Формы умственной отсталости по мкб-10 легкая умеренная тяжелая и глубокая

Формы умственной отсталости

Умственная отсталость может быть врождённой или приобретённой, но тогда это происходит только в раннем детском возрасте. Также это может быть выражением недостаточного психического развития. В любом случае следствием каких-то органических или социальных причин становится снижение интеллектуальных способностей, а вместе с тем и нарушение эмоционально-волевой сферы, двигательных функций и речи. Одним из первых, кто попытался систематизировать отклонения этого рода был Эмиль Крепелин, он же ввёл и понятие «олигофрения». Правда, исследовались люди, у которых причиной нарушения были соматические болезни и травмы, а современный подход включает в себя ещё и психические аномалии в развитии, вызванные социальными факторами.

Дифференциация

Первая же попытка дифференциации умственной отсталости принадлежит Филиппу Пинелю, который ввёл понятие «идиотия» и выделил четыре её основных вида. Но главное в том, что Пинель разделил слабоумие на врождённое и приобретённое, а это различие актуально и в наши дни. Таким образом патологические отклонения уровня интеллекта принято делить на олигофрению и деменцию. Под первым понимают врождённый дефект, в под вторым — приобретённый. При олигофрении умственные способности человека никогда не были в норме, а при деменции были, но потом из-за чего-то снизились. Согласно традиционной классификации выделяются три степени:

Последняя самая тяжёлая. Однако в современной МКБ-10 указываются 4 степени. На два уровня делиться имбецильность. А вообще это:

  • лёгкая;
  • умеренная;
  • тяжёлая;
  • глубокая

умственная отсталость. При этом в МКБ-10 термины дебильность, имбецильность и идиотия исчезли, поскольку признаны выходящими за рамки медицины ярлыками, но они же были ещё в МКБ-9. Когда-то выделялась ещё и некая пограничная умственная отсталость. Это было ещё в годы СССР, а в мире тогда существовали критерии МКБ-8. Пограничная умственная отсталость — это IQ 68-85, но рассматривать такой уровень аномальным может только слишком большой оптимист, поэтому такое состояние было справедливо удалено из всех медицинских справочников и классификаторов.

Умственная отсталость: формы

Понятие формы нужно для классификации проявления отсталости. К примеру, Мария Семёновна Певзнер предложила следующую классификацию состояний:

  1. неосложнённая олигофрения;
  2. олигофрения, осложнённая нарушением нейродинамики (возбудимые, тормозные и с выраженной слабостью основных нервных процессов);
  3. олигофрения в сочетании с нарушениями различных анализаторов;
  4. олигофрения с психопатоподобными формами поведения;
  5. олигофрения с нарушениями функции лобных долей мозга.

Так же про формы говорят, когда пытаются указать на особые случаи или выделяют что-то клиническое. Первое нашло в МКБ отражение в виде диагноза F78 «другие формы». Он ставится если рассматривается ситуация, когда у ребёнка есть какие-то другие дефекты, которые не позволяют относить его к общему ряду. К примеру, есть основания полагать, что у ребёнка низкий уровень умственного развития, но он глухонемой, слепой или страдает какими-то ещё болезнями, что затрудняет диагностику по общим критериям. Говорят ещё и про клинические формы умственной отсталости. Под этим понимается необходимость лечения. Чаще всего речь об этом возникает тогда, когда больной совершает плохие поступки, и его поведение требует коррекции. Сами же степени соответствия хронологического возраста психическому не являются основой для градации по принципу «этих лечить, а этих не лечить».

Особые формы умственной отсталости достаточно часто рассматриваются из-за необходимости дифференцирования. Так, при атонической форме на первое место выходят аффективная незрелость и нестабильность, смешение эмоций, отсутствие интереса к среде, ослабление инстинктов, хаотичность деятельности, стереотипные движения. Всё это можно принять за аутизм или шизофрению. Тем не менее, при атонической олигофрении дети могут пытаться идти на контакт, но у них это не получается. Так же не прослеживается и продуктивная симптоматика шизофрении.

