Экстремальность в психологии стресса

Психология стресса

«ПСИХОЛОГИЯ СРЕССА»

Вопросы к зачету

  1. Проблема стресса в жизни современного общества. Основные сферы изучения стресса в прикладных психологических исследованиях.
  2. Стресс и адаптация. Уровни адаптации и формы проявлений дезадаптации на личностном и поведенческом уровнях.
  3. Стресс и здоровье человека. Понятия «психическое здоровье», «профессиональное здоровье». Критерии оценки влияния стресса на здоровье человека.
  4. История развития исследований стресса в физиологии и психологии. Основные этапы.
  5. Классическая концепция стресса Г. Селье. Общий адаптационный синдром, основные закономерности проявлений и развития. Вклад естественнонаучной традиции в развитие психологических исследований стресса.
  6. Физиологический и психологический стресс, различия в механизмах формирования. Основные субсиндромы проявлений стресса. Связь с успешностью поведенческой адаптации.
  7. Комплексный подход к анализу проявлений стресса. Основные классы диагностических методов, примеры конкретных методик. Способы интеграции данных в зависимости от типа диагностических задач.
  8. Основные современные подходы к изучению стресса. Сравнительная характеристика подходов.
  9. Экологический подход к изучению стресса. Трактовка понятия стресс в рамках парадигмы соответствия «личность-среда» и методология исследований.
  10. Когнитивная модель психологического стресса Р. Лазаруса. Субъективный образ проблемной ситуации и роль механизмов когнитивной оценки в формировании стрессовых реакций.
  11. Стратегии преодоления стресса (копинг-механизмы). Индивидуальные стили «совладающего поведения» (модель С. Хобфолла). Возможности целенаправленного формирования адекватных стратегий преодоления стресса.
  12. Трансактный подход к изучению стресса. Модель Т. Кокса и возможности ее практического использования.
  13. Регуляторный подход к изучению стресса. Синдромы острого и хронического стресса, их негативные последствия.
  14. Понятие «экстремальности» и экстремальных условий деятельности. Абсолютная и относительная экстремальность. Классификация факторов прямого и опосредующего влияния на степень экстремальности ситуации.
  15. Стресс и состояния психической напряженности. Операциональная и эмоциональная напряженность, роль мотивационно-личностных факторов в их развитии. Формы проявления состояний эмоциональной напряженности.
  16. Стадии переживания критических жизненных ситуаций (модель М. Хоровитца). Закономерности динамики и психологическая характеристика каждой из стадий. Особенности психологической помощи на каждой из них.
  17. Основные психологические составляющие переживаний хронического стресса. Фиксация негативных проявлений в форме устойчивых индивидуально-личностных характеристик поведенческих нарушений..
  18. Изменения в поведении при длительном переживании стресса. Формирование поведенческих риск-факторов для здоровья человека. Тип А поведения.
  19. Развитие личностных деформаций в процессе длительного переживания стресса. Синдром выгорания.
  20. Развитие пограничных невротических состояний как следствие интенсивного переживания стресса. Посттравматический стресс.
  21. Проблема управления стрессом. Взаимосвязь диагностической и профилактической направленности работы как основа современных технологий стресс-менеджмента.
  22. Психопрофилактика и коррекция стресса. Объектная и субъектная парадигмы. Общая классификация методов борьбы со стрессом.
  23. Опосредующие методы профилактики и коррекции стресса (объектная парадигма). Примеры используемых средств.
  24. Непосредственные методы воздействия на состояние человека. «Пассивный» и активный субъект психопрофилактики. Примеры средств «внешнего» воздействие на состояние человека.
  25. Психологическая саморегуляция состояний. Основные классы методов и техник. Программы обучения навыкам саморегуляции и управления стрессом.
  26. Организационные формы использования методов профилактики и управления стрессом в прикладных условиях. Оценка эффективности использования методов оптимизации состояния человека при проведении индивидуальной и групповой психокоррекционной работы.

Критерии оценки – см. п 1.2. ФОС

www.vggi.ru

Экстремальность в психологии стресса

Учебная дисциплина программы профессиональной переподготовки «Практическая психофизиология»

Цель спецкурса: систематическое ознакомление с современными концепциями изучения психологического стресса, причинами возникновения и формами проявления стрессовых состояний, влияниями стресса на успешность деятельности и здоровье профессионалов, психологическими методами диагностики и коррекции стресса в прикладных условиях.

