Этиология и симптоматика заикания

Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука. В своем развитии заикание проходит 4 фазы от редких приступов периодически возникающего заикания до серьезной личностной проблемы, ограничивающей способность человека к общению.

Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука.

Выделяют невротическую и неврозоподобную формы заикания. Невротическое заикание возникает у здоровых детей, как результат стрессов и неврозов. Неврозоподобное заикание свойственно детям с заболеваниями нервной системы (как наследственными, так и приобретенными).

Этиология и патогенез

Выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие и провоцирующие. Среди предрасполагающих причин возникновения заикания необходимо выделить:

  • наследственную отягощенность;
  • заболевания, вызывающие энцефалопатические последствия;
  • внутриутробные, родовые травмы;
  • переутомление и истощение нервной системы (как следствие инфекционных заболеваний).
  • Условиями, способствующими возникновению заикания могут выступать:нарушение развития моторики и чувства ритма; скудность эмоционального развития; повышение реактивности в результате анормальности отношений с окружающими; скрытые психические нарушения (например, ущемленность). Наличие одного из вышеперечисленных условий достаточно для нервного срыва и, как следствие, заикания. К причинам, провоцирующим возникновение заикания, относятся: одномоментная психическая травма (страх, испуг); двуязычие или многоязычие в семье; подражание; тахилалия (ускоренная речь).

    Патогенез заикания схож с механизмом подкорковой дизартрии. В его составе — нарушение координации дыхательного процесса, артикуляции и голосоведения. Поэтому заикание часто обозначают как дизритмическую дизартрию. Срыв индукционных взаимодействий коры головного мозга и подкорковых структур приводит к нарушению регуляции коры. В связи с этим происходят сдвиги в работе стриопаллидарной системы, которая отвечает за «предуготовность» к совершению движения.

    В движении участвуют две группы мышц — одни сокращаются, другие — расслабляются. Благодаря точному и согласованному перераспределению тонуса мышц, возможно совершение быстрых, точных и строго дифференцируемых движений. Именно стриопаллидарной системой осуществляется контроль над рациональным перераспределением тонуса мышц. Блокирование стриопаллидарного регулятора речи вследствие эмоционального перевозбуждения или анатомо-патологических повреждений мозга приводит к клоническим повторениям (тик) или тоническому спазму. Со временем патологический рефлекс — нарушение речевого автоматизма и гипертонус мускулатуры речевого аппарата – перерастает в условный рефлекс.

    Симптомы заикания

    Дыхание. Среди нарушений дыхательного процесса при заикании отмечается громадный расход воздуха на вдохе и выдохе, что обусловлено расстройством сопротивления в области артикуляции. Нарушение речевого дыхания при заикании заключается в образовании пациентом инспираторно-гласных или проторных звуков. Другими словами, для движения голосовых связок и образования проторного шума пациент использует вдыхаемый воздух. Укороченный выдох наблюдается не только во время речи, но и в покое.

    Голос. Попытка произношения звука при заикании сопровождается судорогоподобным замыканием голосовой щели, что препятствует возникновению звука. Во время приступа гортань быстро и резко движется вверх, вниз и выдвигается вперед. Из-за не способности на плавное произношение пациенты пытаются произносить гласные звуки твердо. Наблюдается смягчение симптоматики заикания при пении и шепоте вплоть до полной нормализации речи.

    Артикуляция. Кроме функциональных нарушений в артикуляционном аппарате при заикании наблюдаются и соматические нарушения. Например, высокий свод неба, отклонение высунутого языка в сторону, в носовой полости — искривленная носовая перегородка, гипертрофия раковин.

    Сопутствующие движения — это движения, сопровождающие речь при заикании, не являющиеся необходимыми, но, в то же время, производимые пациентом, как сознательное движение. Во время приступа заикания пациенты могут откидывать голову назад, наклонять ее, закрывать глаза, сжимать кулак, пожимать плечами, топать ногой, переступать с ноги на ногу. Словом, совершать движения, которые можно обозначить как тонические или клонические судороги.

