Гляжу вперед я без боязни

«Стансы» А. Пушкин

«Стансы» Александр Пушкин

Анализ стихотворения Пушкина «Стансы»

pishi-stihi.ru

В надежде славы и добра

В надежде славы и добра
Из стихотворения «Стансы» (1828) А. С. Пушкина (1799—1837):
В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни.

Шутливо-иронически: о своих наилучших, может быть, несколько наивных ожиданиях и намерениях.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Смотреть что такое «В надежде славы и добра» в других словарях:

Список произведений Пушкина — по алфавиту. В скобках <> даны те названия, что даны не Александром Сергеевичем. См. по годам Стихотворения Пушкина 1813 1825, Стихотворения Пушкина 1826 1836. Содержание 1 А, Б 2 В 3 Г 4 Д … Википедия

Пушкин Александр Сергеевич — (1799 1837) Российский поэт, писатель. Афоризмы, цитаты Пушкин Александр Сергеевич. Биография • Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный невозможно. • Злословие даже без доказательств оставляет поти вечные следы. • Критики… … Сводная энциклопедия афоризмов

стансы — (франц. stance строфа), в поэзии XVIII XIX вв. небольшое элегическое стихотворение (чаще медитативного содержания, реже любовного) с несложным строфическим строением (обычно 4 стишия 4 стопного ямба), например «В надежде славы и добра. »… … Энциклопедический словарь

Вентцель, Николай Николаевич — Николай Николаевич Вентцель (30.12.1855 (12.01.1856), Санкт Петербург 06.02.1920,Петрозаводск) поэт, прозаик, драматург, переводчик. Псевдонимы: Бенедикт, Н. Юрьин, Фуриозо, Жак Меланхолик и др. Брат известного педагога и философа Вентцеля… … Википедия

Пушкин Александр Сергеевич — [26.5(6.6).1799, Москва, 29.1(10.2).1837, Петербург], русский писатель, основатель новой русской литературы. Родился в семье небогатого дворянина, потомка старинного боярского рода. Правнук (по материнской линии) абиссинца А. П. Ганнибала,… … Большая советская энциклопедия

Пушкин — I Пушкин Александр Сергеевич [26.5(6.6).1799, Москва, 29.1(10.2).1837, Петербург], русский писатель, основатель новой русской литературы. Родился в семье небогатого дворянина, потомка старинного боярского рода. Правнук (по материнской… … Большая советская энциклопедия

«Моё грядущее в тумане» — «МОЁ ГРЯДУЩЕЕ В ТУМАНЕ», элегич. медитация Л. (1836 37?), одно из первых обращений к теме бесперспективности будущего, развитой в стих. «Гляжу на будущность с боязнью. » и «Дума». В отличие от последних эта тема раскрывается здесь в сугубо… … Лермонтовская энциклопедия

СТАНСЫ — (франц. stance строфа) в поэзии 18 19 вв. небольшое элегическое стихотворение (чаще медитативного содержания, реже любовного) с несложным строфическим строением (обычно 4 стишия 4 стопного ямба), напр. В надежде славы и добра. А. С. Пушкина … Большой Энциклопедический словарь

Стансы — (франц. stance, от итал. stanza, буквально помещение, комната, остановка) 1) в литературе эпохи Возрождения (особенно итальянской) то же, что и строфы (См. Строфа). 2) В 18 19 вв. термином «С.» в европейской поэзии (Байрон) обозначали… … Большая советская энциклопедия

тряхнуть стариной — пуститься в зрелые годы на затеи молодости Ср. Лицо Прокопа под конец беседы (с выпивкой) дышало таким доверием, что он решился даже тряхнуть стариной и. совсем неожиданно продекламировал: В надежде славы и добра Иду вперед я без боязни!… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

dic.academic.ru

Группа «Поэт и царь»

Содержание

Название проекта

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.

Тема исследования группы

Проблемный вопрос (вопрос для исследования)

Должен ли поэт иметь полную свободу творчества?

Цели исследования

Анализ стихотворений «В надежде славы и добра», «Друзьям»(1828 г.)

