Инициальное заикание

При “остром” начале заикания, что бывает, как правило, после испуга, необходимо срочно создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка, особенно в тех случаях, если после испуга наблюдался мутизм.

Такими условиями может быть смена обстановки, в которой произошла психическая травма, на нейтральную;

создание специального охранительного режима с пролонгированным сном и снижением уровня поступающей информации. Желательна консультация логопеда и психоневролога.

При появлении судорожных запинок родители не должны внешне проявлять своего беспокойства, тем более не должны делать замечаний по поводу речи ребенка, требовать от него плавной речи, правильного произношения звуков, слов и т.п. Недопустимы передразнивания и насмешки. В инициальный период заикания следует ограничить речевое общение с ребенком и разговаривать с ним лишь в необходимых случаях. Речь окружающих при этом должна быть негромкой и спокойной. Так как в процессе игры наедине с собой заикающиеся дети оречевляют свои действия без запинок, то следует поощрять разнообразные

виды игровой деятельности ребенка наедине: рисование, мозаика, строительные игры и пр.

Нельзя запретить ребенку говорить, если у него возникает такая потребность. Следует в этих случаях переводить форму речевой активности ребенка из монологической в диалогическую, с тем чтобы упростить как форму общения, так и лексико-грамматическое оформление высказываний ребенка.

Логопед может рекомендовать родителям использовать как ритмизированную речь, так и пение в общении с ребенком, разучивать с ним стихи, имеющие короткую строку, четкий ритм и соответствующие возрасту ребенка содержание. Полезно ребенку выполнять ритмические движения под музыку (маршировать, хлопать в ладоши, и пр.). При этом ритм выполнения движений должен быть выбран так, чтобы ребенок выполнял это без напряжения, с удовольствием.

Все дисциплинарные требования должны предъявляться спокойным тоном, не носить характера безапелляционных приказов. Если ребенок сопротивляется выполнению требований, следует переключить его внимание на другую деятельность.

Логопед должен объяснить родителям, что заикание у ребенка можно устранить, правильно выполняя рекомендации.

pedlib.ru

В основной массе случаев заикание появляется в раннем возрасте, в период интенсивного развития речи. Зачастую это случается в 2-3 года. До этого времени фактически нереально продиагностировать эту проблему из-за недостающего овладения ребенком речью. Как только отец с матерью заметили резко возникшее заикание у малыша, нужно незамедлительно показать его профессионалу и, объединив с ним свои усилия, сосредоточить все силы на ликвидацию еще не закрепившегося дефекта.

Общий режим при инициальном заикании.

1. При остро образовавшемся заикании у малыша первым делом необходимо отстранить травмирующую его психику ситуацию. В случае если это случилось в детском саду, нужно сделать все возможное, для того чтобы временно отказаться от посещения ребенком детского сада. При этом необходимо создать условия домашнего режима минимум на 1 -2 месяца. Важно мобилизовать для этого всех членов семьи. Чем раньше вы примите соответствующие меры, тем скорее удастся восстановить расстроенную складность речи, тем благосклоннее прогноз.

2. Часто обращение с отдельными людьми активизирует у ребенка усугубление запинок. Можно подвергнуть анализу и составить перечень ситуаций, в которых речь малыша ухудшается, а также перечень тех людей, которые воздействуют на его эмоциональное состояние. Отцу с матерью важно организовать жизнь ребенка так, чтобы свести до минимума подобное общение.

3. Порой для нервной системы малыша благотворна глубокая смена обстановки: переезд на к бабушке, на дачу, путешествие на какое-то время на море, в пансион и т. п. Поход в гости к друзьям может быть недостаточно целесообразна, так как может побудить у малыша дополнительную взволнованность от воспоминаний и веселых переживаний. Ездить лучше в нейтральное, безмятежное место.

4. Дома родителям рекомендовано придерживаться щадящего речевого режима. Для этого очень важно создать тихую доверительную атмосферу. Нужно на время избегать ситуаций, которые излишне возбуждают, беспокоят или расстраивают малыша. Неудержимое радостное возбуждение в такое время также противопоказано. Лучше отменить посещение впечатляющих событий или мест большого скопления людей – огромные магазины, кинозалы, рестораны и т. д. Лучше остановиться на прогулках в сквере, парке, подальше от детских площадок. В период возобновления речи важно изолировать малыша от любых источников возбуждения.