    Психика. С развитием заикания неизбежны те или иные психические расстройства. Наиболее часто встречается страх перед некоторым буквами, слогами и словами, а именно их произношением. В своей речи пациенты, страдающие заиканием, намеренно избегают таких букв и слов, по возможности подыскивают им замену. При обострениях может возникать абсолютная немота. Мысли о невозможности нормального общения могут доводить до сознания неполноценности и в отношение всего «я».

    Фазы развития заикания

    1-ая фаза. Наблюдаются небольшие эпизоды заикания, сокращение периодов плавной размеренной речи. Окончание первой фазы заикания определяют по следующим симптомам:

  • затруднения в произношении возникают чаще в начальных словах предложений;
  • эпизоды заикания возникают при произнесении союзов, предлогов и других кратких частей речи;
  • «коммуникативное давление» усугубляет заикание;
  • ребенок никак не реагирует на свои трудности с произнесением слов, разговаривает без смущения. Нет беспокойства, страха речи. Спровоцировать заикание способна сиюминутная эмоциональная вспышка.
  • 2-ая фаза. Появляются проблемы в контактировании, некоторые сопутствующие движения. Постепенно повышается число ситуаций, сложных в плане общения.

  • заикание приобретает хронический характер, но различается тяжесть приступов;
  • проблемы с произнесением возникают чаще в многосложных словах, во время быстрой речи и значительно реже в кратких частях речи;
  • ребенок осознает нарушения своей речи, но не считает себя заикающимся. Говорит непринужденно в любой ситуации.
  • 3-я фаза. Закрепление судорожного синдрома. Однако пациенты не испытывают страха речи и какой-либо неловкости. Они используют любую возможность для общения. Предложение о лечении не вызывает какой-либо поддержки или энтузиазма со стороны пациента. Они как будто дают себе установку на спокойствие.

  • пациенты осознают, что по причине заикания некоторые ситуации становятся затруднительными в плане общения;
  • появляются трудности в связи с произнесением определенных звуков, слов;
  • попытки заменить «проблемные» слова другими.
  • 4-ая фаза. На этой стадии заикание — большая личностная проблема. Появляются выраженные эмоциональные реакции на заикание и, как следствие, избегание речевых ситуаций. Если раньше пациент прибегал к замене «проблемных» звуков (слов) периодически, то теперь он делает это постоянно. Он начинает обращать внимание на реакцию окружающих на его заикание. Характерные черты 4-ой фазы заикания:

    • ожидание заикания (антиципация);
    • затруднения при произнесении определенных звуков (слов) принимают хронических характер;
    • логофобия (страх речи);
    • ответы на вопросы становятся уклончивыми.
    • Осложнения заикания

      Наличие заикания вынуждает ребенка избегать речевых ситуаций, в результате чего сужается круг его общения и, как следствие, общего развития. Появляется мнительность, настороженность, ощущение разницы между собой и сверстниками. В результате непонимания между ребенком и его родителями (одноклассниками, сверстниками) развивается ощущение ущемленности, собственной неполноценности. Нарастает раздражительность, появляется пугливость, которая может привести к угнетению психики и усугублению заикания. Заикание может привести к снижению успеваемости в школе по причине неловкости, стеснительности и замкнутости ребенка. Развитие заикания может помешать в выборе профессии, а также в создании семьи.

      Диагностика заикания

      Для диагностирования заикания необходимо наличие следующих признаков:

    • нарушение ритмичности речи (обрывки слов, фраз, повторение слогов, растягивание определенных звуков);
    • трудности и запинки в начале речи;
    • попытки справиться с заиканием с помощью побочных движений (гримасы, тик).
    • В случае продолжительности вышеперечисленных расстройств более 3-х месяцев диагностируется заикание. Таким пациентам необходима консультация не только невролога, но и логопеда. Для исключения органических заболеваний нервной системы проводят реоэнцефалографию, ЭЭГ головного мозга, МРТ-диагностику.

