Характеристика заболевания аутизм

Характеристика заболевания аутизм

Аутизм означает сверх интровертность. Ребенок, страдающий аутизмом, имеет хроническое расстройство нервной системы, что делает его жизнь в обществе крайне сложной и дестабилизирующей. Для окружающих такой ребенок может казаться невоспитанным и избалованным, но на самом деле ему просто непонятны элементарные правила поведения и социальные устои общества.

Причины развития аутизма

Современная медицина не может указать стопроцентную причину развития аутизма. Пока есть только предположения и факторы, способствующие нарушению развития ребенка. К наиболее распространенным относятся:

— инфекции, приобретенные матерью в период беременности;

— вакцинация больных детей с еще не развитой и слабой нервной системой;

— прием сильнодействующих препаратов в период беременности и младенческом возрасте;

— стрессовые ситуации в раннем детском возрасте. Врачи настоятельно рекомендуют родителям, в семье которых есть ребенок-аутист, перед планированием других детей пройти генетическое обследование.

Особенности детей с аутизмом

Следует понимать, что аутизм не является заболеванием, это нарушение развития. Люди с таким диагнозом абсолютно индивидуальны. Одни отличаются гибким умом и способностью к обучению интересующим сферам деятельности, другие практически не обучаемы и абсолютно беспомощны в быту. Некоторые аутисты говорят четко и правильно, у других функция речи нарушена. Бывает, что один и тот же человек-аутист ведет себя по-разному в полностью идентичных ситуациях.

Социальное общение для таких людей — пытка. Они не понимают сарказма и юмора, крылатых выражений и жаргонизмов. Для них все сказанное другим человеком воспринимается буквально, что вызывает еще большее непонимание и разочарование в общении. Понятной для них будет четкая речь, разделенная паузами.

Внутренний мир аутиста зажат в жесткие рамки. Ему комфортно делать все по привычной схеме, выход за рамки которой вызывает панику.

Что делать?

Аутизм неизлечим, но адаптировать ребенка к внешнему миру вполне возможно. Многие аутисты способны работать и обеспечивать свой быт. Для этого нужна ранняя диагностика. Если аутизм был обнаружен до полутора годов и приняты все меры координации и развития, то можно рассчитывать, что такой ребенок пойдет в обычную школу и будет жить полноценной жизнью. Поздняя диагностика увеличивает шансы умственной отсталости и проблем в дальнейшем.

Вот почему даже здоровому ребенку так важен благоприятный климат и атмосфера любви внутри семьи, не говоря уже о детях с аутизмом.

xn—-ctbhofdbekubgb2addy.xn--p1ai

Аутизм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

Причины аутизма тесно связаны с генами, влияющими на созревание синаптических связей в головном мозге, однако генетика заболевания сложна, и в настоящий момент неясно, что больше влияет на возникновение расстройств аутистического спектра: взаимодействие множества генов, либо редко возникающие мутации. В редких случаях обнаруживается устойчивая ассоциация болезни с воздействием веществ, вызывающих врождённые дефекты. Другие предполагаемые причины спорны, в частности, не получено каких-либо научных доказательств гипотезы, связывающей аутизм с вакцинацией детей. По данным сайта http://www.autismspeaks.org аутизмом страдает каждый 88-й ребёнок в мире, причём у мальчиков подобные состояния отмечаются примерно в 4 раза чаще, чем у девочек. По данным из США[7], в 2011—2012 годах аутизм и расстройства аутистического спектра официально диагностированы у 2 % школьников, что намного больше по сравнению с 1,2 % в 2007 году. Число людей, у которых обнаружен аутизм, резко выросло с 1980-х годов, отчасти из-за изменившихся подходов к диагностике; пока неясно, повысилась ли реальная распространённость расстройства.

При аутизме отмечены изменения во многих участках мозга, но как именно они развиваются — неясно. Обычно родители замечают признаки расстройства в течение первых двух лет жизни ребёнка. Несмотря на то, что при раннем поведенческом и когнитивном вмешательстве ребёнку можно помочь в обретении навыков самопомощи, социальных взаимодействий и общения, в настоящий момент неизвестны методы, способные полностью излечить от аутизма. Немногим детям удаётся перейти к самостоятельной жизни по достижении совершеннолетия, однако некоторые добиваются успеха, более того, возникла своеобразная культура аутичных людей, ряд представителей которой занимается поисками лекарства, другие же считают, что аутизм — скорее «особое», альтернативное состояние, чем болезнь. Классифицирующийся как заболевание нервной системы, аутизм проявляется прежде всего в задержке развития и нежелании идти на контакт с окружающими. Это состояние чаще всего формируется у детей в возрасте до трёх лет. Симптомы этого заболевания не всегда проявляются физиологически, но наблюдение за поведением и реакциями ребёнка позволяет распознать это нарушение, развивающееся примерно у 1-6 детей на тысячу. Причины аутизма не выявлены до конца.

Характеристика

Аутизм представляет собой нарушение развития нервной системы, для которого свойственны многообразные проявления, отмечаемые впервые в младенческом или детском возрасте, и устойчивое течение расстройства, как правило, без ремиссий. В младенческом возрасте стоит обратить внимание на такие симптомы, как: искажение реакции на дискомфорт, чрезмерно бурные реакции испуга и плача в ответ на слабые звуковые раздражители и незначительные изменения окружающей среды, но слабые реакции на сильные раздражители; также отмечается ослабление реакции на позу кормления, незначительным является выражение удовольствия после кормления. У детей искажаются реакции «комплекса оживления», характеризующиеся аффективной готовностью к общению со взрослыми. При этом компоненты реакции оживления проявляются при отсутствии взрослого и относятся к неодушевленным предметам, например, к висящей над кроватью игрушке. Симптомы обычно сохраняются и у взрослых, пусть зачастую и в смягчённой форме. Одного симптома недостаточно для определения аутизма, требуется наличие характерной триады:

  • недостаток социальных взаимодействий;
  • нарушенная взаимная коммуникация;
  • ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.
  • Другие аспекты, такие как избирательность в еде, также часто встречаются при аутизме, но при диагностике несущественны. Аутизм является одним из трёх расстройств аутистического спектра (РАС, англ. ASD ; см. классификацию). Отдельные симптомы «триады» встречаются в общем населении, причем степень их ассоциации друг с другом невысока и патологические проявления расположены в едином континууме с общими для большинства людей чертами. Аутизм — состояние, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни, активным отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций.

