Формы проявления неврозов у детей

Детские неврозы – виды, классификация и особенности лечения

1. Причины развития 2. Патогенез 3. Классификация 4. Формы заболевания 5. Неврастения 6. Тики 7. Энурез 8. Лечение

Неврозы представляют собой группу психогенных болезней, являющихся реакцией отдельной личности на психическую травму. При этом тяжесть психотравмирующей ситуации определяется не физическими параметрами, а информационной нагрузкой.

Несмотря на то, что саму группу заболеваний относят к обратимым состояниям, заболевание требует особого подхода и коррекции. К одному из критериев, способных влиять на вероятность развития неврозов, относят возраст. Незрелость личности и самосознания у детей определяет высокий риск формирования невротических реакций. Последствия подобных расстройств во многом предопределяют нервно-психическое и психо-соматическое здоровье взрослого человека, формируют особенности личности и влияют на все уровни и формы адаптации.

Еще в первой половине ХХ века академиком Павловым было установлено, что в основе заболевания лежат измененные взаимосвязи между корой и подкоркой. В настоящее время ведущими системами в патогенезе неврозов считаются:

Внешние воздействия раздражителей на данные структуры способны изменять эндокринные, вегетативные, эмоциональные и поведенческие реакции человека.

Причины неврозов у детей кроются в длительной недостаточности регуляции эмоционального фона, приводящей к искажению основ личности ребенка.

Наиболее частыми факторами риска развития неврозов у детей принято считать:

  • перинатальную патологию;
  • токсическое поражение нервной системы;
  • черепно-мозговые травмы, включая родовые травмы новорожденных;
  • перенесенные нейроинфекции.
  • Особенностью детских неврозов считается их развитие у лиц с несовершенной нервной системой. Сам процесс становления собственного «я» и формирование личности в первую очередь определяет тип воспитания ребенка. К нарушениям воспитательного процесса можно отнести:

  • гипер- и гипоопеку;
  • жестокость;
  • неприятие;
  • гиперсоциализацию ребенка.
  • Подобные влияния способны исказить биологические и психофизиологические особенности детей. В результате возникает преневротическое состояние. Оно характеризуется наличием у ребенка:

  • ощущения неполноценности;
  • фобических нарушений;
  • тревожности;
  • неадекватному восприятию окружающей действительности.
  • Коррекция факторов риска на этапе оптимизации методов воспитания является главным этапом профилактики детских неврозов.

    Классификаци

    Существует несколько классификаций невротических расстройств. Согласно традиционным представлениям неврозы у детей и подростков можно подразделить на следующие формы: Невроз навязчивых состояний;

    В зависимости от возраста пациента выделяют детский невроз (отдельными видами считаются дошкольный невроз, невроз школьников и подростков), невроз взрослых и пожилых людей. Спорным остается вопрос наличия невроза грудничков. Незрелость нервной системы у детей первых лет жизни определяет отсутствие специфичности и фрагментарность невротических признаков. В связи с этим более-менее четкая диагностика болезни возможна у детей, начиная с 24 месяцев.

    Этиологические факторы определяют наличие семейных неврозов, неврозов, связанных с профессиональной деятельностью и так далее.

    В литературных источниках имеются сведения о классификации неврозов, в основу которой легли соматические проявления болезни – кардионевроз, невроз желудка, вегетоневроз и так далее. В настоящее время в клинической практике подобное деление не используется.

    Особенности

    Главной отличительной чертой неврозов является обратимость патологии. Вне зависимости от длительности заболевания изменения имеют функциональный характер. Психогенная природа нарушений определяется наличием связи между клиникой невротических проявлений, характерными чертами системы взаимоотношений ребенка и патогенной стрессовой ситуацией.

    Специфичность клинических синдромов ограничена появлением эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств. Однако часто в детском и подростковом возрасте проявления болезни могут быть стерты или протекать под маской другого, чаще всего соматического заболевания.

    Несмотря на то, что статистически достоверными являются данные о более высокой частоте встречаемости болезни среди женщин, в детском возрасте гендерные отличия практически отсутствуют. Чаще неврозы распространены среди подростков и лиц молодого возраста.