1. Социально-экономическая значимость изучения профессионального стресса.

Стресс и надежность профессиональной деятельности. Стресс и здоровье профессионалов. Понятие психического здоровья. Стресс и пограничные состояния. Болезни стрессовой этиологии. Демографические данные о распространенности «болезней стресса «.

2. Классическая теория стресса Г.Селье и возможности ее приложения в психологических исследованиях.

История развития концепций гомеостатического регулирования в физиологии. «Триада признаков» стресса по Г.Селъе, физиологические механизмы возникновения. Понятие общего адаптационного синдрома, уровни адаптации. Стадии развития стрессовых реакций по Г.Селъе. Зависимость уровня исполнения от степени активации и напряженности деятельности, фактор сложности задачи. Основные принципы классической теории (не специфичность ответа, фазы приспособления, ресурсы адаптации), привнесенные в область психологического изучения стресса.

3. Современные концепции изучения стресса.

Понятия экстремальности, стресса и стрессора. Абсолютная и относительная экстремальность. Опосредующие факторы развития экстремальных состояний (новизна, интенсивность, потенциальная угроза, субъективная значимость, сложность поведенческих задач). Понятия физиологического и психологического стресса (Р.Лазарус), различия в механизмах возникновения. Концепция адекватности реагирования на экстремальное воздействия, состояния адекватной мобилизации и динамического рассогласования (В.И.Медведев). Структурно-системное описание стрессовых состояний, субсиндромы стресса (М.Франкенхойзер, Л.А.Китаев-Смык).

4. Профессиональный стресс и подходы к его изучению.

Субъективная значимость труда и отношение к трудовой роли. Специфика понятия «профессиональный стресс» (профессиоведческая и факторная парадигмы). Стресс как стимул (инженерно-психологическая традиция). Стресс как состояние (феноменологическая традиция). Роль факторов когнитивной оценки и стратегий преодоления («coping mechanisms») в развитии стресса. Опосредующая психологическая модель стресса (Р.Лазарус). Транзактная модель стресса (Т. Кокс). Профессиональная эпидемиология и методы социальной медицины в изучении стресса.

5. Основные формы проявления стрессовых состояний в труде.

Нормативные режимы протекания трудового процесса и стадии динамики работоспособности. Мотивационные компоненты регуляции деятельности, типы доминирующей мотивации. Операциональная и эмоционалъныя напряженность. Виды состояний операциональной напряженности. Неадекватные формы реагирования в стрессогенных ситуациях, формы состояний эмоциональной напряженности (тормозная, импульсивная, генерализованная). Временная динамика и индивидуалъные особенности в процессе неадекватного реагирования на стрессогенную ситуацию. Стадии развития и отреагирования острых стрессовых состояний. Накопление и отсроченные эффекты переживания стресса. Хронические и пограничные состояния (хроническое утомление, астенический синдром, депрессия, неврозы и неврозоподобные состояния).

6. Стрессы «голубых воротничков».

Факторы среды обитания и физические стрессы. Прямое и опосредующее влияние внешних воздействий. Эргономические методы нормализации условий производственной среды. Массовое производство и рутинные виды труда. Состояние монотонии и его формы. Психическое пресыщение. Когнитивные модели развития монотонии и сопутствующих состояний. Удовлетворенность трудом, обогащение содержания труда, организация свободного времени.

7. Стрессы «белых воротничков».

Особенности трудовых нагрузок в квалифицированных видах труда. Факторы перегрузки и недогрузки. Дефицит времени. Структура обязанностей и ответственность. Трудовая роль, ролевой конфликт, двойственность ролевой позиции. Участие в процессах управления, принятие решений и их реализация. Инновационная активность. Перспективы профессионального роста, развитие профессиональной карьеры, профессиональная защищенность, кризисы завершения профессиональной карьеры. Субъективная значимость труда, ценностные ориентации и индивидуальные стратегии поведения. Поведенческие типы А и В, риск-факторы для здоровья. Личностные трансформации в процессе профессиональной адаптации, примеры лонгитюдиналъных исследований.

