Исследование стресса у школьников

Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д.

Новости о детях

Проблемы школьного стресса

Автор: Гоголева Мария Аммосовна
Учитель физической культуры Высшей квалификационной категории
МБОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа №2»
E-mail для связи с автором: [email protected]

Стрессу подвержены люди разных возрастов. Внешние признаки стресса почти всегда выражаются в утомлении, обидчивости, падении интереса к жизни, ослаблении защитной силы.

До 40% всех факторов, ухудшающих условия существования детей сосредоточены в школе. Ведущую роль в быстром ухудшении здоровья играет школьный стресс. В развитии школьного стресса большую роль играет сложная школьная программа, дополнительные внешкольные мероприятия.

Школьная учеба- это постоянные контрольные работы, опросы. Повседневные школьные стрессы со временем превращаются в настоящую проблему и грозят разрушением здоровья, ухудшением успеваемости, плохим поведением. К признакам стресса среди учащихся относятся: тревожность, страхи, раздражительность.

Актуальна проблема изучения уровня тревожности, возникающей вследствие стресса, применительно к учебной деятельности. Тревожность влияет на успеваемость учащихся, поведение. Большое значение приобретает изучение данного состояния в учебной деятельности учащегося с целью улучшения его работоспособности (В этом проявляется актуальность работы.)

В работе описано, как стрессовые ситуации влияют на здоровье человека, выяснено, что вызывает стресс у учащихся. Особое внимание уделяется изучению тревожности, как одной из причин школьного стресса.

Объектом своего изучения я взяла учащихся 7 и 9 классов и проследила, как меняется их уровень тревожности, а также выяснила, как связана успеваемость учащихся с тревожностью.

В работе дан анализ анкетирования уч-ся в форме диаграмм и таблиц. В ходе проведения эксперимента я выяснила, как помогает аутогенная тренировка и специальные дыхательные упражнения для снятия чувства тревожности и напряжения.

Цель работы: Изучить особенности проявления тревожности уч-ся 7,9 классов, как одной из причин школьного стресса.

Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
1. Выяснить, какие причины вызывают стресс у учащихся 7, 9 классов и как
меняется уровень самооценки личной тревожности среди учащихся 7, 9 классов.
2. Теоретическое исследование о значении стресса в жизни человека и о его признаках.
3. Апробация комплексов упражнений по снятию тревожности и напряжения, составленных в ходе изучения соответствующей литературы.

Методы решения целей и задач: метод исследования, метод анализа и обобщения, метод описания.

1. Уровень тревожности — это показатель индивидуальной чувствительности к стрессу.
Уровень тревожности к 9 классу повышается, это, видимо, связано с предстоящими экзаменами, или для кого-то с выбором жизненного пути.

2. Учащиеся, которые хорошо успевают в учебе, меньше подвержены школьным стрессам.

3. Со стрессовыми ситуациями может справиться каждый, используя рекомендации психологов.

Международный Фестиваль физкультуры и спорта «Наш выбор – здоровый образ жизни»

11 — 15 апреля 2007 г. в Москве при поддержке Комитета физической культуры и спорта г. Москвы, Заявочного Комитета Сочи-2014, Федерации Аэробики России и сетей фитнес-клубов World Class и «ФизКульт» состоялся Международный Фестиваль физкультуры и спорта «Наш выбор — здоровый образ жизни».

Международный Фестиваль объединил фитнес-инструкторов, управляющих и владельцов фитнес-клубов, учителей физкультуры, любителей спорта и здорового образа жизни из 450 городов 75 регионов России, а также стран Ближнего и Дальнего зарубежья. В 2007 году Фестиваль посетило рекордное количество участников — 14 600 профессионалов и любителей фитнеса.

В рамках Фестиваля прошли следующие мероприятия:

II Международная Бизнес-Конференция для 450 специалистов фитнес-индустрии с успехом проведена в отеле Holiday Inn. Кульминацией программы стал авторский мастер-класс Кьелла Нордстрема, представленного Президентом компании World Class Ольгой Слуцкер. Кьелл Нордстрем — автор всемирно известной книги «Бизнес в стиле фанк», журнал Business Week включил его в пятерку лучших мировых мыслителей в области бизнеса нашего времени. Программа Бизнес-Конференции была направлена на решение актуальных вопросов, связанных с развитием современного спортивного центра и освещением передовых технологий и методик ведения бизнеса.
XIII Международная Фитнес-Конвенция — в течение трех дней на 9 площадках СК «Олимпийский» 160 ведущих международных фитнес-инструкторов и специалистов в области менеджмента и маркетинга спортивно-оздоровительных центров из России, США, Германии, Франции, Нидерландов, Испании, Италии, Великобритании провели 185 уроков, лекций и семинаров. Среди них известные всем любителям фитнеса специалисты: Тони Стоун, Хулио Папи, Сири Галлиано, Камерон Шэйн, С. Фунтикова, В. Козырев и др., открыли для всех участников Конвенции новые перспективы развития в спорте и фитнесе.

