Истерия у детей причины

Истерики у детей – состояния крайней возбужденности, сопровождающиеся резкой сменой настроения, криками, потерей самообладания. Возникают непроизвольно. Ребенок плачет, падает на пол, выгибает тело дугой, бьется головой, стучит кулаками о поверхности. Реакция развивается на основе негативных эмоций – раздражения, негодования, отчаяния, усиливается при повышенном внимании окружающих, попытках успокоить малыша. Диагностика проводится детским психиатром, психологом. Основной метод исследования – клиническая беседа. Частота приступов, выраженность симптомов корректируются поведенческими техниками. Обучение родителей производится методом консультирования.

Истерики у детей

В медицине термином «истерика» описывают нервный припадок, состояние психического, моторного возбуждения со слезами, криками, судорогами. В разговорной лексике данное понятие используется для обозначения капризного, спланированного, манипулятивного поведения. Основное отличие истинной истерики от капризов – непроизвольность: ребенок не может самостоятельно запускать, контролировать течение и завершение реакции. Истерические приступы наблюдаются у 90% детей от 1 года до 3 лет. Пиковый период – кризис трехлетнего возраста (2-3 года), суточная частота припадков достигает 10-15. К 4 годам риск истерик снижается, ребенок полностью овладевает речью, способен выражать эмоции вербально.

Причины истерик у детей

Во время возрастных кризисов первого года и трех лет дети активно проявляют негативизм по отношению к требованиям родителей, упрямятся, пытаются отстаивать свои желания, становятся строптивыми, перечат правилам, традициям семьи. Истерики являются признаками переходного этапа развития. Причины – ситуации, провоцирующие гнев, злость, необходимость сопротивления:

  • Физический дискомфорт. Голод, жажда, боль, зуд повышают вероятность эмоционального неконтролируемого приступа. Духота, перегрев становятся причинами ночных истерик.
  • Отсутствие внимания взрослых. Эмоциональное возбуждение малыша накапливается, отсутствует возможность поделиться эмоциями. Результат – неконтролируемый выплеск негодования, раздражения, обиды.
  • Усталость, утомление. Риск истерики повышается после активных игр, общения с детьми, насыщенного эмоциями события. Приступы случаются вечером после дальних поездок, шумных праздников, длительных прогулок.
  • Гиперопека. Кризисное состояние характеризуется потребностью проявлять самостоятельность. Чрезмерная забота родителей провоцирует естественное сопротивление ребенка, выражающееся истерикой.
  • Конфликты со сверстниками. Дети не обладают достаточным развитием речи для пояснения собственных желаний, игровых позиций. Отсутствуют навыки коммуникации, необходимые для разрешения конфликтов. Протест выражается истерическим приступом.
  • Непоследовательное поведение взрослых. При отсутствии четкой системы родительских ограничений у ребенка нет ориентиров для выстраивания собственного поведения. Истерики провоцируют неустойчивые запреты, сменяющиеся дозволенностью.
  • В основе детских истерик лежит функциональная незрелость структур мозга, психофизиологические изменения кризисного периода развития. Созревание мозговых структур происходит от низших отделов к высшим – от подкорковых структур к коре. При формировании истерики накапливается нервное возбуждение, вырабатываются гормоны стресса. Активизируется лимбическая система – возникает эмоция гнева, стимулируются вегетативные реакции (напрягаются мышцы, учащается сердцебиение, дыхание). Цепочка физиологических процессов не включает активацию коры – отсутствует оценка ситуации, выбор действий. Истерика развивается волнообразно: резко нарастает гнев, ярость, на пике они сменяются горем, постепенно эмоциональный приступ ослабевает, становится обычным плачем.

