Генуфобия это боязнь

Главная опасность гомофобии для общества в том, что она подливает масло в огонь ненависти и отторжения всех иных, непохожих. Мужчины презирают женщин, а женщины — мужчин; верующие отталкивают неверующих, а атеисты насмехаются над верующими; «славяне» ополчаются против кавказцев и азиатов, а те огрызаются в ответ.

«Неделя против гомофобии» в России прошла в этом году уже в четвёртый раз — с 5 по 11 апреля. Немногим ранее в Санкт-Петербурге прошла «Неделя против ксенофобии», в числе тем которой обсуждалась гомофобия. В мае и июне — всероссийский радужный флэшмоб и гей-прайд. О чём весь этот шум, и чем так плоха гомофобия?

Что такое гомофобия?

Название отражает суть термина: фобия — это иррациональный неконтролируемый страх и вызванные им неприязнь, неприятие и ненависть к чему-либо. То есть гомофобия — это иррациональный страх гомосексуальности, в широком смысле так называют все формы негативного отношения к гомосексуальности и её проявлениям в обществе, от иррационального страха и ненависти до правовых ограничений гомосексуалистов.

Важно ещё раз подчеркнуть: страх лежит в основе гомофобии, но выражаться она может в другом: в ненависти, гневе, агрессии, презрении, брезгливости и даже высокомерной снисходительности. Поэтому популярные шутки типа «сержанта нельзя было назвать гомофобом, то есть он гомов не боялся совершенно» (Олег Дивов, «Ночной смотрящий») не отражают действительность.

Учёные называют разные причины гомофобии, которые вполне могут работать одновременно. Суммируя их, можно сказать, что в основе гомофобии лежит ошибочное убеждение, будто гомосексуальность каким-то образом делает мужчин менее мужественными, а женщин — менее женственными, и проистекающие из этого предрассудки. В традиционных культурах есть культ ультрамужественности, мачизм, в котором настоящим мужчиной считается этакий доминантный самец с горой мышц, кучей женщин, железобетонным характером и фонтанирующей агрессией. В стремлении достичь этого нереального идеала мужчины отрицают всё, что может показаться немужественным, в том числе и гомосексуальность. Для женщин же считается неестественным нежелание связывать свою жизнь с мужчиной, становиться женой и матерью и рожать кучу детей. Неудивительно, что если женщина отступает от предписанного сценария и фактически отрицает власть мужчины над своей жизнью, принимая решения и даже заводя детей без его участия, это пугает тех, кто живёт в традиционных рамках.

Другая причина гомофобии, непосредственно связанная с первой, — страх, что человека самого примут за гомосексуала. Этот страх заставляет людей бросаться на всё, что кажется «гомосексуальным», лишь бы доказать окружающим, что «я-то не из таких». Очевидно, что чем больше «доказательств» методом плевков и кулаков, тем больше растёт в обществе боязнь «оказаться из таких», и тем сильнее желание продолжать доказывать; так гомофобия превращается в замкнутый круг.

Очень важную причину гомофобии в России метко сформулировал Виктор Пелевин: Большинство русских мужчин гомофобы из-за того, что в русском уме очень сильны метастазы криминального кодекса чести. Любой серьёзный человек, чем бы он ни занимался, подсознательно примеривается к нарам и старается, чтобы в его послужном списке не было заметных нарушений тюремных табу, за которые придётся расплачиваться задом. Поэтому жизнь русского мачо похожа на перманентный спиритический сеанс: пока тело купается в роскоши, душа мотает срок на зоне. («Священная книга оборотня»)

Государство и общество

Помимо индивидуальной гомофобии, которую люди проявляют в меру своих предрассудков и невежества, есть гомофобия институциональная, встроенная в законодательство и общественные процессы. Это постоянное, одобряемое государством и обществом, ненаказуемое ограничение прав гомосексуалов от смертной казни, как в Уганде, до запрета на брак, как в большинстве штатов США.