5. В периоды смещения в худшую сторону речи можно проводить режим тишины – игра в «Молчанку». Можно при этом говорить с ребенком жестами, пояснять «на пальцах».

6. В случае если заикание возникло в следствии ревности к мадшему брату или сестре, маме нужно отдать достаточное внимание старшему ребенку, завлечь его в общие семейные дела. Можно дать ему на время снова ощутить себя маленьким. Если он захочет — отдать ему давно позабытые игрушки, в том числе и соску (обыграть это), взять и поносить на руках как младенца. Через некоторое время это ему наскучит, и он сам откажется от этой игры. Важно также пересмотреть в ситуациях ревности положение старшего малыша в семье. Может быть, его сильно выключают из психологических переживаний или перегружают неизвестной и новой для него деятельностью. На приеме у эксперта эти проблемы надлежит обсудить.

7. При чтении новых книг вначале предпочтительно рассмотреть иллюстрации, а потом родителю можно изложить в свободной форме содержание книги. Речь старшего при пересказывании не такая тяжелая, чем при чтении вслух, и такого рода занятия носят более товарищеский характер. Можно вдобавок выдумывать и свои собственные рассказы. Что-то вроде телесериала с продолжением. Подобные занятия очень хорошо проводить пред сном.

8. В момент подготовки ко сну необходимо предельно ритуализировать учение малыша, то есть из дня в день после ужина в одном и том же распорядке выполнять одни и те же действия. К примеру, купаться, убирать игрушки на место, рассказывать придуманную историю или сказку, напевать колыбельную и т. д. Это упрощает засыпание.

9. Бывают случаи патологии речи, вызванные долгими просмотрами телепередач: различные «боевики», «фильмы ужасов», приключенческие сериалы, бесчисленные программы негативно влияют на нервную систему малыша. А также отрицательно отражается на нервную систему длительное воздействие компьютерных игр. Малыш очень перевозбуждается, может появиться и заикание. Такое заикание может появиться в любом возрасте, как в подростковом, так и в дошкольном. Во время лечения очень важно, чтобы малыш на какое-то время полностью удержался от просмотра телепередач и компьютерных игр. Ежели это совсем нереально (ребенок энергично протестует), нужно ограничение просмотра телепередач до 1-2 в день общей длительностью не больше 30 минут в день. С совсем маленькими детьми нужно при просмотре тв пребывание взрослых.

10. Все общие действия семьи и экспертов во время возобновления речи необходимо сосредоточить на то, чтобы посодействовать ребенку поменять манеру речи. Ребенок копирует речи взрослых находящихся вокруг его людей. Рядом в это время лучше чтобы не было заикающихся людей. Для самих взрослых нужно контролировать свой темп речи. Старайтесь говорить медлительнее, чем обычно, замедляя слова. Разговаривать маленькими предложениями без лишней эмоциональности, но и не однообразно, как робот. Медлительно, но выразительно и используя в речи доходчивые и известные ребенку слова.

11. Действенным бывает приучивание ребенка к настольным играм, занятиям кубиками, лото, мозаике, конструктором. Это не только лишь успокаивает малыша, но и формирует тонкую моторику пальцев рук, что плотно сопряжено с формированием речи. Методы устранения тяжкого заикания базируются на схожих приемах. Можно применять в игре небольшие предметы: накалывать бусинки, перечислять ракушки, раскладывать пуговицы, крупу и т. д.

12. Рисование полезно воздействует на нервную систему ребенка. Творчески подходя к данному делу, рисовать можно где угодно и чем угодно:

Пальцем на запотевшем стекле, мелом на асфальте, ладошкой акварелью и гуашевой краской. Предпочтительно для маленьких деток рисовать гуашевой краской крупными кистями на больших листах бумаги различной формы и величины. Детки очень любят рисовать просто ладошкой или кончиками пальцев рук или. Родители не всегда одабривают подобное творчество ребят, обрекая их с раннего возраста на поставленные штампы и шаблоны. Но психологическими исследованиями зафиксировано, что таким образом малыш более полно высказывает свое эмоциональное состояние.

