Как лечить депрессию у детей

Лечение депрессии у детей и подростков

Вопросу о лечении депрессии у детей раньше не придавали особого значения, считая, что дети не переживают столь глубоких депрессивных состояний, какие бывают у взрослых. Однако рост количества суицидов, совершенных детьми и подростками в последние годы, заставил психотерапевтов по-другому взглянуть на проблему.

Депрессия у детей и подростков явление довольно распространенное, но не всегда распознаваемое. Возможно, из-за элементарного невнимания к детским проблемам, а может и потому, что дети больше чем взрослые склонны скрывать чувства и замыкаться в себе. Депрессивные состояния проявляются многочисленными устойчивыми симптомами, такими как подавленное настроение, негативные жизненные установки, нарушения поведения, мышления, снижение физической активности.

Ранее специалисты считали, что дети до 12 лет депрессией не страдают. Однако выяснилось, что такому состоянию могут быть подвержены даже дети до года, но в каждом возрасте заболевание проявляется по-своему.

Причины депрессии у детей всегда связаны с внешними негативными факторами, чаще всего механизм запускается под влиянием проблем социально-психологического характера:

Иногда родители, чаще мать, проявляют к ребенку сверхопеку. Дети, которых чрезмерно опекают, в будущем плохо адаптируются в обществе и окружающем мире. Лишенные материнской поддержки, они не способны принимать решения и абсолютно беспомощные.

Дети из неполных семей страдают от недостатка родительской заботы, лишены возможности делиться проблемами, получать советы от обоих родителей. Ребенок сам вынужден нести груз своих проблем, который иногда оказывается непосильным.

Если ребенок живет в полной семье, но постоянно находится в конфликтной ситуации, то начитает думать, что его жизнь – обуза для родных, возможно, без него родителям было бы лучше, что все проблемы из-за него.

Частые переезды также не идут на пользу психике ребенка. Дети нуждаются в друзьях, которым они могут довериться, общаться. Если родители часто переезжают у ребенка длительное время не сформируется полноценный круг общения. Он будет ограждать себя от новых привязанностей, боясь вновь потерять друзей.

Многие дети впадают в депрессию из-за проблем в школе. Современная система образования перегружает детей, не все успешно справляются с учебным процессом. Плохие оценки формируют мнение одноклассников о ребенке, снижают самооценку, изолируют от сверстников.

В поисках альтернативных источников самоутверждения дети находят утешение в онлайн-общении в Интернете. Им на помощь приходят ролевые онлайн-игры, в которых можно быть каким угодно: сильным, уверенным, бесстрашным. Онлайн-игры – основные причины сужения круга интересов. Создавая иллюзию самоутверждения, они замещают ребенку реальное взаимодействие с людьми, где нужно прилагать усилия, соблюдать правила. Хрупкая детская психика прячется в виртуальной реальности, стараясь подавить угнетенное депрессивное состояние, но в результате лишь усугубляет его.

В подростковом возрасте основные причины возникновения депрессии – гормональные изменения в организме. Переизбыток гормонов провоцирует агрессивный настрой у подростков. Период гормонального созревания – время активной социализации и самоутверждения детей. Более активные подростки с твердой самооценкой становятся лидерами, диктуют моду и образ жизни. Если другие не соответствуют критериям, то не попадают в круг общения, становятся изгоями. У отвергнутого сверстниками подростка появляется ощущение отчужденности, возникает комплекс «гадкого утенка».

В подростковом возрасте наступает пора первых сексуальных экспериментов. Если родители не смогли или не успели привить ребенку адекватное сексуальное воспитание, первые сексуальные контакты могут шокировать и разочаровать подростка.

Под словом воспитание имеется в виду не запреты и попытки подавить пробуждающуюся сексуальность, а осознанное понимание, что ребенок повзрослел и нужно обучить его строить нормальные отношения, соответствующие возрасту ребенка. Подросток имеет право обладать достаточным уровнем информированности о сексе, чтобы этот аспект жизни не вызвал у него негативной реакции. Отсутствие полового воспитания позволяет ребенку совершать ошибки, негативно сказывается на самооценке, ведет к замкнутости, депрессии.

