Фрустрация и стресс различия

Фрустрация и стресс в экстремальных ситуациях

Камчатский государственный технический университет

Кафедра истории и философии

Контрольная работа по дисциплине

«Психология экстремальных ситуаций»

Тема: «Фрустрация и стресс в экстремальных ситуациях»

1. Понятие об экстремальной ситуации

2. Особенности поведения в экстремальной ситуации

3. Поведение в состоянии стресса

4. Поведение в состоянии фрустрации

В сложных видах деятельности могут возникать напряженные ситуации-обстоятельства, порождающие значительные трудности и в то же время требующие от человека быстрых, точных и безошибочных действий. Эффективность действий личности, коллектива, руководителя в напряженной ситуации в значительной степени определяется высоким уровнем их готовности к ним. Динамичность напряженных ситуаций, нередко крайне жесткие требования к своевременности и адекватности действий обусловливают необходимость заблаговременной психологической подготовки специалистов к выполнению внезапно возникающих усложненных задач профессиональной деятельности.

Тема данного реферата является актуальной, так как в настоящее время назрела необходимость в обобщении результатов многих психологических исследований поведения и деятельности человека в экстремальных условиях. Актуальным является анализ содержания и структуры готовности к действиям в напряженных ситуациях. Такая готовность — существенная предпосылка целенаправленности, устойчивости регуляции и эффективности деятельности в крайне усложненной обстановке, а, следовательно, и фактор предупреждения аварий, катастроф.

Важно изучить также процесс формирования и поддержания, готовности личности, коллектива к напряженным ситуациям, обосновать пути и способы их преодоления, выхода из таких ситуаций.

Одна из удачных попыток построения полной классификации ситуаций была предпринята А.М. Столяренко. Он разделяет ситуации на нормальные, параэкстремальные, экстремальные и гиперэкстремальные (в зависимости от требуемой активности и от позитивности достигаемого результата). По мнению А.М. Столяренко, к нормальным (обыденным) относятся те ситуации, которые не создают трудностей и каких-либо опасностей для человека, а требуют от него обычной активности. Они, как правило, заканчиваются позитивно. Параэкстремальные ситуации вызывают сильное внутренне напряжение, они способны приводить личность к неудачам.

Экстремальные ситуации отличаются возникновением у человека предельного напряжения и перенапряжения. Они ставят перед личностью большие объективные и психологические задачи. В случае их возникновения резко снижается вероятность успеха и возрастает риск отрицательных последствий.

Гиперэкстремальные ситуации предъявляют к человеку требования, превышающие его способности. Они приводят к значительному нарастанию внутреннего напряжения, нарушениям обычного поведения и деятельности. Такие ситуации имеют опасные для жизни человека последствия. В зависимости от особенностей и результатов личностно-обстановочного взаимодействия, экстремальные ситуации делятся им на объективные, потенциальные, лично спровоцированные (виктимные) и воображаемые (фантазийные, мнимые, иллюзорные).

Экстремальная ситуация, как многомерное явление, представляет собой временное стечение негативных обстоятельств, выражающихся в особых, неблагоприятных условиях для деятельности человека.

Экстремальная ситуация — это такое усложнение условий деятельности, которое приобрело для личности, коллектива особую значимость. Другими словами, сложные объективные условия деятельности становятся напряженной ситуацией тогда, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются людьми как трудные, опасные и т. д.

Любая ситуация предполагает включенность в нее субъекта. Это тем более относится к напряженной ситуации, объединяющей определенное содержание объективной действительности с потребностями, мотивами, целями, отношениями человека. Следовательно, напряженная ситуация, как и всякая ситуация, воплощает в себе единство объективного и субъективного. Объективное — это усложненные условия и процесс деятельности; субъективное — состояние, установки, способы действий в резко изменившихся обстоятельствах.

Особенности напряженных ситуаций определяются соотношением, связью объективного и субъективного. Напряженная ситуация является сложной и трудной, экстремальной. Вот почему, давая определение понятия «напряженная ситуация», необходимо указать на такие ситуации, как аварийная, критическая, стрессовая, трудная, рискованная. Общее, что характеризует напряженные ситуации,— это возникновение достаточно сложной для субъекта или групп людей задачи, «трудного» психического их состояния.

В деятельности людей часто возникают напряженные ситуации. Важно, чтобы человек нашел выход из такой ситуации, сохранил высокий уровень и эффективность деятельности, несмотря на усложнение обстановки труда и возникновение больших психических нагрузок.