Международная Аква-Конвенция — на протяжении трех дней в бассейне «Олимпийского» проходили практические занятия и лекции ведущих российских презентеров: О. Аносовой, А. Ходасевич, С. Хомутовой и др. Также своими знаниями и опытом поделились гости Аква-Конвенции: Марко Гаглиасси — тренер итальянской Аква-ассоциации F.I.N, менеджер аква-фитнеса компании Speedo, Мариано Солиер — тренер Европейской Аква-ассоциации, эксперт по аква-фитнесу.

Выставка-Ярмарка «Фитнес-Индустрия 2007» — более 100 экспонентов, размещенные на площади 3000 м2, представили новейшие коллекции спортивной одежды и обуви, спортивного инвентаря, оборудования, тренажеров, спортивного питания, витаминных комплексов, детских игровых площадок, спортивных покрытий. Среди участников выставки — лидеры индустрии спорта и фитнеса, такие как Life Fitness, ELEIKO, Teсhnogym, Cybex International и многие другие. Впервые на Выставке состоялась беспрецедентная презентация нового оборудования компаний-производителей и дистрибьюторов. Почетным гостем Выставки стал Руководитель Росспорта Вячеслав Фетисов, осмотревший представленную экспозицию и испытавший несколько тренажеров. Традиционно на Выставке были представлены общие и специализированные российские СМИ. С особым успехом на Выставке прошла встреча с автором книги «Мои любимые блондинки» А. Малаховым.

Открытый Чемпионат России среди взрослых и Первенство России среди юниоров по фитнес-аэробике — праздник молодости энергии и здоровья, объединивший 1120 спортсменов, 112 команд и более 3000 зрителей. Чемпионат проводился по правилам FISAF в трех номинациях: степ-аэробика, аэробика, хип-хоп-аэробика. Борьба за места в тройке лидеров в каждой номинации и возрастной категории была очень зрелищной, и теперь победители смогут принять участие в Кубке Мира среди кадетов, Чемпионате Мира среди юниоров и взрослых в Белграде (Сербия) в октябре 2007 г.

Семинар «Профессиональное образование и детский фитнес» для 300 учителей из России — в ходе трехдневной программы познакомил участников с современными групповыми программами детского фитнеса, новейшей методикой профилактики нарушений осанки, обучением детей через двигательную активность, перспективах развития физкультуры.
Детский Фитнес-Марафон — увлекательный 2-х часовой урок физкультуры для детей подросткового возраста подарил радость от занятия спортом и отличное настроение всем его участникам. На Марафон приехали 3000 школьников из Москвы и Московской области, а также 200 детей из Челябинска, Екатеринбурга, Обнинска. В мероприятии приняли участие ученики из 71 образовательного учреждения и воспитанники 4 интернатов для детей с ограниченными физическими возможностями. Дети были рады получить автограф у своих кумиров — Вячеслава Фетисова, Алексея Немова и Ольги Слуцкер, которые расписывались прямо на подаренных футболках.

Специальная программа:

Global Hip-Hop Day — с 9 утра проходили мастер-классы международных хип-хоп-инструкторов, вслед за которыми стартовала Гала-фитнес-вечеринка с участием БандЭрос, Comedy Club, Street Jazz, NeverGreen. Ведущий вечеринки — Александр Анатольевич (MTV).
Конкурс на звание лучшего инструктора России 2007 — в общероссийском ежегодном конкурсе, который прошел при поддержке Powerade, приняли участие победители отборочных туров в регионах. I место в финальных соревнованиях занял фитнес-инструктор из Челябинска Александр Косилов.

Фестиваль прошел при поддержке: Powerade, Лиотон гель, Powerbar, ГК «Block», Kinder, Beauty Tabs, сок «Добрый», Club Business Europe, DFM, РБК, Cвой бизнес, The Economist, Yoga Journal, SHAPE, Fitness-Report, In-Sports, Ironman.

kindergenii.ru

Причины возникновения и пути ликвидации школьного стресса

МЕЛИТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра практической психологии

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ ЛИКВИДАЦИИ ШКОЛЬНОГО СТРЕССА

студент 35 группы заочного отделения

канд. психол. наук, доцент

Мелитополь — 2004 г.