    Симптомы истерик у детей

    К 1 году дети начинают демонстрировать самостоятельность – возрастает любопытство, стремление к исследованиям. Потребности становятся осознанными, желания определяют поведение малышей. Препятствия, запреты провоцируют истерические реакции. Начало сопровождается громким плачем, криком. Ребенок напрягается, зажмуривает глаза, но слезы отсутствуют. Высокий мышечный тонус сменяется импульсивными движениями – малыш сжимает кулаки, стучит по окружающим поверхностям. При приближении взрослого царапается, кусается, дерется. Постепенно реакции гнева затухают. Ребенок плачет, слезы текут обильно, мышцы расслабляются. После истерики наблюдаются признаки усталости, утомления.

    Трехлетние дети переживают кризис, характеризующийся стремлением действовать устанавливать правила, доминировать. Усложняются социальные отношения, активно развивается речь. Сопротивление взрослым проявляется вербально и в поведении. Истерики провоцируются запретами, отказами, предъявлением требований. Приступ отличается разнообразием симптомов: трехлетки чаще падают, бьются головой, закусывают зубами обивку мебели. Большие приступы сопровождаются судорогами, «истерическим мостом» (выгибанием туловища дугой), кратковременной остановкой дыхания. После приступа ребенок долго плачет, жалуется на головокружение, тошноту, боль от ушибов, царапин.

    Осложнения

    Истерики у детей имеют физические и психические осложнения. Первые возникают после падений, ударов головой об пол, стены, мебель. Малыши получают ушибы, царапины. Неправильная реакция родителей на истерику закрепляет данный способ поведения – ребенок начинает сознательно копировать приступы с целью достижения целей. К подростковому возрасту формируются истерические черты характера: демонстративность, эгоцентризм, стремление привлекать внимание, зависимость от мнения окружающих. Неприемлемое поведение (плач, крики, запрокидывания головы) трансформируются в конверсионное расстройство (истерический невроз), проявляющийся выпадением физиологических функций при эмоциональных переживаниях.

    Диагностика

    В большинстве случаев истерики – симптом кризисных этапов развития. Эмоциональные приступы корректируются родителями самостоятельно. Вопрос об обращении к врачам возникает, если ребенок теряет сознание, надолго задерживает дыхание, наносит повреждения себе и окружающим, страдает от ночных кошмаров, страхов, резких перепадов настроения, испытывает тошноту, боли после истерического припадка. Диагностика выполняется педиатром, психологом, врачом-психиатром, неврологом. Используются клинические и физические методы:

    • Беседа. Врач опрашивает родителей: собирает анамнез, уточняет время начала истерик, частоту, продолжительность приступов. Выясняет наличие судорог, остановок дыхания, обмороков, нарушений сна, пищеварения. Психолог определяет стиль воспитания, характер ситуаций, провоцирующих приступы.
    • Наблюдение. На консультации врач оценивает поведение, эмоциональные реакции ребенка. Отмечает проявления упрямства, негативизма к замечаниям и просьбам взрослых – признаки возрастного кризиса.
    • Осмотр. При выраженной симптоматике невролог исследует сформированность двигательных навыков, рефлексов. Проводит дифференциальную диагностику, исключая патологии нервной системы как причину приступов с судорогами, потерей сознания. При необходимости назначает инструментальные обследования (МРТ головного мозга, УЗДГ сосудов головы).
    • Лечение истерик у детей

      Возрастные приступы истерики – временное явление. Специальная терапия детям не требуется, эмоционально-поведенческие нарушения исчезают после завершения кризиса. Родителям назначается консультация психолога. Специалист рассказывает о механизмах, составляющих основу переходного периода, способах коррекции приступов, дает индивидуальные рекомендации по организации свободного времени ребенка, необходимых изменениях воспитания. Предупредить истерики позволяют следующие приемы:

    • Правильный режим отдыха. Сбалансированность процессов возбуждения-торможения ЦНС поддерживается рациональным чередованием расслабления и активности. Важен полноценный сон, подвижные игры на свежем воздухе, творческие занятия, требующие включения познавательных процессов.
    • Озвучивание чувств ребенка. Полезно говорить с малышом о переживаниях, чувствах, актуальном состоянии. Беседы разовьют способность пояснять устно, понимать эмоции.
    • Возможность выбора. Необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельного принятия решений. В ситуациях, где существует несколько вариантов действий, родителям рекомендуют позволять сделать выбор ребенку.
    • Объяснение причин запретов. Важно говорить о причинах ограничений: опасность для здоровья, причинение вреда человеку, важность выполнения другой деятельности. Объяснения создают отношения равноправия, а не подчинения.
    • Истерики начинаются неожиданно, аффект быстро нарастает, достигая пика. Родителям нужно знать о принципах поведения, позволяющих сократить продолжительность, выраженность приступов. Часто используются приемы, не приносящие результата – уговоры, ругань, угрозы, насильственные действия. Рекомендации психологов заключаются в следующем:

    • Оставаться спокойными. Не стоит демонстрировать раздражение, гнев в ответ на детскую истерику. Важно сохранить невозмутимость, находясь в поле зрения ребенка. Отсутствие взрослого может испугать, усилить реакцию истерики.
    • Не уступать. Нельзя изменять принятое решение (запрет, отказ), ставшее внешней причиной истерики. Уступки требованиям ребенка закрепляют крики, плач как способ получения желаемого.
    • Не наказывать. Ругань, шлепки, угрозы не успокаивают ребенка, но могут восприниматься как знаки внимания (истерики будут развиваться при его нехватке). Оптимальный вариант – игнорирование поведения малыша, занятие собственными делами.
    • Установить тактильный контакт. После пика аффекта желательно обнять, погладить, поцеловать ребенка. Мягкие прикосновения позволяют ему быстрее успокоиться.
    • Прогноз и профилактика

      Прогноз истерик у детей благоприятный, приступы завершаются самостоятельно к четырем годам. Профилактика основана на соблюдении режима дня, рациональной организации досуга, выстраивании доброжелательных и уважительных отношений с ребенком. Важно разговаривать «на равных», объяснять причины запретов, собственным примером демонстрировать приверженность правилам поведения, ритуалам. Физическую активность сменять отдыхом, равномерно распределять приемы пищи – малыш не должен чувствовать голод, усталость, скуку. Стоит обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка, выяснять причины обид, капризов, агрессии, обсуждать их.

      www.krasotaimedicina.ru

      Симптомы и лечение истерии у детей

      Истерия относится к разновидностям невроза, который довольно часто наблюдается у детей. По мнению И. П. Павлова, для истерии свойственна функциональная слабость коры головного мозга с преобладанием подкорковых импульсов и слабостью второй сигнальной системы.

      Симптомы истерии у детей

      Согласно исследованиям Г. Е. Сухаревой, истерия у детей часто сопровождается астазией-абазией, для которой свойственно движение руками и ногами при полном нежелании ходить или стоять. У маленьких детей могут появляться аффективные состояния, которые сопровождаются вспышками гнева и злобы. Подобные припадки могут заканчиваться судорогами, их относят к аффективно-респираторным. Заболевание может проявляться параличом конечностей, отказом стоять и ходить, нарушениями слухового и зрительного восприятия, мутизмом, повышенной вентиляцией легких. Аналогичные симптомы истерии также могут встречаться у детей более старшего возраста. Для заболевания характерна театральность движений, массивность симптомов. В то же время полностью отсутствуют признаки органических поражений мозга. Параличи не отвечают локализации поражения с точки зрения анатомии, могут возникать и большие припадки, отличающиеся по клиническим проявлениям от эпилептических, причем характерных изменений при проведении ЭЭГ не наблюдается.

      Психологическое исследование позволяет обнаружить у больного характерные для истерического типа черты: желание оказаться в центре внимания, ранимость. Дети требуют к себе внимания больше, чем сами этого заслуживают. Желание продемонстрировать себя сводится к указанным выше признакам и соматическим заболеваниям, истерия проявляется также в неожиданном поведении ребенка среди людей, придумывании любопытных историй, приукрашивании действительности, себя, клевете безо всякого повода.

      Лечение истерии у детей

      Лечение истерии у детей, как и прочих расстройств соматического генеза, часто на удивление эффективно. Благотворно действуют простые внушения, ложные инъекции с применением плацебо, стационарное лечение на протяжение нескольких дней.