Невозможно однозначно ответить на вопрос о том, что является наиболее распространенной клинической формой умственной отсталости. Это обусловлено различными подходами к диагностированию и общим отношением к проблематике. Возможно, что справедливыми окажутся такие цифры. В той или иной мере низкое умственное развитие касается примерно 1% детей, а от 68,9 % до 88,9 % из них имеют лёгкую степень умственной отсталости.

Умеренная умственная отсталость: краткая характеристика

Сначала о лёгкой форме. Это психический возраст 9-10 лет, а коэффициент интеллекта 50-69. Судьба таких детей может быть самой разной. Не исключается посещение обычного детского сада и общеобразовательной школы. Конечно, тогда мы будем иметь дело скорее всего с двоечником, поскольку программа, рассчитанная на нормальных детей, для таких слишком трудна.

Отметим ещё одну сложность. Какой-то вид проблематичности не обязательно может быть связан с олигофренией. Выше мы сказали про возраст 9-10 лет. Так вот, если это олигофрения, а степень выраженности — дебильность, говоря по-старому, то больной никогда не достигнет психического возраста в 14-15 лет, никогда не посмотрит на мир взрослыми глазами, а его детскость не нужно путать с лирическим нежеланием взрослеть. Тут всё иначе.

Но существует ещё и задержка в психическом развитии, которая может являться обратимой. Другими словами, в период от 7 до 9 лет ребёнок развивался с большим запозданием, но потом «наверстал» упущенное и сравнялся со своими сверстниками. Определённые отличия от них у него могут сохраниться, но не столь патологические, как при олигофрении.

Ребёнок с умеренной формой умственной отсталости — это психический возраст 6-9 лет, его коэффициент интеллекта 35-49, а традиционный термин обозначения «нерезко выраженная имбецильность». Тут всё гораздо хуже. Больные отличаются внешним видом, а в обычной школе им делать было бы нечего, но они в неё и не попадут. Окружающих они понимают, конечно если те не говорят про квантовую физику, могут выражать свои мысли сами. Только мысли их очень просты, а выражение сводится к одному-двум словам. Обычно словарный запас состоит из нескольких десятков слов, но может достигать и 200-300 слов.

При умеренной умственной отсталости дети учатся в специальных школах, где их удаётся обучить чтению простых текстов, написанию отдельных фраз, счёту до десяти. Основной способ обучения — привитие подражательных навыков. Таким образом самых маленьких учат одеваться самостоятельно и выполнять элементарные действия по самообслуживанию, а детей постарше в рамках предельно упрощённой школьной программы. Впрочем, автору известны случаи, когда детям с умеренной степенью умственной отсталости прививали даже навыки рукоделия. Но для самостоятельной жизни в социуме они совершенно не приспособлены.

Тяжелая умственная отсталость: краткая характеристика

Это выраженная имбецильность. Говоря про умеренную умственную отсталость мы начали с лёгкой степени. А на этот раз начнём глубокой, т. е. идиотии. При идиотии коэффициент интеллекта обозначают «до 20». В некоторых случаях его определение невозможно, ибо не родился тот герой, который может определить такой показатель у ребёнка, который вообще ничего не понимает и не говорит. Тут же всё не так страшно, но и совсем даже не радужно. IQ где-то на уровне 20-34, а его определение, говоря правду, зависит от диагноста, а не от самого пациента. Психический возраст 3-6 лет, но такие имбецилы это не такие дети, как здоровые в 6 лет. Некоторые обычные в 6 читают и пишут, поют и пляшут, декламируют стихи и собирают не кубики, но конструкторы. При тяжёлой умственной отсталости дети знают минимум слов, а так же — не всегда знают, зачем они вообще-то нужны, если можно показать рукой.