Феноменология экстремальной ситуации детально изучена. Исследователи единодушно отмечают: вне зависимости от длительности экстремального события, его последствия разрушительны для личности. При этом клиническая картина не носит строго индивидуального характера, а сводится к небольшому числу довольно типичных проявлений, весьма напоминающих начальные симптомы соматических, а подчас и психических заболеваний.

Среди таких последствий называются: узкое, «канализированное» внимание, аффективные реакции (от глубокой депрессии до ярких проявлений гнева и агрессии), нарушение саморегуляции, возрастная регрессия, диссоциация, деформация образа мира личности, а также отсроченное во времени отчуждение человека от себя, других и мира в целом.

2. Особенности поведения в экстремальных ситуациях

Установлено, что поведенческие реакции человека в экстремальных условиях, их временные характеристики, вообще психофизиологические возможности людей — величины чрезвычайно вариативные, зависящие от особенностей нервной системы, жизненного опыта, профессиональных знаний, навыков, мотивации, стиля деятельности.

Исследуя зависимости поведения в экстремальных ситуациях от свойств личности, Л. Д. Битехтина пришла к выводу, что толерантность к стрессу имеет широкие индивидуальные различия, которые не позволяют четко определить пределы максимально возможных напряжений, общих для всех. Отсюда становится понятным, почему важно определить, от каких факторов зависит эффективность поведения человека в усложненных условиях. В настоящее время вывести интегральную форму поведения человека в напряженной ситуации почти не представляется возможным. Тем не менее появляется все больше данных, что психологические факторы — индивидуальные качества, способности человека, его навыки, готовность, установки, общая и специальная подготовка, его характер и темперамент — в сложной обстановке не суммируются арифметически, а образуют некий комплекс, который в конечном счете реализуется либо в правильном, либо в ошибочном действии. Анализ трудных ситуаций и многообразие форм реакций специалистов на эти ситуации показывают исключительно сложную природу явлений, объединяемых понятием «помехоустойчивость».

В общем виде экстремальная ситуация представляет собой совокупность обязательств и условий, оказывающих сильное психологическое воздействие на человека

Стресс — эмоциональное состояние внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. Стресс как и аффект такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Поэтому некоторые психологи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Но это далеко не так, так как они имеет свои отличительные особенности.

Стресс, прежде всего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организации для выхода из экстремальной ситуации.

Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на личность. Положительную роль оказывает стресс, выполняя мобилизационную функцию, отрицательную роль — вредно действуя на нервную систему, вызывая психические расстройства и различного рода заболевания организма.

Стрессовые состояние по разному влияют на поведение людей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше всего проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требующие напряжения всех сил.

Независимо от разновидности стрессоров, психологи изучают те последствия, которые они вызывают на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. За редкими исключениями, последствия эти отрицательные. Происходят эмоциональные сдвиги, деформируется мотивационная сфера, изменяется ход процессов восприятия и мышления, нарушается двигательное и речевое поведение. Особенно сильное дезорганизующее воздействие на человеческую деятельность производят эмоциональные стрессы, достигшие степени аффекта в той или иной его форме (импульсивной, тормозной или генерализующей). Сила аффекта такова, что они способны тормозить любые другие психические процессы. Более того, аффекты навязывают человеку определенные стереотипные способы «аварийного выхода» из экстремальной ситуации, соответствующие форме проявления аффекта.

Особое место в рассмотрении стресса занимает психологическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели, называющееся фрустрацией. Защитные реакции при фрустрации связаны с появлением агрессивности или уходом от трудной ситуации (перенос действий в воображаемый план), а также возможно снижение сложности поведения. Фрустация может привести к ряду характерологических изменений связанных с неуверенностью в себе или фиксации регидных форм поведения.

Механизм фрустрации достаточно прост: сначала возникает стрессовая ситуация, приводящая к перенапряжению нервной системы, а затем это напряжение «разряжается» в ту или иную наиболее уязвимую систему. Выделяют положительные и отрицательные реакции на фрустрацию. Положительные реакции представляют конструктивные разрешения, преодоление препятствия, мешающего достижению стимула. Эффект достигается путем усиления стремления, направленного на разрешение проблемы. Очевидно, многие научные открытия, успехи в развитии техники, культуры были стимулированы фрустрирующими событиями в жизни людей.

