Исправить заикание

Исправить заикание

Как исправить заикание

Заикание — это расстройство речи, которое выражается в непроизвольных остановках речевого потока, повторении слогов, слов и отдельных звуков. Недуг проявляется в легкой (когда он чуть заметен для окружающих) и в тяжелой форме (когда человек прилагает большие усилия, чтобы произнести нужное слово). Сегодня существует множество способов лечения заикания.

Этот метод основан на приеме противосудорожных препаратов и транквилизаторов, тормозящих психику. Одним из таких препаратов является фенибут. Сейчас ученые выступают против медикаментозного метода лечения заикания, так как подобные лекарства вызывают серьезные побочные эффекты. У больных снижается концентрация внимания, происходит быстрый набор веса, а при длительном употреблении отмечались сонливость, тошнота, аллергические реакции, головные боли, раздражительность. К тому же после отмены препаратов заикание возвращается.

Суть метода — в синхронизации речевого и слухового центров человека. Пациент говорит в микрофон, а программа Speech corrector автоматически задерживает речь на долю секунды. Таким образом, человек, слышащий свой голос с некоторой задержкой, пытается подстроиться под него. Его речь становится плавной и непрерывной. Разработчики утверждают, что данная программа уменьшает дефект речи на 70-80%, а при регулярных занятиях и вовсе искореняет его. Однако заметим, что человек, пользующийся подобными программами, лишь вырабатывает привычку к плавной и спокойной речи. Хотя многим и этого бывает достаточно, чтобы избавиться от заикания.

Одной из самых популярных компьютерных программ для лечения заикания на сегодняшний день является «Демосфен-07». Компьютер создает определенные ситуации, возникающие при общении: критика, недовольство, гнев, возражение и так далее. Человеку предлагается ответить в микрофон на «вызов» программы. После чего машина оценивает, как вы справились со своей задачей, и подсказывает, что нужно улучшить.

Выработанные навыки человек переносит в реальный мир, где у него уже не будет возникать проблем с речью в подобных ситуациях

МЕТОД ПРОФЕССОРА АНДРОНОВОЙ-АРУТЮНЯН

Суть метода заключается в синхронизации речи человека с движениями пальцев ведущей руки. Это легко представить, если вспомнить, что все мы жестикулируем во время разговора.

► Рука не мешает при разговоре, а, наоборот, становится некой опорой заике. Она не позволяет человеку заикаться, «двигая» его речь вперед.

► Положите свою ведущую руку на колено. Пальцы немного согнуты, как будто вы играете на пианино. При произнесении первого слога фразы прижмите большой палец к колену. Не отпускайте его до конца словосочетания или слова. Каждый следующий слог отделяем нажатием следующих пальцев: указательный, средний и так далее.

► Движения руки определяют темп и ритм речи, за счет этого темп речи замедляется. Поначалу это может пугать, но вскоре вы увидите в этом и плюсы: речь становится свободной и плавной, без запинок.

► Человек будет зависеть от руки лишь первое время. Методика построена таким образом, что вскоре она просто ему не понадобится. Нужно лишь больше практиковаться.

Самым древним способом считается метод, который использовал Демосфен. Он произносил слова и фразы, набрав мелкие округлые камешки в рот.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ЛЮДЬМИ

► При разговоре лучше обращать внимание на то, что они говорят, а не на то, как они говорят. Говорите немного помедленнее, с паузами. Будьте расслабленными и спокойными.

► Не отводите взгляд в сторону, если они запнулись. Но, в то же самое время, не нужно на них слишком пристально смотреть.

► Не перебивайте и не заканчивайте предложение за них. Не нужно говорить им «говори медленнее», «расслабься», «переведи дыхание» — это не помогает. Часто это только повышает напряжение и усиливает заикание.

11 ПРАВИЛ ПЛАВНОЙ РЕЧИ

1. Говори медленно и спокойно, то есть выговаривай слог за слогом, слово за словом, предложение за предложением.

2. Всегда уясняй себе, что и как ты будешь говорить.

3. Не говори ни слишком громко, ни слишком тихо.

4. При разговоре стой или сиди прямо.

5. Прежде чем начать говорить, быстро и глубоко вдохни ртом.

6. Расходуй дыхание экономно. Во время разговора старайся по возможности задерживать дыхание.

