Институт проблем аутизма

Стивен Эдельсон: «Поймите, аутизм поддается лечению!»

В Москве состоялась III Международная конференция «Аутизм: вызовы и решения». Сопредседатель оргкомитета, руководитель Института изучения аутизма Стив Эдельсон ответил на вопросы Psychologies.

Вы занимаетесь изучением аутизма более 30 лет. Были за эти годы настоящие прорывы?

Научный прорыв – это знание, которое может изменить все представления в один миг, и таковых было не много. Я бы назвал два: понимание, что аутизм имеет биологическую природу и тут нет вины матери, и понимание эффективности такого метода, как прикладной анализ поведения, ABA (Applied Behavior Analysis), который может помочь очень многим людям с аутизмом, это подтверждено сотнями исследований. Вместе с тем нам по-прежнему неизвестно, в чем причина аутизма. И все-таки наши представления расширяются. Мы знаем, что при аутизме есть аномалии определенных областей мозга, хотя еще не знаем почему. Мы знаем, что многие люди с аутизмом страдают различными сопутствующими заболеваниями, включая заболевания желудочно-кишечного тракта, иммунные заболевания, проблемы с обменом веществ, астму, аллергии.

Мы часто слышим об эпидемии аутизма в мире. Действительно ли растет число людей с таким диагнозом? Или просто его научились лучше выявлять?

Мы научились лучше диагностировать аутизм, но и количество людей с аутизмом действительно растет. Хотя об уровне аутизма мы судим в основном по данным США и Великобритании. Другие страны тоже заявляют о росте количества людей с аутизмом, но у них нет статистики, потому что подобные исследования очень дороги.

С чем связан этот рост? Какие есть гипотезы на этот счет?

Все больше исследователей сходятся во мнении, что это результат взаимодействия генетических факторов и окружающей среды.

Кроме АВА, какие методы лечения и реабилитации сегодня считаются перспективными?

Есть убедительные данные, доказывающие эффективность метода PECS (Pictures Exchange Communication System – Система альтернативной коммуникации с помощью карточек. – Прим. ред.). Относительно питания известно, что самочувствие некоторых детей значительно улучшается при введении безглютеновой бесказеиновой диеты и некоторых других. Есть много качественных исследований (около 12) по витамину В6. Мы также знаем, что могут помогать и обычные занятия с логопедом.

www.psychologies.ru

Изучение проблемы детского аутизма в России

Тема детского аутизма начинает активно привлекать внимание специалистов в нашей стране примерно с конца 60-х годов. Первоначально она разрабатывалась детскими психиатрами (С.С. Мнухин, А.Е. Зеленецкая, Д.Н. Исаев, 1967; О.П. Юрьева, 1970; М.Ш. Вроно, В.М. Башина, 1975; М.С. Вроно, 1976; В.М. Башина, 1980; В.Е. Каган, 1981; К.С. Лебединская с сотр, 1981). Ранее подобные детские проблемы были известны и исследовались, но рассматривались в рамках детской шизофрении или шизоидной (аутистической) психопатии (Т.П. Симсон, 1929, 1948; Г.Е. Сухарева,1925, 1937, 1959, М.О. Гуревич, 1927, 1932). Представления о том, что проявления детского аутизма могут трактоваться не только как симптомы болезни, но и как признаки нарушения развития, и попытки их разграничить начинают разрабатываться тоже детскими психиатрами. О.П. Юрьева (1970) показывает, что психический дизонтогенез может предварять начало психического заболевания. В.М. Башина (1975, 1980) не только изучает проявления детского аутизма, предшествующие началу заболевания и проявляющиеся в его процессе, но и выделяет конституциональные формы детского аутизма.

