Итерация это заикание

Итерация это заикание

Прерывистый темп речи может быть обусловлен запинками, спотыканием несудорожного или судорожного характера. К запинкам несудорожного характера могут быть отнесены полтерн и физиологические итерации, судорожного — логоневроз, заикание.

Запинки несудорожного характера

Физиологические итерации (от лат. iterare — повторять). М.Зееман отмечает, что повторения вообще часто наблюдаются в детской речи, и это признак не болезненный, а физиологический, характерный для определенного периода развития детской речи. Некоторые авторы (Доротти, Дейвис, Джонсон, Десперт) считают, что итерация свойственна 80% детей в период активного формирования у них фразовой речи (2 года — 5 лет). Если нет осложнения, это повторения проходят, как только ребенок приобретает с укреплением речевых условных рефлексов достаточную уверенность в выражении своих мыслей речью.

Физиологические запинки, повторения в речи ребенка — это следствие того, что развитие мышления опережает развитие его речевых возможностей. Известно, что речевые возможности ребенка младшего возраста ограничены периодом формирования самой речи и ее аппарата: активный словарный запас невелик, формы выражения мысли несовершенны, артикуляторные движения недостаточно четки и т.д. Но ребенок уже многое понимает, а еще больше хочет знать. Вся его деятельность и общение с окружающими сопровождается обычно высоким эмоциональным подъемом. Это приводит к тому, что речь ребенка от 2 до 5 лет обычно изобилует разного рода повторами, перестановками, спотыканиями, нечеткостью звукопроизношения и фразового оформления мысли, разбросанностью, хаотичностью и прочими несовершенствами.

Подобное состояние речи у детей на определенном этапе их развития является естественным. Со временем под влиянием воспитательного воздействия окружающих и развития речевых движений детская речь выравнивается, и ее несовершенства исчезают бесследно.

Физиологические несовершенства детской речи (в том числе и запинки) могут задерживаться у ребенка при различных неблагоприятных факторах (болезнь, травмы, неправильные педагогические приемы, неблагоприятная речевая среда).

pedlib.ru

Заикание или итерации

Взрослые боятся, что это заикание. Но логопед чаще всего делает заключение – «физиологические итерации». Что же это такое, и чем это явление отличается от заикания, мы и поговорим.

Специальная терминология

Физиологическими итерациями называется повторение детьми некоторых звуков или слогов, которое обусловлено возрастным несовершенством деятельности слухового и речедвигательных анализаторов. Это несовершенство обычно проявляется в период становления речи, причем ученые считают, что итерации могут проявиться не только в дошкольном возрасте, но и гораздо раньше – в период появления у ребенка первых слов, а иногда и еще раньше – в период «агуканья».

В литературе можно встретить и другое название физиологических итераций – персеверации, что дословно переводится как «застревания». Причина персевераций кроется в особенностях закрепления в памяти слов, понятий и явлений. Дело в том, что в дошкольном возрасте слуховые и кинестетические образы целого ряда слов недостаточно четкие, поэтому ребенок просто напросто ошибочно может их воспроизводить, исправлять сам себя, повторять более точную версию, а потому переставлять или повторять звуки, слоги и т.д.

Такие неточности и повторения специалисты относят к возрастным нарушениям темпо-ритмической стороны устной речи, когда итерации являются наиболее характерными и яркими недостатками в период формирования фразы, то есть после двух лет.

Когда ребенок растет, его восприятие не ограничивается минимумом: вокруг столько всего интересного и нового, названия которому малыш пока просто не знает, но очень хочет знать, а потому все слова, произносимые взрослыми, соотносятся с предметами, обозначаемыми этими словами, и усваиваются (запоминаются именно в звуковом и предметном соотношении).

В сенситивный период речи, то есть, в момент ее развития и становления, нервная система испытывает колоссальные напряжения. Судите сами: кроха знает уже много предметов и явлений, но его речевой аппарат еще не до конца сформирован, а потому мышление просто опережает речевые возможности говоруна, из-за этого он и совершает эти самые физиологические запинки и повторы, поправляя сам себя. К тому же речевое дыхание так же несовершенно (оно еще не оформлено), и возможность произнесения длинных фраз затруднена психологически по причине того, что моторная реализация речи отстает от психической стороны речевой активности.