    Социальные нарушения

    Нарушения социальных взаимодействий отличают расстройства аутистического спектра от остальных расстройств развития. Человек с аутизмом неспособен к полноценному социальному общению и зачастую не может, подобно обычным людям, интуитивно почувствовать состояние другого человека. Тэмпл Грандин, известная женщина-аутист, описала неспособность вникнуть в социальные взаимодействия нейротипиков, или людей с нормальным нейроразвитием, как ощущения «антрополога на Марсе».

    Социальные нарушения становятся заметными в раннем детстве. Младенцы с аутизмом уделяют меньше внимания социальным стимулам, реже улыбаются и смотрят на других людей, реже откликаются на собственное имя. В период обучения ходьбе ребёнок ещё заметнее отклоняется от социальных норм: он редко смотрит в глаза, не предвосхищает изменением позы попытку взять его на руки, а свои желания чаще выражает, манипулируя рукой другого человека. В возрасте от трёх до пяти лет такие дети реже демонстрируют способность к пониманию социальной обстановки, не склонны спонтанно приближаться к другим людям, реагировать на проявление ими эмоций или имитировать чужое поведение, участвовать в невербальном общении, действовать по очереди с другими людьми. В то же время они привязываются к тем, кто непосредственно о них заботится. Уверенность в привязанности у них умеренно снижена, хотя при более высоком интеллектуальном развитии или менее выраженном аутистическом расстройстве этот показатель нормализуется. Более взрослые дети с расстройствами аутистического спектра хуже справляются с задачами на распознавание лиц и эмоций.

    Вопреки распространённому убеждению, дети-аутисты отнюдь не предпочитают одиночество — им сложно завязывать и поддерживать дружеские отношения. Согласно исследованиям, чувство одиночества у них связано скорее с низким качеством имеющихся отношений, нежели с небольшим числом друзей.

    Несмотря на множество разрозненных сообщений об актах насилия и проявлении агрессивности со стороны лиц с расстройствами аутистического спектра, систематических исследований на эту тему немного. В согласии с имеющимися ограниченными данными аутизм у детей ассоциирован с агрессией, уничтожением имущества и приступами гнева. По данным опроса родителей, проведённого в 2007 году, серьёзные приступы гнева отмечались у двух третей из 67 детей с расстройствами аутистического спектра, а каждый третий проявлял агрессию. По данным того же исследования, приступы гнева чаще возникали у детей, имевших проблемы с освоением языка. В шведском исследовании 2008 года показано, что в когорте лиц старше 15 лет, вышедших из клиники с диагнозом расстройства аутистического спектра, совершение насильственных преступлений ассоциировано с сопутствующими психопатологическими состояниями, такими как психоз.

    Уже в первый год жизни могут наблюдаться такие отклонения, как позднее возникновение лепета, необычная жестикуляция, слабая реакция на попытки общения, разнобой при обмене звуками со взрослым. На второй и третий годы жизни дети-аутисты реже и меньше лепечут, в их речи меньше согласных звуков, ниже словарный запас, они реже комбинируют слова, их жесты реже сопровождаются словами. Они реже обращаются с просьбами и делятся своими переживаниями, склонны к эхолалии (повторению чужих слов) и реверсии местоимений (например, в ответ на вопрос: «Как тебя зовут?» ребёнок отвечает: «Тебя зовут Дима», не заменяя слово «тебя» на «меня»). Для овладения функциональной речью, судя по всему, необходимо «совместное внимание». Недостаточное развитие этой способности, как считается, является отличительной чертой младенцев с расстройствами аутистического спектра: так, при попытке указать им рукой на какой-либо объект они смотрят на руку, и сами редко указывают на объекты, чтобы поделиться переживанием с другими людьми. Детям-аутистам может быть трудно играть в игры, требующие воображения, и переходить от отдельных слов-обозначений к связному языку.

    По данным двух исследований, базовые показатели владения языком, в том числе словарный запас и правописание, у высокофункциональных детей-аутистов 8-15 лет оказались не хуже, чем у контрольной группы, а у взрослых аутистов — даже лучше. В то же время обе возрастные группы аутистов показали сниженные результаты в сложных задачах, требующих использования образного языка, оценивающих способности понимать речь и делать выводы. Поскольку первое впечатление о человеке зачастую составляют по его базовым языковым способностям, исследования позволяют предположить, что люди при общении с аутистами склонны переоценивать степень их понимания.

    Ограниченные и повторяющиеся действия и интересы

    У лиц с аутизмом наблюдается множество форм повторяющегося или ограниченного поведения, которое по шкале Repetitive Behavior Scale-Revised (RBS-R) подразделяется на следующие категории:

  • Стереотипия — бесцельные движения (взмахи руками, вращение головы, раскачивание туловища).
  • Компульсивное поведение — намеренное соблюдение неких правил, например, расположение объектов определенным образом.
  • Потребность в однообразии, сопротивление переменам; пример — сопротивление перемещениям мебели, отказ отвлекаться на чужое вмешательство.
  • Ритуальное поведение — выполнение повседневных занятий в одном порядке и в то же время, например, соблюдение неизменной диеты или ритуала облачения в одежду. Эта черта тесно связана с предыдущей потребностью в однообразии, и в ходе одного независимого исследования по валидации опросника RBS-R было предложено объединить эти два фактора.
  • Ограниченное поведение — узкосфокусированное, при котором интерес человека или его активность, например, направлены на единственную телепрограмму или игрушку.
  • Аутоагрессия — активность, приводящая или способная привести к ранениям самого человека, например, укусы самого себя. Исследование 2007 года говорит о том, что около 30 % детей с расстройствами аутистического спектра в течение своей жизни причиняли себе повреждения.
  • Ни одна из разновидностей повторяющегося поведения не является специфичной для аутизма, однако только при аутизме повторяющееся поведение наблюдается часто и носит выраженный характер.

    Другие симптомы

    Генерализованная недостаточная обучаемость. Имеется у большинства. В отношении этих детей с самыми тяжелыми формами аутизма это легко запоминается: у 50 % IQ

    medviki.com

    АУТИЗМ (ранний детский аутизм), тяжелая аномалия психического развития ребенка, характеризующееся главным образом нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, перверсией интересов, стереотипностью деятельности. Один из определяющих и диагностически важный признак заболевания – появление симптомов в возрасте до 2,5 лет. Аутизм встречается редко, у 2–4 детей из 10 000, у мальчиков в 3 раза чаще, чем у девочек. Он выявляется во всех социальных классах и во всех частях света. (Отметим, что термин «аутизм» употребляется и в широком смысле как обозначение крайней степени отчужденности, ухода в себя – состояния, наблюдаемого чаще всего при шизофрении.)

