Формирование невроза

Главная\Статьи для современных женщин об отношениях, о психологической самопомощи и о деньгах

Неврозы: теории возникновения и симптомы

Наверняка вы встречались в своей жизни с людьми, которые говорят: «Ой, какое-то настроение неважное сегодня. И спала плохо. Три часа лежала, овец считала, заснуть не могла. Как-то беспокойно на душе, сама не пойму, почему. Причин, вроде нет. А так тревожно. » А, может быть, и вы сами иногда говорили эти слова:)

А ведь это могут быть признаки невроза..

Вы знаете, какими заболеваниями чаще всего болеют люди? Неврозом. Точнее, неврозами. Поскольку известно множество различных видов неврозов. Считают, что 70-80% взрослого населения нашей страны страдают невротическими расстройствами.

НЕВРОЗ – это временное обратимое нарушение нервной системы, возникающее под действием психической травмы. Им подвержены люди со слабой нервной системой. Считается, что женщины чаще, чем мужчины, страдают от неврозов. К тому же токсикоз во время беременности или патология родов также могут привести к этим заболеваниям.

Зигмунд Фрейд был одним из первых, кто попытался объяснить механизм возникновения неврозов. По мнению Фрейда, эта проблема родом из детства, как, впрочем, и все остальные психологические проблемы человека. Нереализованные сексуальные желания ребенка вытесняются в бессознательное. Неудовлетворенный сексуальный интерес девочки к отцу, а мальчика — к матери через много лет проявляется в виде нервных заболеваний.

Причины неврозов Фрейд искал в тех областях, где бессознательное проявляет себя. Он изучал сновидения, действия больных в состоянии гипноза, свободные ассоциации, описки, оговорки и т.д. А после того, как была определена причина невроза, пациенту оставалось осознать ее. Т.е. психоаналитик определял тайное скрытое желание человека, а пациент выводил его из области бессознательного в область своего сознания. Таков метод лечения неврозов по З. Фрейду.

Карен Хорни истоки неврозов видела в раннем детстве, как и все психоаналитики, и рассматривала невроз как защитную реакцию ребенка от неблагоприятных социальных факторов (унижение, пренебрежительное или агрессивное отношение родителей к ребенку и т.д.). Чтобы защититься от неблагоприятного социума (или социально адаптироваться к нему) у ребенка формируется три способа бессознательной защиты:

  • движение к людям
  • движение против людей
  • движение от людей

    Движение к людям означает идти навстречу желаниям людей и формирует у ребенка потребность в подчинении, в любви, в защите, в угождении, в уступках, в готовности пожертвовать собственными интересами. Формируется мазохистская установка.

    Движение против людей означает идти против желаний людей и формирует стремление к неограниченной власти, к подавлению ближнего, потребность быть успешным, сильным, признанным, выше всех. Формируется садистическая позиция.

    Движение от людей означает избегать желаний других людей, дабы не быть ими поглощенным. Эта защита формирует потребность в отстранении, обособлении, отдалении от людей, стремлении держать дистанцию, самостоятельности, независимости, свободе. Проявляется в отшельничестве, выборе профессий и занятий, связанных с уединением. Развивается человеконенавистничество.

    Эти чувства не допускаются в сознание и вытесняются в бессознательное.

    Любой невротик в любых обстоятельствах остается смешанным типом, в личности которого присутствуют все три невротические тенденции. Одна из тенденций, которая в детстве наиболее поощрялась, является доминирующей. Поэтому всех невротиков условно можно разделить на «подчиненных», «агрессивных» и «обособленных».

    Доминирующая тенденция определяет мотивацию любого поступка. От возможности и удачности ее реализации будет зависеть разрешение реализоваться двум другим. Основная тенденция обуславливает реализацию двух других.

    Именно такая внутриличностная конструкция невротика является залогом ощущения цельности личности.

    Можно ли определить доминирующую тенденцию? Можно. Как? По реакции в отношениях с близкими людьми в условиях внезапного стресса. Поведение человека и его действия будут укладываться в одну из следующих схем:

  • подчинение и признание вины
  • нападение, унижение, обвинение
  • оправдание, извинение. Может просто замереть и выжидать

    Эрих Фромм объяснял невроз следующим образом. Невроз возникает у тех людей, которые будучи взрослыми, остаются психологически «привязанными» к фигуре одного из родителей.

