Как обследовать ребенка с заиканием

Обследование при заикании

Эффективность коррекции любого патологического состояния зависит, в первую очередь, от грамотной диагностики. И заикание — не исключение. Прежде, чем начинать лечение детей или взрослых, специалисты должны как можно больше узнать о состоянии будущих пациентов во время обследования.

В речевом центре «Арлилия» при заикании практикуют комплексное обследование, которое осуществляется с участием врачей различных специальностей: логопеда, невропатолога, психолога, педиатра и других. Такой подход позволяет максимально точно диагностировать причину и выяснить стадию его развития.

Начинается обследование с предварительного знакомства с пациентом. Задача специалиста на этом этапе — создать комфортную обстановку, в которой заикающиеся будут спокойно себя чувствовать и смогут рассказать об особенностях своего состояния.

Сбор данных о симптоматике заболевания

Специалист выясняет анкетные данные пациента и получает первичную информацию о заикании, в частности:

  • как проявляется;
  • когда возникло;
  • что могло послужить причиной (испуг, аффект, гнев, травма головы, перенесенное тяжелое заболевание и т.д.);
  • какие обстоятельства предшествовали появлению нарушений речи;
  • какие методы лечения были испробованы (в том числе, домашние).
  • Изучение личностных особенностей пациента

    В речевом центре к проблеме заикания подходят комплексно, не только корректируя речевую моторику, но и формируя устойчивое состояние личности. Такая методика позволяет полностью избавиться от нарушений речи, избежать возможных рецидивов заболевания, а также побороть комплексы, убрать страх перед общением и выступлением на публике. Именно поэтому обследование заикающихся детей, подростков или взрослых не обходится без исследования их личности.

    На этом этапе специалисты получают ответы на следующие вопросы:

    • как пациент относится к своему недугу;
    • каким образом он позиционирует себя в обществе;
    • как относятся к нарушениям речи родители заикающегося ребенка, помогают ли они ему бороться с патологией;
    • как складываются взаимоотношения больного в семье и коллективе.

    Кроме того, для полноценного обследования детей с заиканием необходимо выяснить, каким образом протекала беременность матери, как прошли роды, какие проблемы их сопровождали. Страдают ли такой болезнью родители малыша.

    Логопедическое обследование

    Цель этого этапа — исследовать состояние речи и моторики пациента. Специалист выявляет особенности проявления заикания, отслеживает дополнительные моторно-речевые нарушения, которые его сопровождают.

    Как мы лечим

    В результате комплексного обследования специалисты речевого центра «Арлилия» получают полное представление о физиологическом и психологическом проявлении заикания у каждого пациента. Это позволяет выбрать оптимальный путь лечения, которое осуществляют высококвалифицированные специалисты с огромным опытом. Они помогли сотням детей и взрослых избавиться от недуга и вернуться к нормальной жизни.

    Грамотно проведенное обследование заикающихся дошкольников, подростков или взрослых, занятия с заикающимися детьми по проверенной авторской методике профессора Л.З. Арутюнян и тщательное соблюдение рекомендаций специалистов приводят к безоговорочной победе над нарушениями речи.

    www.arlilia.ru

    Схема обследования ребенка с заиканием

    Анкетные данные

    Дата рождения ____________________________________________________________

    (Для школьника: № школы, класс)____________________________________________

    Дата и № протокола________________________________________________________

    Логопедическое заключение МПК____________________________________________

    Сведения о семье

    Наследственные заболевания _________________________________________________

    Характеристика речи окружающих ребенка людей _______________________________

    Материально-бытовые условия в семье _________________________________________

    Общий анамнез

    Какая по счету беременность _________________________________________________

    Особенности протекания беременности ________________________________________

    Особенности течения родов __________________________________________________

    Вес и рост ребенка при рождении _____________________________________________

    После выписки из родильного дома:

    особенности сна ____________________________________________________________

    особенности бодрствования __________________________________________________

    Особенности грудного вскармливания _________________________________________

    Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в больнице:

    до одного года _____________________________________________________________

    после одного года __________________________________________________________

    Психомоторное развитие

    Стал держать голову с ______________________________________________________

    С какого времени стал раздеваться ____________________________________________

    шнуровать ботинки _________________________________________________________

    застегивать пуговицы _______________________________________________________

    излишне подвижен _________________________________________________________

    излишне заторможен ________________________________________________________

    Развитее речи

    Время появления гуления ____________________________________________________

    первых слов _____________________________________________________________

    Особенности речевого развития (нарушения звукопроизношения, дефекты слоговой структуры слов и т.п.) _____________________________________________________

    Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнообразное)________________

    Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года__________________________

    Возможные причины ухудшения или улучшения речи____________________________

    Бывают ли периоды плавной речи _____________________________________________

    Ситуации, когда заикание наиболее выражено __________________________________

    Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:

    в семье ____________________________________________________________________

    в общении со сверстниками __________________________________________________

    в детском саду (или при ответе в классе)________________________________________

    в незнакомой обстановке _____________________________________________________

    (Для школьников: как шло усвоение школьного материала ________________________

    влияет ли заикание на успеваемость в школе ___________________________________)

    Отношение ребенка к заиканию _______________________________________________

    Есть ли страх речи __________________________________________________________

    Отношение в семье, в школе к заиканию ребенка

    Занятия с логопедом: где — когда _____________________________________________

    по какой методике __________________________________________________________

    Как долго занимался ________________________________________________________

    Причина рецидива _________________________________________________________

    Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведения, общительности и взаимоотношений ребенка с другими людьми, с детьми (со слов родителей, учителя)___________________________________________________________________

    Школьнику можно предложить для самостоятельного ответа следующие вопросы:

    — Где труднее говорить: в школе, в магазине и т.п.?

    — Какова речь со сверстниками, родителями, незнакомыми

    — Имеется ли волнение, страх речи в незнакомой обстановке?

    — Как влияет волнение на речь?

    — Сохраняется ли заикание, когда тебя никто не слышит?

    — Влияет ли твоя речь на успеваемость в школе?

    — Если ты занимался с логопедом, то пользуешься ли изученными прежде приемами? ___________________________________________________________________________

    Данные объективного обследования

    Состояние слуховой функции

    1. Слуховое внимание ________________________________________________________

    2. Восприятие речи __________________________________________________________

    Состояние моторных функций

    1. Наблюдение за естественными движениями (а также за осанкой, походкой) ___________________________________________________________________________

    2. Выполнение заданий (ходьба, бег, прыжки, игра с мячом и др.) __________________________________________________________________________

    (В выводе, характеризуя особенности общей моторики, отметить объем движений, точность, координацию, темп, переключаемость, сопутствующие движения, двигательную активность ребенка.)

    1. Кинестетическая основа движений пальцев (праксис «позы») ____________________

    2.Кинетическая основа движений пальцев (последовательно организованные движения)_________________________________________________________________

    3. Манипуляции с мелкими предметами ________________________________________

    Конструктивный праксис ____________________________________________________

    Навыки работы с карандашом; ручкой __________________________________________

    4. Для школьников: состояние графомоторных навыков ___________________________

    5. Наличие леворукости ______________________________________________________

    Мимика и артикуляторная моторика

    1. Мимические движения _____________________________________________________

    (особенности мимики при речи _______________________________________________)

    2. Одиночные движения и серии движений органов артикуляции ___________________

    Строение органов артикуляционного аппарата

    Состояние импрессивной речи

    1. Пассивный словарь ________________________________________________________

    2. Понимание логико-грамматических конструкций ______________________________

    Состояние экспрессивной речи

    1. Звукопроизношение и звуко-слоговая структура слов ___________________________

    2.Активный словарь _________________________________________________________

    3. Грамматический строй речи ________________________________________________

    Состояние фонематических функций

    1. Фонематическая дифференциация ___________________________________________

    2. Фонематический анализ ____________________________________________________

    3. Фонематический синтез ____________________________________________________

    4. Фонематические представления _____________________________________________

    (У школьников проверяются также навыки слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений.)

    Состояние дыхательной функции

    Тип дыхания _______________________________________________________________

    Ритмичность дыхания _______________________________________________________

    Характер вдоха при речи _____________________________________________________

    Продолжительность речевого выдоха __________________________________________

    Состояние просодических компонентов речи

    1.Темп речи ________________________________________________________________

    Ритм речи __________________________________________________________________

    Правильность употребления пауз в процессе речевого высказывания ________________

    2. Характеристика голоса:

    Сила голоса ________________________________________________________________

    Особенности модуляций ____________________________________________________

    3. Интонированность речи (употребление основных видов интонации) _____________

    4. Внятность речи __________________________________________________________

    Симптоматика заикания

    А. Внешняя (физическая) симптоматика заикания

    I. Проявление заикания в различных формах речи (на материале беседы, чтения коротких стихов, воспроизведения небольших рассказов и сказок, рассказа по картинке и др.) ______________________________________________________________________