7. Направляй выдох не на гласный, а на согласный звук.

8. Никогда не нажимай на согласные; в случае необходимости говори ниже обыкновенного тона и несколько растягивай все гласные.

9. Когда слово начинается с гласного, то начинай его тихо и несколько пониженным тоном.

10. Растягивай долго первые гласные в предложении и связывай все слова предложения между собой, как будто все предложение представляет собой одно многосложное слово.

11. Всегда старайся говорить внятно и благозвучно.

► Относиться к таким малышам надо с особой чуткостью, ни в коем случае не заострять внимание на дефектах их речи и следить, чтобы этого не делали другие дети — не дразнились.

► Полезно объединять их в играх с хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, малыши учились произносить слова правильно.

► Спрашивать заикающихся ребятишек следует только после ответов других детей и в случае затруднения помочь произнести им первую фразу или слово.

Что надо знать родителям

► Нельзя читать малышам слишком много «страшных» сказок: это вызывает чувство страха и приводит к нервным расстройствам.

► Не разрешайте долго смотреть телевизор, тем более перед сном. Это не только вредно для глаз, но и перевозбуждает ребенка. По этим же причинам нежелательно чрезмерное увлечение компьютерными играми.

► Нельзя потакать всем детским капризам. Отказ исполнить очередное «хочу» может обернуться психической травмой — здесь требуется разумное ограничение.

► Зачастую заикание носит нервный характер, а это значит, что существенное подспорье могут оказать успокоительные травяные сборы.

► Не следует запугивать ребенка наказанием, оставлять его одного в комнате, к тому же темной.

► Вы незаметно можете помочь ребенку изменить манеру речи, для этого постарайтесь сами говорить меньше и не торопясь, короткими и понятными фразами, употребляя простые, знакомые ребенку слова. Ваша речь должна быть четкой, ясной, лаконичной.

► Подумайте, как организовать вашу совместную жизнь с ребенком так, чтобы его не надо было подгонять. Ваша задача — научить ребенка говорить медленнее. И она становится абсолютно невыполнимой, когда вы начинаете спешить и торопить ребенка, делая его жизнь еще более напряженной.

► Очень укрепляют нервную систему игры с песком и водой. Наверное, все дети любят игры с водой, они часами могут пускать кораблики, переливать воду, просто смотреть, как она течет.

Одной из самых известных программ, относящихся к традиционному методу лечения, является дыхательная гимнастика Стрельниковой. Ну а человек, занимающийся пением, никогда не испытывает проблем с речью. Его голос свободен и естественен. Вот несколько эффективных упражнений.

Возьмите какой-нибудь текст, начните читать его вслух, соблюдая следующую технологию: плавный вдох, небольшая задержка дыхания, плавный выдох. Суть этой методики в том, что вы начинаете говорить уже после того, как начался выдох, вы говорите не напрягаясь, медленно и не спеша. Как только чувствуете, что воздух почти заканчивается, сделайте небольшую задержку дыхания, затем снова вдох, снова начинайте говорить так же не спеша, свободно. Если чувствуете определенную сложность в этой технике, вспомните любимый не очень быстрый мотив. И перестройте весь текст на него: читая тексты нараспев, следите за дыханием. Старайтесь не волноваться и не спешить.

Чтение нараспев — всего лишь небольшая часть от очень большой доли занятий.

Можно выполнить такое дыхательное упражнение: встаньте прямо, нагнитесь вперед и расслабьте руки и шею таким образом, чтобы голова как бы повисла. Сделайте глубокий вдох со звуком, напоминающим вдыхание запаха, затем начинайте выпрямляться, но не до конца. Сделайте обычный вдох. Повторите упражнение сначала еще 8 раз. Сделайте короткую передышку и повторите все сначала. Рекомендуется провести 12 подходов, но вы не спешите, увеличивайте нагрузку постепенно.

poleznoeznanie.ru

Лечение заикания у детей и подростков в Саратове

Что такое заикание?

Заикание — это расстройство речи, характеризующееся нарушением ее ритма, непроизвольными остановками или повторением отдельных звуков и слогов. При заикании плавное течение речи прерывается судорожными спазмами речевой мускулатуры, проявляющееся расстройством нормального ее ритма, искажением, непроизвольными задержками, а также вынужденными повторениями отдельных звуков и слов вследствие функционального заболевания нервной системы.