    Материнская любовь к ребенку безусловна. Это значит, что мать любит ребенка просто за то, что он есть. Взамен она ничего не требует. А вот отец любит ребенка условной любовью, т.е. на условиях. Отец требователен. Его любовь нужно заслужить. Он требует, чтобы ребенок был «хорошим», хорошо выполнял свои обязанности, и стал, в конечном счете, когда вырастет, похожим на него. Отцовская любовь без выполнения условий невозможна.

    Психически здоровый зрелый человек – это человек, который гармонично сочетает в себе отцовское и материнское сознание. По мере взросления он освобождается от отцовской и материнской фигур, выстраивая их внутри себя.

    Согласно Фромму, если человек ориентирован на мать, то в общении он будет исключительно приятным и обаятельным. А в жизни — беспомощным, эгоистичным, подвержен чужому влиянию и нуждающимся в опеке.

    Если человек имеет отцовское сознание, то он дисциплинирован и независим, однако вместе с тем бесчеловечен и зол.

    Какими невротическими симптомами будет обладать человек, привязанный к матери? Истерии, алкоголизм и депрессии будут сопровождать его на протяжении всей жизни.

    А человека, центрированного на отце? Маниакальный невроз, основанный на мании величия, и выражающийся в хвастовстве, повышенной самооценке, бреде исключительной талантливости, высокого происхождения, богатства и др.

    Каковы симптомы неврозов? Эмоциональное неблагополучие (без видимых причин), напряжение, тревожность, озабоченность, а также учащенное сердцебиение, дрожь во всем теле, потливость и др. Бывает, что неврозы являются причиной расстройств работы внутренних органов (нарушается нервная регуляция их деятельности).

    Невроз – это болезнь. Она не зависит от воли человека. При этом заболевании невозможно «взять себя в руки». Никакие нравоучения не смогут победить эту болезнь.

    В настоящее время в отечественной психиатрии выделяются три основные формы неврозов: истерия, неврастения и психастения (невроз навязчивых состояний).

    17 ноября 2013 г.

    ХОТИТЕ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ?

    ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ

    • Главная
    • О Центре
    • Кто Я
    • Семинары
    • Тренинги
    • Консультации
    • Астрология
    • Расписание
    • Интернет-проект «Психология отношений»
    • Подарок для подписчика
    • Интернет-курс «Ты хочешь замуж»
    • Публикации
    • Вопросы и ответы
    • Отзывы
    • Контакты

    ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ

    ДЕВЯТЬ НЕВРОТИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ, описанных КАРЕН ХОРНИ (в формулировке А.BECK, 1979)

    Больные нврозом, сами того не осознавая, живут по нижеперечисленным правилам.

    1. Чтобы быть счастливым, необходимо, чтобы мне сопутствовал успех в любом деле, за которое я возьмусь.
    2. Чтобы стать счастливым, необходимо, чтобы меня принимали, любили и восхищались мною все люди и во все времена.
    3. Если я не на вершине, то я в яме.
    4. Прекрасно быть популярным, известным, ужасно быть непопулярным.
    5. Если я сделал ошибку, значит, я ничтожество.
    6. Моя ценность как личности зависит от того, что люди думают обо мне.
    7. Я не могу жить без любви. Если мои близкие (возлюбленная, родители, ребенок) меня не любят, это ужасно.
    8. Если он не согласен со мной, значит, он не любит меня.
    9. Если я не воспользуюсь каждым удобным случаем, чтобы продвинуться, я буду раскаиваться в этом.

    Жизнь по этим правилам приводит человека к несчастью. Невозможно, чтобы человека все и всегда любили.
    Это НЕВОЗМОЖНО.
    Степень любви — величина непостоянная. Она колеблется и зависит от большого количества факторов. А невротик рассматривает уменьшение любви не как уменьшение, а как ее исчезновение. И воспринимает это, как катастрофу. Со всеми вытекающимися последствиями: мыслями, чувствами, поступками, словами и пр.

    Эти многоликие неврозы

    centren.ru

    Формирование невроза

    Психотерапия больных с невротическими реакциями

    Часть 1.