13. Может быть полезна для заикающегося малыша и лепка из глины, пластилина, и любой густой массы, сберегающей формую. Глина более податливая и мягкая, а лепка из пластилина порой активизирует у маленьких детей некоторые физические препятствия. Все эти спокойные забавы нормализуют нервную систему малыша, а также воспитывают и обогащают ребенка.

14. Успокаивают и снимают напряженность нервной системы малыша забавы с водой и песком. Организовать их в летнее время нет никакой проблемы, а в зимнее время снег сменяет песок и воду.

15. Для ребенка с патологией связности речи полезно также пение и ритмичное движение под музыку. Можно 1 раз в неделю всей семьей проводить специализированные процедуры под музыку. Видеокассеты с такими уроками есть в магазинах. Нет необходимости говорить, что все обучения необходимо проводить, играя с ребенком.

16. Почти все заикающиеся дети говорят без запинок с маленькими детьми, игрушками, животными, или надев маски. Отцу с матерью важно стимулировать это. Уместно выдумывать разные спектакли, в которых ребенок играет роль независимого, великого, мужественного человека. При этом можно применять маски разных животных и фантастических персонажей. Такие мини-спектакли специалисты по психологии применяют в технике игровой терапии, где убирают нервное напряжение у малыша, его страхи, решают его внутри личностные конфликты.

17. Нужно потрудиться сдержать малыша от речи, если он на пределе истерики или плачет. Всхлип сам по себе нередко приводит к повторению слогов и слов и у не заикающихся людей. Очень важно вначале любым способом успокоить малыша, отвлечь его чем-нибудь занимательным, утешить, взять на руки. Малыш должен ощущать, что мама постоянно рядом и не даст его в обиду.

18. Время от времени дети, испытывающие страдания заиканием, применяют в речи эмблы, то есть говорят краткие слова, вроде «вот», «а-а-а», «ну», «значит» и другие. Невзирая на то, что эмблы очень «засоряют» речь, – не нужно ругать его за это. Использование эмблов удлиняет время высказывания, дает возможность легче сконцентрироваться, организовать артикуляцию. Этим малыш сам может помочь себе совладать с запинками. Эмблы пропадут, когда улучшатся речевые возможности малыша.

19. Старайтесь сформировать жизнь малыша так, чтобы его не надо было торопить. Ведь мы устремляемся к тому, чтобы он разговаривал неторопливее, но это невообразимо, если он все время слышит в своей жизни: «Скорее, скорее». Если вы очень спешите, оденьте или накормите малыша сами. Дайте на завтрак то, что он употребляет в пищу охотнее, но не делайте жизнь малыша еще более напряженной.

20. Дневной сон вне всяких сомнений очень полезен для детишек. Но если малыш отвертывается спать в дневное время, не надо делать из укладывания напряженную ситуацию. Ваш малыш может провести время сидя в кресле, прослушивая знакомую сказку или кассету.

21. Заикающийся малыш время от времени может вертеть небольшие предметы в своих ручках. Это в определенной степени освобождает его нервное напряжение, абстрагирует от речевых проблем. Можно даже дать ему в руки небольшую игрушку, канцелярскую скрепку или кусок пластилина.

22. Часто бабушки, горделивые достижениями своих потомков, хотят их показать перед окружающими. Не стоит принуждать малыша декламировать стихи перед сторонними, петь песни и т. д. ежели он сам этого не желает. С момента появления речевого недостатка, малыш сам все чаще и чаще отворачивается от подобных выступлений. И его несогласие следует уважать.

23. Зафиксировано, что в семьях заикающихся детей нередко встречается такое плохое сочетание, как повышенные запросы к ребенку и обыкновение быстро разговаривать. В этих семьях на детей оказывается огромное эмоциональное влияние, желание, чтоб они соответствовали некоему высочайшему эталону, из-за чего формируется неустойчивая конфликтная обстановка. Члены семьи говорят быстро, взволнованно, дают приказания. Считается, что малыш должен не просто хорошо разговаривать, а быть чуть ли не оратором. Подобная обстановка не содействует тому, чтобы малыш спокойно и плодотворно воспринимал свои речевые промахи. Хорошо бы своим образцом дать ребенку уразуметь, что в признании своих ошибок нет ничего ужасного. Взрослые порой также ошибаются.

www.zdravosil.ru

Инициальное заикание

Журнал « АИСТЕНОК», 2005, №4

Заикание у детей.

