Формы умственной отсталости олигофрения и деменция

Отличие олигофрении от деменции

Интеллект – одна из самых сложных функций мозга, благодаря ему происходят логическое мышление, речь, планирование и т.д. Но встречаются люди с недостатком интеллекта. В психиатрии различают два основных понятия: деменция и олигофрения. Причины недостаточности интеллекта, как и симптомы, появившиеся в дальнейшем, могут быть различны. В зависимости от этиологии, характера, а также времени проявлений различают приобретенное слабоумие – деменцию и олигофрению – врожденный недостаток интеллекта (малоумие).

Деменция – приобретенное слабоумие прогрессирующего характера, при этом присутствуют расстройства мышления, памяти, эмоциональных проявлений. Больной постепенно утрачивает все свои навыки и знания, со временем происходит полный распад личности, на поздней стадии недуга такой человек полностью зависит от помощи окружающих. Причиной развития данной патологии являются органические поражения мозга в результате различных заболеваний, наследственности, травм головы, инфекций и др. Наиболее часто недуг поражает людей преклонного возраста, существует даже такое понятие, как старческий маразм. Но в редких случаях деменция развивается и у детей.

Олигофрения

В отличие от деменции, олигофрения – врожденное слабоумие, представляющее собой необратимый процесс; его характерными чертами являются недостаточность психического и даже физического развития. Интеллектуальные способности такого человека остановились в развитии. Болезнь может развиться как в раннем, до трех лет, возрасте, так и до рождения ребенка. Таким образом, умственные способности человека, появившегося на свет с олигофренией, таковыми и останутся. В случае, когда болезнь приобретена в детстве, интеллектуальное развитие прекращается. Умственная отсталость при олигофрении, в отличие от деменции, остается стабильной, без дальнейшего ухудшения. У таких больных отсутствует любознательность, тяга к знаниям, самостоятельность. Эмоции приглушены, отвлеченные понятия недоступны, умозаключения даются с трудом.

Установить точную причину этой патологии удается лишь у 25% пациентов. Среди наиболее распространенных:

  • недостаточность функций желез внутренней секреции (к примеру, у беременной женщины при гипофункции щитовидной железы в результате йодного дефицита ребенок будет страдать кретинизмом)
  • нарушение обмена веществ под действием генетического фактора (например, фенилкетонурия)
  • аномалии развития хромосом (синдром Дауна)
  • инфекционные заболевания во время беременности матери, кислородное голодание плода, болезни, перенесенные в раннем возрасте (коклюш, корь)
  • Отличия между олигофренией и деменцией

    Нередко недоразвитие психики у ребенка путают с деменцией. Однако между олигофренией и деменцией имеются некоторые отличия.

    • при деменции недостаток интеллекта развивается, когда структуры мозга в большинстве своем уже сформированы, психика также достигла определенного уровня. Ее распад начинается после времени нормального развития.
    • Различие олигофрении от деменции заключается в непрогрессивном характере. И хотя темп развития психики заторможен, тем не менее, болезнь не прогрессирует, при этом интеллектуальный дефект не увеличивается.
    • Познавательные функции при деменции отличаются неравномерностью: яркие нарушениям в одной области сочетаются с сохранностью других отделов в большей или меньшей мере. При олигофрении недоразвитие всех функций (речи, восприятия, моторики, мышления, памяти, эмоций и др.) имеет тотальный характер.

    Однако следует учитывать, что в раннем возрасте разграничить эти две патологии не всегда легко. Как правило, при распаде психических функций, приобретенных ранее, при любом повреждении головного мозга присутствует задержка психического развития. Дефект интеллекта, причина которого в заболевании мозга, имеет сложную структуру, при этом сравнительные показатели деменции и олигофрении включают в себя черты обоих заболеваний. В более старшем возрасте отграничения между этими заболеваниями становятся более четкими.

    В детстве, когда процессы познавания развиваются интенсивнее, любая патология, в результате которой происходит снижение познавательной деятельности, ведет к приостановке развития интеллекта. У детей до трехлетнего возраста нарушение интеллектуальных процессов, как правило, преобладает над значением распада интеллектуальной функции, т.к. они еще развиты недостаточно. Поэтому отграничение врожденного и приобретенного слабоумия представляет определенные трудности, в связи с этим любые проявления недостаточности развития в раннем возрасте, которые не связаны с психической болезнью прогрессирующего характера (эпилепсия, шизофрения и др.), классифицировать, как олигофрению.