«Пушкин не мог быть ничьим слугою». П. А. Вяземский Образ Петра Первого довольно часто встречается в творчестве А. С. Пушкина. Проблема оценки этого незаурядного монарха становится в начале XIX века необычайно важной. Одно из первых стихотворений, посвященных петровской теме в лирике А. С. Пушкина, — это стихотворение 1826 года “Стансы”. 1826 год — начало правления Николая Первого. Николай Первый еще не был известен, никто с точностью не мог сказать, что их ждет, как он будет править. Пушкинское же стихотворение является своеобразным наказом Николаю Первому. Петр Первый при этом воспринимается А. С. Пушкиным как почти идеальный монарх; соответственно, он ставится Николаю в пример. Форсированный культ Петра Первого, а также параллель Петр Первый — Николай Первый особенно подчеркивают скрытый упрек Александру Первому. (Петр, как пишет Пушкин, “. не презирал страны родной: //Он знал ее предназначенье. ”). И как противопоставление следует строфа, начинающаяся словами “то академик, то герой, //То мореплаватель, то плотник. ”, где изображается весь спектр занятости, деловитости Петра. Практически все стихотворение есть сплошное восхваление Петра. В некоторых отдельных строках слышится недовольство Александром. Таким образом, в стихотворении появляются два полюса: положительный (Петр) и отрицательный (Александр). Николай в данном случае оказывается наиболее приближен к Петру. Пушкин хочет видеть Николая таким же идеальным монархом, каким был Петр. Последняя строфа заключает в себе прямое наставление Николаю: “Семейным сходством будь же горд; // Во всем будь пращуру подобен: //Как он, неутомим и тверд,//И памятью, как он, незлобен”. Видя сходство в началах царствований Петра и Николая, Пушкин пишет: “. Гляжу вперед я без боязни: //Начало славных дней Петра //Мрачили мятежи да казни. ” Можно сказать, что Пушкин прощает Николаю историю с декабристами. Аналогия с началом петровского правления, видимо, оправдывает Николая и дает надежду на “славу и добро”. «Стансы» («В надежде славы и добра») опубликованы в январе 1828 года. Но осуждать их стали ещё до появления в печати. Поэт Н. М. Языков 20 ноября 1827 г. благодарил брата: «Письмо твое, с приложением.… пьес Пушкина, я получил с большим удовольствием, потому что мне давно хотелось знать, что именно написал наш Байрон к Государю. между нами будет сказано, что стансы его, написанный автором в присутствие Государя, в кабинете Его Величества» и приводит несколько перевранный текст стихотворения. «В обществе ходил весьма характерный слух, что Пушкин написал эти стихи «на заданную тему — в четверть часа».

Друживший с Пушкиным поэт П.А. Катенин в 1828 г. написал балладу «Старая быль», содержавшую откровенный намек на царедворческую лесть Пушкина «Стансы» могли удивлять современников. Стихи вроде бы противоречили репутации поэта как поборника и певца СВОБОДЫ. В пушкинских текстах слово: «СВОБОДА» встречается более 150 раз.

Еще в лицейски годы (1815) появилось послание: «К Лицинию» с завуалированным подзаголовком («С латинского»): «. Я сердцем римлянин, кипит в душе свобода. ». Заключительный стих звучал подобно лозунгу: «Свободой Рим возрос — а рабством погублен». Это стихотворение Пушкин публиковал ещё два раза: в 1826 и в 1829 году. А многие из тех, кто не читал даже оду «Вольность», ходившую в списках (обнаружено таковых 60 экземпляров), знали, что Пушкин сослан за вольнодумство. И вот этот вольнодумец, вдруг адресует стансы новому Императору, — царю, вступлению на престол коего ознаменовали пять виселиц и «. каторга 120 друзей, братьев, товарищей. ».

«Стансы» («В надежде славы и добра») написаны 22 декабря 1826 года. До этого, 13 декабря, поэт кончил послание на каторгу И.И.Пущину («Мой первый друг, мой друг бесценный»), а в конце декабря или в первые дни января 1827 г. создал:

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Мысли о «друзьях, братьях, товарищах» не покидали Пушкина. В эти же дни он настойчиво напоминает П.А.Плетневу о необходимости оплатить литературный долг вдове казненного Рылеева и матери сосланного Бестужева. Только в 1881 году В. Стоюнин обратил внимание на то, что «Стансы» («В надежде славы и добра») написаны царю с целью заступничества за декабристов. Подтверждением этому служит черновой набросок на клочке бумаги, найденной после смерти Пушкина. Вот его начало:

Во всем будь пращуру подобен

Как он решителен и тверд, И памятью, как он, незлобен.

Первые же стихи «Стансов» содержат ту главную мысль, ради которой они созданы, и которые потом Пушкин перенес в заключительную и ударную строфу. Некоторые из современников и даже из ближайших приятелей Пушкина (Катенин, Языков) увидели в этом стихотворении апологетику самодержавия и лесть царю. В обществе распространялась клеветническая эпиграмма, в которой поэт именовался «придворным лизоблюдом». Стараясь бросить на Пушкина тень, его обвиняли в предательстве и, больше того, в шпионстве. В ответ на это з ноябре 1827—феврале 1828 года Пушкин написал стихотворение «Друзьям», в котором оправдывал свою хвалу царю. Здесь напоминается, что Николай I Россию «вдруг… оживил» «войной, надеждами, трудами». Поэт имел в виду крупные военные и дипломатические успехи нового правительства (обеспечение свободы плавания на Черном море, приобретение Эриванского и Нахичеванского ханств, защита Греции от Турции), отставку Аракчеева, удаление изуверов Рунича и Магницкого, неистовых душителей просвещения, учреждение секретного комитета для лучшего устройства всех частей управления и другие мероприятия Николая, вселявшие надежду на лучшее. Пушкин, слагая «хвалу свободную», противопоставляет себя лукавому льстецу, призывающему царя презирать народ, чуждаться милостей, видеть в просвещенье зло, и благодарно отмечает, что царь «почтил» в нем «вдохновенье» и «втайне милости творит» тем, «кого карает явно». Так поэт напоминал Николаю, каким он не был, но должен быть. И потому стихотворение не разрешили к печати. Прошел очень небольшой срок после завершения стихотворения «В надежде славы и добра», и Пушкин убедился в обманчивости своих надежд на приход в лице Николая просвещенного монарха.