На этапе формирования речи логопеды, психологи и внимательные родители отмечают такие особенности детской речи, как повторы отдельных слогов или слов. Сами же говоруны не замечают за собой эти недостатки, так как для них это просто самосовершенствование речи. Именно поэтому логопеды говорят о том, что итерации подобного рода не влияют на процесс становления речи и коммуникативные навыки ребенка, и речевое общение остается в норме.

Для ребенка в возрасте от 2 до 5 лет важным становится познание мира: он уже много знает, но интерес распространяется на другие незнакомые предметы и явления – это классический вариант «почемучек». Стремление узнать гораздо больше, чем уже есть в памяти, провоцирует высокую эмоциональную насыщенность познавательной и речевой деятельности: пассивный словарь обогащается, ряд слов входит в активный словарный запас, но речевой аппарат еще физиологически не может выговорить все правильно. Или память выуживает незнакомое слово, которое очень знакомо по звуковому или зрительному восприятию, поэтому его хочется ввести в активную речь, а потому ребенок тренируется, «спотыкается», переставляет звуки и слоги, некоторые слова произносит нечетко, повторяет их снова и снова, доводя до нормы (в детском понимании).

С точки зрения взрослого человека, не посвященного в тайны развития речи маленького говоруна, это выглядит как хаос слов и слогов, разбросанность их в предложении, нечеткое произношение и неверное оформление фразы. А посвященные родители понимают, что это особенность речевого периода растущего ребенка.

Поправлять? НАДО!

Чтобы эта особенность не переросла в патологию, ребенку требуется постоянное общение с окружающими: слыша нормальную в плане фонетики, грамматики и синтаксического оформления речь, карапуз совершенствует свои речевые навыки. Кроме того, важно и педагогическое воздействие взрослого человека: ненавязчиво поправляя ребенка, подсказывая правильные варианты слов и синтаксических конструкций, сами родители помогают закреплению в памяти правильных, четких и прочных слуховых и кинестетических образов слов, словосочетаний и даже отдельных предложений.

В результате такого воспитательного воздействия итерации как явления переходного периода становления речи проходят. И уже к 4-5 годам ребенок способен самостоятельно управлять своим речевым потоком и в плане артикуляции, и в плане соотношения «слово-предмет». При правильном родительском отношении к физиологическим итерациям самоконтроль становится для ребенка нормой, и он при необходимости сам уже вполне спокойно и без запинок исправляет допущенные фонетические ошибки.

Если же ребенок ослаблен постоянными болезнями, если в анамнезе имеется родовая травма, или беременность была осложненной, если в период становления речи родителями допускались систематические речевые ошибки, или педагогические приемы были выбраны неверно, физиологические итерации могут задержаться на более длительный срок или даже перейти в заикание.

Отличие от заикания

Внешние проявления заикания весьма напоминают итерации: ребенок многократно повторяет слоги или звуки, при этом напряжение при повторе звука-слога-слова очевидно и носит судорожный характер. Речь может внезапно прерываться достаточно длительной паузой. Большое количество таких запинок или сочетание различных «спотыканий» и пауз характерно для детей с невротической формой заикания.

При этом запинки и паузы проявляются и после периода становления речи, то есть с 2 до 6 лет, и сохраняются более долгое время (более 2-3 месяцев) и очевидны на фоне хорошо развитой фразовой речи. Если итерации появляются в речи как показатель развития и совершенствования познавательной активности и формирования словаря и грамматической стороны речи ребенка, то заикание чаще всего появляется остро и чаще всего после перенесенной психической травмы.

Если внимательно наблюдать за речью своего ребенка, вы поймете, что он вступил в фазу становления и совершенствования своего умения говорить. Следите за «почемучками», отвечайте на их вопросы просто, но в то же время правдиво, ненавязчиво поправляйте ошибки и просите правильно повторить слово. Со временем ребенок научится повторять за вами правильный вариант произношения и будет использовать привычный (нормальный) вариант слов. Если же вы видите, что задержка фразы, неправильное произношение или длительные паузы в речи связаны с судорожными явлениями, если ребенок мучительно пытается начать фразу и не может, возможно, это заикание, для лечения которого важно своевременное обращение к логопеду.

Если вы сомневаетесь, физиологические итерации у крохи или заикание, не стесняйтесь обращаться к специалистам – ваш ребенок важнее комплексов, и его здоровье и успешность должны побороть все ваши родительские стеснения. Совершенствуйте свои и детские коммуникативные навыки, расширяйте словарный запас и будьте уверены: в будущем такая работа принесет свои плоды.