В другой ситуации фрустрация способна направить энергию индивидуума по иному, но также конструктивному каналу активности. Отрицательные реакции фрустрации могут вызвать также разные формы неконструктивного поведения. К ним относятся агрессия, регрессия, фиксация, отказ, негативизм, репрессия.

Можно ли жить без стресса?

Нет, без стресса жить невозможно и даже вредно. Значительно труднее попытаться решить проблему: «Как жить в условиях стресса?» Однако стрессоры бывают разными: стрессор – друг, приносящий огромную пользу нашему здоровью, стимулирующий творческую деятельность; стрессор – от которого можно легко отмахнуться и через час-другой попросту забыть или вспомнить с усмешкой и чувством некоторого неудовлетворения. Но встречается (и значительно чаще, чем нам бы хотелось) стрессор – враг, наносящий страшные удары по самым жизненно важным органам. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «фактора риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта. Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт. В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, и совершенствовать с помощью различных упражнений.

М. Мескон, М. Альберг, Ф. Хедоури. Основы менеджмента: пер. с англ. — М.: «Дело ЛТД», 1994.-702с.

Стресс жизни: Сборник./ Составители: Л. М. Попова, И. В. Соколов. (О. Грегор. Как противостоять стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней. — Спб, ТОО «Лейла», 1994-384 с.

Бодров В.А. Информационный стресс. – М., 2000. – 352с.

Коган Б. М. Стресс и адаптация. М.: Знание, 1980 № 10.

works.doklad.ru

Стресс и фрустрация

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения.

Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые, и заболевания желудочно-кишечного тракта.

В переводе с английского стресс – это давление, нажим, напряжение, а дистресс – горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Например, мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.

Специфические результаты двух событий – горе и радость — совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие может быть одинаковым.

Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.

Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.

К понятию и состоянию стресса близко и понятие «фрустрация». Сам термин в переводе с латинского означает – обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.

Виды реакций человека на фрустрацию:

1. Самой распространенной реакцией на фрустрацию является возникновение агрессивности, направленной чаще всего на препятствия. Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно; агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях: оскорбление, физические нападки на человека (щипать, бить, толкать) или объект (сломать его).

2. Отступление и уход . В некоторых случаях субъект реагирует на фрустрацию уходом (например, выходит из комнаты), сопровождаемый агрессивностью, которая не проявляется открыто.

Фрустрация влечет за собой эмоциональные нарушения лишь тогда, когда возникает препятствие для сильной мотивации . Если у ребенка, начавшего пить, отнять соску, он реагирует гневом, однако в конце сосания нет никаких эмоциональных проявлений.

_________________________________
Читайте еще статьи по этой теме:
Что такое стресс
Стресс – это «аромат и вкус жизни».

psihogrammatika.ru

Понятие «фрустрация» (от лат. frustratio — «обман», «неудача») возникло в пси­хологии в начале XX в. — гораздо раньше того времени, когда появился термин «стресс». Оно обозначает психологи­ческое состояние, которое испытывает человек, когда сталкивается с непреодо­лимой преградой, помехой на пути к важ­ной для него цели. Переживания такого рода очень неприятны и тяжелы. Причём чем сильнее было желание достичь цели, оказавшейся недоступной, тем сильнее фрустрация.

Препятствия в реализации планов бы­вают различного характера. Это может быть психологический барьер: например, страх сделать то, что необходимо для до­стижения цели. Допустим, студент боится выступить перед людьми, чтобы защи­тить диплом. Помехой иногда становится моральная преграда, связанная с невоз­можностью нарушить правила приличия, культурные нормы или переступить через собственные нравственные убеждения. Наконец, преграда бывает просто физиче­ской: человек спешит на важную деловую встречу, но застрял в автомобильной проб­ке; человек заболел, и поэтому ему прихо­дится откладывать намеченные планы.

В зависимости от индивидуальных осо­бенностей личности реакция на ситуацию фрустрации у разных людей различна. Многие переживают досаду, злобу, раз­дражение. Некоторые впадают в депрес­сию или испытывают отчаяние. У других возникает апатия — полное равнодушие ко всему окружающему и нежелание что-либо вообще делать. Иногда человек ста­новится совершенно неуправляемым, аг­рессивным и способен наломать дров в такой ситуации. Бывает, что в состоянии фрустрации возникает тревога или чувст­во вины.

