Истерия у подростков

Истерия и конверсионные симптомы. Психотерапия истерии. Истерия у детей и подростков

Вначале я хотел бы представить краткую клиническую иллюстрацию, хорошо известную во французской литературе. Это отрывок из автобиографического произведения Андре Жида «Если зерно не погибнет». Жид описывает приступы возбуждения и патологической моторики, которые, являясь отчасти следствием симуляции, возникали у него в возрасте 12 лет после выздоровления от оспы: «Даже если я и сознательно производил эти движения, они все же были лишь отчасти произвольными, т.е. самое большее — я мог их лишь немного умерить, зато, производя их, я испытывал огромное удовлетворение». Во французском языке слово soûlasse (удовлетворение) может относиться и к опьянению, и к сытости. Здесь уже ощущается присущее симптому сочетание удовлетворения и удовольствия, к которому мы еще вернемся. Таким образом, Андре Жиду удавалось не ходить в школу и избегать мучений, причиняемых ему его одноклассниками, которые, по его словам, завидовали его блестящей декламации.

Вследствие этих приступов он отправляется в длительное десятимесячное путешествие с целью лечения на водах. Он начинает снова ходить в школу, и снова дело не идет на лад, он жалуется на жестокие головные боли, по поводу которых врач назначает ему бромиды. Приступы этих недомоганий повторялись периодически на протяжении всей жизни Андре Жида. Только с возрастом соматические недомогания становились разнообразнее. У него бывали и эпизоды анорексии, и приступы внезапной астении; в связи с метеоризмом у него возникали боли в животе, которые расценивались врачом как «чисто нервные». Для облегчения метеоризма врач не нашел ничего лучшего, чем предписать Андре Жиду ношение ортопедического пояса. Эти приемы врачевания, вернее, эти медицинские недоразумения переживались Жидом очень болезненно, о чем свидетельствует его последующее озлобление на своего врача. Он написал об этом так: «Как можно ему простить эти выписанные мне рецепты? Если бы мертвым можно было бы вчинять иск, я бы затеял против него процесс».

Именно для того, чтобы избежать подобных недоразумений, я в последние годы занялся изучением соматизированных вариантов аффективных страданий и нарушений межличностных взаимоотношений у детей и подростков. Будучи психиатром и психоаналитиком, работающим в отделениях педиатрии и детской психиатрии, я на протяжении многих лет сталкиваюсь с такими больными и с их родителями.

Семьи таких больных как бы подталкивают нас, врачей, к вышеописанным недоразумениям, поскольку и дети, и их родители не расположены к тому, чтобы находить связь между психическим и соматическим — связь между словом и телом, т. е. не готовы к тому, чтобы совершить этот, по выражению Фрейда, «настоящий прыжок». Правда, здесь речь идет о прыжке, обратном тому, о котором шла речь у Фрейда. Он описывал прыжок от психического к соматическому в генезе конверсионной истерии. Слово «истерия» с тех пор поистерлось, ибо оно было заведомо более многозначным, чем термин «конверсия». Мы знаем, что современная американская классификация психических расстройств DSM (Diagnostic and Statistic Manual) в некотором смысле «вытесняет» понятие «истерия» у детей как «слишком неопределенное».

В DSM III и в DSM IV можно констатировать нарастающую фрагментацию и раздробление понятия истерии. В общем-то, термин «истерический» встречается там многократно, но всякий раз в скобках, причем всегда используется с точки зрения бихевиористской семиологии (описания поведения). Конверсионные нарушения, а также истерическая (гистрионическая) личность рассматриваются в DSM только у взрослых. По моему мнению, это уже повлекло за собой серьезные последствия, связанные с так называемым MPD (multiple personality disorder) — «расстройством множественной личности». Всем, конечно же, известно об этом синдроме, выражающемся в том, что больной в разное время представляется разными личностями, причем в количестве от 2 до более 100 (по критериям DSM). Очень часто эти больные заявляют о якобы перенесенных ими в детстве сексуальных травмах. Этот феномен получил такое распространение в США, что в настоящее время инцест констатирован (в судебном порядке) уже в 10 млн. семей, и число процессов только нарастает. Так, например, старику 94 лет его дочь 57 лет вчинила иск в том, что он сексуально злоупотреблял ею, когда она была ребенком.
Не так давно в американском журнале «Adolescent psychiatry» в томе 19 за 1993 г. появилась очень обстоятельная статья Клюфта и Шульца об MPD y подростков, в ней термин «истерия» ни разу даже не упомянут, а Фрейд не назван в библиографии.
Вышеизложенные соображения указывают на необходимость, прежде чем говорить о клинике, вернуться к нескольким определениям.