8. Организационные источники стресса.

Структура организаций и организационных взаимодействий. Внутриорганизационные связи и их эффективность, характер взаимодействий с начальством, коллегами, подчиненными. Делегирование ответственности. Психологический климат в организации, в рабочей группе. Рабочие места и мобильность персонала. Семейные отношения и их соответствие потребностям организации. Социальная значимость, престиж профессии и соответствие внутренним запросам личности.

9. Новые информационные технологии и организационные источники стресса.

Изменения в организационных структурах при внедрении информационных
технологий. Перераспределение функциональных обязанностей. Изменение
характера информационных нагрузок. Деперсонализация
внутрипрофессионалъных контактов, телекоммуникации. Проблема
свободного распределения времени. Профессиональная включенность.

10. Способы коррекции и профилактики стрессовых состояний.

Общая классификация методов оптимизации состояний в профессиональной деятельности. Объективная реорганизация трудового процесса (эргономическая и инженерно-психологическая традиции).

Способы непосредственного воздействия на состояние работающего. Внешние приемы воздействий: специальная тренировка, питание, фармакотерапия, функциональная музыка, средства мульти-медиа.

Методы психологической саморегуляции состояний (психотерапевтическая традиция). Классификация методов саморегуляции. Базовые техники и вспомогательные средства. Примеры программ обучения приемам саморегуляции. Индивидуальные особенности освоения навыков саморегуляции. Оценка эффективности внедрения психокоррекционных средств.

Рекомендуемая литература.

  1. Бодров В. А. Информационный стресс. М, ПЭР СЭ, 2000
  2. Кокс Т. Стресс. М., Медицина, 1981
  3. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., Наука, 1983
  4. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., МГУ, 1984
  5. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. М., МГУ, 1993
  6. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса. Статья в «Вестник МГУ. Серия 14: Психология», 2000, № 3, с. 4-21
  7. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М., МГУ, 1976. Селье Г. Стресс без дистресса. М., Наука, 1979
  8. Эверли Дж.С., Розенфельд Р. Стресс. Природа и лечение. М., Медицина, 1985.
  9. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. «Психология труда и организационная психология: современной состояние и тенденции развития «. Хрестоматия. М., Радикс, 1995. Статьи (1) Касл С.В., (2) Купер К.Л. и Маршалл Дж., (3) Кокс Т. и Маккей К., (4) Хамбергер Л.К. и Лоор М.
  10. Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
    125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
    Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

    Дизайн и поддержка сайта 1997-2018: Станислав Козловский

    www.psy.msu.ru

    Стресс как показатель экстремальности в профессиональной деятельности

    На данном этапе развития психологии существует множество вариантов авторского определения экстремальности, каждое акцентирует внимание на отдельных ее сторонах.

    Стресс, с точки зрения В.В. Антипова, Л.А. Китаев-Смыка, Е.Н. Алонцевой является показателем того, что психика воспринимает ситуацию как экстремальную. Фактор стресса как показателя восприятия ситуации экстремальной не является общепринятым. В.И. Лебедев указывает на то, что обычный стресс не является показателем экстремальности, а за них нужно принимать психогенные заболевания.

    Так же и Ю.А. Александровский согласен что, экстремальная деятельность часто является причиной возникновения психогенных расстройств.

    Устойчивость к стрессу, по мнению В.А. БодроваF246F является важным фактором обеспечения эффективности и надежности трудовой деятельности. Под стрессоустойчивостью понимается ин-тегративное свойство человека адаптироваться к воздействию экстремальных факторов среды, объясняемое уровнем активации ресурсов организма и психики. Замерить стрессоустойчивость можно по уровню работоспособности и функциональным состояниям.