    Исторический аспект.

    Ранний детский аутизм был впервые описан в 1943 американским детским психиатром Л.Каннером на примере 11 детей, которые своим поведением напоминали взрослых, отгородившихся от людей и реалий внешней жизни. Поразительной, совершенно уникальной характеристикой этих детей была их неспособность взаимодействовать с родителями, устанавливать эмоциональный контакт и вести себя типичным для младенцев образом – улыбаться близким, принимать их ласку. Дети предпочитали неодушевленные предметы, речь у них обычно не развивалась либо развитие ее запаздывало. Речь их была стереотипна, состояла из невыразительных и не соответствующих ситуации фраз или повторов слов других людей и не служила средством общения. Дети боялись любых перемен и сопротивлялись малейшим изменениям окружающей обстановки.

    Все основные элементы первого каннеровского описания аутизма и сегодня считаются определяющими характеристиками данного расстройства. Аутизм вместе с двумя другими, менее известными нарушениями образует особое психическое заболевание. Таким образом, аутизм рассматривается отдельно от детской шизофрении и других серьезных детских заболеваний, включая врожденную глухоту, умственную отсталость, нарушения речевого развития. Аутизм – наиболее тяжелое и рано проявляющееся детское психическое расстройство, которое может быть первым признаком развивающейся шизофрении. Однако у большинства детей с аутизмом в дальнейшем сохраняются только характерные для него симптомы, а признаков детской шизофрении – бреда, галлюцинаций, бессвязности речи – не возникает. Способность к игре и фантазированию развивается плохо. Игрушки используются для неуместных стереотипных манипуляций, не соответствующих целям, для которых они предназначены. Игровая фантазия, если она пробуждается, носит бесплодный и обедненный характер.

    Для матерей аутичных младенцев характерно более тяжелое протекание беременности и родов, однако при рождении почти все эти дети признаются нормальными. Правда, по наблюдениям некоторых исследователей, уже при рождении или вскоре после него можно обнаружить «мягкие неврологические симптомы» типа непостоянных и вариабельных слабовыраженных неврологических аномалий, позволяющих подозревать нарушение функции головного мозга, но выявить отчетливые изменения в центральной нервной системе до сих пор не удавалось. Хотя диагностическим признаком заболевания служит его начало в возрасте до 2,5 лет, в большинстве случаев нарушения проявляются уже в 3–6 месяцев. Позже, по данным тестирования, половина таких детей попадает в категорию умственно отсталых средней или тяжелой степени. Только 25% достигают показателей нижней границы интеллектуальной нормы, хотя некоторые из аутичных детей обладают очень высоким интеллектуальным потенциалом, а иногда и одаренностью в какой-то области.

    аутизма неизвестны. Результаты исследований близнецов указывают на существенную роль наследственных факторов в развитии заболевания. В случае монозиготных (однояйцовых) близнецов, один из которых страдает аутизмом, вероятность заболевания у второго составляет 36%. У дизиготных (разнояйцовых) эта величина не превышает 10%. У братьев и сестер (не только близнецов) больных детей достаточно часто встречаются задержка речевого развития и умственная отсталость.

    Развитие ребенка тесно связано с социальным опытом, от воздействия которого во многом зависит созревание центральной нервной системы в первые два года жизни. Недостаточная привязанность младенца к родителям или воспитателям, а тем более ее отсутствие может привести к длительно сохраняющимся изменениям нейронных структур и нейроэндокринных функций мозга. Раскрытие причин неполноценной привязанности – столь явного и устойчивого признака аутизма – могло бы пролить свет на происхождение всех тяжелых психических расстройств детского возраста. Однако анализ социальных факторов в развитии этих состояний – крайне сложная задача. Трудно зафиксировать те глубокие, повторяющиеся изо дня в день межличностные взаимодействия между младенцем и его близкими, которые формируют и пробуждают разные формы поведения и привязанности у малыша. Нелегко оценить и эмоциональное воздействие, оказываемое на взрослых явно безучастным и трудным младенцем, а также ответные формы поведения, порождаемые этим воздействием.

    По данным многочисленных исследований, при аутизме имеется целый ряд нейрохимических и нейродинамических отклонений, но все они неспецифичны, т.е. характерны не только для данного расстройства. Первая же беседа врача с родителями аутичных детей приносит доказательства недостаточной привязанности: «Он как будто смотрит сквозь меня», «Она никогда не улыбается», «Я думала, что он глухой», «Она каждый раз словно застывает, когда я беру ее на руки». Это лишь некоторые из типичных выражений, используемых для описания симптомов заболевания, и эти симптомы, в свою очередь, могут способствовать закреплению расстройства. Вероятно, существует совокупность факторов, наследственных и биохимических, влияющих на ребенка в период, когда начинают устанавливаться его взаимодействия с социальной системой, состоящей из двух-трех человек.

    Лечение и исход заболевания.

    Лишь в малом проценте случаев дети с точно установленным диагнозом аутизма могут в дальнейшем жить самостоятельно, и лишь 1–2 из 100 становятся полноценными членами общества. Более половины детей, страдающих аутизмом, нуждаются в уходе в условиях стационара; у значительной части больных после многих лет, проведенных в больнице, развиваются признаки хронической шизофрении. У 25–30% больных со временем появляется эпилепсия. Большинство остаются инвалидами на всю жизнь.

    www.krugosvet.ru

    Аутизм- заболевание или явление

    Аутизм — болезнь или явление.

    Примеры описаний симптомов аутизма можно обнаружить в исторических источниках задолго до появления самого термина «аутизм».

    Аутизм в современном понимании.

    Аутизм — это нарушение развития человека, характеризующееся отклонениями в поведении, общении и социальном взаимодействии. Аутизм находит свое выражение в различных формах. Кроме этого, проявления аутизма могут присутствовать при других расстройствах.

    Справканекоторые специалисты считают это явление, умственным расстройством, некоторые психосоматическим.

    Так откуда же появилось это явление, которое нельзя называть болезнью. Начнем с симптомов.