Мнение о том, что причиной детского аутизма может быть особая органическая недостаточность центральной нервной системы, также начинает формироваться достаточно рано (С.С. Мнухин, А.Е. Зеленецкая, Д.Н. Исаев, 1967). В 1981 году в своей монографии В.Е. Каган рассматривает возможности сложного взаимодействия различных патологических факторов и выявления нейропсихологических механизмов формирования синдрома детского аутизма. К середине 80-х годов становится распространенным понимание возможной полиэтиологии детского аутизма. В то же время, характерно, что отечественная психиатрия до сих пор сохраняет убеждение, что синдром детского аутизма может проявиться в рамках ранней детской шизофрении, и, как мы знаем, она расходится в этом вопросе с представлениями западной школы. В значительной мере это связано с традиционно сложившимися различиями в определении самой детской шизофрении. Уже Г.Е. Сухарева и Т.П. Симпсон, принадлежащие к основоположникам отечественной детской психиатрии, выделяют среди ее клинических форм два типа течения: острый и вялый, проявляющийся в более раннем возрасте симптоматикой, тесно связанной с проблемами психического развития ребенка. С вялым течением заболевания и связывается в отечественных представлениях возможность формирования синдрома детского аутизма в рамках ранней детской шизофрении.

Психологическое изучение феномена детского аутизма и поиск новых форм помощи детям с аутизмом в психическом и социальном развитии начинаются у нас с 70-х годов прошлого века. По инициативе К.С. Лебединской в Институт Дефектологии АПН СССР (теперь Институт коррекционной педагогики РАО) для экспериментальной работы с аутичными детьми с 1975 г. начинают привлекаться психологи, выпускники и дипломники МГУ, ученики известного детского психолога В.В. Лебединского. В 1978 году в Институте Дефектологии под руководством К.С.Лебединской открывается первая в стране экспериментальная группа медико-психолого-педагогической коррекции детского аутизма. Это был одновременно практический и исследовательский проект изучения проблем развития детей и оказания им специальной помощи в психическом развитии.

Предметом исследования становились возможности организации развивающего взаимодействия, специфика поведения детей, долгосрочные истории их развития (в настоящее время часть из них отслеживается более 30-ти лет), а также результаты и динамика ведущейся коррекционной работы. Особое внимание уделялось сбору данных об особенностях раннего развития, сведения о котором собирались в процессе многократных бесед с родителями и близкими детей, на основе анализа данных домашнего фото-, позже – видеоархива. Коррекционная работа в тесном контакте и взаимодействии с семьей ребенка также велась специалистами в течение многих лет, совместно оценивалась динамика его психического и социального развития.

В накапливаемом опыте этой работы складывался наш подход к пониманию проблем ребенка с аутизмом, выделялись направления и методы коррекционной работы. В течение всего этого времени мы следили за тенденциями мирового процесса изучения детского аутизма, были в курсе результатов исследований и формирования разных подходов к психолого-педагогической помощи ребенку с аутизмом, однако, непосредственные контакты с коллегами, по известным причинам, начали развиваться лишь в 90-х годах прошлого века. Эти контакты не только дали нам возможность получения более полной информации и ассимиляции общепринятых подходов, но и позволили точнее выделить специфику собственного понимания проблемы и, соответственно, представлений о помощи, нужной ребенку с аутизмом, методах и средствах ее оказания.

Мы разделяем общепринятое понимание того, что в основе нарушения психического развития при аутизме лежит особая биологическая дефицитарность, характер которой еще недостаточно изучен, и, в то же время, уверены, что условия воспитания такого ребенка могут как усугубить, так и смягчить его трудности. Уверены, в частности, потому, что обладаем собственным многолетним опытом результативной психолого-педагогической коррекционной работы при аутизме (т.е. опытом специально организованного воспитания и обучения аутичных детей). Биологическая дефицитарность при аутизме недостаточно прояснена, но уже сейчас становится понятно, что она имеет системный характер, сочетая в себе не только трудности созревания и формирования нервной системы, но и проявляющиеся у многих детей проблемы обмена веществ, иммунитета, эндокринной системы, пищеварения. Поэтому медикаментозное лечение, к которому в разные периоды жизни приходится прибегать практически каждому ребенку с аутизмом, особенно сложно, и далеко не всегда дает желаемые результаты, в связи с чем основным направлением помощи до сих пор остается психолого-педагогическая работа.

Формулируя принципы организации комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям с аутизмом, К.С. Лебединская (1994) говорила о необходимости рассмотрения медикаментозного лечения как терапии, поддерживающей развитие ребенка. Задачи лечения она видела не в сглаживании отдельных патологических проявлений, что позволяет сделать ребенка более «нормальным» и «удобным», а в помощи развитию его взаимодействия с близкими и специалистами. Таким образом, к решению вопроса о необходимости медикаментозного воздействия, выбора его мишеней и оценки эффективности, она подходила на основе понимания общих законов психического развития и специфике его нарушения у аутичного ребенка, согласуясь при этом с логикой построения психокоррекционной работы. Но также и логика психокоррекционной работы в традиции отечественной дефектологии исходит из понимания общих закономерностей психического развития и его особенностей при детском аутизме.