Когда возникает заикание?

В большинстве случаев заикание возникает в 3 — 5 лет, может начинаться на втором году жизни и в более позднем детском возрасте: в 5 — 6 лет проявляется у 2% детей, в 6 — 14 лет — у 5% детей. У мальчиков заикание встречается в 5 раз чаще, чем у девочек.

Факторы развития заикания, запинания

В возникновении заикания как полиэтиологической болезни играют роль врожденные и приобретенные факторы. Среди врожденных причин большое значение имеют пренатальные и перинатальные поражения нервной системы, особенно умеренные и слабовыраженные, из приобретенных — острые и хронические соматические заболевания, детские инфекции, черепно-мозговые травмы легкой степени и особенно различные психотравмирующие ситуации острого, подострого или хронического характера. Существует наследственная отягощенность по заиканию (задейстованы гены из 1-й, 12-й, 18-й и других хромосом).

Механизм возникновения заикания

Механизм возникновения заикания довольно сложен. Необходимо учитывать роль предрасполагающих и разрешающих факторов. К предрасполагающим факторам относятся неблагоприятные условия преморбидного развития, которые могут замедлить, приостановить или извратить развитие речи. Если это предрасположение выражено в сильной степени, то заикание может наступать под влиянием даже незначительных или невыясненных разрешающих воздействий. Заикание связано с межполушарной асимметрией и доминантностью полушарий головного мозга. Иногда вместе с заиканием у детей наблюдается леворукость. В этих случаях заиканию способствует неумелая попытка перевоспитания леворукости, которая нарушает соотношение между доминантным и недоминантным полушариями. Заикание вызывается спазмами речевого аппарата: языка, неба, губ (артикуляционные судороги), мышц гортани (голосовые судороги). Также существуют дыхательные судороги, при которых нарушается дыхание и возникает ощущение нехватки воздуха. Механизм возникновения спазмов связан с распространением избыточного возбуждения от двигательных речевых центров головного мозга к соседним структурам, включая смежные двигательные центры коры и центры, ответственные за эмоции. Основными факторами риска развития заикания являются наследственность, раннее мозговое повреждение и нарушения эмоционально- волевой сферы.

Классификация заикания, виды заикания

Существует много разнообразных классификаций заикания .

По этиологическому признаку выделяют 4 вида заикания: 1) заикание, сопровождающееся аномалиями в структуре или функции органов, участвующих в речи; 2) связанное с левшеством; 3) по подражанию; 4) сопровождающееся эмоциональной неустойчивостью и эмоциональными расстройствами (логофобиями, чувством неполноценности).

По анатомо-физиологическому признаку выделяют 2 группы детей: 1) дети с паллидарным синдромом (при нем отмечаются психофизическая заторможенность, скованность, личностные нарушения, нарушения контакта с окружающими; дети становятся мрачными, не принимают участия в играх); 2) дети со стриарным синдромом (им присуща психофизическая заторможенность, нервно-психические нарушения; дети подвижны, непоседливы, заиканием не тяготятся, легко вступают в контакт).

По клиническому признаку выделяются 4 группы детей: 1) дети, у которых следствием заикания явилась неуравновешенность поведения; 2) дети, у которых неуравновешенное поведение отмечается с детства и является индивидуальной особенностью их личности, а развитие заикания способствует усилению их неуравновешенности и появлению черт общей детской нервности; 3) дети с повышенной возбудимостью, в анамнезе которых имеются неблагоприятные условия внутриутробного развития, родовые травмы, соматические заболевания, острые и хронические инфекции, дистрофии, сердечно — сосудистые заболевания, эндокринные расстройства; 4) детей, у которых до заикания имелись признаки тяжелого невроза, склонность к истерическим реакциям.

Формы заикания: тоническое, клоническое, тонико-клоническое заикание

По форме заикания различают 2 формы: 1) тоническую (при которой отмечается судорожное произношение первой буквы) — тоническое заикание; 2) клоническую форму (при которой происходит повторение несколько раз слова) — тоническое заикание. В практике встречается и тонико-клоническая форма — тонико-клоническое заикание. Волнение и стресс усиливают заикание. Частная медицинская практика Сарклиник выделяет 5 степеней тяжести заикания (1 степень, 2 степень, 3 степень, 4 степень, 5 степень). Ряд авторов выделяют острое (внезапное) и хроническое заикание.