      Лечение заикания

      Успешность лечения невротического заикания во многом зависит от своевременности диагностирования. В виду малоэффективности традиционных психотерапевтических методов лечения заикания (поведенческий, гипнотический и т. д.) в современной медицине отдается предпочтение специальным терапевтическим подходам, которые включают в себя элементы нескольких методов лечения. Такие комбинированные психотерапевтические методы лечения заикания применяют и в индивидуальной, и в групповой форме. Коррекция нарушений речи проводится путем логопедических занятий по коррекции заикания и ускоренной речи.

      Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается лечению в логопедических детских садах и группах. Здесь делают акцент на коллективную игровую психотерапию, логопедическую ритмику. Не малое значение придается и семейной психотерапии, где используется внушение, отвлечение внимания, релаксация. Детей учат разговаривать в такт с ритмичными движениями пальцев рук или монотонно и нараспев. В основе метода саморегуляции установка на то, что заикание — определенное поведение, подвластное изменению. В его составе — десенсибилизация, аутогенные тренировки. Целью вспомогательного медикаментозного лечения является снятие симптомов страха, тревоги, депрессий. Рекомендовано назначение седативных (в т.ч. фитотерапевтических) и общеукрепляющих средств.

      В медикаментозном лечении неврозоподобного заикания, возникающего в связи с органическим поражением головного мозга, применяют спазмолитики ( толперизон, бенактизин), с осторожностью транквилизаторы (в минимальных дозах). Доказана эффективность проведения курса дегидратации. В случае клонического заикания рекомендовано назначение нескольких курсов (от 1 до 3 месяцев) гопантеновой кислоты. Кроме того, в комплексное лечение заикания рекомендуется включать физиотерапию, а также массаж (как общий, так и логопедический).

      Прогноз благоприятный более чем в 70% случаев заикания среди детей.

      Методы профилактики заикания разделяют на две группы. Одна из них нацелена на поддержание и укрепление детского здоровья, вторая — на организацию речевого развития ребенка. Полноценное питание, постоянный уход, соблюдение режима дня и гигиены — это важные составляющие психического и речевого развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья. Нормальному функционированию нервной системы и предохранению ее от перегрузок способствует правильное чередование бодрствования и сна. Следует беречь психику детей от чрезмерной информационной нагрузки (просмотр «взрослых» телепередач, чтение перед сном гиперэмоциональных сказок), ситуаций, способных вызвать испуг.

      Полноценное речевое развитие ребенка должно включать в себя три направления. Первое — расширение кругозора, понятия и представления об окружающем мире, явлениях и предметах (игры, прогулки, чтение книг). Второе — профилактика и предупреждение запинок в речи ребенка, обучение плавности и неторопливости речи, умению логично и последовательно излагать свои мысли, желания. Третье — формирование правильного звукопроизношения, ритмике и темпу речи. Однако сообщать ребенку новую информацию следует постепенно, дозировано.

      Исправив заикание, во избежание рецидивов необходимо создать ребенку соответствующие обстановку и режим, которые будут способствовать поддержанию благоприятной психологической обстановки.

      www.krasotaimedicina.ru

      Этиология и симптоматика заикания

      Не смотря на то, что о заикании человечество знает давно, об этом явлении упоминал Гиппократ, о лечении этого речевого дефекта в те времена было мало что известно. С этого времени современная медицина продвинулась существенно вперед и может предложить ряд эффективных методов для излечения этого недуга. Что же представляет собой заикание, каковы его симптомы и как своевременно его продиагностировать?

      Заикание – нарушение речи, при котором отмечается частое повторение слогов, звуков, нерешительность высказываний. Сегодня заикание рассматривается как отдельное заболевание центральной нервной системы. Это уже не синдром и не симптом, а отдельно взятая область, так как масштабы этого явления огромны.

      Причины заикания

      Как и многие другие нервозные болезни, заикание может возникнуть по целому ряду причин, которые в большинстве случаев оказывают воздействие на процессы возбуждения и торможения.