    Разграничение этих двух патологий позволяет составить прогноз болезни, на который влияет форма умственной отсталости. При олигофрении, в зависимости от степени развития отклонений, возможна социальная адаптация (в степени дебильности). При деменции необходима своевременная диагностика и лечение, благодаря которым можно предупредить дальнейшее прогрессирование болезни.

    webcache.googleusercontent.com

    Олигофрения — форма психического недоразвития, выражающаяся в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды.

    Данный термин был предложен немецким психиатром Э. Крепелином в начале ХХ века для обозначения группы аномалий развития, разнородных по этиологии, клинической симптоматике, главной особенностью которых является тотальное психическое недоразвитие. Изучение специфики умственной отсталости при олигофрении активно велось в 50-70-х гг. ХХ в. такими отечественными учёными, как Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, Д.Н. Исаев, В.В. Ковалев и др.

    Г.Е. Сухарева выделила следующие клинические особенности олигофрении как формы умственной отсталости:

    — преобладание интеллектуального дефекта;

    — отсутствие прогредиентности состояния.

    Сходное определение даёт В.В. Ковалёв, определяя олигофрению как «сборную группу различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям непрогредиентных патологических состояний, общим признаком которых является наличие врождённого или приобретённого в раннем детстве (до 3 лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей».

    Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести вредности, воздействующей на ребенка, от ее преимущественной локализации, а также от времени ее приобретения. Чем раньше воздействовал негативный фактор, тем глубже оказывается нарушение. При общем психическом недоразвитии органическая недостаточность мозга носит резидуальный, непрогредиентный характер, что даёт основание для оптимистического прогноза относительно развития ребенка. Он способен к психическому развитию, которое, однако, осуществляется аномально, поскольку его биологическая основа патологична.

    Согласно международной классификации болезней, травм и причин смерти девятого пересмотра (МКБ-9) выделяют три степени олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия.

    Дебильность — легкая степень олигофрении (IQ 50-70). К этой категории относится 70-80 % от общего количества лиц с интеллектуальной недостаточностью. Дети с незначительной умственной отсталостью после обследования ПМПК направляются в специальную (коррекционную) школу VIII вида, специальные классы общеобразовательной школы.

    Имбецильность — средняя степень олигофрении. Больные имбецильностью могут говорить, понимать жесты и обращённую к ним речь. Имбецилам могут быть привиты элементарные навыки. Понятие «имбецильность» в специальной педагогике в настоящее время используется реже, чем понятие «умеренная умственная отсталость» (IQ 35-49).

    Идиотия — наиболее глубокая степень олигофрении. В выраженных случаях инстинкты, примитивные реакции полностью отсутствуют. Речь не развита, больные могут издавать нечленораздельные звуки. Способность ходить появляется поздно, движения неуклюжи, малокоординированные, часто наблюдаются стереотипные покачивания, сгибания туловища, повороты головы и др. В одних случаях преобладает апатия, вялость, в других — неадекватный плач, гнев, злобность. Коэффициент интеллекта (IQ) при идиотии варьируется от 0 до 34.

    Международная классификация болезней, травм и причин смерти десятого пересмотра (МКБ — 10) предлагает следующую классификацию степеней умственной отсталости

    F70 Умственная отсталость лёгкой степени

    F71 Умственная отсталость умеренная

    F72 Умственная отсталость тяжёлая

    F73 Умственная отсталость глубокая

    F78 Другие формы умственной отсталости

    F79 Умственная отсталость неуточнённая

    М.С. Певзнер, исходя из патогенеза, выделила пять форм олигофрении:

  • Неосложнённая олигофрения. При неосложненной форме ребенок характеризуется уравновешенностью основных нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально-волевая сфера относительно сохранна. Ребенок способен к целенаправленной деятельности, однако, лишь в случаях, когда задание ему понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений.
  • Олигофрения, сопровождающаяся нейродинамическими нарушениями. При олигофрении, характеризующейся неустойчивостью эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребенку нарушения отчётливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности.
  • Олигофрения с нарушением функций анализаторов. У олигофренов с нарушениями анализаторов диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Эти дети дополнительно имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
  • Олигофрения, сопровождающаяся психопатоподобным поведением. У этих детей отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. На первом плане у них оказывается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности относительно себя и окружающих людей, расторможенность влечений. Ребенок склонен к неоправданным аффектам.
  • Олигофрения с выраженной лобной недостаточностью. При олигофрении данной формы дети вялы, безынициативны, беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности, слабо учитывают ситуацию.

