Гляжу на будущность с боязнью сочинение

Cочинение ««Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской» (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)»

. Не думайте. чтоб автор этой книги имел.

мечту сделаться исправителем людских пороков.

Ему просто было весело рисовать современного

человека, каким он его понимает и, к его и вашему

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Григорий Печорин — молодой человек, принадлежащий к поколению 30-х годов XIX века, представитель высшего светского общества. Его «лучшие» молодые годы прошли, по его собственным словам, в «борьбе с собой и светом».

Печорин — представитель мыслящих людей своего времени, он обладает несомненным умом и критически относится к себе и свету. Глубокий ум Печорина позволяет ему верно судить о людях, и в то же время он самокритичен. Он холоден, высокомерен, но нельзя сказать, что ему чужды чувства, и нельзя назвать его инфантильным, безвольным человеком. Мы узнаем, что в юности Печорин «бешено наслаждался всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги», и. они «опротивели» ему. Потом пустился в большой свет, и скоро общество ему также надоело, а любовь светских красавиц только раздражала его воображение и самолюбие, но сердце оставалось пусто. От скуки Печорин стал читать, учиться, но «науки также надоели»; он понял, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что «самые счастливые люди — невежды, а слава — удача, и, чтоб добиться ее, надо только быть ловким». Ему снова стало скучно, и он отправился на Кавказ. Это было самое счастливое время его жизни. Печорин искренне надеялся, что «скука не живет под чеченскими пулями», но опять напрасно — через месяц он привык к их жужжанию. Наконец, увидев и полюбив Бэлу, думал, что это ангел, посланный ему «сострадательной судьбой», но снова ошибся, — «любовь дикарки оказалась ничуть не лучше любви знатной барыни», и невежество и простосердечие горянки ему вскоре надоели.

Характер Печорина очень противоречив. Как говорит сам герой: «Целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». Противоречивость проявляется не только в мыслях и поступках героя. Лермонтов, рисуя портрет Печорина, настойчиво подчеркивал странности во внешнем облике: ему уже около тридцати лет, а «в его улыбке что-то детское», глаза его «не смеялись, когда он смеялся. Это признак или злого нрава, или глубокой, постоянной грусти. », а «взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе столь равнодушно-спокойное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно-спокоен». Походка Печорина «была небрежна и ленива, но. он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера». С одной стороны, у Печорина «крепкое сложение», а с другой — «нервическая слабость».

Печорин — разочарованный человек, живущий из любопытства, скептически относящийся к жизни и людям, но в то же время его душа находится в постоянном поиске. «У меня несчастный характер, — говорит он, — воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастья других, то и сам не менее несчастлив». Это молодой человек 30-х годов, времени разгула реакции, когда декабристское восстание было уже подавлено. Если Онегин мог уйти к декабристам (что и думал показать Пушкин в десятой главе своего романа), Печорин же был лишен такой возможности, а революционные демократы как общественная сила еще не заявили о себе. Потому Белинский и подчеркивал, что «Онегин скучает, а Печорин глубоко страдает. бьется насмерть с жизнию и насильно хочет у нее вырвать свою долю. »

Печорин отрицает любовь и счастье в семейной жизни, а в его отношениях с женщинами движет тщеславие, честолюбие. «Возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?» — говорит герой. Однако его отношение к Вере свидетельствует о способности к глубокому чувству. Печорин признается: «При возможности потерять ее навеки, Вера стала для меня дороже всего на свете — Дороже жизни, чести, счастья!»

С горьким чувством Печорин расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души. Он понимает, что ему «было назначение высокое», чувствует «в душе . силы необъятные», однако растрачивает свою жизнь на мелкие поступки, недостойные его. Причину своей трагедии Печорин видит в том, что его «душа испорчена светом». «Я достоин сожаления. во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как и к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня. », — говорит Печорин Максиму Максимычу. Это означает, что он так и не смог вырваться из общества, окружающего его.