1. Стресс в жизни ребёнка. Основные причины детского стресса

1.1 Общая характеристика стресса

1.2 Симптоматика стресса у детей

1.3 Основные стрессоры в жизни ребёнка

1.3.1 Неправильные мотивы учения школьников как причина школьного стресса

1.3.2 Образование стресса в результате расхождения образов «Я»

1.3.3 Разделение учащихся на потоки как причина возникновения стресса

1.3.4 Стиль преподавания учителя как причина проявления стресса

1.3.5 Стресс, причиной которого является школьная система

1.3.6 Значение оценки в возникновении стресса у школьников

1.3.7 Цели и установки школы в возникновении стресса

1.3.8 Реакции учителя как причина возникновения стресса

1.3.9 Значение ожиданий учителя в возникновении стресса

2. НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШКОЛЬНОГО СТРЕССА У ДЕТЕЙ

2.1 Исследование значения ожиданий учителя как возникновение стресса

2.2 Исследование Я-концепции и способности в возникновении стресса

2.3 Исследование Я-концепции успеваемости в возникновении стресса

2.4 Исследование достижения и неудачи как причины стресса

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Лаборатория психологии воспитания детей школьного возраста Института психологии АПН, начиная с 1945 г., приступила к исследованию психологических особенностей отношения школьников к учению, труду, коллективу и того, как это отношение формируется под влиянием условий жизни ребенка и его воспитания.

В исследованиях лаборатории, проводившихся еще в 1945 г., было показано, например, что знания, приобретаемые в школе, по-разному усваиваются учениками и занимают разное место в личности школьника, в зависимости от того, как у него воспитано отношение к этим знаниям и к своей учебной деятельности. Наличие учебных интересов и стремление овладеть основами наук, как средством познания действительности, а также отношение к учению, как к деятельности общественно значимой, за качество выполнения которой ученик чувствует себя ответственным перед школой и родителями, создают те условия, при которых знания, приобретаемые в школе, становятся убеждениями школьника, основой для формирования его мировоззрения. Наоборот, если у школьника не воспитаны познавательные интересы, если он учится по внешнему принуждению и не видит общественного смысла в своей учебной деятельности, его знания оказываются формальными, чуждыми его личности и сознанию.

1. стресс в жизни ребёнка. Основные причины детского стресса


1.1 Общая характеристика стресса

Автор теории стресса Селье определяет его как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, первично подготавливающих к физической активности , — к сопротивлению, борьбе или бегству.

Стрессорами (причинами стресса) могут быть и физические раздражители и психические, как реально действующие так и вероятные. Человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Психическими стрессорами являются необходимость принятия особо ответственных решений, быстрой перестройки при резкой перемене стратегии поведения, неудовлетворяющие темпы продвижения по службе, конфликты.

Стресс — состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как и повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Согласно классической теории стресса Ганса Селье, организм человека справляется со стрессом тремя путями:

1. Сигналы мозга по блуждающим нервам поступают к двигательным мышцам, к плечам, бёдрам и так далее, распространяясь по организму и подготавливая его к немедленному ответу.

2. Сигналы мозга по автономной системе поступают в жизненно важные органы – сердце, лёгкие и так далее. Учащается пульс, повышается давление эритроцитов и содержание сахара в крови, дыхание становится частым и прерывистым.

3. Сигналы мозга поступают в надпочечники и гипоталамус. Надпочечники регулируют выброс в кровь адреналина, который является общим быстродействующим стимулятором.

1.2 Симптоматика стресса у детей

Выделяется ряд симптомов, свидетельствующих, находится ли ребёнок под стрессом:

1. Плохое настроение.

2. Возврат привычек более раннего возраста: сосание пальца, сюсюканье и т.п.

4. Раздражённость, апатия.

5. Отчуждённость от других членов семьи.

6. Отыгрывание на братьях и сестрах.

7. Частые простуды и другие лёгкие недомогания.

8. Головные боли.

9. Боли в животе, проблемы с пищеварением.

10. Рассеянность при выполнении элементарных работ.

11. Обострение астмы или бронхита.

12. Отказ идти в садик (или в школу).

13. Мышечная напряжённость в области шеи или головы.