Есть люди более устойчивые к фруст­рации и менее устойчивые. Первые — лич­ности психологически гибкие, это мудрые люди. Они способны найти разумный выход из сложившейся ситуации. Ведь на самом деле тупиковые, безвыходные положения встречаются очень редко; как правило, возможно компромиссное реше­ние. Если же выхода действительно нет, то такие личности способны перестроить­ся в соответствии с новыми обстоятельст­вами. Устойчивость к испытаниям подоб­ного рода свойственна людям, которые более философски относятся к труднос­тям, стараются не идти на поводу у собст­венных желаний, не превращать свою жизнь в сплошную гонку за удовольстви­ями, не впадать в рабскую зависимость от амбиций.

К фрустрации неустойчивы люди, ко­торые склонны фанатично стремиться к достижению цели. Они недостаточно психологически гибки, чтобы уметь пере­страиваться и приспосабливаться к ударам судьбы. Такие люди часто забывают, ради чего ставилась цель, в чем её действитель­ный смысл. Личности подобного склада более остро переживают невозможность добиться желаемого. Им свойственны все те бурные формы реагирования, о кото­рых говорилось выше. Опасность фруст­рации для человека этого типа состоит в том, что данное состояние мол-сет приве­сти к неврозу — психическому расстройст­ву, состоянию, близкому к помешательству. В подобном случае человеку лучше обра­титься за профессиональной помощью к психологу или психотерапевту. Такая по­мощь, кстати, необходима каждому, кто склонен часто испытывать фрустрацию.

Можно ли повысить свою устойчи­вость к фрустрации? Да, конечно. По­смотрите на черты характера людей, ко­торые разумно и спокойно относятся к неудачам. Приложив осознанные усилия, почти каждый может стать таким. Прав­да, не в одночасье. Что нужно для этого? Не надо слепо стремиться к однажды поставленной цели. Анализируйте свои желания, думайте о мотивах поступков (для чего вы делаете что-то или стреми­тесь к чему-то). Мотивы, цели, желания должны быть в первую очередь осознан­ными. Если они осознанны и разумны, то уже не они управляют человеком, а че­ловек способен контролировать и изме­нять собственные цели.

Стремитесь лучше узнать самого себя, будьте откровенны с собой. Подумайте: зачем нужно добиться того-то или того-то? Потому что так полагается, так хотят родители? Потому что так делают все? Или это ваш собственный выбор?

Скажите себе заранее: «А что будет, ес­ли я не добьюсь этого? Разве небо упадёт на землю и наступит конец света или за­кончится моя жизнь? Надо ли было вооб­ще стремиться к этой цели? Смогу ли я ис­править сложившуюся ситуацию? Есть ли другие способы решения задачи, по­ставленной мной? Можно ли отложить её решение? Переставить местами наме­ченные дела?».

Попробуйте посмотреть на себя со стороны. Отнеситесь к сложившейся си­туации с юмором. Не бойтесь вообразить весь комизм своего положения или наду­манность проблемы. Иногда от души по­смеяться над собой бывает очень полезно. Такое отстранённое отношение поможет быстрее найти выход из положения.

Лёгкое отношение к ситуациям фруст­рации вовсе не говорит о легкомысленно­сти, отсутствии воли и целеустремлённо­сти. Ведь воля подразумевает преодоление трудностей, которое связано с осознанным выбором человека, контроль над своими желаниями, целями и поступками, умение управлять ими. А в состоянии на­стоящей фрустрации человек как раз и те­ряет всякую власть над собой.

Стресс и фрустрация

Фрустрация сильно отличается от стрес­са. Конечно, в жизни различные психо­логические состояния редко встречают­ся в чистом виде, и фрустрация может переплетаться с психологическим стрес­сом. Однако стресс — это состояние, на­прямую связанное с жизненно важными функциями, с выживанием. И поэтому в большинстве случаев стресс, если он сильный, поглощает фрустрацию. Когда речь идёт о жизни и смерти, тут уже не до фрустраций. Если говорят о фрус­трации, то обычно имеют в виду чело­века как личность — с её проблемами, це­лями и особенностями, а когда речь идёт о стрессе, то чаще употребляются слова «организм» и «выживание».