Россия уже избавилась от самых уродливых форм такой гомофобии — уголовного наказания за гомосексуальность и её диагностирования как психического заболевания. Однако до полной свободы от гомофобии ещё далеко. В стране нет законодательных механизмов борьбы с гомофобией: дискриминация по признаку сексуальной ориентации не считается преступлением.

Поэтому даже крупные политики и культурные деятели позволяют себе призывать ненавидеть гомосексуалов, одобряют их избиение, увольнение и тому подобное. К ним присоединяются деятели церкви, которые вопреки всем миролюбивым и полным любви заповедям Иисуса поддерживают угнетение гомосексуалов и насилие над ними.

Чем опасна гомофобия?

Опасность гомофобии для гомосексуалов очевидна. Она принимает разные формы от крайней жестокости — убийства, избиения, изнасилования — до постоянного фонового негативного отношения, бытовой агрессии и неприязни, которые сводят с ума, иногда буквально доводя некоторых до самоубийства. В результате люди, которые могли бы прожить счастливую жизнь активных и полезных членов общества, либо просто тратят значительную её часть на попытки скрыться от опасности, либо не выдерживают и ломаются — кончают с собой, обращаются к наркотикам и алкоголю. И речь идёт не о десятках людей, а о миллионах только в России.

Гомофобия разрушает семьи: дети боятся быть откровенными с родителями, и потому отдаляются от них, а родители не знают о жизни детей и не могут понять причины их холодности. Некоторые родители, не в силах преодолеть гомофобию, отвергают своих детей-гомосексуалов. Рушатся и другие отношения: дружба, знакомство, сотрудничество — всё может рассыпаться в прах из-за бессмысленного страха перед гомосексуальностью.

Не так очевидна опасность гомофобии для тех, кто вроде бы не является её прямым объектом. Однако для них гомофобия — тоже яд. Она загоняет всех в тиски страха: что, если я гомосексуалист? Что, если кто-то решит, что я гомосексуалист? Что, если кто-то из окружающих гомосексуалист? Что, если мой ребёнок гомосексуалист? Что мне тогда делать? Это будет ужасно, поэтому я должен всеми силами доказывать, что я не гомосексуалист, и гомосексуалистов я ненавижу!

В результате общество исполняется подозрительности и недоверия. Мужчина, ухаживающий за собой чуть больше необходимого для того, чтобы быть «немного красивее обезьяны»? Гей! Женщина в брюках и с резкими манерами, да ещё не замужем? Лесбиянка. Каждый вынужден что-то скрывать, сдерживать вполне естественные порывы, следить за своим окружением, как шпион на задании. Подозрения вызывают дружеские прикосновения и объятия, «неположенная» одежда и поведение. И всё это выкипает то в неприязнь, а то и в открытую агрессию.

В стремлении скрыть истинную причину происходящего часто звучат обвинения в адрес гомосексуалов: дескать, это они виноваты в том, что их ненавидят — зачем они такие! Абсурдность этого обвинения, думаю, очевидна любому здравомыслящему человеку.

Есть и другие обвинения, опровержение которых не так явно бросается в глаза. Чаще всего гомофобные обвинители валят с больной головы на здоровую, приписывая гомосексуалам вину за общественные проблемы, в реальности никак не связанные с гомосексуальностью, от педофилии до роста количества разводов. Обвинители забывают при этом упомянуть, что подавляющее большинство педофилов составляют гетеросексуальные мужчины, а уж каким образом гомосексуалы могут влиять на количество разводов — уму непостижимо. Из-за таких ложных обвинений общество то и дело отвлекается на охоту на ведьм вместо того, чтобы заниматься поиском и устранением реальных источников проблемы.

Ненависть образует замкнутый круг, в котором она только растёт. Боясь той ненависти, которую обрушивает общество на гомосексуалов, гомофоб сам множит эту ненависть, и в результате боится того, что сам же создал.