      Долгое время ни в одних источниках не указывалось, каковы именно причины возникновения заикания. Однако классификация заикания все же дает возможность говорить о двух основных группах причин, первая из которых создает почву для развития этой болезни, вторая служит своеобразным толчком для развития заикания.

      Итак, рассмотрим, какие именно факторы приводят к развитию двух основных групп причин, вызывающих заикание.

      Создать своеобразную почву для развития заикание могут:

      1. Различные нервные, психические и инфекционные заболевания, способные негативно воздействовать на центральную нервную систему.

      2. Невропатические особенности, вызвавшие заикание, порой находят свое начало в ночных кошмарах, страхах и раздражительности. Порой человек не находит в себе силы, чтобы поделиться своими страхами и излечить болезнь. Он предпочитает закрыть все волнующее в себе, нежели отдаться рукам специалистов.

      3. Порой причиной заикания может стать врожденный дефект речи, тогда можно говорить о наследственности этой болезни.

      4. В медицинской практике нередко встречались ситуации, когда речевой дефект мог стать последствием нарушения деятельности головного мозга, которая, в свою очередь, может возникнуть при родах, в утробе матери, или при развитии некоторых детских болезней.

      Группа причин, которые могут восприниматься как толчки к развитию болезни:

      1. У детей в возрасте трех лет заикание может развиться на фоне физической ослабленности. Не удивительно, если у ребенка будут проявляться и другие нервные заболевания.

      2. Причиной развития заикания у подростков может стать возрастная особенность, когда молодые люди пытаются самоутвердиться и не находят понимания в общении со взрослыми.

      3. В 4 года происходит ускорение развития речи. Сам ребенок может не успеть за произношением тех или иных слогов.

      4. Заикание может стать следствием недоразвитости моторики ребенка.

      Симптомы заикания также можно разделить на две основные группы. Первая группа включает в себя физиологические отклонения. Это нарушения нервной системы, судороги, присутствуют отклонения в физическом здоровье человека. Наиболее серьезным симптомом заикания являются судороги, проявляющие при речевом общении.

      Вторая группа включает в себя психологические симптомы, когда больной зацикливается на своем недостатке, что тормозит лечение и больше усугубляет критичность ситуации. Здесь человек начинает совершать главную ошибку – предпочитает умалчивать, нежели обращаться к специалистам, умеющим вовремя и эффективно устранить речевой дефект.

      Выделяют 4 фазы развития заболевания:

      Первая фаза.

      Можно выделить небольшие эпизодические моменты в нарушении плавной размеренности речи. Симптомы, говорящие об окончании первой фазы заикания:

      • заметить затруднения в высказываниях можно еще на первых словах предложения;

      • эпизодическое заикание отмечается при произношении союзов, наречий и предлогов;

      • больной не испытывает никакого дискомфорта при произношении слов, боязнь отсутствует.

      Вторая фаза.

      Появляются первые конфликтные ситуации, всплывающие на фоне нарушения речи. Ребенок начинает испытывать дискомфорт, что приводит к скованности во время общения:

      • в данном этапе болезнь начинает приобретать хронический характер, иногда возникает тяжесть приступов;

      • трудности с произношением возникают при выговаривании сложных словосочетаний, реже в кратких словоформах;

      • ребенок понимает присутствие нарушений в своей речи, но не уделяет этому особого значения.

      Третья фаза.

      Происходит закрепление присутствующих симптомов. Однако, сам пациент как будто дает себе указ не беспокоиться, спокойно контактируя с людьми:

      • больной начинает осознавать, что именно заикание является основной причиной, мешающей правильно построить диалог и нормализовать общение с собеседником;

      • можно отметить трудности, возникающие при произношении определенных букв или звуков;

      • больной начинает подбирать другие слова взамен трудновыговариваемых слов.

      Четвертая фаза.