В историческом плане я кратко напоминаю, что истерия у взрослых была впервые описана еще в глубокой древности. Египтяне, описывая истерию, сводили ее к болезни матки и, соответственно, лечили истерию окуриваниями влагалища, с тем чтобы вернуть матку в нормальное положение, так как они считали, что матка перемещается в теле. Эта маточная теория была воспринята Гиппократом. Однако я не стану входить в исторические подробности. В любом случае маточная теория истерии продержалась у психиатров вплоть до XIX в., например, ее придерживался Ландузи.

За нею следовала демоническая теория, зародившаяся вместе с христианством и распространенная в Средние века. На эту тему я процитирую психиатрический анализ одного весьма показательного рисунка. Речь идет об эстампе, который Шарко приводит в своих лекциях 1888 г. Здесь изображен ребенок в истерическом припадке. Ребенка сопровождает итальянский священник-доминиканец. Интересен комментарий Шарко по поводу этого ребенка, якобы одержимого бесами: «Перед нами эстамп, репродукция римской фрески из Гротта-дирратта, на которой Св. Нил исцеляет одержимого. Этот одержимый определенно не был нарисован с натуры, что я не раз показывал моим слушателям; замечу только, что положение рук одержимого неверно, во всяком случае не соответствует тому, что наблюдается во время истерического припадка. Одержимый у доминиканцев поднимает руки кверху, тогда как истерики вытягивают их вдоль тела в сильной пронации. В остальном же картина точна».

Эта доминиканская картина из Гроттадирратта Сан Нило интересна тем, чего не заметил Шар-ко. Доминиканец держит перед собой сосуд со священным маслом, мирром, и они вместе с больным смотрят сквозь него на образ Богоматери (которого не видно). Шарко не рассмотрел здесь смысла, мистического, конечно же, т. е. разведения рук в позе распятия, взора, устремленного на Мадонну, треугольника складывающихся здесь отношений и т. п. Вместо этого он делает упор на семиологию, отмечает неточности картины: руки больного подняты вверх. Он говорит так, поскольку в его описании истерического припадка, в описании, сделанном с неврологических, а точнее, с эпилептологических позиций, руки должны были быть непременно вытянуты вдоль тела в сильной пронации. Иными словами, позиция Шарко состояла в том, чтобы свести всю картину к совпадениям и несовпадениям с его чисто семиологическим описанием, не обращая внимания на религиозные аспекты изображения, на идентификацию этого ребенка с Христом, т. е. не обращая внимания на смысл этой сцены. Все это важно для понимания того факта, что Шарко рассматривал истерию преимущественно под углом зрения неврологической теории, которую разрабатывал также Уиллис и многие другие.

Не стану более задерживаться на истории и перейду к психоаналитической, т. е. к собственно этиопатогенетической концепции истерии, позволяющей понять как ее соматическую симптоматику, так и истерическую структуру личности. Согласно психоаналитической теории, при истерии задействован механизм вытеснения в бессознательное некоторых психических представлений, т. е. мыслей, образов, воспоминаний. Классическая психоаналитическая теория главным образом оперирует представлениями, связанными с эдиповой ситуацией. Симптомы же являются компромиссными образованиями, обнаруживающими частичный неуспех вытеснения. Вытесненные представления, хотя и искаженные защитами, тем не менее проникают в сознание с целью пусть неполного и замаскированного, но все же исполнения затаенного желания. Например, во время припадка, в описании Шарко, на одной из стадий есть отчетливые воспроизведения сцены совокупления, связанного с ним удовольствия и возбуждения. Таким образом, здесь в театрализованной форме достигается частичное удовлетворение затаенного желания.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу — как HTML.

psystatus.ru

Дети старше 7 лет

Пубертатный период – нелегкое время. Причем не только для самого подростка, но и для всех окружающих, в особенности – для родителей. Как пережить гормональные взрывы, перепады настроения, а самое главное – постоянные истерики любимого чада? И как к ним вообще относиться?