Различают невротическое и неврозоподобное заикание . Невротическое возникает под влиянием острых и хронических психотравмирующих воздействий и некоторыми авторами неудачно называется «логоневрозом». Неврозоподобное заикание наступает вследствие умеренно или слабовыраженной резидуальной церебральной симптоматики или соматической патологии. При обеих формах наблюдаются судороги тонического, клонического и тонико-клонического характера в артикуляционной, голосовой и дыхательной мускулатуре. Они обусловливают отсутствие плавности и ритмичности речи. Тонические судороги вызывают остановки и запинки речи, клонические — повторение звуков и слогов.

Невротическое заикание

Невротическое заикание чаще сопровождается тоническими судорогами дыхательно-речевой мускулатуры. Оно может начинаться как постепенно, так и остро, подостро, что обуславливается длительностью и интенсивностью психотравмирующего воздействия. До болезни развитие речи чаще бывает нормальным. Больные рано осознают свой дефект, возникают эмоциональные и поведенческие нарушения, вплоть до формирования невротического развития личности. Состояние ребенка обычно ухудшается при волнении, наличии посторонних лиц, на уроках, при выступлениях в аудитории, постепенно формируется страх речи, что плохо сказывается на успеваемости в школе или вузе. Дополнительно могут возникать тики, ночной энурез, ночные страхи, кошмары и другие невротические нарушения. Течение волнообразное.

Неврозоподобное заикание

Неврозоподобное заикание встречается чаще, начинается обычно постепенно и не имеет связи с психологической травмой. В преморбидном фоне иногда отмечаются задержки речевого развития, легкая дизартрия, косноязычие. Чаще отмечаются клонические судороги дыхательно-речевой мускулатуры. В школьном возрасте возникают переживаемость дефекта и вторичные невротические расстройства. Течение более стойкое и стабильное, чем в невротическом заикании. Что делать с заиканием, как лечить заикание?

Симптомы заикания

Какие симптомы заикания? Какая клиника заикания? Основными симптомами заикания является судорожное сокращение мышц, участвующих в акте речи. Из-за этого наблюдается заикание как в начале слов, так и в середине слов. Причем в стрессовых ситуациях, при волнении, при выступлениях все симптомы усиливаются.

Лечение заикания гипнозом

К сожалению, лечение заикания гипнозом дает слабые результаты. Устранение заболевания не происходит. Народные способы и методы лечения, народное средство, мумие, таблетки, препараты, медикаментозное лечение, скороговорки, гомеопатия дают слабый эффект, заикание звука, музыки, слова остается. Проблема остается, и логопед в Саратове не поможет. Что делать? Как исправить, как происходит коррекция заикания? Как победить заикание взрослых и детей при волнении, от испуга?

Лечение заикания в Саратове, лечение заикания в России

Сарклиник применяет комплексный подход в лечении заикания у взрослых и заикания у детей, лечение запинания, логоневроза у детей (у дошкольников, школьников, подростков, в школьном и дошкольном возрасте) и взрослых. Эффективные методы лечения заикания позволяют добиться антиспазмического, общеукрепляющего действия, нормализовать корковую нейродинамику, участвующую в регулировании речевых механизмов. Улучшается работа центров Брока и Вернике. Проводится лечение заикания у детей 2 — 18 лет, лечение заикания у подростков, лечение заикания у взрослых.

Как лечить заикание, как избавиться от заикания навсегда?

Эффективность комплексного лечения заикания (детское, подростковое, взрослое), которое может включать в себя различные рефлексотерапевтические, медикаментозные, акупунктурные, микроакупунктурные, аппаратные, моксатерапевтические и другие методики, достигает 87%, и зависит от возраста, степени тяжести заикания, вида заикания, периода хронизации, наследственных факторов. Все лечение проводится амбулаторно и индивидуально. Все методики безопасны. Приходите, врач знает, как избавиться от заикания, как вылечить заикание, происходит полная коррекция заикания! На вопросы: «Где лечат заикание? «Где вылечить заикание?» «К какому врачу обратиться при заикании и где лечить заикание?», — отвечаем: «В Саратове». Заходите на сайт sarclinic.ru и читайте отзывы пациентов.