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!

doctor.kz

Физиологические итерации

  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.
  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).

Физиологические итерации (лат. iteracio — повторение) — повторения детьми некоторых звуков или слогов, обусловленные возрастными несовершенствами деятельности слухового и речедвигательных анализаторов в период формирования речи в дошкольном возрасте.

Чешский ученый М.

Зееман считал, что итерации начинают проявляться ещё в стадии «агукания», а затем в стадии появления первых самостоятельных слов. Однако преобладает точка зрения, что у большинства детей (в 80 % случаев) итерации наиболее ярко проявляются в период формирования фразовой речи. Ф. А. Рау также говорил о подобных явлениях детской речи, отмечая их как персеверации (застревания). Причину этих явлений он видит в том, что у дошкольников слуховые и кинестетические образы многих слов еще недостаточно четки. А нечеткость словесных образов приводит к ошибочному их воспроизведению. Вот почему речь детей содержит много повторений, неточностей, перестановок.

Физиологические итерации относятся к числу возрастных нарушений темпо-ритмической стороны устной речи и наиболее ярко они проявляются в период формирования фразовой речи, то есть с 2-х лет.

В речевом развитии детей отмечаются периоды, когда их нервная система испытывает большое напряжение. Физиологические запинки, повторения в речи ребёнка являются следствием того, что развитие мышления ребенка опережает развитие его речевых возможностей, которые, в свою очередь, ограничены периодом формирования самой речи и её аппарата. А также выявляется значительное несоответствие между пока еще недостаточно оформленным речевым дыханием и психической возможностью произнесения сложных фраз. Психическая сторона речи в этот период опережает возможности ее моторной реализации.

В период формирования речи отмечается следующая ее особенность: дети повторяют некоторые звуки или слоги. Причем сами они не замечают подобных явлений, и, следовательно, такие итерации не препятствуют нормальному речевому общению. К этому периоду ребёнок уже многое понимает, а еще больше хочет знать. Вся его деятельность и общение с окружающими эмоционально насыщены. Все это приводит к тому, что речь ребёнка от 2 до 5 лет обычно полна различного рода повторами, перестановками, спотыканиями, хаотичностью, разбросанностью, нечёткостью звукопроизношения и фразового оформления и прочими несовершенствами.

Подобное состояние речи у детей является естественным на определенном этапе их развития. Постепенно благодаря постоянному речевому общению ребенка с окружающими, их воспитательному воздействию в результате систематической речевой практики к 4-5 г. у детей полностью исчезают такие переходные явления, как итерации и другие несовершенства фонетики. А это означает, что в коре головного мозга ребенка образовались четкие, прочные слуховые и кинестетические образы слов и словосочетаний. И в дальнейшем ребенок оказывается в состоянии не только управлять работой своих речевых органов, но и контролировать ее, а в случаях необходимости исправлять допущенные фонетические ошибки. Однако при нервной ослабленности ребенка, других неблагоприятных факторах (болезни, травма, неправильные педагогические приемы) физиологические итерации могут задерживаться у ребёнка и в дальнейшем перейти в заикание.

Заикание внешне также выражается различными видами речевых запинок: многократные повторения, напряженное произнесение отдельных звуков или звукосочетаний, внезапное прерывание речи молчанием, и разные совокупности этих проявлений. Большое количество итераций часто наблюдается у детей с невротической формой заикания, что нередко привлекает внимание окружающих. Но если в норме наибольшее количество итераций совпадает с интенсивным периодом формирования развернутой фразовой речи и ограничено во времени 2-3-мя месяцами, то у детей данной группы количество итераций может оставаться значительным на протяжении более длительного времени. Заикание возникает чаще всего остро на фоне развитой фразовой речи после перенесенной психической травмы (с 2 до 6 лет).

Физиологические итерации относятся к запинкам несудорожного характера.
Причины возникновения запинок несудорожного характера:
1) Неравномерное развитие мышления и речевых возможностей ребёнка. Речевые запинки здесь — результат возрастной недостаточности в координации мышления и речи или возрастных несовершенств речевого аппарата ребёнка, его словарного запаса, выразительных средств (физиологические запинки);
2) Задержки психофизического развития в результате перенесённых болезней, травм, неблагоприятной наследственности;
3) Недостатки речи: звукопроизношения, слово- и фразообразования;
4) Безудержно-быстрая, хаотическая речь;
5) Неблагоприятное речевое окружение.