Однако они бывают разные. Могут быть вялые, апатичные, ни на что не реагирующие или реагирующие парадоксальным образом. Могут же быть активными, энергичными и непоседливыми. Индивидуальные черты тоже разные — кто-то зол, агрессивен, часто встречаются вспышки гнева, а кто-то дружелюбен, добр и отзывчив, любит похвалу и ласки.

Всё, чего можно добиться от таких детей — это привить им навыки элементарного самообслуживания, а так же выражать свои потребности не загадочными звуками, но некоторыми словами. Иногда педагоги считают большим достижением, когда воспитанник научится обозначать свой дискомфорт словами — «холодно», «жарко», «в туалет», «болит», или станет использовать слова «хорошо», «доволен» со смыслом. Про какую-то самостоятельность в социуме и речи быть не может.

Во всех случаях приходится учитывать ещё и то, что умственная отсталость, хоть и является самостоятельной нозологической единицей, может быть следствием не чего-то, что было до рождения или в ходе родов, но являться одним из следствий текущего заболевания. Некоторые из таких являются неизлечимыми, а медицина может лишь каким-то образом облегчить общую тяжесть ситуации.

psycholekar.ru

Степени умственной отсталости

Согласно МКБ-10, умственная отсталость — состояние задержанного Или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных.

Изучение уровня и структуры интеллектуального развития с помощью стандартизированных методик измерения интеллекта (тестом) официально признано обязательным.

Среди них наиболее известны взрослый и детский варианты методики Д. Векслера и методика прогрессивных матриц Дж. Рейвена.

Легкая умственная отсталость. Такие люди приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, но большинство из них способны использовать речь в повседневных целях, поддерживать беседу и участвовать в клиническом расспросе, полностью независимы в сфере ухода за собой.

Большинство благоприятных случаев легкой умственной отсталости предполагает трудоустройство, где необходимы способности не столько к абстрактному мышлению, сколько к практической деятельности.

При использовании соответствующих стандартизированных тестов по определению коэффициента умственного развития на легкую умственную отсталость указывают показатели в диапазоне 50-69. В легкую умственную отсталость МКБ-10 включают дебильность, легкую умственную субнормалность и легкую олигофрению.

Умеренная умственная отсталость. У таких людей медленно развиваются понимание и использование речи, ограничено окончательное ее развитие. Отстает развитие навыков самообслуживания и моторики, некоторые пациенты на протяжении всей жизни нуждаются в надзоре. В зрелом возрасте лица с умеренной умственной отсталостью обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного надзора. Отдельное и совершенно независимое проживание достигается редко.

Коэффициент умственного развития таких лиц находится обычно в диапазоне от 35 до 49.

В умеренную умственную отсталость МКБ-10 включают имбецильность, умеренную умственную субнормальность (лакунарная деменция) И умеренную олигофрению.

Тяжелая умственная отсталость. Коэффициент умственного развития обычно находится в пределах от 20 до 34. По клинической картине эта категория во многом сходна с категорией умеренной умственной отсталости у большинства больных при этом наблюдается выраженная степень моторного нарушения или другие сопутствующие дефекты, указывающие на наличие клинически значимого повреждения или аномального развития центральной нервной системы.

В тяжелую умственную отсталость МКБ-10 включают тяжелую умственную субнормальность (глобарная деменция) и тяжелую олигофрению.

Глубокая умственная отсталость. Коэффициент умственного развития Ниже 20. Пациенты весьма ограниченны в способностях к пониманию или выполнению требований или инструкций. Большинство таких больных неподвижны или малоподвижны, страдают недержанием мочи и кала; с ними возможны лишь самые рудиментарные формы невербальной коммуникации.