    1. Шепотная речь ___________________________________________________________

    2. Сопряженная речь _________________________________________________________

    3. Отраженная речь __________________________________________________________

    4. Вопросно-ответная речь ____________________________________________________

    5. Пересказ прослушанного текста _____________________________________________

    (с опорой и без опоры на сюжетную картинку)___________________________________

    6. Рассказ по серии картинок, по картинке ______________________________________

    7. Самостоятельный рассказ __________________________________________________

    8. Для школьников: отражение заикания на письме (репродуктивное и самостоятельное письмо) ___________________________________________________________________

    Проявление заикания при чтении _____________________________________________

    (В выводе зафиксировать данные о сохранных речевых возможностях; частоту, силу, длительность и степень выраженности судорог, зависимость судорог от речевого материала: места во фразе, в слове; при произношении отдельных слов, звуков; зависимость судорог от звуко-слоговой структуры слов, длины фразы и др.; зависимость судорог от формы речи, от громкости речи)______________________________________________________________________

    II. Форма судорог (тонические, клонические, смешанные)_________________________

    — дыхательные (экспираторные, инспираторные, респираторные)__________________

    — голосовые (смыкательные, размыкательные, вокальные) ________________________

    — артикуляционные (губные, язычные, мягкого нёба)_____________________________

    III. Наличие непроизвольных движений тела, лица ______

    Б. Внутренняя (психическая) симптоматика заикания

    I. Наличие или отсутствие логофобий (страх речи в определенных ситуациях, страх произнесения отдельных слов, звуков и др.) ____________________________________

    а) произнесение отдельных звуков и междометий

    II. Наличие или отсутствие защитных приемов (уловок), частота и эффективность их использования:

    1. Моторных _____________________________________________________________

    б) произнесение слов и словосочетаний.______________________________________

    3 . Изменение стиля речи___________________________________________________

    III. Степень фиксированности на заикании (нулевая, умеренная, выраженная)_____________________________________________________________

    Индивидуально-психологические особенности ребенка

    1.Контактность с окружающими и характер общительности, взаимоотношений __________________________________________________________________________

    2.Особенности психических процессов памяти, внимания, мышления _______________

    3.Динамика психической деятельности и поведения ребенка:

    — активность или вялость психической деятельности, движений, речи (в игре, в учебной деятельности) _______________________________________________________

    — устойчивость и преобладающий фон настроения ______________________________

    — степень эмоциональной возбудимости _______________________________________

    4. Другие особенности: ______________________________________________________

    5. Другие нарушения речи ____________________________________________________

    Логопедическое заключение

    Форма и локализация судорог _________________________________________________

    Степень тяжести заикания ____________________________________________________

    Выраженность внешней и внутренней симптоматики заикания _____________________

    Степень фиксированности на заикании _________________________________________

    Индивидуально-психологические особенности ребенка ___________________________

    Другие нарушения устной и письменной речи ___________________________________

    Дата окончания обследования. ________________________________________________

    logoprof.ru

    Как обследовать ребенка с заиканием

    Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи — Учебное пособие (Волкова Г.А.)

    Схема обследования детей с заиканием

    Анкетные данные Фамилия, имя ребенка _______________ _____ Дата рождения Дата обследования _________________________________ Возраст Домашний адрес, телефон_________________________ Из какого детского сада, поликлиники направлен (номер детского сада, номер поликлиники, район) _______________ Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа)………………………………………………………… Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии ………………………………… Сведения о родителях Мать: образование, профессия ________________________ Отец: образование, профессия ______________—_______ Жалобы родителей _______________________________ Речь родителей: построение фраз (грамотное, нет), интонационно-ритмическое оформление фразу (правильное, нет) — Наследственные заболевания. Особо отметить наличие семейного заикания ________________________________ Общий анамнез От какой беременности ребенок ____________________ Возраст матери при рождении ребенка (до 35 лет, после 35 лет) Как протекала беременность в 1 половину, во 2 половину:

    заболевания: краснуха, ГРИПП) сахарный диабет, токсоплазмоз, заболевания печени, почек, ангина, анемия, токсикоз ………………………………………………………………………….. травмы………………………………………………………………………………………………. явления угрожающего выкидыша………………………………………………………………… Течение родов: в срок, в 8 мес., в 7 мес. _____________ Роды: нормальные, срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные и др…………………………………………………. Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция …………………………………. Длительность родов: первые — более 20 часов, повторные — более 12 часов………………… Травмы во время родов: переломы, кровоизлияния родовая опухоль у ребенка ………………. Состояние ребенка в момент рождения: закричал сразу: нет, через несколько минут, наличие асфиксии: синей, белой……………………………………………………………………………… Резус-фактор: отрицательный, совместимость — врождённые пороки: сердца, косолапость и др……………………………………………………………………………………………………… Вес и рост ребенка…………………………………………………………………………………… Когда принесли кормить, как ребенок взял грудь, как и сколько сосал, спал во время кормления, наблюдались срыгивания, поперхивания До какого времени грудное вскармливание ________ Состояние ребенка в грудном возрасте: спокоен, беспокоен, вял, криклив, плаксив и др…………………………………………………… Перенесенные заболевания на 1-м месяце жизни: сепсис, грипп, анемия, пневмония, желтуха, диспепсия……………………………………………………………………………………………… Заболевания на 1-м году жизни: пневмония, грипп, скарлатина, коклюш, дизентерия, диспепсия и др. ________ Заболевания ребенка от 1 года до 3 лет, после 3 лет Травмы головы: с потерей сознания, без потери сознания Закрытие родничка: раннее, норма _________________ Нервно-психическое здоровье отца, матери ………………………………………………………….

    Заболевания у родственников: эпилепсия, психические заболевания, туберкулез, сифилис, алкоголизм, заикание ……………………………………………………………………………..

    Данные о развитии речи Время появления и особенности гуления, лепета ……………………………………………… Понимание речи с…………………………………………………………………………………. Первые слова с ……………………………………………………………………………………. Первая фраза с …………………………………………………………………………………….. Темп речи …………………………………………………………………………………………. С какого времени речь стала средством общения со взрослыми, сверстниками ……………… Дефекты слоговой структуры слов: пропуски, замены, перестановки, повторения с………………………………………………………………………………………………………. Какие звуки долго произносил неправильно (этот симптом может провоцировать судороги в речи из-за излишнего напряжения артикуляторных мышц на неправильно произносим ба звуках. Повышенный тонус мышц возникает вследствие ого, что ребенок стремится приблизить свое произношение к воспринимаемым им звукам речи) …………………………..

    Особенности формирования моторики

    Удержание головы с________________________________ Развитие движений рук: брал бутылочку с молоком, предметы с……………………………………………………………………

    Движения со спины на бок с ______, со спины на живот …………………………………………..

    Стал сидеть без поддержки с _______________________ первые попытки самостоятельно подтянуться, ухватившись за пальцы взрослого с_____________________________ Стал тянуться за высокорасположенными предметами ……………………………………………. — Стал самостоятельно сидеть и ложиться из положения сидя с …………………………………. Ходил ровно, с пробежками, падал с _______________ Моторные навыки: одеться с ______, раздеться с…………… , застегнуть пуговицу с ______, зашнуровать ботинок с ______

    Характер нарушения моторики: излишне подвижен, суетлив, не координирован в движениях, выполняет их с широко амплитудой, двигательное беспокойство; или заторможен, неповоротлив, несвоевременная переключаемость движений с ………………………………….. Правша, левша, амбидекстр, была ли попытка переучивания левшества. Последний фактор важен для выяснения не в смысле преобладания левшей среди заикающихся (показано что такого преобладания не существует), а для того, чтобы уточнить возможную причину возникновения заикания вследствие нетактичного поведения взрослых в отношении ребенка-левши. ………………………………………………………………………………………………….

    Развитие подражательности Действия с игрушками по показу взрослого: «Покачай лялю», «Покорми кису» с ……………. То же по словесной инструкции с __________ ____ Подражание разнообразным показываемым действиям с ……………………………………………………………………………………………. Воспроизведение данного образца по показу с ________ Воспроизведение данного образца по слову с _________ Развитие взаимоотношений

    Специфическая реакция на других детей: улыбался, тянулся к другому ребенку, стремился взять у него игрушку с ………………………………………………………………………………. Стал проявлять эмоциональное отношение к другим детям, интересовался их действиями с ………………………………………………………………………………………………………….. Выражение эмоционального отношения к другому ребенку в речи: «Не плачь», «Он к маме хочет» — с……………………………………………………………………………………………… Выражение положительного отношения к детям в действиях: гладит, берет за руку с …………………………………………………………………………………………………………… Проявляет избирательное отношение к одному ребенку с к коллективу детей — с ……………………………………………………………………………………………………………

    Время возникновения первых симптомов заикания Приблизительное время появления заикания………………………………………………………..

    Как начиналось заикание (точно записать со слов родителей)…………………………………….