  • С.Я. Рубинштейн в своей монографии «Психология умственно отсталого школьника» предлагает классификацию воспитанников школ VIII вида в зависимости от характера нарушений:

  • Дети, перенесшие нарушения ЦНС и развивающиеся на дефективной основе.
  • Дети с текущими заболеваниями головного мозга.
  • К первой группе относятся:

    — дети, перенесшие травмы головного мозга в период после 2-3 лет,

    — дети, перенесшие нейроинфекции в период после 2-3 лет.

    Ко второй группе относятся:

    — дети с ревматическими поражениями нервной системы;

    — дети с сифилисом головного мозга;

    — дети с эпилепсиями;

    — дети с шизофрениями;

    — дети с гидроцефалиями.

    Тема 2. Психология дошкольников с нарушениями интеллектуального развития

  • Развитие умственно отсталого ребенка в младенчестве (с 2-х месяцев до 1 года).
  • Особенности психических процессов детей с нарушениями интеллекта в раннем возрасте (от 1 до 3 лет).
  • Специфика речи и общения умственно отсталого ребенка раннего возраста (от 1 до 3 лет).
  • Деятельность умственно отсталого ребенка раннего возраста (от 1 до 3 лет).
  • Познание дошкольников с умственной отсталостью.
  • Память и внимание дошкольников с недоразвитием интеллекта.
  • Наглядно-действенное мышление умственно отсталого дошкольника.
  • Особенности развития игры у детей дошкольного возраста с недоразвитием интеллекта.
  • Особенности речи и общения детей дошкольного возраста с недоразвитием интеллекта.
  • Развитие личности дошкольников с недоразвитием интеллекта.
  • Специфика детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с интеллектуальным недоразвитием.
    1. Забрамная, С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе [Текст]. — М., 1990.
    2. Катаева, А.А. Стребелева, Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст]: учебник для студентов педагогических вузов. — М., 1998.
    3. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст] / под ред. В.В. Лебединского. — М., 2004.
    4. Основы специальной психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. — М., 2003.
    5. Деменция. Формы

      Слабоумие или умственная отсталость бывает врожденным и приобретенным. Если олигофрения – врожденное слабоумие, то деменция, как форма умственной отсталости – приобретенная.

      Формы деменции по степени тяжести

      Легкая деменция. Нарушения памяти и интеллекта глубоки, но практические навыки существенно не утрачены. Из-за когнитивных проблем социальная активность снижается: уменьшается повседневное общение, сужается круг интересов. С работой справляться трудно, но дома выполняет несложные виды домашней деятельности. Критичен, переживает свою несостоятельность.

      Умеренная деменция. Интеллект и память нарушены в большей степени. Домашние дела, связанные с бытовой техникой, чаще всего невыполнимы. Хотя с помощью подсказок и напоминаний может справляться с простыми видами деятельности. Становится неряшлив, хотя и способен к соблюдению личной гигиены и самообслуживанию. Критика снижается. Необходим контроль и уход.

      Деменция тяжелая. Полная дезадаптация. Пациент не может справляться с простейшими видами деятельности, перестает следить за собой, не соблюдает личную гигиену, не контролирует физиологические отправления. Лежит все время в постели, самостоятельно не ест. Наступает полный психический и физический маразм. Нуждается в круглосуточном уходе.

      Формы деменции в зависимости от зоны поражения головного мозга

      1. Корковая деменция. Страдает кора головного мозга. Примеры: болезнь Альцгеймера, лобная деменция, деменция при алкогольной энцефалопатии
      2. Подкорковая деменция. Поражаются подкорковые структуры. Примеры: болезнь Паркинсона, надъядерный паралич
      3. Смешанная деменция (корково-подкорковая). Сочетанное поражение коры и подкорковых структур. Может быть при сосудистой деменции
      4. Мультифокальная деменция. Множественные очаги во всех отделах мозга
      5. Клинические формы деменции

        Нет строгой классификации клинических форм деменции. Большинство клиницистов выделяют лакунарную и тотальную формы. Есть еще термин «парциальная деменция» – частичная, характеризующаяся неравномерностью выраженности нарушений памяти и мышления. Некоторые авторы считают лакунарное слабоумие разновидностью парциального, другие – наоборот. Чтобы не путаться, давайте остановимся на мнении большинства.