    Симптомы аутизма

    Ученые выделяют три признака, по которым можно определить, что человека наблюдается аутизм:

  • Нарушение социального взаимодействия
  • Трудности при общении с другими людьми
  • Особенности поведения

Нарушение социального взаимодействия

У человека, страдающего аутизмом, не получается построить здоровые взаимоотношения с другими людьми, что очень важно, находясь в обществе. Нарушение может быть настолько серьезным, что может повлиять на взаимоотношения матери и ребенка в начале жизни ребенка. Важно знать, что ребенок с данным синдром показывает свою привязанность к матери и другим людям, которые о нем заботятся. Однако, способ при помощи которого ребенок с аутизмом выражает свою любовь и привязанность, сильно отличается от способов нормальных детей. Если ребенок мало общается с другими детьми и своими родителями, то врачи не всегда могут определить диагноз аутизма. При развитии ребенка его взаимодействие с обществом становится все более странным. Особенности поведения часто касаются визуального контакта, выражения лица и положения тела. Обычно ребенку с аутизмом трудно установить какие-либо взаимоотношения со сверстниками, и чаще всего ребенок остается изолированным от общества. Также ребенок не выражает заинтересованности в играх или каких-либо видах деятельности по сравнению со сверстниками. Дети с таким расстройством не желают играть в какие-либо игры. В тяжелых случаях дети могут не замечать присутствие других людей.

Общение (трудности при общении с другими людьми)

У аутистов обычно нарушены коммуникативные способности, т.е. способность к общению с другими людьми. Такие люди могут просто не понимать, что им говорят, такие дети могут не понимать смысл некоторых детских игр, таких как прятки, например.

Аутисты часто не участвуют в диалоге. Обычно то, как выражается другой человек, ими воспринимается как нечто непонятное. Речь аутистов обычно монотонная, лишенная эмоций. Фразы чаще всего оборваны, например, аутист произносит: «хочу воды», вместо того, чтобы сказать «я хочу воды». Часто люди, страдающие аутизмом, повторяют предложения и фразы, сказанные другими людьми. Например, вы можете сказать «посмотри на самолет!», а ребенок или взрослый повторяет: «самолет», не понимая, что произносит. Такое повторение слов и фраз носит название эхолалия. В то время как многие люди полагают, что это признак ума (повторение песен и др.), аутисты чаще всего не понимают содержания того, что говорят.

У ребенка или взрослого, страдающего аутизмом, может наблюдаться острая чувствительность, например, сенсорная или тактильная. В результате у человека наблюдается сильная непереносимость громких звуков или толпы, визуальной и тактильной стимуляции. Для некоторых аутистов вечеринка или шумные компании могут иметь опасные последствия. Ярлыки на одежде могут восприниматься этими людьми как нечто болезненное. Также непереносимыми вещами могут быть: хождение босиком, игра с моделированием вещей (например, аппликации), праздничный торт. С другой стороны у человека могут наблюдаться неразвитые реакции на такие же виды стимуляции. Аутист вместо того, чтобы говорить может закричать или подносить что-либо к глазам. Поведение человека, страдающего аутизмом, нельзя предсказать. Такие люди часто трогают различные предметы, чтобы ощутить их форму. У многих детей и взрослых, страдающих аутизмом, может быть нечто вроде ритуала. Даже такое занятие как принятие ванны может быть очень трудным для аутиста: ему требуется определенный объем воды в ванне, точная температура воды, одно и то же полотенце и мыло, которыми он пользовался раньше. Так же может наблюдаться нецеленонаправленное поведение или действия.

Например, человек может постоянно дергать себя за волосы или наматывать их на палец, ходить на цыпочках, хлопать в ладоши и др. Ребенок или взрослый может постоянно играть в одну и ту же игру, или носить с собой одну и ту же игрушку. Например, ребенок может выстроить все свои игрушки в ряд, а взрослый тоже самое может делать с одеждой, повторяя каждый день одно и тоже действие. При любой попытке помешать аутисту, с его стороны можно ожидать непредсказуемую реакцию, включая то, что он может наброситься. Те предметы, которые можно поворачивать, открывать или закрывать больше всего привлекают внимание аутистов. Если аутиста оставить одного, то он часами может сидеть в одиночестве, крутить или поворачивать какой-либо предмет, включать или выключать свет. У некоторых аутистов вырабатывается особенная «любовь» к каким–либо неодушевленным предметам, таким как скрепки или кусочек бумаги.

Аутизм попал в научную литературу как психическое расстройство несколько десятилетий назад, и уже многие годы идет изучение и выявление причин этого расстройства. Ученые так и не пришли к выводу, что именно является причиной аутизма. Однако, аутизм, несомненно, расстройство биологического и психологического характера.

Биологический характер происхождения аутизма

В поддержку биологической теории развития аутизма, некоторые придерживаются мнения, что различные неврологические расстройства могут сопутствовать аутизму. Аутизм в этом случае является одним из симптомов неврологического расстройства. Например, к таким расстройствам можно отнести склероз (генетическое расстройство), синдром хрупкой X-хромосомы, синдром Ретта и некоторые врожденные дефекты, связанные с процессами метаболизма в организме человека. Аутизм может быть результатом нескольких неврологических расстройств, которые влияют на работу мозга и развитие человека в целом. «Чистый» аутизм редко встречается, как правило, он сопровождается другими расстройствами или является результатом этих расстройств.

Существует связь между аутизмом и приступами эпилепсии. Такая связь выражается двумя путями: прежде всего, многие пациенты (20-30%) страдают от припадков. Во-вторых, у таких пациентов с припадками в результате может развиться аутизм. Часто аутизм путают с синдромом Ландау-Клеффнера. Этот синдром также известен как приобретенная эпилептическая афазия. У некоторых детей с таким синдромом может внезапно пропасть речь, особенно рецептивные навыки общения (способность к пониманию), часто при этом возникает аутизм. У таких детей, как правило, характерная для их поведения электроэнцефалограмма (запись электрических сигналов мозга). Потеря речи и другие нарушения, возникающие ввиду этого расстройства, случаются в возрасте 4 лет, и поэтому вышеописанный редкий синдром не сложно отличить от аутизма, который может присутствовать от рождения. Однако в последние годы у некоторых детей, у которых нет припадков, наблюдается синдром Ландау-Клеффнера. Важность вышеописанных сведений заключается в том, что синдром Ландау-Клеффнера возникает спонтанно и в некоторых случаях его можно лечить при помощи кортикостероидов. Связь между данным синдромом и аутизмом приводит к тому, что требуется проводить электроэнцефалограмму людям, страдающим аутизмом. Патологическую электроэнцефалограмму можно зафиксировать, когда человек спит (для этого требуется 12 часов). У многих детей и взрослых наблюдается патологическая электроэнцефалограмма, но редко у кого можно обнаружить синдром Ландау-Клеффнера. Нужно заметить, что кортикостероиды в больших дозах могут вызывать такие побочные эффекты, как увеличение веса, высокое артериальное давление, диабет, нарушение роста человека, раздражительность, ослабление иммунной системы, появлению язв во рту и др. Многие из побочных эффектов являются обратимыми.

