Эмоционально-волевая сфера детей с заиканием

Эмоционально-волевая сфера детей с заиканием

Исследователи придавали особое значение связи состояния общей моторики и речи при заикании. В.А. Гиляровский отмечал, что запоздалое развитие речи может быть частичным проявлением общего недоразвития моторики. М.Ф. Брунс, исследуя моторику заикающихся детей, пришла к выводу, что у них имеется выраженная отсталость в общем моторном развитии. Анализируя особенности моторики заикающихся школьников, В.И. Дресвянников указывал на параллельность и взаимосвязанность речевого и общемоторного онтогенеза, подчеркивая, что развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве. Автор пришел к выводу, что моторика и речь под влиянием коррекционной работы изменяются почти параллельно друг другу.

М.А. Кольцова доказала наличие корреляции между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи ребенка. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга.

Отмечая важность исследования произвольных движений, А.В. Запорожец указывал, что формирование произвольных движений у человека происходит при участии речи, под влиянием абстрагирующей и обобщающей функции второй сигнальной системы. Е.М. Масткжова подчеркивала, что речь онтогенетически, анатомически и функционально связана с двигательной функциональной системой. Поэтому одним из основных принципов логопедической работы, в частности с детьми, страдающими церебральными параличами, она считала принцип двигательно-кинестетической стимуляции.

Таким образом, связь общей моторики и речи позволяет развивать необходимые качества движений органов артикуляционного аппарата путем развития аналогичных свойств общей моторики. При заикании отмечается многообразие моторных нарушений. У некоторых заикающихся детей можно выявить моторную одаренность выше своего возраста на три месяца. Однако у большинства имеется отставание в развитии моторики от четырех месяцев до почти пяти лет. Нарушения касаются не только общей, но и мимической моторики и орального праксиса.

pedlib.ru

Использование элементов танцевально-двигательной терапии в коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с заиканием

Использование элементов танцевально-двигательной терапии в коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с заиканием.

Аннотация: опыт работы многих специалистов, как отечественных (В.М. Шкловский, Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, Н.И. Жинкин, С.А. Селиверстов и др.), так и зарубежных (английский физик Арнот и швейцарский физиолог Шуль-тесс, Меркель, Эрве-де-Шегуан) свидетельствует о неустойчивости результатов коррекции речевого нарушения по типу заикания. Различные подходы в объяснении механизмов заикания, отсутствие единых взглядов в установлении первопричины его возникновения, соотношение физиологических и социальных групп симптомов данного нарушения позволяют считать необходимым проведения дополнительных экспериментальных исследований в данной области с целью поиска наиболее эффективных способов коррекции данного нарушения.

Использование элементов танцевально-двигательной терапии в коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с заиканием

Речь занимает особое место в системе психических функций человека. Изучение онтогенеза детской речи показывает ее огромную роль в психическом развитии ребенка, поскольку формирование мышления, когнитивных функций и становление личности тесно связаны с появлением и развитием речевой деятельности. Как и любая функциональная система, речь оказывается наиболее восприимчивой к воздействию неблагоприятных факторов в период интенсивного формирования.

Одной из самых исторически давних проблем в изучении нарушений речи является проблема исследования заикания. Различные трактования его сущности обусловлены уровнем развития науки и точек зрения, с которых авторы рассматривали и рассматривают данное речевое нарушение.

Входящее в число тяжелых речевых дефектов, заикание определяется как нарушение темпо – ритмической организации речи, обусловленное судорогами в мышцах речевого аппарата.

В изучении проблемы преодоления заикания большой вклад внесли такие отечественные ученые, как В.М. Шкловский, Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, Н.И. Жинкин, С.А. Селиверстов и др.

Известно, что выраженными особенностями развития заикания у детей является тесное взаимодействие с личностными и поведенческими проявлениями, а так же взаимосвязь с психологическим состоянием ребенка, что обуславливает сложную симптоматику и собственно речевые нарушения.

В настоящий момент в структуре данного дефекта принято выделять две группы симптомов – биологические (физиологические) и психологические (социальные), не существующие обособленно друг от друга, взаимосвязанные и взаимозависимые. Как правило, на фоне физиологических расстройств формируются психопатологические особенности личности заикающихся, такие как тревожность, беспокойство, неуверенность в себе, стеснительность. Наличие тех или иных проявлений приводит к нарушению, как социальных взаимоотношений сверстников, так и к патологическим формам поведения личности в обществе. В данных случаях, важную роль в комплексной работе по преодолению заикания будет играть ее психокоррекционная направленность.