Все эти несоответствия и противоречия во внешнем облике и поведении отражают личную трагедию героя, не дают ему жить полной жизнью, но они отражают также трагедию целого поколения того времени. Лермонтов в предисловии к своему роману писал, что Печорин — «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии», и трагедия его в том, что такие люди «не способны к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного. счастья». Дневник Печорина, в котором представлена целая галерея образов молодых людей 30-х годов XIX века, не раз подтверждает мысль Лермонтова, отраженную в «Думе». Это поколение «к добру и злу постыдно» равнодушных, томящихся под бременем «познанья и сомненья», любящих и ненавидящих случайно, словно обречено «в бездействии состариться», «ничем не жертвуя ни злобе, ни любви. » Но в лице Печорина перед нами предстает не только своеобразный человек, типичный для своей эпохи. Это личность, сформированная данным веком, и ни в какой другой эпохе подобный человек появиться не мог бы. В нем сконцентрированы все черты, все достоинства и недостатки его времени.

mysoch.ru

«Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской» (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Школьное сочинение

несчастью, слишком часто встречал.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Григорий Печорин — молодой человек, принадлежащий к поколению 30-х годов XIX века, представитель высшего светского общества. Его «лучшие» молодые годы прошли, по его собственным словам, в «борьбе с собой и светом».

Печорин — представитель мыслящих людей своего времени, он обладает несомненным умом и критически относится к себе и свету. Глубокий ум Печорина позволяет ему верно судить о людях, и в то же время он самокритичен. Он холоден, высокомерен, но нельзя сказать, что ему чужды чувства, и нельзя назвать его инфантильным, безвольным человеком. Мы узнаем, что в юности Печорин «бешено наслаждался всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги», и. они «опротивели» ему. Потом пустился в большой свет, и скоро общество ему также надоело, а любовь светских красавиц только раздражала его воображение и самолюбие, но сердце оставалось пусто. От скуки Печорин стал читать, учиться, но «науки также надоели»; он понял, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что «самые счастливые люди — невежды, а слава — удача, и, чтоб добиться ее, надо только быть ловким». Ему снова стало скучно, и он отправился на Кавказ. Это было самое счастливое время его жизни. Печорин искренне надеялся, что «скука не живет под чеченскими пулями», но опять напрасно — через месяц он привык к их жужжанию. Наконец, увидев и полюбив Бэлу, думал, что это ангел, посланный ему «сострадательной судьбой», но снова ошибся, — «любовь дикарки оказалась ничуть не лучше любви знатной барыни», и невежество и простосердечие горянки ему вскоре надоели.

Характер Печорина очень противоречив. Как говорит сам герой: «Целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». Противоречивость проявляется не только в мыслях и поступках героя. Лермонтов, рисуя портрет Печорина, настойчиво подчеркивал странности во внешнем облике: ему уже около тридцати лет, а «в его улыбке что-то детское», глаза его «не смеялись, когда он смеялся. Это признак или злого нрава, или глубокой, постоянной грусти. «, а «взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе столь равнодушно-спокойное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно-спокоен». Походка Печорина «была небрежна и ленива, но. он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера». С одной стороны, у Печорина «крепкое сложение», а с другой — «нервическая слабость».

Печорин — разочарованный человек, живущий из любопытства, скептически относящийся к жизни и людям, но в то же время его душа находится в постоянном поиске. «У меня несчастный характер, — говорит он, — воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастья других, то и сам не менее несчастлив». Это молодой человек 30-х годов, времени разгула реакции, когда декабристское восстание было уже подавлено. Если Онегин мог уйти к декабристам (что и думал показать Пушкин в десятой главе своего романа), Печорин же был лишен такой возможности, а революционные демократы как общественная сила еще не заявили о себе. Потому Белинский и подчеркивал, что «Онегин скучает, а Печорин глубоко страдает. бьется насмерть с жизнию и насильно хочет у нее вырвать свою долю. «

Печорин отрицает любовь и счастье в семейной жизни, а в его отношениях с женщинами движет тщеславие, честолюбие. «Возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?» — говорит герой. Однако его отношение к Вере свидетельствует о способности к глубокому чувству. Печорин признается: «При возможности потерять ее навеки, Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!»

С горьким чувством Печорин расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души. Он понимает, что ему «было назначение высокое», чувствует «в душе . силы необъятные», однако растрачивает свою жизнь на мелкие поступки, недостойные его. Причину своей трагедии Печорин видит в том, что его «душа испорчена светом». «Я достоин сожаления. во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как и к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня. «, — говорит Печорин Максиму Максимычу. Это означает, что он так и не смог вырваться из общества, окружающего его.