    К потенциальным компонентам стресс-факторов Г.С. Никифоров, Е.Н. Алонцева относят: физиолого-гигиенические (вегетативные), коммуникативные (социально-психологические), информационные (когнитивные), эмоциогенные. С точки зрения Е.Н. Алонцевой эмоциональный стресс возникает в результате собственно психологических воздействий. В экстремальных ситуациях специалисты могут, как усиливать, так и уменьшать эмоционально двигательную активность. Как потенциальный стресс-фактор, Е.Н. Алонцева называет смену и фазу дежурства. Е.Н. Алонце-ва акцентирует внимание на характеристики личности, влияющие на возникновение стресса: утомленность, самоуверенность, ощущение нехватки времени, адекватность оценки опасности и осознание последствий, самочувствие, реакция на неожиданные обстоятельства, профессиональная подготовленность, ожидаемость событий. Предупредить возникновение стресса Е.Н. Алонцева предлагает за счет обучения, повышения готовности реагирования на экстремальные воздействия. Противоположного мнения придерживается М.В. ЛевиF249F считая, что психологическая готовность не может создать достаточной защищенности от получения психической травмы работников, имеющих опыт столкновения с экстремальными ситуациями.
    От направленности, области неудовлетворенности, по мнению Ф.Е. ВасилюкаF250F, зависит форма реакции человека на экстремальность: стресс, фрустрация, конфликт, кризис. Стресс – это неудовлетворенность витальных потребностей. Фрустрация – невозможность реализации мотива деятельности. Конфликт – рассогласование сознательных побуждений. Кризис – при недостатке сил реализовать жизненный замысел.

    Таким образом, устойчивость к стрессам является необходимым фактором в экстремальных условиях деятельности.

    pravmisl.ru

    Понятие экстремальных условий в психологической науке и практике Текст научной статьи по специальности «Психология»

    Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Ильина Виктория Викторовна

    В статье рассматриваются термин « экстремальность », подходы к пониманию экстремальных ситуаций и экстремальных условий, сделана попытка уточнения этих явлений, показана роль экстремальных условий в повседневной жизни человека.

    Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Ильина Виктория Викторовна,

    The concept of extreme conditions in psychological science and practice

    The author considers the term “extremeness”, approaches to understanding of extreme situations and extreme conditions. The article attempts to detail these phenomena and reveals the role of extreme conditions in our everyday life.

    Текст научной работы на тему «Понятие экстремальных условий в психологической науке и практике»

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАПРЯЖЕННОСТИ И КОНФЛИКТОЛОГИИ

    I ПОНЯТИЕ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ | В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

    В статье рассматриваются термин «экстремальность», подходы к пониманию экстремальных ситуаций и экстремальных условий, сделана попытка уточнения этих явлений, показана роль экстремальных условий в повседневной жизни человека.

    Ключевые слова: адаптация, стресс, кризис, критическая ситуация, особые условия, экстремальность, экстремальные условия, экстремальные ситуации, чрезвычайная ситуация.

    Человек XXI в. живет в состоянии стресса, в условиях экстремальных обстоятельств, поскольку экономическая и политическая нестабильность, различные социальные проблемы, а также техногенные и экологические факторы нередко выходят за рамки привычных, к которым личность уже адаптировалась. С такими условиями в современном динамичном, развивающемся социуме человек сталкивается практически ежедневно. Следовательно, любому человеку необходимо относиться к экстремальным условиям как к элементу своей жизнедеятельности и уметь продуктивно справляться с трудными ситуациями, используя для этого различные способы. Очень часто, не обладая необходимыми жизненными навыками, не имея достаточно сформированных внутренних механизмов преодоления, личность не может конструктивно разрешить трудную ситуацию, что приводит к таким психическим состояниям, как, например фрустрация, стресс, и далее — к глубоким внутренним проблемам, которые принято называть кризисом личности.

    Изучением общих закономерностей психической жизни и деятельности человека, различных социальных групп в измененных и непривычных экстремальных условиях существования занимается отрасль психологической науки — экстремальная психология, которая возникла в конце ХХ в., синтезировав конкретные исследования в области авиационной, космической, морской и полярной психологии.

    Смысл данного понятия сопряжен с отражением экстремального развития событий и их познанием во взаимосвязи с функциональной деятельностью субъ-

    екта. «Экстремальность» обозначена еще в античной философии. Она указывала на предельные состояния в существовании вещей: «наискорейшее движение, проходящее по наикратчайшей линии»; «доведенные до крайности состояния, которые насыщены бурным взаимным проникновением и превращением противоположностей друг в друга»; «закономерно влекущие катастрофические или разрушительные изменения». В современных подходах в качестве определяющего сущностного признака экстремальности или экстремальной ситуации рассматривается фактор опасности, т. е. непосредственной угрозы для здоровья и жизни людей либо угрозы срыва их деятельности по решению жизненно важных задач.

