Изучены тема стресса

Особенности учебного стресса старших школьников (гендерный аспект) Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Белова Екатерина Андреевна

Статья посвящена актуальной теме — изучению психологического стресса в юношеском возрасте. Основное внимание уделяется гендерному аспекту. Приводятся результаты эмпирического исследования учебного стресса старших школьников. Анализируются различия в проявлении и переживании психологического стресса у юношей и девушек.

The specifics of the high school pupils’ stress (gender aspect)

The article touches upon the urgent issue — the study of a psychological stress in the teens. Special attention is paid to the gender aspect. The results of the empiric study of school stress among older pupils are given. The differences between females’ and males’ stress manifestations and survival are analyzed.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Белова Екатерина Андреевна,

Текст научной работы на тему «Особенности учебного стресса старших школьников (гендерный аспект)»

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО СТРЕССА СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ (Гендерный аспект)

Проблема возникновения стресса и отражения его влияния на результатах деятельности в последние годы становится одной из актуальных в мировой психологической науке и практике. Накоплено значительное количество многоплановых описаний различных видов психологии стресса: стресс жизни (Р. Лазарус, Л. А. Китаев-Смык, В. А. Бодров, Ю. В. Щербатых), посттравматический (Л. А. Якушева, Н. В. Тарабрина, А. В. Костельникова, О. Ю. Сальникова), профессиональный (Н. Н. Асеева, А. М. Жуков, М. А. Багрий, Н. А. Кощеева, Е. А. Туренко, А. А. Баранов, С. Б. Величковская), коммуникативный (М. В. Коврова, А. Е. Янковская, Н. В. Казанцева, Е. А. Муратова, В. И. Кабрин, Н. В. Самоукина), экзаменационный (О. М. Сергеева, К. В. Краева), гендерно-ролевой (Ш. Берн, Т. В. Бендас) и др.

Важное значение приобретает изучение особенностей протекания стрессовых реакций у женщин (респонденты) и мужчин (контрольная группа).

Большинство исследователей сходятся во мнении, что различия реакций представителей двух полов на психологический стресс определяются сочетанием двух групп факторов: в широком смысле гендерными и в базовом аспекте психофизиологическими различиями между мужчинами и женщинами. Если факторы, определяющие характеристики физиологических компонентов реакций на стресс, связаны с действием гормонов, а также индивидными особенностями деятельности гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, то социальные и психологические связаны с усвоением в процессе социализации лицами различного пола традиционных для данного общества и его культуры гендерных способов реагирования на трудные жизненные ситуации.

В современных обществах с развитыми экономиками гендерные факторы в тех или иных формах продолжают оказывать действие на распределение социальных ролей мужчин и женщин. До сих пор сохраняются проявления дискриминации по признаку пола в сферах занятости, политики и управления, в обществе доминирует модель мужчины-кормильца и женщины — частично домохозяйки [7, с. 11]. И хотя в последнее время границы между общепринятыми маскулинными и феминными ролями становятся все более сглаженными (пример на законодательном уровне — распространение на отцов льгот, связанных с уходом за ребенком, и частичное распространение на отцов права распоряжаться средствами «материнского капитала» как возможность для мужчины посвятить себя воспитанию детей, а для женщины — зарабатывать деньги [6]), мужская полоролевая идентификация в большей степени связана с

© Белова Е. А., 2013

установками на социальные достижения и успех, а женская — с семейным благополучием и сохранением потомства. Так, результаты мониторингового исследования социального самочувствия и ценностных ориентаций женщин в различных регионах России свидетельствуют о существовании устойчивого стереотипа массового сознания, согласно которому карьера является прерогативой мужчин, и увеличении количества женщин, назвавших в качестве базовой ценности семейное счастье [4, с. 36—37]. Таким образом, потенциально срессирующим фактором для мужчин выступают проблемы построения карьеры, а для женщин — неудачи в личной жизни, наряду с которыми могут появиться и факторы карьерного роста.