    “ Все, что я могу, это, возможно, помочь

    людям реорганизовать себя, чтобы

    лучше, чтобы больше радоваться жизни,

    чувствовать — и это очень

    важно – чувствовать искренне. Чего еще?

    Жизнь – это не только музыка и цветы”.

    В конце ХХ века количество людей, которым ставится диагноз невроз, достигло невероятных размеров. Это количество уже не удивляет и не пугает, да и действительно в наше время постоянно меняющихся ценностей, правил и даже законов; при отсутствии какой бы то ни было стабильности в жизни общества, разве не лучший способ уйти от столь гнетущей действительности в болезнь. О неврозах заговорили в конце прошлого века, и с тех пор многое было сделано в направлении исследования этого душевного заболевания. Многие выдающиеся люди трудились над данной проблемой: устанавливая причины, анализируя симптоматику и пытаясь найти всевозможные способы для того, чтобы облегчить состояние человека, страдающего неврозом. На данный момент существует огромное количество психологических школ, занимающихся коррекцией невроза; они используют различные техники при работе с пациентом, но при этом объяснение причин возникновения невроза все-таки имеет общее сходство, и базируется оно, на наш взгляд, на психоаналитическом подходе. На данный момент вопрос о психокоррекции неврозов, как нам кажется, остается открытым: до сих пор не найдено общепринятого, универсального способа избавления от этого заболевания, и вряд ли кто-то может похвастаться 100 % гарантией успеха при лечении невроза с помощью каких-либо психологических техник, хотя во многих случаях удается добиться облегчения состояния. Таким образом “вакцина” от невроза еще не найдена, и, следовательно, пространство для дальнейших исследований в этой области полностью открыто, хотя почва весьма богато удобрена имеющимися достижениями, что значительно облегчает нашу задачу.

    Неврозы — обратимые пограничные расстройства, обусловленные воздействием психотравмирующих факторов, протекающие с осознанием больным факта своей болезни, без нарушений отражения реального мира. Невроз возникает в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека, проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений. Он характеризуется, во-первых, обратимостью патологических нарушений, независимо от его длительности; во-вторых, психогенной природой заболевания; и, в-третьих, специфичностью клинических проявлений, состоящей в доминировании эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств. Важными для диагностики являются критерий, характеризующий отношение к ситуации возникшей болезни, и борьба с целью ее преодоления. Невротические реакции включают вегетативные, сенсомоторные и аффективные расстройства. Переход на идеаторный уровень, т.е. появление оценки болезни и соответствующего ей поведения, свидетельствует о сформировавшемся неврозе. Этот механизм борьбы и защиты у различных лиц и при разных неврозах различен. Так при фобическом неврозе — это формирование ритуалов, при истерическом — формирование рентных в прямом и косвенном плане установок, часто недостаточно осознаваемых и вытесняемых. Эти клинические особенности рассматриваются как механизмы психологической защиты. Неврозы выступают как заболевания, в механизмах, развития которых теснейшим образом переплетаются биологические, психологические и социальные этиопатогенетические факторы, само разделение которых на этиологические и патогенетические в обычном их понимании при неврозах особенно затруднительно.

    Основными формами клинических неврозов принято считать неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний. Основными симптомами неврастении считаются нарушение работоспособности в виде повышенной утомляемости, отвлекаемость внимания, рассеянность, трудность при сосредоточении внимания, переоценка тяжести болезненных симптомов и фиксирование внимания на них, обычны расстройства сна. При истерии особенностями поведения являются стремление обратить на себя внимание, вызвать сочувствие, удивление, казаться больше, чем есть. Имеет место большой разрыв между уровнем притязаний и уровнем достижений. Характерна выраженная образность мышления, впечатлительность, быстрые и резкие перемены настроения, психическая гиперестезия, капризность, некоторая духовная незрелость, психический инфантилизм, лживость. Часты покушения на самоубийство, целью которых является привлечение внимания, поэтому как правило используются заведомо недостаточные дозы снотворного, неглубокие порезы вен и т.д. Возможны различные двигательные расстройства, выпадения функций, сексуальные расстройства. Невроз навязчивых состояний проявляется навязчивыми страхами, представлениями, воспоминаниями, сомнениями.