wiki.iteach.ru

Анализ стихотворения Пушкина Стансы

А. С. Пушкин. Стансы

Почему «дни Петра» поэт называет «славны­ми»? В чем автор «Стансов» видит заслуги само­держца?

Какие личные качества Петра I отмечает поэт в стихотворении?

В «Стансах» поэт проводит историческую па­раллель между царствованием Петра Великого и началом правления Николая I. В чем вы видите смысл этого сопоставления? К чему призывает поэт нового царя?

Историческая параллель между царст­вованием Петра I и Николая I, только что вступившего на трон, дана отчетливо. Уже в первой строфе упоминаются «мяте­жи и казни», которые сопутствовали на­чалу каждого из этих царствований. В по­следней же строфе автор просит взошед­шего на престол царя не помнить зла («быть незлобным памятью») и главное быть подобным «во всем пращуру».

Какие строки стихотворения особенно выра­зительны в звуковом отношении?

На этой странице искали :
  • почему дни петра поэт называет славными
  • анализ стихотворения пушкина стансы
  • анализ стихотворения стансы пушкин
  • анализ стансы пушкин
  • почему дни Петра поэт называет славными?
  • Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина «Стансы»

    1. Почему «дни Петра» поэт называет «славны­ми»? В чем автор «Стансов» видит заслуги само­держца?

    «Дни Петра», по мнению поэта, принес­ли России славу. И причины этой славы вполне конкретны: «правдой… привлек сердца», «нравы укротил наукой», «сеял просвещенье», «знал предназначенье» своей страны, хотя начало правления бы­ло мрачным.

    Какие личные качества Петра I отмечает поэт в стихотворении?

    В стихотворении перечисляются качест­ва, свойственные царскому роду: неутоли­мость, твердость, незлобивость (незлопа­мятность). «Всеобъемлющая душа» царя Петра вмещает все эти достоинства, кото­рые и создали его величие. «Вечный работ­ник» на троне, Петр I был «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник».

    В «Стансах» поэт проводит историческую па­раллель между царствованием Петра Великого и началом правления Николая I. В чем вы видите смысл этого сопоставления? К чему призывает поэт нового царя?

    Какие строки стихотворения особенно выра­зительны в звуковом отношении?

    Любимый размер Пушкина ямб (в дан­ном случае — четырехстопный) звучит в стихотворении почти как военный марш — строки коротки, а перекрестная рифма то­же организует музыку строф. Первая строфа так стремительно открывает сти­хотворение, что все остальные звучат от­кликом на эти четыре строки.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

    На этой странице материал по темам:

    • статья на стих стансы
    • анализ стихотворения стансы пушкина
    • с какой парафразой из басни крылова начинается Стансы Пушкина?
    • анализ стихотворения пушкина стансы
    • стансы ответы на вопросы

    Кто может помогите где мне найти анализ стихотворения Пушкина «Стансы». Очень надо

    Но правдой он привлек сердца,
    Но нравы укротил наукой,
    И был от буйного стрельца
    Пред ним отличен Долгорукой.

    Семейным сходством будь же горд;
    Во всем будь пращуру подобен:
    Как он, неутомим и тверд,
    И памятью, как он, незлобен.

    Танюшка Профи (795) 7 лет назад

    Лада Донцова Ученик (227) 7 лет назад

    Одно из первых стихотворений, посвященных петровской теме в лирике А. С. Пушкина, — это стихотворение 1826 года «Стансы». 1826 год — начало правления Николая Пер­вого. Николай Первый еще не. был известен, никто с точнос­тью не мог сказать, что их ждет, как он будет править. Это пока была terra incognita. Пушкинское же стихотворение яв­ляется своеобразным наказом Николаю Первому. Петр Пер­вый при этом воспринимается А. С. Пушкиным как почти идеальный монарх; соответственно, он ставится Николаю в пример. Форсированный культ Петра Первого, а также па­раллель Петр Первый — Николай Первый особенно подчер­кивают скрытый упрек Александру Первому. (Петр, как пишет Пушкин, «. не презирал страны родной: //Он знал ее предназначенье. »). И как противопоставление следует строфа, начинающаяся словами «то академик, то герой, //То морепла­ватель, то плотник. ». где изображается весь спектр занятос­ти, деловитости Петра. Практически все стихотворение есть сплошное восхвале­ние Петра. В некоторых отдельных строках слышится недо­вольство Александром. Таким образом, в стихотворении по­являются два полюса: положительный (Петр) и отрицатель­ный (Александр). Николай в данном случае оказывается наи­более приближен к Петру. Пушкин хочет видеть Николая таким же идеальным монархом, каким был Петр. Последняя строфа заключает в себе прямое наставление Николаю: «Семейным сходством будь же горд; // Во всем будь пращуру подобен: //Как он, неутомим и тверд, //И памятью, как он, незлобен». Видя сходство в началах царствований Петра и Николая, Пушкин пишет: «. Гляжу вперед я без боязни: //Начало славных дней Петра //Мрачили мятежи да казни. » Можно сказать, что Пушкин прощает Николаю ис­торию с декабристами. Аналогия с началом петровского правления, видимо, оправдывает Николая и дает надежду на «славу и добро» .