Известно, что нарушение психического развития ребенка с аутизмом имеет первазивный характер, что за сложностями эмоционального контакта, коммуникации и социального развития, стереотипностью такого ребенка, стоят множественные и разнородные трудности. Первоначально клинические, нейрофизиологические и нейропсихологические исследования, проводимые специалистами, больше обращали внимание на снижение активности и специфику реакций аутичного ребенка на сенсорные стимулы, часто проявляющуюся в особой ранимости. Клинические и этологические исследования добавили к этому данные о снижении у него порога дискомфорта в восприятии новизны и социальных стимулов. Все это отражало неблагополучие ребенка в аффективной сфере, и могло трактоваться как основная причина избегания слишком активных социальных контактов, сопротивления изменениям, а также фиксации страхов, действительно часто связанных с гиперчувствительностью ребенка.

Последующие исследования выявили и значительное неблагополучие в когнитивной сфере аутичного ребенка. Психофизиологические и психологические экспериментальные исследования представили свидетельства о трудностях развития функциональных систем, отвечающих за организацию процессов восприятия и целенаправленного поведения. Экспериментальные исследования представили данные о проблемах формирования всех психических функций (прежде всего, в области их использования для решения реальных жизненных задач): неадекватности сенсомоторного развития задаче овладения умениями, необходимыми каждому ребенку в быту; неиспользовании ребенком речи как средства коммуникации; несформированности мышления как средства дифференциации и обобщения бытовых представлений об окружающем. Известна фрагментарность картины мира такого ребенка, затруднения в выделении причинно-следственных связей, бедность функциональной и сюжетной игры, сложность переноса выработанных навыков в новую ситуацию. Среди проблем социального развития типичны наивность, непонимание неоднозначности складывающихся обстоятельств, трудности распознавания и понимания эмоциональных проявлений, намерений, мыслей, чувств других людей, что характерно даже для самых интеллектуально высоких детей с аутизмом.

Известные нам гипотезы о природе и структуре выявленных проблем не были направлены на осмысление целостной картины синдрома детского аутизма. Специалисты, акцентирующие значение снижения порогов дискомфорта, и связывающие именно с этим обстоятельством формирующиеся страхи и стереотипные установки ребенка, дефицитарность его взаимодействия с близкими, описывали в большей степени аффективные расстройства и не стремились включить в складывающуюся картину детского аутизма несомненные трудности понимания ребенком происходящего, речевого развития, организации внимания и переработки информации.

alldef.ru

Эдельсон: теоретики и практики должны объединиться для лечения аутизма

Родители детей с аутизмом, медики и ученые узнали о последних исследованиях и обменялись информацией на первой международной конференции «Аутизм: вызовы и решения», которая прошла в Москве. Что поможет сделать прорыв в лечении расстройств аутистического спектра и где можно найти достоверную информацию по этой теме, об этом рассказал в интервью РИА Новости директор Американского института исследований аутизма Стивен Эдельсон.

Термин «аутизм» объединяет ряд заболеваний, которые по международной классификации болезней МКБ-10 относятся к классу психических расстройств и расстройств поведения, блоку — расстройства психологического развития (РАС). Официальная статистика в России не ведется, но, по оценкам экспертов, число детей-аутистов в РФ в возрасте от двух до 16 лет превышает 300 тысяч человек.

— Стивен, в своем докладе на конференции вы рассказали о планах вашего института выявить среди людей с аутизмом определенные подтипы. Для чего это необходимо?

— Ученые сходятся во мнении, что существует много подтипов аутизма. Но исследований для того, чтобы их понять и изучить, проведено очень мало. Это большая проблема, потому что неизвестны причины возникновения расстройства, а их может быть очень много. Идея такова: если мы сможем выявить различные типы аутизма, то, возможно, получиться понять причины его возникновения, и тогда мы будем искать лечение для каждого отдельного типа. Разделение на типы значительно облегчит дальнейшие исследования.

— Есть ли уже какие-то результаты?