Гомофобия и ксенофобия

Но главная опасность гомофобии для общества в том, что она подливает масло в огонь ненависти и отторжения всех иных, непохожих. Мужчины презирают женщин, а женщины — мужчин; верующие отталкивают неверующих, а атеисты насмехаются над верующими; «славяне» ополчаются против кавказцев и азиатов, а те огрызаются в ответ; «натуралы» предлагают переселять гомосексуалов в лагеря, а гомосексуалы высокомерно утверждают, что лучше натуралов.

Получается, что в обществе идёт постоянная война со всеми, кто не такой, как ты — война заведомо проигрышная, потому что люди все разные, и, уничтожив самых непохожих, придётся переходить к тем, кто похож чуть больше, но всё равно недостаточно. Такова природа ксенофобии, иррациональной нетерпимости иного, незнакомого, непривычного. Гомофобия — лишь один из её аспектов.

В цивилизованном обществе любая ксенофобия, в том числе и гомофобия, считается неприличной и недопустимой. Отношение к гомосексуальности — идеальная лакмусовая бумажка для измерения демократизма и социальной терпимости. При советской власти она была багровой от крови. Сегодня она краснеет от стыда. (Игорь Кон, «Гомофобия как форма ксенофобии»)

Ксенофобия порой вызывается целенаправленно, потому что служит прекрасным механизмом управления толпой. Толпа, в которой разожгли ненависть лозунгами, пропагандой, размахиванием «образом врага» и навязыванием идеологии «кто не с нами, тот против нас», не способна мыслить разумно и превращается в послушное стадо, идущее в атаку на любого предполагаемого «врага». Неудивительно, что особенно лютой гомофобией отличаются тоталитарные государства, экстремистские группировки и идеологии ненависти, от фашизма и Третьего рейха до радикального ислама.

Как преодолеть гомофобию?

Главный способ освобождения от гомофобии — просвещение. Страх вызывает неизвестное, незнакомое, непонятное. Информация о том, что такое гомосексуальность, снимает напряжение неизвестности, избавляет от «пугалок и страшилок», бродящих в качестве городских легенд или распространяемых теми, кто стремится поддерживать агрессию в адрес гомосексуалов.

Метод лечения любой фобии — постепенное знакомство с тем, что вызывает страх, чтобы оно перестало быть «чудищем неведомым». Конечно, встреча лицом к лицу со своими страхами — дело поначалу неприятное, поэтому гомофобия отвечает на информацию о гомосексуальности обвинениями в «пропаганде». Здравомыслящему человеку трудно представить, как можно пропагандировать сексуальную ориентацию (то есть указывать, кого любить, а кого не любить), и тем более непопулярную. Как сказал американский актёр Джейсон Стюарт: «Как я могу склонить кого-то стать геем? Что я скажу? — «У нас нет прав, все нас ненавидят, присоединяйся, давай! Будешь жить в моём маленьком аду и слушать Мадонну!»

Правозащитные, демократические и ЛГБТ-организации прилагают много сил для просвещения и информирования общества о том, что такое гомосексуальность и как живут гомосексуалы. Главное, о чём они говорят — о том, что гомосексуалы ничем, в сущности, не отличаются от натуралов, кроме того, что любят людей не противоположного, а своего пола. Они не инопланетяне, не демоны и не строят планов по завоеванию мира, а хотят жить наравне со всеми, счастливо и в мире с другими.

Помимо непосредственного просвещения, важную роль играет позитивная заметность гомосексуалов в СМИ. Речь идёт и об известных, успешных людях, которые не скрывают своей ориентации (недаром любой камин-аут публичной персоны вызывает волну обсуждений, например, Рики Мартина), и о том, как пишут об обычных, незнаменитых гомосексуалах в прессе, как их изображают в кино и книгах. Чем больше появляется добросовестных статей и передач, в которых журналисты не гонятся за «клубничкой», повторяя сто раз пережёванные страшилки и не имеющие отношения к реальности мифы, а вдумчиво собирают материалы и критично подходят к выбору участников, тем больше рассеивается туман неизвестности вокруг гомосексуальности. А значит, меньше причин для страхов, для гомофобии.