      Последняя фаза характеризуется серьезными психологическими травмами, когда человек старается избегать речевого контакта с окружающими. Для него важно, как люди отреагируют на его речевой дефект. Для четвертой фазы характерны следующие особенности:

      • больной находится в режиме ожидания заикания;

      • раннее присутствие затруднений при произношении определенных звуков начинает приобретать хронический характер;

      • пациент сторонится словесного общения.

      Заикание не требует серьезного медицинского оборудования. Это одна из тех немногих заболеваний, наличие которого можно выявить при разговоре с пациентом. Поставить человеку диагноз заикание может только психоневролог, а вот заниматься лечением этой болезни должен совершенно другой специалист – логопед. Именно он выбирает, какие логопедические упражнения следует проходить пациенту, чтобы перебороть характерные для него речевые дефекты.

      Вопрос, как же правильно лечить заикание, встает у каждого, кто столкнулся с этой проблемой. Зачастую бороться с этим недугом предпочитают родителей детей. Сами взрослые не спешат отдаваться в руки специалистов, а привыкают жить со своими особенностями. Это неправильная тактика, так как порой обычное заикание может привести к более внушительным неприятностям.

      Итак, если рассмотреть общую картину лечения заикания, то увидеть единую картину действий невозможно. У каждого специалиста свое мнение по устранению речевого дефекта. Именно поэтому в большинстве случаев используется комплексный подход, который включает в себя не одну, а целый ряд эффективных методик:

      К сожалению, общеизвестные методики борьбы с заиканием не всегда дают стопроцентного результата. Именно поэтому следует своевременно заняться лечением, важно не запустить болезнь.

      Профилактика заикания

      Профилактика заикания включает в себя создание теплой семейной обстановки. Дети должны чувствовать опору и дружескую поддержку со стороны родных. Меньше стрессовых ситуаций, способных нанести психологический дискомфорт ребенку. Будущая мама во время беременности должна соблюдать все предписания врача, чтобы снизить риск развития враждебного заикания, вызванного родовыми травмами.

      lifestyleladies.ru

      СИМПТОМАТИКА ЗАИКАНИЯ

      Еще Сикорский в 1889 году выделил две группы симптомов заикании: физиологические и психологические.

      1. Судороги мышц речевого аппарата. По форме выделяют: клонические (многократные ритмичные сокращения), тонические (спазм), смешанные. По локализации: дыхательного аппарата (вдоха/ выдоха / вдоха и выдоха), голосового аппарата (смыкательные, размыкательные, вокальные), артикуляционного аппарата (лицевые, язычные). По тяжести выделяют тяжелой степени (запинки даже в сопряженной и отраженной речи), средней степени (запинки в диалоге и монологе), легкой степени тяжести (запинки спонтанной неподготовленной речи).

      2. Расстройства дыхания. Нарушается как неречевое дыхание (поверхностное, ключичное), так и фонационное (короткий вдох и короткий выдох)

      3. Сопутствующие движения – непроизвольные судорожные сокращения неречевой мускулатуры (раздувание крыльев носа, зажмуривание, кивки, притопывание, сжимание кулаков и проч.)

      4. Нарушение просодического компонента речи (ритма, темп, тембра, силы голоса и т. д.)

      5. Нарушение моторики в виде скованности, заторможенности или расторможенности.

      6. Отклонения в деятельности вегетативной нервной системы (повышенная потливость, бледность лица и т. д.)

      1. Фиксированность дефекте, навязчивые мысли о заикании, своей неполноценности. Может быть разной степени: безразличное (у маленьких детей), умеренно-сдержанное, безнадежно-отчаянное (у подростков). Фиксированность осложняет дефект. Проявляются такие психологические особенности как боязливость, робость, внушаемость.

      2. Произвольные двигательные уловки – специальные вспомогательные движения, к которым приближаются заикающие, чтобы замаскировать или «обечить» речь

      3. Речевые уловки – вставка в речь слов-паразитов для заполнения пауз. Также суда относятся замены трудных для речи слов.

