Как обследовать детей с аутизмом

Особенности педагогического обследования детей с аутизмом

Лаврентьева Н.Б., Институт коррекционной педагогики РАО (Москва)

В настоящее время многие специалисты уделяют особое внимание обучению аутичных детей начальным школьным навыкам. Однако, недостаточное понимание педагогами проблем аутичного ребенка, затрудняет оценку его исходных возможностей.

Негативизм, страхи, агрессия, трудности произвольного внимания, ограниченность речевых возможностей, моторная неловкость – мешает ему быть адекватным в любой ситуации, в том числе и учебной.

Для определения коррекционно — развивающей программы обучения педагогу необходимо выявить: уровень развития ребенка, сохранность психических функций, готовность к началу занятий.

Учитывая эмоциональную незрелость и проблемы поведения, педагог не может использовать традиционные способы обследования. Традиционный подход ориентирован на детей, не имеющих тяжелого нарушения контакта и поведенческих проблем; характер взаимодействия и поведение таких детей в целом предсказуемы. Предсказать реакции аутичного ребенка в учебной ситуации обследования сложно.

Наиболее важным моментом успешного взаимодействия является создание дополнительных условий произвольной деятельности аутичного ребенка с учетом его собственных интересов. Важно также, чтобы еще до начала обследования педагог уделил время установлению эмоционального контакта с ребенком.

Обследование направлено на выявление уровня развития ребенка с целью последующих учебных занятий. Таким образом, возраст детей варьируется от 5-ти до 7-ми лет. Учитывая эмоциональную незрелость аутичного ребенка, мы считаем, что в большинстве случаев такой ребенок готов начать обучение в школе (даже при условии интенсивных подготовительных занятий) не раньше 8-ми лет. Как правило, «паспортный возраст» такого ребенка не совпадает с «эмоциональным возрастом», эмоциональное развитие отстает от возрастных показателей.

Для маленького ребенка обследование проводится в игровой форме, что позволяет поддерживать его интерес. Чем старше ребенок, тем организованнее условия обследования, тем больше они приближены к традиционной учебной ситуации.

На педагогическом обследовании педагог оценивает:

  • готовность к началу обучения,
  • развитие эмоционально-волевой сферы,
  • интеллектуальные возможности,
  • уровень ориентации во времени, пространстве,
  • состояние общей, мелкой моторики,
  • степень сформированности устной речи,
  • овладение навыками чтения, письма, счета.

Анализ результатов обследования не только выявляет уровень актуальных возможностей ребенка, но и позволяет определить его «зону ближайшего развития», с учетом которой составляется план индивидуальных занятий с ребенком, и определяется в целом его «образовательный маршрут».

В течение нескольких лет на базе детского сада 1465 работают группы кратковременного пребывания. Опыт работы таких групп показывает, что дети с особыми потребностями, посещавшие их, значительно легче интегрируются в среду обычных сверстников, чем дети, не имеющие подобного опыта, а для некоторых детей, например, для большинства детей с аутизмом, предварительная подготовка в группе кратковременного пребывания обязательно должна предшествовать их интеграции.

Цели создания группы:

  1. оказание педагогической и психологической помощи семьям, имеющим ребёнка с особыми потребностями, в частности ребёнка с аутизмом;
  2. формирование у ребёнка высших психических функций;
  3. формирование коммуникативных навыков, развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы – подготовка ребенка к интеграции в среду обычных сверстников.

Задачи:

  • целенаправленное формировании у ребёнка навыков общения со сверстниками и со взрослыми;
  • формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции деятельности;
  • развитие познавательной деятельности и речи;
  • адаптация ребёнка к коллективу сверстников;
  • психотерапевтическая реабилитация родителей.
  • Организация предметно – развивающей среды

    Пространственно-временная структура среды – мощное средство выстраивания поведения аутичного ребенка. Для работы с группой аутичных детей мы сочли целесообразным по возможности использовать различные помещения для разных типов занятий. Это помогало преодолевать страхи и сложности освоения пространства, а также облегчало переключение, так как в каждом помещении создавался свой стереотип поведения.

    Структура занятий

    В работе с группой аутичных детей нам пришлось учитывать отсутствие или слабое развитие у них произвольной регуляции и контроля деятельности, поэтому занятия, а также входящие в них игры и упражнения строились с опорой на внешние формы контроля, совместную деятельность с педагогами, с постепенной частичной передачей функций ребёнку.