    «Стансы» А.Пушкин

    В надежде славы и добра
    Гляжу вперед я без боязни:
    Начало славных дней Петра
    Мрачили мятежи и казни.

    Но правдой он привлек сердца,
    Но нравы укротил наукой,
    И был от буйного стрельца

    Пред ним отличен Долгорукой.

    Самодержавною рукой
    Он смело сеял просвещенье,
    Не презирал страны родной:
    Он знал ее предназначенье.

    То академик, то герой,
    То мореплаватель, то плотник,
    Он всеобъемлющей душой
    На троне вечный был работник.

    Семейным сходством будь же горд;
    Во всем будь пращуру подобен:
    Как он неутомим и тверд,
    И памятью, как он, незлобен.

    Анализ стихотворения Пушкина «Стансы»

    Примерно в середине двадцатых годов девятнадцатого столетия у Пушкина возник повышенный интерес к личности Петра Великого. Образ царя-реформатора появился сразу в нескольких произведениях. Одно из них – стихотворение «Стансы», отдельные строки которого до сих пор часто цитируются. Произведение написано через несколько месяцев после коронации Николая I, вернувшего Александра Сергеевича из ссылки и освободившего его от обычной цензуры. В первом четверостишии «Стансов» Пушкин сравнивает начала правления двух императоров – Петра I и Николая I. Впрямую о восстании декабристов, с некоторыми из которых поэт был хорошо знаком, не говорится, но оно явно подразумевается. Его Александр Сергеевич сопоставляет со стрелецким бунтом 1698 года, жестоко подавленным Петром Алексеевичем. Может показаться, что Пушкин одобряет расправы над мятежниками, проведенные двумя императорами. В действительности все не так просто. Об отношении поэта к бунтам прекрасно говорит знаменитая фраза из «Капитанской дочки»: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!». И вот еще одна примечательная фраза: «Средства, которыми достигается революция, недостаточны для ее закрепления».

    Петра Великого Пушкин в «Стансах» выводит идеальным правителем. Поэт восхищается невероятной работоспособностью императора и его разносторонними интересами:
    То академик, то герой,
    То мореплаватель, то плотник,
    Он всеобъемлющей душой
    На троне вечный был работник.
    Также отмечаются заслуги Петра I, касающиеся распространения образования («самодержавною рукой он смело сеял просвещенье»). Пожалуй, главное достоинство правителя описано в следующих строках:
    Не презирал страны родной:
    Он знал ее предназначенье.

    Многие современники Пушкина резко отрицательно отнеслись к «Стансам». В высшем обществе ходили слухи, что «стихи на заданную тему» поэт сочинил за четверть часа. Нередко звучали обвинения в царедворческой лести. У некоторых представителей света «Стансы» вызвали искреннее удивление. Они полагали, что произведение противоречит репутации вольнодумца и борца за свободу, закрепившейся за Александром Сергеевичем. Конечно, рассматриваемый текст – ни в коем случае не лесть. Скорей всего, Пушкин действительно надеялся на перемены к лучшему и связывал их с Николаем I. Не зря вторая строка стихотворения гласит: «…Гляжу вперед я без боязни…».

    «Стансы(В надежде славы и добра)», анализ стихотворения Пушкина

    Период жизни Александра Сергеевича Пушкина. в который был написано стихотворение под названием «Стансы». пришелся на двадцатые годы девятнадцатого века. В это время поэт живо интересуется личности царя-императора Всероссийского Петра Великого. Образ талантливого, умелого правителя-реформатора появляется в нескольких работах Александра Пушкина. Такой поэтической работой стало и стихотворение «Стансы», некоторые строки которого являются крылатыми выражениями по сей день.