Таким образом, итерации в детской речи вполне закономерное, естественное явление. Они и называются физиологическими потому, что ничего общего не имеют с патологией, а свойственны раннему периоду развития речи дошкольников.

dic.academic.ru

Форум родителей:



ЗАИКАНИЕ (продолжение)

Взаимодействие между первой и второй сигнальными системами у ребенка является еще несовершенным, связи между ними непрочны и при патологических изменениях высшей нервной деятельности ребенка это взаимодействие может нарушаться.[10]

А.Г. Иванов-Смоленский, изучая законы взаимодействия корковых систем у человека, путем многолетних исследований и наблюдений установил следующие четыре стадии развития высшей нервной деятельности ребенка:

1. раздражения, поступающие в кору головного мозга ребенка только от непосредственных (несловесных – слуховых, звуковых, болевых, тактильных и др.) раздражителей, вызывают соответствующие им корковые реакции, выражающиеся в двигательных вегетативных и соматических явлениях; эта стадия является наиболее ранней, нервные процессы происходят при этом только в первой сигнальной системе;

2. раздражения, поступающие в кору головного мозга от словесных воздействий, вызывают соответствующую им корковую реакцию, выражающуюся в движениях (действиях) и вегетативных явлениях; в этой стадии нервные процессы протекают как во второй сигнальной системе (слово-раздражитель), так и в первой сигнальной системе (ответная реакция); между корковыми сигналами устанавливается динамическая связь и взаимодействие (путь от второй сигнальной системы к первой);

3. раздражения, поступающие в кору от непосредственных, конкретных раздражителей – слуховых, звуковых, зрительных, болевых и т.д., вызывают корковые реакции, выражающиеся уже в слове; наблюдается дальнейшее развитие связи и взаимодействие между сигнальными системами, но только путь связи иной: от первой сигнальной системы ко второй;

4. наконец, раздражения, поступающие в кору, могут выражаться только в словах, реакции на эти словесные раздражения выражаются тоже в словах; высшие нервные процессы происходят теперь главным образом во второй сигнальной системе.[11]

Если у ребенка отсутствует слух, то речь у него без соответствующей помощи не появляется: он не слышит слова окружающих и не имеет поэтому примера для подражания.

2. Бурное развитие речи. Кроме того, гармоничное развитие ребенка происходит на основе унаследованных им предпосылок лишь тогда, когда он вырастает в человеческом обществе и с помощью взрослых познает окружающий мир.

С.Л. Рубинштейн убедительно доказывает, что овладение родной речью происходит в процессе мотивированной деятельности и социального общения. Первый контакт ребенка с общественной средой, как правило, создается матерью. Она заботится о его здоровье, хорошем самочувствии, прививает ребенку гигиенические навыки, а также первые нравственные нормы. Так ребенок соприкасается с определенными отношениями в окружающей его среде. Поскольку речь социально детерминирована и служит средством отражения общественного существования, важнейшими задачами воспитания являются:

Создание положительной эмоциональной настроенности и активности и установление постоянной эмоциональной связи между ребенком и ухаживающим за ним взрослым;

Побуждение к многосторонней активности, создающей основу процесса обучения и развития представлений об окружающей ребенка действительности, игровой ситуации, руководства играми, движениями и готовности к действиям руками;

Обеспечение речевого развития путем систематического обращения к ребенку с ласковой речью, начиная с самых первых дней его жизни.[12]

Тщательное наблюдение за речевым развитием, планомерное проведение мероприятий, воспитывающих речь, путем доступных ребенку разнообразных игр – это путь к стимулированию развития у ребенка процессов абстрагирования и обобщения и тем самым к осознанному процессу мышления и к развитию полноценной речи.

Период наиболее интенсивного развития речи представляет особую опасность в отношении заикания. Речь идет о так называемом периоде бурного развития речи на 3-м и 4-м году жизни ребенка, когда коммуникативная, познавательнаяи регулирующая функции речи быстро развиваются под влиянием речевого общения со взрослыми (А.Р. Лурия, 1955).