Несмотря на дошкольный возраст, в котором осознание собственного дефекта не свойственно большинству числу заикающихся детей, уже к старшему дошкольному возрасту, многие дети начинают чувствовать беспокойство, волнение по поводу их речи взрослых, заостряют внимание на отрицательных моментах речевого общения. В будущем это запомнившейся беспокойство дает повод возникновения страха речи, дискомфорта речевого общения.

Таким образом, не только взрослый, но и ребенок нуждается в мерах по профилактике или коррекции искажений личности. Наиболее эффективным способом коррекции психологической симптоматики в частности особенностей эмоционально-волевой сферы детей в работе с заикающимися дошкольниками является использование элементов танцевально-двигательной терапии.

Танцевально-двигательная терапия – одно из направлений в психологии, в котором прослеживается тесная взаимосвязь между психикой и телом, между психикой и движениями.

Положительный эффект использования движений в коррекции психоэмоциональных состояний других нарушений в развитии подтверждается рядом авторов (В.М. Сеченовым, В.М. Бехтеревым, А.М. Бернштейном, В.А. Гиляровским, Д.С. Озерецким, В.А. Гринер, Г.А. Волковой и др.).

Танцевально-двигательная терапия не только передает в двигательной музыкально-образной форме окружающую действительность, но и главной своей целью ставит выражение пластикой тела определенных чувств и переживаний. Основным средством выражения этих состояний в танце являются невербальные средства общения — пантомима, жесты, которые составляют особый язык, передающий внутреннее состояние человека.

Связанная с музыкой, терапия движением вызывает положительные эмоции от самого процесса, включает ребенка в процесс творческого развития, ведет к раскрепощению и обретению внутренней свободы, коррекции эмоционально-волевой сферы и личностных отношений.

Коррекция средствами движений может быть направлена на реабилитацию и восстановление как отклонений в моторике (общей, мелкой, артикуляционной), регуляцию мышечно-физиологического тонуса, так и нарушений в психических процессах, коммуникативной, эмоционально-волевой сфере, снятие психоэмоционального напряжения, осуществление психотерапевтического эффекта.

Все вышеперечисленные направления, осуществляемые в процессе танцевально-двигательной терапии, характеризуют основные симптомы физиологического и социального происхождения в структуре заикания у детей дошкольного возраста.

Идеи танцевально-двигательной терапии в полной мере отражают содержание основных задач коррекционной работы с заикающимися дошкольниками.

Таким образом, процесс коррекции эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с заиканием будет эффективным, если:

в структуру коррекционной работы специалиста будут включены элементы психокоррекции;

в основе психокоррекционного метода будут использованы элементы танцевально-двигательной терапии, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы;

логодидактические принципы (системности, комплексности, принцип от простого к сложному) будут лежать в основе применения предлагаемых танцевально-двигательных упражнений;

элементы танцевально-двигательной терапии, способствующие преодолению нарушений эмоционально-волевой сферы, будут использоваться не только на коррекционных занятиях специалиста, но и на занятиях воспитателя, музыкального работника в виде разминки, физминутки, зарядки.

  1. Белякова, Л.И., Дьякова, Е.А. Логопедия: Заикание: Хрестоматия / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: Академия, 2003. – 304 с.
  2. Прилепский, И.А. Современные тенденции использования танцевально-двигательной терапии // Вестник МГУКИ.- 2012.- №5 (49).- С. 130-134.
  3. Савиных, В.Н. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста средствами танцевально-двигательной терапии // Педагогическая и коррекционная психология. – 2005. — №6. – С. – 97-101.

logoportal.ru

1. Нарушения моторной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения заикающихся детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста

Общая моторика и речь имеют разнообразные отношения. Запоздалое развитие речи может быть частичным проявлением общего недоразвития моторики. Поскольку развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве, то под влиянием коррекционной работы моторика и речь могут изменяться почти параллельно друг другу.

Поскольку речь онтогенетически, анатомически и функционально связана с» двигательной функциональной системой, то одним из основных принципов логопедической работы, в частности с детьми, страдающими церебральными параличами, является принцип двигательно-кинестетической стимуляции’.