Шерил Файнштейн, автор книги «Внутри подросткового мозга: работа родителей продолжается», называет истерику незрелым способом выразить свой гнев. И действительно – именно в пубертатном возрасте «созревание» личности идет наиболее интенсивно. Но вчерашний ребенок еще не знает, как справиться с новыми чувствами, мыслями, и ощущениями, нахлынувшим на него. Он пребывает в растерянности – и очень часто эта растерянность внешне выражается в спорах, криках и слезах, которые так пугают взрослых.

Какие виды истерик бывают?

• Истерика как самоутверждение. Ваш еще недавно спокойный и покладистый ребенок вдруг обретает новые авторитеты. Это вчера ваша воля была решающей, а слово – последним. Но теперь у подростка появились другие советчики, которые тоже знают, «как надо жить». Этот «разрыв шаблона» и приводит к таким эмоциональным взрывам, которые до сей поры не могли присниться вам и в страшном сне.

• Истерика как манипуляция. Вполне возможно, что с самого нежного возраста на подкорке ребенка записалось следующее: если как следует порыдать и потопать ногами, то можно получить все. А в пубертатном периоде хочется многого, гораздо большего, чем раньше – от «навороченного» девайса до позволения тусоваться до утра на дискотеке. Так почему бы и не применить отработанную когда-то стратегию?

• Истерика как месседж миру. Подросток учится мыслить абстрактно, но с этим навыком приходит и повышенная эмоциональность, и то, что специалисты называют социальной обеспокоенностью. Тинэйджер постоянно думает о том, как он выглядит в глазах других людей, особенно – сверстников, любая, самая незначительная критика, ранит его, как стрела. В то же время он размышляет о том, что «я – центр мироздания, но это мироздание никуда не годится!» Вся эта сумятица в голове не может не приводить к бурным всплескам эмоций.

Используй энергию, или потеряешь ее

Конечно, родителям, измученным выходками любимого чада, бывает сложно посмотреть на ситуацию со стороны. И все же иногда это насущно необходимо – хотя бы для того, чтобы убедиться, что ничего из ряда вон выходящего в вашей семье не происходит.

Как ни странно, в «плюющемся огнем» тинэйджере есть свои плюсы. И самый основной – ваш ребенок продолжает быть откровенным с вами и не боится демонстрировать маме и папе свои слабые стороны. А значит – диалог возможен, доверие не утрачено. Кроме того, вы по-прежнему являетесь для него опорой, возможно, именно той последней инстанцией, за помощью к которой неосознанно прибегают в моменты особого душевного смятения. И только в ваших силах вовремя дать полезный совет, оказать моральную поддержку и ненавязчиво продемонстрировать свою любовь.

Кроме того, подростковые «выкрутасы» свидетельствует о том, что идет нормальный процесс взросления, без которого становление личности невозможно. В конце концов, вспомните себя в том же возрасте: наверняка, вы ведь тоже не были «сладким пряником» для собственных мамы и папы?

Спокойствие, и только спокойствие

Шерил Файнштейн предупреждает: «Ваш подросток наблюдает за вами». Если вы сами проявляете здравый смысл в трудных жизненных ситуациях, не теряете голову при стрессе, умеете твердо, но вежливо донести свою позицию до собеседника – значит, ваш ребенок достаточно легко переймет от вас эту модель поведения. Это лишь вопрос времени, а пока старайтесь соблюдать спокойствие, как бы подросток «ни доставал» вас.

Вот еще несколько важных советов, которые помогут вам наладить контакт с ребенком и справиться с его истерикой.

1. Ни в коем случае не реагируйте бранью на брань и криком на крик. Даже в случае острого конфликта общаться с ребенком нужно ровным голосом.

2. Если ребенок рыдает, дайте ему выплакаться. Если он не протестует против физического контакта, мягко обнимите его. Все разговоры оставьте на потом.

3. Случаи, когда подросток пытается поднять на вас руку, очень индивидуальны: возможно, в целях собственной безопасности, вам лучше немедленно «эвакуироваться». Если же настоящей агрессии нет, попробуйте слегка встряхнуть чадо, дабы привести его в чувство. Ключевое слово – слегка.

4. Считается, что истерику можно остановить парой пощечин. Это далеко не лучший вариант – вместо этого надавите на чувствительную точку в основании большого и указательного пальцев.