У многих детей в это время наблюдается повторение слогов и слов, которое при поверхностном рассмотрении сходно с заиканием. Но это – физиологическое явление (физиологические итерации), которое связано с недостаточной автоматизацией речевой моторики. Атактическое заикание относят за счет несоответствия между относительно большим объемом понимания речи и еще неполноценной способностью ее воспроизведения. Это состояние также можно охарактеризовать как простую речевую неготовность.

Если несколько глубже вникнуть во взаимосвязь между возникновением заикания и быстрым развитием речи, то можно увидеть некоторые важные моменты: в период бурного развития речи наблюдается значительное накопление словарного запаса, причем, наиболее интенсивное обогащение словаря наблюдается в период от 2,5 до 4,5 лет. Это является следствием активно задаваемых детьми вопросов: «А что это?» Одновременно с развитием речевой активности совершенствуются и общие двигательные возможности ребенка, особенно функция рук.[13]На последующих этапах речевого развития дети начинают пользоваться спряжениями и склонениями (флексиями).

С.Л. Рубинштейн (1958) придает этому явлению большое значение, так как благодаря ему ребенок впервые может выразить свое отношение к предметам. Это и образует основу и содержание мышления.

Дети оперируют не просто приобретенными словами, их возможными грамматическими изменениями, а начинают обращаться с ними и пользоваться ими самостоятельно и творчески. К этому периоду относится активное детское словотворчество.

М.М. Кольцова объясняет эти явления тем, что значение слова начинает выделяться из непосредственно предметного комплекса раздражителей. Ребенок проявляет способность переносить значение слова на другую ситуацию и связывать его с ней, а это означает, что аналитико-синтетический процесс мыслительной деятельности значительно усложнился (под анализом понимается абстрагирование от несущественных признаков, а под синтезом – обобщение существенных признаков).

В целом к концу периода раннего детства и к началу дошкольного возраста мышление еще в основном образное и основано на конкретном, эмоциональном восприятии. Эти особенности мышления проявляются во всех видах деятельности ребенка дошкольного возраста. Цель, к которой стремится ребенок, часто превышает его возможности, а с другой стороны, его интеллектуальное развитие еще недостаточно для определения границ своих возможностей. Когда эти обстоятельства не принимают во внимание родители или воспитатели в их требованиях к ребенку, у последнего могут возникнуть сильные аффективные реакции. В такой ситуации возможен аффективный срыв, проявляющийся в какой-либо ситуации и сильно действующий на ребенка.

Аналогичные явления обнаруживаются и в речи, поскольку дети часто подкрепляют речью свои действия. Несмотря на полное усвоение смысловых связей, значительное увеличение словарного запаса и все учащающееся использование флексий, у детей в этом возрасте еще не всегда бывает достаточный речевой запас, чтобы придать содержанию своего мышления соответствующую форму. Словесные обозначения понятий более высоких ступеней интеграции не всегда правильны. Иногда понятия выражаются слишком узко, а иногда они недопустимо обобщаются. Многие дети с помощью все увеличивающейся способности к критике сами понимают по реакции своего партнера, по разговору свои, кажущиеся им недопустимыми, ошибки и уже сознательно воспринимают свой недостаток в подборе слов.

Ситуация усугубляется тем, что взрослые часто обращают внимание детей на такие ситуации и травмируют их, вместо того, чтобы незаметно помочь исправить ошибки. Дети реагируют на такие недостатки своей речи преимущественно аффективно, поэтому возникшее повторение слогов и слов можно рассматривать как выражение несовершенства, неуверенности речи и как стремление преодолеть свои дефекты. Понимание речи всегда предшествует овладению речью (и взрослые обладают большим пассивным запасом слов, чем активным), но влияние этой закономерности весьма различно в зависимости от возраста и развития человека.

Описанные итерации (повторения) возникают не так часто, больше проявляются в период интенсивного развития речи и имеют физиологический характер. Объяснение физиологических итераций в период интенсивного развития речи может быть следующим.

Использование речевого материала в качестве средства абстрактного мышления и обмена мыслями требует образования речевых условных связей высшего порядка. Речь предъявляет высокие требования к тонко дифференцированной моторной деятельности, совершенство которой зависит как от степени зрелости центральной нервной системы, так и от упражнений и связанных с этим развитием автоматизмов движений, что у детей в фазе быстрого развития речи оказывается еще недостаточным. Это приводит к тому, что у детей аффективно окрашенное стремление к речи может быть реализовано не всегда правильно.