    Клинические проявления неврозов определяют характер травмирующей стрессовой ситуации и специфические черты личности больного. Недостаточная сформированность второй и третьей сигнальных систем приводят к отсутствию типичных «классических» видов неврозов у детей. Подобные невротические реакции у детей обычно проявляются в виде моносимптомного или системного течения. Избирательность нарушений обусловлена врожденной и/или приобретенной слабостью одной из функциональных систем. Например, при нарушениях в системе речедвигательного аппарата развивается логоневроз (заикание), при патологии структур, ответственных за регуляцию мочеиспускания – энурез.

    Кроме этого, может формироваться патологическая условнорефлекторная активность, при которой в момент воздействия аффекторного фактора возникает наиболее интенсивный вид моторной деятельности (тики, другие навязчивые гиперкинезы, компульсии).

    При отсутствии коррекции невротические реакции преобразуются в стойкие неврозы, вылечить которые значительно сложнее. Совместно с продолжающимся воздействием психотравмирующей ситуации закрепляются предпосылки для развития невротического типа личности.

    Формы заболевания

    Традиционные формы неврозов у детей встречаются не так широко. Для данной возрастной категории характерны простые по структуре невротические реакции и нетипичное клиническое выражение заболевания.

    Основой для формирования данной формы, как правило, служит психологический конфликт, формирующий противоречия между личностью ребенка и окружающей действительностью. Внешние условия не удовлетворяют высоким личностным требованиям индивида. Чаще всего это дети эгоцентрического типа воспитания.

    Дети с истерическим неврозом чрезмерно чувствительны, впечатлительны, внушаемы (в том числе имеет место и самовнушаемость), для них характерны неустойчивость настроения и эгоизм.

    Истерический невроз у детей имеет свои особенности. Типичные проявления истерии (истерическая слепота, парезы, нарушения чувствительности, астазия-абазия) в чистом виде встречаются редко. Для ребенка младшего возраста свойственны аффективно-респираторные пароксизмы, развивающиеся при плаче в результате неудовлетворения его желаний. В старшем возрасте подобные припадки имеют сходство с эпилептическим приступами (реже с удушьем при бронхообструкции). Для классической истерики характерна демонстративность, выразительность, театральность. При этом возникает он только в присутствии окружающих зрителей. Пациент падает достаточно аккуратно, чтобы не удариться, не прикусывает язык, реакция зрачков на свет остается сохранной, сам припадок не амнезируется.

    При объективном неврологическом осмотре выявленные симптомы не соответствуют предъявляемым жалобам. Так, при истерической слепоте ребенок может ориентироваться в комнате, складывать на место игрушки, рассматривать картинки в книгах. Парезы и параличи при истерии не сопровождаются изменением мышечного тонуса и рефлексов. При отвлечении внимания ребенок демонстрирует достаточную мышечную силу. При полной утрате чувствительности пациент отдергивает руку от горячего чайника и в ответ на болевой раздражитель.

    Неврастения

    Для детей с неврастенией характерны чрезмерные усилия, не соответствующие их реальным возможностям. Поводом к развитию подобного состояния может являться систематическая родительская стимуляция, не учитывающая возможностей ребенка.

    Основной клинический синдром неврастении – это раздражительная слабость. Ребенок плаксив, бывает возбужден, эмоционально лабилен, дает острые аффективные реакции, в последующем раскаивается. Поведение крайне нестабильно – вялость и пассивность могут резко смениться двигательным беспокойством и недовольством происходящим. Характерна частая смена настроения вплоть до выраженной депрессии, при резком доминировании которой диагностируют депрессивный невроз у детей. Отмечается повышенная утомляемость, невнимательность, сниженная работоспособность.

    Дети могут жаловаться на частые сжимающие головные боли, возникающие после физической и умственной активности. Снижается порог восприятия с проприо- и интерорецепторов. Это проявляется ощущением биения сердца, сокращения желудка и кишечника.

    В подростковом возрасте неврастения может провоцировать формирование ипохондрического синдрома. Пациенты становятся уверены в тяжести своего заболевания и отсутствии способов его лечения. Типичны нарушения сна – затруднена его инициация, глубина и пробуждение. Характерны кошмарные сновидения, ночные страхи, вегетативные реакции в виде сердцебиения, изменения окраски кожных покровов, ощущения нехватки воздуха.

    Объективными признаками невроза выступают элементы вегетативной дисфункции, оживление сухожильных и периостальных рефлексов, тремор век и вытянутых пальцев рук.