5. Предложите выплеснуть злость, поколотив подушку или боксерскую грушу. Метод старый, но срабатывает. Еще можно порвать пачку старых журналов.

6. При затяжной истерике оставьте ненадолго подростка одного. Вполне возможно, что после этого он пойдет на диалог.

7. Когда страсти поутихнут, погладьте ребенка, обнимите, поцелуйте его – совсем, как в детстве. «Обнимашки» помогают восстановить душевное равновесие не только детям, но и взрослым.

8. Перейдите к конструктивному диалогу – проговорите с чадом его проблемы, постарайтесь вместе найти верное решение. И не напоминайте о том, что только что произошло.

9. На будущее: подросткам нужно спать не меньше 9-10 часов, как и малышам, но, конечно же, тинэйджеры редко соблюдают этот график. И напрасно – недостаток сна усугубляет нервозность.

deti.mail.ru

Подростковый Невроз – Признаки и Лечение

Если в детском возрасте невротические расстройства наблюдаются лишь у определенного типа детей, то подростковый невроз – проблема куда более глобальная. Причем если причиной этого состояния у детей в большинстве случаев является поведение родителей, то неврозы у подростков носят несколько другой характер и грозят серьезными последствиями для психики. Классификация невротических расстройств в этом случае полностью совпадает с формами болезни у людей взрослых, а значит, у подростка могут диагностировать неврастению или истерический невроз, желудочный, а также невроз сердца. Симптоматика и лечение этого недуга будут зависеть от формы, которая свойственна конкретному подростку, правда, общие моменты выделить все-таки можно.

Причины невроза у подростков

Невротические расстройства у подростков в большинстве случаев возникают из-за конфликта с родителями. Кроме того, причиной данного состояния может стать потеря одного из близких людей, появление второго ребенка в семье, первая любовь либо неумение находить общий язык со сверстниками. Важно понимать, что подросток, переживающий пубертатный период, становится очень уязвимым в психологическом плане и склонен критически оценивать все происходящее вокруг.

Признаки невроза у подростков

Заподозрить у подростка развитие невроза можно по следующим характерным признакам:

  • головные боли без каких-либо предпосылок;
  • головокружения, болевые ощущения в животе и сердце;
  • проблемы со сном, а также ночные пробуждения;
  • постоянная раздражительность, повышенная утомляемость, а также невозможность длительно заниматься одним делом;
  • проблемы с учебой, когда подросток не может справиться с элементарной программой;
  • неуверенность в собственных силах и низкая самооценка.
  • Чем грозит невроз

    Если не обращать внимания на состояние подростка и вовремя не начать лечение, состояние его может усугубиться, человек может замкнуться в себе, начать избегать общения со сверстниками, а позже и с родственниками. В перспективе запущенное заболевание может угрожать появлением мыслей о суициде.

    Лечение невроза у подростков

    Изначально необходимо понимать, что такое психогенное расстройство является обратимым, а значит поддается лечению. Правда, заниматься этим должен исключительно врач, а любые попытки родителей исправить положение самостоятельно лишь усугубляют состояние подростка. Ни в коем случае нельзя самостоятельно назначать препараты, пусть даже известно об их высокой эффективности. И даже снотворные препараты растительного происхождения, без назначения врача, давать подростку не стоит.

    Для борьбы с невротическим состоянием юному пациенту не обойтись без приема некоторых фармакологических средств. Прежде всего, это общеукрепляющие средства, нацеленные на поддержку организма. Кроме того, в зависимости от тяжести заболевания, специалист назначает препараты седативной группы или транквилизаторы, которые необходимы для успокоения и налаживания режима отдыха и сна. Препараты данных групп назначаются строго индивидуально.

    Кроме медикаментозной терапии, которая в данном состоянии обязательна, пациенту необходима помощь психотерапевта, которая является даже более действенной, чем применение лекарств. Врач в этом случае принимает решение, какие сеансы терапии лучше проводить: индивидуальные, семейные либо групповые. Главной задачей психотерапевта является выявление причины, по которой возник подростковый невроз, так как это будет являться отправной точкой в лечении заболевания.

    Большую роль в лечении играют и родители подростка, которые должны создать необходимый микроклимат в семье, всячески поддерживать его и вселять уверенность в том, что результат лечения обязательно будет положительным. Берегите своих детей!

    www.ja-zdorov.ru

    Истерика у подростков: почему они делают это?