      Наибольшая проблема возникает при правильном направлении в воспитании детей с истерическими чертами характера, в таком случае порой необходимо привлечение специалиста.

      Течение заболевания во многом зависит от того, насколько удалось избавить ребенка от психотравмирующей ситуации или оградить его от воздействия неблаготворных факторов. Длительные и повторные психические травмы часто становятся причиной затяжного течения болезни, сопровождающейся частыми рецидивами.

      www.ayzdorov.ru

      Неврастения и истерия у детей, симптомы и лечение

      Неврастения и неврастенические состояния развиваются на основе своеобразия типа нервной системы, а также под влиянием неблагоприятных факторов, особенно перенапряжения сил, переутомления, наличия хронических инфекций, интоксикаций и т. п. Под истерией понимают уже настоящий эндогенный невроз с преобладанием психических симптомов. С точки зрения учения Павлова об условных рефлексах неврастения характеризуется преобладанием процесса раздражения и слабостью процессов торможения. Для истерии характерно, наоборот, преобладание тормозного процесса и слабость процесса раздражения, с потерей нормальной гибкости баланса между ними. В норме деятельность больших полушарий основана на взаимодействии процессов раздражения и торможения в зависимости от внешних условий. При патологических случаях превалирует или крайнее возбуждение или глубокое торможение. В результате коллизии факторов раздражения и торможения расстраивается нормальная функция головного мозга, который на время оказывается как бы блокированным. Если такое состояние кратковременно, возбудимость коры восстанавливается, если оно поддерживается, то выявляется уже более серьезное нарушение функции коры. Извращение функции коры обусловливает и все поведение ребенка. Существуют три главных причины кортикальных неврозов: утомление и истощение клеток коры, конфликты между раздражением и тормозным процессом, действие интенсивных раздражителей. В зависимости от типа нервной системы характер расстройств будет различен. Одни реагируют состоянием возбуждения, другие — торможения.

      Симптомы неврастенических состояний многообразны. На первый план выступают понижение работоспособности в связи со слабостью памяти, неспособность сосредоточиваться, вялость, понижение интересов. В связи с этим происходит изменение характера, ненормальные наклонности, заикание, недержание мочи. Постепенно появляются головные боли, тяжесть в голове, потеря аппетита, рвоты, запоры. Часто присоединяются расстройства сна, бессонница, ночные страхи. При исследовании отмечают повышение кожной чувствительности в виде парестезии, повышение чувствительности к холоду, теплу. Со стороны сосудодвигательной и секреторной сфер наблюдаются приливы крови к голове, быстрая смена в окраске лица, повышенная потливость, яркий дермографизм; со стороны двигательной сферы — дрожание, особенно в пальцах рук и веках, повышение сухожильных рефлексов, понижение рефлекса слизистой глаза и зева. Отмечаются также учащение пульса, повышение кровяного давления.

      Симптомы истерии. Как уже сказано, в основе патогенеза истерии лежит функциональная слабость коры, ее пониженная возбудимость и быстрая истощаемость. В условно-рефлекторной деятельности коры доминируют защитные отрицательные фазовые состояния. Наркотическая, уравнительно-тормозная, парадоксальная и ультрапарадоксальная фазы сменяют одна другую в зависимости от состояния возбудимости больших полушарий, а это ведет к тому, что сильные раздражители дают слабые условные рефлексы, а слабые дают интенсивные реакции.

      Можно выделить два типа истерии детей. При одном имеется слабость и корковой и подкорковой области, и все безусловные рефлексы малы, двигательные рефлексы слабы, быстро угасают. При другом типе имеется только слабость коры при достаточно сильной подкорковой функции, такие дети имеют повышенные безусловные рефлексы и медленно и слабо образуют условные. Высокая и низкая возбудимость может сохраняться длительное время и вести к развитию анестезий, параличей, каталепсии.