14. Сухость во рту.

16. Чрезмерный или пропавший аппетит.

17. Неспособность сосредоточиться.

18. Повышенная плаксивость.

19. Повышенная сонливость.

1.3 Основные стрессоры в жизни ребёнка

Таблица 1. Основные стрессоры в жизни ребёнка

1.3.1. Неправильные мотивы учения школьников как причина школьного стресса

Несмотря на то, что в лаборатории ведутся исследования, касающиеся различных сторон отношения школьников к действительности, исследования, связанные с отношением детей к учению и школе, рассматриваются как центральные.

Анализируя характер отношения школьников к учению (любит ли данный школьник учиться, старательно или небрежно он относится к своим школьным обязанностям и пр.), обнаружено, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психологическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. При этом под мотивами учения понимают то, ради чего учится ребенок, или, иначе говоря, то, что побуждает его учиться.

Мотивы воплощают в себе потребности и стремления личности, и именно поэтому они имеют такое важное значение для понимания характера отношения ребенка к учению.

Изучение мотивов не является, конечно, исчерпывающим и, главное, последним объяснением психологической сущности отношения школьника к учению, так как сами мотивы учения создаются и формируются в процессе жизни и воспитания ребенка и, в свою очередь, зависят от всей системы объективных отношений ребенка к действительности и от того места, которое занимает в его жизни учение. Но, именно поэтому, они являются важнейшим психологическим звеном, ухватившись за которое можно проникнуть во внутренний мир ребенка и понять, как он сам переживает свое положение школьника и чем является для него самого его учебная деятельность. В нашем обществе содержатся все необходимые предпосылки для формирования у школьников необходимого отношения к учению и школе. Этими предпосылками являются:

— с одной стороны, отношение окружающих к учению, как к серьезной общественно-важной деятельности (иначе говоря, предпосылка формирования у детей «широких социальных мотивов» учения);

— с другой — подлинная научность и практическая значимость тех умений и знаний, которые усваивает ребенок в школе (что составляет необходимую предпосылку к формированию мотивов, идущих от самой учебной деятельности).

Однако для того, чтобы эти предпосылки стали психологическими условиями, формирования у школьников сознательного отношения к учению и к своим школьным обязанностям, нужно, чтобы ребенок как-то понял и «принял» для себя то объективное значение, которое имеет школьное обучение и сам процесс усвоения знаний. Только при этом условии он сможет «принять» и те требования, которые к нему как к школьнику предъявляются, и постараться поступать в соответствии с этими требованиями. Иначе говоря, ребенок должен не только понять, но и «принять» учение как деятельность общественно-значимую, он должен только понимать значение образования, но и испытывать к знаниям непосредственный познавательный интерес. А это и значит, что объективные цели и мотивы учения должны стать целями и мотивами самого ученика. Однако школьники, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, усваивают (в собственном смысле этого слова) мотивы и цели учения различными путями в различных качественно своеобразных и в различных психологических условиях. Например, в начале младшего школьного возраста общественный смысл учения переживается ребенком в форме потребности в серьезной «ответственной» деятельности, результаты которой оцениваются взрослыми. Он еще не сознает достаточно отчетливо ни целей, ни мотивов своей ученой деятельности, так как именно она приводит его к переживанию чувства собственного достоинства и к целому ряду других переживаний, связанных с тем новым положением, которое он начинает занимать как школьник. Особенно важно для маленьких школьников занять новое положение в семье. Работа Л.С. Славиной показала, что в тех семьях, где поступление ребенка в школу никак не отражается на его отношениях с окружающими, где характер этих отношений не определяется качеством его учебной работы, учение часто так и не приобретает для ребенка смысла серьезной общественно-значимой деятельности. В таких семьях, с колько бы не убеждали ребенка в необходимости хорошо учиться, эти убеждения не «принимаются» ребенком так как они не поддержаны у него соответствующими переживаниями, связанными с его повседневной жизнью и деятельностью. В старшем школьном возрасте, наоборот часто достаточно бывает одного только разъяснения для того, чтобы ученику открылся глубокий общественный смысл его учебной деятельности.