    Невроз навязчивых состояний

    В его основе лежит противоборство желаний и долга, этических норм и личных предпочтений. Предпосылками к развитию невроза навязчивых состояний являются такие черты ребенка, как мнительность, внушаемость, неуверенность в себе. У таких детей рано возникают необоснованные фобии – боязнь темноты, высоты, насекомых, закрытых пространств. С возрастом фобии преобразуются – возникает боязнь заболеть чем-то, умереть, не поступить в ВУЗ, не создать семьи.

    Пациенты сами создают себе различного рода запреты. У них формируются тягостные идеи, имеющие навязчивый характер (обсессии), сомнения и опасения, которые приходят на ум помимо их воли и которым они не могут противостоять. Наряду с этим ребенок начинает совершать компульсивные действия – повторяющиеся стереотипные поступки, со временем приобретающих характер защитных ритуалов. Подобным сложным навязчивым действиям могут предшествовать невротические тики, являющиеся результатом закрепившейся условнорефлекторной деятельности.

    Тики относят к неврозоподобным реакциям. Они могут находится в структуре любого из трех основных форм неврозов, но наиболее типичны для невроза навязчивых состояний. Считается, что в их основе лежит не психогенный фактор, а органическая патология головного мозга. Невротические тики характеризуются определенной последовательностью возникновения – сокращения отдельных мышечных групп напоминают защитные реакции (наиболее распространены частое моргание, наморщивание лба, подергивание носом, непроизвольные движения губ и голосовых связок). Характерный возраст для подобных проявлений 4-5 лет. Впоследствии (обычно спустя несколько недель) невротические тики купируются. Однако при малейшей стрессовой ситуации синдром возникает вновь, может дополняться вовлечением других мышц, при этом один вид тиков сменяется другим.

    Неврологический осмотр может выявить признаки поражения стриарной системы, ответственной за точные автоматизированные целенаправленные двигательные акты.

    Невротическое заикание (логоневроз)

    Состояние представляет собой нарушение ритма, темпа и плавности речи. Причина расстройства кроется в непроизвольном судорожном сокращении речевой мускулатуры. Невроз, как правило, развивается у детей дошкольного возраста (в среднем в 2-4 года) после воздействия психотравмирующей ситуации. Причины возникновения расстройства именно в этом возрасте обусловлены усиленным дозреванием речевых центров и становлением высших психических функций в целом. Данное невротическое расстройство у детей интенсивнее проявляется при волнении и нередко сопровождается дополнительными двигательными актами, помогающими ребенку в речи (жестикуляцией, притопыванием, гримасничаньем и так далее).

    Тяжелые остро возникшие психогенные ситуации могут приводить к тотальному или частичному отсутствию речи (мутизму) с последующим развитием заикания. Для периода полового созревания свойственно усиление имеющегося логоневроза, обострение патологического ответа на речевые нарушения и формирование логофобии.

    Ножное недержание мочи можно отнести к невротическим расстройствам только при условии его возникновения под действием стрессовой ситуации. Диагностировать энурез возможно только после 4-х летнего возраста, когда заканчивается формирование центра произвольного мочеиспускания. Невротический энурез сопровождается такими психологическими чертами ребенка, как:

  • тревожно-фобическая настроенность;
  • замкнутость;
  • чувство собственной неполноценности;
  • эмоциональная лабильность;
  • озлобленность.
  • Энурез может быть моносиндромом в составе невроза у детей или сочетаться с другим невротическим дефицитом.

    Своевременная и адекватная коррекция невротических состояний у детей обеспечивает социальную адаптацию маленьких пациентов и существенно улучшает качество их жизни. Учитывая функциональный характер расстройств, патогенетическое лечение сводится к психотерапии. Подобная коррекция направлена на нормализацию семейных взаимоотношений и оптимизацию системы воспитания.

    Все методы психотерапии можно разделить на три группы:

  • семейную. Включает нейропсихологическое тестирование семьи, совместное обсуждение сложившейся проблемы с родителями и родственниками, предметные игры;
  • индивидуальную. Ее основными методами являются рациональная, суггестивная и игровая психотерапия, арттерапия, аутогенная тренировка, гипнотерапия;
  • групповую. Подразумевает работу небольшими группами и способствует не только купированию клиники, но и социальной адаптации ребенка.
  • Подбор методов психотерапевтического воздействия проводится индивидуально с учетом формы заболевания и социальной обстановки. При необходимости вопрос о том, как лечить невроз у ребенка, решается совместно с педагогами.