В глубокую умственную отсталость МКБ-10 включают идиотию, глубокую умственную субнормальность (тотальное слабоумие и психический маразм) и глубокую олигофрению.

psyera.ru

Формы умственной отсталости по мкб-10 легкая умеренная тяжелая и глубокая

Умственная отсталость — это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него. Однако, у умственно отсталых может наблюдаться весь диапазон психических расстройств, частота которых среди них по меньшей мере в 3-4 раза выше, чем в общей популяции. Кроме того, умственно отсталые лица чаще становятся жертвами эксплуатации и физических и сексуальных оскорблений. Адаптивное поведение нарушено всегда, но в защищенных социальных условиях, где обеспечена поддержка, это нарушение у больных с легкой степенью умственной отсталости может не иметь явного характера.

Четвертый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством:

F7х.0 с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения;

F7х.1 значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения;

F7х.8 другие нарушения поведения;

F7х.9 без указаний на нарушение поведения;

Если известна этиология умственной отсталости, то следует использовать дополнительный пятый знак:

F7х.х1 обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией (например: пренатальные инфекции, такие как краснуха, сифилис, токсоплазмоз; постнатальные инфекции, такие как

абсцесс мозга, энцефалит; интоксикации, такие как токсикоз беременности, желтуха, свинцовое отравление);

F7х.х2 обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом (например: механическая травма или гипоксия (асфиксия) при родах; постнатальная травма или гипоксия, когда не удается установить процесс формирования интеллектуального снижения);

F7х.х3 обусловленная фенилкетонурией;

F7х.х4 связанная с хромосомными нарушениями (например: болезнь Дауна, синдром Клайнфельтера, другие хромосомные болезни);

F7х.х5 обусловленная гипертиреозом;

F7х.х6 обусловленная гипотиреозом;

F7х.х7 связанная с недоношенностью (недоношенность без упоминания о другом патологическом состоянии);

F7х.х8 обусловленная другими уточненными причинами (например: нарушения обмена веществ, роста или питания, такие как врожденная аномалия головного мозга, краниостеноз, гипертелоризм, микроцефалия и др.);

F7х.х9 обусловленная неуточненными причинами.

Наличие умственной отсталости не исключает дополнительных диагнозов, кодирующихся в других разделах классификации.

Интеллект не является единой характеристикой, и оценивается на основе большого числа различных более или менее специфичных навыков. Хотя у каждого человека существует общая тенденция развития всех этих навыков на сходном уровне, могут иметь место и существенные расхождения, особенно у умственно отсталых лиц. Такие люди могут обнаруживать тяжелые нарушения умственной отсталости, они могут показывать более высокую продуктивность в одной отдельной сфере (например, по простым зрительно-пространственным заданиям). Такая ситуация затрудняет диагностическую оценку умственно отсталых лиц. Определение интеллектуального уровня должно основываться на всей доступной информации, включая клинические данные, адаптивное поведение (с учетом культуральных особенностей) и продуктивность по психометрическим тестам.

Для достоверного диагноза должен устанавливаться пониженный уровень интеллектуального функционирования, приводящий к недостаточной способности адаптироваться к повседневным запросам нормального социального окружения. Сопутствующие психические или соматические расстройства оказывают большое влияние на клиническую картину и использование имеющихся навыков. Выбранная диагностическая категория должна поэтому основываться на общей оценке способностей, а не на оценке какой-либо отдельной области или одного типа навыков. Приводимые коэффициенты умственного развития должны использоваться с учетом проблем кросс-культуральной адекватности. Приведенные ниже категории представляют собой произвольное подразделение сложного континуума и не могут определяться с абсолютной точностью. Коэффициент умственного развития должен определяться по индивидуально назначаемому стандартизованному тесту, для которого установлены местные культуральные нормы, и выбранный тест должен быть адекватен уровню функционирования и дополнительным специфическим неблагоприятным для функционирования условиям, в которых находится индивидуум, например, должны учитываться нарушения экспрессивной речи, нарушения слуха, соматические факторы. Шкалы социальной зрелости и адаптации, также стандартизованные с учетом местных условий, должны по возможности заполняться на основании расспроса родителей или лиц, обеспечивающих уход за больным, которые знают способности индивидуума в повседневной жизни. При невыполнении стандартизованных процедур диагноз должен устанавливаться лишь как временный.