Таким образом, для каждого возраста и для каждого школьника в отдельности надо найти такую форму организации его жизни и деятельности и такие способы прямого педагогического воздействия, которые сделали бы доступными для ученика общественные цели и мотивы его учебной деятельности и привели бы его к их подлинному усвоению.

works.doklad.ru

Тема: «Причины возникновения стрессов у школьников, их влияние на организм и пути выхода из стрессовых ситуаций». Автор: Галкин Никита Андреевич Дата рождения: — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемСемен Еськов

Похожие презентации

Презентация по предмету «Биология и Экология» на тему: «Тема: «Причины возникновения стрессов у школьников, их влияние на организм и пути выхода из стрессовых ситуаций». Автор: Галкин Никита Андреевич Дата рождения:». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Тема: «Причины возникновения стрессов у школьников, их влияние на организм и пути выхода из стрессовых ситуаций». Автор: Галкин Никита Андреевич Дата рождения: Место учёбы: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Кызылбаевская средняя общеобразовательная школа». Секция:«Вокруг нас мир». Руководитель: Кучкильдина Залия Лукмановна, учитель биологии и химии

2 Целью работы является изучение причин стрессовых ситуаций наших школьников, их влияние на организм и пути их выхода из сложившейся ситуации. Задачи: — изучить причины возникновения стрессов, и их последствия; — проводить мониторинг и анкетирования по данной теме; — предложить меры по охране здоровья школьников. Методика исследований: изучение научно-методической литературы и материалов в сети Интернет; проведение мониторинга состояния здоровья у обучающихся 8 класса; проведение анкетирования обучающихся с 5 по 11 классы по вопросу возникновения стрессов и их воздействия; проведение анкетирования учителей; блиц – опрос учащихся выпускных классов.

3 В переводе с английского «stress» — давление, нажим, напряжение. Стресс — это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных внешних воздействий Эмоциональный стресс яв­ляется главной причиной сердечно- сосудистых заболеваний неврозов, не­которых болезней желудка и кишечника, увеличивает вероятность инфек­ционных заболеваний и осложняет их течение. Симптомы стресса у школьников. Плохое настроение. Плохой сон. Проблемы со членами семьи, с учителями и с ровесниками. Частые простуды, болезни. Отчуждённость от других членов семьи. Отыгрывание на братьях и сестрах. Головные боли и т.д.

4 Факторы, вызывающие стрессы у детей События Начально е звено Среднее звено Старшекл ассники Перевод в другую школу Развод родителей 7884 Смерть одного из родителей Известие о том, что ты приёмный ребёнок Приобретение какого- либо уродства Изменение отношения ровесников Провалы на экзаменах в школе -5762

5 Роль семьи в психологическом здоровье ребёнка. Школа – один из факторов, вызывающих стрессы у детей.

6 Результаты исследований 1. Изучение социального паспорта учащихся 8 класса. В классе 17 обучающихся: — из них девочек – 6, мальчиков -11; — дети разновозрастные; — 5 учеников в классе из многодетных семей; — 5 учеников из неполных; — 11 из малообеспеченных, что составляет 65%; У двоих моих одноклассников нет мам: у одного мальчика умерла, другую девочку воспитывает один папа; — 2 ученика в классе — второгодники; — 2 мальчика обучаются по коррекционной программе восьмого вида.

7 Результаты медицинского осмотра показывают, что из 17 детей: 7 детей имеют низкий рост (41%); 2 ученика — избыток массы (12%); у 3 детей проблемы со зрением — миопия (18%); у 3 – функциональный шум сердца; у двух мальчиков ( 8 вида) проблемы с умственным развитием — смешанное расстройство учебных навыков. Выводы: В 8 классе собрались дети из семей с разными материально- бытовыми условиями, с различными социальными проблемами и с некоторыми медицинскими отклонениями. В классе 65% детей из малообеспеченных семей, что является важным фактором социального неравенства и влияет на психологическое здоровье подростков. Я думаю, что все эти факторы вызывают стрессовые явления у школьников.

8 Анкетирование учащихся 5-9 классов, всего 52 человека. Было выявлено, что все учащиеся сталкивались со стрессовыми ситуациями. При этом имели: плохое самочувствие у 30; испытывали волнение 32 ; болела голова у 19; возникает испуг и страх у 15 детей. Со стрессовыми ситуациями помогли справиться близкие, друзья(36 чел), часть детей справилась сами (36 чел).

9 Анкетирование старшеклассников- 12 человек: Вопросы: назвать причины, что привело их к стрессовому состоянию в последний раз; назвать способы выхода из стрессовых ситуаций; считают ли, что стресс опасен для здоровья. Причины стрессов:

10 83% старшеклассников считают, что стресс наносит огромный вред здоровью; 67% — влияет на нервную систему человека ; у 75% школьников возникают головные боли и плохой сон. Выход из стрессовой ситуации каждый находит по-разному, но наиболее популярными ответами являются: общение с друзьями, родными – 50% и занятие спортом-50 %.