Существенное отличие стресса от фру­страции состоит в том, что трудности, которые создают стрессовое состояние, в целом преодолимы, они не становятся неустранимой преградой на пути, как в случае фрустрации. Но эти трудности связаны с важнейшими потребностями, и от того, насколько успешно они прой­дены, нередко зависит безопасность, а порой и сама жизнь. Даже если ситуация в действительности не настолько сложна, но человек воспринимает её как опас­ную, — значит, он переживает стресс. Точ­но так же и с фрустрацией. Возможно, препятствие, возникшее на пути к цели, вполне можно обойти, но если оно вос­принимается как непреодолимый барьер, то налицо фрустрация.

Таким образом, наиболее важным мо­ментом как в ситуации стресса, так и в си­туации фрустрации является восприятие конкретным человеком сложившихся об­стоятельств. Это значит, что психоло­гическая сущность любой критической ситуации во многом определяется теми личными переживаниями, которые испы­тывает человек в данном случае. И фруст­рация, и стресс на субъективном уров­не (на уровне нашего внутреннего Я) проявляются именно в переживаниях. Эти переживания в обоих случаях доста­точно сильные и эмоциональные. По-ви­димому, оттого люди часто путают разные критические ситуации.

survinat.ru

Как связаны фрустрация и стресс

Настроение – это общее эмоциональное состояние, которое в течение определённого периода влияет на поведение человека. Оно проявляется по-разному, в угнетении и веселье, бодрости и подавленности, в печали и радости, спокойствии и раздражительности. Негативные психологические расстройства выражаются в двух основных состояниях: фрустрация и стресс.

Основные эмоциональные состояния: стресс, фрустрация, аффект

Настроение всегда является следствием воздействия каких-либо причин на эмоциональный фон человека, оно играет важную роль в жизни и рассматривается в контексте происходящих событий. Большая часть таких состояний объединяется одним понятием – стресс. Он вызывается длительным и сильным воздействием негативных, часто экстремальных факторов на психику человека.

Что такое фрустрация

Жизнь современного человека наполнена стрессами, невозможно их избежать полностью. Каждый день на индивидуум воздействуют неудачи и конфликты, потери и напряжение от тяжёлой, подчас нелюбимой работы (см. Профессиональный стресс). Из-за этого человек постоянно переживает. Одним людям свойственна стрессоустойчивость, они справляются с испытаниями легче, другие переносят жизненные перипетии тяжело.

Близко к стрессу находится ещё одно неприятное состояние, именуемое эмоциональное выгорание. Оно появляется вследствие того, что человек на протяжении длительного периода испытывает негативные эмоции и физическое напряжение, но не может ничего сделать для трансформации ситуации. Справиться очень сложно, эмоциональный фон снижается, появляется холодность и равнодушие, наблюдается снижение чувства ответственности за свою жизнь, развивается циничность и негативное отношение к окружающим.

Теряется интерес не только к своей жизни, но и к профессиональной деятельности, возможности ограничиваются. Связано это чаще всего с отсутствием возможностей личностного роста, отсутствием интереса к монотонной работе, профессиональным несоответствием и дезориентацией. Для появления этого состояния необходимы и внутренние предпосылки:

  • повышенная тревожность;
  • немотивированная агрессия;
  • тип характера;
  • неадекватность ожиданий.

Постепенно эти состояния усугубляются, что приводит к появлению психосоматических расстройств. Различают всего три конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация. Близким по характеристикам к стрессу стоит фрустрация. Это эмоциональное расстройство, вызванное непреодолимыми препятствиями по дороге достижения цели.

Стресс фрустрация невроз

Сопровождается состояние массой негативных эмоций:

  • озлобленность;
  • подавленность;
  • агрессивность.
  • Эмоциональное состояние часто возникает от временных неудач, при которых значимые люди не поддерживают, а наоборот, стараются принизить человека, стыдят и упрекают. В отличие от стресса, основным источником фрустрации является негативная социальная оценка человека, которая затрагивает важные для него отношения.

    Настроение имеет особенность: оно зависит от личных качеств человека. Самым сильным эмоциональным состоянием, хотя и кратковременным, является аффект. Это душевное волнение связанно с быстро сменяющимися жизненными обстоятельствами, которые важны для человека. Это состояние захватывает полностью, что выражается в следующем:

  • отключение сознания;
  • не мотивирующие действия;
  • неадекватное состояние;
  • сильный гнев и агрессия (человек способен на необдуманные поступки).
  • Возникает аффект резко, в считанные секунды, как вспышка или порыв. Контролировать его невозможно, это отрицательно сказывается на поведении человека. Неразумные поступки могут повлечь негативные последствия не только для предмета или субъекта, вызвавшего это состояние, но и для окружения. В этот момент человек полностью отдаётся чувству, без остатка.