Гомофобия — это иррациональный страх, такой же, как страх буки, которая прячется под кроватью в темноте. Но, к сожалению, вырастают из него дольше, а вреда он причиняет намного больше. Он способствует росту агрессии, насилия и ненависти в обществе, а это никому не идёт на пользу. Избавиться от него можно, только посмотрев на него лицом к лицу и признав, что бояться нечего: между гомосексуалами и гетеросексуалами нет никакой разницы, кроме того, что одни любят свой пол, а другие — противоположный.

Материал подготовлен в рамках программы «Гендерная демократия» Фонда им. Генриха Бёлля

www.chaskor.ru

Морган Фримен

Мо́рган Фри́мен (англ. Morgan Freeman ; род. 1 июня 1937) — американский актёр кино и озвучки, режиссёр. Лауреат премии «Оскар». Один из самых популярных и уважаемых актёров в Голливуде.

Дайте мне сыграть что-нибудь интересное, и я уже счастлив.

Give me something interesting to play and I’m happy.

Я живу с собой всю свою жизнь, так что я знаю себя от и до. Поэтому, когда я смотрю на себя на экране, то всё, что я вижу — это себя. Скучно.

I’ve been living with myself all of my life, so I know all of me. So when I watch me, all I see is me. It’s boring.

Роль для меня — это жизнь, это всё, чем я занимаюсь, и у меня неплохо получается. Если бы мне платили мало, я всё-таки играл бы где-либо в какой-нибудь маленькой труппе.

Acting means living, it’s all I do and all I’m good at. If I weren’t getting paid well, I would still be acting in a small troupe somewhere.

Таким образом, если ты становишься звездой, люди идут смотреть на тебя. Если ты остаёшься актёром, они идут и смотрят кино, в котором ты играешь.

And that if you become a star, people are going to go to see you. If you remain an actor, they’re going to go and see the story you’re in.

Доктор Мартин Лютер Кинг — не чернокожий герой. Он американский герой.

Dr. Martin Luther King is not a black hero. He is an American hero.

Некоторые места, в которых ты побывал, настолько замечательные, что ты никогда не прочь туда вернуться. Но кое-где ты бы не захотел оказаться снова никогда, например, Монреаль зимой.

And some places you been before are so great that you don’t ever mind going back. Some places you been before you don’t ever want to go back, you know, like Montreal in the Winter.

Я ненавижу слово «гомофобия». Это не фобия. Вы не напуганы. Вы — мудак.

I hate the word homophobia. It’s not a phobia. You are not scared. You are an asshole.

ru.m.wikiquote.org

Генуфобия это боязнь

Гомофобия – это навязчивый страх индивида перед тем, что в истинном виде его личная ориентация имеет гомосексуальную окраску. Гомофобия объединяет собирательное значение всех форм боязней и страхов, связанных с негативными проявлениями гомосексуальности. Существует общепринятое мнение, что это проявление подразумевает глубокую неприязнь и иррациональную боязнь гомосексуалистов. Однако особенность данного состояния проявляется в том, что гомофобия зачастую обусловлена противоречивыми факторами.

Причины гомофобии

Гомофобия представляет собой неприязненное отношение к представителям этих меньшинств, являясь весьма распространенным явлением, зачастую приводящее к оскорблениям и насилию, институционализированной гомофобии, дискриминации людей гомосексуальной ориентации со стороны социума. Результатом распространения гомофобии выступает несоблюдение прав меньшинств, возникновение препятствий в занятии определенных должностей лесбиянками и геями, а также запреты в проведении шествий и митингов.