    Медикаментозная терапия, физиопроцедуры, лечебная гимнастика являются дополнительными способами борьбы с неврозами. В большей степени они необходимы для создания благоприятного психосоматического фона.

    Детские неврозы и неврозоподобные состояния являются одними из самых коварных нервно-психических заболеваний. Нарастающая урбанизация, информационные перегрузки, многочисленные психотравмирующие ситуации способны значительно изменить протекание нормальных психических реакций у детей в связи с незрелостью формирующейся личности и недостаточностью их самосознания. Важность своевременной диагностики и грамотного лечения неврозов у детей определены возможностью быстрого и полного восстановления на ранних стадиях заболеваний. Активно обсуждаются вопросы профилактики неврозов у детей, решение которых существенно снизит распространенность заболевания и позволит гармонично сформировать личность ребенка.

    mozgius.ru

    Профилактика неврозов у детей

    Невроз является функциональным нарушением в работе нервной системы, которое формируется на фоне длительного эмоционального перенапряжения. Болезнь проявляется в виде неустойчивого настроения, повышенной тревожности, быстрой утомляемости и вегетативных нарушений. Специалисты отмечают, что основную группу пациентов с невротическими расстройствами составляют дети в возрасте от четырех до пятнадцати лет. Многие родители уделяют критически мало внимания проявлению заболевания, что приводит к появлению более серьезных психических заболеваний. В данной статье мы предлагаем обсудить причины и виды неврозов у детей.

    Невроз – это функциональное обратимое расстройство нервной системы

    Разновидности неврастенических расстройств

    Тревожное невротическое расстройство проявляется в виде патологического чувства страха. В некоторых случаях, эта форма заболевания может сопровождаться приступами галлюцинаций. Выраженность страха имеет тесную взаимосвязь с возрастом ребенка. Большинство детей дошкольного возраста испытывают страх одиночества и темноты. Причиной возникновения этой боязни может быть просмотренный фильм или услышанная история. Некоторые дети боятся мифических персонажей, которых родители используют в воспитательных целях.

    В школьном возрасте, причиной страха выступают строгие учителя, необходимостью придерживаться дисциплины и трудности в учебе. Под влиянием невроза дети совершают различные необдуманные поступки, сбегают с уроков или из дома. Эта форма неврастенического расстройства проявляется в виде частых перемен в настроении. В некоторых случаях, у детей наблюдается дневной энурез. По мнению специалистов, с подобными трудностями чаще всего сталкиваются дети, не посещавшие дошкольные образовательные учреждения или детские сады.

    Невротические реакции могут проявляться в виде навязчивых состояний. Данная форма заболевания подразделяется на две подгруппы:

    1. Навязчивые действия – обсессивное невротическое расстройство.
    2. Фобический невроз.

    В редких случаях, у маленьких пациентов наблюдается наличие симптомов, характерных как для первого, так и второго типа навязчивых состояний. Навязчивые действия проявляются в виде рефлекторных движений, которые производятся с определенной периодичностью. К таким действиям относится подмигивание, кашель, хлопки по различным поверхностям и тики, имеющие разную форму выраженности. Термин «тик» означает мышечные спазмы, вызванные эмоциональным перенапряжением.

    Фобическая форма невроза может быть выражена в виде навязчивого страха замкнутых помещений, различных действий, ситуаций и объектов. Дети, приближающиеся к подростковому возрасту, испытывают патологическую боязнь смерти, различных заболеваний и других негативных ситуаций. Довольно часто в сознании ребенка появляются мысли, которые противоречат общественным ценностям. Появление таких мыслей может лишь усилить тревожность и эмоциональные переживания.

    Основными причинами детских неврозов являются эмоциональная психическая травма, наследственность, перенесенные заболевания, семейные отношения родителей

    Неврозы у детей и подростков часто имеют депрессивную форму выраженности. Развитие болезни приводит к снижению самооценки, повышенной эмоциональной чувствительности и резким перепадам в настроении. Депрессивный невроз проявляется в виде бессонницы, снижения физической активности и аппетита, а также стремления к социальной изоляции.