Специалисты по гендерной психологии подтверждают вывод о последствиях большей эмоциональности для женщин. По Т. В. Бендас [1, с. 192—197], для них характерен высокий уровень тревожности, большая значимость связи эмоций с межличностными отношениями, большая чувствительность к негативным жизненным событиям, чаще наблюдаются депрессии, желания сообщать о своих негативных эмоциях, отмечается большая яркость положительных эмоций, меньшая сдержанность при демонстрации эмоциональных реакций, большее соответствие невербальной экспрессии эмоциональному состоянию и большая точность декодирования эмоциональных невербальных сигналов других людей.

Мужчины остаются эмоционально более сдержанными, что традиционно связано с более жесткой регламентацией их поведения со стороны общества, необходимостью пребывать в определенном образе.

Также исследователи отмечают большую подверженность женщин психологическому стрессу ввиду нарастающей конкуренции за место в обществе, воздействия окружающей социальной действительности и осознания необходимости быстрее и радикальнее выходить из рамок традиционной гендерной роли [2, с. 184—193].

Имеющиеся данные позволяют ожидать большей подверженности девушек в отличие от юношей учебному стрессу за счет последствий переживаемых ими эмоциональных реакций. Одновременно эти обстоятельства способны повлиять на формирование стереотипов совладающего поведения и привести к их особенностям, что требует своего изучения.

В связи с этим представляется актуальным изучение учебного стресса старших школьников в его гендерном аспекте. Выбор старшего школьного возраста неслучаен. На него приходится много социально значимых событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность реализации активного избирательного права, а также вступления в брак. Одновременно перед каждым молодым гражданином весьма остро встают задачи выбора профессии и планирования дальнейшего жизненного пути. Образовательная подготовка к профессиональному выбору происходит в условиях изменения образовательной среды, увеличения межличностной конкуренции внутри коллективов учащихся, роста учебных нагрузок. На наш взгляд, на примере изучения психологического стресса от школьной учебной деятельности юношей и девушек проявляются различия поведенческого реагирования и стилей преодоления возникающих трудностей, которые в перспективе способ-

ны закрепиться. Поэтому актуальное значение приобретает исследование особенностей структуры стресс-факторов, формирующихся стратегий стрессосов-ладающего поведения, эмоциональных и мотивационных компонентов, специфических для представителей полов.

В целях проверки выдвинутой гипотезы в период 2011—2012 гг. было проведено исследование особенностей психологического стресса учащихся выпускных классов школ г. Иванова. Общее количество выборки — 520 человек. Среди респондентов девушки составили 59 % (группа 1), юноши — 41 % (группа 2). Наличие количественной диспропорции связано с фактом участия в нашем исследовании реальных школьных коллективов. Мы тем самым считали важным и необходимым учесть ведущие ситуативные характеристики: пространство, время и среду.

Нами определялся уровень психологического стресса старшеклассников, факторы учебного стресса, доминирующие эмоции, направленность респондентов на достижения или избегание неудач, стиль стратегий преодоления ими стрессовых ситуаций.

За последние перед окончанием школы три месяца учебы проявился ряд значимых различий между представителями полов в переживании учебного стресса, сопровождающей его партитуре эмоций и доминирующих стратегий стрессосовладающего поведения.

Мы установили, что для юношей остается характерным более низкий уровень стресса, тогда как среднее значение уровня психологического стресса у девушек за тот же срок наблюдения гораздо выше и стабильно характеризуется не только эмоциональными и поведенческими признаками, но и дополнительно некоторыми соматическими проявлениями (напряженность в мышцах, головные боли, нарушения сна).

Среди доминирующих факторов, вызывающих и усиливающих в обеих группах респондентов учебный стресс, выделяется стрессогенный параметр «проблемы в личной жизни». Для девушек этот фактор является более стрес-сирующим, чем для юношей (М=5 и М=3,4, р

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970

Симптомы и причины стресса

Понятие стресса

Стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы

Этой проблеме посвящено огромное количество научных трудов. Механизмы возникновения стресса детально изучены и достаточно сложны: они связаны с нашей гормональной, нервной, сосудистой системами.

Надо отметить, что сильные стрессы влияют на здоровье. Стресс снижает иммунитет и является причиной многих заболеваний (сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных и др.). Поэтому необходимо уметь сопротивляться стрессовому состоянию и задавать себе позитивную жизненную установку.

