Как лечить заикания у подростков

Лечение заикания у подростков

Лечение заикания у подростков в речевом центре «Логопед плюс» по методике Томилиной С.М.

Лечение заикания у подростков (7-10 лет ) в речевом центре Логопед плюс проводится по методике Томилиной С.М. (Патент № 2450835 от 24.12.2012 г.).

Полный курс лечения рассчитан на 4-4,5 месяца. На первые две недели (курс-погружение) необходим отрыв от учебы. Продолжительность одного занятия – 3 часа. Присутствие одного из членов семьи обязательно! Курс-погружение целесообразно планировать на время каникул.

В дальнейшем курсы–блиц проводятся 1 раз в неделю по выходным. Отрыв от учебы не желателен. Режим молчания вне занятия в течение пяти первых дней.

На занятиях логопед занимается развитием речевого дыхания, голоса, мелкой моторики рук. Проходят занятия с психологом и психотерапевтом. Может быть рекомендован общий или логопедический массаж.

По окончании курса погружение ребенок будет пользоваться замедленной речью и сопровождать ее движениями кистей рук. Темп речи становится нормальным и руки перестанут быть необходимыми в течение 4-4,5 месяцев.

Стоимость курса-погружение – 60 000 руб. Один день курс-блиц 1500 руб.

С расписанием можно познакомится в разделе Расписание занятий.

Подробности по тел. (495) 656-65-82

Или по почте [email protected]

Сегодня Томилина Светлана Михайловна получила Патент №2652951 на изобретение
Способ коррекции речевых и миофункциональных нарушений у детей и взрослых и набор зондов для его осуществления.
Поздравляем автора изобретения!

Уважаемые родители!
Наши логопеды будут работать с Вашими детьми в нашем Учебном центре по адресу: ул. Кольская, д. 2, корп. 4, 3 этаж (БЦ РТС). тел. +7 (495) 276-17-64, (985) 922-56-60, (925) 585-49-35. С 14 июня по 20 августа наш Детский центр на Снежной улице закрывается на каникулы.
21 августа Детский центр вернется к нормальной работе.

Предлагаем в почасовую аренду аудитории для проведения лекций, семинаров, мастер-классов, презентаций, тренингов.
Большой зал (65 м2) вместимостью до 60 человек.
Малый зал (32 м2) вместимостью до 20 человек.
В каждом из залов возможна расстановка столов со стульями (тип посадки «класс») или стульев с планшетами (тип посадки «театр») в любой необходимой планировке.
Все залы оборудованы экраном, ноутбуком, звуковым оборудованием, доской. Есть возможность он-лайн трансляции Вашего мероприятия в любую точку мира. Поможем с организацией кофе-брейка и видеосъемки.
Также предлагаем в почасовую аренду кабинеты для проведения индивидуальных занятий и консультаций логопедов, психологов, нейропсихологов.
Помещения расположены в новом бизнес-центре рядом с метро Свиблово.
Стоимость аренды зала: 1000 руб./час
Стоимость аренды кабинета: 300 руб./час
Звоните: +7 (495) 276-16-74

www.logopedplus.ru

Заикание у подростков

Заикание относится к одному из распространенных расстройств речи у подростков, которое характеризуется нарушением темпа, ритма и плавности речи вследствие судорог мышц речевого аппарата.

Заикание у мальчиков встречается примерно в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Возникает заикание чаще всего в детском возрасте, в период от 2 до 5 лет, когда ребёнок овладевает связной речью.

В большинстве случаев заикание приобретает хроническое течение и усиливается в подростковом возрасте. Это связано с тем, что речевая деятельность обеспечивается участием дыхательной, нервной системами и (как это не покажется странным) гормональным фоном. Причем две последние составляющие взаимосвязаны теснейшим образом. В переходный возраст происходят изменения организма, что влечет за собой обострение проблемы. Чаще всего запинки проявляются в наиболее ответственных, «трудных» ситуациях. Это, как правило, официальная обстановка, необходимость выступить перед аудиторией, ответить на уроке, на экзамене, поговорить по телефону, ответить на неожиданный вопрос незнакомого человека или задать ему вопрос и т.д.