Могут применяться и другие виды лечения, начиная от типичных антиконвульсантов, и заканчивая операцией. Трудно оценить эффективность лечения синдрома Ландау-Клеффнера ввиду того, что симптомы синдрома могут спонтанно исчезнуть.

Психологический характер происхождения аутизма

Самый простой способ донести информацию до обычных людей и что бы это информация запомнилась, необходимо все подкреплять примерами, а лучше сразу продемонстрировать на практике. Так вот представьте себе, что Вам очень хочется спать, отдохнуть от прошедшего дня. Отдохнуть от полученной в огромных количествах информации разного рода. Вам не хочется общаться ни с кем. Вы хотите одного — побыть в тишине и одиночестве. Цель –дать отдохнуть мозгу от напряжения. И вот Вы пришли в свою квартиру, приготовились и легли в свою уютную кровать. Но вдруг начинает звонить телефон, звонить входной звонок, начала работать дрель у соседей, которые вечно что-то ремонтируют. Что произойдет с Вами? Психическое неудовлетворение происходящим. Что Вы будете делать ? Вы, возможно пойдете разобраться с соседом, попросить его, что бы прекратил ремонтировать, поднимете трубку телефона или ее отключите. И последнее с досадой посмотрите во входной глазок, что бы узнать, кто этот пришел к Вам в неурочный час, когда вы никого не ждете. Позже или впустите человека, поговорите с ним или сделаете вид, что никого нет дома. Позже Вы успокоитесь и, в конце концов, найдете способ отдохнуть своему организму от преизбытка информации. А теперь представьте – есть беременная женщина, она вынашивает плод (мальчика или девочку), и по-простому сказать является для народившегося, но живого человека, и домом, и кроватью.

А вот теперь самое главное – Что делать плоду, если его одолел массив информации, из различных источников электро-радиооборудования, из различных источников, различных СМИ. Кругом вибрации, волны различного информационного ряда. Мама-дом вся «упакована» современными гаджетами – мобильный телефон, айфон, планшет и плюс ко всему в декретном отпуске делать нечего — сидит около компьютера целыми днями напролет. И этот вот мощнейший поток информации воздействует на плод. Что же касается взрослых, то аутизм — родной брат депрессии, с кучей родственников — маний, фобий и комплексов. И в том и в другом случаях организм человека вырабатывает для себя психологическую защиту, при котором задействует свои нервы и мозг. В результате построения такой защиты и получается, в одном из своих проявлений та или иная степень аутизма. Но есть еще ряд мнений, которые мы обязаны рассмотреть. И рассматривать будем применительно к детскому возрасту человека, о взрослых речь пойдет в других работах.

Является ли аутизм генетическим заболеванием ?

Некоторые неврологические расстройства могут быть связаны с аутизмом, то вопрос, является ли аутизм генетическим заболеванием сложный. Можно с уверенностью сказать, что такие расстройства как синдром хрупкой X-хромосомы и склероз являются наследственными явлениями. В ходе последних исследований было выявлено, что одной из причин аутизма, можно считать нарушение участка на хромосоме 13, в некоторых семьях аутизм передается из поколения в поколение. В других же семьях не удается выявить случаев аутизма в прошлых поколениях, однако, он может присутствовать у ребенка, его братьев или сестер. Результаты этого исследования подтверждают, что вскоре будет найден ген аутизма. (это мнение ученых и не больше, а мнения бывают ложными).

Однако у многих детей, которые страдают аутизмом, не обнаруживается близких родственников с этим заболеванием. Причиной аутизма может служить окружающая среда, например, влияние вредных веществ и прочее.

Главные проявления аутизма: патологическое развитие или отставание в развитии ребенка, невозможность ребенка контактировать с окружающими миром и людьми, патологические виды поведения, не характерные для других детей. К трем годам, если ребенок болен аутизмом, то это будет четко выражаться. Во многих случаях у ребенка на первом году жизни может не наблюдаться патологий в развитии, однако к трем годам, как было сказано выше, аутизм находит свое выражение.

Если не развивается речь или ребенок не может общаться с другими людьми к трем годам, то можно заподозрить аутизм. Установление диагноза данного явления начинается с тщательного изучения истории болезни пациента и проведения медицинского обследования. Обследование пациента с аутизмом должно проводиться тем специалистом, который не только разбирается в аутизме, но и в других похожих расстройствах, которые могут имитировать симптомы аутизма. Требуется проведение неврологического и психического обследования, чтобы правильно определить диагноз. Например, слабость и понижение рефлексов на одной стороне тела может дать врачу вполне исчерпывающий ответ, вероятно, имеются структурные патологии мозга, и требуется проведение магнитно-резонансной томографии.

История болезни пациента и тщательное обследование помогут врачу точно определить диагноз явления, а также выявить другие возможные расстройства и явления, которые в большой степени обуславливают наличие аутизма у пациента. У ребенка, который не говорит (нарушено развитие речи), должен быть проверен слух. Для нормального развития речевого процесса, необходимо слышать звуки, как на низких, так и на высоких частотах. Даже, если сохранен рефлекс поворачивать голову туда, откуда идет звук (например, при хлопанье в ладоши), то не всегда при этом развита речь.

Существует два основных вида исследования слуха: поведенческая аудиометрия и слуховые вызванные потенциалы ствола головного мозга. Человек во время обследования находится в комнате, ему подаются различные тоны и звуки, его задача отвечать на эти звуки. Врач фиксирует все реакции, выраженные пациентом; при втором виде исследования, человек также находится в комнате в спокойном состоянии, ему даются наушники. В наушниках подаются тоны и звуки разной частоты, все электрические реакции отслеживаются на мониторе. Если человек в состоянии проходить данный вид исследования слуха, то он используется врачами, прежде всего. В зависимости от истории болезни пациента и характерных проявлений явления, врач может назначить анализы крови и мочи. Такие анализы могут быть необходимы для диагностики расстройства, т.к. оно может являться генетическим, связанным с нарушением метаболизма.
Если результаты неврологического обследования нормальные, то обычно не требуется проводить компьютерную томографию и магнитно-резонансную томографию. Однако же если в ходе неврологического обследования врач обнаружит патологии мозга, то необходимо проводить магнитно-резонансную томографию. Обследование аутиста логопедом также очень полезно, а во многих случаях просто необходимо т.к. специалист может зафиксировать нарушения речи и назначит соответствующее лечение расстройства.