Многие противники однополых половых отношений утверждают, что отношение к проявлениям гомосексуальности напрямую связано с представлениями о норме и поэтому не есть что-то предосудительное или ненормальное. Многие из противников однополых половых отношений возражают против применения термина гомофобия, относя его к идеологическому клише, что привело к предложению о замене этого термина на нейтральный термин – гомонегативизм. Одновременно с этим появилось мнение, что гомофобия это форма ксенофобии, поскольку означает страх перед теми, кто из общей массы выделяется. Противники гомосексуальности относят данное состояние к греху, клиническому расстройству, нарушению норм общественной морали.

Гомофобия в психологии

Гомофобия, как термин впервые появился в 1972 году и своим появлением он обязан психиатру Джорджу Вайнбергу. Термин гомофобия используется социологическими институтами, а также в международных официальных документах, где данная форма неприятия рассматривается наряду с расизмом, антисемитизмом, ксенофобией, а также сексизмом.

Психологи отмечают, что сознание людей укрепило мнение о том, что под гомофобией значится та или иная форма агрессивности по отношению к гомосексуалистам. Это не совсем является так.

Гомофобия зачастую предстает перед людьми, как агрессия направленная на гомосексуальную культуру, гомосексуалистов, гомосексуальную атрибутику, однако причиной этой агрессивности выступает страх людей перед собственными интимными предпочтениями, которые могут предстать в гомосексуальной окраске. Таким образом, этимология слова гомофобия основывается на понятиях фобия, которая означает страх перед гомосексуализмом.

Вторым заблуждением является мнение, что гомофоб это скрытый гомосексуалист. Это представление неверное. Гомофоб это не скрытый гомосексуалист, напротив он боится в себе обнаружить предрасположенность к этому. Поэтому гомофобия имеет косвенное отношение к половым предпочтениям.

Изначально слово гомофобия применялось в значении, как отвращение к мужскому полу или боязни мужчин. Психиатрия под гомофобией понимает страх однообразия, а также монотонности.

Термин гомофобия вытеснил редко ранее использовавшееся понятие гомосексофобии. Этимологическим предком этого слова выступает термин гомоэротофобия. Джордж Вайнберг в 1972 году отнес гомофобию к страху контактирования с гомосексуалами, а если речь идет о самих гомосексуалах, то в этом случае под гомофобией понимается их личное отвращение к самим себе.

В 1980 году Риккетс и Хадсон расширяют это понятие для обозначения чувств отвращения, тревоги, гнева, страха, дискомфорта, которые способны испытывать гетеросексуалы относительно геев и лесбиянок.

Психологами подмечено, что очень сложно провести чёткую границу между гомофобией и негативным отношением к гомосексуальности. Отдельные исследователи связывают гомофобию с присутствием негативных эмоций, а не с заявлением некой позиции или активной борьбой с гомосексуальными проявлениями. Например, Хадсон и Риккетс в своей работе 1980 года отметили, что по причине обширной экспансии термина, гомофобия пришла в массовую культуру и к ней стали относить любое действие, направленное против проявлений гомосексуальности, а также негативное отношение к ней.

Хадсон и Риккетс обвиняют исследователей в не разделении интеллектуального неприятия гомосексуальности – гомонегативизма и эмоциональных, личных реакций (гомофобии). Более чёткое разделение гомонегативизма и гомофобии подчеркнуло, что гомонегативизм включает в себя суждения, которые основаны на оценке гомосексуальной моральности и бисексуальной ориентации, а также действий на основе предпочтений, представлений, социальной приемлемости, закона или других интеллектуальных причин.

По их мнению, под гомофобией необходимо понимать фобические проявления тревоги, эмоции страха или отвращения, как включающие, так и не включающие когнитивный компонент в процессе личного непосредственного общения с людьми гомосексуальной ориентации. Однако не все такую классификацию разделяют. В 1991 году Херек выступил против дальнейшего применения понятия гомофобия из-за возложения основной вины на человека, вместо того чтобы рассмотреть проявления антигомосексуальные как отображение культурных влияний, и предложил использовать термин антигомосексуальные предрассудки.