    У невротиков часто встречаются функциональные расстройства, которые не удается связать с определенными событиями психической жизни, но которые должны иметь определенное отношение к психической аномалии — о чем можно судить по частоте совместных аномальных проявлений на психическом и соматическом уровнях. К этой же группе можно отнести великое множество проявлений неврологического характера, лишенных какой бы то ни было органической основы; таковы многие случаи паралича и сенсорных расстройств (форма которых следует не анатомическим структурам, а образным представлениям больного), тики, заикания, тремор, головокружения и т.д., особенно часто при истерии. Несмотря на наличие близкой связи со сферой психического, больные осознают эти соматические расстройства как нечто абсолютно чуждое, т.е. рассматривают их как чисто телесные болезни. Истерические феномены наблюдаются как сами по себе, так и в качестве явлений, сопровождающих разнообразные органические и функциональные расстройства нервной системы.

    Если же рассматривать невроз в психологическом аспекте, то причиной его служит конфликт, как несовместимости, столкновения противоречивых отношений, но при этом речь идет о нарушении именно обобщенных, особо значимых для данной личности отношений и что присущие конфликту переживания становятся источником невроза, представляющего собой патофизиологическое выражение конфликта, лишь в том случае, если они занимают центральное место в системе отношений личности к действительности. Психологический конфликт является условием развития длительного эмоционального напряжения, причем интенсивность его определяется тем, какое место занимают нарушенные отношения личности в целостной системе отношений человека. Длительность этого напряжения при психологическом конфликте зависит не только от длительности существования объективно трудной психотравмирующей ситуации, сколько от противоречивого характера отношения к ней личности, препятствующего рациональному разрешению конфликта и затрудняющего выход из него.

    Ясперс невроз описывает как “осечку”, допущенную в стрессовой жизненной ситуации. Цель терапии при таком понимании видится как достигаемое через стрессовую ситуацию преобразование человеком самого себя — преобразование, при котором он раскрывается сам перед собой и утверждает свою истинную сущность перед лицом окружающего мира. Данная концепция имеет ценность постольку, поскольку содержавшаяся в ней общефилософская правда может быть отнесена также и к невротику.

    Практическая философия, ведущая к избавлению ото лжи, также может оказывать терапевтическое воздействие. Но нам следует помнить, что избегание стрессовых ситуаций само по себе не делает человека больным.

    В настоящее время сложилось следующее мнение: истерических явлений стало намного меньше, а частота неврозов с навязчивыми явлениями резко возросла. Большинство людей не испытало невротических явлений на своем опыте и поэтому их не понимает. Существуют переходные формы между неврозом и здоровьем; ведь невротические явления проявляются — обычно эпизодически — и у небольшой части здоровых людей. Существование этих промежуточных форм, однако, не означает, что все люди в той или иной мере невротики; это указывает лишь на то, что единичные и мимолетные явления могут возникать и у людей, которые в остальном здоровы. Для возникновения невроза необходимо наличие некоего существенного, специфического элемента, а именно — определенной предрасположенности психических механизмов. Лишь при этом условии неспособность найти выход из трудной ситуации может вызвать к жизни невроз. Но те же механизмы делают возможным появление невроза даже тогда, когда человек познает себя и абсолютно откровенен по отношению к себе. О невротике иногда можно сказать: “Его невроз вызывает к себе уважение”. Короче говоря, при наличии определенных механизмов невротические явления могут быть порождены не только никчемностью деградации личности, но и истинным величием ее взлета.

    Основной причиной неврозов является психическая травма, но такая прямая связь наблюдается сравнительно редко. Возникновение невроза обусловлено часто не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза. Итак, для возникновения невроза имеют значение:

    1. факторы биологической природы: наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

    2. факторы психологической природы: преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуации и условия их патогенности.

    факторы социальной природы: родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.