Ранний детский аутизм является весьма распространенным заболеванием, этиология которого до сих пор неизвестна. Известно, что аутизм встречается с частотой 6:10000 и болеют им преимущественно мальчики. В России статистика по явлению — аутизм не ведется. В США в 1990 годах один ребенок с признаками аутизма на одну тысячу детей, в настоящее время аутизм в США диагностируют в соотношении один ребенок, с признаками аутизма на сто детей. Вот такая картина.

Аутизм характеризуется нарушениями социальной адаптации, нарушениями развития коммуникации и нарушениями психики.

Синдром раннего детского аутизма (РДА)

Под термином аутизм понимают «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воз­действия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой». Аутизм как симптом встречается при доволь­но многих психосоматических расстройствах, но в некоторых случаях он проявляется очень рано (в первые годы и даже месяцы жизни ре­бенка), занимает центральное, ведущее место в клинической кар­тине и оказывает тяжелое негативное влияние на все психическое развитие ребенка. В таких случаях говорят о синдроме раннего детского аутизма (РДА), который считают клинической моделью особого — иска­женного — варианта нарушения психического развития. При РДА отдельные психосоматические функции развиваются замедленно, тогда как другие — патологически ускоренно. Так, нередко развитие гнозиса опережает праксис (при нормальном психическом разви­тии — наоборот), а иногда не по возрасту богатый словарный за­пас сочетается с совершенно неразвитой коммуникативной функ­цией речи. В ряде случаев наблюдаются не все требуемые для ус­тановления диагноза РДА клинические характеристики, хотя не возникает сомнений, что коррекция должна опираться на методы, принятые в работе с аутичными детьми; в такой ситуации нередко говорят об аутистических чертах личности.

По критериям, принятым Всемирной организацией здраво­охранения (ВОЗ), при аутистическом расстройстве личности от­мечаются:

— качественные нарушения в сфере социального взаимодейст­вия;

— качественные нарушения способности к общению;

— ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведе­ния, интересов и видов деятельности.

Аутизм встречается чаще, чем изолированные глухота и сле­пота, вместе взятые, однако статистические данные о его рас­пространенности неоднозначны, на что есть свои причины:

1) недостаточная определенность диагностических критериев, их качественный характер;

2) различия в оценке возрастных границ синдрома (в России — не старше 15 лет, в странах Западной Ев­ропы, США и Японии — без возрастных ограничений);

3) разли­чия в понимании причин РДА, механизмов его развития, самой сущности аутизма.

Чаще всего в последние годы в отечествен­ной и зарубежной литературе называют цифру в 15-20 случаев на 10 тыс. новорожденных, причем у мальчиков аутизм встреча­ется в 4-4,5 раза чаще, чем у девочек. Отмечается также, что частота аутизма с течением времени имеет явную тенденцию к росту и не зависит от национального, расового, географическо­го и многих других факторов, что подчеркивает не локальный, а общечеловеческий характер этого тяжелого психического рас­стройства.

Причины аутизма недостаточно ясны. Общепризнана большая роль генетических факторов в этиологии РДА, и сейчас практиче­ски все известные исследователи биологических основ аутизма согласны, что, по крайней мере, большая часть случаев РДА на­следственно обусловлена. Механизм наследования не ясен, но он заведомо не моногенный, т. е. развитие РДА зависит не от одного гена, а от группы генов. Наиболее вероятным считается так называемый мультифактори-альный механизм. Это означает, что генный комплекс обеспечи­вает передачу не самой патологии, а предрасположенности к ее развитию и реализуется лишь при наличии неспецифического ма-нифестного (провоцирующего) фактора, который может быть как экзогенным (внешним — травма, инфекция, интоксикация, психо­травма и т.д.), так и эндогенным (возрастной криз, конституцио­нальные особенности и др.). Такая точка зрения очень привлека­тельна уже тем, что лучше других позволяет объяснить большое клиническое многообразие синдрома РДА, особенно если при­нять гипотезу В.П.Эфроимсона, что реализация мультифактори-ального комплекса возможна при наличии хотя бы одного пато­логического гена, а не всего комплекса или определенной его час­ти. Эта же гипотеза позволяет также объяснить, почему популя­ция лиц с аутизмом количественно растет, хотя не самовоспроиз­водится.

Тонкие генетические механизмы наследования РДА изучены очень слабо.

Органическое поражение ЦНС рассматривается в связи с этио­логией аутизма более 50 лет. Как показывает опыт, у большинства детей с диагнозом РДА при внимательном исследовании обнару­живаются признаки органического поражения ЦНС, однако их происхождение и квалификация устанавливаются сложно. По­пытки связать РДА с определенной локализацией поражения бы­ли, но для того, чтобы делать определенные выводы, накопленно­го материала пока недостаточно.

Психогенный фактор рассматривается в США и Западной Ев­ропе в рамках психоаналитического подхода. В отечественной литературе есть указания на то, что психогенный аутизм возмо­жен, но четких характеристик этих форм нет. По нашим представ­лениям, психогенный фактор может:

а) быть манифестным для любых форм РДА;

б) вносить вклад в формирование третичных образований РДА (невротические расстройства в связи с пережи­ванием своей несостоятельности) при достаточном уровне интел­лекта и самосознания;

в) служить причиной вторичной аутизации при сенсорных дефектах и других вариантах депривационного психического развития.

Признаки и симптомы раннего аутизма

Они проявляются еще на первом году жизни.

  • Ребенок очень редко улыбается;
  • Неадекватно реагирует на малые раздражители (например, свет или незначительный шум могут сильно напугать его);
  • У ребенка отмечается задержка речи;
  • Малыш никогда не смотрит в глаза родителям, не фокусирует взгляд на их лицах;
  • Ребенок вообще не привязан к матери (не плачет при ее уходе и не улыбается при ее появлении);
  • Ребенок агрессивно настроен к другим детям, не желает играть с ними и общаться;
  • Ребенок не проявляет интереса к новым игрушкам, предпочитает играть только с одной.
  • Классификация раннего аутизма

    Характеризуется полной отрешенностью от происходящего. При общении ребенок испытывает крайний дискомфорт. Даже родители не могут добиться от ребенка улыбки или взгляда. Ребенок может даже игнорировать голод и мокрые пеленки. Избегает взглядов глаза в глаза и телесных контактов.