    Термин «экстремальный» означает не только опасное событие или совокупность опасных событий, оно взаимосвязано с деятельностью человека и его существованием. Экстремальность — это не только характер какой-либо ситуации или условий, но и показатель внутреннего психологического состояния. Стихийные бедствия, аварии, катастрофы, кризисы, конфликты и иные экстремальные условия часто являются неизбежными в процессе жизнедеятельности людей и, несомненно, приводят к стрессу. Как видим, понятийный аппарат экстремальности включает в себя основные термины стресса, риска, опасности, страха и др.

    В исследованиях А. Г. Погорелова, А. М. Столя-ренко предпринята попытка выделить понятие «экстрем», или «экстремальность», которое, по мысли авторов, характеризует аспекты взаимодействия личности и ситуации. Так, А. Г. Погорелов называет экстрем фактором, описывает его как результат взаимодействия экстремальных параметров среды и характеристик личности ‘, как диспозиционное отношение между экстремальной средой и личностью. А. М. Сто-ляренко понимает экстремальность как «показатель особого состояния системы „человек в ситуации», изменяющийся в определенном диапазоне в зависимости от степени подготовленности и выбора поведения самим человеком»2.

    В состоянии психологического стресса экстремальность ситуации задается в первую очередь отношением человека к создавшемуся положению. Именно поэтому экстремальные, т. е. крайние, предельно возможные, условия для разных людей различны.

    Экстремальная среда жизнедеятельности включает в себя как экстремальные условия, так и экстремальные ситуации. В. И. Лебедев под экстремальными понимает условия, которые могут оказывать на человека пагубное воздействие, представляя реальную угрозу его жизни или здоровью (психическому или физическому) 3. Близка к указанной и позиция О. А. Шалева, под экстремальными он понимает такие условия, в которых возникает угроза жизни человека, его здоровью или имуществу от внешних объектов из-за незапланированного изменения их состояния, приводящего к появлению и действию дезадаптирующих факторов 4.

    Ранее Ц. П. Короленко указывал, что экстремальные условия находятся на грани переносимости и имеют высокую способность к нарушению адаптации. К ним автор относил крайние естественные воздействия: температуру, ветер, электромагнитные колебания, атмосферное давление, а также другие воздействия, ставящие организм на грань переносимости5. В энциклопедическом словаре экстремальные условия рассматриваются как стрессоры, которые, безусловно, резко отличаются от обычных и в силу этого воздействуют на психику человека, не адаптированную к ним 6.

    Как видим, понятие «экстремальные условия» не определяется однозначно, поэтому в экстремальной психологии принято разграничивать особые и экстремальные условия деятельности, а также различать чрезвычайную, экстремальную и критическую ситуации.

    К особым условиям деятельности относятся условия, которые непосредственно связаны с эпизодическим действием экстремальных факторов (сопряженные с опасностью для жизни, высокой ответственностью принимаемых решений, сложностью выполняемых функций, увеличением темпа деятельности, монотонностью работы и т. п.) 7. Их изучением занимается специальное направление прикладной психологии — психология труда в особых условиях.

    К экстремальным условиям деятельности (как крайней форме особых условий) относятся условия, связанные с постоянным действием экстремальных факторов. Например, деятельность космонавта или летчика в полете осуществляется всегда в экстремальных условиях, т. е. постоянно имеют место экстремальные факторы: невесомость, перегрузки, сенсорная изоляция, потенциальная угроза жизни.

    Обстоятельства, возникающие в результате природных стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, военного, социального и политического характера, вызывающие резкое отклонение от норм жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной среды, определяются как чрезвычайная ситуация. Данный термин чаще применяется при исследовании катастроф, в работах по безопасности жизнедеятельности. Он указывает обстановку, возникающую в природе или в процессе деятельности чело-

    века, при которой психофизиологические параметры могут превысить пределы компенсации организма, что приводит к нарушению безопасности жизнедеятельности человека.