    Содержание педагогического процесса

    Круг. Круг – структурированное игровое занятие, основными целями которого являются формирование навыков общения, произвольной регуляции деятельности и развитие речи.

    Танцы. Этнические танцы используются в лечебной педагогике как один из методов коррекционно-развивающей работы с «особым» ребёнком. Для аутичных детей, внутренний контроль у которых развит очень слабо, четко выстроенный ритм и пространство танца создает внешнюю опору, концентрирует внимание, способствует обретению спокойствия и уверенности.

    Творческие занятия. На занятиях творческой деятельностью художественных задач мы не ставили. Главное – получение удовольствия от использования самих материалов.

    Музыкальные занятия. Музыкальные занятия были одними из самых любимых занятий в нашей группе. Они не ставили перед собой целью обучение музыке или пению, а были направлены на коррекцию развития «особого» ребёнка, музыкальную терапию.

    Физкультура. Игры и упражнения мы подбирали так, чтобы максимально облегчить детям произвольную деятельность, привлечь внешние формы контроля.

    Сюжетная игра. У всех детей нашей группы характер игровой деятельности значительно отставал от возрастной нормы, преобладала манипулятивная игра. Поэтому основной задачей мы ставили переход от манипулятивной игры к сюжетной.

    Навыки самообслуживания. Обучение навыкам самообслуживания проходило на протяжении всего времени пребывания ребёнка в детском саду.

    Индивидуальные и подгрупповые занятия. Дети в нашей группе были разного возраста и разного уровня психического развития, поэтому для наиболее эффективного когнитивного и речевого развития мы использовали сочетание групповых занятий с индивидуальными занятиями.

    Элементы интеграции. Дети нашей группы вместе с родителями принимали участие во всех общих праздниках детского сада.

    Принцип командной работы. Коррекционная работа с детьми строилась педагогами на основе принципа командной работы.

    Некоторые практические результаты и проблемы

    Мы стараемся подготовить детей к интеграции в среду обычных сверстников в детском саду или в школе. Однако найти такую среду для аутичного ребёнка довольно трудно. Только двое из наших детей смогли пойти в интегративные группы нашего детского сада, так как детский сад небольшой, а интегративная группа может принять не более двух детей с аутизмом. К сожалению, ни наш детский сад, ни группа «Особый ребёнок» не в состоянии принять всех желающих.

    © 2000 – 2018 Альманах Института коррекционной педагогики / Almanac Institute of special education, ISSN 2312-0304

    Все права защищены. Все права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

    Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
    Свидетельство Эл № ФС77-59883 от 17 ноября 2014 г.

    При использовании материалов прямая активная ссылка на издание «Альманах Института коррекционной педагогики / Almanac Institute of special education» обязательна.
    Документы могут использоваться только для некоммерческих и личных целей.

    alldef.ru

    Исследование. Топ-10 исследований аутизма 2015 года

    Исследования аутизма, привлекшие наибольшее внимание общественности в уходящем году, по версии организации Autism Speaks

    В 2015 году наше понимание аутизма было значительно углублено и расширено — научные публикации этого года включали беспрецедентное количество открытий. В частности, была открыта ранее неизвестная связь между мозгом и иммунной системой, результаты самого большого на данный момент исследования не показали никакой связи между детской вакцинацией и аутизмом, в то же время погружение в геном при аутизме показало, что генетическая предрасположенность к этому расстройству намного сложнее, чем представлялось раньше. Что думали обычные люди обо всех этих открытиях? Вот десять самых читаемых сообщений об исследованиях аутизма 2015 года, которыми чаще всего делились представители нашего сообщества.