Все эти несоответствия и противоречия во внешнем облике и поведении отражают личную трагедию героя, не дают ему жить полной жизнью, но они отражают также трагедию целого поколения того времени. Лермонтов в предисловии к своему роману писал, что Печорин — «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии», и трагедия его в том, что такие люди «не способны к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного. счастья». Дневник Печорина, в котором представлена целая галерея образов молодых людей 30-х годов XIX века, не раз подтверждает мысль Лермонтова, отраженную в «Думе». Это поколение «к добру и злу постыдно» равнодушных, томящихся под бременем «познанья и сомненья», любящих и ненавидящих случайно, словно обречено «в бездействии состариться», «ничем не жертвуя ни злобе, ни любви. » Но в лице Печорина перед нами предстает не только своеобразный человек, типичный для своей эпохи. Это личность, сформированная данным веком, и ни в какой другой эпохе подобный человек появиться не мог бы. В нем сконцентрированы все черты, все достоинства и недостатки его времени.

www.ukrlib.com.ua

Лирика Лермонтова

Эпоха романтизма привнесла в мировую и русскую литературу множество новых способов раскрытия персонажа. Сентименталисты открыли «человека в человеке», показали внутренний мир эмоций и переживаний. Романтики, взяв за основу достижения предшественников, сумели открыть в человеке личность, тонко чувствующую не только любовь, но и всю несправедливость этого мира. Качественно новым было противопоставление общественного и частного, чего не было в сентиментализме. Безусловно, каждый писатель наделял своего лирического героя уникальными чертами. Например, герои Жуковского не противостоят реальности, а принимают её; Батюшков в своём творчестве создал условную модель идеального мира, в котором поэты всех времён выступают неком неделимым соединением. У Рылеева герои сталкиваются со всепоглощающим одиночеством. Лермонтов же, в чьих произведениях воплотились идеалы как первой, так и второй волны романтизма, создал «хрестоматийный» образ героя романтизма. Несмотря на то, что писатель работал во многих жанрах (роман, поэма, пьеса), наиболее полно идеалы романтизма воплощены в лирике Лермонтова. Стоит отметить, что от других поэтов того времени его отличал внутренний пафос произведений, скептическое отношение к жизни и отсутствие веры в возможность изменить мир.

Раннее творчество

Лирика в творчестве Лермонтова занимала особое место – Михаил Юрьевич начинает свой творческий путь именно со стихотворений. 1828 год принято считать отправной точкой писательского пути. С 1828 по 1836 год Лермонтов написал около 300 стихотворений. На этом этапе отчётливо видны попытки исследовать литературу в целом: художественные средства, приёмы и методы. Молодой поэт использовал чужое творчество как материал. Например, написанная в юнкерские годы «Ода к нужнику» перекликается с сатирическими одами XVIII века, когда классицизм исчерпал себя как творческий метод. В оде Лермонтова обыгрывается не только форма, но и стиль написания:

«Клерон уж совершил дозор обычный свой,
Давно у фортепьян не распевает ФеĬля…
Последняя свеча на койке Беливеля
Угасла…»
«Ода к нужнику», 1828

Используются устаревшие, книжные словоформы (например, «фортепьян»), а общий пафос снижается благодаря просторечным элементам (словосочетание «койка Беливеля»). В 1830-х годах Лермонтов пишет несколько баллад. Так, в балладе «Над морем красавица-дева сидит» угадываются мотивы из баллад Жуковского. Но Лермонтов обыгрывает культ служения прекрасной даме, наполняя новыми смыслами. Здесь юноша, с присущим ему оптимизмом, энергией и боевым духом, совершает ради возлюбленной различные подвиги, идёт на верную гибель, а возлюбленная лишь играет с ним, забавляется, глядя, как старается герой.

Стихотворение «К друзьям», написанное в 1829 году, тематически перекликается с пушкинским «Пирующие студенты» (1814). Гедонизм и лёгкость сочетаются с поэтическим и реальным отношением к жизни. В элегиях 1829-1830-х годов заметны мотивы, характерные для творчества Батюшкова. Например, мотив бури, непогоды, кораблекрушения («Дробись, дробись, волна ночная» – Лермонтова и «Источник» у Батюшкова); мотивы памяти, скоротечности жизни.