    Истерическая форма невротических расстройств более характерна для дошкольников. Подобное состояние проявляется в виде криков и воплей, что сопровождаются ударами конечностей или головы об твердые предметы. Значительно реже у детей наблюдаются приступы удушья. Причиной их появления лежит отказ исполнения требований малыша или наказание за его поведение. В более взрослом возрасте, у детей с истерическими неврозами наблюдаются изменения в чувствительности слизистых оболочек и кожных покровов. В редких случаях, одним из осложнений заболевания может стать истерическая слепота.

    Неврастения у детей, более известная как астеническая форма невротического расстройства, чаще всего проявляется в подростковом возрасте. По мнению психологов, причиной развития этой формы заболевания является трудность усвоения школьной программы. Чаще всего этот недуг диагностируется у детей со слабым здоровьем. Детская неврастения проявляется в виде:

  • высокой эмоциональной чувствительности;
  • беспочвенной раздражительности;
  • бессонницы и потери аппетита;
  • синдрома хронической усталости и дефицита внимания.
  • Ипохондрическая форма невроза так же, как и предыдущая, распространена среди подростков. Этот тип заболевания проявляется в виде патологической заботы за состоянием собственного здоровья, и беспричинной боязни возникновения болезней, не поддающихся лечению.

    Признаки невротических расстройств

    В большинстве случаев, невротические реакции у детей проявляются в виде заикания. Этот признак нарушений деятельности нервной системы характерен для детей в возрасте от двух до пяти лет. Возникновение симптома связано с острыми психотравмирующими обстоятельствами, результатом которых стал сильный испуг. В некоторых случаях, причиной неполадок в работе речевого аппарата может стать неправильный подход к воспитательному процессу, когда родители намеренно перегружают сознание ребенка различной информацией.

    По мнению врачей, нервные тики являются специфическим симптомом невротических расстройств. Этот симптом более характерен для представителей сильного пола. Причины возникновения нервных подергиваний связаны с негативным влиянием как психических, так и физиологических факторов. Конъюнктивит, блефарит и другие соматические заболевания могут спровоцировать появление различных навязчивых движений. На ранних этапах развития патологии, данные движения имеют целесообразность и обоснованность, однако в определенный промежуток времени они приобретают характер рефлексов.

    Родители и педагоги не всегда распознают ранние симптомы невроза или недооценивают серьезность невротического состояния ребенка

    Проблемы, связанные со сном, проявляются в виде ночных кошмаров, приступов сомнамбулизма, нарушений качества сна, тревожности и трудностей, связанных с засыпанием. По мнению специалистов, причина появления сомнамбулизма тесно связана со сценарием сновидений. Данная невротическая реакция более характерна для детей в возрасте от трех до десяти лет. На сегодняшний день, отсутствуют точные сведения, касаемо причин развития лунатизма.

    Анорексия, как одно из проявлений отсутствия аппетита, более характерна для девочек в возрасте от семи до пятнадцати лет. По мнению психологов, причиной нарушения аппетита могут быть настойчивые попытки родителей оказать физическое воздействие для того, чтобы заставить ребенка есть. Значительно реже, причиной развития анорексии является влияние различных событий, имеющих негативную окраску, тесно взаимосвязанных с процессом приема пищи. Данная невротическая реакция может проявляться в виде избирательного или полного отказа от приема пищи. Попытка насильно накормить ребенка может привести к перемене настроения, истерическому приступу и развитию приступов рвоты.

    Типичными проявлениями невротических реакций принято считать сосание пальцев, обгрызание ногтей, хаотичные или целенаправленные движения конечностями, постоянное внимание к своей прическе. Большинство подобных признаков более характерны для малышей двухлетнего возраста, однако по мере взросления, эта психологическая установка может закрепиться в сознании ребенка.