Часто возникающие речевые затруднения и неудачи у подростков приводят к повышенным затратам нервной энергии, а порой и к серьезным психическим травмам, которые могут вызывать чувства неполноценности, досады, беспомощности, раздражительности, отчаяния. У них возникает чувство волнения, смущения, страха, напряженного ожидания речи; во время речи появляется потоотделение, жар или озноб, сухость во рту или обильные слюноотделение; после речи – чувство усталости, неловкости, желание замкнуться и т.д., что способствует фиксированности на нарушении, которое усиливается с возрастом. Помимо этого, отмечаются приспособительные изменения позы, мимики, артикуляции (топтание на месте, руки что-то должны держать, теребить, потирать нос, щелкать пальцами, уловки в виде эмболофразии: и, вот, ну и др.).

Самым надежным выходом в данной ситуации является осознание всего происходящего, потому что только понимание причин и самой сути явлений снимает панический страх перед ними.

Устранение заикания – это сложный и трудоёмкий процесс, который предусматривает комплексный медико-педагогический и психологический подход к данной проблеме. Поэтому преодоление заикания у подростков должно проводиться только совместными усилиями самого заикающегося, его родителей, врача-невролога, психотерапевта и логопеда. Такая работа, как правило, состоит из нескольких последовательных этапов или проводиться в нескольких направлениях одновременно:

  • оздоровление нервной системы и всего организма заикающегося;
  • психотерапия;
  • непосредственная работа над речью;
  • обеспечение благоприятного социального окружения и способствующих преодолению заикания бытовых условий.
  • Работа над речью – это основная и ведущая часть комплексного метода преодоления заикания, которая реализуется логопедом при активном участии самого заикающегося и его ближайшего окружения (родителей, педагогов).

    Основная цель логопедического воздействия заключается в восстановлении согласованной, координированной и ненапряженной работы дыхательного, голосового и артикуляторного отделов речевого аппарата, что способствует преодолению речевых судорог. Для этого, прежде всего, уделяется большое внимание постановке диафрагмального дыхания, воспитанию правильного речевого дыхания и артикуляционной гимнастике. Комплекс занятий (набор упражнений, их последовательность, время и частоту повторению и др.) применительно к каждому конкретному случаю может квалифицированно подобрать только логопед. Очень важно точно и последовательно выполнять все упражнения и рекомендации. Это поможет достигнуть хороших результатов.

    Устранение заикания потребует от подростков умения сделать над собой усилие. Приступая к этому процессу необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • проанализируйте причины ваших жизненных трудностей и связанных с этим волнений, обсудите сложные проблемы с профессионалом (психотерапевтом или психологом);
  • в ходе основного курса и дальнейшего поддерживающего лечения следует стремиться к тому, чтобы в повседневной жизни чувствовать себя спокойно, уверенно и уравновешенно;
  • во время лечения необходимо быть активными, терпеливыми, собранными и целеустремленными, так как только упорная работа в соответствии с рекомендациями специалиста приводит к желаемому результату;
  • не стоит отчаиваться при неудачах, следует многократно повторять упражнения и помнить, что идет длительный, произвольный и сознательный метод регулирования речевой деятельности.
  • Когда ждать результата? Ждать его не нужно, он сам придёт. Всякий, кто одержит победу над собой, победит и своё заикание! Желаю успехов!

    УЗ «3-я городская детская

    клиническая поликлиника» О.А.Машедо

    Телефоны для справок в будние дни:
    (017) 216-25-04
    (017) 216-22-95

    Регистратура стоматологии и ортодонтии в будние дни:
    (017) 228-64-51

    Телефон доверия:
    (017) 228-16-12
    (в режиме автоответчика)

    Горячая линия:
    (017) 216-25-01

    Платные услуги:
    (017) 222-09-09

    Время работы кассира:
    8.00 — 16.20

    Вызов врача на дом в будние дни:
    (017) 228-64-52, (017) 228-64-53
    по субботам (017) 228-64-52

    Дата последнего обновления информации на сайте 19.06.2018

    www.3gdp.by

    Как лечить заикания у подростков

    27 мая 2015 г., 14:05

    Привет,моя дочь начала заикаться(ей 15). Я знаю,что очень часто маленькие детки заикаются,но чтобы подростки. Что вы думаете? Как можно самим попытаться избавиться?Мешает ли оно при жизни?

    27 мая 2015 г., 14:25

    Мне 19, заикаюсь с 7-8 лет, самый пик был в 12-16 лет. Я видео смотреть не могу свои, где мне 12-16 лет — заикаюсь через слово. Сейчас заикаюсь если только быстро говорю или волнуюсь.
    Раньше комплексовала, сейчас пофиг. И учусь на журфаке.

    27 мая 2015 г., 14:41

    Заикание — это от нервов. Ваша дочь всегда заикается или есть какие то моменты когда она говорит без заикания? В школе? На улице? Дома?