    10. Аутизм и апраксия — необходимо обследовать на оба расстройства

    В июне этого года исследователи сообщили, что редкое речевое нарушение есть почти у 65% детей с аутизмом. Апраксия речи — трудности с координацией движений языка, губ и челюсти для произнесения звуков речи. Ребенок с апраксией речи может каждый раз произносить одно и то же слово по-разному, в результате чего даже его родителям может быть сложно понять, что он говорит. Своевременное выявление апраксии речи очень важно, так как она требует специфической логопедической помощи. Исследование показало, что у 64% детей, у которых был диагностирован аутизм, также была апраксия речи, а у 37% детей, у которых была диагностирована апраксия речи, также был аутизм. Для сравнения, апраксия речи встречается лишь у 1-2 из 1000 детей в общей популяции. Аутизм, согласно официальной американской статистике, есть у 1 ребенка из 68. В статье, опубликованной в журнале «Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics», подчеркивается необходимость обследовать ребенка на оба расстройства, если есть подозрения на одно из них. Особенно важно обследовать на второе расстройство совсем неговорящих детей. И аутизм, и апраксия речи поддаются коррекции, но подходы к этим расстройствам могут различаться. (Также смотрите статью «Что такое апраксия речи у детей с аутизмом?»)

    9. Половина случаев аутизма вызвана редкими генетическими мутациями в первом поколении

    В сентябре группа исследователей сообщила, что, как минимум, в половине случаев причина аутизма в одной из более чем 200 мутаций, полностью «выключающих» определенные гены. При этом все эти мутации «первого поколения», то есть, это мутация, которая появилась только у ребенка с аутизмом, но ее нет ни у его отца, ни у матери. Группа ученых, опубликовавших результаты исследования в журнале «Proceedings of the National Academy of Science», провела анализ ДНК в 1 866 семьях, где был ребенок с аутизмом. Исследование позволило определить 239 генов, которые могут привести к аутизму, если мутация «выключит» их, не даст им функционировать. Исследование противоречит популярному предположению о том, что аутизм вызывается сочетанием генетических факторов и условий в окружающей среде, которые не могут вызвать аутизм по отдельности. Дальнейшие исследования роли этих генов «высокого риска» необходимы для разработки более персонализированных подходов к диагностике и лечению. Предполагается, что когда врачи смогут понять, что именно происходит в организме человека из-за нарушений в генетическом коде, это поможет оказать ему более эффективную помощь и поддержку.

    8. Родители могут заметить аутизм задолго до диагноза. Врачам нужно больше их слушать!

    Лонни Звайгенбаум — один из ведущих мировых экспертов по наиболее ранеему выявлению аутизма. Однако в 2015 году его команда обнаружила, что такие врачи как он сам слишком мало прислушиваются к наиболее важным экспертам — родителям. В своем отчете, опубликованном в журнале «Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry», он описывает, как беспокойство родителей к 12 месяцам могло точно предсказать более поздний диагноз «аутизм». В течение 12 лет исследователи принимали в канадских клиниках родителей, которых беспокоил возможный риск аутизма у их ребенка. Это более 300 семей с детьми от шести месяцев до 3 лет. Часто это были семьи, где уже был ребенок с аутизмом, и для его младшего брата или сестры риск аутизма составлял 1 из 5. После того, как диагноз был установлен, ученые проанализировали первоначальные жалобы родителей. Лучше всего симптомы замечали те родители, в семье которых уже был один ребенок с аутизмом. В целом, их беспокойство о развитии ребенка к 12 месяцем точно предсказывало последующий диагноз «аутизм». Однако часто родители замечали симптомы даже раньше, начиная с 6 месяцев, например, они могли отмечать сенсорные трудности ребенка (необычная чувствительность к звукам, свету или прикосновениям). Беспокойство о речевом и социальном развитии ребенка, как правило, появлялось у родителей к 12-15 месяцам. Авторы исследования призывают и родителей, и врачей серьезно относится к такому беспокойству и проводить дальнейшее обследование, а при необходимости начинать раннюю поведенческую терапию. Родители играют ключевую роль в терапии аутизма в таком раннем возрасте — их учат поощрять социальное взаимодействие ребенка во время игры и ухода за ним.

