишечных. Так что от отрицательных переживаний необходимо избавляться, и как можно скорее.

Иногда для того, чтобы прийти в равновесие после острого переживания какого-либо травмирующего случая, достаточно проанализировать свои мысли и эмоциональные реакции. «Мысли и эмоциональные реакции определенным образом влияют на физической здоровье. Сильные эмоции (страх, гнев, ярость, горе) — особенно если они подавляются и вытесняются — могут являться причиной многочисленных психологических заболеваний», — напоминает нам американский психолог-психотерапевт Дж. Рейнуотер.

Решение многих проблем, связанных с сильными эмоциональными переживаниями, нередко зависит от умения осознавать все, что с вами происходит. Если вы будете различать, когда вы напуганы, а когда сердиты или печальны, то сможете управлять своими чувствами, не подавляя их и не приписывая им неправильных значений.

Мы имеем прекрасный литературный пример, как можно «вытащить себя за волосы» в кризисной ситуации. Это Робинзон Крузо. Опыт литературного героя, я надеюсь, может помочь и нам в преодолении других, но не менее трудных ситуаций, которые не так уж редки в нашей жизни» /Л.А. Пергаменщик, 1996, с.97-98/.

Список литературы:
1) Пергаменщик Л.А. Список Робинзона. — Минск, 1996.
2) Психология: учебник. / Под ред. Крылова А.А. — М.: Проспект, 2001.
3) Селье Г. Когда стресс не приносит горя. — М.: Миф, 1992.
4) Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1979.
5) Экспериментальная психология. / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. — М., 1975, вып. V.
6) Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.
7) Эмоциональный стресс. / Под ред. Л. Леви. — М.: Медицина, 1970.

www.superinf.ru

Физиологические и психические особенности стресса

Психологические и физиологические основы стресса

Научный руководитель:
Осинцева Наталия Васильевна, педагог-психолог
СОШ № 156 высшей квалификационной категории

Введение

Данная тема стала особенно актуальной в XIX, в XX веке, когда произошёл прогресс в технике, в машиностроении, в химической промышленности. Большинство людей стало испытывать стресс, (а, в крайнем случае, депрессию) из-за перегруженности нервной системы. Особенно такие состояния возникали в закрытых помещениях: на заводах, в школах, в цехах. Эта проблема серьёзно повлияла на работоспособность людей, успеваемость учеников в школе. В последние годы XX века появилось множество препаратов и методов, с помощью которых можно было устранять подобные состояния у людей. Нынешней задачей учёных стала разработка таких методов и препаратов, которые бы устраняли стресс (депрессию) у человека, не принося ни какого вреда его здоровью. Многие из таких трудов направлены на снятие депрессивных состояний рабочих (учеников) и повышение их работоспособности.

Задача данной работы – выявление стресса (депрессии) у учащихся старших классов и установление методов, которые помогут устранить подобные состояния учеников. Подобное мероприятие поможет повысить работоспособность учеников и повысить их успеваемость. Проблема данной темы в поиске наиболее эффективной техники, которая позволяет достаточно кратковременно ученику избавляться от стрессового состояния, а значит, производит эффективное воздействия на успеваемость обучающегося. Для устранения данной проблемы следует разобраться в самой проблеме стресса (депрессии), изучить по литературным источникам основные характеристики стрессогенного состояния человека, отрицательном воздействии стресса (депрессии) на человека и положительных сторонах уже разработанных методик по влиянию на подобные состояния. Так же следует экспериментально определить частоту появления стрессового состояния у обучающихся средней школы и определить причины, влияющие на стресс среди старшеклассников.

Стресс. Виды стресса. Депрессия.