    Через пубертат проходят все: головной мозг запускает усиленную выработку гормонов, тело растет, характер меняется, а эмоции бьют через край. Родители с надеждой поглядывают на календарь, предвкушая окончание полового созревания. Почему драгоценное чадо то и дело впадает в истерику, капризничает и сердится? Можно ли с этим справиться без помощи семейного психолога?

    Когда подросток в очередной раз начинает разыгрывать драму, не спешите поддаваться на провокацию. Помните, что растерянная юная личность еще не умеет справляться с гневом, разочарованиями, обидой, пробудившимися желаниями и страхами. Понаблюдайте, в каких ситуациях подросток перестает контролировать эмоции, и вы определите причину истерики.

    Самоутверждение

    Поводом для таких истерик становится желание добиться свободы и самостоятельности. Ребенок отрицает родительскую гегемонию и хочет продемонстрировать свой авторитет. Что ж, не стоит уничтожать его инициативу безапелляционным: «Я лучше знаю». Когда слезы прекратятся, спокойно и серьезно объясните подростку, что теперь в его жизни появятся не только взрослые права, но и обязанности.

    Манипулирование

    Ребенок привык, что родители остро реагируют на его слезы, стараясь утешить и помочь. Готов ли он потерять такой эффективный способ манипуляции? Едва ли. Количество и масштабы желаний растут, а удовлетворять их становится сложнее и дороже. Если вы столкнулись с подростковой истерикой, отказав ему в дорогом подарке или запретив уехать на уик-энд с друзьями, будьте готовы терпеливо отстаивать свою позицию. Не кричите и не плачьте, хватаясь за сердце: используйте взрослую аргументацию и старайтесь уловить рациональное звено в сбивчивых объяснениях ребенка. Быть может, вы действительно излишне строги к его желаниям.

    Подражание

    Подростки склонны подражать своим авторитетам. В поисках самоидентификации они копируют поведение друзей, киногероев, публичных персон и, как ни странно, родителей. За этими театрализованными действиями часто скрывается глубокая неуверенность в себе и ранимость. Конструктивного диалога во время истерики у вас не получится, но когда ребенок успокоится, не засыпайте его претензиями и критикой. Искренность – лучший выход. Честно признайтесь, что вы скучаете по его прежней мягкости и открытости. Спросите, что его изменило. Будьте готовы терпеливо выслушать все, от обвинений в вашей собственной агрессивности до восторженных рассказов о Майли Сайрус или местной панк-группе.

    Одиночество

    Признайтесь, ведь вы и сами частенько сгущали краски, пытаясь привлечь внимание близких. Намеренно преувеличивали проблемы на работе, симптомы ОРВИ или ссоры с партнером. Подростки еще не умеют так ловко и незаметно компенсировать недостаток дружеского участия. О своем одиночестве они кричат что есть мочи, стараясь пробить стену равнодушия и холодности. Возможно, вам действительно придется пересмотреть отношения с ребенком, ведь любовь недостаточно ощущать, ее нужно демонстрировать.

    ru.likar.info

    Неврозы у подростков

    Невроз у подростков – это неглубокое, полностью обратимое психогенное заболевание, основой которого являются нарушения высшей нервной деятельности, проявляющиеся аффективными расстройствами (переменами настроения, страхами, тревогой, депрессиями и др.).

    Распространенность неврозов среди подростков сложно определить, так как далеко не все родители обращаются за помощью к специалистам. Из числа подростков, находящихся под наблюдением в психоневрологических диспансерах, 15% страдают неврозами. Число детей с невротическими расстройствами ежегодно растет.

    Причины и особенности подростковых неврозов

    Формирование неврозов у подростков происходит при наличии определенных психологических и физиологических факторов (тип нервной системы). У многих детей неврозы возникают еще в раннем детстве в виде нарушения поведения (капризы, агрессия, гиперактивность, упрямство, страхи и др.).

    Для возникновения неврозов в современную эпоху есть все условия. Увеличилось число неполных семей, и подростки переживают стресс от развода родителей, жизни с отчимом или мачехой. Значительно выросла загруженность учебой, что также усугубляет психоэмоциональные нагрузки, чрезмерность которых способен перенести организм не каждого подростка.

    Невроз подросткового возраста (в 12-16 лет) провоцируется и поддерживается гормональной бурей в организме: депрессии и перемены настроения являются постоянными спутниками этого возраста.