Отзывы о лечении заикания в Сарклиник: 1, 2, 3.

sarclinic.ru

Картавость и заикание можно исправить в любом возрасте

Четко и красиво произносить звуки важно не только актерам и дикторам, но и представителям многих других профессий. Согласитесь, не очень красиво, если руководитель солидной компании отдает приказы, плохо выговаривая слова. А если заикается авиадиспетчер – это вообще чревато катастрофами! Говорят, в царской России в Академию генштаба принимали только чисто говорящих. Правило ввели после случая с офицером, который вместо «р» произносил «г». Встречая императора, он вместо «Какая радость!» закричал «Какая гадость!»…

Как исправить недостатки речи? Когда стоит задумываться о логопедическом садике для ребенка? На эти и другие вопросы во время «Прямой линии» в «Комсомолке» ответила Ольга Тверская.

Заикание нужно лечить «свежим»

* Ольга Николаевна, добрый день. Меня зовут Татьяна. Дочери три года. Недавно она стала заикаться, причем заикание постоянно прогрессирует…

— Из-за чего возникло заикание?

— Даже не знаю. Возможно, повлияло то, что она в садик пошла.

— Да, это могло стать для ребенка серьезным нервным потрясением. Для начала вам нужно обратиться к невропатологу – чтобы вы прошли обследование и дочке назначили лечение. У ребенка сейчас так называемое «свежее» заикание. У девочки еще не выработался условный рефлекс, что она заикается. Вам нужно это затормозить. Создать для нее щадящие условия общения. Если у вас есть возможность, на время заберите дочку из детсада. Строго соблюдайте режим дня. Никакого перенапряжения, никаких эмоционально возбуждающих программ. Кроме того, ограничьте речь у дочки. Не в приказном порядке, конечно. И обязательно обратитесь к логопеду.

* Алло, здравствуйте, звоню вам из Добрянки. Ребенку девять лет, заикается лет с четырех. Как в садик пошел – так и стал заикаться. А сейчас вообще на каждом слове запинается. Можно ли это вылечить?

— Скажите, а вы к кому-то обращались по этому поводу?

— Нет.

— Значит, первое, что я вам порекомендую, – сходите на прием к невропатологу или психиатру по месту жительства. Если подходящего специалиста в вашей больнице нет, попросите направление в Пермь . Можете записаться на прием и к частным специалистам. Они должны выяснить природу заикания, порекомендовать лечение медикаментами и посоветовать, к каким логопедам лучше обратиться.

* Муж заикается. Недавно заметила, что и сын (ему 2,8 года) тоже начал заикаться! Что это – просто повторяет за отцом или заикание передалось по наследству? Что нам делать?

Светлана, вопрос оставлен на сайте kp. ru

— Заикание действительно может передаваться по наследству. Но нельзя отбрасывать и вариант с подражанием. Бывает активное подражание: «нравится папа и как он говорит, буду делать так же». Бывает пассивное: ребенок постоянно слышит речь заикающегося и считает ее нормой. Вам срочно нужно записать сына на прием к неврологу, а затем к логопеду. Чтобы они установили точную причину и назначили лечение. По большому счету, нужно одновременно «разбираться» с проблемами речи и папы, и ребенка.

* Ольга Николаевна? Меня зовут Ирина. Хочу спросить вот о чем. Мой ребенок, когда спешит или волнуется, начинает заикаться. Ему пять лет. Участковый врач сказал, что с этим нужно идти к психиатру. А какие могут быть последствия, если его поставят на учет у психиатра?

— Я бы вам порекомендовала сначала обратиться к невропатологу. Затем – к логопеду. А уж если они посчитают нужным, то направят вашего сына к психиатру. Если же у него к взрослому возрасту останется ярко выраженное заикание, то его могут освободить от службы в армии. Но это должно подтверждаться документами.

Не выговаривать «р» в три года – это нормально!

* Меня зовут Лера. Ребенку 2 года 2 месяца. Говорит только «мама», «папа», «баба», «дай». Остальное – просто не разобрать. Это нормально? В каком возрасте ребенок должен говорить чисто?