    В чем проявлялось заикание (по описанию родителей)……………………………………………

    Течение заикания с момента возникновения и до времени обращения к логопеду постоянное (возникнув, заикание протекает почти без изменений)……………………………… волнообразное (после возникновения заикания наблюдались периоды улучшения в речи и периоды усугубления симптоматики заикания)……………………………………………………. рецидивирующее (после возникновения заикания и некоторого течения оно полностью не проявлялось, а затем судороги в речи появлялись вновь) ………………………………………… Где, когда, сколько занимался исправлением речи, результаты коррекции: без изменений, заметное улучшение, значительное улучшение, нормальная речь………………………………… Отношение ребенка к своему заиканию: переживает, нет, вообще не замечает …………………………………………………………………………………………………………. Характеристика общительности Легко вступает в контакт с логопедом, другими взрослыми, со сверстниками Держится в стороне, не стремится к контакту. Инициативен в общении, негативен, неустойчивое общение.

    Для выявления состояния моторики логопед предлагает детям разного возраста соответствующие задания. Задания для детей 2-х лет и 3-го года жизни: • пройти по дорожке, начерченной мелом на полу;

    • перешагнуть через препятствие высотой 25—30 см; • медленно покружиться на месте; • отбросить мяч от груди, из-за головы двумя руками; • бросить мяч логопеду (взрослому) двумя руками; • поймать брошенный мяч; • подпрыгнуть на месте на двух ногах; • наклоны вперед и в стороны; • присесть, держась за спинку стула; • слепить из пластилина палочку, шарик, баранку.

    Задания для детей 3-х лет и 4-го года жизни: — пробежать 3—4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20—25 см; — менять движения по сигналу (по слову, по удару в бубен по хлопку в ладоши); — перейти с бега на ходьбу; — остановиться после бега или ходьбы, пройти по шнуру положенному на пол; — прыгнуть в длину с места; — переложи, из одной руки в другую флажок, маленький мячик над головой, за спиной, перед собой, подняться на носки. Задания для детей 4-х лет и 5-го года жизни: — задания, предлагаемые детям 3—4 лет; — мяч бросить вверх — поймать, ударить об пол и поймать двумя руками; — присесть на корточки и перекатить мяч логопеду;

    — пролезть через обруч; — прыгнуть в обруч на полу и выпрыгнуть из него;

    — катить обруч, бежать рядом с ним, держась за него;

    — поднять руку с флажком вверх, другую — вверх, переложить флажок из руки в руку; — кругообразные движения рукой (левой, затем правой) с лентой над головой. Задания для детей 5 лет и 6-го года жизни: • пробежать, затем проскакать на обеих ногах, на одной ноге по заданию (от стола к окну, от окна к двери и др.); • остановиться по сигналу (бубен, хлопок в ладоши, слово «стой») после ходьбы, пробежки, прыжков;

    • установка связи между сигналом и действием: тихие удары в бубен — ходьба на носочках, громче — на полной ступне, громко — пробежка, нет ударов — остановиться; • бросить мяч логопеду через круг и в ответном броске поймать; • правой рукой взять обруч, поставить на пол и поворачивать его от себя, чтобы обруч крутился; • прыгнуть на носках двумя ногами в обруч, лежащий на полу, и выпрыгнуть из обруча; • руки с флажками вперед, назад, вверх, вниз (по команде логопеда); • держа руки над головой, переложить из одной руки в другую три ленточки поочередно; • то же самое с пятью ленточками. Задания для детей 6 лет и 7-го года жизни: — задания, предлагаемые детям 5—6 лет; — присесть, покатать мяч на полу от руки к руке, встать, подняв мяч; — ударять мяч ладонью об пол и считать до пяти; — взять в руки как можно больше мячей и принести их логопеду; — пробежать, на бегу бросая и ловя мяч; — прокатить обруч вперед двумя руками, поднять над головой, надеть на себя, присесть и положить его на пол, выпрямиться и выпрыгнуть из обруча; — завязать ленту узлом, бантом. Обобщение. Логопед в ходе исследования моторики детей 2—7 лет фиксирует: — координацию рук, ног (правильная, замедленная, нет координации); — чувство равновесия (есть, нет); — осанку (правильная, неправильная); — объем выполнения движений (полный, неполный);

    — переключение движений (своевременное, замедленное, отсутствует); — самостоятельность выполнения (полная, с помощью взрослого); — сопутствующие движения (есть, нет);