    27 мая 2015 г., 14:43

    Привет,моя дочь начала заикаться(ей 15).

    это последствия наплевательского отношения родителей к ребенку. исправляйтесь

    27 мая 2015 г., 14:58

    У мужа тоже было заикание (логоневроз) лет до 25 — начинал заикаться, когда волновался, не часто, но бывало. Перед рождением сына сам записался к логопеду в коммерческую клинику — ездил на занятия пару раз в неделю после работы, дома сам какие-то упражнения для дыхания и артикуляции делал. Буквально через полгода его работы над собой всю эту «проблему» как рукой сняло.

    27 мая 2015 г., 18:58

    вы бы причину попытались узнать. чтобы просто так в 15 вдруг начать заикаться.

    27 мая 2015 г., 20:57

    И-и-и что-то же-же на-на-до дед-де-лать?

    27 мая 2015 г., 22:25

    может у вашей дочери был какой-то стресс?а в детстве не замечали за ней этого недуга?

    29 мая 2015 г., 10:22

    Заикание — детская проблема. В Вашем случае это невроз. Бегом к хорошему неврологу и пройти хотя бы три курса лечения (с перерывами в полгода). Так же наладьте режим дня, спать — не позднее 10-1 часов. Перед сном — тёплый душ и НИКАКОГО компа! Комнату проветривать. Дома говорить ВСЕМ тише и медленее. Избегать «громких» мероприятий — праздников, салютов, спортивных соревнований. Всё это дестабилизирует ситуацию. Хорошо бы в деревню, на природу, чтобы была возможность купаться. Вода очень нужна в данном случае. Хорошие результаты даёт пескотерапия, рисование песком на световом столе, логоритмика, пение, чтение стихов вслух. ГЛАВНОЕ — лечение! Без него никакой логопед не поможет. Удачи! Логопед высшей категории, стаж 15 лет.

    4 июня 2015 г., 09:34

    4 июня 2015 г., 09:38

    4 июня 2015 г., 10:37

    Добрый день! У меня есть сын ему 30 лет. То вроде бы ничего нет, а то вдруг начинает заикаться.Подскажите пожалуйста в какую клинику ваш муж обращался?В каком городе? Москва?

    Я не тот человек, но у мужа такая же проблема. Вылечили в ЛОРНИИ в Питере.

    11 июня 2015 г., 17:37

    Заикание может быть и не от нервов. Но в вашем случае, скорее всего, невроз. Многим заикающимся помогает комплексное лечение: у остеопата, невролога, логопеда, психолога. Если у девочки только сейчас это началось, попробуйте ей дать больше свободы, не давите на неё морально, и подскажите ей, что слова можно произносить медленно, как-будто рассуждая, тогда никакого заикания заметно не будет.

    m.woman.ru

    Заикание у детей и подростков: лечение, причины, особенности

    Практически каждый из нас встречал в своей жизни хотя бы одного ребенка, который заикается.

    Заикание, или произнесение с остановкой (которое также называют непроизвольной задержкой речи), является нарушением процесса передачи информации, при котором отдельные звуки или целые слова повторяются по мере того, как говорит подросток, прерывая его речевой поток. В некоторых случаях такие дети произносят долгие звуки либо же поток их речи может на какой-то момент совсем прекращаться.

    Заикание впервые становится очевидным еще в дошкольные годы. Примерно у 90% детей в возрасте от 18 месяцев до 4 лет в некоторой степени наблюдаются «нормальные задержки речи». Такое заикание связывают с развитием языка ребенка, которое, вероятно, происходит от того, что процессы в мозге ребенка происходят гораздо быстрее его способности выражать свои мысли при помощи слов. Без чрезмерного внимания со стороны родителей или внешнего стресса такое заикание проходит само собой — обычно это происходит через 2-3 месяца.

    Заикание может появиться у детей в любом возрасте — оно служит проявлением сильного стресса или социального давления. Если ребенок школьного возраста заикается, он может стать более застенчивым, что только усилит его чувство беспокойства и задержку речи. Давление со стороны учителей, которые стараются помочь ребенку, или сверстников также может обострить заикание.

    В некоторых случаях люди, связанные с заикающимся ребенком (возможно, друзья или родственники), замечая возникающие у него трудности, испытывают чувство дискомфорта и меняют свое поведение по отношению к ребенку. Ребенок, как правило, не осознает, что именно его языковые модели и вызывают такую изменившуюся ответную реакцию, и поэтому испытывает еще больший дискомфорт, связанный с его манерой говорить, что ведет к сохранению заикания на долгие годы. Некоторые дети пытаются справиться с этой ситуацией, избегая любых социальных контактов и общения.