/F70/ Умственная отсталость легкой степени

Люди с легкой умственной отсталостью приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, но большинство из них приобретают способности использовать речь в повседневных целях, поддерживать беседу и участвовать в клиническом расспросе. Большинство из них достигают также полной независимости в сфере ухода за собой (прием пищи, умывание, одевание,контроль за функциями кишечника и мочевого пузыря) и в практических и домашних навыках, даже если развитие происходит значительно медленнее, чем в норме. Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости и у многих особыми проблемами являются чтение и письмо. Тем не менее, при легкой умственной отсталости значительную помощь может принести образование, предназначен-

ное для развития их навыков и проявления компенсаторных возможностей. В большинстве благоприятных случаев легкой умственной отсталости возможно трудоустройство, требующее способностей не столько к абстрактному мышлению, сколько к практической деятельности, включая неквалифицированный и полуквалифицированный ручной труд. В социокультуральных условиях, не требующих продуктивности в отвлеченно-теоретической сфере, некоторая степень легкой умственной отсталости сама по себе может и не представлять проблемы. Тем не менее, если наряду с этим отмечается заметная эмоциональная и социальная незрелость, то проявятся и последствия ограничения социальной роли, например, неспособность справляться с требованиями, связанными с брачной жизнью или воспитанием детей или затруднения в адаптации к культуральным традициям и нормам.

В целом, у лиц с легкой степенью умственной отсталости поведенческие, эмоциональные и социальные нарушения и возникающая в связи с ними потребность в терапии и поддержке гораздо больше напоминают проблемы у людей с нормальным уровнем интеллектуальности, нежели специфические проблемы у лиц с умеренной и тяжелой степенями умственной отсталости. У все большей части больных, хотя еще и не у большинства, выявляется органическая этиология умственной отсталости.

При использовании надлежащих стандартизованных тестов по определению коэффициента умственного развития на легкую умственную отсталость указывают показатели в диапазоне 50-69. Имеется тенденция к задержке понимания и речи в разной степени, причем препятствующие развитию независимости нарушения экспрессивной речи могут сохраняться и в зрелом возрасте. Органическая этиология выявляется у меньшинства пациентов. С разной частотой встречаются сопутствующие состояния, такие как аутизм, другие расстройства развития, эпилепсия, расстройства поведения и физическая инвалидность. При наличии этих расстройств они должны кодироваться независимо от умственной отсталости.

/F70.0/ Умственная отсталость легкой степени

F70.01 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F70.02 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F70.03 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F70.04 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F70.05 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F70.06 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F70.07 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F70.08 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F70.09 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

/F70.1/ Умственная отсталость легкой степени

F70.11 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F70.12 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F70.13 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения, обусловленная фенилкетонурией

F70.14 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения, связанная с хромосомными нарушениями

F70.15 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения,

F70.16 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

F70.17 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

F70.18 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения, обусловленная другими уточненными причинами

F70.19 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,

требующими ухода и лечения, обусловленная неуточненными причинами

/F70.8/ Умственная отсталость легкой степени

F70.81 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

F70.82 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

F70.83 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

F70.84 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

F70.85 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

F70.86 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

F70.87 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

F70.88 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

F70.89 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,

/F70.9/ Умственная отсталость легкой степени

F70.91 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

F70.92 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

F70.93 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

F70.94 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

связанная с хромосомными нарушениями

F70.95 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

F70.96 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

F70.97 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

F70.98 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

обусловленная другими уточненными причинами

F70.99 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,

обусловленная неуточненными причинами

/F71/ Умственная отсталость умеренная

У лиц этой категории медленно развиваются понимание и использование речи, а окончательное развитие в этой области ограничено. Отстает и развитие навыков самообслуживания и моторики, некоторые пациенты нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни. Ограничены школьные успехи, но часть пациентов осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и счета. Образовательные программы могут дать им возможности для развития своего ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков; такие программы соответствуют замедленному характеру обучения с небольшим объемом усваиваемого материала. В зрелом возрасте лица с умеренной умственной отсталостью обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного надзора. Совер-

шенно независимое проживание достигается редко. Тем не менее, такие

люди в общем полностью мобильны и физически активны и большинство из

них обнаруживают признаки социального развития, что заключается в

способности к установлению контактов, общению с другими людьми и

участию в элементарных социальных занятиях.