    Это произведение было создано Пушкиным спустя несколько месяцев после коронации Николая I, в 1829 году. Император вернул Александра Сергеевича из ссылки и освободил художника от обычной цензуры. Первое четверостишье произведения содержит сравнение двух правителей российского государства – Петра I и Николая I. Поэт сравнивает начало правления Петра и Николая. Явно подразумевается описание событий декабря 1825 года, когда дворяне-единомышленники попытались устроить государственный переворот и не допустить вступления Николая I на престол. Основными целями декабристов были отмена самодержавной власти и крепостного права. Декабристское восстание вызвало широкий общественный резонанс, который в свою очередь сильно отразился на жизни государства и правлении императора. С некоторыми из восставших Пушкин был хорошо знаком.

    Восстание декабря 1825 года сопоставляется Пушкиным с событиями 1698 года, когда произошел стрелецкий бунт с подачи Софьи Алексеевны, сестры Петра Великого. Бунт стрельцов был жестоким образом подавлен. Читатель может подумать, что поэт одобрительно относится к беспощадным казням бунтующих, однако отношение Пушкина к бунтам иное. Оно ясно выражено в повести «Капитанская дочка». «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!». Пушкин высказывался и о том, что средства, которые используются для достижения революции, недостаточны для ее закрепления.

    Образ Петра Алексеевича в «Стансах» Пушкин рисует идеализированный. Александр Сергеевич восхищен невероятной разносторонностью интересов и умений правителя, его удивительной работоспособностью, обучаемостью и живым, ясным умом:

    То академик, то герой,
    То мореплаватель, то плотник,
    Он всеобъемлющей душой
    На троне вечный был работник.

    Пушкин упоминает и о заслугах Петра Алексеевича в области образования, ликвидации безграмотности, распространения доступных знаний среди простых людей. В 1710 году он открыл школу математических и навигационных наук в столице Российского государства, за пять лет до этого была открыта первая российская гимназия. Обучение должно было быть бесплатным, также были созданы инженерная, медицинская, артиллерийская школы. В цифирных школах, находившихся в провинциальных городах, могли учиться дети любого сословия. Множество представителей талантливой русской молодежи после отбора было отправлено учиться за границу.

    Большинство современников Александра Пушкина восприняли «Стансы» негативно. Люди, принадлежащие высшему обществу, поговаривали, что «Стансы» — это стихи на заданную тему, которые поэт написал в кабинете его Величества за пятнадцать минут. Особенно частыми были обвинения в угодничестве, восхвалении и лести царю, одобрении царского режима. В глазах некоторых представителей света произведение не соответствовало образу борца за свободу личности, мысли и слова, который прочно закрепился за Александром Сергеевичем. Мнение о том, что художник изменил своим взглядам, побудило его к написанию стихотворения «Друзьям».
    В самом деле, лести в стихотворении нет. Поэт лелеял надежду на перемены в лучшую сторону, связывая их с императором Николаем I. Положительный отклик Пушкина на деятельность Петра I выражает пожелание нынешнему правителю уподобиться гениальному предшественнику.

    Рифма произведения – перекрестная, мужская и женская рифмы чередуются. Течение поэтической речи спокойное, торжественное, в духе размышления. Стихотворный размер – четырехстопный ямб, классический для жанра стансов (форма эпической поэзии).

    Слушать стихотворение Пушкина Стансы

    ostihe.ru

    Гляжу вперед я без боязни

    Вопреки принятым стандартам

    ПУШКИН: «В НАДЕЖДЕ СЛАВЫ И ДОБРА. »

    «Пушкин не мог быть ничьим слугою».
    П. А. Вяземский

    «Стансы» («В надежде славы и добра») опубликованы в январе 1828 года. Но осуждать их стали ещё до появления в печати. Поэт Н. М. Языков 20 ноября 1827 г. благодарил брата: «Письмо твое, с приложением.… пьес Пушкина, я получил с большим удовольствием, потому что мне давно хотелось знать, что именно написал наш Байрон к Государю. между нами будет сказано, что стансы его, написанный автором в присутствие Государя, в кабинете Его Величества» и приводит несколько перевранный текст стихотворения [2]. «В обществе ходил весьма характерный слух, что Пушкин написал эти стихи «на заданную тему — в четверть часа» [3].

    Друживший с Пушкиным поэт П.А. Катенин в 1828 г. написал балладу «Старая быль», содержавшую откровенный намек на царедворческую лесть Пушкина [4].

    Александр Иванович Тургенев, друг поэта, огорчался: «. Пушкин написал стансы в 1827 году! В чем они видят Петра Великого? И зачем сравнивать бывших друзей сибирских с стрельцами? Стрельцы были запоздалые в век Петра: эта ли черта отличает бунт П бургский?» [5].

    «Стансы» могли удивлять современников. Стихи вроде бы противоречили репутации поэта как поборника и певца СВОБОДЫ. В пушкинских текстах слово: «СВОБОДА» встречается более 150 раз.

    Еще в лицейски годы (1815) появилось послание: «К Лицинию» с завуалированным подзаголовком («С латинского»): «. Я сердцем

    *) Салямон Леонид Симеонович, участник войны, доктор медицинских наук, специалист в области экспериментальной медицины, соросовский профессор, в последние годы занялся психологией творчества и литературоведением, о чем опубликован целый ряд статей в различных органах печати, в т.ч. и в «Здравом смысле».