При заикании отмечается различное состояние моторной функции.

У части заикающихся наблюдается опережение моторного развития, у других — отставание в развитии моторных функций. Нарушения касаются не только общей, но и мимической моторики и орального праксиса.

При общей моторной одаренности у заикающихся детей обнаруживается недостаточность в мимической моторике. Она не всегда связана с речью и может быть отнесена к «малым органическим симптомам», так как в основе некоторых форм заикания лежит «повреждение афферентной системы кинестетических речевых клеток головного мозга». Это вызывает нарушение статики и динамики речевых органов. Органические нарушения моторной функции проявляются как:

симптомы выпадения — невозможность производить простые упражнения;

гиперкинезы, тремор, фибриллярные и фасцикулярные сокращения в языке;

атактические расстройства — невозможность сразу выполнить то или иное движение (выполнение удается только при зрительном контроле);

апраксические расстройства (в единичных случаях).

Если у заикающихся имеется некоторая слабость мышц лица, тогда будет необходима лечебная гимнастика.

Развитие моторики у заикающихся детей может идти впереди речевого развития, может отставать от речи, и могут встречаться заикающиеся дети с особой моторной одаренностью.

По состоянию моторики можно выделить четыре группы дошкольников.

Первая группа. Нарушения темпа, ритма, мышечного тонуса, ориентировки и коллективного взаимоотношения. При этом внимание и активность не нарушены. Недочеты моторики быстро изживаются.

Вторая группа. Отсутствие ловкости, быстроты, точности. Темп замедленный, внимание вялое, активность пробуждается постепенно, инициативы почти никакой. Усвоение заданий требует длительной проработки. Работа над растормаживанием мышечного напряжения и улучшением координации движений не дает хороших результатов. Могут быть случаи легкой моторной отсталости.

1 Мастюкова Е. М. Медицинское обоснование логопедической работы в доречевом периоде у детей с церебральным параличом.— В кн.: Расстройства речи и методы их устранения. М., 1975, с. 148—151.

Третья группа. Сильная мышечная заторможенность. Вытянутое палкообразное положение рук, растопыренные или сжатые в кулаки пальцы, отсутствие сгибания при движении рук и минимальное сгибание одной руки или качание неестественно вытянутых рук, выталкиваемых вперед и некоординированных с движением ног. Особенно сильна заторможенность шеи и плеч. Работа с этими детьми требуется большая: коллективная и индивидуальная. Дети часто отказываются от коллективных игр, предпочитают играть в одиночку, играют с серьезным лицом, не проявляя никаких эмоций, отказываются от активных ролей. Сроки работы длительные.

Четвертая группа. Моторно возбудимые, с обилием бесцельных движений, производимых в быстром темпе. Спокойное положение для них трудно выполнимо. В коллективной игре не ждут своей очереди, стремятся к беспрерывным движениям. Мышечный тонус несколько напряжен, наблюдается повышенное эмоциональное отношение к игре. Подвижные игры действуют крайне возбуждающе. Активность чрезвычайно повышена: готовы все сделать за других, вмешиваются в чужую игру, проявляют агрессивные действия, стремятся получить руководящую роль. Работа требуется длительная, результаты не всегда положительные.

У части заикающихся детей отмечаются ограниченность движений языка, нарушения мышечного тонуса, мелкой моторики, переключения, координации движений, темпа движений, статической и динамической координации движений. Нарушения могут быть связаны с состоянием эмоционально-волевой сферы, подверженной у заикающихся большим колебаниям, и с неустойчивым тонусом, что отражается на характере темпа движений, в большинстве случаев имеющего тенденцию к ускорению.

У 40% заикающихся детей 4—7 лет моторика не нарушена, у остальных преобладают расстройства моторной функции в форме общего моторного напряжения, скованности, замедленной переключаемости движений, имеются нарушения и в форме двигательного беспокойства, расторможенности, некоординированности, хаотичности движений, с наличием гиперкинезов, с широкой амплитудой выполнения движений.