      Обычно истерия может начинаться и в возрасте 3 лет, наиболее же часто она наблюдается в школьном возрасте. Чем старше ребенок, тем больше истерия по проявлениям приближается к истерии взрослых. В отличие от взрослых, у детей истерия нередко отличается моносимптоматичностью и массивностью. Одним из наиболее распространенных симптомов являются истерические припадки в виде реакции на какое-либо волнение. Припадок может начинаться ощущением сердцебиения, затруднением дыхания, подкатыванием комка к горлу, плачем, смехом, движениями рук. Часто развивается истерический обморок, при котором полной потери сознания не бывает. Падая в обморок, больные соблюдают предосторожности, не наносят себе повреждений. Могут присоединиться судороги то тонического, то клонического типа, иногда в виде опистотонуса. Приступы появляются особенно легко в подходящей обстановке под влиянием подражания, внушения, там, где дети замечают производимый ими эффект.

      Характерной чертой истерии является тенденция к развитию статической возбудимости и в связи с этим к развитию сегрегатных, или разделенных, состояний больших полушарий.

      Другими характерными истерическими симптомами являются двигательные и чувствительные расстройства. Для истерических параличей характерно появление их под влиянием душевных волнений, отсутствие изменений рефлексов и признаков дегенеративной атрофии. Обычно утрачиваются определенные функции, но элементарные движения сохраняются. Истерические контрактуры представляют результат простого активного напряжения мышц. Дрожание у истериков выражено различно и меняется в зависимости от психических влияний. Боли, анестезии, гиперестезии, парестезии зависят от психических воздействий и не соответствуют анатомическому распределению чувствительной иннервации.

      Картину истерии дополняют спазмы пищевода, энурез и энкопрез, расстройства речи, заикание, невралгии, головные боли, бессонница, приступы страха, сумеречные состояния.

      Таким детям свойственна ненормальная эффективность, болезненная мнительность, стремление быть центром внимания, капризность, лживость.

      Профилактика

      Профилактика при этих состояниях нервной системы должна играть видную роль. Сохранение здорового организма, нормальные условия санитарного режима, достаточное питание, ограждение от чрезмерных напряжений имеют большое значение. Нужно бороться с резкими депрессивными влияниями на психику, содействовать физиологической эйфории. Только правильное социальное воспитание, общение с другими детьми, естественная обстановка жизни создают необходимые для нормального развития условия. Профилактике очень помогает создание специальных психоневрологических диспансеров. Роль школьного врача заключается в своевременном выделении и обследовании таких детей.

      В отдельных случаях желательно поместить ребенка в санаторий, пионерлагерь, обеспечить ему покой на несколько недель. Очень важно предоставление ребенку свежего воздуха, возможности заняться спортом, экскурсиями, проделывать водные процедуры. Из диеты желательно устранить пряности, шоколад, какао, ограничить потребление мяса, яиц, молока. Одновременно надо внушать ребенку доверие к самому себе, успокаивать его, отвлекая внимание, развлекать. Полезно общеукрепляющее лечение в виде витаминов, железа, глицерофосфатов. Бром необходим для общего успокоения и устранения бессонницы (2-3% бромистый натрий по чайной или десертной ложке). При этом надо умело учитывать индивидуальную тормозную силу и интенсивность рефлексов, которые желательно затормозить.

      В основе лечения истерии должна лежать психотерапия с выявлением очагов перевозбуждения. В легких случаях ее можно проводить и в домашней обстановке, но тяжелые формы требуют уже изолирования от семьи. Для лечения наиболее выгодны тишина и слабые раздражители. Очень важно осторожно, но систематически развивать кортикальную регуляцию, выявлять скрытые очаги перевозбуждения. Допустимо осторожное применение водолечения, массажа, снотворных, в дальнейшем постепенная и осторожная тренировка нервной системы.

      www.blackpantera.ru

      Что такое истерия у детей? Ее симптомы и лечение

      Истерия у детей, симптомы и лечение которой бывают очень разнообразными, является одной из разновидностей невроза. Развивается оно чаще всего у детей, склонных к чрезмерно эмоциональному восприятию тех или иных событий. Симптомы при ней могут выражаться в разных физиологических проявлениях, когда появляется та или иная функциональная несостоятельность. Другими словами, при истерии могут присутствовать имитирующие признаки некоторых заболеваний, которых нет в реальности. При этом проявление таких симптомов действительно реально, но при обследовании не выявляется никаких изменений в структурах тканей, органов и нервных волокон.