        Лакунарная (дисмнестическая) деменция. Прежде всего, страдает память. Нарушения мышления могут присоединиться позже. Практические навыки нарушаются, но несложные виды деятельности (в том числе и профессиональной) выполнимы.

        Больные критичны, понимают свою беспомощность, стесняются этого. Охотно рассказывают врачу о своих проблемах. Стараются компенсировать недостатки запоминания, записывая важные сведения. Больные эмоционально лабильны.

        Изменения характера небольшие – отмечается заострение некоторых черт (бережливость → скупость и т. д.). В целом ядро личности не разрушается. Пример – начальная стадия болезни Альцгеймера.

        Тотальная (паралитическая) деменция. Захватывает все стороны психической деятельности – память, мышление, восприятие, волю. Больные утрачивают, чувство долга, стыд, деликатность, эмоционально и сексуально расторможены, циничны, не следят за своим внешним видом. Ядро личности полностью разрушено.

        К тотальной деменции чаще всего приводят обширные атрофические процессы в коре головного мозга (поздние стадии болезни Альцгеймера и болезни Пика). Однако даже небольшой очаг атрофии в лобной доле (травма, небольшая опухоль) может привести к подобной картине.

        Выделяют еще две клинические формы деменции, которые часто относят к разновидностям парциальной деменции – эпилептическую и шизофреническую.

        Для эпилептической деменции, прежде всего, характерны нарушения мышления. Мышление ригидно, обстоятельно, отмечается склонность к детализации. Уменьшается способность к обобщению, пониманию пословиц.

        Снижается словарный запас, больной испытывает трудности при подборе слов. Недостаток слов замещается словами-«паразитами», повторами, штампованными фразами.

        Меняется характер. Больные становятся слащавыми, используют уменьшительно-ласкательные имена и названия. В то же время гипертрофируется эгоизм, авторитаризм, появляется мстительность. Требовательны к окружающим, но сами могут нарушать существующий порядок. Сужается круг интересов.

        Память нарушается на поздних стадиях заболевания. Нарушения памяти носят избирательный характер: помнит все важное для него (названия, даты, имена) и не помнит не важные события, факты.

        Шизофреническую деменцию иногда называют транзиторной. Интеллект при шизофрении существенно не утрачивается (в начальных стадиях), а как бы «замораживается». Не страдает память и абстрактное мышление (лишь нарушается его стройность и отмечается склонность к символизму, неологизмам – этакое умничание).

        Но нарушаются воля и эмоции. Больные прекращают умываться, чистить зубы не потому, что утеряли эти навыки, а потому что не испытывают потребности в этом, волевых посылов. Они не утрачивают знаний и физической силы, но не работают: нет потребности в труде, стремления к успеху. Отмечается эмоциональная тупость.
        Только на поздних стадиях болезни «неиспользование интеллекта» приводит к утрате навыков и знаний.

        Формы умственной отсталости олигофрения и деменция

        Термин «умственная отсталость» является достаточно обобщенным понятием, включающим стойкие нарушения интеллекта, т.е разные клинические формы интеллектуального недоразвития как резидуальные (олигофрения), так и прогредиентные, обусловленные прогрессирующими заболеваниями ЦНС. Среди клинических форм умственной отсталости выделяют олигофрению и деменцию.

        «Олигофрения» — стойкое недоразвитие сложных форм психической деятельности, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза (до 1,5 – 2 лет) (И.М. Бгажнокова).