Дети с моторной напряженностью не сразу реагируют на замечания и просьбы логопеда и товарищей что-либо принести, подать. Медленно переходят от одних движений к другим, роняют мяч, обруч и другие предметы в подвижных играх, больше времени тратят на игры с разборным материалом — строительным, башенками, бочонками, матрешками. У детей 4—5 лет моторная скованность проявляется в неловкости, неуклюжести, в неумении быстро и правильно выполнить то или иное движение. У детей 5—6, 6—7 лет моторное напряжение более четко связывается с заиканием и проявляется при попытках комментировать свои действия. Невозможность свободно говорить по поводу совершаемых действий еще больше сковывает движения ребенка: исчезает легкость, непринужденность в поведении, замедляется темп движений, не выполняется до конца действие. Заторможенность особенно ярко проявля-

ется в играх при ходьбе и беге: дети напряженно сгибают руки в локтевых суставах, с усилием прижимают их к туловищу, бегают на прямых ногах, не сгибая их в коленных суставах. Скованность мышц шеи и плеч выявляется в поворотах детей всем туловищем, в моторной неловкости. Преобладание моторной напряженности прослеживается по всем возрастным группам заикающихся: 4—5, 5—6, 6—7 лет.

Двигательная расторможенность заикающихся детей сказывается в том, что они легко возбуждаются, суетятся во время игр, подпрыгивают, приседают, взмахивают руками, выражая таким образом свое возбуждение. Движения детей порывистые, недостаточно целенаправленные, некоординированные, тонкие произвольные двигательные акты формируются с задержкой, амплитуда движений имеет большие размахи. После игры дети, пытаясь обсудить ее течение и результаты, воспроизводят ее ход в многочисленных некоординированных движениях. Половине заикающихся детей 4—7 лет свойственны самые разнообразные сопутствующие движения’.

Довольно часто моторные отклонения у заикающихся находятся в прямой зависимости от таких психических процессов, как неустойчивость внимания, недостаточная гибкость переключения, повышенная возбудимость ребенка или его заторможенность 2 .

У заикающихся среднего школьного возраста степень заикания обусловливает нарушения моторики.

У школьников с легкой степенью заикания в большей мере страдает координация движений и в гораздо меньшей степени — чувство ритма и переключаемость движений. При средней степени заикания значительно понижается чувство ритма и переключаемость движений. У детей с тяжелой степенью заикания больше всего страдает переключаемость движений, а нарушения чувства ритма уравниваются с нарушениями координации движений.

Основной процент нарушений в области моторики падает на заикающихся с тоническим типом судорог. У мальчиков больше страдает чувство ритма и координация движений, у девочек — переключаемость движений. Таким образом, степень нарушения моторики прямо пропорциональна степени тяжести заикания. Причем у мальчиков и девочек эти нарушения различны. В процессе логоритмических занятий улучшение состояния моторики и речи происходит почти параллельно друг другу. Если успешно корригируются моторные нарушения, то это является положительным прогнозом в перевоспитании речи 3 .

1 Волкова Г. А. Коррекционная работа с заикающимися детьми дошколь ного возраста по системе игр.— В сб.: Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. Л., 1976, с. 26—58.

2 Тугова Н. А. Воспитание внимания у заикающихся детей на уроках ритми ки.— Дефектология, 1970, № 6, с. 60—64

3 Дресвянников В. И. Особенности моторики заикающихся школьников 6—8 классов.— В сб.: Расстройства речи и методы их устранения. М., 1975, с. 157.

studfiles.net

Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников с заиканием

Одной из характеристик детства являются эмоции как внешний знак внутреннего мира ребенка. По мнению В.В. Зеньковского детство является «золотым временем» для эмоциональной жизни [5]. Эмоциональные реакции как внешнее проявление внутреннего состояния ребенка выступают показателем благополучного или затрудненного вхождения в социальную ситуацию и принятия определенной социальной роли. Эмоциональный способ взаимодействия с окружающими людьми является для ребенка первичным и искренним, поэтому содержание и характер социально-эмоциональных проявлений детей в дошкольном возрасте представляет особый интерес для исследователей.

Природа данного вида детских эмоций рассматривалась в ряде фундаментальных исследований. В работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Я.З. Неверович и других ученых отмечалось интенсивное развитие эмоций под влиянием социальных условий жизни и воспитания [32]. В процессе усвоения ребенком социальных ценностей, норм и идеалов, его эмоции приобретают более богатое содержание и сложные формы проявления.

Выделяя факторы, влияющие на содержание и способы выражения эмоциональных состояний дошкольников, ряд исследователей подчеркивает роль взрослых, семьи и значимость отношений со сверстниками, то есть социальные условия развития эмоций детей (Г.А. Урунтаева, М.И. Лисина и др.) [16, 22].