      Такое явление свойственно, прежде всего, психическим расстройствам. И обусловлено это функциональной слабостью коры головного мозга в тот время, когда преобладают подкорковые импульсы. Но это не приговор, такие расстройства необходимо лечить. Родителям важно понимать всю серьезность проблемы и не игнорировать признаки истерии. Ведь в будущем их ребенку будет очень сложно жить в обществе, он не сможет получить в нем социальную адаптацию. Особенно если на фоне истерии возникают симптомы соматических заболеваний, таких как слепота, глухота и многое другое.

      Поведение при истерии

      При истерии у детей меняется поведение, оно становится показательно-драматичным. Проявляется излишняя импульсивность и возбужденность. Когда с ребенком пытаются говорить, отмечается, что он зациклен на ситуации, которая травмировала его психику. Такой ситуацией может стать что угодно — от обычной обиды до потери близкого человека. Также наблюдается чрезмерная склонность к эмоциональным переживаниям таких вещей. При этом могут возникать еще аффективные вспышки злости и гнева, после которых часто наблюдаются соматические симптомы.

      Кроме того, отмечается повышенная театральность, когда ребенок двигается. Он пытается обращать на себя внимание окружающих и в то же время — проявляет свою ранимость. В итоге у психолога или врача может сложиться впечатление, что больной не заслуживает столько внимания, сколько требует к себе. Нередко больные истерией могут рассказывать выдуманные ими истории. А пересказывая реальные события, склонны их приукрашивать. Часто больной истерией ребенок может быть замечен во лжи без существенной на то причины.

      Истерия у детей может иметь различные симптомы. Как уже было сказано, при истерии отмечается проявление реальных соматических заболеваний, наличие которых не подтверждается при проведении предметной диагностики. То есть, симптомы болезни есть, а патологии как таковой не выявляется. При этом такие явления возникают, как правило, после аффективного поведения, свойственного этой болезни. И что самое интересное, больной при возникновении подобных симптомов (например, паралича) не проявляет никаких переживаний по этому поводу.

      Симптомы истерии у детей со стороны физиологии

      Далее к симптомам истерии у детей можно отнести:

    • снижение мышечной силы в руках или ногах;
    • снижение чувствительности кожи (онемение);
    • нарушение походки;
    • болезненные ощущения в разных частях тела;
    • отсутствие зрительной способности (слепота);
    • изменение слуха (глухота);
    • нарушение речи;
    • амнезия (частичная потеря памяти).
    • Причем, например, если возникает та или иная боль, то ее невозможно устранить обезболивающими препаратами. А слепота может захватить необязательно оба глаза, как и глухота, которая может быть только на одно ухо. У больного истерией ребенка могут начаться судорожные припадки и отсутствовать сознание. И эти симптомы являются мнимыми. Судороги могут выражаться в непроизвольном движении конечностей, и если при этом больной падает, то как будто бы обдуманно, медленно опускаясь на пол. Когда случаются настоящие судороги, то человек падает необдуманно и при этом может непроизвольно помочиться и прикусить язык. В моменты истерических судорог, такое не происходит.

      Диагностика и лечение истерии у детей

      Для качественной диагностики истерии необходим целый комплекс мероприятий. В первую очередь, врач должен выслушать жалобы и осмотреть ребенка. Очень большое значение имеет осмотр для выявления неврологических признаков. Именно такой осмотр позволит отличить симптоматику реальных заболеваний от мнимых. Далее необходима консультация психолога или психиатра, чтобы оценить психический статус ребенка.

      И в дополнение к этому нужно провести томографическое обследование головы больного и другие исследования мышц, нервных импульсов.