    Симптомы невроза у детей в виде следующих психологических и физиологических признаков:

  • Увеличение тревожности и высокая эмоциональна чувствительность.
  • Склонность к плаксивости и подвластность влиянию стрессовых факторов.
  • Беспричинное агрессивное поведение и чувство отчаяния.
  • Нарушения в интеллектуальной сфере, снижение уровня концентрации внимания.
  • Повышенная восприимчивость к громким звукам и яркому свету.
  • Бессонница и нарушения качества сна, дневная сонливость.
  • Повышенное потоотделение, завышенные показатели артериального давления, тахикардия.
  • Провоцирующие факторы

    Причины возникновения невроза тесно связаны с формой выраженности заболевания. По словам специалистов, провоцирующие факторы можно разделить на три условных группы:

    1. Биологические причины – различные нарушения в период внутриутробного развития, проблемы со сном, чрезмерная физическая активность, эмоциональное перенапряжение, генетическая предрасположенность и осложнения перенесенных болезней.
    2. Психологические факторы – особенности темперамента и личности ребенка, а также психотравмирующие обстоятельства, с которыми ребенок столкнулся в возрасте от нескольких месяцев до пяти лет.
    3. Социальная группа факторов: частые конфликты и ссоры между родителями, жесткий подход к процессу воспитания.
    4. Невроз не проходит «сам по себе», он требует своевременного распознавания и правильного лечения

      По мнению психологов, именно психотравмирующие обстоятельства являются основной почвой для развития невротических расстройств. Важно отметить, что однократное влияние подобных негативных событий в жизни ребенка редко приводит к формированию невротической реакции. В большинстве случаев, психотравмирующие факторы воздействуют на сознание малыша на протяжении длительного промежутка времени. Именно неспособность сопротивляться стрессу является первопричиной появления патологии.

      Также следует отметить, что далеко не всегда психотравмирующие обстоятельства должны обладать масштабностью. Наличие склонности к тревожным расстройствам может способствовать возникновению невроза даже при самых незначительных конфликтных ситуациях.

      Несправедливое отношение педагога, испуг, вызванный лаем уличной собаки или сигналом автомобиля — могут способствовать развитию болезни. По мнению психологов, склонность к невротическим расстройствам имеет взаимосвязь с возрастом ребенка. В возрасте от нескольких месяцев до двух лет, даже короткая разлука с родителями может вызвать невротическую реакцию. Ученые говорят о том, что критические промежутки в детском развитии наблюдаются в возрасте от двух до семи лет. Чаще всего рассматриваемый недуг формируется у детей пятилетнего возраста.

      Психологические травмы, что получены в детском возрасте, оставляют четкий отпечаток на сознании ребенка. Всего одного эпизода достаточно для того, чтобы в голове ребенка закрепилась четкая установка. Невротические расстройства, возникшие в детском возрасте, являются следствием сложных внутрисемейных отношений, неправильного подхода к воспитанию и несостоятельности ЦНС. Конфликты внутри семьи, развод родителей или уход одного из них тяжело воспринимаются детьми, поскольку у них отсутствует возможность повлиять на развитие событий.

      Профилактические мероприятия и терапия

      Лечение невроза у детей основывается на терапевтическом воздействии, направленном на устранение факторов, спровоцировавших развитие болезни. Среди психотерапевтических методик следует выделить эффективность гомеопатических средств, гипноза, игрового лечения и сказка-терапии. Методы психотерапевтического воздействия подбираются на основе индивидуальных особенностей темперамента малыша.

      Чрезмерная забота о состоянии ребенка может создать благоприятную почву для формирования негативных черт в характере и ипохондрии.

      Проявлениями невроза может быть депрессия, заикание и нарушение речи, страхи и фобии, нервный тик, нарушение сна, потеря аппетита, эмоциональная неустойчивость

      Родителям ребенка, страдающего неврозом, следует избегать паники. Профилактика неврозов у детей полностью лежит на плечах родителей.

      Для того чтобы устранить тревогу и страх у малыша, следует оказывать ему как можно больше внимания. Психологии не рекомендуют культивировать образ своего ребенка и считать его исключительным. Подобное отношение к малышу может стать причиной эмоционального перенапряжения. Появление этого симптома говорит о начале развития истерической формы невроза.

      В задачу психолога входит поиск решения внутрисемейных конфликтов и обучение родителей правилам воспитания детей. Лечение невротических расстройств основывается, в первую очередь, на психотерапевтической коррекции и устранении установок в сознании ребенка, вызванных ошибками в процессе воспитания личности.

      ktovdepressii.ru

      Симптомы и лечение детского невроза

      Неврозы относятся к неврологическим заболеваниям и являются патологией ЦНС, развивающейся в результате длительного стресса или воздействия негативных факторов. Детский невроз является часто встречаемым нарушением, обусловленным формированием нервной системы.