В связи с большим вниманием, уделяемым проблемам альтернативной интимной жизни в западных странах, представители социальных наук и психологи активно изучают феномен гомофобии как в умеренных, так и в резких его проявлениях. Имеется достаточно исследований, которые посвящены корням этого явления. Популярным объяснением выступает попытка отвести от себя предполагаемые подозрения в наличии гомосексуальных склонностей. Например, двум группам мужчин, определённым, как не гомофобы и гомофобы предъявлялись стимулы эротического содержания: женского гомосексуального, гетеросексуального и мужского гомосексуального характера. У всех исследуемых была отмечена эрекция в момент демонстрации изображений женского гомосексуального характера и гетеросексуального, а вот подобная реакция на гомосексуальные мужские сюжеты отмечалась у мужчин из условной группы гомофобов. Одновременно с тем результаты опровергли мнение о том, что гомофобы – это испытуемые с агрессивностью.

Имеются данные, что гомофобов среди женщин существенно меньше, чем среди мужчин. Одним из видов гомофобии, который вызывает пристальное внимание исследователей, выступает интернальная (интернализированная) гомофобия — ситуация, при которой бисексуалы и гомосексуалы боятся, а также испытывают неприятие гомосексуальности. Это означает страх человека стать гомосексуальным, а также опасение возможного собственного гомосексуального поведения. Некоторые бисексуалы, гомосексуалы и лесбиянки зачастую подавляют свои гомосексуальные стремления и желания, другие так не делают, но испытывают различные негативные эмоции (тревогу, комплекс вины, угрызения совести).

Отдельные исследователи считают не корректным называть таких личностей латентными гомосексуалами, поскольку эти люди гомосексуалами быть не желают. Интернализированная гомофобия зачастую имеет негативные последствия для психологического здоровья человека. Отмечаются невротизация, снижение самооценки, депрессия, развитие психологических комплексов, суицидальные попытки. У бисексуалов и гомосексуалов, живущих скрытно, а также страдающих от интернализированной гомофобии, развивается параноидная настроенность, подозрительность и болезненная мнительность. Такой личности всё время кажется, что ее раскроют, вычислят, за ее спиной смеются, осуждают, обсуждают, а также что за это могут уволить с работы. Зачастую такие опасения имеют или не имеют реальные основания.

Борьба с гомофобией

С 17 мая 1990 года стал отмечаться Международный день борьбы с гомофобией. Эта дата выбрана потому, что именно 17 мая 1990 года гомосексуальность выключили из Международной классификации заболеваний.

В 2003 году в Канадской провинции Квебек был проведен Народный день против гомофобии. После этого события в 2004 году активист за права геев, бисексуалов, трансексуалов Луи-Жорж Тэн предложил отмечать этот день в мировом масштабе. Целью борьбы с гомофобией должно было выступить привлечение общественного внимания к лесбиянкам, геям, транссексуалам, бисексуалам, где вопросы половых предпочтений относятся к табу. Луи-Жорж Тэн высказал надежду, что этот день способен изменить жизнь именно тех людей, которые наиболее в этом нуждаются. Люди, борющиеся с данной формой неприятия, считают, что борьба с гомофобией — это дело не только самих лесбиянок, геев, транссексуалов. Эта борьба должна быть делом всего общества.

В 2006 году в Европейском парламенте прошел семинар по борьбе с гомофобией. На семинаре выступал Луи-Жорж Тэн. Председатель Европарламента Жозеп Баррель сделал заявление о признании этого международного дня.