    С точки зрения психоаналитического подхода психический конфликт возникает тогда, когда одна часть личности отстаивает определенные желания, а другая противится этому и отклоняет их. Без такого конфликта не бывает невроза. Наша душевная жизнь беспрерывно потрясается конфликтами, которые мы должны разрешать. Патогенным конфликтом является конфликт между влечениями “Я” и сексуальными влечениями, т.к. из двух находящихся в конфликте сексуальных стремлений одно всегда правильно с точки зрения Я, в то время как другое вызывает отпор “Я”. Разрешение конфликта посредством образования симптома является самым удобным и желательным выходом из положения для принципа удовольствия; он, несомненно, избавляет “Я” от большой и мучительной внутренней работы. Потом правда выясняется, что “Я” совершило невыгодную сделку, согласившись на невроз. Оно слишком дорого заплатило за облегчение конфликта, и ощущения страдания, причиняемые симптомами, пожалуй, эквивалентная замена мучениям конфликта, и, возможно, с еще большим количеством неудовольствия. “Я” хотело бы освободиться от этого неудовольствия из-за симптомов, не уступая выгод от болезни, но именно этого оно не в состоянии сделать.

    www.psi.lib.ru

    Стадии формирования невроза.

    Симптомы невроза являются его следствием, а не причиной, как полагают многие невротики.

    Т.к. невроз является сложным состоянием в психике человека, то многие стадии формирования могут накладываться друг на друга, и идти параллельно. Вместе с тем, их четкий порядок можно проследить, если рассматривать отдельно каждое значимое противоречие или внутриличностный конфликт.

    1) предрасположенность. У гармоничной личности, и личности не склонной к формированию внутриличностных кофликтов, невроз не возникнет, хотя возможны отдельные кратковременные невротические реакции. В предрасположенность входят, невротические ценности, алгоритмы, непоследовательность, противоречивость личности, завышенные ожидания от себя и от жизни, проблемы с выбором и др.

    2) первый этап, формирование противоречий, конфликта. В самом начале человек осознает, что в его жизни появилась некая проблема, которую нужно решить, выбрав один из взаимоисключающих вариантов, либо создать третий компромиссный вариант. Например; жить и общаться с партнером или нет, менять работу или нет, переезжать на другое место жительства или нет, и др. В сознание появляется масса мыслей за и против, поднимается неудовлетворенность и эмоциональная напряженность.

    3) попытка его решить. Сомнения в выборе того или иного взаимоисключающего варианта, могут приводить человеку к метанию, от одного решения к другому, как внутри психики, так и в реальной жизни. Повторные расставания и встречи с партнером в отношениях, многократные переезды, смена места работы и т.п. Даже если человек остановился на одном из физических вариантов решения, это не обозначает, что внутри себя он тоже остановился на этом варианте. Т.е. знак физического решения, при неврозах, не равен психологическому, внутреннему решению, что сохраняет в себе внутриличностный конфликт, который переходит в следующую стадию. На данном этапе напряжение и неудовлетворенность в жизни повышается многократно. Человек понимает с чем это связано. Это сознательный этап, последний при котором можно избежать входа в невротический многолетний (часто пожизненный) способ существования. Неспособность решить сознательный конфликт, побеждает, над интуитивно понятным выбором, здравым смыслом.

    4) помощь бессознательного в решении. Через какое то время, после безуспешных попыток сознательного решения (у всех оно разное, от часов до нескольких лет), внутриличностный конфлитк, перемещается с сознательного уровня в область бессознательного. Наше бессознательное здесь, как последний защитник над человеческой слабостью и неспособностью самостоятельно решать проблемы в своей жизни. После чего весь процесс невроза переходит в управление к бессознательному, т.е. человек лишается способности самостоятельно его решить. При этом чувство неудовлетворенности и зацикленности на процессе решения и выбора, может полностью исчезнуть. Человеку кажется, что он справился, решил неразрешимый клубок желаний и противоречащих им обстоятельств. Жизнь возвращается в прежнее русло. Какое то время, могут отсутствовать полностью негативные эмоции, чувства, нет никаких симптомом. Но одновременно, с успокоением в сознании, начинается борьба этого же конфликта (или нескольких) в бессознательном. Которое пытается сначала просто проглотить в свои недра все негативные переживания. Но объем для удержания напряжения ограничен (у всех он разный, этим моментом объясняется разница во времени, между успокоением сознательным, и началом симптомов). В итоге противоречащие желания внутри бессознательного не находя решения и выхода (вход в сознание закрыт прочно механизмами психологических защит, как клапан в одну сторону), резонируют, усиливаются. Возникает повторное напряжение, но уже никак не связанное с изначальным конфликтом, при сознательной оценке этого напряжения человеком. Происходит переход к следующему этапу, он может быть как резким (нервный срыв), так и постепенным. Многое зависти от личности, самого конфликта, окружающих условий благоприятствующих возникновению или его решению.