11 Анкетирование учителей. Все опрошенные 14 чел. сталкивались со стрессом и испытывали отклонения в состоянии здоровья: плохое настроение, усталость и упадок сил при этом возникает у 7 учителей; учащенное сердцебиение у 5 человек; 50% учителей нашей школы отметили, что стресс они получают на работе. Большинство взрослых людей, по их мнению, снимают стресс, общаясь с близкими людьми (64%), сменой деятельности (50%), активным отдыхом, часть — принятием успокоительных средств.

12 Блиц – опрос учащихся выпускных классов (26 человек). Результаты изучения медицинского осмотра обучающихся 9 и 11 классов показывают, что у 12 выпускников наблюдаются проблемы со зрением. Вопрос: Какие ощущения они испытывают в период подготовки к экзаменам.

13 Дополнительное стрессовое состояние у выпускников вызывает обстановка при сдаче экзаменов: ранний подъём и длительная поездка до пункта сдачи экзамена. Село Шатрово находится примерно в 70 км от с. Кызылбай; чужое учреждение и незнакомые педагоги; отсутствие какой – бы то ни было поддержки.

14 Выводы: Основными причинами возникновения стресса у современных школьников чаще всего становятся: материальное, социальное положение семьи; психологическое состояние здоровья; возрастная неустойчивая психика; взаимоотношения между одноклассниками, старшеклассниками; учебные нагрузки в школе. Доказано, что если в школу в 1 класс поступают 70% здоровых детей, то уже к 11 классу их остается менее 30%.

15 Мои предложения и рекомендации: В каждой школе пропагандировать здоровый образ жизни, создавать психологический комфорт для всех участников образовательного процесса, иметь своего школьного психолога. Родителям: Создавать в семьях положительный эмоциональный фон для воспитания детей; Избегать семейных конфликтов, выяснения отношений между собой и коллегами, особенно в присутствии детей; В любом возрасте детей, учитывать особенности их характера и интересы. Школьникам: Учиться планировать свои дела; Ставить реальные выполнимые цели; Не забывать об отдыхе и заниматься спортом.

www.myshared.ru

Влияние стресса на жизнь школьников

Предварительный просмотр:

Сетевой фестиваль экологического воспитания — 2013

II направление — конкурс ученических проектов

«Влияние стресса на жизнь школьников»

Исследовательско – информационный проект по экологии

Номинация 3. «Социосфера»: проблемы социальной экологии. Этнографические исследования.

Работу выполнили ученицы 10 класса МОУ «СОШ с.Берёзовая Лука Духовницкого района Саратовской области»

Черницова Марина и Кукушкина Надежда

Руководитель проекта: учитель

географии и экологии

Манухина Оксана Викторовна

«Термин «стресс» получил очень широкое распространение. Он часто применяется ко всем организмам, когда речь идёт об экстремальных воздействиях. Не секрет, что многие явления школьной жизни (контрольные работы, невыполненные вовремя домашние задания, конфликты со сверстниками, переход школьников из младшего звена в среднее и др.) можно смело отнести к числу таких воздействий, иными словами назвать их стрессорами. И в этой работе мы рассказываем, что же такое стресс и к чему он может привести. »

1. Что такое «стресс» 4

2. Симптомы стресса у школьников 5

3. Болезни, вызванные стрессом 6

4. Социологический опрос среди учащихся 9,10,11

класса на выявление стрессоустойчивости. 7

5. Рекомендации по профилактике стресса у школьников 8

III. Заключение 9

Актуальность темы заключается в том, что термин «стресс» получил очень широкое распространение. Он часто применяется ко всем организмам, когда речь идёт об экстремальных воздействиях. Не секрет, что многие явления школьной жизни (контрольные работы, невыполненные вовремя домашние задания, конфликты со сверстниками, переход школьников из младшего звена в среднее и др.) можно смело отнести к числу таких воздействий, иными словами назвать их стрессорами. И мы решили выяснить, что же такое стресс и к чему он может привести.

Тема нашего проекта : «В лияние стресса на жизнь школьников ».

Цель проекта : Выяснение влияния стресса на организм школьника, вызванного действием стрессоров.