Предпосылками к возникновению такого дня послужили:

— притеснения во многих странах геев, начиная с концлагерей нацистской Германии; в эпоху маккартизма преследование геев в США и СССР;

— дискриминация гомосексуалов (гомосексуальность в восьмидесяти странах запрещена законом);

— наказание во многих странах тюремным заключением до десяти лет, а в отдельных странах закон предусматривает пожизненное заключение;

— в десяти странах за гомосексуализм приговаривают к смертной казни (Саудовская Аравия, Афганистан, Йемен и др.);

— несколько африканских лидеров по личной инициативе объявили борьбу с гомосексуализмом, который они назвали антиафриканским;

— толерантные страны, например, Бразилия, отмечающиеся негативным отношением к гомосексуалам: с 1980 по 2000 год официально зарегистрировано на почве ненависти 1960 убийств;

— ярко выраженный рост в большинстве стран гомонегативизма.

Борьба с гомофобией преследует следующие цели:

— противодействие любому моральному, физическому, символическому насилию относительно людей другой половой ориентации или гендерной идентификации;

— координация и поддержка всех граждан в достижении равных прав;

— проявление солидарности со всеми бисексуалами, лесбиянками, геями и транссексуалами мира;

— осуществление по защите прав человека различных мероприятий.

К сожалению, подобную кампанию невозможно осуществить в странах, где преследуется гомосексуальность. В толерантных странах люди должны выступать с протестами от имени угнетаемых – так заявили организаторы, проходивших 17 мая мероприятий, поддерживающих инициативу о необходимости проведения этого памятного дня. Признание данного дня поставило в определенные обязательства международные сообщества, которые объединились в борьбе с другими формами дискриминации, а также социального насилия. Однако ещё во многих странах в борьбе за равные права не оказано широкой поддержки лицам нетрадиционной половой ориентации или гендерной идентичности.

Диагноз гомофобия

В узком смысле к гомофобии причисляют отрицательные неконтролируемые эмоции (отвращение, страх, гнев) относительно людей гомосексуальной ориентации, а также однополых половых контактов.

Гомофобию не относят к психическому расстройству и отдельных клинических признаков данного состояния не существует. Современные исследователи относят гомофобию к избеганию, предрассудкам, боязни, притеснению, дискриминации, актам насилия в отношении геев, бисексуалов, лесбиянок, трансгендерных лиц. Термин гомофобия включает в себя смысл боязни и страха, а перенос этого значения на индивидов с терпимым отношением к гомосексуальности расценивается ними как оскорбление. В качестве альтернативного термина выдвигается нейтральный, например гомонегативист.

psihomed.com

Фобия и ненависть

Гомофобия – что это такое? Мой текстовый редактор подчеркивает это слово красным, считая его ошибкой. Возможно, мой текстовый редактор умнее некоторых людей. Но давайте разбираться постепенно. Если слово разложить на составляющие, то получим: «гомо» – одинаковый, подобный – и «фобос» – страх, боязнь. Боязнь, страх подобного. Немного непонятно, но позже станет ясно, что даже дословный перевод данного понятия близок к его сути. Собственно, раньше термин так и употреблялся: для обозначения боязни монотонности, однообразия.

Но в 70-е годы ХХ века редко использовавшийся термин наделили новым значением, которое он сохранил по сей день. Сегодня под гомофобией понимают отрицательную эмоциональную реакцию на проявления гомосексуальности. То есть «гомо» в составе слова теперь обозначает «гомосексуал». И тут начинаются споры и путаница. Многие из тех, кто отрицательно относится к ЛГБТ-сообществу, кричат, что к фобии эти эмоции никакого отношения не имеют. Что они, мол, не боятся никого, а просто считают однополые контакты неправильными, грешными и так далее. И тогда появляется новое слово – «гомонегативизм».

Это отрицательное отношение к гомосексуальным отношениям и контактам, но исключительно рациональное. Гомонегативист может не приходить в ярость при виде однополых поцелуев, не испытывать к ним отвращения – он просто путем умозаключений пришел к выводу, что это плохо, неправильно и может навредить другим, и теперь свою точку зрения отстаивает. Но грань между гомофобией и гомонегативизмом очень тонкая. До сих пор в среде психиатров, психотерапевтов и психоаналитиков нет единого мнения, как различать эти понятия. А сам человек и подавно неспособен понять, рационален его страх или нет.