    5) появление симптомов. Часто имеет символическое значение, т.е. структура симптомо- комплекса отражает структуру изначального конфликта. Бессознательное больше не может удерживать внутреннее напряжение, и решает бороться с актуальным конфликтом с помощью болезни. Способ выбирается не случайно, это единственный доступный способ решения конфликта в арсенале бессознательного, при условии, что сознательно человек не смог его решить самостоятельно. Все симптомы, синдромы, имеют функциональный характер. Это никак не противоречит наличию у человека настоящих заболеваний ,которые могут только обостряться под воздействием общего нервного напряжения, создающего благоприятные условия для нарушения в автоматической работе организма. Симптомы и синдромы возникают, главным образом, через вегетативную нервную систему, которая прочно связана с психикой, с нашими эмоциями, с одной стороны, и с телом его функциями (адаптацией) с другой. При любом эмоциональном возбуждении, негативном или позитивном, срабатывает вегетативная нервная система. Если это возбуждение длительное и насыщено негативными эмоциями и чувствами, то работать В.Н.С. будет в напряженном режиме, нарушая работу различных систем организма. Диапазон симптоматики огромен, и может быть описан любым функциональным нарушением, любой системы организма (от нервной системы, до снижения иммунитета и гормональных расстройств). Параллельно появляются психологические симптомы; тревога, страхи, панические атаки, раздражение, неудовлетворенность, нарушение памяти и многие другие.

    6) выгода невроза. Закрепившись в бессознательном, невроз легко помогает с помощью симптомов в решить изначальный конфликт (или несколько противоречий). Делая человека «слабым» и зависимым от других, от своей болезни. Наступает длительный период невротической адаптации. Как ни странно, но многих людей он больше устраивает, чем проблемы связанные с решением изначального конфликта.

    Подробнее 4й этап выглядит следующим образом. Главным механизмом позволяющим передать функцию решения конфликта из сознания к бессознательному является вытеснение.

    Вытеснение (подавление, репрессия)- переводят из сознания в бессознательное неприемлемую информацию (например противоречащую морали), либо подавляет негативные переживания (чувства или эмоции). Может подавляться любая информация и чувства, даже то, что имеет положительный эффект на психику, но в результате работы «цензуры», грубого несовпадения с моделью мира, она подавляется. Вместе с тем, по закону сохранения энергии, все, что подавлено никуда из нас не уходит, а лишь трансформируется в другие формы, запуская еще более патологические процессы. До определенного уровня мы можем копить негативную информацию или чувства (толерантность бессознательного к негативу), в лучшем случае мы можем небольшой негатив полностью растворять в своем бессознательном (буферная система просто рассеивает эту часть вытесненной энергии), но возможности ее не велики, поэтому получается, что в большинстве случаев накопленная негативная информация или, и чувства ищут себе выход через другие пути проявления. Т.к. вытеснение работает как клапан, пропускает чувства и информацию только в сторону бессознательного, не давая ей возможности выйти обратно, то ей ничего не остается делать, как видоизменяться, что бы выразиться, вверх (в психику) в виде тревоги, гнева (раздражительности), бессонницы, или вниз ( в тело) психосоматизация, конверсионные синдромы. После того как негативные чувства накопились до критического уровня, они неизбежно будут вызывать чувство напряжение в бессознательном (как напряжение в компьютере который работает на полную мощность без выключения много времени). Это напряжение будет легко проникать в любые слои психики, в том числе и в сознание. Чувство напряжения осознается нами, и далее, в зависимости от нашей личности, будет трансформироваться в чувство общей тревоги (которая будет дифференцироваться, определяться в конкретную со временем, различные фобии), либо в чувство общей раздражительности (которое будет тоже определяться со временем в конкретную раздражительность или гнев, на человека, группу людей или событие). Бессонница появляется как следствие напряженности внутри бессознательного, один из самых частых симптомов невротизированного образа жизни. Психосоматика появляется тогда, когда большая часть подавленных чувств ушла глубже в нервную систему, нарушая работу вегетативной нервной системы. Симптомы могут быть абсолютно разные, в целом это функциональные нарушение той или иной системы организма, от терморегуляции и кома в горле, до понижения иммунитета и как следствие частые простудные заболевания. Наиболее часто встречающиеся психосоматические расстройства, это напряжение в скелетной мускулатуре (ком в горле, напряжение мышц шеи, плечевого пояса, спины, как следствие обострение остеохондроза), гипертония или гипотония (колебания артериального давления и пульса), головокружение, повышенная утомляемость, общая слабость, С.Р.К. = синдром раздраженного кишечника, невроз сердца и др.