    римлянин, кипит в душе свобода. » (I, 112) [6]. Заключительный стих звучал подобно лозунгу: «Свободой Рим возрос — а рабством погублен» (I, 113). Это стихотворение Пушкин публиковал ещё два раза: в 1826 и в 1829 году. А многие из тех, кто не читал даже оду «Вольность», ходившую в списках (обнаружено таковых 60 экземпляров), знали, что Пушкин сослан за вольнодумство.

    И вот этот вольнодумец, который в письме приятелю сознавался, что «подсвистывал до самого гроба» (XIII, 258) Александру Благословенному, вдруг адресует стансы новому Императору, — царю, вступлению на престол коего ознаменовали пять виселиц и «. каторга 120 друзей, братьев, товарищей. » (ХШ, 291).

    Напомним, что стихи:

    «. Хочу воспеть Свободу миру,
    На тронах поразить порок. » (II, 45),

    позволяли считать его если не декабристом, то поэтическим гласом декабризма. Благо, что поэт был тесно связан с этим кругом российской общественности, сочувствовал его устремлениям, искренне переживал за судьбу тех, кто пострадал, да и на встрече с Николаем I открыто заявил, что был бы с ними. И все же.

    Многоликость поэзии Пушкина, необычайная широта его творческих тем позволяют называть Пушкина «протеем» *) . А самооценку своей поэтической отзывчивости он выразил в стихотворении «Эхо». Известно, что откликался он на множество волнующих событий: и личных, и гражданских, и злободневных, и исторических, и российских, и зарубежных. Поэтому мы далеки от того, чтобы наклеить универсальную этикетку, мол — «Пушкин поэт декабризма». Правда, «. в условиях русской жизни литература была единственным органом, где общество могло видеть выражение своих мыслей» [7]. А рупором либерального общественного движения, породившего «декабризм», был Пушкин.

    И.Д. Якушкин вспоминал встречу с поэтом в Каменке в 1820 г.: «Я. прочел его No l: «Ура! в Россию скачет / Кочующий деспот. », и он очень удивился, как я его знаю, а между тем все его ненапечатанные сочинения: «Деревня», «Кинжал». и многие другие были не только всем известны, но в то время не было сколько-нибудь грамотного прапорщика в армии, который не знал их наизусть» [8]. И.И. Пущин тоже писал, что все свободолюбивые стихи Пушкина: «. везде ходили по рукам, переписывались и читались наизусть» [9].

    *) «протей м. изъ греческ. боговщины Нечто безпрърывно изменяющееся, принимающее различные виды, образы. // Родъ подземной водяной ящерицы близкой къ сирену» (буквальная цитата с сохранением орфографии из «Толковано словаря живаго Великорусская) языка Владимира Даля» изд. М.О.Вольфа, 1880).

    При допросе декабристов имя Пушкина фигурировало БОЛЕЕ 25 (!) раз [10]. Оно возникало, когда его стихи находили в бумагах обвиняемого, а иногда в ответах на вопрос, который сегодня кажется странным: «откуда заимствовали вы свободный образ мыслей?». В ответах фигурировали имена Радищева, Рылеева и очень часто — Пушкина. Сошлемся на ответ 22-летнего мичмана Петра Бестужева: «Мысли свободные заронились. при выходе из корпуса. от чтения различных рукописей, каковы: «ОДА НА СВОБОДУ», «ДЕРЕВНЯ». разные послания и проч[ие], за которые пострадал знаменитый (в других родах) поэт наш А. Пушкин. » [11].

    А тут — «Стансы» царю, заслужившему позже прозвище Николая-Палкина.

    Удивляться могли и те, кто знал опубликованное в 1819 г. программное стихотворение Пушкина: «Ответ на вызов написать стихи в честь Её Императорского Величества Государыни Императрицы Елисаветы Алексеевны» [12]:

    На лире скромной, благородной

    Земных богов я не хвалил

    И силе в гордости свободной

    Кадилом лести не кадил.

    Свободу лишь учася славить,

    Стихами жертвуя лишь ей,

    Я не рожден Царей забавить

    Стыдливой Музою моей. ».

    При этом далеко не все обратили внимание на то, что поэт, отвергая лесть [13], ОТСТАИВАЕТ ПРАВО воспевать общепризнанную ДОБРОДЕТЕЛЬ:

    . Я пел на троне добродетель

    с её приветною красой.

    Любовь и тайная Свобода
    Внушали сердцу гимн простой,

    И неподкупный голос мой

    Был эхо русского народа (II, 65).

    Это его право: «Поэт казнит, поэт венчает» (II, 326). Но воспевать «добродетели» Николая I оснований, вроде, не было!