Взаимообусловленность эмоций и потребностей личности, по мнению П.В. Симонова, определяет роль эмоций как посредника между потребностями и деятельностью по их удовлетворению, как средство трансформации ценностей, которые становятся содержанием побудительных мотивов поведения личности [30]. В связи с этим социальные эмоции детей отражают приоритетные потребности и стремления в процессе общения со сверстниками и взрослыми, а также степень их удовлетворенности. Одна из ведущих социальных потребностей дошкольников — это потребность в признании и принятии другими, особенно близкими и значимыми для ребенка людьми, удовлетворение которой не только влияет на характер отношений ребенка с окружающими и на особенности поведения, но и определяет жизненную позицию формирующейся личности. Негативные социальные эмоции, которые испытывает ребенок в различных жизненных ситуациях, могут быть обусловлены именно непринятием и отчужденностью со стороны ближайшего окружения.

Можно говорить о том, что нарушения речи оказывают влияние на формирование всей психологической системы человека, включая и личность. Эмоции и чувства человека, являясь отражением его реальных отношений к значимым для него объектам и субъектам, не могут не изменяться под влиянием нарушений речи, при которых сужаются сферы чувственного познания, изменяются потребности и интересы. Дети с нарушением речи имеют ту же «номенклатуру» эмоций и чувств, что и с нормальной речью, и проявляют те же эмоции и чувства, хотя степень и уровень их развития могут быть отличны от таковых у детей в норме (Т.Б. Филичева, Л.С. Волкова, В.А. Калягин и др.) [29]. Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний занимает понимание своего отличия от нормально говорящих сверстников, понимание и переживание своего дефекта в подростковом возрасте, осознание ограничений в выборе профессии, партнера для семейной жизни в юношеском возрасте. Для лиц с нарушением речи характерны также заниженная самооценка, низкий уровень притязаний и выраженные депрессивные компоненты поведения.

Заикание (как никакое другое речевое нарушение) вызывает особенно острое эмоциональное реагирование индивидуума на свой дефект. Можно полагать, что это связано с отсутствием ясных, понятных и конкретных причин его возникновения. И действительно, помимо речевых трудностей, заикающийся человек не испытывает каких-то физических или интеллектуальных недостатков. Интересы, потребности и разнообразные способности заикающихся детей ничуть не ниже, чем у их сверстников. Среди заикающихся можно назвать и многих одаренных людей. И в то же время, самостоятельные попытки преодолеть свои речевые трудности приводят, как правило, не к облегчению, а к еще более видимым затруднениям и переживаниям.

Говоря об этиологии заикания, О. Бледстейн выделяет 3 основных подхода к этой проблеме: первый настаивает на психогенной основе данного нарушения, считает его обычным неврозом; согласно второму – заикание является обученным или закрепленным поведением; третий опирается на концепцию физиологического дефекта или дефицита [3].

Внешние факторы, что способствуют актуализации творческого потенциала
Творчество имеет в своей основе иррациональную мотивацию — отчуждение человека от мира и направляется стремлением к продлению этого отчуждения. Творчество реализуется с помощью «положительной обратной связи»: творческий продукт только под .

Понятие семьи и семейных отношений
Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании личности ребенка основную, .

Динамика организма
Гольдштейн постулирует наличие постоянного запаса энергии, который имеет тенденцию к равномерному распределению в организме. Эта постоянная, равномерно распределяемая энергия представляет «среднее» состояние напряжения в организ .

Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с заиканием

Эмоциональная сфера личности — это многогранное образование, в которое помимо эмоций входят многие эмоциональные явления: эмоциональный тон ощущений (удовольствие — отвращение), чувства (любовь, зависть и др.), эмоциональные состояния (эмоции), эмоциональные свойства личности, акцентированная выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных типах личности, эмоциональные устойчивые отношения (чувства) (Е.П. Ильин) [18].