Симптомы стресса

Что же такое стресс с практической точки зрения? Чтобы в этом разобраться, давайте рассмотрим основные симптомы стресса :

• Постоянное чувство раздраженности, подавленности, причем порой без особых на то причин.

• Плохой, беспокойный сон.

• Депрессия, физическая слабость, головная боль, усталость, нежелание что-либо делать.

• Снижение концентрации внимания, затрудняющее учебу или работу. Проблемы с памятью и снижение скорости мыслительного процесса.

• Невозможность расслабиться, откинуть в сторону свои дела и проблемы.

• Отсутствие интереса к окружающим, даже к лучшим друзьям, к родным и близким людям.

• Постоянно возникающее желание поплакать, слезливость, иногда переходящая в рыдания, тоска, пессимизм, жалость к себе любимому.

• Снижение аппетита – хотя бывает и наоборот: чрезмерное поглощение пищи.

• Нередко появляются нервные тики и навязчивые привычки: человек покусывает губы, грызет ногти и т. п. Появляется суетливость, недоверие ко всем и к каждому.

Если вы находитесь в стрессовом состоянии, это означает одно: ваш организм среагировал на какой-либо внешний раздражитель.

Виды стресса

В некоторых случаях определение «стресс» употребляют для обозначения самого раздражителя. Например, физического – это сильный холод или невыносимая жара, понижение или повышение атмосферного давления.

Под химическим стрессом понимают воздействие всяческих токсичных веществ.

Психическими стрессами могут быть как сильные отрицательные, так и положительные эмоции.

Травмы, вирусные заболевания, мышечные перегрузки – это биологические стрессы.

В зависимости от результата в психологии различают следующие виды стресса:

Эустрессы («полезные» стрессы). Для успешного существования каждому из нас необходима некоторая доза стресса. Именно она является движущей силой нашего развития. Это состояние можно назвать «реакцией пробуждения». Оно сродни пробуждению ото сна. Чтобы утром пойти на работу необходимо встать с кровати и проснуться. Для достижения рабочей активности нужен толчок, небольшая порция адреналина. Эту роль и выполняют эустрессы.

Дистрессы (вредные стрессы), возникающие при критическом напряжении. Именно это состояние и отвечает всем представлениям о стрессе.

Причины стресса

Причиной стресса может быть по сути все, что угодно, что цепляет человека, что его раздражает. Например к внешним причинам можно отнести беспокойство по какому-либо поводу (смена работы, смерть родственника)

К внутренним причинам стресса относят жизненные ценности и убеждения. Сюда же входит и личная самооценка человека

Стрессам и депрессиям могут быть подвержены и женщины, и мужчины примерно в равной степени. Однако каждый организм имеет свои характерные особенности. Если вы стали замечать у себя признаки, говорящие о стрессовом напряжении организма, то в первую очередь необходимо выявить их причины. Вполне понятно, что устранить причины стресса намного легче, чем его последствия. Ведь недаром говорят, что «все болезни от нервов».

Клинические наблюдения показали, что незначительные стрессы не вредны организму, а даже полезны. Они стимулируют человека к поиску выхода из сложившегося затруднительного положения. Чтобы депрессия не перешла в более тяжелое, затянувшееся состояние, каждый из нас должен заниматься самовоспитанием, развитием силы воли.

Многие люди привыкли справляться со стрессами с помощью антидепрессантов, наркотиков, алкоголя. Зачем, мол, тратить время на развитие своей силы воли, если есть более простые пути? Они не задумываются о том, что может возникнуть зависимость, с которой они уже не смогут справиться без помощи специалистов.

Лечение и профилактика стресса

Известно, что нет лучше лекарства, чем хороший сон. Поэтому стоит задуматься о том, как вы спите. Вот некоторые рекомендации, которые помогут сделать ваш сон лучше.

• Очень помогают для нормального сна регулярные физические упражнения. Желательно их проводить на свежем воздухе за пару часов до сна.

• Перед тем, как лечь спать, можно принять теплую ванну, послушать негромкую спокойную музыку. Если есть возможность, совместите приём ванны с прослушиванием музыки. Старайтесь делать это каждый день.