Маленький трехлетний ребенок начинает рассказывать что-то в метро своей маме и окружающие обращают внимание на то, что он заикается, прикрывает ладошкой рот, прячет глаза, старается говорить тише. Он захлебывается, старается говорить быстрее, а все слова «заедает». Из сообщения почти ничего не понятно, мама переспрашивает его повышая тон речи его : «Что, что? Ничего не понятно!» — «Нне ммо –ггу!» Затем ребенок замолкает и перестает вообще что-либо говорить. На глаза наворачиваются слезы, кулачки сжимаются, он отворачивается…

Заикание –это результат нарушения плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение звуков и слогов сопровождается у детей мышечным напряжением –судорогой – речевого аппарата. В заикании у малыша могут проявляться судороги губ, языка, голосовых связок, дыхания.
Ребенок с трудом передает речевое сообщение, а его собеседники испытывают напряжение, слушая такую речь. Как правило, если ребенок произвольно пытается преодолеть эти запинки, то это приводит часто к усилению заикания.
У некоторых детей заикание что называется «висит на губах» и ребенок запинается на первых согласных звуках в словах, например: «Мммама, пппокажи мммне , что у тттебя ввв руках». При таком заикании малыш не может начать говорить слово, а вторая его часть получается легко, и малыш запинается в основном на начальных гласных. В легких случаях заикание встречается только в начале предложения,на первом слове, а дальше предложение проговаривется уже легко.
Существует заикание, которое затрагивает более сложные речевые органы, и даже дыхание. Тогда ребенок заикается на гласных звуках, в начале, в середине и в конце слова. Такое заикание звучит как бы из глубины организма ребенка, затрагивая дыхание и всю артикуляцию. Но у каждого ребенка «свое заикание», свои причины его появления, свои индивидуальные особенности его протекания.

Существующие мифы о заикании.

1. «Это пустяковая проблема. Можно не обращать внимания, и все улучшится само по себе». – Заикание со временем не исчезает, а только закрепляется. Дефект с момента закрепления усиливается, и на его устранение требуется больше времени и сил семьи и специалистов.
2. «Он так говорит , пока маленький, вот пойдет в школу, там будет говорить как все дети». – Во время поступления в детский сад или школу заикание усиливается, так как ребенку нужно адаптироваться к новым условиям, а для этого необходимы новые силы организма. Ребенку становится труднее говорить, и кроме того, он начинает тяжело переживать свой дефект, в школе усиливается тревога и невротичность заикающегося ребенка.
3. «Нужно научить ребенка контролировать свою речь». – При некоторых формах заикания такая тактика приемлема и приводит к улучшению речи, а при других приводит только к усилению дефекта. В любом случае нужен индивидуальный подход к каждому ребенку.
4. «Ребенок просто придуривается, если его наказывать, он перестанет морочить нам голову». – Физическое наказание приводит к усилению дефекта, а также к его углублению. Существуют случаи возникновения заикания после физического наказания ребенка родителями.
5. « Если в семье заикается кто-то из родителей, то малыш непременно будет заикаться» — Нахождение рядом с заикающимся родителем во время появления заикания может привести к его закреплению, но после прохождения курса лечения заикание устраняется. Возможно также коррекция заикания как у ребенка, так и у родителей.