      Особенности нарушения

      Заболевание встречается в возрасте старше трех лет. Дети младшего возраста еще не способны осознавать и высказывать свои страхи и переживания, так же, как и реагировать на них. При неврозах у детей дошкольного возраста причиной часто становится стрессовая ситуация или неблагоприятное воздействие.

      Эта патология психогенной природы, поэтому причины у детей обусловлены факторами, нарушающими высшую нервную деятельность.

      Различают несколько видов детских неврозов:

    5. истерия;
    6. неврастения;
    7. невроз навязчивых состояний у детей.
    8. Каждая форма патологии отличается причинами развития и характерными симптомами. Причины, симптомы и лечение нарушения определяет только врач.

      Причины нарушений

      Причинами невроза может выступать любой неблагоприятный фактор, травмирующий детскую психику. Среди наиболее распространенных причин нарушения выделяют:

    9. изменение привычных условий жизни;
    10. социальные факторы;
    11. изменение отношения в семье;
    12. особенности воспитания;
    13. перенесенные сильные эмоции.
    14. Переезд в другой город или страну является травмирующим фактором для детской психики. Пациент чувствует себя неуверенно на новом месте, на фоне чего развивается нарушение.

      К социальным факторам, травмирующим детскую психику, стоит отнести поступление в детский сад, дошкольное учреждение или в первый класс. При этом меняется привычный образ жизни и режим, а также окружение пациента.

      Часто нарушение развивается на фоне изменения в семье – развода родителей или появления младшего ребенка в семье.

      К особенностям воспитания, травмирующим детскую психику, следует отнести чрезмерную требовательность родителей. Часто нарушения нормального функционирования нервной системы обусловлены страхом перед родителями за плохую оценку или невыполненное домашнее задание.

      Перенесенные сильные эмоции, например испуг или шок, также могут стать причиной развития нарушения, особенно в том случае, если пациенту не с кем поделиться переживаниями.

      Развитие заболевания обусловлено влиянием сразу нескольких негативных факторов, травмирующих детскую психику.

      При неврозах, симптомы у детей отличаются в зависимости от характера нарушения. Разные виды требуют разного терапевтического подхода.

      Истерия у детей

      Истерия — это один из самых распространенных видов невроза у ребенка. Такое нарушение встречается в случае, если родители разбаловали ребенка, уделяя ему слишком много внимания и выполняя все его прихоти. Обычно истерия развивается тогда, когда меняется социальное окружение маленького пациента, например, при посещении детского сада. Ребенок, привыкший, что все его прихоти исполняются, сталкивается с тем, что окружение в детском саду не спешит выполнять все его просьбы. Это выливается в настоящую истерику. При этом пациент закатывает истерику только тогда, когда рядом находится кто-то из взрослых, спешащий его утешить или исполнить желание.

      • ввязывание в драку;
      • переход на крик;
      • громкий плач;
      • попытка привлечь всеобщее внимание.
      • Таки образом малыш пытается показать, что он не согласен с окружающей действительностью. Истерия также может проявляться приступами нехватки воздуха и невозможностью глубоко вздохнуть.

        С возрастом нарушение приобретает психосоматический характер. Начиная с младшего школьного возраста, больной может отмечать периодические боли в области сердца или ноющую боль в желудке. У подростков возможны внезапные быстропроходящие параличи, которые не имеют неврологической причины.

        Неврастения у детей

        Для неврастении в детском возрасте характерны следующие признаки:

      • слабость и постоянная усталость;
      • потребность в длительном сне;
      • прогрессирующее депрессивное состояние;
      • отсутствие интереса к окружающему;
      • снижение успеваемости в школе;
      • упадок сил после незначительной нагрузки;
      • нарушения сна.
      • Малыш теряет интерес к жизни. Его не интересуют новые игрушки или прогулки с друзьями. Часто пациенты младшего школьного возраста жалуются на учителей, объемы домашнего задания и нежелание ходить в школу. Сон пациента ухудшается, больной может просыпаться из-за ночных кошмаров. После любой эмоциональной или физической нагрузки ему необходим длительный сон для восстановления сил.

        Невроз навязчивых состояний

        Как следует из названия патологии, нарушение сопровождается внезапными и безосновательными навязчивыми страхами или движениями.

        Так, маленький пациент может внезапно начать бояться оставаться в одиночестве ночью. У ребенка возникает потребность исключить саму возможность встречи со страхом, что иногда проявляется в виде навязчивых движений или реакций.