    Критическая ситуация выделяется психологами как характеристика особых классов ситуаций, к которым прежде всего относят ситуации стресса, фрустрации, конфликта или кризиса. Эти ситуации определяются, по Г. Селье, как невозможность реализации людьми внутренней необходимости своей жизни, и их критичность вызвана порождением дефицита смысла в жизни человека 8.

    Анализ различных исследований показывает, что иногда экстремальные условия приравниваются к экстремальным ситуациям. Так, В. И. Лебедев предлагает относить к экстремальным условиям все ситуации, в которых под воздействием психогенных факторов психофизиологические и социально-психологические механизмы, исчерпав резервные возможности, не могут обеспечивать адекватное отражение и регуляторную деятельность человека. Это те ситуации, в результате которых наступает кризис вследствие нарушения адаптационного барьера и изменения динамических стереотипов в центральной нервной системе 9.

    Автор обращает внимание на то, что необычные психические состояния, возникающие в период кризиса (дезадаптации) в экстремальных условиях, аналогичны состояниям при возрастных кризисах, при адаптации к военной службе у молодых людей, а также в процессе нарастания глубокого внутреннего конфликта или конфликта с окружающими, когда ломается и перестраивается отношение к миру и к самому себе, происходит психологическая переориентация, устанавливаются новые системы ценностей и изменяются критерии суждений. Под экстремальной ситуацией В. И. Лебедев предлагает понимать изменение условий среды вокруг человека, происходящее в течение короткого периода и приводящее его к персональному порогу адаптированности. Именно достижение такого порога ставит человека на грань, где создается опасность его жизни и здоровью 10.

    В некоторых исследованиях предпринята попытка дифференцировать понятия «экстремальные условия» и «экстремальные ситуации». В. Н. Смирнов в понятие «условия», кроме элементов обстановки, включает деятельностный аспект, что отличает понятие «условия» от понятия «ситуация», имеющего нейтральное по отношению к деятельности значение 11.

    Сталкиваясь с экстремальными условиями или воспринимая их таковыми, человек начинает взаимодействовать с ними. Он и ситуация выступают друг для друга в качестве объекта и субъекта взаимодействия, которое можно представить как переживание, преодоление экстремального условия.

    На начальном этапе возникновения экстремального условия человек выступает в качестве объекта его воздействия. По мере развития ситуации человек становится действенным субъектом взаимодействия.

    В ходе этого процесса происходит изменение ситуации в сторону ее преодоления или ухудшения, углубления. Поэтому человек либо идет по пути становления-развития, либо деградирует как личность.

    На протяжении всего периода изучения понятия экстремальности неоднократно подчеркивалось, что это объективно-субъективное явление. Объективно экстремальные условия — это реальные угрозы, опасности и трудности 12. Но каждый человек имеет выбор не только избежать либо принять решение, как действовать в сложившихся условиях, но еще и выработать продуктивную или непродуктивную стратегию преодоления сложившейся ситуации. И тогда экстремальные условия возможно преодолеть на основе познания, осмысления и правильной оценки, ведь они являются необходимым компонентом жизнедеятельности.

    Потребность изучения личности в экстремальных условиях Л. Р. Правдина объясняет таким образом, что в повседневной жизни имеющиеся у субъекта возможности не всегда реализуются: человек в жизни и профессиональной деятельности практически не выходит за рамки усвоенного алгоритма. Привыкание к уровню будничного житейского «Я» оставляет в большей степени нераскрытым психологический потенциал личности. В связи с этим актуально изучение факторов, способствующих достижению высшего «Я». Человеку в экстремальных условиях приходится открывать в себе новые ресурсы, так как прежние стереотипы восприятия и поведения оказываются неприменимыми или неэффективными. Автор подтверждает теоретическое предположение о позитивном действии экстремальной ситуации на личность и доказывает, что экстремальная ситуация может не только оказывать разрушительное воздействие на развивающуюся личность, но и побуждать ее к самоопределению, способствовать повышению осмысленности жизни и достижению социальной зрелости 13.