    Иначе думал В.Г.Белинский. В 1844 г. он высоко оценил «Стансы» и подчеркнул два их достоинства: образ Петра и «. в связи с ним. поэтическое пророчество, так чудно и вполне сбывшееся, о блаженстве наших дней» (выделено мною. — Л.С. ) [14]. Но здесь льстит Николаю-Палкину не Пушкин, а Белинский! О каком «блаженстве наших дней» можно было писать в 1844 году?

    Ни единой похвалы императору, ни одного лестного слова ему в «Стансах» найти нельзя. Их нет! Вспомним: «Я не рожден царей забавить. ».

    В надежде славы и добра
    Гляжу вперед я без боязни:
    Начало славных дней Петра
    Мрачили мятежи и казни.
    Но правдой он привлек сердца.
    Но нравы укротил наукой,
    И был от буйного стрельца
    Пред ним отличен Долгорукой.
    Самодержавною рукой
    Он смело сеял просвещенье,
    Не презирал страны родной:
    Он знал ее предназначенье.
    То академик, то герой,
    То мореплаватель, то плотник,
    Он всеобъемлющей душой
    На троне вечный был работник.
    Семейным сходством будь же горд;
    Во всем будь пращуру подобен:
    Как он неутомим и тверд,
    И памятью, как он, незлобен (III, 40).

    Похвалы В.Г. Белинского не изменили отношения к «Стансам» ни современников, ни следующих поколений. Младший современник Пушкина, поклонник его творчества, человек высочайших моральных достоинств, поэт Н.П.Огарев в 1857-58 годах написал стихотворение:«Стансы Пушкина 1826 (Анненкову)», резко осуждающее это произведение:

    Мой друг, я «Стансы» прочитал,

    Но все же с ними не согласен.

    Их тайный смысл, не только мая,

    Но также гадок и опасен. [15].

    Н. О. Лернер в 1910г. завершил критику «Стансов» мнением Льва Толстого: «Разве может привлекать сердца тот, кто казнит? — нет. Пушкин очень часто увлекался красотой силы и в те моменты совершенно забывал про красоту добра. Тем Пушкин в моих глазах грешен, даже очень грешен (La Semaine Littéraire, 1909 г.)» [16].

    А может быть, взгляды Пушкина после 14 декабря изменились? «Время изменяет человека. — писал он, — Глупец один не изменяется, ибо время не приносит ему развития, а опыта для него не существует» (XII, 34). Ведь такое было — он уже «менялся». В 1821-23 годах Пушкин пережил духовный кризис. О переломе своих гражданских взглядов он писал А.И. Тургеневу 1 декабря 1823 года, привел отрывки оды «Наполеон», а заключительные стихи:

    «Хвала? ты русскому народу
    Высокий Жребий указал
    И миру вечную свободу
    Из мрака ссылки завещал», —

    объяснял так: «Эта строфа ныне не имеет смысла, но она написана в начале 1821 года — впрочем это мой последний либеральный бред, я закаялся и написал на днях подражание басне умеренного демократа. И. Х. (будем кратко называть их «Заметками»):

    «По смерти Петра движение, переданное сильным человеком, все еще продолжалось в огромных составах государства преобразованного. Связи древнего порядка вещей были прерваны навеки; . Новое поколение, воспитанное под влиянием европейским, час от часу привыкало к выгодам просвещения. Ничтожные наследники северного исполина, изумленные блеском его величия. подражали ему во всем, что только не требовало нового вдохновения. Таким образом действия правительства были выше собственной его образованности, и добро производилось ненарочно, между тем как азиатское невежество обитало при дворе» (к этой фразе подстрочное примечание Пушкина: «Доказательством тому царствование безграмотной ЕкатериныI, кровавого злодея Бирона и сладострастной Елизаветы»). «Петр I не страшился народной Свободы, неминуемого следствия просвещения» выделено мною. — .Л. С. (XI, 14).

    Текст «Заметок» — ПЕРВЫЙ прозаический опыт публицистики — создан поэтом именно в период перелома его гражданских взглядов и связан с глубоким интересом к истории России. «Заметки» датированы 2 августа 1822 г., т.е. более, чем за 5 лет до «Стансов». Вывод, о том, что преобразование России, начатое Петром, продолжалось «НЕНАРОЧНО», независимо от воли его «НИЧТОЖНЫХ НАСЛЕДНИКОВ»,

    оказался устойчивым. Тогда, в 1822 г. «НИЧТОЖНЫМ НАСЛЕДНИКОМ» был Александр I. Но через 11-12 лет, уже при Николае I (в 1833-34 г.), т.е. при другом «НИЧТОЖНОМ НАСЛЕДНИКЕ», Пушкин повторяет: «. европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы. Петр не успел довершить начатое им. Он умер, но движение, преданное мощною его рукою. продолжалось в огромных составах государства ; Наследники Великого пошли суеверно по его следам» ( XI, 497-498).