    Характеризуется активным отвержением окружающей среды. Ребенок очень избирателен в своих контактах с внешним миром, общается только с родителями и близкими людьми. Привыкает к одной одежде, к определенной обстановке и еде. Любое отклонение от привычной среды приводит к нервному срыву. Ребенок этой группы наиболее остро испытывает чувство страха, реагируя на него агрессией.

    Характеризуется захваченностью аутистическими интересами. Ребенок стремится укрыться от окружающего мира в каких-либо своих интересах. Эти интересы не носят познавательного характера, они мрачные, устрашающие, агрессивного характера. Ребенок годами разговаривает на одну тему, рисует один и тот же сюжет.

    Характеризуется тем, что ребенку чрезвычайно трудно взаимодействовать с окружающей средой. Это самый легкий вариант аутизма. Ребенок данной группы отличается ранимостью и уязвимостью. Избегает отношений, если чувствует какие-то недомолвки или преграды, и очень зависим от чужого мнения.

    Синдром раннего детского аутизма – это не только проблема детского возраста, но и проблема взрослых, так как аутизм не лечиться и никуда не уходит с годами. Однако ранняя диагностика и коррекция данного явления помогают адаптировать больных аутизмом к окружающей среде и социуму.

    «Ребенком дождя» называют ребенка, который болен аутизмом. Многие родители полагают, что их ребенок не начал разговаривать в три года и не идет на контакт с взрослыми людьми и сверстниками только потому, что он индивидуальность. Поэтому, услышав от врачей диагноз «аутизм», они долго не могут в это поверить. А ребенок-аутист испытывает дискомфорт, живя в мире нормальных людей. Он не может понять ни их чувств, ни эмоций.

    Аутизм у детей является загадочным заболеванием, при котором у каждого пациента имеются свои симптомы. Однако каждому больному аутизмом присущи общие черты, которые и дают снования полагать о наличии этого явления. Признаки и симптомы детского аутизма зависят от возраста. Поэтому выделяют четыре основных группы признаков и симптомов: ранний аутизм (у детей до двух лет), детский аутизм (у детей от двух до одиннадцати лет), подростковый аутизм и аутизм взрослых.

    Возраст — от 2 до 11 лет

    У детей старше двух лет остаются все те симптомы, которые характерны для раннего аутизма (не откликается на свое имя, не смотрит в глаза собеседнику, играет в одиночестве и т.д.), а также к ним присоединяются и другие:

  • Ребенок не желает принимать участие в беседах, никогда не начинает разговор и вообще не стремится к общению;
  • Ребенка интересует только один вид деятельности (музыка, рисование, математика);
  • Может повторять одно и то же слово либо звук постоянно;
  • Если происходит смена привычной обстановки, ребенок впадает в панику;
  • Ребенок с трудом приобретает навыки, в школе не может научиться читать и писать.
  • Возраст – от 11 лет

    В том возрасте дети, страдающие синдромом аутизма, обычно приобретают простые навыки общения с людьми, однако все равно предпочитают одиночество. Период полового созревания у детей с аутизмом протекает намного сложнее, чем у обычных детей. Они становятся агрессивными, могут находиться в депрессии. Ученые до сих пор не могут установить причины возникновения аутизма у детей. Теорий по этому поводу существует много, однако ни одна из них так и не нашла подтверждения клинически. Большинство ученых считает, что аутизм детский – наследственное заболевание. Однако дети-аутисты рождаются в абсолютно благополучных семьях.

    Ученые выяснили, что чаще всего аутизм поражает первенцев.

    Не исключают, что среди прочих причин, медицинской причиной данного явления является вирусная инфекция (краснуха, корь, ветрянка) матери во время беременности. Она способствует органическим изменениям строения головного мозга ребенка, что в дальнейшем приводит к детскому аутизму.

    Возраст — от 11 до 18 лет

    Подростковые годы – это период максимально активного общения за всю нашу жизнь. Это время, когда дети познают самих себя и взрослеют. Это невероятно «социальное» время, когда то, что вы говорите и как вы себя ведете, имеет большое значение для сверстников. И это — то время, когда подростки-аутисты оказываются в наиболее стрессовых ситуациях за всю свою недолгую жизнь.

    Как и другим подросткам, им требуется помощь, чтобы справиться со своей возрастающей чувственностью. У некоторых людей по достижении подросткового возраста состояние улучшается. У других же проявления болезни могут усиливаться вследствие напряжения и замешательства, связанного с этим непростым жизненным периодом.

    И именно в этом возрасте многие подростки-аутисты осознают, насколько сильно они отличаются от своих сверстников. Они начинают понимать, что у них мало друзей или же их вовсе нет, и что они не ходят на свидания и не планируют свою карьеру. Для некоторых осознание этого становится стимулом к развитию своих коммуникативных навыков и адаптации в обществе, другие еще больше уходят в себя.
    Существуют различные формы аутизма. Многие люди уверены в том, что образ аутиста, созданный Дастином Хоффманом в фильме «Человек дождя», характерен для всех людей, страдающих от этой болезни. Некоторые люди с аутизмом действительно напоминают героя Дастина Хоффмана, но не меньше людей, и, возможно, даже больше, обнаруживают высокофункциональный аутизм. Эту форму явления не всегда можно обнаружить со стороны. Часто, окружающие, незнакомые с больным, даже и подумать не могут о том, что у него аутизм.

    Какова жизнь подростка-аутиста?

    Это сложный вопрос. Прежде всего, это зависит от тяжести болезни. Подростки с высокофункциональной формой аутизма учатся в обычных классах и даже в классах для отличников, участвуют в жизни школы и, несмотря на некоторые трудности в общении, практически не отличаются от своих сверстников. С другой стороны, жизнь подростков с ярко выраженными проявлениями аутизма гораздо сложнее. Многим их них требуется обучение в специальных школах, а также индивидуальный комплекс лечебных мер. Большинство подростков с тяжелой формой аутизма не в состоянии заботиться о себе самостоятельно и удовлетворять основные потребности без посторонней помощи.

    Так как при аутизме возникают сложности с коммуникацией, у большинства детей-аутистов нет возможности узнать, как принято себя вести в обществе. Поэтому этому их нужно обучать. Неспособность вписаться в рамки определенных социальных ситуаций травмирует психику ребенка и приводит его к отказу от участия в таких ситуациях. Это может касаться игр со сверстниками, школы или работы. Воспитание ребенка-аутиста, особенно в случае, если он страдает от тяжелой формы явления, — это трудная задача.