    www.b17.ru

    Механизм формирования невроза. М. Литвак

    Из книги М.Е. Литвака «Похождение Вечного принца».

    Михаил Ефимович Литвак: академик РАЕН, психотерапевт европейского реестра, д.м.н.

    Обратите внимание на следующий факт. Мать посвящает ВП в детали своих отношений со своей сестрой и выставляет себя жертвой и благодетельницей. В дальнейшем она расскажет ему и о своих конфликтах с отцом. Можно сказать, что она искала у сына поддержку, которую можно получить или от мужа или от сотрудников. К сожалению, такое явление наблюдается часто в наших семьях. Ребенок становится как бы судьей, «детским психиатром», который должен встать на чью-то сторону. Но если в связке «мать-тетя» довольно легко стать на сторону матери, то когда родители хают друг друга, то ребенок находится в крайне трудном положении, ибо здесь выбор без вреда для здоровья практически невозможен. Ребенку нужны и отец, и мать. Даже собаки в таких случаях заболевают неврозом. В лаборатории И.П.Павлова проводился такой эксперимент. Собаку обучили отличить круг от эллипса. Затем конфигурацию эллипса постепенно приближали к форме круга. Когда различия становились малозаметные, у собаки развивался нервный срыв, который приходилось лечить. Так была разработана известная микстура Павлова — смесь брома с кофеином.

    Небольшой пример: Жена решает разводиться. Ребенок дочь 14 лет становится на сторону отца. Муж против развода. Консультировался со мной. Семья на некоторое время сохранилась. Но затем муж решил от нее уйти. Дочери уже 17 лет. Мать активно доказывает своей дочери, что ее отец сволочь. Дочь становится на сторону матери. Развод состоялся. Дочь даже перешла на фамилию матери. Затем они на какое-то время помирились. Дочь в возрасте 18 лет с тяжелым неврозом попала в клинику. Нам удалось вывести ее из игры. Хотя там еще было несколько витков, дочь уже на это не реагировала.

    Многие родители, оттягивая детей на свою сторону, меньше всего думают о благе ребенка, а больше всего о том, чтобы досадить супругу (е), совершенно забывая о треугольнике судьбы, и не думают, что, став преследователем, они обязательно окажутся жертвами.

    Еще один небольшой пример. Они разошлись, когда сыну было 5 лет. Мать сделала все, чтобы отец и сын никогда не виделись, и воспитала ребенка в ненависти к отцу и добилась того, что он ни разу не виделся с отцом, хотя материальную помощь он, как мог, оказывал и после 18 лет. Отец стал довольно значительной фигурой и оказался, в конечном итоге, очень достойным человеком. Когда сыну было лет 19, у матери возникли большие неприятности. Она обратилась за помощью к бывшему мужу. Он ей помог без всяких условий. Сын разобрался, что к чему, и воспылал дикой ненавистью к матери. И только вмешательство отца, который, кстати, прошел у нас психологическую подготовку, привело к тому, что он остался в хороших отношениях с матерью. Вот основной тезис его беседы. «Не твое дело нас судить. Друг к другу, может быть, мы плохо относились, но к тебе оба относились хорошо. И если тебе еще нужна наша помощь, то пользуйся ею, как моей, так и маминой». Именно эту фразу мы и рекомендуем говорить детям, когда родители конфликтуют друг с другом. И еще. «Мои отношения — это мои отношения. Отношения моей жены с моим сыном (дочерью) — это ее отношения. И нам нечего в них лезть. Они не имеют никакого отношения к нашим отношениям».