Так в чем же заключается фобия? Гомофобы боятся того, что их собственная сексуальность может приобрести оттенки, налет однополой. Они страшатся, что созерцание однополых ласк и отношений пробудит и в них желание заняться чем-то подобным, что визуализация их страхов заставит их соблазниться и отведать «запретного плода». Или выпадут из шкафа скелеты прошлого. Ведь в подростковом возрасте многие экспериментируют и практикуют либо разовые, либо продолжительные однополые контакты. Причем, если речь идет о мальчиках, то чем недоступнее девушки – из-за обычаев (Кавказ или Индия) или из-за религии (исламские государства), – тем выше вероятность зарождения подобных контактов, тем выше потребность в зрелом возрасте все отрицать.

Гомофоб-мужчина (а их по статистике гораздо больше, чем женщин) считает, что гомосексуальность лишает его мужественности. Как только он позволит себе хотя бы фантазию, мир его якобы рухнет, он станет ненавидеть себя, ненавидеть

соблазн, а поскольку злость, ненависть и досаду вымещать на себе любимом не очень приятно, весь негатив перекладывается на фигурировавший в фантазии объект. Почти всегда это делается с показательной целью. Сидя дома в одиночестве, гомофоб не кричит, какие плохие «гомосеки» и как их нужно наказывать. Он всегда работает на публику, пытаясь всем доказать, что он «не такой». В России один из самых высоких уровней гомофобии в мире (не считая исламские государства). В России гомофобия в мужской среде процветает еще и потому, что огромной популярностью пользуется все, связанное с преступным миром. Вроде бы маргинальные члены общества становятся чуть ли не народными героями, на похороны криминальных авторитетов приходит больше людей, чем на прощание с легендарными актерами. «Блатняк» давным-давно обозвали красивым словом «шансон» и возвели в ранг национального достояния.

Естественно, что в стране, управляемой «партией жуликов и воров», люди живут по воровским понятиям. А на зоне, как известно, «петух» – последний человек, да и не человек вовсе. Как у животных: самец, покрытый другим самцом, теряет свой статус, а покрывший становится доминантным. Часто уходит на второй план такой факт, что унижением пассивная роль в сексе становится только тогда, когда она не добровольная, когда человек становится жертвой насилия. В остальном же – это осознанный выбор, вполне адекватный.

Мало кто задумывается о том, что мужчина, выступающий в активной роли при однополом контакте, гораздо гомосексуальнее «пассива». В среде геев даже выработалась защитная реакция: кто больше всех распаляется, тот сам геем и является. То есть, действительно, гомофобия – страх подобного. В этом плане показательным является исследование, проведенное в 1990-е годы западными учеными. Двум группам мужчин, условно названным «гомофобами» и «негомофобами», демонстрировали изображения гетеросексуального, женского гомосексуального и мужского гомосексуального характера. И если на первые две группы возбуждение было зафиксировано у всех испытуемых, то на последнюю партию картинок «вставало» только у «гомофобов».

Однако нельзя всех чесать под одну гребенку. Есть даже версия, что мужская гомофобия – это результат преодоления эдипова комплекса. В любом случае, явление стали серьезно изучать не так давно, на многие вопросы до сих пор нет ответа, и гомофобия пока что ни болезнью, ни психическим расстройством не считается. Однако в европейской практике она ставится в один ряд с расизмом, ксенофобией, антисемитизмом и сексизмом. К сожалению, в нашей стране действуют двойные стандарты. И если вас будут убивать под крики: «Смерть гомикам!» – то преступление не будет рассматриваться как совершенное на почве ненависти. То ли наше правительство не верит в гомосексуальность, то ли не верит в то, что людей нетрадиционной ориентации можно ненавидеть. Или же считает ненависть нормой, что совсем прискорбно.

Андрей Озёрный – начинающий писатель, поэт, автор-исполнитель. Живет в Сочи

www.svoboda.org