        Термин «олигофрения» также включает несколько групп очень стойких интеллектуальных нарушений, обусловленные, прежде всего. внутриутробным недоразвитием головного мозга или стойким нарушением его формирования раннем постнатальном онтогенезе (на первом году жизни). Таким образом, олигофрения представляет собой проявления ранней дизонтогении головного мозга с преимущественным недоразвитием более поздно формирующихся мозговых структур, и прежде сего лобных долей головного мозга. Основными клиническими признаками являются следующие: 1) ранние сроки поражения центральной нервной системы, при этом отсутствует прогредиентный характер данного состояния; 2) преобладание тотальной интеллектуальной недостаточности со своеобразной иерархией интеллектуального дефекта, т.е при недоразвитии всех нервно-психических функций имеет место преимущественная стойкая недостаточность абстрактных форм мышления; 3) интеллектуальный дефект сочетается с нарушениями моторики, речи, восприятия, памяти , внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения. Во всех этих сферах имеет место типичная для олигофрении иерархия дефекта», т.е более поздно формирующиеся компоненты произвольности и регуляции всех этих функций остаются недостаточно сформированными;4) недоразвитие познавательной деятельности при олигофрении проявляется прежде всего в недостаточности логического мышления, нарушении подвижности психических процессов, инертности обобщения, сравнении предметов и явлений окружающей действительности по существенным признакам, в затруднении , а в некоторых случаях невозможности понимания переносного смысла пословиц и метафор; 5) замедленный темп мышления и инертность психических процессов определяет отсутствие возможности переноса усвоенного в процессе обучения способа действия в новые условия; 6) недоразвитие мышления сказывается на протекании всех психических процессов: восприятии, памяти, внимания. Страдают, прежде всего, все функции отвлечения и обобщения, нарушаются все компоненты психической активности, связанные с аналитико-синтетической деятельностью мозга. В эмоционально-волевой сфере это проявляется в недоразвитии сложных эмоций и произвольных форм поведения; 7) интеллектуальный дефект отличается стойкостью и при тяжелых формах диагностируется уже на первом году жизни.

        Олигофрения (от греч. olygos-немного, мало; phren-ум) — это стойкое, нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга от момента зачатия до 2-3-х лет.

        Деменция (от лат. dementiа — безумие, слабоумие) — стойкое, как правило, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройствами памяти и эмоционально-волевой сферы, в результате органических и воспалительных заболеваний мозга, черепно-мозговых травм.

        Деменция возникает вследствие повреждения нормально сформированного мозга. Приобретенный интеллектуальный дефект в большинстве случаев необратим. В отличие от олигофрении деменция имеет место на более поздних стадиях развития (после 2-3-лет) и выступает как поздняя форма умственной отсталости. Поэтому, определенное время дементный ребенок развивается на здоровой основе, что будет способствовать компенсации приобретенного дефекта. Кроме того, если при олигофрении поражение носит тотальный характер, то есть равномерно нарушены все стороны психической деятельности, то при деменции — мозаичный, то есть страдают отдельные зоны коры головного мозга и качества. Если при олигофрении отмечается эволютивная положительная динамика развития, то есть с возрастом состояние улучшается, то при отдельных видах деменции — состояние может ухудшаться, происходит нарастание слабоумия.

        Деменция – это синдром, обусловленный органическим поражением . поэтому задержка психического развития (олигофрения) к деменции не относится. . могут отмечаться существенные различия по результатам выполнения .

        В отличие от деменции, олигофрения, или врожденное слабоумие, имеет в своей основе не распад или снижение, а недоразвитие интеллекта и познавательной деятельности в целом как следствие задержки или приостановки развития познавательных процессов в раннем постнатальном периоде.

        Несмотря на относительную четкость критериев разграничения деменции и олигофрении, граница между приобретенным и так называемым врожденным слабоумием тем более условна, чем меньше возраст ребенка. В детском возрасте, особенно в раннем детстве, когда познавательные процессы развиваются наиболее интенсивно, любое психическое заболевание или патологическое состояние, ведущее к снижению познавательной деятельности, а тем более к распаду наличных интеллектуальных функций, обязательно сопровождается задержкой или приостановкой интеллектуального развития. У детей раннего возраста (до 3 лет) значение нарушения развития познавательных функций и интеллектуальных процессов обычно преобладает над значением повреждения и распада интеллектуальных функций, поскольку они, как правило, еще недостаточно развиты, рудиментарны. В связи с этим, а также трудностью и нередко невозможностью отграничить приобретенное и врожденное слабоумие в раннем детском возрасте Г. Е. Сухарева (1965, 1972> рекомендует любые случаи слабоумия, возникшего до 3 лет жизни и не связанного с прогрессирующими психическими заболеваниями (шизофрения, эпилепсия, органические заболевания головного мозга) условно относить к олигофреническому слабоумию (умственной отсталости). Вместе с тем слабоумие, обусловленное шизофренией, эпилепсией и прогрессирующими органическими заболеваниями, возникшими в первые годыжизни ребенка, как правило, также приобретает сходство с олигофреническим слабоумием, в связи с чем в этих случаях говорят об олнгофреноподобных состояниях.