— Мы провели исследования: среди 40 тысяч случаев обнаружили десять типов аутизма. Теперь хотим повторить эксперимент в новой группе детей. Если мы сможем выявить такие же десять типов, тогда опубликуем результаты. В таком случае все станет известно в следующем году. Но если нет, то мы будем думать о других способах выявления подгрупп.

— Вы упомянули, что у вас есть проект об аутизме, рассчитанный на российскую аудиторию. Расскажите, пожалуйста, подробнее.

— Это не то, чтобы проект — мы просто пытаемся помочь семьям в России, которые столкнулись с аутизмом. Один из способов — переводить профильные статьи на русский язык. У нас есть сайт, там уже опубликованы полезные материалы, и я надеюсь поместить туда информацию с этой конференции. Хотелось бы переводить для него больше статей.

— Недостаток достоверной информации об аутизме — это проблема, с которой сталкиваются в России не только родители, но и специалисты. Как им сориентироваться в этом информационном массиве?

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

— Родителям действительно очень трудно разобраться в большом потоке информации из разных источников. Они не знают, какому из них можно доверять, а какому нет. Кроме того, данные об аутизме часто меняются, корректируются, появляется новые сведения. Но мы пытаемся распространять наиболее проверенную информацию, тщательно отбирать только самое важное, ясное и наглядное. Что касается профессионального сообщества, то мы планируем больше общаться с русскими учеными, чтобы наладить коммуникацию, быть в курсе текущих изменений. Если в следующем году в Москве снова пройдет конференция, я надеюсь, мы также будем в ней участвовать.

— Существует мнение, что научные исследования с сфере аутизма сильно отстают от практических разработок. Вы согласны с этим? Если да, то сократится ли, по вашему мнению, этот разрыв в ближайшее время?

— Это правда. Клиническая работа всегда на первом месте, а затем уже теоретические исследователи что-то извлекают из практических разработок. Но мы стараемся объединить клинических исследователей и ученых, и у нас, кстати, уже был такой опыт в Балтиморе накануне конференции: мы собрали в одном месте теоретиков и практиков, и они рассказали друг другу о своих наработках. Это хороший способ сблизить эти две сферы.

— А как вы оцениваете уровень исследования аутизма в России?

— Я не слишком осведомлен о том, что на данный момент в России происходит в сфере аутизма. Но я разговаривал с четырьмя-пятью учеными и понял, что в теоретическом плане мы находимся примерно на одном уровне. Но в плане практики, клинической работы с детьми, на мой взгляд, Россия все-таки отстает лет на десять.

— Вам было бы интересно заниматься совместными российско-американскими проектами?

— Я хочу помочь и буду это делать по мере сил, и это касается не только России. Думаю, нужно налаживать общение между нашими организациями, общаться в интернете, вовлекать в этот процесс родителей, обмениваться идеями. Это огромная работа, нельзя все сделать за раз. Но если мы наладим коммуникацию, это уже будет очень хорошо.

Международная конференция «Аутизм. Вызовы и решения» была посвящена широкому кругу вопросов, связанных с детским аутизмом и РАС. Конференцию проводило Профессиональное сообщество практик «Превентивная медицина» при поддержке медиахолдинга РИА Новости, Фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход», АНО «Центр проблем аутизма», Агентства Стратегических Инициатив, Российской Венчурной компании, Autism Research Institute (USA), УК «Сбережения и инвестиции», МИЦ «Иммункулус».

Материал подготовлен в партнерстве с информационным проектом фонда «Выход» «Аутизм: диагноз, который появился вчера».

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
  • Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

    Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

    Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

    В письме должны быть указаны:

    • Тема – восстановление доступа
    • Логин пользователя
    • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.
    • Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

      В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

      ria.ru

      Детский аутизм

      Трудность в социальных отношениях, расстройство аутистического вида, слабость эмоциональной связи ребенка с окружающей его действительностью называют детским аутизмом.

      Ученые патологии и разновидностям – аутистическому расстройству, инфантильному аутизму и психозу, синдрому Каннера уделили внимание еще в девятнадцатом веке, а симптоматика «инфальтивного аутизма» была подробно описана уже в сороковых голах прошлого столетия.