Такая речевая неполноценность нормальна, она обусловлена фазой развития и более или менее проявляется у всех детей. Следует иметь в виду, что эта фаза может способствовать проявлению речевой недостаточности и переходу ее в патологическое явление. Управление развитием речи является сложной педагогической задачей, при решении которой, к сожалению, слишком часто взрослые допускают ошибки.

Социальные условия, в которых вырастает ребенок, имеют также большое значение для овладения речью.

www.kid.ru

Обследование детей с заиканием

У многих детей в период формирования фразовой речи (от 2 до 5 лет) можно заметить признаки, похожие на заикание: речь детей звучит сбивчиво, неплавно (можно услышать повторы звуков, слогов, бывает «сбито» дыхание и т.д.). Это связано с тем, что ребенок-дошкольник еще недостаточно овладел словарным запасом и грамматикой русского языка, чтобы легко выражать все свои мысли. К тому же, в силу своих возрастных особенностей он часто испытывает яркие положительные, и не менее яркие отрицательные эмоции по незначительным, казалось бы, поводам, что тоже сказывается на речи. В большинстве случаев это, так называемые, физиологические итерации, которые постепенно угасают и остаются только отдельные «неплавности», свойственные и здоровой речи в момент волнения.

Однако у 1-3% детей возникает заикание, которое не угасает, а наоборот обостряется с возрастом. Что делать, если ребенок начал заикаться? Разумеется, обратиться к специалистам. В ранней диагностике заболевания они заинтересованы не меньше, чем родители, ведь это облегчает работу над его устранением. В Центре «Арлилия» разработана оптимальная схема обследования ребенка, которая позволяет отличить физиологические итерации от начинающегося заикания или заикания со стажем, выбрать оптимальную программу, если проблема есть.

Для детей с первыми признаками заикания консультация может быть проведена дистанционно, по скайпу (в этом случае логопеду достаточно видео с записью речи ребенка). Или в очной форме — в Центре, но, чтобы избежать утомительной для ребенка поездки, можно и в этом случае показать видеозапись речи и ответить на некоторые вопросы специалиста, чтобы помочь ему поставить правильный диагноз.

Задачей специалиста является: установить причину и характер заикания, понять, насколько далеко зашла болезнь, какую из возможных программ нужно использовать, чтобы наиболее эффективно помочь заикающемуся ребенку.

Этапы обследования

Чтобы выявить причины заикания и разработать правильное лечение, мы проводим всестороннее поэтапное обследование детей.

  1. Собираем информацию о проявлениях болезни. Кроме анкетных данных, выясняем:
    • как проявляется заикание и в каких ситуациях или видах речи оно проявляется наиболее ярко,
    • когда и при каких обстоятельствах были замечены его первые признаки (это могут быть ситуации аффекта, гнева, страха, болезнь или ушибы головы, подражание неправильной речи родственников),
    • существует ли наследственная предрасположенность к речевым расстройствам,
    • проводилось ли лечение до сих пор, какое именно и каковы были его результаты.
    • Изучение личности заикающегося ребенка — одна из важнейших частей обследования. Специалист выясняет все особенности развития пациента, его собственное отношение к дефекту и отношение окружающих. Для самых маленьких детей важно установить, как протекали беременность и роды: причина расстройства может скрываться в них.
    • Обследование состояния речи и моторики. На этом этапе выявляется специфика проявления патологии:
      • имеют ли место задержки, паузы, протягивание или вставка дополнительных звуков в предложение,
      • есть ли звукофобия, уловки,
      • какие условия их провоцируют,
      • есть ли сопутствующие движения, тики

Мы уделяем огромное внимание качеству обследования, ведь от него зависит индивидуальный подход в лечении.

Лечение заикания у детей

В Речевом центре «Арлилия» работают специалисты высокой квалификации с огромным опытом работы с заикающимися разных возрастов. Центр работает со всеми пациентами по методике Л.З. Арутюнян, которая адаптирована для работы с учетом возрастных особенностей учеников.

Особенностью работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является то, что ее возможно осуществить только при активной помощи родителей. С детьми подросткового возраста эта помощь тоже необходима, но не в полной мере. Работа по исправлению заикания — это долгий и сложный процесс, но наградой за терпение и приложенные усилия послужит полное избавление от заикания и полноценная речь ребенка в будущем.

www.arlilia.ru