Хронические стрессы – частые и самые вероятные причины депрессии у детей и подростков. Ребенок и так озабочен личностными проблемами, успеваемостью в школе, отношениями со сверстниками, самореализацией, поэтому каждый сильный стресс переживается очень болезненно. Депрессивные состояния вполне ожидаемы, если в семье происходит развод, при болезни или смерти одного близких людей, ссоре с родителями или друзьями.

Если видимые причины социальной дисгармонии отсутствуют, депрессию связывают с нарушением нормального течения биохимических процессов в мозге.

Известно, что дети, которые перенесли гипоксию, получили родовые травмы, становятся особо чувствительными к климатическим изменениям и страдают сезонными депрессиями. Основные физиологические причины депрессии – гипоксия, асфиксия, энцефалопатия и внутриутробные инфекции у новорожденных.

Признаки депрессии у детей проявляются ощущением всеобъемлющей печали и осознанием бессмысленности происходящего, возможно возникновения мыслей о самоубийстве.

Признаки депрессии обнаруживаются уже в возрасте 6-месяцев, в ситуациях, когда ребенка надолго изолируют от матери – аналитическая депрессия.

У ребенка до года при аналитической депрессии наблюдают: отрешенность, вялость, психомоторную заторможенность, отказ от установления контакта, двигательное беспокойство, плач, крик, отсутствие аппетита, нарушения сна, рвота, повышение температуры. Случаи депрессии у детей до года редки. Заболеванию в основном подвержены дети в возрасте 12-16 лет.

Классические признаки депрессии:

  • Снижение настроения. Утром ребенок может чувствовать себя вполне удовлетворительно. Но на протяжении дня, сталкиваясь с трудностями, ощущаю спад настроения. Пик приходится на вечер: начинает болеть голова, ребенок жалуется на проблемы, ничто не радует, все происходящее воспринимается в черном цвете. Возможны кратковременные вспышки хорошего настроения, сменяющиеся еще более глубоким унынием.
  • Снижение активности. Ребенку не хочется двигаться, только лежать или сидеть в характерной сгорбленной позе. Физическая активность не вызывает интереса, состояние вялое, апатичное. В школе начинаются проблемы с успеваемостью, наблюдается снижение интереса к развлечениям, хобби, ничто не радует.
  • Снижение мышления. Ребенок говорит тихо, медленно, с трудом подбирая слова, возникают проблемы с выстраиванием ассоциативного ряда (например, лето-жара-солнце-море). Дети не хотят отвечать на вопросы, ограничиваясь короткими фразами или кивком головы. Характерно застраивание на одной негативной мысли: все очень плохо, меня не любят, я не нужен, я ничего не могу, все хотят обидеть меня.
  • Нарушения сна. Детей мучает бессонница, негативные мысли мешают заснуть. Засыпая, спят беспокойно, поверхностно, не могут полностью выспаться, просыпаются разбитыми, усталыми.
  • Суицидальные мысли. Желание покончить с собой возникает постепенно, если депрессивное состояние длится более года. Мысль постепенно превращается в конкретный план действия, ребенок начинает тщательно продумывать свой уход из жизни. Такая ситуация очень опасна, рано или поздно, не получив должного внимания, ребенок может осуществить задуманное.
  • Соматические расстройства. При депрессии у детей наблюдают соматические признаки: снижение аппетита, слабость, сердечные и головные боли, повышение температуры.

Методы диагностики

Диагностика депрессии у детей и подростков проходит с применением специальных опросников, но золотой стандарт – клиническое интервью, проведенное специалистом с ребенком и его родителями, знакомыми, которые замечали развитие заболевания. В целях ознакомления приводим популярные опросники, используемые при диагностике депрессивных состояний:

  • Опросник депрессии у детей Бека: www.psyline.ru/testdep.htm
  • Тест депрессии у детей Зунга: www.psyline.ru/testzung.htm
  • Лечение легких форм депрессии у детей проводят дома. Ребенку, который проходит курс лечения, полезно оставаться в привычной обстановке, посещать школу, выполнять домашнюю работу, например, сходить за продуктами в магазин.