Для этого нам предстояло решить следующие задачи:

  • Выяснить что такое «стресс».
  • Научиться определять симптомы стресса.
  • Узнать какие болезни развиваются на фоне стресса у школьников
  • Провести опрос среди учащихся 9,10,11 класса по выявлению стрессоустойчивости.
  • Дать рекомендации по профилактике стресса у школьников
  • 1.Что такое «стресс»?

    Понятие «стресс» давно и прочно вошло в повседневный обиход. Мы привыкли объяснять свои неудачи усталостью, вызванной стрессом; ежедневно выслушиваем рекомендации по борьбе с ним с экранов телевизоров; знаем, что к нему приводит обилие информации. А что же это такое — стресс?

    «Современный словарь по психологии» лаконично определяет стресс как состояние психического напряжения, которое возникает у человека в процессе его деятельности, в основном, в экстремально-сложных условиях. Емкое определение дают американские психологи: «негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации».

    Удивительно, но еще два десятилетия назад понятия «детский стресс» не существовало. Увы, последние исследования доказали, что малыши, так же как и их родители, страдают от страхов, избыточных нагрузок и непосильного психологического давления. В итоге каждый третий ребенок испытывает стресс.

    Причины могут быть самые разные: развод родителей, болезнь близкого родственника, стресс у кого-то из домашних, сложности с учебой, насмешки одноклассников, перевод в другую школу, пропажа дорогих сердцу вещей.

    Но, конечно, самый сильный – это школьный стресс. Как показывают исследования отечественных ученых, психика детей, которые попадают на школьную скамью в один из самых критических периодов своей жизни, подвергается атаке со всех сторон.

  • Симптомы стресса у школьников
  • Людям, не имеющим медицинского образования, бывает очень сложно определить, в каком состоянии находится ребёнок. Мы выяснили, какие симптомы указывают на то, что ребёнок находится в состоянии стресса.

    1. Чувство неуверенности в себе.
    Вдруг начинает ощущать себя как-то неловко в обществе людей, с которыми у него раньше были прекрасные отношения. Ему кажется, что они поглядывают на него не вполне доброжелательно или даже осуждающе.
    2. Проблемы с концентрацией внимания и запоминанием.
    Легко забывает содержание недавних разговоров, силится вспомнить, что еще нужно сделать. Трудно собраться с мыслями. Находимся как будто в полусне: смысл происходящего плохо до него доходит.
    3. Нежелание общаться с людьми.
    Пропадает интерес к людям. Когда они проявляют интерес к его персоне, его это раздражает. Когда звонит телефон, думает, брать ли трубку.
    4. Усталость и расстройства сна.
    Постоянно чувствует себя выжатыми как лимон, и тем не менее ему часто трудно заснуть.
    5. Колебание настроения.

    Настроение неустойчивое: периоды подъема легко сменяются глубокой депрессией. Ему хочется плакать. Такие проявления чрезвычайно характерны для состояния стресса.
    6. Раздражительность и вспыльчивость.
    Теряет самоконтроль: в любой момент по самому ничтожному поводу способен выйти из себя, вспылить, резко ответить. Любое замечание встречает в штыки. Порой без всякого повода «лезет в бутылку».
    7. Беспокойство.
    Ему не сидится на месте: ерзает, что-то перекладывает или теребит. То и дело его подмывает встать и куда-то пойти.
    8. Плохой аппетит.
    Теряет интерес к пище. Он или совсем отказываемся от нее, или ест без разбора все, что попадается под руку.

    Если ребёнок постоянно находится, в состоянии стресса у него могут развиться различного рода болезни.

  • Болезни, вызванные стрессом
  • Стресс может способствовать (или даже вызывать) развитию практически любого заболевания, от болей в пояснице и бессонницы до рака

    Болезни сердца — самая распространенная причина смерти у людей в зрелом возрасте. Но нужно помнить, что болезни не появляются в одночасье, они развиваются годами.

    Причиной гипертонии, сердечных приступов, учащенного сердцебиения и инсульта часто бывает именно стресс. Часто последствия стресса проявляются в усталости, быстрой утомляемости, боли (в том числе головной), эмоциональных расстройствах вроде тревожности, депрессии и нарушениях сна. Стресс вызывает и заболевания желудочно-кишечного тракта, например, язвы, спазмы в нижней части живота, колит и синдром раздраженной кишки.

    Кроме того, люди, часто переживающие стресс, более подвержены простудным и инфекционным заболеванием, что объясняется ослабленным иммунитетом. Стресс может также стать причиной кожных болезней, например, вызывать зуд и сыпь.