    7. Подростковая беременность и рождение ребенка после 40 лет связаны с повышенным риском аутизма

    В июне были опубликованы результаты крупнейшего международного исследования о родительском возрасте и риске аутизма. Они принесли неожиданный результат: высокий уровень аутизма среди детей матерей-подростков. Исследование также подтвердило предыдущие данные о том, что риск аутизма стабильно возрастает, если отец или мать старше 40 лет. «Результаты предполагают, что различные механизмы и факторы обуславливают связь между родительским возрастом и риском РАС», — заключают исследователи. Они также подчеркивают, что хотя возраст родителей и может повлиять на риск аутизма, у подавляющего большинства детей родителей старшего возраста и матерей-подростков аутизма нет. В частности, исследование показало, что для детей, чьи отцы были старше 50 лет, риск аутизма был на 66% выше, чем для детей, чьи отцы были в возрасте от 20 до 30 лет. Для отцов старше 40 лет риск аутизма у ребенка был на 28% выше. Риск аутизма для ребенка матери-подростка был на 18% выше, чем для детей, чьи матери забеременели в возрасте от 20 до 30 лет. Также риск аутизма был на 15% выше для детей, чьи матери были старше 40 лет, чем для детей, чьи матери были в возрасте от 20 до 30 лет. Как и можно было ожидать, риск был еще выше, если оба родителя были старшего возраста.

    6. Симптомы СДВГ могут задержать диагностику аутизма на годы

    В статье, опубликованной в журнале «Pediatrics», исследователи сообщили, что симптомы дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) могут значительно осложнить диагностику аутизма. В новом исследовании дети, у которых первоначально диагностировали СДВГ, получали диагноз «аутизм» в среднем на три года позже, чем дети с аутизмом без СДВГ. Исследование особенно важно, если участь, что у более чем половины детей с аутизмом есть СДВГ или его отдельные симптомы. А учитывая важность раннего вмешательства при аутизме, авторы исследования призывают обязательно проводить тщательное обследование на аутизм при выявлении симптомов СДВГ.

    5. У большинства братьев и сестер аутизм связан с разными генами

    В январе крупнейшее исследование генома при аутизме показало, что генетические факторы при аутизме даже сложнее, чем думали ранее. И даже в одной и той же семье, аутизм у двух детей может быть связан с разными генами. Генетик Стивен Шерер, ведущий автор исследования, сообщил об этом открытии в журнале «Nature Medicine». Открытие было сделано в рамках огромного исследования по расшифровке генома в семьях с детьми с аутизмом. На данный момент ученые расшифровали 340 геномов в 85 семьях, в которых было двое детей с аутизмом. Оказалось, что у большинства братьев и сестер (69%) генетические вариации, связанные с риском аутизма, не совпадают. Только у 31% пар детей была одна и та же мутация гена, связанная с аутизмом. Поскольку аутизм часто встречается у более чем одного члена семьи, считалось само собой разумеющимся, что речь идет о наследовании одного и того же гена, повышающего риск аутизма. Теперь же внезапно оказалось, что это может быть совершенно неверным. «Мы считаем, что каждый ребенок с аутизмом как снежинка — не похож на других», — считает доктор Шерер. Это также значит, что персонализированный подход к лечению аутизма, который остается главной целью генетических исследований, будет невозможен без расшифровки генома в целом. Исследование позволило наглядно продемонстрировать, почему проявления аутизма так разнообразны, и почему они могут быть связаны с другими медицинскими заболеваниями. Например, в одной семье у девочки был обнаружен ген с высоким риском аутизма, который также связан с повышенным риском эпилепсии. У ее брата тоже был аутизм, но вызван он был совсем другим геном — тем, что связан с синдромом Ангельмана.

    4. Ученые призывают уделить больше внимания проблемам с питанием при аутизме

    Опубликованное в июле исследование итальянских ученых, проведенное среди более чем 100 детей в возрасте от 3 до 11 лет, подтвердило, что дети с аутизмом подвержены высокому уровню неприятия определенных продуктов питания и крайних форм избирательности в еде. Их родители также чаще сообщали о поведенческих проблемах во время приема пищи, высоком уровне стресса среди супругов и значительных ограничениях в питании всей семьи по сравнению с родителями детей с типичным развитием. Кроме того, все дети с ограниченным рационом имели один или более видов гиперчувствительности к определенной текстуре, запаху или иной характеристике еды. Исследователи призывают врачей и терапевтов уделить больше внимания проблемам с питанием при аутизме. Хотя бытует мнение, что дети «перерастут» проблемы с питанием, данные показывают, что чрезмерная избирательность в еде при аутизме без лечения может оставаться неизменной. Однако есть и хорошие новости: поведенческая терапия для детей с аутизмом может быть очень эффективной для расширения рациона и облегчения времени приема пищи для всей семьи. (О поведенческих подходах к расширению рациона смотрите статью «Как расширить рацион ребенка с аутизмом?»)