В народе бытует мнение, что причиной заикания является испуг. Часто родители, приходящие с ребенком или подростком на прием к специалисту, говорят: «Его собака испугала». Но в реальности это не совсем так.
Существует несколько видов заикания, каждый из которых имеет различные причины и формы проявления. Определить их может только специалист, поэтому родителям необходимо при появлении заикания у ребенка не тратить драгоценное время и как можно раньше обратиться к детскому психоневрологу, психиатру, психологу или психотерапевту. Не стоит тратить время на посещение различных народных целителей, так как результат этих с позволения сказать «горе-специалистов» в этой области не очевиден. Своевременная и правильная постановка диагноза и назначение лечения, — прогноз успешности избавления от этой сложной и комплексной проблемы. Дело в том, что для разных форм заикания существуют свои методы лечения, часто взаимно исключающие друг друга. При одних формах родителям требуется направить все внимание на речь ребенка и контролировать каждый его звук, обучая ребенка таким образом выстраивать внутренний контроль за своей речью. А при других формах такая тактика приведет только к усилению дефекта. И поэтому важно своевременно и правильно продиагностировать малыша.
Еще 20-30 лет назад в нашей стране не было специализированных центров по устранению заикания у детей, да и на сегодняшний день проблема находится в стадии постоянного изучения, исследования и разработки эффективных методов ее лечения. Но в настоящее время многими специалистами принято и поддерживается мнение о том, что проблема эта многоплановая, сложная и многоосевая. Эффективно в устранении дефекта часто использовать знания не только медицины, но и психологии , логопедии и педагогики. Таким образом, заикание –сложная медико-психолого- логопедическая проблема. И в специализированных центрах возможно наблюдение и лечение ребенка командой специалистов, согласующих свои действия и направляющих свои усилия соответсвенно индивидуальным особенностям каждого обратившегося ребенка и его семьи.
Заикание может возникнуть остро, то есть внезапно, вследствие психической травматизации – испуга, конфликта, неожиданного изменения образа жизни малыша. Заикание может проявиться как в период начала посещения детского сада ребенком, так и в момент рождения в семье братика или сестрички, после переезда на новое место жительства семьи, и при изменении в составе семьи – когда уходит один или несколько членов семьи в результате развода- или при появлении новых членов семьи в результате замужества матери или женитьбы отца , при появлении в семье сводных братьев и сестер. Существуют и другие причины острого появления заикания у ребенка. Также заикание может возрастать и постепенно, иногда усиливаясь в течение многих месяцев. В целом это очень индивидуально у каждого ребенка.
В любом случае, если заикание отмечается не более одного или двух месяцев, то оно считается инициальным (начальным), если оно проявляется дольше –то оно считается закрепившимся.
Для заикания характерно волнообразное течение. Состояние речи может изменяться в зависимости от времени года (осенью и весной обычно усиливаясь) ,времени суток ( по вечерам оно бывает больше выражено, чем в утренние часы и наоборот). После перенесенного заболевания у многих детей заикание усиливается, но встречаются и те, у которых оно временно затихает.
Дети по-разному говорят дома и в школе или в детском саду, на игровой площадке среди сверстников. Иногда речь ухудшается, казалось бы, и без видимых причин.

Инициальное заикание.
В подавляющем большинстве случаев заикание возникает в раннем дошкольном возрасте, в период активного развития речи . Чаще всего это происходит в 2-3 года. До этого времени практически невозможно продиагнростировать эту проблему из-за недостаточного овладения ребенком речью. Как только родители заметили внезапно возникшее заикание у ребенка, необходимо немедленно показать его специалисту и , объединив с ним свои усилия, направить все силы на устранение еще незакрепившегося дефекта.

Общий режим при инициальном заикании.