    Тяжелые случаи заболевания, сопровождаемые попытками суицида или мыслями о самоубийстве, лечить нужно только в условиях стационара.

    Антидепрессанты

    Глубокая депрессия у детей лечится антидепрессантами. Наиболее оптимальный препарат – Адаптол. Дети хорошо переносят препарат, сонливости и побочных эффектов не возникает. Лекарство способствует нормализации сна, настроения, дает возможность усилить сопротивление организма стрессам и вывести ребенка из состояния депрессии.

    Также применяется лекарство тенотен – гомеопатический препарат, снижающий ощущение тревоги, нормализующий сон и аппетит. Тенотен улучшает концентрацию внимания, нормализует память.

    Чтобы вывести ребенка из тяжелой депрессии назначают дозировки амитриптилина, азафена, пиразидола, которые нужно употреблять только в условиях стационара под контролем врача.

    Психотерапия

    Когнитивная поведенческая психотерапия помогает побороть эмоциональный стресс, снять негативное настроение, помочь адаптироваться в социуме и вывести из депрессивного состояния.

    Индивидуальная психотерапия учит ребенка не скрывать свои переживания, раскрываться людям, говорить о проблемах и побороть их. Если депрессия у детей была вызвана внутрисемейными отношениями, семейная психотерапия помогает родителям установить нормальное общение с ребенком.

    Лечение депрессии у детей завершится успехом, только если будут позитивные изменения в семье. Родителям нужно научиться принимать своего ребенка, понять его потребности и интересы, не перекладывая на него своих шаблонов и ожиданий.

    Помощь родителей

    Депрессия у детей и подростков ведет к снижению самооценки, трудностям в общении с родителями, педагогами, сверстниками. Но только родители могут оказать нужную ребенку поддержку и понимание. Только родители достаточно хорошо знают своих детей и должны помочь им побороть трудности, стать «посредниками» между ребенком и окружающей средой.

    Пока ребенок не избавится от гнетущего состояния, нужно поговорить с педагогами, предупредить о трудном жизненном периоде, попросить толерантного отношения к ребенку. Также нужно попросить учителей сохранить проблемы ребенка в секрете, чтобы ровесники не узнали о болезни. Лишние насмешки принесут дополнительный стресс.

    Депрессивное состояние делает человека ранимым, он ощущает собственную ненужность, неуклюжесть, непохожесть на остальных. Одно небрежно брошенное слово в сторону ребенка может усугубить состояние депрессии, поэтому таких ситуаций лучше не допускать.

    Периоды обострения должны сопровождаться повышенным вниманиям к ребенку. Родителям рекомендуется следить за тем, как они высказываются в сторону ребенка, своими словами и поведением показывать, что он самый лучший, любимый и нужный. Такое отношение оказывает целебный эффект и помогает быстрее вывести ребенка из депрессии.

    lecheniedetej.ru

    Депрессия у детей

    Что такое Депрессия у детей —

    Термином «депрессия» обозначают симптом или их совокупность, а также расстройство.

    Депрессия как расстройство – это симптомы, такие как боязливость, тревога, обсессивность, длительностью минимум 2 недели на протяжении большей части дня и в течение большинства этих 14-ти дней. Симптомы должны приводить к страданию и социальной неспособности ребенка.

    Некоторые дети не полностью соответствуют диагностическим критериям депресивного расстройства, но у них наблюдаются симптомы депрессии, которые являються частью относительно недифференцированного эмоционального расстройства. Если к тому же проявляются симптомы шизофрении, то депрессивные расстройства не диагностируют.

    Эпидемиология

    В исследовании на острове Уайт депрессия обнаружена у 0,2% 10-летних и 2% 14-летних. В последних исследованиях сообщается о большей распространенности: тяжелые депрессивные эпизоды когда-либо имели до 1% детей, не достигших пубертатного возраста, и примерно 1-5% подростков. Хронологический возраст, предположительно, не влияет на депрессию, она связана с половым созреванием. Исследования, которые берут за основу данные родителей и учителей, указывают на более низкую частоту депрессии, чем исследования, которые полагаются на отчеты подростков и более младших детей.