    3. Крупномасштабное исследование не показало никакой связи между аутизмом и вакцинацией против кори, паротита и краснухи

    В апреле этого года журнал Американской медицинской ассоциации (JAMA) опубликовал результаты крупнейшего на данный момент исследования, в котором сравнивался уровень аутизма в группе детей, прошедших вакцинацию против кори, паротита и краснухи, и в группе не вакцинированных детей. В рамках исследования ученые наблюдали за более чем 95 000 детей. Результаты показали то же самое, что и остальные исследования такого типа — нет никакой связи между аутизмом и вакцинацией против кори, паротита и краснухи. При этом в данном исследовании участвовали более 15 000 детей, не прошедших вакцинацию к возрасту двух лет, а также почти 2 000 детей с повышенным риском аутизма, так как в их семье уже были случаи этого расстройства. Детей проверяли на наличие аутизма и вакцинацию против кори, паротита и краснухи в возрасте 2, 3, 4 и 5 лет. Результаты исследования не показали никакого повышенного риска аутизма для детей, прошедших вакцинацию, независимо от возраста. Более того, среди детей, прошедших вакцинацию, уровень распространения аутизма был ниже, чем среди детей в группе без вакцинации. Впрочем, авторы исследования не считают, что вакцинация понижает риск аутизма, они предполагают, что некоторые родители могли замечать какие-то признаки аутизма в раннем возрасте и отказываться от вакцинации из-за уже обоснованного страха перед аутизмом. Более 15 лет назад одно маленькое исследование показало связь между вакциной против кори, паротита и краснухи и аутизмом, хотя с тех пор исследование было признано сфальсифицированным и опубликовавший его журнал отозвал эту публикацию. С тех пор одно крупномасштабное исследование за другим не находило никакой связи между вакцинацией и аутизмом. И все равно, вакцинация продолжает беспокоить многих родителей. Данное исследование тоже отразило это беспокойство — среди семей, в которых уже был ребенок с аутизмом, уровень вакцинации вторых детей был значительно ниже. Однако отказ от вакцинации не снижал риск аутизма у второго ребенка — для не вакцинированных детей он был выше, чем для вакцинированных. Опять же, наиболее вероятное объяснение — родители, которые уже заметили симптомы аутизма у второго ребенка, чаще отказывались от вакцинации. По данным исследования, в целом уровень распространения РАС составлял 1% для всех детей, и 7% для семей, в которых уже был один ребенок с аутизмом. Предыдущие исследования также показали, что вакцинация не связана с возрастом диагноза РАС, тяжестью и течением аутизма, а также риском аутизма у более чем одного ребенка в семье.

    2. Аутизм может быть связан с эпигенетическими изменениями в сперматозоидах отца

    В апреле 2015 года группа исследователей сообщила о необычно высоком уровне «эпигенетических» изменений в ДНК сперматозоидов мужчин, у чьих маленьких детей был обнаружен аутизм. Эпигенетика контролирует, когда и где тот или иной ген станет активным. Поскольку эпигенетические изменения в сперматозоидах могут передаваться ребенку, они могли повлиять на раннее развитие мозга, предполагают ученые. Причиной таких эпигенетических изменений, по мнению исследователей, может быть контакт с различными токсичными веществами, перенесенные инфекции и другие неблагоприятные факторы окружающей среды в течение жизни. Такие изменения могут накапливаться с возрастом, и, возможно, это объясняет, почему у детей отцов старшего возраста есть повышенный риск аутизма.

    1. Открытие связи между мозгом и иммунной системой может помочь лучше понять природу аутизма

    В июне ученые из Университета Вирджинии, США, сообщили об открытии ранее неизвестной системы лимфатических сосудов в мембранах, окружающих мозг. Это открытие серьезно изменило понимание возможной связи между мозгом и иммунной системой. В будущем оно может помочь понять, какую роль играют воспалительные процессы в развитии различных неврологических расстройств, в том числе аутизма. Эта лимфатическая система настолько хорошо «спрятана», что до сих пор о ней не было ничего известно, но она помогает объяснить, почему у многих неврологических расстройств есть иммунный компонент. Предполагается, что эти данные помогут в разработке новых методов лечения для различных расстройств, включая рассеянный склероз, болезнь Альцгеймера и аутизм.

    Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

    outfund.ru

    Фонд поддержал: Пилотное обследование расширенного контингента детей-аутистов с помощью методов группы ЭЛИ-Тест

    Проведение пилотного обследования 200 детей с патологией ЦНС для выявления закономерностей, на основе которых будет разрабатываться лабораторный метод диагностики аутизма.

    Проблема, на решение которой направлен проект

    На сегодняшний день не существует лабораторной диагностики аутизма, позволяющей дифференцировать данное заболевание, в частности, от шизофрении; с точки зрения возможностей реабилитации, крайне важно получить возможность диагностики аутизма на ранних стадиях.

    Миссия проекта

    1. Лабораторный скрининг детей с РАС для определения дальнейшего индивидуального маршрута обследования.

    2. Результаты проекта послужат основой для планирования и проведения полномасштабной НИР по созданию метода объективной диагностики аутизма и уточнению основных биохимических закономерностей, типичных для аутизма и лежащего в основе его патогенеза.

    Конкретные задачи и этапы проекта

    1. Создание международной рабочей группы экспертов;

    2. Проведение пилотного обследования 200 детей (2-4 кв. 2013);

    3. Разработка перспективного плана НИР (1-2 квартал 2014).

    Партнеры и участники проекта

    — Иммункулус — пилотное обследование расширенного контингента детей-аутистов с помощью методов группы ЭЛИ-Тест (лабораторные методы молекулярной диапансеризации). Разработка перспективного плана НИР.

    — Autism Research Institute — клиническая супервизия в интерпретации результатов. Продвижение метода на международной арене.

    — Центр Проблем Аутизма — формирование групп детей с аутизмом/РАС и другими формами патологии ЦНС. Участие в формировании рабочей группы для реализации проекта.

    — Чикагский университет — софинансирование проекта. Включение данных, полученных в рамках обследования, в базы своих аналитических программ.

    Рабочая группа проекта

    На что нужны средства

    — Аренда помещения для проведения исследования (40 кв.м);

    — Заработная плата научных сотрудников и консультации врачей-специалистов;

    — Оборудование и материалы;

    — Покупка диагностических тест-систем;

    — Создание экспериментальной тест-системы.

    Результаты проекта

    Успешное завершение НИР, которое в дальнейшем приведет приведет к:

    1. Созданию объективного лабораторного метода ранней диагностики аутизма;

    2. Подаче заявки и получении патента;

    3. Разработке специализированной диагностической тест-системы и начале ее массового производства;

    4. Лучшему пониманию биологических основ патогенеза аутизма и предложению новых методов коррекции состояния больных детей и их реабилитации.

    Стоимость проекта

    Полная стоимость проекта 5 985 611 (Пять миллионов девятьсот восемьдесят пять тысяч шестьсот одиннадцать) рублей.

    Фондом «Выход» оказана помощь в размере 3 000 000 (Три миллиона) рублей.

    С подробной сметой проекта вы можете ознакомиться здесь.

    Оказать финансовую помощь проектам фонда вы можете, нажав на кнопку «Помочь».

    Программа «Аутизм: комплексная диагностика»

    Центр речевой неврологии «ДокторНейро» разработал комплексную Программу обследования детей с неустановленным диагнозом « аутизм ».

    Программа разработана на основе клинических рекомендаций и протоколов Министерства здравоохранения РФ.

    Актуальность программы объясняется трудностями диагностики целого ряда заболеваний, имеющих проявление по аутистическому типу. А также необходимостью применения междисциплинарного подхода, предполагающего сотрудничество и взаимодействие специалистов нескольких направлений при работе с каждым пациентом.

    Аутизм: ошибки диагностирования.

    Очень часто аутизм диагностируется ошибочно.

    Происходит это потому, что под определение «аутизм» (а точнее, «ранний детский аутизм», РДА, так как диагноз «аутизм» может быть поставлен ребенку лишь в среднем школьном возрасте) попадает общий набор поведенческих симптомов. Основные (но не все) из которых:

    • выраженная склонность к компульсивному (намеренному соблюдению правил), стереотипному поведению («бесцельным» повторяющимся действиям),
    • определенная последовательность выполнения действий (ритуальное поведение),
    • чрезмерная избирательность (например, к некоторым цветам или в еде),
    • изменения эмоционального фона,
    • замкнутость,
    • ограниченность интересов,
    • сложности взаимодействия с окружающим миром,
    • нежелание играть со сверстниками,
    • нежелание общаться со взрослыми,
    • недоразвитие или отсутствие речи.
    • Если ребенок ведет себя определенным образом (а тем более в его поведении отмечаются сразу несколько специфических черт), то с большой долей вероятности ему может быть установлен диагноз «аутизм». И при этом неважно, какая именно патология лежит в основе такого поведения, диагноз зачастую устанавливается, не учитывая причины возникновения патологии.