• Чтобы сон был более крепким и здоровым, организму требуется гормон мелатонин. Его содержание повышается при приеме витаминов группы В, которых достаточно много в рисе, пшенице, ячмене, семечках подсолнуха, кураге. В рафинированных продуктах этих витаминов почти нет, поэтому старайтесь употреблять в пищу натуральные продукты, желательно с высоким содержанием углеводов.

• В вашей спальне не должно быть душно, шумно и светло: всё это не способствует спокойному сну.

Помочь справиться со стрессовым состоянием может равномерное, спокойное дыхание. Вдох следует делать глубокий, через нос. Выдыхать же надо медленно и через рот.

При стрессе также важно правильно питаться. Еда должна быть легкой и хорошо усваиваться. Ешьте не спеша, небольшими порциями. После принятия пищи следует немного отдохнуть.

Существуют народные способы борьбы со стрессом. Хорошим средством считается ромашка аптечная. Её отвар помогает справиться с головной болью, бессонницей, обладает успокаивающим действием. Эффективным расслабляющим свойством обладают также трава душицы и масло шалфея мускатного. Отличным средством от переутомления является мелисса. Её используют, чтобы снять напряжение, беспокойство, она может помочь даже при сильных стрессах. Чаи из мелиссы хороши при бессоннице и депрессии.

Автор статьи: Алексеева Мария Юрьевна, врач-терапевт

Что такое стресс?

Этой проблеме посвящено огромное количество научных работ. Механизмы возникновения стресса детально изучены и достаточно сложны. Как говорится, «врага» нужно знать в лицо, поэтому давайте узнаем, что же такое стресс и какие опасности он таит в себе. Понятие стресса сформулировал в 1936 году Ганс Селье – выдающийся канадский эндокринолог, лауреат Нобелевской премии. Во время многочисленных экспериментов Селье заметил, что причиной патологических изменений после воздействия внешнего стрессового фактора является не само воздействие стресса, а реакция на него организма. Согласно определению Селье, cтресс – это неспецифическая адаптационная реакция организма на сильное внешнее воздействие.

Если более просто, то можно сказать, что стресс – это ответная реакция организма на перенапряжение, негативные эмоции, конфликты, монотонную суету, а иногда — даже на радостные события

Работы о стрессе, объясняющие, как стресс приводит к болезни, заняли серьезное место в физиологии. Влияние внешнего раздражителя передается в момент воздействия в мозг через органы чувств. Мозг, в свою очередь, активизирует нервную систему и дает команду надпочечникам вырабатывать гормоны: адреналин, кортизол и кортикостерон.

В результате этого сложного процесса мгновенно учащается пульс, повышается давление, увеличивается приток крови к мозгу и мышцам. В то же время уменьшается кровоснабжение кожи и внутренних органов. Именно поэтому в момент сильного стресса мы бледнеем, потеем, у нас дрожат ноги и руки. В психологии стрессовая реакция получила выразительное название «бей-беги».

Причины нервного стресса

Причиной стресса может стать событие любого масштаба, начиная с вселенской катастрофы и заканчивая не вовремя развязавшимся шнурком. Самый сильный стресс человек испытывает при расставании с близкими и родными людьми (или смерти кого-либо). Но также нервный стресс человек может испытать по самым необычным причинам.

Принято стресс делить на два вида:

  • Внешний. К такому типу стресса относится смена обстановки, это может быть переезд, смена работы и прочее.
  • Оба типа стресса одинаково вредны для нашего организма, поэтому для здоровья необходимо пытаться выйти из состояния стресса. О том, как это сделать, расскажем далее.

    Как избавиться от стресса?