    Точно не известно, насколько большое значение имеет внутренняя печаль, что незаметна для учителей и родителей. Со среднего или позднего подросткового возраста депрессиям больше подвержены особы женского пола, чем мужского. До полового созревания процент девочек и мальчиков с депрессией примерно равен, иногда преобладает мужской пол.

    Связь депрессии с социальным неблагополучием точно не установлена. В последние десятилетия количество детей, подверженных депрессии, возросло, а средний возраст начала расстройства у детей уменьшился.

    Что провоцирует / Причины Депрессии у детей:

    Депрессия распространяется в семьях. Чаще всего у детей с депрессивным расстройством такому же расстройству подвержены родители. Также есть тенденция: у родителей с депрессивным расстройством, скорее всего, будут дети с депрессией. Насколько важную роль играет генетическая и средовая передача, наверняка не известно. Близнецовые исследования выявили умеренный уровень наследуемости, но в исследованиях приемных детей эта тенденция подтверждения не получила.

    Есть небольшое количество данных, указывающих, что генетическая наследуемость может влиять на восприятие ребенком негативных событий в жизни, что влияет на депрессивные расстройства.

    Симптомы Депрессии у детей:

    Признаки депрессии в разном возрасте

    Дети в возрасте до 5 лет, что разлучены с родителями или другими людьми, к которым были привязаны, часто впадают в отчаяние. Но точно не известно, равносильно ли оно депрессии. Примерно с 8 лет некоторые дети действительно испытывают депрессивные расстройства, что напоминают таковые у взрослых. Потому депрессию у детей диагностируют по тем же критериям, что и у взрослых, или же по слегка измененным. У детей реже встречаются нарушения аппетита и сна, у взрослых они чаще.

    Чувства вины и безнадежности у депрессивных детей, предположительно, бывают более редко, что у взрослых и подростков с депрессией. Планы покончить жизнь самоубийство обычно заканчиваются реализацией больше у подростков с депрессией, чем у детей. Также у детей реализация часто ведется через способы, которые с малой вероятностью приведут к смерти. Депрессивные симптомы в детском возрасте могут проявляться в отказе или нежелании ходить в учебное заведение, болях в животе и головных болях, раздражительности.

    Соматические симптомы почти всегда присутствуют, и являются не просто следствием сопутствующей тревоги.

    Депрессивные эквиваленты

    Предположительно, многие детские психические расстройства в диапазоне от энуреза до расстройства поведения являются детскими эквивалентами депрессии взрослых, даже в тех случаях, когда ребенок не выглядит несчастным. Но нет достаточного количества доказательств этого.

    Классификация

    Важно понимать, сколько было депрессивных эпизодов, и были ли у детей также какие-либо маниакальные, гипоманиакальные или смешанные эпизоды. Тяжелое рекуррентное депрессивное расстройство диагностируют у детей с 2 и более более тяжелыми депрессивными эпизодами, но без маниакальных, гипоманиакальных или смешанных эпизодов, согласно DSM-IV.

    Если симптомов меньше, детям могут диагностировать дистимию расстройства адаптации с депрессивным настроением. Дистимия характеризуется легкими хроническими симптомами длительностью минимум 1 год (для взрослых условием является длительность 2 года и более).

    Также существует расстройство адаптации – когда возникают на протяжении 1 месяца (как гласит МКБ-10) или 3 месяцев (как гласит DSM-IV) после идентифицируемого стрессора, и держатся после стрессора менее 6 месяцев.

    Сопутствующие признаки

    Под коморбидностью понимают наличие дополнительной симптоматики психических расстройств в дополнение к симптомам депрессии.

    — трудности в дружеских отношениях

    Такие трудности часто бывают, пока длится депрессивный эпизод, могут предшествовать им или же быть причиной таких эпизодов.

    Есть случаи, например, когда уровень кортизола ночью повышен.

    Диагностика Депрессии у детей:

    При диагностике депрессию у детей отличают от нормальной грусти, которая может быть реакцией на тяжелую утрату. Печаль также может быть симптомом другого психического расстройства, без дополнительных аффективных, когнитивных и поведенческих признаков, которые должны присутствовать для диагностики настоящего депрессивного расстройства.