    Все подростки обычно пытаются прекратить заикание, но все их попытки, будучи безуспешными, только усилят негативное представление о самих себе и, вероятно, ухудшат признаки заболевания. Тем не менее, как только исчезнет стрессовая ситуация, заикание, как правило, должно постепенно сойти на нет.

    И только у незначительного числа детей среднего подросткового возраста — всего около 1% — отмечается так называемое истинное заикание. У таких детей наблюдается скорее наследственная тенденция к проявлению нарушения, а не ответная реакция на внешнее или социальное давление.

    Как паузы, так и повторы возникают из-за сокращения речевого аппарата во время вдоха, которое напоминает икоту.

    Раньше врачи думали, что заикание как-то связано с нарушением речевого аппарата, но на самом деле оно имеет совсем другие, скорее неврологические, причины.

    Иногда заикание исчезает (после лечения или даже само собой), но иногда возобновляется.

    Заикание может негативно отразиться на характере ребенка: переживая свой «дефект», он может стать робким, стеснительным, ему будет трудно непосредственно общаться с посторонними людьми.

    Но по мере того, как ребенок взрослеет и у него начинает укрепляться нервная система, заикание проходит и после 25-летнего возраста встречается очень редко. Кстати, греческий оратор Демосфен в детстве тоже был заикой, но путем ежедневных упорных тренировок самостоятельно избавился от своего недостатка и даже прославился.

    Что является причиной заикания

    Чаще всего от заикания страдают детки, у которых только происходит формирование речевой функции — от 2 до 5 лет, но очень редко— в 7-9 лет, и еще реже — в подростковом возрасте.

    Считается, что причиной возникновения заикания может стать как кратковременный сильный испуг; так и длительный стресс, чаще всего вызванный неладами в семье (разводом родителей, грубым обращением). Иногда заикание может возникнуть как подражательная реакция ребенка, если он длительное время общается с заикой.

    Почти все дети проходят через стадию, когда речь доставляет им определенные трудности и некоторые слова никак не хотят выговариваться. Ребенок может пытаться повторить трудное слово еще и еще раз или запинается, а потом пытается одолеть его с налету, скороговоркой. Это нормальный этап речевого развития. Примерно каждый двадцатый ребенок испытывает трудности, повторяя отдельные слова или слоги, растягивая одни и проглатывая другие. У некоторых детей напряжение при этом заметно даже на лице. К счастью, такая легкая или средняя форма заикания обычно проходит сама по себе. Лишь один ребенок из ста становится хроническим заикой.

    Мы не знаем, чем в действительности объясняется заикание. Похоже, некоторые дети уже рождаются предрасположенными к данному расстройству. Как и многие другие речевые проблемы, заикание больше свойственно мальчикам, чем девочкам. Оно часто встречается сразу у нескольких членов семьи, подтверждая, что наследственность играет здесь определенную роль. Исследования головного мозга показали, что у взрослых людей, страдающих заиканием, определенные участки мозга имеют отличия в размерах.

    Существует распространенная точка зрения, что заикание — это признак стресса. В этом есть определенный смысл. Заикание наиболее сильно проявляется у детей в те моменты, когда они волнуются. Однако многие дети оказываются под воздействием сильного стресса, но при этом никогда не заикаются, так что стресс не может быть единственной причиной данного явления.

    Уздечка языка (складка слизистой оболочки, проходящая по средней линии полости рта и соединяющая дно с нижней поверхностью языка) иногда бывает настолько короткой, что затрудняет движения языка. Однако к заиканию это не имеет никакого отношения.

    Почему заикание так часто встречается у детей в возрасте от 2 до 3 лет? На сей счет существует два возможных объяснения. Это тот возраст, когда речь представляет для ребенка особые трудности. Когда он был младше, то пользовался короткими предложениями, над которыми не приходилось особенно раздумывать: «Вот машина», «Хочу гулять». Когда ему исполняется 2 года, он уже старается строить длинные фразы, чтобы выразить новые мысли. Ему приходится порой по 3—4 раза начинать одно и то же предложение, а добравшись до середины, он обнаруживает, что ему не хватает слов. Родители, утомленные его нескончаемой болтовней, не обращают на это почти никакого внимания. Они рассеянно произносят «угу» и продолжают заниматься своими делами. Ребенок еще больше расстраивается, ощущая свою неспособность привлечь внимание слушателей. Определенное влияние на речь может также оказывать свойственное этому возрасту упрямство.