    — наличие леворукости, амбидекстрии; — мимические движения (нормальные, амимичность, гиперкинезия мышц лица, синкинезии, т. е. дополнительные движения, сопровождающие основное, слабо или ярко выраженные). Данные исследования моторной функции заикающегося ребенка целесообразно обобщить по следующим параметрам. Нормальная Моторика: сформирована статическая координация движений: умеет по заданию и произвольно фиксировать некоторое время нужную позу; сформирована динамическая координация движений: движения четкие, уверенные целенаправленные взаимосвязанные в различных видах моторной активности (в беге, прыжках, поскоках, пробежках хлопках, покачиваниях тела, размахиваниях руками в такт шагам и т. д.); вполне сформированы Мелкие движения кисти и пальцев рук; выразительная и эмоциональная мимика лица. Нарушения Моторики: повышенная двигательная активность, расторможенность и наличие с широкой амплитудой колебаний, выраженная зависимость моторики от эмоциональных переживаний моторная напряженность скованность и некоординированность движения, неловкость, пассивность, зависимость указанных нарушений от степени переживания дефекта, какой-либо ситуации, от наличия логофобии. Исследование подражательности для исследования логопед предлагает детям разного возраста следующие задания. Задания для детей 3-х лет — 4-го года жизни: • повторить за логопедом предложения из З—4 слов; • по образцу подобрать однородные предметы по форме (шарик, яйцо); • нанизать кольца пирамиды подбирая их по величине (6—7 колец);

    • построить из кубиков воротца; • отобрать две одинаковые куклы из четырех; • подобрать два контурных одинаковых рисунка, например, два яблока из фруктов, двух зайцев из животных.

    Задания для детей 4-х лет — 5-го года жизни: — повторить за логопедом фразу из пяти слов; — по образцу собрать и разобрать пирамидку по кольцу, называя действия: «Я надеваю (снимаю) синий кружок»; — построить домик, забор, воротца из строительного материала; — раскрасить кисточкой контурное изображение (яблоко, вишню, солнце). Задания для детей 5 лет — 6-го года жизни: • по образцу разыграть с помощью игрушек небольшой сюжет после трехкратного показа и рассказа логопедом. Например: «У Саши папа летчик. Он часто летает на север. Однажды он привез Саше медвежонка. Саша с мамой поили ею молоком. Когда медвежонок подрос, его отдали в зоопарк». Игрушки: самолет, куклы (мама, папа, сын, мишка). Задания для детей 6 лет — 7-го года жизни: — после показа и рассказа логопеда разыграть с фигурками настольного театра отрывок из любой знакомой сказки. Обобщение. Логопед фиксирует:

    — подражание полное; — подражание творческое (дети внесли дополнительные детали в показ действия и другие обороты речи в рассказ, ничего не опустив из данного образца; — подражание неполное (дети не до конца выполнили увиденное и услышанное задание, опустив часть его);

    — отказ от подражания. Исследования импрессивной речи Соответственно возрасту предлагается выполнить следующие задания. Задания для детей 2-х лет — 3-го года жизни: • показать по словесной инструкции логопеда различные предметы обстановки комнаты, вещи личного обихода;

    • выполнить поручение по речевой инструкции, Например: «Возьми куклу», «Принеси мяч» и т. д. Задания для детей 3-х лет — 4-го года жизни: — показать по словесной инструкции предметы обстановки, вещи личного обихода и др.; показать по словесной инструкции предметы той или иной формы (круглое яблоко, квадратный стол), величины (большой шкаф, маленький стул), того или иного цвета (красный шар, зеленый огурец); выполнить поручения по речевой инструкции, например: «Возьми шарик и положи на стол», «Встань и подойди к окну»; — ответить на вопросы по содержанию небольшого рассказа (для выяснения понимания содержания). Например, можно прочитать следующий текст: «У Миши был серый котик. Хвост у котика пушистый, глазки зеленые, лапки мягкие. Миша давал ему молока и каши. А котик кашу не любил, просил мяса. Котик был ленивый, не хотел мышей ловить. Хорошо Мышам. Котик молока полакает и спит на солнышке. Вот плутишка!» — ответить на вопросы: Кто был у Миши? Какой у котика хвост? Глазки? Лапки? Чем Миша кормил котика? Что просил котик? Почему мышам было хорошо? Какой был котик? Задания для детей 4-х лет — 5-го года жизни: — показать по речевой инструкции логопеда игрушки, кукол—персон ей сказок, предметы обихода, предметы разной величины, формы и цвета; ответить на вопросы по содержанию программной сказки или рассказа (для выяснения понимания содержания). Задания для детей 5-ти лет — 6-го года жизни: — показать по речевой инструкции логопеда игрушки, кукол—персонажей сказок, предметы обихода, предметы разной величины, формы и цвета; — ответить на вопросы по содержанию программной сказки или рассказа (для выяснения понимания содержания); — показать по сюжетным картинкам времена года, диких и домашних животных.