1. При остро возникшем заикании у ребенка первым делом нужно устранить травмирующую его психику ситуацию. Если это произошло в детском саду, нужно сделать все возможное, чтобы временно отказаться от посещения малышом детского сада. При этом нужно обеспечить домашний режим минимум на один -два месяца. Важно мобилизовать для этого всех членов семьи. Чем раньше принять соответсующие меры, тем быстрее удастся восстановить нарушенную плавность речи, тем благоприятнее прогноз.
2. Часто обращение с некоторыми людьми (чаще незнакомыми, но бывает и с некоторыми членами семьи) провоцирует у ребенка усиление запинок. Можно проанализировать и составить список ситуаций, в которых речь ребенка ухудшается, а также перечень тех людей, которые влияют на его эмоциональное состояние. Родителям важно орагнизовать жизнь малыша так, чтобы свети до минимума такое общение.
3. Иногда для психики ребенка балготворна полная смена обстановки: переезд на дачу, к бабушке, поездка на какое-то время на море, в пансионат и т.п. Поездка в гости к знакомым может быть недостаточно целесообразна, так как может вызвать у ребенка дополнительное возбуждение от воспоминаний и радостных переживаний. Ехать лучше в нейтральное, спокойное место.
4. Дома родителям рекомендуется соблюдать щадящий речевой режим. Для этого важно создать спокойную доверительную атмосферу. Необходимо временно избегать ситуаций, которые чрезмерно возбуждают, смущают или расстраивают ребенка. Безудержное радостное возбуждение в такой период также противопоказано. Желательно отменить посещение зрелищных мероприятий или мест большого скопления людей – большие магазины, кинотеатры, рестораны и т.д. Лучше остановиться на прогулках в парке, сквере, подальше от детских площадок. В период восстановления речи важно изолировать ребенка от любых источников возбуждения и перевозбуждения.
5. В периоды ухудшения речи можно проводить режим молчания — игра в «Молчанку». Можно при этом разговаривать с ребенком жестами, объяснять «на пальцах».
6. Если заикание возникло в результате ревности к мадшему брату или сестре, матери необходимо уделить достаточное внимание старшему ребенку, вовлечь его в совместные семейные дела. Можно дать ему на время вновь почувствовать себя маленьким. Если он захочет -дать ему давно забытые игрушки, даже соску (обыграть это), взять и поносить на руках как малыша. Через некоторое время это ему надоест, и он сам откажется от этой игры. Важно также пересмотреть в ситуациях ревности статус старшего ребенка в семье. Возможно , его сильно выключают из эмоциональных переживаний или перегружают незнакомой и новой для него деятельностью. На приеме у специалиста эти проблемы необходимо обсудить.
7. При чтении новых книг сначала лучше рассмотреть картинки, а потом родителю можно пересказать в свободной форме содержание книжки. Речь взрослого при пересказывании менее напряженная, чем при чтении вслух, и такого рода занятия носят более дружественный характер. Можно также придумывать и свои собственные истории. Что-то вроде сериала с продолжением. Такие занятия хорошо проводить перед сном.
8. В период подготовки ко сну неплохо максимально ритуализировать занятия ребенка, то есть изо дня в день после ужина в одном и том же порядке совершать одни и те же действия. Например, убирать игрушки на место, купаться, рассказывать сказку или придуманную историю, петь колыбельную и т.д. Это облегчает засыпание.
9. Встерчаются случаи нарушения речи, вызванные длительным просмотром телепередач: всевозможные «боевики», «фильмы ужасов», приключенческие телесериалы, многочисленные программы пагубно воздействуют на психику ребенка. А также негативно отражается на психику длительное влияние компьютерных игр. Ребенок сильно перевозбуждается, может возникнуть и заикание. Такое заикание может возникнуть в любом возрасте, как в дошкольном, так и в подростковом. Во время лечения необходимо, чтобы ребенок на какое-то время совсем воздержался от просмотра телепередач и компьютерных игр. Если это совсем невозможно (ребенок активно протестует), необходимо сокращение просмотра телепередач до 1-2 в день общей продолжительностью не более 30 минут в день. С очень маленькими детьми необходимо при просмотре телевизора присутствие взрослых.
10. Все общие усилия семьи и специалистов в период восстановления речи необходимо направить на то, чтобы помочь ребенку изменить манеру речи. Ребенок подражает речи взрослых окружающих его людей. Рядом в это время желательно чтобы не было заикающихся людей. Для самих взрослых необходимо проконтролировать свой темп речи. Постарайтесь говорить медленнее, чем обычно, растягивая слова. Говорить короткими предложениями без излишней эмоциональности, но и не монотонно, как робот. Медленно, но выразительно и употребляя в речи понятные и знакомые ребенку слова.
11. Эффективным бывает приучение малыша к настольным играм, лото, мозаике, занятиям кубиками, конструктором. Это не только успокаивает ребенка, но и развивает тонкую моторику пальцев рук, что тесно связано с развитием речи. Методы коррекции тяжелого заикания основаны на подобных приемах. Можно использовать в игре мелкие предметы: раскладывать пуговицы, нанизывать бусинки, перебирать ракушки, крупу и т.д.
12. Рисование благотворно влияет на психику малыша. Творчески подходя к этому занятию, рисовать можно где угодно и чем угодно: мелом на асфальте, пальцем на запотевшем стекле, ладонью гуашевой краской и акварелью. Лучше для маленьких детей рисовать гуашевой краской большими кистями на больших листах бумаги разной формы и величины. Дети очень любят рисовать просто кончиками пальцев рук или всей ладошкой. Родители не всегда приветствуют такое творчество детей, обрекая их с раннего возраста на определенные штампы и шаблоны. Но психологическими исследованиями отмечено, что таким образом ребенок более полно выражает свое эмоциональное состояние.
13. Полезна для заикающегося ребенка и лепка из пластилина, глины и любой тягучей массы, сохраняющей формую. Глина более мягкая и податливая, а лепка из пластилина иногда вызывает у маленьких детей определенные физические трудности. Все эти спокойные игры нормализуют нервную систему ребенка, а также развивают и обогащают малыша.
14. Успокаивают и снимают напряжение нервной системы ребенка игры с водой и песком. Орагнизовать их летом нет никакой проблемы, а зимой снег заменяет песок и воду.
15. Для малыша с нарушением плавности речи полезно также петь и ритмично двигаться под музыку. Можно один раз в неделю всей семьей проводить специальные упражнения под музыку. Видеокассеты с такими занятиями есть в магазинах. Нет надобности говорить, что все занятия нужно проводить, играя с ребенком.
16. Многие заикающиеся дети разговаривают без запинок с игрушками, животными, маленькими детьми, или надев маски. Родителям важно поощрять это. Целесообразно придумывать различные спектакли, в которых ребенко играет роль самостоятельного, большого, храброго человека. При этом можно использовать маски различных животных и сказочных персонажей. Такие мини-спектакли психологи используют в технике игровой терапии, где снимают нервное напряжение у ребенка, его страхи, разрешают его внутриличностные конфликты.
17. Надо постараться удержать ребенка от речи, если он на грани истерики или плачет. Всхлипывание само по себе часто приводит к повторению слов и слогов и у незаикающихся людей. Важно сначала любым способом успокоить ребенка, отвлечь его чем-нибудь интересным, приласкать, взять на руки. Ребенок должен чувствовать, что мать всегда рядом и от всего его защитит.
18. Иногда дети, страдающие заиканием, употребляют в речи эмблы, то есть говорят короткие слова, вроде «а-а-а», «вот», «ну», «значит» и прочие. Несмотря на то, что эмблы сильно «засоряют» речь, — не стоит ругать его за это. Употребление эмблов удлиняет время высказывания, дает возможность лучше сосредоточиться, подготовить артикуляцию. Этим ребенок сам помогает себе справиться с запинками. Эмблы исчезнут, когда улучшатся речевые способности малыша.
19. Постарайтесь организовать жизнь ребенка так, чтобы его не надо было подгонять. Ведь мы стремимся к тому, чтобы он говорил медленнее, но это невозможно, если он все время слышит в жизни: «Быстрее, быстрее». Если вы очень торопитесь, оденьте или накормите ребенка сами. Дайте на завтрак то, что он ест охотнее, но не делайте жизнь ребенка еще более напряженной.
20. Дневной сон вне всяких сомнений полезен для детей. Но если ребенок отказывается спать днем, не надо делать из укладывания стрессовую ситуацию. Ваш ребенок может провести послеобеденное время сидя в кресле, слушая знакомую сказку или кассету.
21. Заикающийся ребенок время от времени может крутить мелкие предметы в своих руках. Это в некоторой степени снимает его нервное напряжение, отвлекает от речевых трудностей. Можно даже дать ему в руки маленькую игрушку, канцелярскую скрепку или кусочек пластилина.
22. Зачастую бабушки, гордые достижениями своих внуков, хотят их продемонстрировать перед окружающими. Не стоит заставлять ребенка читать стихи перед посторонними, петь песни и т.д., если он сам этого не захочет. С момента появления речевого дефекта, ребенок сам все чаще и чаще отказывается от подобных выступлений. И его отказ следует уважать.
23. Замечено, что в семьях заикающихся детей часто встречается такое неблагоприятное сочетание, как завышенные требования к ребенку и обыкновение быстро говорить. В этих семьях на детей оказывается большое эмоциональное давление, желание, чтобы они соответсвовали некоему высокому стандарту, из-за чего создается нестабильная конфликтная атмосфера. Члены семьи говорят быстро, возбужденно, отдают приказания. Считается, что ребенок должен не просто хорошо говорить, а быть чуть ли не оратором. Такая атмосфера не способствует тому, чтобы ребенок спокойно и конструктивно принимал свои речевые ошибки. Хорошо бы своим примером дать ребнку понять, что в признании своих ошибок нет ничего страшного. Взрослые порой тоже ошибаются.