Коэффициент умственного развития обычно находится в диапазоне от 35 до 49. Для этой группы характерны расхождения в профилях тестирования способностей, когда у некоторых лиц достигаются высокие уровни по тестам на оценку зрительно-пространственных навыков по сравнению с результатами заданий, зависящих от развития речи, а в других случаях значительная неуклюжесть сочетается с радостью от социального взаимодействия и простой беседы. Уровни развития речи варьируют: одни пациенты могут принимать участие в простых беседах, а другие обладают речевым запасом, достаточным лишь для сообщения о своих основных потребностях. Некоторые пациенты никогда не овладевают использованием речи, хотя и могут понимать простые инструкции и обучаться мануальным знакам, позволяющим в некоторой степени компенсировать недостаточность их речи. У большинства больных с умеренной умственной отсталостью может быть выявлена органическая этиология. В явном меньшинстве случаев имеют место детский аутизм и другие общие расстройства развития, оказывающие большое влияние на клиническую картину и необходимые реабилитационные мероприятия. Часты эпилепсия, а также неврологические и соматические нарушения, хотя большинство пациентов с умеренной умственной отсталостью способны ходить без посторонней помощи. Иногда возможно установить другие психиатрические диагнозы, но ограниченность речевого развития делает диагностику затруднительной и зависимой от информации, получаемой от тех, кто знаком с пациентом. Любое из подобных сопутствующих расстройств должно регистрироваться под самостоятельным кодом.

— нерезко выраженная имбецильность;

/F71.0/ Умственная отсталость умеренная

F71.01 Умственная отсталость умеренная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F71.02 Умственная отсталость умеренная с указанием

F71.03 Умственная отсталость умеренная с указанием

F71.04 Умственная отсталость умеренная с указанием

F71.05 Умственная отсталость умеренная с указанием

F71.06 Умственная отсталость умеренная с указанием

F71.07 Умственная отсталость умеренная с указанием

F71.08 Умственная отсталость умеренная с указанием

F71.09 Умственная отсталость умеренная с указанием

обусловленная неуточненными причинами

/F71.1/ Умственная отсталость умеренная

со значительными нарушениями поведения,

F71.11 Умственная отсталость умеренная

F71.12 Умственная отсталость умеренная

F71.13 Умственная отсталость умеренная

F71.14 Умственная отсталость умеренная

F71.15 Умственная отсталость умеренная

F71.16 Умственная отсталость умеренная

со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F71.17 Умственная отсталость умеренная

F71.18 Умственная отсталость умеренная

F71.19 Умственная отсталость умеренная

/F71.8/ Умственная отсталость умеренная

F71.81 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

F71.82 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F71.83 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

F71.84 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

F71.85 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

F71.86 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

F71.87 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

F71.88 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

F71.89 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,

/F71.9/ Умственная отсталость умеренная

F71.91 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,

F71.92 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,

F71.93 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,

F71.94 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения, связанная с хромосомными нарушениями

F71.95 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,

F71.96 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,

F71.97 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,

F71.98 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,

F71.99 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,

/F72/ Умственная отсталость тяжелая

По клинической картине, наличию органической этиологии и сопутствующих расстройств эта категория во многом сходна с категорией умеренной умственной отсталости. Нижние уровни функционирования, отмеченные в F71.-, наиболее характерны и для этой группы пациентов. У большинства больных здесь наблюдается выраженная степень моторного нарушения или другие сопутствующие дефекты, указывающие на наличие клинически значимого повреждения или аномального развития центральной нервной системы.