Вопрос оставлен на сайте kp. ru

— Четко произносить все звуки ребенок должен уметь к пяти годам. Для каждого звука – свой срок. Например, «б» и «м» появляются рано. А «р» и «л» — самые сложные звуки русского языка. Они должны появиться в речи ребенка к пяти годам. Но это не значит, что до этого времени не стоит обращать внимание на проблемы речи. Несколько слов к двум годам – это мало. Нужно искать причину. Она может быть биологической (например, нарушено строение челюсти, языка, неба). Или социальной: с ребенком не занимаются, сюсюкаются с ним. Зачем говорить, если он пальчиком показал, ножкой топнул — и мама все принесла? Это может передаваться и по наследству. Если папа только в четыре года заговорил и мама тоже – только в четыре, с чего вдруг ребенок начнет болтать в два?

* Здравствуйте, Ольга Николаевна. Меня зовут Татьяна. Сыну 3 года 4 месяца, есть проблемы с речью, хоть и занимаемся с ним. Не выговаривает «р».

— Не стоит торопиться – звуки должны полностью «встать» только к пяти годам. Не зацикливайтесь на звуке «р». Но раз вы занимаетесь с сыном, могу порекомендовать дополнительные логопедические упражнения, развивающие вибрацию губ и языка. Например, «Как лошадку останавливаем? Тпр-р-ру!» «Как машинку заводим? Бр-р-р-ру» Пусть пробует произносить звук «д» и цокать язычком.

* Здравствуйте, меня зовут Мария. На следующий год сын идет в школу. Пока еще не все звуки выговаривает. «Р» и «л» получаются как-то нечетко. Насколько это критично? Обязательно ли, чтобы к первому классу ребенок все звуки выговаривал?

— В русском языке 42 звука. К школе ребенок должен правильно и красиво произносить все. Чтобы потом ошибки в устной речи не привели к дефектам письменной. Часто ребенок пишет, как слышит, а слышит – как произносит сам. А если сам произносит неправильно – вот и ошибки. Скажите, вы ходили к логопеду?

— Да, занимались. Потом лето началось, сделали перерыв. А сейчас мы еще и адрес поменяли – переехали в Ленинский район. Надо ли ездить к прежнему логопеду или можно записаться к новому – ближе к дому?

— Смотрите, как отреагирует на смену ребенок. Если хорошо – можете и поменять. Например, в детской поликлинике на ул. Большевистской работает замечательный логопед Наталья Геннадьевна Пермякова – обратитесь к ней. Вам абсолютно бесплатно исправят все нарушенные звуки.

Логопедический детсад – с пяти лет

* Здравствуйте, Ольга Николаевна! Мой ребенок не выговаривает некоторые звуки. Можно ли его записать в логопедический детсад? Как туда попасть?

— В первую очередь обратитесь к логопеду в поликлинике. Он посмотрит, насколько серьезен дефект, назначит занятия или отправит на консультацию к другим врачам (если это будет нужно). Но, вполне возможно, нарушения речи у вашего ребенка несущественные. Тогда логопед просто посоветует, как с ним заниматься, чтобы к пяти годам речь выправилась. Если же и в пять лет речь вашего сына не будет чистой, его направят в логопедический детсад. Не раньше!

— А кто может туда направить?

— Практически во всех детских садах есть логопункты. Логопед смотрит за воспитанниками и если дефекты речи ребенка вызывают серьезные опасения, он дает направление в психолого-медико-педагогическую консультацию (ул. Нефтяников, 50 ). Это учреждение порекомендует программу обучения ребенка, определит, необходим ли специальный детсад.

С серьезными нарушениями нужно работать долго

* Здравствуйте, Ольга Николаевна. Меня зовут Анна. Сыну через неделю исполняется шесть лет. Он плохо выговаривал «ш», «с». Два года занимаемся с логопедом в садике – шипящие и свистящие стали лучше. Но «р», «л» вообще не выговаривает! Может, еще к кому-то обратиться? Живем в Добрянке, но могли бы и в Пермь ездить, чтобы заниматься.

— Скажите, ваш сын ходит в специализированный детсад?

— Нет, в обычный сад, обычную группу. Но там есть логопед. И еще ребенок состоит на учете у невропатолога.