Методы воздействия на психику. Саморегуляция

Фармакологический метод
О том, что с помощью различных лекарственных препаратов и химических соединений можно изменить психическое самочувствие, известно с незапамятных времён. В частности, издавна используются некоторые вещества, одурманивающие мозг и создающие имитацию хорошего приподнятого настроения. В древности применялись средства, вызывающие у воинов перед сражением неудержимую ярость.[1]
В последние годы в медицинском арсенале появилось множество лекарственных препаратов, транквилизаторов, которыми временно пытаются снять стресс у больного. Однако далеко не все лекарственные средства действуют благотворно на психику человека, а иные вообще пагубно влияют на здоровье или не действуют вообще. Учёным удалось выявить, что в некоторых случаях небольшая доза алкоголя может способствовать расслаблению, а 0,2 грамма кофеина повышают тонус нервной и сердечно-сосудистой системы. Но всё же учёными пока что не создано препарата подходящего абсолютно всем людям, не приносящего никакого вреда и являющегося некой панацеей в традиционной медицине.

Внушение
Под внушением понимается такое воздействие на психику, при котором слова начинают восприниматься «на веру», почти беспрекословно, как бы в обход логики.
В последнее время стал популярным такой воздействия на психику как гипноз. Гипноз-это такое словесное воздействие на человека, в результате которого он погружается в своеобразный сон, а его мозг обретает повышенную восприимчивость к словам внушения и связанным с ними мысленным образом. Гипноз или внушение считаются наиболее благоприятными методами воздействия на психику в медицине.
Эффективность воздействия основана на следующем. После направленного гипнотического воздействия все органы и системы человека начинают функционировать в режиме, оптимальном для достижения положительной цели. Именно в этом – в достижении оптимального психического состояния – и заключается смысл и польза гипнотического внушения.

Самовнушение
Самовнушение является одним из методов, включаемых в рамки более общего понятия – «Психическая Саморегуляция». Под психической саморегуляций (ПСР) понимают различные способы самостоятельного воздействия на собственное психическое состояние (и через него на другие функции организма) путём использования в первую очередь слов и соответствующих словам мысленных образов.
В связи со словами в головном мозгу возникают соответствующие этим словам мысленные образы. В свою очередь, мысленные образы, появившиеся в головном мозгу, как правило, получают соответствующее словесное оформление. Чем больше и насыщеннее мысленный образ, тем эффективнее самовнушение.
Возможности слова, характер и качество связи между словом и соответствующим ему мысленным образом зависит от ряда условий. Вот некоторые из них.

Первое – врождённые особенности нервной системы. Одни из нас в большей, а другие в меньшей степени обладают даром образного мышления. Следует отметить, что способность к ярким, образным представлениям можно развить, если заниматься специальной тренировкой – в частности используя возможности самовнушения.
Второе – разные слова с разной силой вызывают соответствующие образы.
Третье – чем точнее используемые слова, тем сильнее их действие, тем ярче образы, связанные с этими словами. Очень важно подчеркнуть, что яркие образы вызывают в нашем организме такие же изменения, как и реальные раздражители.
Четвёртое – интонация, с которой произносятся слова. Бесстрастная монотонная речь оказывает главным образом усыпляющее воздействие. А речь интонационно разборчивая, эмоциональная может изменить психическое состояние человека.
Пятое – все слова и соответствующие им образы, которые связаны с многочисленными функциями человеческого организма, можно разбить на две большие группы. Первую составляют мысленные образы о процессах, контролируемых и управляемых сознанием. Это главным образом функции опорно-двигательного аппарата. Во вторую входят те, которые не подчиняются нашему контролю, нашим волевым усилиям и признакам. Это деятельность внутренних органов: сердца, желудочно-кишечного тракта, желёз внутренней секреции, печень и т. п.
Шестое – давно установлено, что слова и соответствующие им мысленные образы воздействуют на функции организма гораздо сильнее, когда головной мозг находится в дремотном состоянии. Это обстоятельство используется как при гипнотическом внушении, так и в процессе самовнушения.