      4. Логофобия усложняет картину заикания. Чаще встречается в подростковом возрасте. Школьники отвечают на вопросы письменно, ограничивают свое общение со сверстниками.

      students-library.com

      Заикание: этиология, симптоматика заикания. Характеристика основных форм заикания.

      Заикание – это расстройство темпа, ритма и плавности речи в результате речевых судорог. Механизм заикания объясняется с позиции учения Ив. П. Павлова о неврозах о физиологии высшей нервной деятельности (сам Павлов заиканием не занимался). В коре головного мозга протекают основные нейродинамические процессы: возбуждение и торможение, они обладают рядом свойств: сила, подвижность, равновесие, при неблагоприятных условиях происходит «ошибка» нервных процессов. В результате равновесие нарушается и появляется «застойный очаг! («больной пункт») в коре головного мозга. Из-за этого ослабевает регулирующее воздействие коры над подкоркой, подкорка перестает регулировать мышечный тонус, он начинает меняться хаотично, это выражается в виде речевых судорог.

      1 группа – предрасполагающие:

    • Соматическая ослабленность
    • Наследственность (около50%) – передается по наследству не само заикание, а слабый тип ЦНС («половинчатый» тип) – холерики, меланхолики – группа риска – чаще у них возникает заикание
    • Переученная леворукость
    • 2 группа – вызывающие:

    • Психотравма: -острая, одномоментная.
    • -микротравма, действующая в течение некоторого времени (капля, переполнившая сосуд): стойкое нежелание ходить в дс, авторитарное воспитание, разноречивые требования к ребенку, ссора в семье, ускоренный темп речи взрослых.

      Клинические – легкое многократное повторение первого звука без мышечного тонуса. С этих судорог все и начинается.

      Тонические – тяжелый спазм, делающим невозможным начало речи.

      Смешанные судороги: клонические, клоно-тонические, тоно-клонические, тонические.

      Место локализации судорог:

      Артикуляционные – судороги губ, челюсти, языка.

      Голосовые – голос становится неровным, блеющим, м.б. внезапная немота.

      Дыхательные – дыхание очень шумное, шумный вздох, шумный выдох, дыхание короткое, речь на вдохе.

      1. Непроизвольное двигательное расстройство – разнообразные двигательные акты, которые не поддаются волевой задержке.
      2. Маскировка.
        • Двигательные уловки отвлекают внимание слушателей, на какое-то время успокаивает заикающего. При выполнении движения с периферии в кору головного мозга поступает дополнительный поток импульсов, который нейтрализует, снимает, застойный очаг в КГМ и заикающему действительно в этот момент легче говорить.
        • Отрицательные свойства этого симптома: в большинстве случаев двигательные уловки раздражают слушателей. Привязанность к движениям, невозможность говорить без этого движения.

          -невнятное тихое бормотание.

          -Эмболофазия (у пациента в речи много лишних слов-паразитов: э-э-э, ну-у, вот и т.п.)

        • Симптомы личностных изменений.
          • Логофобии (страх перед речью) появляются после того, как в какой-то ситуации неожиданно в унизительной форме критикуется речь заикающего.
          • Характерологические изменения:

      ¾ Робость, мнительность, обидчивость, чувство малоценности, самоизоляция.

      ¾ Характеризуется тем, что у пациента оборонительно- агрессивное поведение.

      Симптоматика заикания с возрастом утяжеляется, не дает регресса, самокоррекции не происходит.

      Характеристика основных форм заикания.

      Патогенетическая теория заикания Л.Белякова, Оганесян, Буланов и др. (невротическое и неврозоподобное заикание).

      Невротическое заикание – функциональное расстройство речи.