    Последствия стресса дают о себе знать, как в течение дня, так и в конце. Это выражается в усталости, нервном истощении, нервозности или просто в плохом настроении. Есть несколько довольно простых способов избавления от состояния стресса:

    1. Освободите голову от лишних мыслей. Хоть данный совет и звучит банально, но он очень действенен. Человек в состоянии стресса снова и снова прокручивает в голове неприятные события и зацикливается на этом, поэтому нужно просто попытаться расслабиться и подумать о чем-то приятном.
    2. Попробуйте помедитировать. Медитация помогает абстрагироваться от стресса и очищает голову от назойливых мыслей.
    3. Контрастный душ. При резком охлаждении тела организм человека вырабатывает эндорфин – гормон счастья. Этот гормон поможет справиться со стрессом.
    4. Послушайте любимую музыку. Любимая музыка вызывает химические процессы в мозге, которые напрямую влияют на ваше хорошее настроение.
    5. Займитесь спортом. Во время физических упражнений, как и в случае с контрастным душем, организм вырабатывает эндорфин, и вы не только зарядитесь хорошим настроением, но и укрепите организм.
    6. Попробуйте начать прием специальных препаратов для снятия симптомов стресса, например, растительных. Входящие в состав Персен® натуральные активные компоненты, такие как валериана, мята перечная, мелисса окажут мягкое успокаивающее и спазмолитическое действие. Перед применением лекарственных средств необходима консультация врача.
    7. Главное – понимать, что организм человека не всегда способен справиться со стрессом самостоятельно. Профилактика и своевременная борьба с симптомами стресса помогут вам избежать развития более серьезных заболеваний на фоне хронического стресса и вернуть гармонию в жизнь.

      webcache.googleusercontent.com

      Этой проблеме посвящено огромное количество научных работ. Механизмы возникновения стресса детально изучены и достаточно сложны. Как говорится, «врага» нужно знать в лицо, поэтому давайте узнаем, что же такое стресс и какие опасности он таит в себе. Понятие стресса сформулировал в 1936 году Ганс Селье – выдающийся канадский эндокринолог, лауреат Нобелевской премии. Во время многочисленных экспериментов Селье заметил, что причиной патологических изменений после воздействия внешнего стрессового фактора является не само воздействие стресса, а реакция на него организма. Согласно определению Селье, cтресс – это неспецифическая адаптационная реакция организма на сильное внешнее воздействие.

      В результате этого сложного процесса мгновенно учащается пульс, повышается давление, увеличивается приток крови к мозгу и мышцам. В то же время уменьшается кровоснабжение кожи и внутренних органов. Именно поэтому в момент сильного стресса мы бледнеем, потеем, у нас дрожат ноги и руки. В психологии стрессовая реакция получила выразительное название «бей-беги».

      Причины нервного стресса

      Причиной стресса может стать событие любого масштаба, начиная с вселенской катастрофы и заканчивая не вовремя развязавшимся шнурком. Самый сильный стресс человек испытывает при расставании с близкими и родными людьми (или смерти кого-либо). Но также нервный стресс человек может испытать по самым необычным причинам.

      • Внешний. К такому типу стресса относится смена обстановки, это может быть переезд, смена работы и прочее.
      • Внутренний. Когда меняются собственные убеждения и ценности. К такому стрессу может относиться заниженная самооценка.

      Оба типа стресса одинаково вредны для нашего организма, поэтому для здоровья необходимо пытаться выйти из состояния стресса. О том, как это сделать, расскажем далее.

      Как избавиться от стресса?

      Последствия стресса дают о себе знать, как в течение дня, так и в конце. Это выражается в усталости, нервном истощении, нервозности или просто в плохом настроении. Есть несколько довольно простых способов избавления от состояния стресса:

    8. Освободите голову от лишних мыслей. Хоть данный совет и звучит банально, но он очень действенен. Человек в состоянии стресса снова и снова прокручивает в голове неприятные события и зацикливается на этом, поэтому нужно просто попытаться расслабиться и подумать о чем-то приятном.
    9. Попробуйте помедитировать. Медитация помогает абстрагироваться от стресса и очищает голову от назойливых мыслей.
    10. Прогулки в тихом месте, например, в парке. Во время прогулки созерцайте и избавляйтесь от плохих мыслей. Наслаждайтесь окружающей средой.
    11. Попробуйте начать прием специальных препаратов для снятия симптомов стресса, например, растительных. Входящие в состав Персен® натуральные активные компоненты, такие как валериана, мята перечная, мелисса окажут мягкое успокаивающее и спазмолитическое действие. Перед применением лекарственных средств необходима консультация врача.