      Несмотря на то, что в современной медицине и коррекционной педагогике есть большое количество диагностических методик и алгоритмов, ситуации «подмены» одного нарушения другим случаются нередко.

      РАС и РДА – не одно и то же.

      Прежде всего, уже внутри самой категории «аутизм» недопустимо использование знака равенства между диагнозами РДА (ранний детский аутизм) и РАС (расстройство аутистического спектра).

      РДА имеет, минимум, три или четыре признака из всей симптоматики аутистического спектра. Как правило, это трудности взаимодействия с другими людьми, даже самыми близкими, а также невозможность выражения собственных эмоций. Речь таких детей также имеет свои характерные черты: эхолалии, аграмматизмы, отсутствие местоимений, штампованность, интонационная монотонность. Если такие дети и начинают говорить, то с ярко выраженной задержкой.

      РАС , на первый взгляд, проявляется очень похожими чертами. Но при всей внешней схожести симптомов, РАС и РДА – не одно и то же.

      Несмотря на то, что РАС и РДА имеют похожие проявления, они абсолютно различны в части самой природы нарушения. В отличии от РДА, РАС не является самостоятельным заболеванием как таковым, и всегда является последствием органического поражения центральной нервной системы ребенка, особенностям психического статуса или генетическим нарушением. То есть РАС как самостоятельное проявление, без какой-либо причины, существовать не может. И фатальная ошибка диагностирования может стать основанием того, что РДА будет приписан тем детям, которые на самом деле аутизмом не страдают.

      РАС также можно «спутать» с алалией или мутизмом. Действительно, в определенном возрасте эти нарушения достаточно схожи по своим проявлениям. Начиная с 4-4,5 лет, сенсорная алалия может выглядеть подобно аутистическому спектру. Почему так происходит?

      В основе мутизма лежит классический невроз. Физически здоровый ребенок без каких-либо органических патологий и отклонений в интеллектуальном развитии — не говорит: не отвечает на вопросы, не показывает свою способность говорить в принципе. Выглядит это так, словно ребенок сознательно «дал обет молчания».

      Чаще всего, состояние мутизма появляется у обидчивых, чувствительных и ранимых детей. Но и позитивный, открытый ребенок может замкнуться и замолчать, если ему пришлось столкнуться с неожиданным раздражителем: психотравма, неожиданный испуг, резкая смена окружающей обстановки. Различают тотальный мутизм (ребенок не говорит ни при каких обстоятельствах), избирательный (проявляется только в определенных местах или с отдельными людьми), фобический (ребенок боится выглядеть неприглядно) и депрессивный (на фоне общего снижения активности, мрачности).

      Очень важно понимать, что при всей внешней схожести симптомов, все это абсолютно разные заболевания. Эффективность всей дальнейшей работы по реабилитации ребенка зависит, в первую очередь, от того, насколько верно установлен диагноз.

      Сенсорная алалия – нарушение с аутоподобными проявлениями.

      Сенсорная алалия проявляется нарушением речи, а порой и полным её отсутствием. Ребенок не понимает обращенной речи. Если объяснять на простом языке, у ребенка-алалика нарушено восприятие речи – речь звучит для него как набор непонятных иностранных слов, все фонемы сливаются в одну. Он не может воспринимать обращенную к нему речь и, как следствие, не понимает самого смысла вербального общения. В конце концов он привыкает обходиться без речи.

      Таким образом алалия «маскируется» под РАС. Поведение ребенка приобретает аутоподобные черты, а именно все те же: проблемы взаимодействия с окружающим миром, замкнутость, нежелание играть со сверстниками и общаться со взрослыми и т.д.

      И в случае сенсорной алалии, и в случае расстройства аутистического спектра обязательно будет присутствовать органическое поражение центральной нервной системы. Но структура дефекта при РАС будет принципиально отличаться от алалии.