    Данная точка зрения частично получила подтверждение в нашем пилотажном исследовании. Был проведен опрос слушателей Краснодарского университета МВД России, которые на XXII Олимпийских зимних играх в г. Сочи участвовали в обеспечении охраны общественного порядка.

    Практически все опрошенные нами респонденты (28 человек) отметили, что они воспринимали этот период как экстремальный, поскольку испытывали нарушение адаптационного барьера за счет высоких нагрузок, как умственных, так и физических, дефицита времени, непривычных условий отдыха, ощущали тревогу и страх и были подвержены психологическому, эмоциональному, информационному и коммуникативному стрессу.

    Анализ полученных данных позволил выявить целостную картину стрессов, пережитых слушателями в ходе этой практической деятельности.

    Большинство респондентов (82%) указали, что часто испытывали стресс, особенно первые две неде-

    ли, а остальные 18% — что иногда были подвержены стрессу. Справлялись со стрессом за небольшой промежуток времени — от пяти до десяти дней — 68%, а для 30% опрошенных требовалось длительное время для снятия стрессовой ситуации. Такие временные ограничения, по мнению самих респондентов, зависят от сложившейся ситуации (32%), способности перестроиться (25%) и от того, насколько сложившаяся ситуация похожа на ту, с которой респондент уже сталкивался (25%).

    Анализ факторов, влияющих на стресс слушателей, осуществляющих практическую деятельность в экстремальных условиях, показал, что существуют внешние и внутренние факторы, оказывающие воздействие. Так, к внешним факторам респонденты отнесли: политическую и экономическую ситуацию в стране (различные кризисы) — 71% от общего числа опрошенных; нечеткость поставленных задач (67%); проверку и постоянный контроль извне за деятельностью всего сводного отряда (подразделения) и, в частности, самого руководителя (54%); бытовые условия проживания (50%); качество приготовляемой пищи (50%); высокие психологические и физические нагрузки на службе (39%); недостаточный опыт практической деятельности — 32%.

    К внутренним факторам отнесли следующие показатели, вызывающие стресс: конфликты между самими слушателями (29%), как правило, из-за несправедливого распределения обязанностей между курсантами; остальные участники обследования отметили, что внутренние факторы существуют, но они затрудняются их определить.

    Анализ влияния стресса на слушателей Краснодарского университета МВД России показал, что стрессовая ситуация оказывает влияние прежде всего на качество работы, а именно на ее эффективность и продуктивность (75%). Между тем для 39% респондентов стресс является стимулятором для дальнейшей деятельности, а 11% респондентов затрудняются проанализировать влияние стресса на их деятельность. Необходимо отметить, что большинству опрошенных легче справиться со стрессовой ситуацией, если они уже были в подобной ситуации. Как правило, при этом повторяется стратегия преодоления, если она ранее была успешной.

    Анализ влияния стресса на физическое здоровье показал такие симптомы, как общая усталость (67%), истощение иммунитета (50%), головная боль (39%), бессонница (25%), потеря аппетита или внезапная тяга к определенной пище (25%), сонливость (7%). Что касается способов борьбы со стрессом, то 68% опрошенных слушателей при стрессе прибегали к занятию спортом, новым знакомствам — 25%, компьютерные игры выбрали 7% от общего числа опрошенных.

    В целом слушатели хотели бы научиться предупреждать и предотвращать стрессовые ситуации (82%), 64% их считают, что в процессе практических действий в период XXII Олимпийских зимних игр в г. Сочи придерживались той стратегии поведения, которую уже

    Деева Н. А., Колесникова А. С. Особенности временной перспективы и внутреннего конфликта.

    использовали в подобных ситуациях. В качестве примера слушатели приводили службу в нарядах, охрану общественного порядка. Насколько продуктивна выработанная стратегия, они затруднялись оценить.

    На вопрос: «Как на Вас повлияла столь длительная командировка?» — респонденты ответили, что их взгляды на окружающий мир изменились (96%), 54% из них считают это положительным и 42% — отрицательным. Считают, что приобрели ценный практический опыт 93% и стали сильнее духом 86% участников опроса.

    Отметим, что в настоящее время в психологии недостаточно исследований, направленных на изучение экстремальных условий, особенно касающихся специфики преодоления человеком личностного кризиса, механизмов и закономерностей его возникновения и динамики. Несомненно, это указывает на необходимость дальнейших исследований.