      Расстройство характерно в большей степени для мальчиков, которые подвержены заболеванию приблизительно в четыре раз чаще, чем девочки. Статистика также говорит о 0, 005 % соотношении больных детей с данным расстройством по сравнению с теми, кто таких проблем не имеет.

      Источник патологии

      Условия, причины и источники возникновения расстройства – предмет изучения психологами, психиатрами и специалистами смежных областей. Патология, и ее источник, до конца пока не исследована.

      Тем не менее, ряд факторов говорят о вероятности подтверждения гипотезы этиопатогенеза. Это, прежде всего:

    • Слабо выраженные инстинкты и аффекты.
    • Блокирование поступающей информации, нарушенное восприятие.
    • Нарушенная слуховая обработка, как фактор сведения до минимума контактов.
    • Уменьшение роли ретикулярной формации мозга.
    • Нарушенная работа лобно-лимбического отдела и, как следствие, невозможность правильной мотивации и рациональности поведения.
    • Серьезная проблема обменных процессов, связанных с серотонином.
    • Нарушенная связь между полушариями головного мозга.
    • Кроме физиологической стороны вопроса необходимо также учитывать психологический и генетический факторы. Доказано, что проблема аутизма локализуется в основном в семьях, где заболевание переходит через некоторых родственников из поколения в поколение.

      Существует также некоторая часть детей с органическими мозговыми нарушениями еще в период вынашивания плода, или во время родов.

      Соотношение с эпилептическими припадками – от 2% до 4 %.

      Были выявлены и редкие случаи мягкие неврологические нарушения.

      ЭЭГ: патологические признаки – от 10% до 80% детей с аутизмом.

      Симптоматика заболевания

      Основные признаки патологии были описаны еще в середине прошлого столетия. К ним относятся:

    • Заболевание начинается в двухлетний период нормального предыдущего развития. У таких детей характерное красивое и задумчивое выражение лица. Отрешенность и сонность – заметный признак патологии.
    • Неспособность проявления и налаживания эмоциональных связей – это так называемое аутистическое одиночество. Ребенок не способен отвечать на ласку и заботу со стороны родителей, улыбаться и реагировать позитивно на прикосновения. Он не хочет быть на руках и одинаково равнодушен и к чужим и к близким людям. Дети с аутизмом обычно не делают различия между одушевленными и неодушевленными предметами. Одинаково ведут себя с людьми и предметами, из которых выбирают себе игрушки. Незнакомая обстановка их не пугает, а разлука с родителями не приносит эмоциональных переживаний. Характерная особенность – отсутствие необходимости в зрительном контакте.
    • Нарушения или задержка речи. Часто ребенок так и не приобретает вербальных навыков. Но бывает и так, что уже появившаяся способность постепенно нивелируется. В результате – страдает память и мыслительный процесс в целом. Общение у таких детей происходит на уровне нерациональных шумов, хрипов, щелчков и непонятных слогов. У них вырабатывается шаблонный набор определенных звуков, которыми они выражают свое нежелание общения. Их вербализация в очень примитивной форме строится на эхолалиях и стереотипных слоганах без смысла и привязки к контексту темы. Характерным признаком также можно назвать неумение пользоваться местоимениями. Дети для обозначения себя употребляют имя или второе лицо вместо имени.
    • Однообразность проявления. Стремление к ритуальным действиям. Желание стереотипного порядка вещей. Это проявляется в категоричном неприятии перемен, в предпочтении определенной одежды и питания, в упрощении игр, которые также строятся по одному примитивному шаблону. Такие игры обычно монотонны, и неинтересны в своей форме повторяющихся до бесконечности однообразных движений.
    • Странное манерное поведение. Ребенок, например, однообразно и длительно топает ножкой, крутится вокруг своей осин или раскачивается со стороны в сторону.
    • Неструктурированные игры – времяпрепровождение с глиной, песком, илом, водой. Такие игры не несут в себе функциональной и социальной направленности. Дети не умеют играть с игрушками и часто заменяют их разнообразными предметами.
    • Нерациональное проявление реакций на внешние стимулы – болевые ощущения и сенсорные раздражители в целом. Ответ или слишком слабый, или, наоборот, неоправданно сильный. Отмечена также реактивная избирательность. Дети чаще всего не хотят отвечать на вопросы, зато интересуются различными хаотичными шумами и звуками.