    Главное – понимать, что организм человека не всегда способен справиться со стрессом самостоятельно. Профилактика и своевременная борьба с симптомами стресса помогут вам избежать развития более серьезных заболеваний на фоне хронического стресса и вернуть гармонию в жизнь.

    www.persen.ru

    СТРЕСС И ПОВЕДЕНИЕ

    В сентябре текущего года в Ереване прошла международная конференция «Стресс и поведение», в которой приняли участие специалисты из 12 стран. Одним из ключевых вопросов, обсуждавшихся участниками конференции, стал вопрос психологических и медицинских последствий пережитых индивидом и нацией потрясений, в частности, Геноцида армян 1915 года.

    ИЗУЧЕНИЕ ЭТОГО ВОПРОСА ТРЕБУЕТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА, участия в проводимых исследованиях не только врачей, но и психологов, социологов, историков и других специалистов. Только этот подход позволит сформировать комплексное представление о проблеме, найти пути ее решения. Исследования по этому вопросу продолжатся.

    К 100-летию Геноцида в Ереване предполагается провести хотя бы еще одну конференцию, посвященную этой проблеме. К сожалению, вопрос психологических и медицинских последствий потрясений национального масштаба, в том числе геноцидов, актуален не только для армянского народа. В исследовании этой проблемы примут участие специалисты из разных стран.

    Неудивительно, что уже первая конференция вызвала большой резонанс в научных кругах. Многие авторитетные зарубежные специалисты отозвались на это событие, обратили внимание на ряд важных направлений исследований, результаты которых должны быть представлены на следующих форумах.

    Профессор Алан Валерьевич Калуев, президент Международного общества по изучению стресса и поведения (ISBS), директор нейробиологического центра ZENEREI (США), откликнулся на материалы ереванской конференции, он считает затронутые темы чрезвычайно актуальными.

    КАК ПИСАЛ АКАДЕМИК Е. КРЕПС В ПРЕДИСЛОВИИ К МОНОГРАФИИ H. SELYE «ОТ МЕЧТЫ К ОТКРЫТИЮ», термин «стресс» стал одним из символов ХХ века. Наряду с Теорией относительности, кибернетикой, принципом дополнительности эти научные понятия определили основные направления человеческой мысли. Начался бум исследований общего адаптационного синдрома на всех уровнях фундаментальных биологических наук.

    Около двух десятков лет существует Международное общество по изучению стресса и поведения (ISBS). Это общество специалистов, работающих с широким кругом вопросов в области нейробиологии, биопсихологии и биологической психиатрии, с особым вниманием к стрессу, связанным со стрессом нейроповеденческим фенотипам, их нейронным, молекулярным и генетическим механизмам, а также вызванным стрессом нервно-психическим расстройствам. C 1997 г. общество организует ежегодные конференции по нейробиологии «Стресс и поведение» с участием специалистов из Европы и США, а также несколько региональных симпозиумов и семинаров. (www.stress-and-behavior.com).

    За последние десятилетия произошли кардинальные изменения в менталитете и подходах ученых и специалистов, занимающихся проблемой стресса. Накопленные знания пока не очень приблизили нас к пониманию происходящего с человеком, пережившим психический стресс. Круг изучаемых проблем, в центре которых психическая травматизация человека, расширяется. Объем исследований растет, все больше специалистов изучают связи между пережитой психической травмой и последующей жизнью человека, уделяют внимание появлению различных поведенческих девиаций, развитию специфических особенностей характера и соматических нарушений, обусловленных стрессом, влечением и профессиональной ориентацией людей, переживших тяжелые потрясения.

    В сентябре текущего года известные специалисты в области клинической и биологической психиатрии из многих стран мира собрались в Ереване, чтобы принять участие в интересной и своевременной дискуссии. Почему эта тема является такой актуальной? В то время как связанное со стрессом поведение традиционно является главной темой наших мероприятий по линии ISBS (экспериментально-биологическое направление), в этом году мы специально решили сосредоточиться на ПТСР (посттравматическом стрессовом расстройстве), значение которого мы только начинаем понимать.

    КАК ВЫЯСНИЛОСЬ В ХОДЕ КОНФЕРЕНЦИИ В ЕРЕВАНЕ, события из исторического прошлого и большинство недавних трагических событий, связанных с психической травмой (патогенетически связано с насилием), указывают на растущее социальное значение ПТСР и связанных с ним заболеваний.