Коэффициент умственного развития обычно находится в пределах от 20 до 34.

— резко выраженная имбецильность;

/F72.0/ Умственная отсталость тяжелая

F72.01 Умственная отсталость тяжелая с указанием

F72.02 Умственная отсталость тяжелая с указанием

F72.03 Умственная отсталость тяжелая с указанием

F72.04 Умственная отсталость тяжелая с указанием

F72.05 Умственная отсталость тяжелая с указанием

F72.06 Умственная отсталость тяжелая с указанием

F72.07 Умственная отсталость тяжелая с указанием

F72.08 Умственная отсталость тяжелая с указанием

F72.09 Умственная отсталость тяжелая с указанием

/F72.1/ Умственная отсталость тяжелая

F72.11 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F72.12 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F72.13 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F72.14 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F72.15 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F72.16 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F72.17 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

связанная с недоношенностью

F72.18 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F72.19 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

/F72.8/ Умственная отсталость тяжелая

F72.81 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

F72.82 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

F72.83 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

F72.84 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

F72.85 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

F72.86 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

F72.87 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

F72.88 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

F72.89 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,

/F72.9/ Умственная отсталость тяжелая

без указаний на нарушение поведения

F72.91 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,

F72.92 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,

F72.93 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,

F72.94 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения, связанная с хромосомными нарушениями

F72.95 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,

F72.96 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,

F72.97 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,

F72.98 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,

F72.99 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,

/F73/ Умственная отсталость глубокая

У больных коэффициент умственного развития ниже 20, что означает, что они весьма ограничены в способностях к пониманию или выполнению требований или инструкций. Большинство таких больных неподвижны или резко ограничены в подвижности, страдают недержанием мочи и кала и с ними возможны лишь самые рудиментарные формы невербальной коммуникации. Они неспособны или малоспособны заботиться о своих основных потребностях и нуждаются в постоянной помощи и надзоре.

Коэффициент умственного развития ниже 20. Понимание и использование речи ограничивается в лучшем случае выполнением основных ко-

манд и выражением элементарных просьб. Могут приобретаться наиболее

базисные и простые зрительно-пространственные навыки и при адекватном надзоре и руководстве больные могут принимать участие в домашних и практических делах. В большинстве случаев устанавливается органическая этиология. Часты оказывающие влияние на подвижность тяжелые неврологические и другие соматические нарушения, такие как эпилепсия, а также расстройства зрения и слуха. Особенно часты общие расстройства развития в наиболее тяжелых формах, в частности атипичный аутизм. Эти расстройства более характерны для неподвижных больных.

/F73.0/ Умственная отсталость глубокая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения

F73.01 Умственная отсталость глубокая с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F73.02 Умственная отсталость глубокая с указанием

F73.03 Умственная отсталость глубокая с указанием

F73.04 Умственная отсталость глубокая с указанием

связанная с хромосомными нарушениями

F73.05 Умственная отсталость глубокая с указанием

F73.06 Умственная отсталость глубокая с указанием

F73.07 Умственная отсталость глубокая с указанием

F73.08 Умственная отсталость глубокая с указанием

обусловленная другими уточненными причинами

F73.09 Умственная отсталость глубокая с указанием

/F73.1/ Умственная отсталость глубокая

F73.11 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F73.12 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F73.13 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F73.14 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F73.15 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F73.16 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F73.17 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F73.18 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F73.19 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

/F73.8/ Умственная отсталость глубокая

с другими нарушениями поведения

F73.81 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

F73.82 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

F73.83 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

F73.84 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

F73.85 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

F73.86 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

F73.87 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

F73.88 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

F73.89 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,

/F73.9/ Умственная отсталость глубокая

F73.91 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,

обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

F73.92 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,

F73.93 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,

F73.94 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения, связанная с хромосомными нарушениями

F73.95 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,

F73.96 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,

F73.97 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,

F73.98 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,

F73.99 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,

/F78/ Другие формы умственной отсталости

Эта категория должна использоваться только в тех случаях, когда оценка степени интеллектуального снижения посредством обычных процедур затруднена или невозможна из-за сопутствующих сенсорных или соматических нарушений, например, слепоты, глухо-немоты и при тяжелых поведенческих расстройствах или соматической инвалидизации.