    У детей с «истинной» формой заболевания:

  • заикание со временем становится только хуже;
  • существует постоянная модель произношения с удлинениями, паузами, грамматическими формами и повтором слов;
  • могут появляться дополнительные действия, так называемые инициаторы, проявляющиеся в процессе заикания, включая похлопывания по коленкам, постукивания ногами или нервные тики.
  • Как справиться или бороться с заиканием у детей

    Лечить вашего ребенка от заикания должны два специалиста — логопед и невропатолог (или психотерапевт). Логопед занимается выработкой навыков правильной речи, психотерапевт помогает ребенку избавиться от страхов и повысить самооценку.

    Постарайтесь установить дома размеренный режим дня и попытайтесь придерживаться его, нормализуйте обстановку в семье. Если ребенок не занят в других кружках, запишите его на занятия по пению — это поможет ему развить навыки правильного дыхания и чувство ритма.

    Иногда лечение может занять всего лишь несколько недель, но иногда для выздоровления требуются месяцы работы родителей и врачей.

    Вы скажете — зачем же лечить заболевание, которое со временем скорее всего пройдет само? Но ведь ваш ребенок должен у быть успешно адаптирован в школьном коллективе, а заикание может стать серьезной преградой на пути его взаимопонимания со сверстниками. Так что постарайтесь вылечить ребенка еще до того, как отправите его в первый класс.

    Когда ребенок обращается к вам, уделяйте ему самое пристальное внимание, чтобы он не нервничал. Просьба говорить медленнее или повторить сказанное заставляет ребенка еще сильнее волноваться и только усугубляет заикание. Вместо этого повторите сами то, что сказал ребенок, причем обращайте внимание на смысл сказанного, а не на то, как это было сказано. Старайтесь говорить спокойно, без напряжения и попросите всех членов семьи придерживаться этого правила. (Замедлять речь не требуется, лучше говорить в естественном темпе.) Заикание у детей усиливается, когда они видят, что на выражение своих мыслей им отводится лишь несколько секунд. Возьмите в семье за правило, чтобы каждый говорил по очереди, не перебивая друг друга и давая всем возможность высказаться.

    Ребенку поможет все, что вы предпримете, чтобы снизить уровень стресса. Есть ли у него возможность часто играть с детьми, с которыми он хорошо ладит? Достаточно ли у него игрушек дома и игровых сооружений во дворе? Когда вы общаетесь с ребенком, предоставьте ему возможность проявлять инициативу в разговоре. Игры с ним должны строиться на том, что вы совершаете какие-то действия с предметами, а не говорите о них.

    Соблюдение режима дня, отсутствие спешки и суматохи также помогают избавиться от заикания. Если вам пришлось расстаться с ребенком на несколько дней, постарайтесь, чтобы в течение ближайших месяцев это событие не повторилось. Отучитесь от привычки постоянно говорить с ребенком и заставлять его отвечать вам.

    Если ваш ребенок заикается, вы можете помочь ему справиться с этим недугом, если попытаетесь решить проблему с соблюдением некоторых простых правил.

    1. Старайтесь использовать для общения с ребенком моменты, которые не будут для него стрессовыми.
    2. Не поправляйте его речь.
    3. Не перебивайте ребенка.
    4. Не пытайтесь закончить предложение за ребенка.
    5. Не просите ребенка повторить фразу или предложение.
    6. 6Не просите ребенка отрабатывать произношение отдельных слов или звуков.
    7. Не просите ребенка говорить медленнее.
    8. Если ребенку будет удобнее, позвольте ему избегать определенных проблемных для него слов или звуков, находя другие слова для замены.
    9. Если ребенку будет удобнее, поспособствуйте тому, чтобы он делал паузы либо сделал полный вдох, а после этого на выдохе произносил фразу.
    10. Слушайте, ободряйте и выражайте ребенку поддержку.

    Когда следует обращаться к специалистам при заикании

    Поскольку множество детей испытывают те или иные речевые трудности и у большинства из них заикание проходит само по себе, трудно определить, в какой момент следует обращаться за профессиональной помощью. Общее правило, пожалуй, сводится к тому, что специальная помощь нужна при сильном заикании и при любом заикании, которое продолжается более 4—6 месяцев.