    Лечение Депрессии у детей:

    Чтобы изменить факторы, которые (как предполагается) вызывают высокий уровень стресса, применяют семейную терапию, поддерживающую индивидуальную терапию и взаимодействие со школой.

    Также исследуется воздействие на депрессивных детей когнитивно-поведенческой и межличностной терапии. Первая изменяет негативное сознание, улучшает самооценку и усиливает навыки совладания, увеличивает участие ребенка или подростка в нормальных видах деятельности. Также могут быть применены коррекционная помощь при специфических проблемах с обучением и тренинг социальных навыков.

    Роль медикаментозного лечения до сих пор не выяснена. Иногда используют трициклические антидепрессанты. Ограниченные данные клинических испытаний свидетельствуют в пользу применения для лечения депрессии у детей ингибиторов обратного захвата серотонина таких как флюоксетин. Эффективность лития при биполярных расстройствах у детей и подростков считается высокой. Лечение резистентной депрессии в некоторых случаях проводят сочетаниями различных лекарственных препаратов или электросудорожной терапией. Такие методы применяют в специализированных центрах.

    Психологическое лечение при легкой депрессии у ребенка проводится поддержкой и снижением стресса. При умеренной депрессии помимо указанных методов следует испробовать КПТ или МЛТ, в последнюю очередь пробуют флюоксетин.

    Лечение тяжелой депрессии у детей проводят сочетанием снижения стресса, КПТ (или МЛТ), флюоксетина. Если есть серьезная суицидальность, психотические симптомы или отказ от еды и питья, ребенка следует госпитализировать.

    За исключением очень легкой депрессии, может быть целесообразно в течение примерно шести месяцев после симптоматической ремиссии продолжать успешное лечение (психологическое или фармакологическое), чтобы предотвратить ранний рецидив.

    Прогноз

    Расстройство адаптации с депрессивным настроением длится, как правило, 2-3 месяца, без повторений. Тяжелые депрессивные эпизоды в частых случаях длится 6-9 месяцев, имеют тенденцию повторяться.

    Длительность дистимии – несколько лет, у детей с дистимией высок риск тяжелых депрессивных эпизодов. Если у ребенка тяжелые депрессивные эпизоды накладываются на дистимию (что называют «двойной депрессией»), вісока вероятность повторних тяжелых эпизодов.

    Депрессия у подростков грозит продолжиться во взрослой жизни, предсказывает 6-кратное увеличение частоты суицида у взрослых. Если депрессия возникла до пубертатного периода, переход ее во взрослую жизнь маловероятен. И хотя «чистая» депрессия не увеличивает риск антисоциального исхода у взрослых, смесь депрессии и расстройства поведения сопровождается повышенной частотой последующей преступности.

    К каким докторам следует обращаться если у Вас Депрессия у детей:

    Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Депрессии у детей, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

    Как обратиться в клинику:
    Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

    Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

    У Вас ? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

    Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой. Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию в разделе Вся медицина. Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

    www.eurolab.ua

    Депрессия у детей – в чем причина?

    Пассивность и меланхолия ребенка сигнализируют: что-то не так как

    Для здорового мальчика или девочки активность, игры и смех естественны. Любопытство, бойкость, интерес ко всему происходящему помогают развиваться – вспомните, как весело возятся котята, жеребята или щенки. Откуда же берутся грустные «принцы» и «царевны-несмеяны»?

    Взгляд изнутри

    Дети эмоциональны и впечатлительны. Поэтому депрессивные состояния проходят у них особенно тяжело, могут вызвать расстройства здоровья (головные боли, вегетососудистая дистония, гастрит, экзема), ожирение или дефицит веса, стать причиной неуспеваемости, конфликтов в семье и даже привести к суициду. К переменам настроения у детей следует относиться с особой чуткостью.