/F78.0/ Другие формы умственной отсталости

с указанием на отсутствие или слабую выраженность

F78.01 Другие формы умственной отсталости с указанием

обусловленные предшествующей инфекцией или интоксикацией

F78.02 Другие формы умственной отсталости с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленные предшествующей травмой или физическим агентом

F78.03 Другие формы умственной отсталости с указанием

F78.04 Другие формы умственной отсталости с указанием

связанные с хромосомными нарушениями

F78.05 Другие формы умственной отсталости с указанием

F78.06 Другие формы умственной отсталости с указанием

F78.07 Другие формы умственной отсталости с указанием

связанные с недоношенностью

F78.08 Другие формы умственной отсталости с указанием

обусловленные другими уточненными причинами

F78.09 Другие формы умственной отсталости с указанием

обусловленные неуточненными причинами

/F78.1/ Другие формы умственной отсталости

требующими ухода и лечения

F78.11 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

обусловленные предшествующей инфекцией или интоксикацией

F78.12 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F78.13 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F78.14 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

связанные с хромосомными нарушениями

F78.15 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F78.16 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F78.17 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F78.18 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F78.19 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

/F78.8/ Другие формы умственной отсталости

F78.81 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

F78.82 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

обусловленные предшествующей травмой или физическим агентом

F78.83 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

F78.84 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

F78.85 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

F78.86 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

F78.87 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

F78.88 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

F78.89 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,

/F78.9/ Другие формы умственной отсталости

F78.91 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,

F78.92 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,

F78.93 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,

F78.94 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения, связанные с хромосомными нарушениями

F78.95 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,

F78.96 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,

F78.97 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,

связанные с недоношенностью

F78.98 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,

обусловленные другими уточненными причинами

F78.99 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,

обусловленные неуточненными причинами

/F79/ Умственная отсталость неуточненная

Умственная отсталость устанавливается при отсутствии достаточной информации по отнесению больного к одной из вышеназванных категорий.

Эта рубрика используется также и в том случае, если возраст ребенка не позволяет точно установить степень умственной отсталости.

— умственная недостаточность БДУ;

— умственная дефицитарность БДУ;

/F79.0/ Умственная отсталость неуточненная

F79.01 Умственная отсталость неуточненная с указанием

F79.02 Умственная отсталость неуточненная с указанием

на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом

F79.03 Умственная отсталость неуточненная с указанием

F79.04 Умственная отсталость неуточненная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

F79.05 Умственная отсталость неуточненная с указанием

F79.06 Умственная отсталость неуточненная с указанием

F79.07 Умственная отсталость неуточненная с указанием

связанная с недоношенностью

F79.08 Умственная отсталость неуточненная с указанием

F79.09 Умственная отсталость неуточненная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,

/F79.1/ Умственная отсталость неуточненная

F79.11 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F79.12 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F79.13 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F79.14 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F79.15 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F79.16 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F79.17 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F79.18 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

F79.19 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,

/F79.8/ Умственная отсталость неуточненная

F79.81 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

F79.82 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

F79.83 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

F79.84 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

F79.85 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

F79.86 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

F79.87 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

F79.88 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

F79.89 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,

/F79.9/ Умственная отсталость неуточненная

F79.91 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,

F79.92 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,

F79.93 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,

F79.94 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения, связанная с хромосомными нарушениями

F79.95 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,

F79.96 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,

F79.97 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,

F79.98 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,

F79.99 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,

ncpz.ru