      После подтверждения диагноза потребуется лечение, длительность которого будет зависеть от многих факторов. Например, состояния больного и весомости самой травмы. В обязательном порядке понадобится лечение у психиатра с помощью психотерапии. Такое лечение обычно основывается на доверительных беседах, благодаря которым можно выяснить все причины возникновения истерии. Также могут быть назначены различные лекарства, антидепрессанты и успокоительные препараты. На фоне этого родителям важно будет создать благоприятную обстановку вокруг больного ребенка.

      1popsihiatrii.ru

      Истерические приступы у детей

      Чрезвычайное нервное возбуждение, выражающееся у детей в плаче, катании по полу, безудержных воплях, в беспорядочном размахивании конечностями, соотносится с приступом истерики.

      Если случаются истерические приступы у детей, то бессмысленно пытаться достучаться до них обычными методами, что-то доказывая или объясняя, ведь он, понимая эффективность подобного воздействия на взрослых, пользуется истерикой вполне осознанно для получения желаемого.

      Первопричины детской истерики

      Прежде всего, первопричины детской истерики скрываются в конфликте детских и родительских интересов, поскольку с взрослением у малыша возникают собственные желания, зачастую идущие вразрез с желаниями взрослых.

      Типичными ситуациями, провоцирующими истерические приступы, являются:

    • неумение вербального выражения личностного неудовлетворения;
    • желание любым способом сконцентрировать на себе внимание;
    • стремление получить нечто абсолютно необходимое и сию минуту;
    • болезненное или после болезненное состояние;
    • неумеренная забота со стороны взрослых, соседствующая с патологической строгостью;
    • слабовыраженное отношение взрослых к поступкам ребенка;
    • отсутствие системы поощрения и наказания;
    • прерывание занятия, которое изначально интересно.
    • Как вести себя при появлении истерик?

      Чаще всего родители теряются и не знают, как себя вести при появлении истерик. А ведь именно от их поведения будет зависеть, насколько эффективно они смогут справляться с ними в последующем. Не стоит стремиться, во что бы то ни стало прекратить истерику, ублажая малыша, она закончится сама собой, если относиться к ней спокойно и соответствующим образом на нее реагировать.

      Однако лучше всего истерику не допускать, т.е. борьба с истерикой – это борьба с возможными причинами, реагировать на нее нужно еще до возникновения. Поэтому лучше всего научиться вычленять из поведения ребенка те моменты, которые явно предшествуют возгоранию истерического припадка. Ведь нередко бывает и так, что капризы малыша, ей предшествующие, невыполнимы в силу объективных причин (ребенку хочется конфет, а их дома нет, ребенку хочется на улицу, а там – ливень).

      Стоит заметить, что часто истерические приступы у ребенка вспыхивают непроизвольно, из-за неумения его управляться с собственными эмоциями. В период приступа малыш дико кричит, расцарапывает лицо, начинает стучаться головой в стену, либо в пол кулаками. Достаточно часто приходится сталкиваться с появлением непроизвольных судорог, называемых «истерическим мостом», при них тело ребенка изгибается дугой.

      Следует принимать во внимание и тот момент, что из-за выраженно яркой эмоциональной окраски, истерика может подкрепляться проявлениями агрессии и крайнего раздражения, которые пропадают если исчезает внешняя заинтересованность.

      В большинстве случаев, первые признаки истерики возникают вскоре после года, а своего максимума достигают примерно в 2,5-3 года от роду. Чтобы избежать истерики, следует стараться распознавать ее признаки, когда ребенок, например, начинает хныкать, поджимать губы и сопеть. Очень полезно уловить этот момент и успеть переключить внимание на какой-либо объект, способный заинтересовать ребенка и отвлечь его.

      Отвлекающим объектом может быть и книга, и игрушка, и переход в другое помещение, и выглядывание в окно, чтобы увидеть и обсудить, что там происходит. Все эти методы становятся бессмысленными, когда приступ истерии уже начался. Поэтому, прибегая к некоторым приемам, все же удастся снизить повторяемость приступов, если не совсем их прекратить.