На ученическом этапе уже начинают появляться темы и мотивы, которые будут в дальнейшем переосмыслены или дополнены более зрелым поэтом. Так, в эпитафии «Простосердечный сын свободы» можно увидеть несколько смысловых узлов:

«Он верил темным предсказаньям,
И талисманам, и любви,
И неестественным желаньям
Он отдал в жертву дни свои. –

И в нем душа запас хранила
Блаженства, муки и страстей.
Он умер. Здесь его могила.
Он не был создан для людей».

Во-первых, говорится о лирическом герое, который потратил свою жизнь вовсе не на то, что должен был. Именно отсюда эта тема трансформируется в тему «потерянного поколения» – поколения тех, кто растратил свою молодость и силы на увеселение своей души, интриги и мнимые чувства. Во-вторых, подчёркивается, что лирический герой изначально принадлежал к некому иному миру, реалиям высшего порядка. Мотивы отчуждённости и непонятости были одними из ключевых во всём творчестве поэта.

Лермонтов и Байрон

Известно, что романтические тенденции появились в русской литературе в основном из-за творчества Байрона. В 1830 году появляется стихотворение «подражание Байрону» – именно подражание. Лермонтов выступает в качестве ученика, Байрон – в качестве учителя. Мотивы узничества, обречённости, одинокого существования, прошедшие красной нитью через всё творчество шотландского писателя, звучат и в стихотворении Лермонтова. Любовь показана как наивысшая ценность:

«Кто жил одной любовью, погубил
Все в жизни для нее, а все любил…
Что время не могло унесть любовь!»
«Подражание Байрону», 1830.

М. Лермонтов неоднократно переводил стихотворения самого Байрона (например, «Farewell»). Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой» является своеобразным признанием в форме монолога.

«Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник».

Лермонтов чувствует родство его души и души Байрона, они оба высоко ценят свободу, оба обречены на одиночество, но именно «русская душа» отличает Лермонтова от шотландского поэта. Однако судьба его не менее трагична: «Я раньше начал, кончу ране,/ Мой ум не много совершит». Лирический герой сам себе предрекает недолгую жизнь. Его душа, словно «угрюмый океан», полна мыслей и страданий, и никто не может облегчить их. Герой остаётся непонятым. Только лишь Бог и сам лирический герой могут выразить, насколько сильны и глубоки чувства. В последствие эти мотивы станут одними из главных в цикле Лермонтова о поэте и поэзии.

Кавказские мотивы

При анализе лирики Лермонтова сложно не заметить особое отношение автора к Кавказу. Природа и ментальность Кавказского края, однажды очаровав поэта, были в его мыслях и мечтаниях. И в стихотворениях 1830-х годов, и в произведениях 1840-х автор говорит о Кавказе с нежной грустью.

«Светает – вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина;
Молчит табун, река журчит одна.
Вот на скале новорожденный луч
Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч…»
«Утро на Кавказе», 1829.

Посмотрите, как тонко прописано каждое движение, как атмосферно показана природа. Будто читатель переносится туда, где тишина, слышит только журчание рек, и вот, через мгновение, появляется луч солнца, спешащий поскорее развеять тучи.

«Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я снова посвящаю стих небрежный…
И мысль моя, свободна и легка,
Бродила по утесам, где, блистая
Лучом зари, сбирались облака,
Туманные вершины омрачая,
Косматые, как перья шишака».

А это стихотворение датируется 1837 годом. Природа Кавказа остаётся такой же, меняется только лирический герой – теперь он стал мудрее. Ему свободно и легко лишь на горных хребтах. Можно сказать, что именно здесь лирический герой наиболее близок к умиротворению и покою, чего априори никогда не сможет достичь. Благодаря этому осознанию, одиночество и ненужность лирического героя становится ещё драматичнее.

Уже в ранней лирике заметно, что Лермонтов – вовсе не писатель одной темы. В его произведениях переплетаются и соединятся философская, гражданская и любовная лирика. Примечательно, что любовь никогда не изображалась поэтом как светлое взаимное чувство. Лирический герой стихотворений Лермонтова, отчаявшись найти смысл жизни в других сферах, ищет его в любви. Но и здесь его ожидает фиаско:

«Поцелуями прежде считал
Я счастливую жизнь свою
Но теперь я от счастья устал,
Но теперь никого не люблю».
«Поцелуями прежде считал»,1832.

Здесь важна не только любовная тема, но и философская составляющая. Лермонтов неоднократно повторяет: лирический герой его стихотворений (а в романтизме дистанция между лирическим героем и автором минимальна) устал от пустой жизни. Ничто не способно противостоять абсолютному одиночеству, которое терзает душу героя, нет практически ни одной возможности наполнить жизнь смыслом, не стать «мусором истории» (Б. Пастернак).