        В старшем возрасте нередки случаи, когда пациент начинает бояться какой-либо болезни. Это может привести к тому, что ребенок откажется выходить из дому, чтобы не заразиться, например, гриппом. Яркий пример: столкнувшись с внезапным страхом закрытых пространств, ребенок очень остро реагирует на закрытую дверь в комнату. У него возникает потребность все время находиться в помещении с открытыми дверями и окнами.

        В качестве навязчивого состояния может выступать что угодно, начиная от страхов, до потребности выполнять какое-либо действие, например, постоянное мытье рук.

        Также проявлением невроза навязчивых состояний может выступать:

      • мимический тик;
      • звуковой тик (потребность издавать какие-то звуки);
      • подергивания мышц;
      • внезапное заикание;
      • недержание мочи в ночное время суток.
      • При появлении любых тревожных симптомов и внезапного изменения поведения малыша необходимо проконсультироваться с врачом.

        Диагностика патологии

        Для постановки диагноза необходимо проконсультироваться с детским неврологом или детским психотерапевтом, именно эти специалисты лечат детские неврозы. Следует помнить, что нарушение может прогрессировать и привести к развитию различных нарушений психики в старшем возрасте, поэтому чем раньше начато лечение патологии, тем быстрее восстановится пациент.

      • анализ психологического портрета пациента и отношений в семье;
      • беседу с родителями;
      • изучение рисунков пациента;
      • наблюдение за пациентом во время игрового процесса.
      • Для постановки диагноза также применяют метод исследования реакций ребенка на диагностические картинки, и психотерапевтические тесты.

        На основании полученных данных принимается решение о том, как лечить невроз.

        Психотерапевтическое лечение

        Лечение проводится с помощью психотерапевтических методов. Целью психотерапии в этом случае является:

      • улучшение атмосферы в семье;
      • корректировка методов воспитания;
      • нормализация семейных взаимоотношений;
      • нормализация социальных взаимоотношений в детском саду или школе.
      • Применяются семейные психотерапевтические методы, а также индивидуальные и групповые занятия.

        Семейная психотерапия направлена на улучшение взаимоотношений родителей и малыша. Сеансы проходят обычно в игровой форме, и требуют взаимодействия родителей и ребенка. Важным этапом такого лечения является установление прочной эмоциональной связи между пациентом и его близкими.

        Индивидуальное психотерапевтическое лечение осуществляется с помощью:

        Нормализация эмоционального состояния пациента проводится во время лепки или рисования. С помощью рисунков ребенок может передать собственное эмоциональное состояние, на основании чего осуществляется дальнейшая корректировка.

        Рациональные беседы обычно проводятся в форме рассказов с открытым финалом, который должен продумать сам больной. Анализируя принятие решений малышом в том или ином случае, врач может скорректировать реакции ребенка и натолкнуть на правильный выбор.

        В игровой форме часто используется сказкотерапия или совместные с врачом подвижные игры. Это также позволяет лучше узнать реакции ребенка и, при необходимости, скорректировать его поведение.

        Групповая психотерапия позволяет скорректировать социальное поведение пациента. Такой метод показан, если он слишком застенчив и скован.

        Групповое психотерапевтическое лечение противопоказано при чрезмерной агрессивности и быстрой эмоциональной возбудимости пациента. Метод применяется начиная с восьми лет. В младшем возрасте показаны индивидуальные сеансы.

        Медикаментозное лечение

        Основу лечения составляет именно психотерапия и коррекция поведенческих нарушений, однако медикаментозное лечение показано для снятия выраженных симптомов.

        Медикаментозное лечение основано на приеме следующих препаратов:

      • седативные лекарства для нормализации сна;
      • витаминные комплексы;
      • гомеопатические препараты для укрепления нервной системы;
      • антидепрессанты в малых дозах.
      • Лечение подбирается в зависимости от формы невроза. Антидепрессанты назначаются в случае, если у пациента наблюдается компульсивный синдром.

        Вылечить проявление неврозов у ребенка можно при своевременном обнаружении проблемы. Лечение подбирается индивидуально, в зависимости от особенностей течения заболевания. Навязчивые состояния и неврастения требуют различного подхода, поэтому важно проконсультироваться со специалистом, а не заниматься самолечением.

        nashinervy.ru