    Биохимический механизм истинной депрессии – нарушение выработки «гормонов радости» в мозге. Недостаток серотонина и норадреналина случается из-за недостаточной физической активности, воспалительных процессов, гормональных скачков, хронических заболеваний и приводит к постоянному унынию, раздражительности, упадку сил. Возможна и обратная связь: депрессивное состояние, возникшее из-за объективных причин (проблемы в школе, психологическая травма и т.д.) становится привычным для мозга. Нехватка внешней стимуляции вызывает торможение выработки серотонина, а постоянный недостаток гормонов вызывает заболевание. Чаще всего болезнь возникает в период с 10 до 16 лет.

    Причин у детской депрессии очень много. Перечислим самые основные.

    Астенические состояния во время тяжелых заболеваний или в восстановительный период – организм понимает, что для исцеления нужно мало двигаться и «тормозит» ребенка.

    Разлука с родителями, развод, гибель кого-то из близких родственников. При расставании с матерью депрессия возникает даже у грудных младенцев – они перестают расти и набирать вес.

    Посттравматический синдром – ребенок пережил автоаварию, техногенную катастрофу, стал свидетелем ограбления, убийства и т.д. и никак не может избавиться от тягостных впечатлений.

    Насилие, психологическое, физическое или сексуальное. Одна из самых частых, но не афишируемых причин депрессии – ребенка избивают в школе или дома, используют в качестве сексуального объекта, пытались изнасиловать.

    Комплекс неполноценности, вызванный отставанием в учебе, критическими замечаниями родных, педагогов или сверстников, физическим недостатком, истинным или мнимым.

    Гормональные изменения пубертатного периода, первые менструации, поллюции, неудачный сексуальный опыт, задержка физического развития по сравнению со сверстниками.

    Хроническая психотравмирующая ситуация – травля в школе, конфликт с учителем, детское воровство, неприятная тайна, не рассказанная родителям.

    Переезд, переход в новую школу, резкая смена образа жизни – дети консервативны и с трудом расстаются с привычными вещами.

    Хронический болевой синдром – заболевания, медицинские манипуляции, последствия травм и операций, особенно ампутаций, вызывающие постоянную боль и очаги воспаления в организме.

    Прием стероидов, гормональных и повышающих иммунитет препаратов, некоторых других лекарств.

    Алкоголь или наркотики – даже однократное употребление наркотических веществ подростком может нарушить выработку «гормонов радости».

    Дифференциальный диагноз: депрессивное, угнетенное состояние может быть признаком заболеваний головного мозга (опухоли, повышенное внутричерепное давление), системных недугов с нарушением общего состояния (анемии, лейкозы), хронических болезней ЖКТ (холецистит, колит), онкологии на поздних стадиях. Под депрессию может маскироваться аутизм, детская шизофрения, маниакально-депрессивный психоз.

    Тревожные симптомы

    Как отличить обычное дурное настроение от признаков депрессии? Самый важный момент – ребенок становится безучастным ко всему, включая учебу, хобби, подарки, друзей и родных. Он перестает общаться, изредка делая исключение для пожилых, малышей и домашних животных. Часто печален, слезлив, редко смеется, на него накатывают приступы безудержного веселья, переходящие в истерику. Сын или дочь безразличны к внешнему виду, модной одежде и украшениям. Возможны приступы агрессии, особенно по отношению к родителям, младшим детям, одноклассникам и животным. В тяжелых случаях появляется заикание, недержание мочи и кала.

    Если шаловливый малыш вдруг стал тихим, как робот выполняет все просьбы родителей – это тоже серьёзный признак депрессии, потому что негатив скрыт под маской «я хороший». Обратная перемена – пай-девочка или мальчик, превращающиеся в хулиганов – тоже депрессия, отчаянный крик: «ну поймите, что у меня все плохо!».

    Резкое изменение аппетита, пищевых привычек, сильный набор веса или похудание, как правило, сигнализируют о неполадках в душе. Сладостями и шоколадками дети «заедают» проблемы, поэтому круглосуточное опустошение холодильника говорит о булимии, маниакальное стремление похудеть – об анорексии, а отказ от еды без видимых причин – о депрессии.