Учёными, работающие над задачей создания эффективного метода лечения человеческого стресса, было найдено, что такие состояния эффективно можно устранять с помощью определённым образом подобранной музыки. При проведении многочисленных исследований, учёными было замечено следующее: для устранения депрессии и поднятия высокого настроения следует использовать тихую минорную (грустную) музыку с оптимистичной концовкой, а для снятия излишней возбудимости и напряжения следует использовать весёлую, заводную музыку. Чем это заключение может помочь в решении задачи по устранению стресса у учащихся? Дело в том, что для прослушивания музыкальных композиций, ученику не нужно обладать особыми, весомыми средствами. Достаточно иметь лишь обычный домашний магнитофон и несколько кассет с классической музыкой, которые можно поставить в свободное от занятий время, для устранения всплывшей стрессовой ситуации.[9]

Аутогенная тренировка (АТ)

Сравнительная характеристика стрессоустойчивости у учеников 10 «Э» класса

В качестве диагностического материала использовались следующие методики:

1) Опросник «Часто ли у вас возникает стресс»;
2) Опросник «Стресс»;
3) Опросник «Умеете ли вы бороться со стрессом»

Диагностика «Часто ли у вас возникает стресс» состояла из следующих утверждений:
1) Я чувствую себя счастливым
2) Я сам могу сделать себя счастливым
3) Меня охватывает чувство безнадёжности
4) Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к алкоголю или успокаивающим таблеткам
5) Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощью к специалисту.
6) Я склонен к грусти
7) Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим
8) Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте
9) Я легко расстраиваюсь

Диагностика «Стресс» состояла из следующих утверждений:
1) Уход из дома 100
2) Крупная ссора между родителями 80
3) Разлад с родителями 75
4) Привод в милицию 75
5) Содержание под стражей 70
6) Серьёзная болезнь 60
7) Отчисление из школы 55
8) Ссора с лучшим другом (подругой) 50
9) Ссора с бабушкой (дедушкой) 45
10) Уход из кружка (секции) 45
11) Изменение состояния здоровья члена семьи 40
12) Переход в другую школу 40
13) Изменение материального положения семьи 40
14) Появление нового члена семьи 35
15) Изменение положения в компании 35
16) Изменение материального положения семьи 35
17) Обострение отношений с педагогом 30
18) Перемена касса 25
19) Уроки в другую смену 25
20) Изменение положения в классе 25
21) Выдающееся личное достижение 20
22) Изменение места работы одного из родителей 20
23) Поступление на курсы или их окончание 20
24) Изменение условий жизни 15
25) Перемена привычек 15
26) Изменение условий или графика учёбы 15
27) Смена места жительства 15
28) Изменение привычных условий сна 15
29) Изменение привычного режима питания 15
30) Незначительный нравственный поступок 10

Интерпретация результатов
От 0 до 50 очков. Вы ведёте очень спокойный образ жизни, и стресс практически не угрожает вашему здоровью.
От 51 до 200 очков. Ваш образ жизни не совсем спокойный. Редко, но вы испытываете стресс, попадая в трудные ситуации.
От 201 до 500 очков. Вы систематически испытываете стрессовые перегрузки, которые пока не сказываются на вашем здоровье. Но так может продолжаться до поры до времени.
Более 500 очков. Ваш образ жизни требует серьёзных изменений, так как существует реальная угроза вашему здоровью.

Диагностика «Умеете ли вы бороться со стрессом» состояла из следующих утверждений:
24 – 36 баллов. Вы в высшей степени подвержены стрессу, у вас даже могут появиться симптомы болезней, вызванных стрессом – болезни кишечника, сердечная недостаточность, язвенная болезнь. С вами, должно быть очень трудно ужиться.
18 – 24 балла. Вы человек спокойный и неподверженный стрессу. Если вы набрали ненамного больше 18 очков, то вам можно посоветовать быть терпимее к окружающим. Это позволит вам добиться большего.
12 –18 баллов. Ваша бездеятельность тоже может стать причиной стресса. Побольше уверенности в себе!