«Что толку жить!… Без приключений
И с приключеньями – тоска».
«Что толку жить…», 1832

Есть только один способ – творить. Но и на этой стезе лирический герой не найдёт счастья. Поэт, с точки зрения Лермонтова, навсегда останется непонятым. Поэт либо растратит свой талант в угоду толпе, либо откажется от дара, который на самом деле никому не нужен. Поэт всегда противопоставлен обществу, и конфликт этот не разрешим.

«Безумец я ! вы правы, правы!
Смешно бессмертье на земли.
Как смел желать я громкой славы,
Когда вы счастливы в пыли!

Нет… мне ли властвовать умами,
Всю жизнь на то употребя? –
Пускай возвышусь я над вами,
Но удалюсь ли от себя?
«Безумец я! Вы правы, правы…», 1833.

В стихотворении «Поэт (отделкой золотой блистает мой кинжал)» отчётливо видны эти мотивы: общества, которому нужно веселье, растраченного таланта и пророческой миссии поэта:

«В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, котрой свет
Внимал в немом благоговенье?

Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блестки и обманы;

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!», 1838.

Будущее и прошлое

Тема будущего появляется в нескольких произведениях. Лирический герой будто находится на краю пропасти: брошенный и забытый. Он вновь пытается найти родственную душу, но поиски тщетны. Неизвестность и страх перед будущим вырастают до космических, всебытийных масштабов, заставляя более глобально задуматься о том, что нас ждёт.

«Моё грядущее в тумане…
К чему творец меня готовил,
Зачем так грозно прекословил
Надеждам юности моей?»
«Моё грядущее в тумане» 1836 или 1837.
«Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И как преступник перед казнью
Ищу кругом души родной;

Душа усталая моя;
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия».
«Гляжу на будущность с боязнью», 1837.

Тема смерти также волновала поэта. Можно предположить, что смерть с точки зрения Лермонтова должна мыслиться как освобождение от оков бренной жизни, но это не совсем так. Лирический герой прекрасно знает, что именно ждёт его дальше, но радуется не самому факту смерти, а, скорее, факту отсутствия жизни:

«Пора туда, где будущего нет,
Ни прошлого, ни вечности, ни лет;
Где нет ни ожиданий, ни страстей,
Ни горьких слез, ни славы, ни честей.

Пускай меня обхватит целый ад,
Пусть буду мучиться, я рад, я рад,
Хотя бы вдвое против прошлых дней,
Но только дальше, дальше от людей».
Смерть (“Оборвана цепь жизни молодой”), 1830-1831.

На втором этапе творчества писателя усиливается мотив тоски по родственному духовному общению; отрицание жизни выходит на новый уровень. Толпа, которая в ранней лирике просто не могла понять лирического героя, теперь изображается всё более бездушной и лицемерной. Одним из центральных стихотворений является «Дума», где современное Лермонтову общество показано как духовно опустошённое, постоянно требующее новых и новых лёгких развлечений. Заметно стирание характерных романтических черт. Лирический герой, ощущая конфликт между полнотой жизни и собственным внутренним миром, стремится найти высшую свободу без какого-либо протеста.

Попытки лирического героя найти покой или более комфортное душевное состояние оборачиваются крахом, а трагедия вечной неуспокоенности достигает апогея. Покой у Лермонтова связан с достижением цели, отказом от быта и приобщением к народной жизни. Например, в стихотворении «Родина» (1841) показаны идиллические пейзажи и картины народной жизни, в которых душа лирического героя приближается к спокойствию.
Подводя итоги, лирику Лермонтова кратко можно охарактеризовать следующим образом. Первые поэтические опыты и поэмы были написаны под влиянием романтической традиции и стихотворений Пушкина. В дальнейшем образ лирического героя, круг тем и мотивов конкретизируются, чувство одиночества и обречённости становится острее. Отрицание постепенно сменяется утверждением. В сферу внимания лирического героя включается быт, у него появляются новые ценности, связанные с демократической народной точкой зрения.

obrazovaka.ru

РАЗМЫШЛЕНИЕ НАД СТИХОТВОРЕНИЕМ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЛЯЖУ НА БЕЗДУШНОСТЬ С БОЯЗНЬЮ…»

СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ НАД СТИХОТВОРЕНИЕМ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЛЯЖУ НА БЕЗДУШНОСТЬ С БОЯЗНЬЮ…»

Никогда особенно не любила стихов. Может, из-за недостаточного количества того, что читала, а может, из-за не лучшего поэтического качества. Стихи для меня всегда ассоциировались с чем-то скучным, неинтересным, да меня и не очень-то стремились к ним приобщить. Сколько я себя помню, в меня никогда не пытались вложить любовь к поэзии, и потому, в сущности, я только недавно смогла узнать Пушкина, Лермонтова. Узнать не в полном смысле слова, потому что я все-таки еще не до конца понимаю их. Пушкин и Лермонтов! Две такие величины! Даже не знаю, кто из них мне нравится больше. Хотя нет, Лермонтов все-таки ближе. Он, точнее, его стихи притягивают меня, и это притяжение — что- то еще непонятное мне.

Стихи Лермонтова стали для меня чем-то вроде откровения. В некоторых из них я нашла себя, смогла понять свои чувства, но хватит… Не каждый человек будет так сразу раскрывать себя. Так и я. Настроения человека мимолетны. Как знать, может, то, что я чувствую, непрочно, как дым, и, как дым, может быстро и легко рассеяться.

Но перейду непосредственно к стихотворению, привлекшему мое внимание,— «Гляжу на будущность с боязнью…».

Мы знаем, что Лермонтов торопился жить, был постоянно неудовлетворен собой, хотел «во всем дойти до совершенства». Зная это, мы можем понять первые две строки:

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской…

Боязнь чего-то не успеть в жизни, стремление сделать все то, что уготовано ему судьбой, выражены в этих строчках. Необычайная требовательность к себе помогала Лермонтову видеть в прошлом все недостатки своего творчества, в будущем — то великое, что еще только будет создано поэтом.

Лермонтов ищет в окружающих родственную себе-душу.

И, как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной…

Одиночество — вот что гнетет поэта.

И в то же время он подтверждает, что нет на свете человека, способного понять его до конца.

Я в мире не оставлю брата…

Вряд ли Лермонтов имеет в виду кровные узы. Нет, он имеет в виду духовное родство. Брата по духу — вот кого Лермонтов, как это ни печально, не может найти в этом мире.

Но главная тема стихотворения все-таки не одиночество, а великое предназначение Лермонтова в этом мире, то, ради чего он появился на свет. Он знает о своей миссии, знает о судьбе, уготованной ему Богом, и готов к этому. Он любил — любовь ушла. Он надеялся — надежды растаяли, как утренний туман. Добро и зло, когда-то совершенные им, оставили свой след в истории.

Пришла пора для новой жизни.

Земле я отдал дань земную

Любви, надежд, добра и зла;

Начать готов я жизнь другую,

Молчу и жду: пора пришла…

И снова Лермонтов обращается внутрь себя, к своей душе:

И тьмой и холодом объята

Душа усталая моя;

Как ранний плод, лишенный сока,

Она увяла в бурях рока

Под знойным солнцем бытия.

Здесь выражается душевное состояние поэта на момент написания стихотворения — он в сомнении.

Тьма. Холод. Ночь ослепляет человека, холод погружает его в вечный сон. Душа «увяла в бурях рока…». Поэт всегда выступал за действие. Бездействие томило его, но, видимо, сомнения были свойственны и ему.

В этом стихотворении — осознание Лермонтовым себя как человека, способного видеть добро и зло в сердцах людей, плохие и хорошие стороны их душ, способного нести в мир истины, идущие от Бога. Но на это способен только пророк! А разве им не был Лермонтов?!