    Как отличить легкую форму заикания от сильной? При легком заикании ребенок не испытывает от этого особого смущения и чрезмерной сосредоточенности. Его мышцы лица не напряжены и тон голоса нормальный. Он заикается только при сильном волнении и нормально говорит в спокойном состоянии.

    При сильном заикании ребенок очень сосредоточен на процессе произношения и старается говорить как можно меньше. Лицевые мышцы сильно напряжены, а тембр голоса повышается (это тоже признак нервного напряжения). Он заикается практически всегда, даже в спокойном состоянии. Если у ребенка сильное заикание, то и вы тоже ощущаете нервное напряжение, разговаривая с ним.

    При заикании, как и в любой другой сфере воспитания детей, следует больше прислушиваться к своему сердцу (или разуму). Если речевые затруднения ребенка доставляют вам беспокойство, значит, пришло время обращаться за помощью.

    Чем раньше ребенок с сильным заиканием обратится к опытному логопеду, тем лучше. Существуют специальные методики, позволяющие научить ребенка говорить более бегло. Даже если логопед не сможет устранить заикание, то он хотя бы не позволит этому расстройству развиться еще сильнее. Сильное заикание может оказаться серьезной душевной травмой для ребенка, которая будет сказываться на протяжении всей его жизни. Хороший врач поможет ребенку и его семье разобраться с этой проблемой и научит справляться с ней.

    Если ваш ребенок продолжает заикаться, обратитесь за помощью к специалистам. Если ребенок начинает заикаться в среднем подростковом возрасте либо если раннее состояние заикания сохраняется или начинает проявляться вновь, попросите вашего педиатра направить вас к специалисту в этой области — чаще всего это будет терапевт, занимающийся языковыми и речевыми проблемами с опытом работы в области заикания детей. Некоторым детям также может потребоваться психологическая консультация для рассмотрения таких вопросов, как низкая самооценка, которая также может приводить к задержке речи.

    Вам также следует обратиться за помощью, если:

    • заикание ребенка все усиливается;
    • ребенок становится слишком застенчивым и начинает бояться процесса общения;
    • у ребенка появляются новые формы лицевых гримас или нервных тиков.
    • Прогнозы для детей с заиканием обнадеживающие: около 80% перестают заикаться к юношескому возрасту. Тем не менее у небольшого числа детей заикание сохраняется и во взрослом возрасте — таким детям и взрослым требуются постоянная поддержка и помощь.

      www.sweli.ru

      ПРЕДИСЛОВИЕ

      В 1972— 1987 г. в Московской детской психиатрической больнице № 6 функционировало специализированное отделение по лечению подростков с дефектами речи. Больные находились в нем первую и вторую учебные четверти, третью и четвертую четверти и во время летних каникул (итого три заезда в год).

      В отделение направлялись наиболее тяжелые больные с выраженным заиканием и сопутствующими нарушениями. Одни из подростков, побывав у множества врачей и логопедов и не получив эффективной помощи, потеряли веру в лечение. Другие же — и их большинство — несмотря на очень сильные речевые расстройства не воспринимают их как нечто заслуживающее особого внимания и не считают себя больными. Наличие именно таких пациентов заставило логопедов и врачей этого отделения искать новые пути и методы работы с ними.

      В настоящей книге освещается опыт работы группы специалистов в стационарных и амбулаторных условиях по комплексному лечению заикания у подростков. И в стационаре, и амбулаторно проводятся одни и те же виды терапии. Исключение составляет медикаментозный сон, применение которого возможно только в стационарных условиях.

      Необходимо особо подчеркнуть значение помощи родителей пациентов в деле комплексного лечения заикания. Чем больше родители будут знать о лечении заикания и чем больше они загорятся энтузиазмом в отношении лечения своего ребенка, тем быстрее наступит выздоровление.

      Книга состоит из трех частей.

      В первой части дана характеристика речевых расстройств у подростков, в частности заикания. По природе заикание может быть невротическим, неврозоподобным и смешанным.

      Вторая часть книги посвящена описанию различных способов лечения указанных видов заикания, которые мы использовали в своей работе. В работе раскрываются различия в клинической характеристике и удельном весе различных компонентов медико-логопедического комплекса коррекции заикания у подростков. Например, если на первом этапе логопедической коррекции заикания у подростков нет принципиальных различий в отношении неврозо-подобного, невротического и смешанного заикания (это начальный этап, и тут главную задачу мы видим в обучении заикающегося правилам речи), то на втором этапе эти различия становятся очевидными.

      pedlib.ru