      Причины: сочетание предрасполагающих причин и вызывающих. Заикание возникает остро, одномоментно (родители могут указать точное время и причину). Время: с 2 до 4-х лет. Течение заикания: заикание утяжеляется постепенно, медленно. В одних ситуациях общения заикание проявляется, а в других нет. Психолого-педагогическая характеристика: повышенная нервная возбудимость, общие характерологические изменения, особенности поведения ребенка зависят от условия воспитания. Состояние моторики: существенных отличий от нормы нет. Сопутствующие нарушения речи: достаточно редки, м.б. отсутствие, замены, смешение звуков, но они быстро коррегируются. Неврологическая симптоматика практически отсутствует.

      Неврозоподобное заикание – органическое расстройство речи.

      Причины: органическое поражение ЦНС (внутриутробное, в период родов, в ранний послеродовой период). Начало заикания: заикание возникает исподволь, малозаметно (то есть, то нет), родители не могут определить причину. Время возникновения: при тяжелых поражениях ЦНС с появлением первых слов (бывает редко), с 4 до 7 лет, а иногда и позднее.

      Течение заикания: Заикание утяжеляется очень быстро, оно практически не зависит от ситуации общения. Психолого-педагогическая характеристика: повышенная нервная возбудимость, общие характерологические изменения. На поведение ребенка отражается церебрастенический синдром: непереносимость духоты, жары, резкие перепады настроения, вспыльчивость, капризность, дети не переносят транспорт, чувство голода, посторонние запахи, избирательность в пище. В таком состояние ухудшается работоспособность, снижается память, замедляется скорость мыслительных операций, раздражительность. Состояние моторики: моторная неловкость, неуклюжесть. Сопутствующие нарушения речи: дефект произношения по типу искажения, м.б. саливация, нарушение голоса, интонации (все недостатки схожи с дизартрией). Неврологическая симптоматика: множественные признаки, свидетельствующие о поражении ЦНС.

      При неврозоподобном заикании система логопедической работы такая же, что и при невротическом заикании.

      ¾ Увеличиваются сроки работы до года и больше.

      ¾ Традиционный основной курс:1,5 – 2 месяца, затем микрокурсы (недельные) 5-7 раз в год. Кроме этого пациенты имеют право в любой момент явиться в кабинет, как только почувствуют ухудшение

      ¾ Увеличивается роль медикаментозного лечения.

      При неврозоподобном заикании чаще возможны рецидивы. Заикающие должны об этом знать, предупредить об особенностях течения болезни.

      Психологическая теория заикания – пр. Р.Левина (автор). Методические рекомендации для дошкольников разработаны С.Мироновой, для мл. школьников Н.Чевелевой.

      Заикание (по Левиной) – это расстройство коммуникативной функции речи, выражается в виде трудности отбора языковых средств, структурирования высказывания, наступившее в результате скачкообразного перехода от ситуативной речи к контекстной и раннего усложнения ситуации общения.

      Причины: в возрасте от 2 до 4х лет осуществляется плавный постепенный переход от ситуативной к контекстной речи. У детей под влиянием неправильного педагогического воздействия происходит скачкообразный переход от ситуативной к контекстной речи. В этом случае у ребенка затрудняется отбор языковых средств и программирование фразы. Ошибки педагогического воздействия:

      ¾ избыточная информация, которая еще не нужна ребенку по возрасту;

      ¾ раннее усложнение ситуации общения (тесты, экзамены и т.д.);

      ¾ чтение текстов не по возрасту;

      ¾ общение с ребенком не адаптированной к его возрасту речью;

      ¾ слишком раннее изучение иностранных языков;

      ¾ двуязычие в семье.

      Течение заикания: во время речи ребенок делает многократные паузы, повторы, это связано не с судорогами, а с трудностями в построении фразы. Проявляется у маленьких детей, а родители не обращают внимания.

      Коррекционная работа. Главная задача: систематизировать словарь, сформировать навыки программирования высказывания и навыки правильного речевого поведения, т.к. чаще всего подобные трудности возникают у детей расторможенных, чрезмерно активных, импульсивных. В коррекционной работе не нужны те виды работ, которые используются для снятия судорог. Ребенок должен быть возвращен на этап простой ситуативной речи, а затем постепенно, последовательно должен освоить сложную контекстную речь.