    Задания для детей 6-ти лет — 7-го года жизни: • показать понимание и знание слов, обозначающих величину, форму и цвет предмета, понимание и знание времен года (с использованием сюжетных картинок); • показать понимание и знание праздников, основных профессий (с использованием сюжетных картинок); • ответить на вопросы по содержанию программного рассказа, газетной статьи. Исследование экспрессивной речи Задания для детей 2-х лет — З-го года жизни: • назвать окружающие предметы, игрушки; • показать язык широкий, узкий, зубы, облизать языком губы, вытянуть губы вперед и т. д. (предложить выполнить одиночные движения и серию движений для всех последующих возрастных групп); • рассказать сказку, например, «Курочка-Ряба»; • описать несложную сюжетную картинку; • рассказать об игрушке; • прочитать стихотворение. Задания для детей З-х лет — 4-го года жизни: — назвать предметы обстановки, вещей личного обихода, качеств предметов, овощей, фруктов, ягод (цвет, величина, форма, вкус); — побеседовать с ребенком на тему, интересную для детей этого возраста; — рассказать по картинке; — прочитать стихотворение. Задания для детей 4-х лет — 5-го года жизни: — побеседовать с ребенком о семье, его игрушках, любимых сказках, мультфильмах; — пересказать известную сказку; — назвать за логопедом предметные и простые сюжетные картинки (отраженная речь); — рассказать стихотворение вместе с ребенком (сопряженная речь); — поиграть с ребенком в лото, домино на сопряженной речи.

    Задания для детей 5 лет — 6-го года жизни: • побеседовать с ребенком об известных ему овощах, фруктах, машинах, профессиях и т. д. (по логическим группам слов); • сравнить, отвечал на вопросы логопеда, два предмета, рассказан об их сходстве и различии (например, двух кукол); • назвать за логопедом сюжетные картинки; • вместе с логопедом дать описание какой-нибудь игрушки в игре «Игрушка-сюрприз»: развернув пакет, ребенок рассматривает игрушку, а затем по образцу логопеда вместе с ним называет игрушку и описывает ее качества (например, мягкую игрушку — медвежонка). Задания для детей 6 лет — 7-го года жизни: — составить несколько предложений по сюжетным картинкам типа «Что делает?» Например, «Мальчик ловит рыбу», «Девочка кормит котенка», «Бабушка вяжет носки»; — показать инсценировку знакомой сказки, используя фигурки настольного театра; — побеседовать с ребенком о детских передачах, книгах, его друзьях, о семейных праздниках и т. п.; — повторить за логопедом предложения небольшого текста;

    — вместе с логопедом назвать и выполнить действие, например, с мозаикой: «Я взял красный кружок. Я взял еще один красный кружок. » — «Получился цветок». Обобщение. В ходе исследования речи ребенка логопед фиксирует:

    — особенности внимания заикающегося (внимательный, сосредоточенный, отвлекаемый, неусидчивый, раздражительный, истощаемый, негативный); — форму судорог (клоническая, тоническая, смешанная: клоно-тоническая, тоно-клоническая); — вид судорог (дыхательный, голосовой, артикуляторный, смешанный: дыхательно-голосовой, дыхательно-артикуляторный, артикуляторно-голосовой и т. д.); — степени выраженности заикания: ЛЁГКАЯ— ребенок активен в деятельности, заикание не влияет на общительность, легкий контакт со сверстниками, со взрослыми, судороги наблюдаются только в самостоятельной речи; СРЕДНЯЯ — активность в деятельности снижена, заикание повлияло на общительность ребенка, со взрослыми и детьми вступает в контакт неохотно, судороги имеются в самостоятельной, вопросно-ответной, отраженной речи; ТЯЖЕЛАЯ — ребенок пассивен в деятельности, необщителен, контакт только при побуждении со стороны взрослого, судороги во всех видах речи. — проявления заикания (количество судорог, их сила и длительность) в различных формах речи: в самостоятельном рассказе, в рассказе по картинке., в беседе, в пересказе прочитанного логопедом текста, в вопросоответной речи, при чтении стихотворения во время отраженной, сопряженной и шепотной речи; — состояние дыхательной функции: ритм (нормальный, аритмия), темп (нормальный, ускоренный, замедленный), характер вдоха (нормальный, укороченный, слишком глубокий, во время речи), характер выдоха (соответствует количеству слов во фразе, укороченный, слишком быстрый выдох), характер дыхания (диафрагмально-брюшное, диафрагмальное, поверхностное верхнеключичное); — состояние, строение и подвижность артикуляторного аппарата: аномалии в строении губ, челюстей, зубов, языка, твердого и мягкого неба (нет, есть, какие). Отметить параметры движений: • наличие или отсутствие движения; • активность (расторможенность, заторможенность); • объем (полный, неполный); • точность выполнения; • длительность (способность удерживать органы в заданном положении); • темп движений (норма, замедленный, ускоренный); • замена движения (синкинезии). — состояние звукопроизношения. Определить нарушения звукопроизношения по механизмам дислалия или стёртая дизартрия. По форме моторное, сенсорное, смешанное нарушение. По проявлению: сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, йотацизм, дефекты заднеязычных звуков, дефекты озвончения, дефекты смягчения, По объему: мономорфное, полиморфное нарушение; — состояние просодических компонентов речи: темп речи (нормальный, ускоренный, замедленный), ритм (нормальный, аритмия), сохранение пауз (норма, деление слов, слогов паузой, судорогой), голос (сила голоса — громкий, слабый, тихий, мерцающий, затухающий, высота голоса высокий, низкий, нормальный, тембр голоса — сиплый, хриплый, резкий с металлическим оттенком, с носовым оттенком особое внимание обратить на наличие мягкой или твердой атаки голоса), внятность речи (внятная, отчетливая, смазанная, неясная). Поскольку при заикании наблюдается не только нарушение звукопроизношения, но могут быть отклонения, задержка в формировании словаря, грамматического строя речи, фонематических процессов, рекомендуется обследовать эти стороны речи.

    Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений

    Простой фонематический анализ

    Выделение ударного гласного на фоне слова (у заикающихся детей, начиная с 4—5 лет). Инструкция: «Слышишь ли ты звук [А] в слове АНЯ? Звук [О] в слове ОЛЯ? Звук [У] в слове УТКА?». Выделение согласного звука на фоне слова, начиная с 5 лет Инструкция: «Слышен ли звук [С] в слове САНИ?». Выделение согласного звука из слова. Инструкция: «Какой звук ты слышишь в слове ШАПКА?». Сложный фонематический анализ Начиная с 6-летнего возраста, у заикающихся детей исследуются сложные формы фонематического анализа. При этом ребенку предлагается: — определить место согласного звука в слове, сначала в начале, конце, середине слова; определить место звука в слове по отношению к другим звукам, например: «Какой звук слышен после звука [М] в слове МАК? Какой звук находится на третьем по счету месте в слове КАША?»; — определить последовательность звуков в слове, например: «Какой звук находится между звуками [И], [А] в слове ЛИСА?»; «Назови соседей звука [К] в слове РУКА?». Начиная с возраста от 5 до 7 лет, ребенку предлагается: — определить количество звуков в словах, например: «Сколько звуков в словах РАК, ЛАПА, КОШКА?»; — дифференцировать звуки по противопоставлению: звонкие — глухие, мягкие — твердые, свистящие — шипящие, заднеязычные — переднеязычные, сонорные [Р] — [Л] и др. Фонематический синтез Составление слова из последовательно данных звуков, начиная с 5-летнего возраста. Инструкция: «Послушай звуки [Д], [О], [М], поставь их рядом и скажи, какое слово у тебя получилось». Фонематические представления Начиная с 5-летнего возраста, ребенку предлагаются для выполнения следующие задания: • подобрать слово на заданный звук. Например: «Назови слово со звуком [Ш] или со звуком [З], со звуком [Р]» и т.д.; • разложить в два ряда предметные картинки, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, например: [С] — [Ш], [Ч] — [Ц], [З] — [Ж], [Р] — [Л] и др.; • из общего количества картинок отобрать только те, названия которые начинаются на определенный звук. Перед ребенком раскладывается ряд из 10—12 картинок из разных логических групп слов, среди которых есть картинки со звуком [С] — КУРТКА, СТАКАН, ШАПКА, ПОМИДОР, СОБАКА, ЯБЛОКО, СВЕКЛА, ЧАШКА, СКОВОРОДА, ПИРАМИДКА, СУМКА, СОВА. Ребенку предлагается внимательно посмотреть на картинки, подумать и отложить в сторону картинки со звуком [С].

    uchebnik-online.net