— Обобщая то, что вы сказали, я могу предположить, что у ребенка дизартрия. Хотя точный диагноз можно поставить, только увидев его медицинскую карту и пообщавшись с вашим сыном. При таком нарушении дефекты речи исправляются достаточно долго и тяжело. У вас успех есть. Поэтому я советую продолжить заниматься с логопедом и дома, не пропускать прием у невропатолога. Можете обратиться к нам, на кафедру логопедии Пермского педуниверситета (ул. Кирова, 65, тел. (342) 279-97-60 ).

* Добрый день! У ребенка нижняя челюсть немножко выступает. Из-за этого хромает произношение: «ш», «ч», «щ»… Логопед в школе это не исправляет. Живем мы в Добрянке.

— Если есть дефекты в строении челюсти, один логопед с проблемами речи ребенка не справится. Нужно обратиться к ортодонтам. В Добрянке такие специалисты должны быть. Если нет – подъезжайте с полисом обязательного медстрахования в лечебно-консультативный центр по лечению и диспансеризации детей с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области (ул. Луначарского, 74б, тел. регистратуры: (342) 233-22-91 ). Вас примут бесплатно и порекомендуют, как исправить прикус.

* Здравствуйте, меня зовут Ольга. Сыну восемь лет, ходит во второй класс. В свое время посещал логопедическую группу в садике. Ребенок пропускает буквы при письме и, когда читает, проглатывает окончания. С чем это связано? К кому обращаться?

— Очень похоже на дисграфию (нарушение письма) и на дислексию (нарушение чтения). Вам нужно пройти обследование. Сходите на консультацию к логопеду – в школу, поликлинику, частный центр либо городской Центр психолого-медико-социального сопровождения (Комсомольский проспект, 84а, тел. (342) 241-02-11 ). Если вам подтвердят один из диагнозов, нужны будут обязательные занятия с логопедом. Причем систематические.

* Дочери шесть лет, в следующем году идет в школу. Плохо выговаривает «с», «з», «ш», «щ», «ц», «р». Правда ли, что у таких детей бывают проблемы с грамотностью? И можно ли попасть к логопеду бесплатно?

Ольга Александровна Коломиец, вопрос оставлен на сайте kp. ru

— Да, проблемы могут возникнуть. Обязательно запишитесь на прием к логопеду: специалисты работают при поликлиниках. Это бесплатно.

* Добрый день! Это Светлана. Дочке девять лет, учится в специализированной языковой школе. Не выговаривает «р». Обошли множество логопедов – результатов нет.

— А у ортодонта, невропатолога вы были?

— Тогда вам нужно сходить к ортодонту и выяснить, нет ли у девочки каких-то нарушений анатомического характера (в строении челюсти, неба, языка). Невролог выяснит, есть ли нарушения по его направлению. Если окажется, что все в норме, то нужно будет снова поработать с логопедом – более плотно.

Взрослым – тоже к логопеду

* Мне 17 лет, не выговариваю ни мягкую, ни твердую «р». Не ужасно картавлю, но все-таки… В детстве с мамой ходили к врачу – сказали, надо подрезать уздечку языка. Я от операции наотрез отказался. Можно ли во взрослом возрасте научиться выговаривать «р»? Если операция все-таки обязательна, то к какому врачу идти? Логопеды ведь этим не занимаются!

Кирилл, вопрос оставлен на сайте kp. ru

— Вам нужно сходить к челюстно-лицевому хирургу-стоматологу. Такие специалисты, к примеру, принимают в лечебно-консультативном центре по лечению и диспансеризации детей с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области. Они вас осмотрят и скажут, требуется ли операция. Если надо – назначат и сделают. Можно также попробовать растянуть подъязычную уздечку с помощью специальных упражнений или логопедического массажа. Эту процедуру проводят логопеды.

* До какого возраста можно научиться выговаривать «р»? Мне 22 года, зовут Аркадием Борисовичем. Вот и думаю: то ли имя-отчество менять, то ли к логопеду идти?

— Исправить дефект речи можно попробовать и в 22 года – было бы желание. Единственное – надо исключить биологические причины (дефектное строение неба, языка и т. д.). Чтобы проверить, запишитесь к стоматологу или ортодонту.

m.perm.kp.ru