sochinenie-rus.ru

Тема одинокого человека в творчестве М. Ю. Лермонтова

Лирика Лермонтова никогда не перестанет захватывать и волновать читателей. В последнее время, мы все чаще обращаемся к забытому нами духовному наследству, открывая в нем новые грани, которые заставляют нас иначе посмотреть на мир, на те или иные явления жизни. Тема одинокого человека побуждает думать о сути личности гения, его творчества, которое объединяет нас с этим человеком. Ранняя смерть матери, разлука с отцом, которого ему запрещали видеть, — такие первые горькие впечатления детства поэта. Необходимо было иметь большой запас душевных сил, иметь богатство внутренней жизни, чтобы не покориться обстоятельствам и выйти победителем из противоборства с ними. Лермонтов хочет рассказать людям о своей боли, но все, о чем он знает, не удовлетворяет его. Чем старше он становится, тем более сложным видится ему мир. Все то, что происходит с ним, он связывает с судьбой целого поколения. Почти у каждого поэта есть стихи, которые становятся его творческим кредо. Для понимания сущности поэтического таланта Лермонтова огромное значение имеет знаменитая «Дума». Он ощущает необходимость вынести свои тайные переживания на пространство широких обобщений. Лирический герой «Думы» одинокий, но его волнует и судьба поколения. Известно, что много стихотворений поэта имели немало черновых «заметок». Поэт будто несколько раз подступает к теме, рассматривая ее с разных сторон, прежде чем охватить ее во всем объеме.

В стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью. » он будто прозревает. Теперь поэт пересматривает свои убеждения. Попробуем проанализировать. Первые строки — это еще рассказ о личном. «Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью, Ищу кругом души родной. ». Теперь смотрите, как разворачивается строка «Гляжу на будущность с боязнью» в трагическую думу всего поколения: «Печально я гляжу на наше поколенье: Его грядущее — иль пусто, иль темно. » Читаем дальше: «Земле я отдал дань земную. Любви, надежд, добра и зла. ». И сразу возникают в памяти «алмазной прочности» строки: «И добрые и злые постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьби. ». Какой горечью наполнены эти строки! Ведь не о физическом малодушии говорит Лермонтов. Не сочувствие, а пренебрежение вызывают эти духовные рабы. Читаем дальше: «Я в мире не оставлю брата, И тьмой и холодом объята Душа усталая моя». Глухой стон печали и негодования вырывается из груди Лермонтова: «Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа. ».

Поэт — один из этой гурьбы, но он не хочет слиться с ней. Трагический голос поколения звучит в унисон с одиноким голосом поэта. Таким образом, тема одиночества обусловлена не личной судьбой Лермонтова. Она показывает русскую общественную мысль периода реакции. Вот потому в лирике Лермонтова и занял значительное место одинокий бунтарь, протестант, который враждует с «небом и землей», борется за свободу человеческой личности, которая предчувствует собственную преждевременную гибель. Чувством одиночества наполнены стихи о природе: «На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. Одна и грустна на утесе горячем Прекрасная пальма растет». В лирическом, глубоко взволнованном монологе «Выхожу один я на дорогу. », написанном Лермонтовым незадолго до смерти, поэт ставит больные вопросы и отвечает на них:

  • Что же мнет так больно и так трудно?
  • Жду ль чего? Жалею ли о чем?
  • Уж не жду от жизни ничего я,
  • И не жаль мне прошлого ничуть;
  • Я ищу свободы и покоя!
  • Я б хотел забыться и заснуть!

Трагический голос поколения звучит и в стихе «И скучно и грустно. ». Перед нами возникает человек из «гурьбы пасмурной», который живет в года трудного тяжелого времени. Страшная духовная разобщенность с другими людьми — прямое следствие тех условий, в которые он попал из вины времени. Поэт полный печальной безысходности, по нему мы можем судить, насколько далеко зашла болезнь общества. Представление о жизни как «о равном пути без цели» порождает ощущение бесполезности желаний — «что пользы напрасно и вечно желать. » И поэт логически приходит к горькому выводу: «Но время — не стоит труда, а вечно любить невозможно».

Стихотворение «И скучно и грустно. », названное В. Белинским «похоронной песней всей жизни», можно поставить рядом с романом «Герой нашего времени». Печорин томится от скуки жизни, пренебрегает ею и самим собой и в то же время спешит за жизнью, жадно ловит впечатления от нее. В стихотворении «И скучно и грустно. », и в романе «Герой нашего времени» поэт, говоря о дружбе, о высших духовных стремлениях, о смысле жизни, о страстях, старается исследовать причины неудовлетворенности своим назначением в жизни.

Особенностью лермонтовского гения есть напряженность и сосредоточенность мысли на себе, на своем «я», страстная сила личного чувства. Мы не найдем в Лермонтове той прямой открытости всему задушевному, что так зачаровывает в поэзии Пушкина. Тема горькой одинокости, недовольство собой, безысходность, разочарование выразительно звучит в лирике Лермонтова, непревзойденной по красоте выполнения.

soshinenie.ru