    Неврозы подростков разделяют на общие и системные.

    К общим относят:

  • невроз навязчивых состояний;
  • астенический;
  • невроз страха;
  • депрессивный;
  • истерический и др. неврозы.
  • А основными системными, или моносимптомными, неврозами считают невротическое заикание, привычные действия, невротические тики и др.

    К факторам, провоцирующим развитие психоневрологических расстройств у детей, относятся:

  • генетические: личностные особенности подростка и черты характера (истеричность, эмоциональная лабильность);
  • церебрально-органические: минимальные мозговые дисфункции, вызванные патологией беременности и родов;
  • психосоциальные: напряженные взаимоотношения в семье, неправильное воспитание, стрессы, неполная семья, алкоголизм родителей и т.д.
  • неправильная система обучения: из амбициозных соображений родители нередко загружают детей непосильными дополнительными занятиями.
  • Взаимоотношения родителей с подростком имеют огромное значение. Надо быть внимательным к ребенку, любить его, но не «привязывать» к себе: у него должен быть свой круг общения, друзья. Всегда должно находиться время, чтобы выслушать ребенка и при необходимости поддержать его.

    Постоянная критика и сравнение с другими детьми (не в пользу ребенка) вызовет негативизм и протест со стороны подростка. Такая тактика воспитания обречена на провал. У каждого ребенка свой темперамент и особенности личности, задача родителей – помочь адаптироваться к жизненным требованиям.

    Подростковый кризис

    Психологический кризис в подростковом возрасте наиболее острый. Его не зря называют «негативной фазой полового созревания». Ему свойственно снижение успеваемости, дисгармония внутреннего мира личности, смена интересов, критицизм. Подросток активно занимается самоанализом, познанием собственных переживаний. Многие начинают вести дневник.

    Симптомом подросткового кризиса является также негативизм: появляется враждебность, склонность к нарушению дисциплины и ссорам, стремление к одиночеству. Гармония между правами и обязанностями формируется очень болезненно. Особенно ярко проявляется негативизм у юношей.

    Они стремятся к вседозволенности, называя ее свободой. Но директивный стиль в отношениях с подростком неприемлем. Нужно терпеливо общаться, договариваться о правилах поведения. Подростка нужно понимать, уважать как личность, а не унижать и «читать мораль».

    Более значимыми для подростков являются отношения со сверстниками, чем со взрослыми. Подросток обособляется от своей семьи. Нередко подростки образуют группы, компании с общими интересами, ценности которых отличаются от таковых у взрослых, оппозиционируют им. Этим они создают у себя чувство независимости.

    Разные ценности приводят к неизбежным разногласиям со взрослыми: по поводу прически, стиля одежды, школьных успехов, свободного времяпрепровождения. И все же от родителей наследуются главные ценности и аспекты социальной жизни, отношение к ним. А со сверстниками решаются сиюминутные вопросы.

    Свою «взрослость» подростки пытаются проявить в романтических отношениях с представителями противоположного пола: симпатии, свидания. В фантазиях они пытаются создать любовный идеал, пишут стихи. Проявлять интерес к симпатиям ребенка нужно без унижений и чрезмерной критики.

    Авторитарный контроль, запреты и манипулирование ребенком приведут к парадоксальному эффекту: либо к заниженной самооценке, либо к социально неприемлемой форме поведения. Но и невмешательство родителей, и ослабление контроля чревато опасностями, когда подросток предоставлен сам себе, принимая решения и выбирая компании.

    Подростковый возраст характеризуется эмоциональными взрывами, бурными переживаниями; почти каждому из них приходят мысли о самоубийстве. Преобладающими являются социальные фобии. Большое значение придается оценке своей внешности, недостаткам ее. Тревожность приводит иногда к самоизоляции, боязни замкнутых и открытых пространств.

    Страх перед насмешками, повышенная чувствительность, резкие перемены настроения – эмоциональные расстройства, более характерные для девушек.

    Виды подростковых неврозов и их симптомы

    Характер проявлений неврозов у подростков может быть физиологическим и психологическим.