    Но не стоит думать, что аффектом нельзя управлять. Фактора внезапности можно избежать, если остановить состояние на начальных этапах развития. Отсрочить или ликвидировать действие этой сильнейшей эмоции можно, если вовремя затушить вспышку и сдержаться. Это поможет не потерять власть над собой.

    В чем сходство и различие между стрессом и фрустрацией

    Стресс и фрустрация имеют много общего, есть и отличия. В чистом виде редко можно встретить то или иное состояние, и фрустрация может перетекать в стресс при определённых обстоятельствах. Стресс, по сути, всегда связан с функциями выживания, поэтому он сильнее фрустрации.

    Значительное отличие этих понятий состоит в том, что говоря о стрессе, важно иметь в виду наличие трудностей, создающих стрессовое состояние. От их устранения зависит полноценная жизнь человека, его безопасность и здоровье. При этом они не считаются неустранимыми, как при фрустрации. Бывает, что ситуация по сути неопасна, но человек её воспринимает именно так. Налицо следы стресса.

    При фрустрации тоже имеются возможности обхода обстоятельств, но человек их не видит или не воспринимает. То есть во всех случаях играет роль человеческий фактор, его восприятие происходящего. В этом заключается сходство состояний.

    Выражение стресса и фрустрации едино – в переживаниях. Так они воспринимаются на субъективном уровне. В обоих случаях переживания довольно сильные, поэтому часто человек путает эти два критических состояния. Для решения задачи устранения негативных влияний следует изменить отношение к происходящему, применяя любую из современных методик борьбы со стрессом (см. Управление стрессом и конфликтами).

    Каким должен быть человек с развитой личной психотехникой

    Развитие личной психотехники имеет важное значение в борьбе с такими проблемами, как воздействие стресса, невроза и фрустрации. Наибольшего успеха достигают люди, которые умеют владеть собой, развивают способности личной саморегуляции. Они знакомы со своими слабыми сторонами, умеют сдерживать порывы и тормозить внутренние стремления.

    Развитая психотехника человека

    Успешно овладеть стрессом может каждый, человек с развитой психотехникой не будет сбрасывать энергию на других и защитит от неё себя самого. Это уберегает его от разрушения личных отношений и потери деловых качеств, он умеет менять мысли и абстрагироваться. Направлять негатив против себя – это неконструктивно, от этого ничего не меняется.

    Для саморегуляции эти люди используют всего четыре действия.

    1. Отказываются от обвинения себя и окружающих, не срываются и не корят себя, а специальными способами выплёскивают негативную энергию.
    2. На первых этапах воздействия стресса они сохраняют самоконтроль и овладевают своими желаниями, пока негатив не охватил их. Такие люди умеют вовремя остановиться.
    3. Изучение себя и своих реакций на стресс. Человек, владеющий собой, знает, когда начинает развиваться эта реакция по своему мироощущению.
    4. Подключение интуиции для нахождения лучшего выхода из сложившейся ситуации.

    Можно ли назвать фрустрацию разновидностью стресса

    Стресс, по сути, это давление, которое оказывает на человека тот или иной стрессор. Но независимо от причины возникновения ситуации, она требует незамедлительного разрешения. Большое значение имеет возможность оценить величину угрозы и опасные последствия. Переживание стресса зависит и от оценки ситуации, сил и возможностей человека.

    Понятие фрустрация близка к стрессу, иногда её даже называют его разновидностью. Разница в том, что фрустрация переживается по-другому. Здесь главное не страх, а отчаяние и гнев, они полностью овладевают человеком, и он не понимает куда дальше двигаться для получения желаемого.

    В отличие от стресса, последствия которого всегда находят отражение в эмоциональном плане, при фрустрации нарушения психики наблюдаются в случае, если препятствие угрожает реализации мощной мотивации. Агрессия чаще всего направлена на устранение препятствия, в том числе и физическим способом.

    Видео в этой статье: что такое фрустрация

    При стрессе и фрустрации практически всегда можно найти возможность обойти сложности и добиться желаемой цели. Главное, научиться владеть собой, на трезвую голову все препятствия будут нипочём.

    stressamnet.ru