      Аутизм – медицинский диагноз и ни в коем случае не может быть установлен только логопедом.
      Существует множество органических заболеваний, которые имеют схожую симптоматику, которую можно принять за аутизм. И такие заболевания очень важно дифференцировать, так как от этого зависят дальнейшее лечение и коррекция. К сожалению, не всегда один невролог (или один психиатр) в одиночку может оценить уровень высших психических функций.
      Диагноз аутизм (или до определенного возраста РДА) обязательно должен быть предустановлен комиссией врачей и коррекционных специалистов. При подозрении на аутизм рекомендовано пройти всестороннее обследование у профильных врачей.
      Родителям очень сложно пройти всех врачей и инициировать их совместное обсуждение для вынесения единого решения.
      В Центре речевой неврологии «ДокторНейро» разработана программа всестороннего глубого анализа нарушений аутистического спектра. Пять высококвалифицированных специалистов – детский невролог, детский психиатр/психоневролог, врач-генетик, нейрореабилитолог, логопед-дефектолог в результате коллегиального обсуждения выносят единый согласованный диагноз.

      Методика рассчитана на детей от 2,5 до 12 лет.

      Консультация детского невролога

      Врач-невролог определяет наличие или отсутствие поражения нервной системы – расстройства функций черепно-мозговых нервов, рефлексы и их изменения, экстрапирамидные нарушения, мозжечковую патологию и расстройства координации движений, чувствительность, расстройства функции вегетативной нервной системы.

      Невролог экспертного класса определит, какова первопричина – неврологическое нарушение и, как возможное следствие, приобретенный аутистический спектр или психиатрическая/ генетическая патология.

      ЭЭГ – основной и высокой степени информативный метод обследования. На основании анализа биометрической активности головного мозга. ЭЭГ позволяет исключить (или, наоборот, подтвердить) различные нарушения и скрытые заболевания (например, эписиндром). Также врач-нейрофизиолог анализирует когерентность – показатель эффективности функционирования определенных зон мозга.

      Ультразвуковая допплерография (УЗДГ)

      Ультразвуковая допплерография (УЗДГ) сосудов головы и шеи. Это современный неинвазивный метод оценки кровоснабжения мозга, позволяющий оценить правильность питания головного мозга и кровоток. Проводит врач невролог-нейрофизиолог.

      В программе по дифференциальной диагностике аутизма мы проводим исследование слуховых вызванных потенциалов. Результаты данного исследования позволят нам исключить сенсорную алалию и тугоухость, с которыми часто путают проявления аутистического спектра. Исследуя реакции мозга на сигналы от органов слуха, появляется вероятность обнаружить «разрыв» в цепи передачи информации, выявить и установить место повреждения нервной системы.

      Консультация детского психиатра/психоневролога

      Врач-психиатр определяет психический статус пациента и проводит систематизацию выявленных феноменов, их психопатологическую классификацию для целостного анализа.

      Обращение к врачу-генетику актуально при наличии отставания психоречевого или моторного развития у ребенка, нарушений когнитивной или эмоционально-волевой сферы. Врач уточняет причины пороков развития в плоскости генетических факторов. В случае выявленных с помощью генетического анализа обменных заболеваний, вызванных генетическими мутациями, у врачей появляется возможность назначить ребенку оптимальное лечение, согласно его нарушению.

      Нейрореабилитолог собирает анамнез с момента беременности до последних анализов ребенка на основании предоставленных родителями медицинских заключений (выписок, карт и т.д), проводит патодиагностику. Результатом диагностики является описание структуры дефекта с позиции пато-, нейродиагноста, выдается предварительное заключение по первичному нарушению и составляется эффективный маршрут педагогической коррекции.

      На совместном консилиуме врачей, участвовавших в обследовании, происходит коллегиальное обсуждение пациента, формирование клинического и педагогического заключений. Родители получают расширенный документ, описывающий структуру нарушения, причину возникновения и индивидуальные рекомендации по коррекции выявленных нарушений.

      Стоимость программы: 15.500 рублей

      После диагностического обследования и выявления точного диагноза мы рекомендуем родителям пройти курс лечения по Программе социальной адаптации детей с аутизмом «Открытый мир» .

      www.doctorneiro.ru