    Проявления аутизма у подростков

    Симптомы аутизма у подростков различаются. Но есть несколько признаков, которые помогают определить, что перед вами подросток-аутист. Это позволяет понять его поведение и вести себя соответственно. Многие подростки с аутизмом предпочитают проводить время в одиночестве и не показывают стремления заводить друзей. Некоторые из них говорят о том, что они ощущают «сенсорную перегрузку». Из-за обостренной чувствительности звуки кажутся громкими и пугающими, а свет кажется чересчур ярким.

    Главным признаком аутизма у подростков является нарушение социального развития. Им сложно взаимодействовать с окружающими, иногда они неправильно считывать социальные сигналы. Часть мозга, отвечающая за распознавание и проявление человеческих эмоций, недостаточно развита, поэтому улыбка или нахмуренные брови для подростка-аутиста не имеют той эмоционального оттенка, как для другого среднестатистического ребенка.

    Формы поведения подростков-аутистов

    Некоторые подростки, страдающие от этого явления, ведут себя очень тихо и отстраненно. Они не понимают, почему важно устанавливать с окружающими зрительный контакт, и не делают этого. Кроме того, им сложно строить речь. Зато они могут общаться с помощью жестов. Другие подростки-аутисты гиперактивны. Они не понимают, как в обществе принято выражать расстройство и разочарование, и могут проявить агрессию и раздражение. Некоторые из них тяжело переносят любые изменения и отрицательно реагируют на отклонения от установленного распорядка.

    Для тяжелых форм болезни характерны одержимость какими-либо объектами или идеями, а также склонность к стереотипным повторяющимся действиям. Во взволнованном состоянии они часто совершают различные движения, такие как взмахи руками или раскачивания тела.

    Проявление понимания по отношению к подросткам-аутистам

    Подростки с аутизмом могут обучиться правилам поведения в обществе. Многие из них прилагают большие усилия, чтобы научиться интерпретировать эмоции и реагировать в соответствии с ситуацией. У таких подростков тоже есть чувства. Сложнее всего научить их выражать эти эмоции таким образом, чтобы окружающие понимали их. Но многие подростки, страдающие от аутизма, развивают в себе умение выражать свои мысли и чувства и справляться со сложными для них ситуациями в течение многих лет. Чем раньше начинается лечение болезни, тем больших успехов в области социального взаимодействия они могут добиться. Очень важно проявлять понимание к подросткам-аутистам, которые ограничены рамками своих возможностей. Также необходимо поощрять их и хвалить за положительные результаты развития. При общении с такими подростками также нужно проявлять терпение и благожелательность.

    Аутизм у взрослых представляет собой расстройство, скорее всего психического состояния, вызывающее резкое снижение уровня социализации и адаптивных способностей. Если детскую патологию такого характера обнаруживают довольно поздно, то у взрослого человека признаки нарушений более чем заметны окружающим.

    Установить факторы, которые провоцируют аутизм, специалистам до сих пор не удается. Расстройство психики у зрелых людей связывают с наличием генных мутаций и патологических изменений, которые часто выявляют у новорожденных. Списывают это на то, что процессы развития болезни были замедлены и начали проявляться только с возрастом.

    Аутизм у взрослых характеризуется такой симптоматикой:

  • безразличное отношение к происходящему вокруг;
  • отсутствие эмоций;
  • равнодушие;
  • замкнутость;
  • нежелание идти на контакт с другими людьми;
  • осуществление общения только с близкими родственниками;
  • сложности в налаживании связи с обществом;
  • снижение способностей к обучению и восприятию информации.
  • Они практически все время поглощены своими мыслями, выполняют непонятные и однообразные движения, раскладывают предметы и одежду в странном, только им понятном порядке. Аутисты словно имеют какую-то навязчивую идею, которая вызывает равнодушие к окружающему миру и отбивает интерес к жизни. В то же время события и явления, которые не вписываются в привычную картину их обитания, могут вызвать панику, страх, приступ гнева. Аутизм у взрослых может стать причиной крайне неадекватного поведения. В некоторых случаях аутисты могут неосознанно причинить вред близким и незнакомым людям, а также навредить самим себе. Если психическая болезнь протекает в тяжелой форме, то больные неспособны справиться даже с собственными потребностями и не могут обслужить себя (одеться, обуться, поесть, посетить туалет). Такие взрослые аутисты нуждаются в постоянном уходе, который им могут обеспечить близкие родственники или работники специальных медицинских учреждений, если такая форма присутствует, значит кроме аутизма, есть еще и заболевания психосоматического характера.

    Аутизм у взрослых — разделение на группы

    В зависимости от типа поведения, психосоматически больных людей можно разделить на несколько групп, для которых свойственны такие поведенческие черты:

    1. У больных отсутствует какое-либо желание взаимодействия с социумом. Это свидетельствует о крайне сложной форме патологии, которую практически невозможно излечить.
    2. Общение с окружающими осуществляется необычным способом, который понятен только самим больным. Все новое и необычное аутисты воспринимают критично. Выполняют однообразные движения, раскачиваются в стороны, размахивают руками. У них наблюдается отсутствие аппетита, потребности поспать, погулять на свежем воздухе. Физическая активность значительно снижена. Лечение может дать результаты, но существенное улучшение случается редко.
    3. В поведении взрослых аутистов преобладает эгоизм. Такие люди могут идти на контакт с другими, но вовсе не считаются с их мнением и чувствами. С неохотой отрываются от своих странных, привычных им занятий. Психосоматически нездоровые взрослые могут позаботиться о себе, но дается им это с большим трудом. У взрослых аутистов с такими признаками часто выявляют особенные навыки и способности, развивая которые, можно уменьшить выраженность признаков болезни.
    4. В данном случае психическое расстройство протекает практически бессимптомно. Аутизм у взрослых этой группы проявляется в сильной обидчивости по любому поводу и без, предельном послушании близких людей и полной зависимости от них. Такие аутисты не могут самостоятельно принять решение даже в самой обычной бытовой ситуации. Они руководствуются правилами и инструкциями, которые им навязывают родители и другие члены семьи.
    5. Больным свойственны свои странности, которые могут выражаться в определенных талантливых качествах. Не редко аутизм легкой формы влияет на развитие их способностей к точным наукам, рисованию, написанию книг, музыке.

    www.b17.ru