Количество учащихся, набравших среднее количество баллов норма (16%) не подвергаются стрессу. Эта часть школьников способна качественно выполнять работу в любой для них обстановке, спокойные, доброжелательно настроенные по отношению к окружающим их людям, способны быстро адаптироваться к новой обстановке.
Часть класса, набравшая более высокое количество баллов, выше нормы (84%) не способна владеть своими эмоциями, что проявляется в частой раздражительности, грубости. Таким людям бывает трудно справиться со стрессом, что в конечном итоге приводит к депрессии.
Часть группы, набравшая среднее количество баллов, норму (32%) – люди спокойные и неподвержены стрессу. Такие люди терпимо относится к окружающим, уверенны в себе, терпеливы и спокойны.
Часть группы, набравшая количество баллов, выше нормы (68%) – в высшей степени подвержена стрессу, у таких людей могут проявляться болезни, вызванные стрессом, — сердечная недостаточность, язвенная болезнь, болезни кишечника. Самое главное для этих людей сейчас – научиться успокаиваться.
Часть группы, набравшая среднее количество баллов, норму (38%) по данной диагностике, не испытывает стрессогенного состояния, способны быстро приспособиться к новому кругу собеседников и работать в напряжённой для них обстановке. Такие собеседники вызывают большее доверие у людей. Все события, происходящие в их жизни, не вызывают тяжёлых стрессовых состояний.
Часть группы, набравшая большее количество баллов, выше нормы (49%), очень часто переживает стресс. Каждое событие, произошедшее в жизни этих учащихся, вызывает тяжёлое состояние стресса, которое в большей мере влияет на их работоспособность и самочувствие.
Часть группы, набравшая меньшее количество баллов, ниже нормы (13%), чаще безразлично реагирует на происходящие события и не способна взять себя в руки в напряжённый жизненный момент, что может показаться как несобранность, излишняя сонливость.

По результатам проведённых тестов можно сказать, что достаточно большой процент учеников постоянно испытывает стрессовые ситуации. Из результатов общих показателей видно, что 63% учеников трудно бороться с жизненными невзгодами, 37% учеников умеют владеть собой, но им следует взять на вооружение некоторые приёмы, помогающие справляться со стрессом. Таким ученикам следует научиться управлять своими эмоциями, научиться успокаиваться в любой напряжённой обстановке.

Заключение

Анализируя тесты, включённые в нашу работу, мы пришли к следующему выводу: у большинства десятиклассников исследуемого классного коллектива наблюдаются стрессогенные состояния, что можно увидеть из приведенных выше диаграмм, влияющие на их успеваемость, получение важных знаний, сосредоточенность на уроке, на общее состояние здоровья и управление своими эмоциями. Это в свою очередь влияет на общую школьную успеваемость. Во избежание умственной усталости, мы можем посоветовать таким ученикам использовать выше приведенные методики по преодолению стрессогенных состояний и управлению своими эмоциями.
Вследствие проведённой работы, мы столкнулись с проблемой выбора наилучших методик для устранения стресса у учеников. В конечном итоге, мы пришли к заключению, что одной из таких методик может стать аутогенная тренировка. Она поможет, даже за свободные 5-7 минут избавиться от внезапно возникшего стрессового состояния и сконцентрировать умственную работу ученика на выполнении задания.
Очень хорошим средством для устранения стрессовых состояний ученика может оказаться обычная гимнастика, небольшая пробежка, прогулка по парку.
Важно заметить, что классическая, спокойная музыка так же поможет избавиться от стресса (депрессии) не отнимая много времени у ученика (в подобном случае можно воспользоваться ранними струнными и фортепианными концертами Бетховена, органными фугами Баха, ранними произведениями Моцарта).
Мы провели значительную работу, которая показала частоту появления стрессовых ситуаций в школьных заведениях и как их можно устранить с помощью определённых упражнений. Мы надеемся, то данная работа поможет устранить стрессовые состояния у обучающихся старших классов и повысить их успеваемость.

Список литературы.

1) Алексеев А.В. Как защитить себя от стресса. Я спокоен. — Ростов-на-Дону 2004.
2) Бондаренко С.М., Ротенберг В.С. Мозг. Обучение. Здоровье. — М. 1989.
3) Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека. — Санкт–Петербург 1994.
4) Малкани В. Стресс и Гнев. – Москва – Санкт-Петербург 2003.
5) Прутченков А.С. Наедине с собой. – М. 1996.
6) Родионов В.А. Я и все-все-все. – Ярославль 2002.
7) Рутман Э.М. Как преодолеть стресс. – Москва – Санкт-Петербург 1998.
8) Сизанов А.Н. Тесты и психологические игры. – Минск 2000.
9) Касторум В.Н. Психотерапия. – М. 1986.

www.den-za-dnem.ru