    Зацикливание на телевизоре или компьютерной игре тоже не сулит ничего хорошего. Когда ребенок активно общается в соцсетях – это не слишком полезно, но обеспечивает хотя бы суррогат эмоций. А фиксация на электронной картинке говорит о тяжелом одиночестве, уходе в себя.

    Обратите внимание на сон и отдых – депрессивный ребенок или подросток не высыпается, но всегда не прочь прилечь, подремать, хотя при этом спит плохо, вскакивая от каждого шороха.

    Проблемы с учебой тоже довольно характерны для депрессии. Это может быть нарушение внимания и концентрации, быстрая утомляемость, ухудшение памяти, почерка. Зачастую при прежнем же темпе занятий достигается значительно худший результат.

    Важный показатель депрессии – творчество ребенка, его круг чтения, художественных и музыкальных пристрастий. Если рисунки, стихи и песни выглядят мрачными, в них превалирует тема смерти, тоски, самоубийства, а книги, фильмы и музыка выбираются такие, что нагонят тоску на любого человека, это не сулит ничего хорошего.

    Нередко при депрессии в разговорах ребенка проскальзывают темы самоубийства, смерти и безысходности. Он рассуждает как взрослый, даже становится циничным. Выказывает недовольство своей внешностью, умом, достижениями, сетует, что его никто не любит и не понимает.

    Самый опасный признак – резкое улучшение на общем негативном фоне. Ребенок вдруг начинает ластиться к матери, объясняет, как сильно её любит и как перед ней виноват, начинает делать неожиданные подарки, раздавать свои вещи, хочет поговорить или повидаться со старыми друзьями или далеко находящимися родными. В этом случае будьте осторожны – он может планировать суицид.

    Не плачь, малыш!

    Детская и подростковая депрессия – опасное заболевание. Самолечение допустимо, только если вы застали болезнь на ранней стадии, причины устранимы и очевидны для вас. Схема лечения та же, что и у взрослых – дать организму отдых, а затем заставить мозг работать в нормальном режиме.

    Договоритесь со школьными учителями, что переведете ребенка, допустим, на месяц на домашнее обучение, или подгадайте терапию к началу каникул, захватив дополнительно пару учебных недель.

    Для начала два-четыре дня просто не беспокойте ребенка и не задавайте вопросов. Дайте ему вволю выспаться, отъесться, насмотреться хороших детских фильмов и мультиков, подложите интересные книги. Полезен ручной труд – лего, конструкторы, бисероплетение, рисование и т.д. Но не настаивайте ни на чем!

    Затем езжайте в отпуск – необходим активный отдых с физическими нагрузками. Будут полезны поездка к морю или в горы, сафари-парк или Диснейленд, экскурсия по чужой стране, конный или пеший поход, плавание на яхте, в крайнем случае, турбаза в лесу, дача или посещение родственников в другом городе. Важно, чтобы вид отдыха не вызывал у ребенка резкого отторжения, не было шансов отлежаться на диване, а компьютер и телефон оказались отключены.

    Если нет возможности уехать – обеспечьте новые впечатления в родном городе. Экскурсии, музеи, парки аттракционов, театральная или художественная студия, прогулки по окрестностям – хорошее средство от депрессии. Может оказаться кстати активный, требующий занятий и прогулок щенок, особенно если ребенок давно о нем мечтал. Следите за сном и отдыхом, независимо от того малыш это или уже подросток (не меньше 10 часов сна в день), исключите агрессивные фильмы и компьютерные игры по вечерам. Обязательно говорите с ребенком, выслушивайте его, подтверждайте свою любовь, шалите, играйте и балуйтесь вместе. И тогда постепенно все наладится!

    Если причина депрессии – посттравматический или хронический болевой синдром, гибель близких или разлука с ними, насилие, тяжелый стресс, и «домашние средства» не помогают – лучше не рисковать и проконсультироваться психологом. Срочно обратитесь к врачу, если ребенок предпринял попытку самоубийства, избил кого-то из школы или семьи, убил или покалечил домашнего любимца, жалуется на чудящиеся ему «голоса» и навязчивые мысли, больше двух-трех дней отказывается вставать, есть и общаться с родными.

    www.km.ru