  • головные боли и головокружения (на почве спазмов мозговых сосудов);
  • нарушения сна (бессонница, кошмарные сновидения, прерывистый сон);
  • изменения аппетита (вплоть до невротической анорексии или, напротив, булимии);
  • мышечная слабость, повышенная утомляемость;
  • судороги и нервные тики;
  • невротический кашель;
  • боли в сердце и в области желудка.
  • Психологические симптомы неврозов:

  • частая смена настроения, раздражительность;
  • легкая ранимость, повышенная уязвимость, выраженная чувствительность;
  • истерические реакции;
  • склонность к депрессии;
  • различные фобии (страхи).
  • В зависимости от клинических проявлений, комбинации симптомов, у подростков выделяют такие виды неврозов:

  • Истерический невроз, проявлением которого являются частые истерики с рыданиями. Могут наблюдаться истерические параличи конечностей, потеря голоса, рвота, обморок, псевдоалгические проявления (жалобы на боли при отсутствии органического поражения) и другие.
  • Астенический невроз, симптомами которого являются общая слабость, быстрая утомляемость, нарушения сна, проявления ВСД у подростка.
  • Депрессивный невроз со стремлением к уединению, подавленным настроением. Часто его развитие связано со стрессовой ситуацией: разводом родителей, смертью близкого человека, сиротством и ролью «Золушки». Возникать такой невроз может и при наличии у подростка физического недостатка. Бедная мимика, грустное выражение лица, тихая речь, плаксивость, плохой аппетит и сон, низкая самооценка, низкая школьная успеваемость – портрет подростка с депрессивным неврозом.
  • Невроз навязчивых состояний, проявляющийся тиками, спазмом мышц, судорогами. У некоторых подростков невроз может проявляться навязчивым желанием произносить неприличные слова. Невротическое навязчивое желание может представлять опасность (например, у ребенка может возникнуть желание совершить прыжок с балкона).
  • Фобический невроз, для которого характерны различные страхи (одиночества, смерти, темноты и другие). Страх может возникать в виде приступа, особенно перед сном, сопровождаться чувством тревоги, навязчивыми мыслями и представлениями. Это может быть также страх устного ответа на уроке или страх выступления перед аудиторией.
  • Ипохондрический невроз проявляется чрезмерными опасениями и необоснованными страхами заражения или возникновения всевозможных болезней.
  • Лечение или реабилитация подростковых неврозов

    Лечением неврозов у подростков занимаются:

    • детский невролог: проводит обследование подростка для уточнения диагноза, при необходимости назначает успокаивающие или другие лекарственные средства;
    • детский психолог: помогает подростку справиться с комплексами, а родителям найти правильную тактику и подход к подростку, создать необходимый психологический доброжелательный семейный климат;
    • психотерапевт: при неврозе навязчивых состояний проводит сеансы гипнозотерапии.
    • К лечению могут привлекаться также психиатры, рефлексотерапевты, эндокринологи. Правильно и индивидуально подобранное, вовремя проведенное комплексное лечение дает возможность полностью избавить подростка от невроза.

      Профилактика

      Главная роль в обеспечении психологического здоровья и предупреждении развития невроза у подростков принадлежит родителям.

      Важно соблюдать такие правила:

      1. Четкое соблюдение режима дня поможет нормализовать функции неустойчивой нервной системы.
      2. Необходимо следить за нагрузками ребенка и при появлении симптомов перегрузки снижать их.
      3. Посильные физические нагрузки помогут снизить психологическое напряжение.
      4. В случае психологических проблем в семье следует прибегнуть к помощи психолога.
      5. При стрессовых ситуациях необходимо обеспечить ребенку консультацию детского психолога.
      6. При возникновении у подростка психологического напряжения необходимо использовать доступные в домашних условиях средства релаксации (аромалампу с успокаивающими эфирными маслами по совету невролога, хвойные ванны, дыхательную гимнастику, прием отваров успокоительных трав и др.).
      7. Резюме для родителей

        Подростковые неврозы легче предупредить, чем избавиться от них. Лечение невроза до полного выздоровления возможно при своевременном обращении за помощью к специалистам и терпеливом выполнении всех рекомендаций.

        Профилактика подростковых неврозов во многом зависит от правильного воспитания, внутрисемейных отношений. Важно научить детей преодолевать жизненные трудности, заниматься психическим закаливанием ребенка с тревожно-мнительным характером, интересоваться его проблемами и интересами.

        Государственная ТРК «Крым», программа «Азбука здоровья», выпуск на тему «Неврозы у подростков»:

        doctor-neurologist.ru