Закрепившимся можно считать заикание, наблюдающееся у ребенка более 2-3 месяцев. Надо ли соблюдать режим при закрепившемся заикании? Конечно, пока плавность речи не нормализуется, режим должен быть щадящим. Используются все рекомендации, описанные выше. Ребенок находится под наблюдением специалистов, принимает назначенное лечение, выполняет назначенные процедуры, выполняет упражнения. Существуют десятки различных самостоятельных методов лечения заикания. Эффективными в настоящее время являются медикаментозная терапия, рефлексотерапия, массаж, гипноз, дыхательная и артикуляционная гимнастики, комплексы логопедических упражнений, функциональные тренировки речи в рамках тренинга общения и уверенного поведения, игровая терапия, арт-терапия, пальчиковая гимнастика, аутогенная тренировка, краткосрочная психоаналитическая терапия детей и подростков, современный психоанализ, различные виды психотерапии, работа с образами и сновидениями и многие другие техники и методики. Все эти методы сами по себе эффектывны только временно, поэтому важным является комплексный подход – индивидуально направленная стратегия лечения и подбора методов, эффектывных для каждого конкретного ребенка. То, что бывает эффективно одним детям, противопоказано другим.
Работа с закрепившимся заиканием достаточно длительная, требует много терпения от родителей и самого ребенка. Поэтому родителям важно не откладывать время при появлении заикания у ребенка и не доводить проблему до момента закрепления. Так как для устранения закрепившегося заикания нужно значительно больше времени и сил как специалистов, так и самой семьи в целом.