      Что делать при приступе истерики у ребенка:

    • Соблюдать режим и гарантировать отдых ребенка, избегая его переутомления.
    • Выделять для игр достаточно времени.
    • Прояснять малышу возникающие у него чувства, например: «Ты рассердился из-за того, что мы не пошли гулять». В последующем это даст возможность ребенку высказывать свое недовольство, не доводя его до истерик.
    • Дать ребенку понимание того, что существуют конкретные пределы, нарушение которых недопустимо в принципе.
    • Стараться вести себя так, чтобы ребенок мог проявить свою самостоятельность, понимая, что он уже достаточно взрослый для совершения некоторых дел.
    • Оставлять за малышом право выбора, особенно когда это не идет в разрез с основными планами, т.е. дать ему возможность выбрать, где гулять – в парке или во дворе, например.
    • Если выбор отсутствует как таковой, то о предстоящем действии сообщать как о констатации факта: «Мы идем в магазин».
    • Когда ребенок уже начал плакать, то можно попросить его найти и принести какую-нибудь его любимую игрушку.
    • перейти наверх

      Причины истерики до двух лет

      До 1,5 лет каприз – форма проявления усталости и перенапряжения, после и до двух лет – попытки манипулирования с целью достижения личных притязаний. К этому возрасту ребенок уже осознал значение слова «нет» и начинает им активно пользоваться, а, не добиваясь результата, переходить к жесткому протесту, выражающемуся в истерических припадках, что вводит большинство родителей в ступор. Вот в этом и кроются основные причины истерики до двух лет.

      Как реагировать? Стараться предотвратить, тем более что истерике нередко сопутствует упреждающий каприз типа: «Хочу и все тут, не буду никогда, дай сейчас же, купи немедленно». Если упредить не удалось, то не пытаться успокоить, это только раззадоривает и стимулирует продолжение. Нельзя ребенка бросать в приступе истерики, это его может только напугать. Твердость, непоколебимость и спокойствие – вот главные критерии поведения в создавшейся ситуации.

      Еще один принцип – не уступать, поскольку в этом случае однажды удавшийся опыт может быть транслирован и на дальнейшее поведение с родителями. Физическое наказание – тоже не метод, можно лишь усугубить ситуацию.

      Игнорирование требований в сочетании с крепкими объятиями малыша, с повторением ему о своей любви, могут удержать его от срыва. Но если он вырывается и при этом злиться, не стоит удерживать его силой, лучше отпустить. Когда он противиться тому, чтобы остаться с кем-то из взрослых, когда родителям необходимо уйти, следует уходить сразу, не оттягивая момент ухода.

      Истеричный ребенок в три года

      Это период, когда возникает желание ощущать себя взрослым и уж тем более – самостоятельным. Истеричный ребенок в три года начинает осознавать себя личностью и нередко этот возраст сопровождается беспримерным упрямством и негативизмом, ярко выраженным своеволием. Время, характеризуемое фразой: «Всему вопреки, все наперекор».

      Истерика? Отучить от них возможно, но без попыток сломить, без фокусирования на признаках плохого поведения. Вместе с тем ребенок не должен ощущать, что истерикой вообще можно чего-то достичь. Наиболее правильным будет стремление переключения внимания на что-то другое, например, на совместную игру, на просмотр мультиков. Естественно, что на пике истерики это делать уже совершенно бессмысленно.

      Будет полезным для предотвращения истерик научиться уходить от тех ситуаций, которые могут их спровоцировать. В частности, избегать положений, когда ребенок может сказать свое веское: «Нет!» Весьма правильным будет формирование ситуации, когда якобы есть выбор, хотя на самом деле он отсутствует. Например: «А давай погуляем. Ты где хочешь развлечься, во дворе или в парке?»

      При достижении четырехлетнего возраста припадки истерии постепенно проходят и связано это с тем, что ребенок в достаточной степени начинает владеть речью и уже словами может высказать свое недовольство или желание.

      psytheater.com