    Другие симптомы у детей с аутизмом:

  • неожиданная агрессивность;
  • раздражение;
  • беспричинный страх;
  • гиперактивность;
  • растерянность;
  • удары головой в стену и предметы;
  • царапание, желание кусать себя;
  • нарушенный сон и режим питания;
  • недержание мочи;
  • иногда судороги.
  • У половины детей с аутизмом наблюдается тяжелая умственная отсталость, но некоторые могут проявлять определенные способности в несложных сферах деятельности.

    Проблема диагностики

    При грамотном диагностировании и работе с больными детьми необходимо учитывать:

  • их неспособность к отношениям с окружающей действительностью;
  • отгороженность от внешней среды вплоть до определенного болевого порога;
  • бедность речи;
  • нежелание визуальных контактов;
  • так называемый феномен тождества – стремление к однообразности;
  • повторы заданных им вопросов;
  • задержку саморазвития;
  • игровую стереотипность с предметами обихода;
  • появление признаков заболевания до трехлетнего возраста.
  • Дифференциальный подход

    Ввиду того, что частичные синдромы – явление не редкое, необходима тщательная дифференциация. Аутизм требует отделения от проявлений психоза, психопатии, шизофрении и других расстройств. Например, шизофренические симптомы становятся явными только после семи лет. Но при этом у ребенка не отмечено умственных проблем и судорог.

    Необходимо отметить, что нарушения слуха приводят к задержке общего развития и трудностям в вербальном произношении, поэтому их следует различать от аутизма. Годовалые дети с плохим слухом в отличие от малышей с аутизмом нормально лепечут. Кроме того, такие больные способны на невербальные контакты и адекватную реакцию на раздражители. Для дифференциации проблемы ребенка направляют на проведение аудиограммы.

    Детский аутизм нуждается еще и в разделении симптоматики по характерным признакам умственной отсталости:

  • отсталые в развитии дети проявляют в своих реакциях соответствие своим возрастным характеристикам;
  • используют речевые навыки в той мере, как их усвоили, и по назначению;
  • у детей нет несбалансированной задержки развития с выпячиванием некоторых чрезмерно усиленных функций;
  • при аутизме больше всего поражаются речевые способности.
  • Психоз, как расстройство, начинается после трех лет, быстро развиваясь до максимума нарушений в интеллектуальной сфере и поведении, которое приобретает характер примитивных шаблонов и нерациональной манерности.

    Лечебный процесс при патологии

    Лечение представляет собой сложный комплекс нескольких направлений:

  • Коррекция поведения.
  • Совместное специализированное усилие медиков, психологов и педагогов.
  • Включение в лечебный процесс семьи.
  • Всю необходимую помощь в смягчении проблемы педагогами и медиками следует сконцентрировать на период от пяти до семи лет.

    Примечание. Медикам и ученым совершенно ясна сложность проблемы и необходимость координации совместных усилий многих специалистов, разноплановый и разносторонний подход, комплексность в принятии всех необходимых реабилитационных мер при полном единстве биологических и психологических факторов.

    Медикаментозная помощь

    Максимальный эффект от лекарственных препаратов врачами отмечен в период от семи до восьми лет. После этого возраста медикаментозное лечение оправдано лишь в форме симптоматического действия.

    Основным психотропным препаратом для лечения детей нешкольного возраста с аутизмом является амитриптилин в небольших дозах. Один курс назначается сроком на четыре месяца. Используется также витамин В6 и некоторые нейролептики. Например, рисполепт, который дети принимают на протяжении нескольких лет.

    Примечание. Необходимо учитывать, что при назначенном курсе может наблюдаться значительная поведенческая редукция, снижение активности, стереотипных реакций, нерациональной суетливости или обособленности, заметно ускорение процесса обучения.

    Расстройство поведенческих функций лечат с помощью фенфлурамина.

    Иногда врачи назначаю детям бензодиазепины.

    Воздействие нейролептиками в настоящее время вызывает неоднозначную оценку. Необходимо выбирать медикаменты без сильного седативного воздействия, например, галоперидол или в небольших дозах неулептил. Но в целом нейролептики картину в сторону позитивных изменений практически не изменяют, поэтому лучше использовать заместительную терапию с пирацетамом и подобными препаратами на протяжении нескольких лет повторяющимися курсами с перерывами.

    bekhterev.ru