Прогноз терапии заикания.
Из большого опыта работы с заикающимися детьми и школьниками могу сказать следующее: при инициальном заикании проблема может бесследно устраниться в течении нескольких месяцев. Это зависит от того, есть ли в основе дефекта невротическая составляющая или основой дефекта является органика – патология нервной системы ребенка. При неврозе нарушения речи могут возвращаться и через неопределенное время после вылечивания в различных стрессовых ситуациях, от которых никто не застрахован в жизни. Но восстановление речи после курса лечения идет легко и быстро достигает эффекта. При органике заикание устраняется более длительно, но процесс идет более последовательно. Обычно это зависит от личностных особенностей ребенка и отношения к дефекту его семьи. Такое заикание обычно не имеет такого волнообразного течения, как при неврозе. Терапия идет медленно, но верно. Вероятных срывов не отмечается. Длительность лечения иногда может достигать 1-2х лет.
Закрепившееся заикание – более сложная проблема, так как сам дефект стремится к закреплению. Нельзя забывать о волнообразном течении заикания. В периоды улучшения нужно заниматься как можно больше: читать, беседовать на разные темы со знакомыми и незнакомыми людьми, инсценировать сказки, пересказывать короткие рассказы. В моменты так называемого ухудшения в процессе улучшения предпочтительнее неречевые занятия (игры в «Молчанку»).
Детский сад и школа – серьезные жизненные испытания как для ребенка, так и для его родителей. Далеко не все дети легко справляются с ним. Речь заикающегося малыша во многом будет зависеть от той обстановки, которая сложится вокруг него в школе и детском саду. Разумно в таком случае искать не престижную школу, а спокойного, терпеливого и вдумчивого учителя. Воспитателю или учителю следует заранее рассказать о речевых трудностях вашего малыша. А также предупредить его о том, что психотерапевт не рекомендует подгонять его во время ответа, что ваш ребенок может иногда молчать ,даже когда знает ответ на вопрос. Необходимо предупредить учителя, что специалисты категорически против того, чтобы у заикающегося ребенка проверяли умение читать на скорость. Важно объединить свои усилия и вместе с учителями в школе.
Родителям важно знать , что устранение речевого дефекта зачастую длительный процесс, который зависит от своевременности их реагирования на его появление. И желательного результата можно добиться при активном участии всех членов семьи, объединивших свои усилия со специалистами в процессе лечения ребенка.
Парамонова Анжела Анатольевна, психолог –психоаналитик.

www.aistenok.ru