    1 Погорелов А. Г. Экстрем и модели его исследования // Экстремальные ситуации и предельные возможности человека : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 2001. С. 36.

    2 Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика. М., 2002. С. 607.

    3 Лебедев В. И. Экстремальная психология. Психология деятельности в технически и экологически замкнутых системах. М., 2001. С. 431.

    4 Шалев О. А. Социально-психологические характеристики личности спасателей и групп службы медицины катастроф в экстремальных условиях. Ярославль, 2006. С. 185. URL: http:// diss.rsl.ru/diss/rsl (дата обращения: 20.01.2014).

    5 Короленко Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л., 1978. С. 15.

    6 URL: http://enc-dic.com/pedagogics/Pedagogicheskaja-Psi-hologija-1270/ (дата обращения: 13.01.2014).

    7 URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 15.01.2014).

    8 Селье Г. Стресс жизни. Психология экстремальных ситуаций : хрестоматия / сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. М., 2000. С. 6-38.

    9 Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М., 2011. С. 51.

    11 Психология управления персоналом в экстремальных условиях : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. Н Смирнов. М., 2007. С. 5.

    13 Правдина Л. Р. Влияние экстремальной ситуации на динамику социально-психологических характеристик личности. Ростов н/Д, 2004. С. 56.

    ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ И ВНУТРЕННЕГО КОНФЛИКТА У СОТРУДНИКОВ ОВД С РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ СЛУЖБЫ

    Н. А. Деева, А. С. Колесникова

    В статье рассматривается проблема временной перспективы в контексте значимости и доступности ценностей личности сотрудников органов внутренних дел с различным стажем службы. Обсуждаются эмпирические результаты исследования данной проблемы на примере сотрудников ГИБДД МВД РФ.

    Ключевые слова: временной континуум, временная перспектива, внутренний конфликт, ценностные ориентации.

    Сложившаяся социокультурная ситуация предъявляет к человеку все больше разноплановых требований, которые обусловливают его особые отношения со временем, когда для того чтобы продуктивно осуществлять свою жизнедеятельность, необходимо анализировать и извлекать опыт из прошлого, планировать свое будущее и ориентироваться в настоящей ситуации. Это далеко не всегда является легкой задачей, так как на протяжении жизни возникают столкновения разноплановых желаний, внутренних противоречий, влияющих на представления о своем психологическом времени 1. Именно время предоставляет человеку возможности построения оптимального взаимодействия с миром и самим собой, продуктивного осуществления деятельности. Оно обозначает ценность и смысл жизненных событий, придает им субъективную окраску, регулирующую поведение, расставляет приоритеты в настоящем и будущем. Та-

    ким образом, деятельность человека как выражение его ценностной направленности существенно определяется его прошлым и будущим 2. Овладение временем в таком смысле, по мнению В. Э. Чудновско-го, «это, прежде всего, умение создавать перспективу собственного будущего, планировать его, видеть себя в будущем, работать над реализацией этих представлений, стремиться к самосовершенствованию» 3. В связи с этим в психологии актуальными становятся проблемы исследования времени, в частности временной перспективы — важнейшего фактора личностного развития, представляющего собой «существующую в настоящий момент целостность видения индивидом своего психологического будущего и своего психологического прошлого» 4.

    В науке существует значительное количество работ, предметом изучения которых является времен-шя перспектива личности. Представления о преобладании временной ориентации (фиксации на прошлом, будущем или настоящем) в восприятии и переживании жизни человеком нашли свое отражение в типологии стилей жизни (В. Н. Дружинин), в связи с личностными особенностями человека (Ф. Зимбар-до, Д. А. Леонтьев, И. А. Спиридонова, А. В. Серый), его биографическими кризисами и жизненными программами (К. А. Абульханова-Славская, Р. А. Ахме-ров). На текущий момент временная перспектива изучается в связи с социокультурными и половозрастными факторами, рассматривается как компонент личностной регуляции жизненного пути, как источник самоопределения и нахождения смысла жизни (К. А. Абульханова, Т. Н. Березина, Л. И. Божович,

    cyberleninka.ru