    Чтобы выявить, сколько детей школьного возраста обращались за медицинской помощью из-за болезней вызванных стрессом в течении 2011-2012 учебного года ,мы побеседовали с работниками Берёзоволукского ФАПа Шапоревой Т.Ф. и Лебедевой Т.В.

    И вот что мы выяснили:

    Вывод: В течение 2011-2012 учебного года в Берёзоволукский ФАП обращались: с головной болью — 4 человека, спазм сосудов -2 человека, боль в сердце -1 человек, неврозы -0 человек, бессонница – 0 человек.

  • Социологический опрос среди учащихся 9,10,11 класса на выявление стрессоустойчивости.
  • Для того чтобы выяснить стрессоустойчивость у школьников мы провели анкетирование среди учащихся 9, 10, 11 класса. Всего в анкетировании приняло участие 22 человека. Ученикам задавались вопросы, на которые они должны были ответить «да» или «нет»

    Вывод по анкетированию:

    Исходя из полученных нами данных ,в результате анкетирования, можно сделать такой вывод: 75% — испытывают умеренный уровень тревожности, 20% -низкий уровень тревожности, 15% -высокий уровень тревожности.

  • Рекомендации по профилактике стресса у школьников
  • Совет первый. Определите, относитесь ли вы к группе риска. Если да, то научитесь смеяться над собой в тех ситуациях, где вы допустили небольшую оплошность. Чувство юмора всегда помогает снизить напряжение. А умение посмеяться над собой безо всякого смущения свойственно людям, которые умеют ценить себя, и которые свободны от внутреннего конфликта. Конечно, они стараются изменить вещи в желаемом направлении, если это возможно, но в то же время они способны быть гибкими.

    Совет второй. Учитесь наблюдать за собой и осознавать, почему определённые события вызывают в нас напряжение, печалят или раздражают. Попробуйте составить список подобных ситуаций.

    Совет третий. Иногда люди принимают слова и действия других на свой счёт, хотя для этого нет никаких веских оснований. Будьте более реалистичны, и прежде чем обидеться или рассердиться на кого-то, разберитесь, действительно ли люди хотели обидеть вас.

    Совет четвёртый. В стрессовых ситуациях старайтесь сконцентрировать своё внимание на проблеме, а не «застревать» на собственных отрицательных эмоциях. Попытайтесь найти альтернативные способы решения и выберите из них то, что считаете более приемлемым.

    Совет пятый. Занимайтесь профилактикой стрессовых состояний: читайте книги, выполняйте простые релаксационные упражнения. А если вы находитесь в состоянии стресса, то не копите отрицательные эмоции, поделитесь проблемами с близкими людьми.

    В своём исследовании мы пришли к выводу, что учащиеся нашей школы 9,10,11 класса имеют предрасположенность к стрессу. Главная задача взрослых в этой ситуации помочь детям выйти из состояния стресса. Педагоги должны строить свои отношения с детьми таким образом, что бы приобретение знаний не стало для школьника препятствием полноценного формирования личности.

    Родителям так же необходимо интересоваться жизнью подростков их победами и неудачами и в случае необходимости оказать поддержку, сказать ласковое слово. Мы считаем, что внимательное отношение к детям со стороны взрослых предотвратит стрессовые ситуации. И сохранит здоровье детей!

    Донести до педагогов и родителей те факторы, которые вызывают стресс у школьников, чтобы в своей дальнейшей деятельности они могли учитывать их влияние и успешно снижать их уровень и силу воздействия на школьников — в этом и состоит, на наш взгляд, практическая направленность данного исследования.

    1. Литературы:
      1. Биологический энциклопедический словарь., М, «Советская энциклопедия», 1989.
      2. Дубровина И.В. и др. «Рабочая книга школьного психолога» — М., «Просвещение», 1991.
      3. Жуков Д. А. «Стресс». // Биология в школе, 1999, №1, с. 12-17.
      4. Крушельницкая О.И. и Третьякова А.П. «Человек, обстоятельства и . стресс». // Биология в школе, 1999, №1, с.21-26.
      5. Кудряшов Ю.Б. «Стресс-реакции. Лучевой стресс». // Биология в школе, 1999, №2, с. 17-21.
      6. Рогов Е.И. «Настольная книга школьного психолога». М., «Владас», 1999 г.
      7. Селье Г. «Стресс без дистресса». М., 1982.
      8. «Словарь психологии». П\авт-ом Петровского А.В. и Ярошевского М.Г. — М, «Политическая литература», 1990.

      nsportal.ru