На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Эмоции являются специализированной реакцией на конкретную ситуацию. Особенности эмоциональной сферы детей с заиканием связаны с тем, что они хуже выражают свои эмоции, которые требуют высокого уровня автоматизации (и соответственно — быстрого включения в деятельность), но различия в продуктивности между заикающимися и здоровыми исчезают, как только деятельность может выполняться на произвольном уровне. Исключение составляет психомоторная деятельность: если у здоровых детей психомоторные акты совершаются в значительной мере автоматически и не требуют произвольной регуляции, то для заикающихся регуляция представляет сложную задачу, требующую произвольного контроля.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание является одним из распространённых нарушений речи у детей, которое в течение десятилетий было подвергнуто глубокому и всестороннему изучению. Благодаря нескольким поколениям учёных исследована его природа и механизмы (Н.М. Асатиани (1998), Л.И. Белякова (2002), М.И. Буянов (1998), Б.З. Драпкин (1996), Н.А. Власова (2004), Н.И. Жинкин (2002), В.В. Ковалёв (1998), В.С. Кочергина (2002), Р.Е. Левина (1998), А.Р. Лурия (1998), В.М. Шкловский (1994) и др.) [5, 9, 12], что позволило разрабатывать достаточно эффективные механизмы преодоления различных по своей природе и проявлениям форм заикания (Л.З. Арутюнян (2003), Н.М. Асатиани (1998), Л.И. Белякова (2002), С.В. Богданова (1998), Н.А. Власова (1994), К.М. Дубровский (2002), Б.Г. Казаков (2001), Р.Е. Левина (2002), М.И. Лохов (1998), С.А. Миронова (1995), Л.Я. Миссуловин (1997), Н.А. Чевелёва (1995) и др.) [3, 5, 9, 13, 32]. Однако, несмотря на существование значительного числа экспериментальных работ, определенных теоретических обобщений и разнообразных гипотез, до сих пор еще нет целостного представления о данном дефекте и законченности теории, которая могла бы объяснить его причины и центральные механизмы заикания.

Заикание у детей развивается в тесном взаимодействии с личностными и поведенческими нарушениями и во многом зависит от нервно – психического состояния ребенка, что обуславливает сложную симптоматику и собственно речевые нарушения. Когда возникает фиксация на дефекте, эмоциональным становится сам акт речи. Со временем у каждого заикающегося складывается своя иерархия коммуникативных трудностей. Эмоциональное напряжение, возникающее с теми или иными обстоятельствами, изменяет функциональное состояние и тем самым оказывает влияние на деятельность. Однако в тех случаях, когда сама деятельность становится эмоциональным фактом, она за счет положительной обратной связи может существенно повысить эмоциональную напряженность и соответствующий ей уровень.

Е. П. Ильин выделяет три группы реакций, характерных для состояния эмоциональной напряженности [18]:

1. Возникновение тревожности (беспокойства, подавленности, страха, отчаяния).

2. Изменение моторно – поведенческих реакций (появление тремора рук, мускульного напряжения).

3. Изменение в характере протекания мыслительных процессов и в организации интеллектуальной деятельности.

С. В. Леонова рассматривает заикание как одну из форм устойчивого патологического состояния, которое состоит из трех компонентов [9]:

1) речевые судороги;

2) постоянное состояние тревожности;

3) желание скрыть дефект.

Такие дети повышенно и легко ранимы, для них важно то, как о них думают окружающие люди, они нерешительны, неуверенны, впечатлительны, самооценка у таких детей занижена; следствием заикания может быть эмоциональная неустойчивость. Эти наслоения усиливают у заикающихся детей чувство своей неполноценности.

Заикающиеся дети испытывают эмоциональное напряжение или тревожность в таких видах деятельности, как общение и обучение, которая также предполагает коммуникативную активность. Из-за неуверенности, низкой самооценки, высокой впечатлительности и ранимости, тревога переходит в тревожность, и становится неотъемлемой частью личности заикающегося ребенка.

Другое на сайте:

Развитие организма
Хотя понятие само-актуализации предполагает, что существуют схемы или стадии развития, которые проходит прогрессирующая личность, Гольдштейн немногое говорит относительно роста, за исключением некоторых общих положений по поводу того, что .

Связь психологии с медициной
Трудно сказать, чего больше в медицинской психологии – медицины или психологии. В соответствии с решаемыми ею проблемами и стоящими перед ней задачами медицинскую психологию можно считать медицинской наукой, а в соответствии с теоретическ .

Характеристики толпы
В практическом плане наиболее важными характеристиками толпы являются: А) Превращаемость : коль скоро толпа образовалась, она способна сравнительно легко превращаться из одного вида (подвида) в другой. Превращения могут происходить спонт .

www.psyidentity.ru