    Мюллер-Лиер, психиатр, ставший впоследствии исследователем законов общества, издавший в начале XX века книгу «Социология страдания», писал: «. Наша наука взвесила и измерила и самое малое, и чрезвычайно большое: она обследовала телескопом отдаленнейшие миры, зарегистрировала мириады звезд до невидимых, ощущаемых лишь фотографической пластинкой, изучала их движение, наблюдала за сотнями тысяч видов растительных и животных организмов, а как раз именно то, что так сильно связано с нашей кровью и плотью, что нам ближе всего и столь сильно затрагивает наши жизненные интересы, человеческие страдания и бедствия, наука наказала полнейшим пренебрежением, слепо прошла мимо них. Факт этот до того парадоксален, что поневоле приходится изумляться. Нас смущает то, что в этой области нам приходится создавать новую науку, вытряхивая ее, как из рукава, науку, о которой даже лучшие мыслители до сего времени и знать ничего не хотели».

    Социальный дистресс куда страшней эпидемий и природных катаклизмов. Средневековые эпидемии бубонной чумы или черной оспы не уносили столько жизней, сколько унесли различия во взглядах на устройство мира в ХХ веке. И сейчас мы не уверены в том, что очередная идея не захватит кого-то. Такие идеи порой оказываются весьма странными и в итоге – сожжение ведьм, геноцид, печи Освенцима и ГУЛАГ, Хиросима и «11 сентября».

    Каждый из нас есть звено в общей истории семьи, часть общей для всех истории народа, нации, человечества, и даже далекие события нашей истории оказываются ближе нам, особенно в переломные периоды. . «Мертвые невидимы, но они не отсутствуют». В последнее время стало модным использовать трансгенерационный метод. Необходимо, чтобы те, кто занимается как клинической практикой, так и преподаванием, имели более четкие представления о том, какие связи существуют между эмоциями, биологией и явлением трансгенерационной передачи.

    К. Юнг открыл «коллективное бессознательное». Он писал: «За мной, как за набежавшей волной, напор океана всемирной истории, мысль всех веков во мне». Коллективное бессознательное является итогом жизни рода человеческого, оно присуще всем людям, передается по наследству и является тем основанием, на котором вырастает индивидуальная психика. И, наоборот, индивидуальная история вливается в жизнь всего сообщества, а затем — и всего человечества. Одно из заседаний конференции было посвящено современной актуальной проблеме – генетической памяти.

    КАК ИЗВЕСТНО, ПОСЛЕДНИЙ (5-й) ПЕРЕСМОТР «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам» (DSM -5) был выпущен Американской психиатрической ассоциацией в мае 2013 года. Этот пересмотр включает важные изменения в диагностические критерии ПТСД и связанные с ним расстройства, основанные на последних фактических данных, полученных в ходе научных исследований и клинического опыта. В DSM- 5 ПТСД перемещен из тревожных расстройств в новый класс: «травматические и стрессовые расстройства», где определяющим критерием является воздействие травматического стрессового события. Я уверен, что эти важные изменения, активно обсуждавшиеся в ходе конференции, будут учтены в дальнейшей работе коллег.

    Животные модели мозговых нарушений являются незаменимым инструментом для открытия новых лекарств и выявления патогенетических механизмов заболеваний мозга. Несколько моделей и анализ локомоторных и когнитивных фенотипов в настоящее время широко используются для изучения ПТСД, предоставляя важные новые преклинические данные, необходимые для понимания нейробиологии посттравматического стресса.

    Другой важной целью нашей конференции является синтез биологического и психического в поведении животных и человека, а также значение интегративной (системной) биологии в исследовании мозговых нарушений . Тот факт, что когнитивные дисфункции — разладки психических механизмов мозга — являются типичными в симптоматике ПТСД , указывает, насколько важным является вклад памяти в различные заболевания ЦНС и связанные со стрессом расстройства. Я надеюсь, что их роль в поведенческих расстройствах будет и дальше всесторонне и критически оцениваться как в клинике, так и в научных нейробиологических лабораториях.

    Продолжение темы в последующих номерах.