    Я не морализирую. Если совместная жизнь становится невозможной, нужно разводиться. Лучше жить ребенку в неполной, но мирной семье, чем в полной, но с враждующими друг с другом матерью и отцом. Следует помнить, что слова не воспитывают. Воспитывают поступки. Скандал станет нормой семейной жизни и для ребенка, когда он вырастет.

    Сейчас я консультирую один случай. Они разошлись, когда дочери было 1,5 года. Муж по благородному оставил ей квартиру, оказывал материальную помощь и приезжал ее проведывать. Когда ребенок подрос и стал посещать детский сад, то мать отпускала дочь к отцу в новую семью на выходные дни, где в ее воспитании принимали участие мать мужа и новая жена. Когда ребенок возвращался домой, то он дня два три становился более капризным, а потом все приходило в норму, затем этот цикл повторялся. В семье ее отца дочь заласкивали. Моя подопечная воспитывала ее более правильно. Однажды он ее привез после очередной побывки, но дочь не захотела отпускать отца. Моя подопечная с болью в душе отпустила ее к отцу. Через неделю он ее привез домой, и больше уже она не хотела оставаться у отца на длительные сроки. Но, тем не менее, она иногда оставалась на неделю — другую. А это уже начинало сказываться на развитии ребенка. В детском саду уже ей не давали ролей в детских постановках, так как не было известно, придет ли она на следующую неделю или нет. Она начинала отставать от программы. Тогда моя подопечная поставила вопрос ребром: или пусть она живет у отца все время, а она будет только ее навещать, или пусть живет у нее, а отец будет забирать ее только на выходные дни. Чем дело закончится, я еще не знаю, но моя подопечная поступает правильно, ибо заботится о благе ребенка, а не о своем собственном. Но боль в душе у нее остается. Ведь ей, конечно, хочется, чтобы ребенок остался с ней. Кстати, я думаю, что так оно и случиться. Не нужна, конечно, новой жене не ее дочь, которая ежедневно и ежечасно напоминает ей о прежней жене, кстати, очень красивой женщине. Да и бабушка может не выдержать ребенка, который уже привык к демократическому воспитанию, основанному на уважении личности ребенка и ее запросов. Еще в Библии сказано «Подарками не приобретаешь прав». Так я писал 2 года назад. Сейчас я уже знаю финал. Девочка осталась с мамой.

    Можно еще и добавить о принципах демократического воспитания. «Если хочешь оказать благодеяние человеку — оставь его в покое, но именно эта часть добродетели дается трудней всего.

    Кстати, мои подопечные, овладев этим тезисом, все как один отмечали, что их дети и их внуки тянутся к ним больше, чем к их супругам.

    Вот рассказ одного из моих подопечных: «Наши дети изредка подбрасывали нам то одного, то другого, то сразу обоих внуков. Возилась с ними, а точнее воевала, моя жена. Это был бой за кормежку, укладывание спать и слежку, на детской игровой площадке, пределы, которой покидать нельзя было, да и большей части оборудования (горки, качели, лестницы и прочее) подходить тоже было нельзя. Мучались все. Когда же приходилось мне заниматься с ними, то я вместо того, чтобы крутиться на площадке уходил в соседнюю рощу, где она как им казалось, сами выбирали нужный маршрут. Организовывал с ними подвижные игры. Когда мы возвращались домой, то они, едва успев плотно поесть, засыпали, чуть ли не за столом». Понятно, что тянулись они к деду.

    Мамы и папы! Посмотрите, в кого вы превратились для своих детей. В прачку, кухарку, уборщицу, няньку, слесаря, плотника, поставщика материальных благ, дураков, которые зарабатывают, а отдают все им, детям. Так, кто ж из вас несмышленыши, вы или дети? Неужели вы думаете, что заслужите уважение у своих детей, которых нацеливаете на большие социальные роли.

    Но это все-таки не так страшно. Не втягивайте своих детей в ваши конфликты. Даже собаки в таких условиях дают неврозы.

    www.lyubi.ru