    Глубокий исторический вывод, возникший в 1822 г. и подтвержденный в 1833-м, должен был определять мысли Пушкина и в 1826 году. ЛИЧНОСТЬ ВЕНЦЕНОСЦА НЕ МОЖЕТ ОСТАНОВИТЬ РАЗВИТИЕ РОССИИ, НАЧАТОЕ ПЕТРОМ!

    На этом, по нашему мнению, и основаны его «НАДЕЖДЫ СЛАВЫ И ДОБРА»! «Стансы» в поэтической форме содержат многие мысли . Пускай Жук . Я не игрушка. » .(II., 545).

    14. В. Г. Белинский. Собр. соч. в 3-х тт. Т. Ш. М., 1948. С. 414. См. также примеч. № 349. на С. 830, где слова «блаженство наших дней» объясняют не искренним мнением Белинского, а его «уступкой цензуре».

    15. Н. О. Огарев. Стихотворения и поэмы. Л., 1956. С. 272.

    16. Н. О. Лернер. Пушкин. Под ред. С.А.Венгерова. СПб., 1910. Т. .IV. С. XXII.

    17. Б.В.Никольский. Поэт и читатель в лирике Пушкина. СПб., 1899. С. 44. Анализ этого творческого периода Пушкина см.: 0.0pt’>Б. В. Томашевский. Пушкин. Книга первая. М., 1956. С. 548 и далее. Вкратце см. Л.С.Салямон // Здравый смысл. Специальный выпуск. 1999. Апрель. С. 81-82.

    18. Пушкин. Письма. Т. 1. 1815-1825. М.; Л., 1826. С. 433; Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина в четырех томах. Т. 2. М., 1999. С. 216; А. Чернов. Скорбный остров Гоноропуло. М., 1990. С. 31-33.

    19. Анна Ахматова. О Пушкине. Л., 1977. С. 152.

    20. См.: Л. С. Салямон. О мотивах переложения Пушкиным оды Горация «Exegi monumentum». Новое литературное обозрение. 1997. № 26. С. 142.

    21. В. Стоюнин. Пушкин. СПб., 1881. С. 294.

    22. Имя Петра фигурирует в многочисленных поздравительных одах: А. М. Сумарокова, Н. Н. Поповского, Ф. Я. Козельского, И. С. Баркова и др.

    23. Поздравительные оды Ломоносова дали повод обвинять его в лести. Но оды его пропагандировали и новый для русской поэзии четырехстопный ямб. Одновременно Ломоносов «экспериментировал», варьировал в 10-строчной строфе систему рифм. Из 8 первых вариантов он выбрал один, которым затем написал 13 од. Этой формой позже пользовались: Сумароков, Радищев, Державин, Крылов, Дмитриев, Муравьев (см.: Л.С.Салямон. О динамике четырехстопного ямба в поэзии Ломоносова. Тез. докл. междунар. научн. конф. Эйхенбаумовские чтения. Сент. 1998., Воронеж. Стр. 59-61).

    24. Г. Р. Державин. Стихотворения. Л., 1957. С. 87-89. В стихах Пушкина, рисующих Александра 1: «Он человек! Им властвует мгновенье. / Он раб молвы, сомнений и страстей. » (II, 428), можно усмотреть отклик-полемику с пожеланиями Державина: «Будь страстей твоих владетель, / Будь на троне человек!».

    25. К. Ф. Рылеев. Полн. собр. соч. Л., 1971. С. 88-90.

    26. Лит. наследство. Т. 16-18. М, 1934. С. 1048. А в этом томе, посвященном Пушкину, И. В. Сергиевский утверждает, что пушкинистика является «цитаделью научной реакции. », которая совсем еще недавно служила «трибуной для более или менее откровенной контрреволюционной пропаганды и по сие время во многом» остается «тихой заводью, в которой успешно прячутся от. современности, те, кому это нужно» (С. 113). Идеологические обвинения обернулись затем административным и уголовным преследованием и уничтожением видных пушкинистов и не только их (см. В. И. Иванов-Разумник. Писательские судьбы. Тюрьмы и ссылки. М., 2000).

    27. А. Цейтлин. Наследство Пушкина. Там же. С. 32.

    28. Д. Мирский. Проблема Пушкина. Там же. С. 101.

    29. А. С. Пушкин. Полн. собр. соч. в 6 тт. Т. 1. М., 1936. С. 45.

    30. Б. С. Мейлах. Историческое мышление Пушкина как творческий процесс. М.; Л., 1962. С. 160.

    31. Б. В. Томашевский. Из пушкинских рукописей. Лит. наследство. Т. 16-18. М., 1934. С. 303-304.

    32. Ссылки на то, что «Стансы» («В надежде славы и добра») написаны с целью облегчить участь декабристов, обычно сопровождаются упоминанием стихотворения: «Пир Петра Первого», опубликованного в 1836 г., якобы, с той же целью. Сопоставление ошибочно. Смысл и пафос стихотв. «Пир Петра Первого» принципиально отличен от «Стансов». См. примеч. 21. С. 143-144.

    libelli.ru